Научная статья на тему 'Стела «Радость труда» Ю. К. Королева'

Стела «Радость труда» Ю. К. Королева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монументально-декоративное искусство / советский период / художник-монументалист / городская среда / стела / мозаика / Ю. К. Королев. / monumental decorative art / Soviet period / muralist / city environment / stele / mosaic / Yuri Korolev.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антонова Александра Петровна

Статья посвящена творчеству художника-монументалиста Юрия Константиновича Королева (1929‒1992), автора росписей, витражей и мозаик во многих городах нашей страны. Особенное внимание уделяется мозаичной стеле в городе Тольятти. Стела уникальна по своим размерам и по богатству оттенков сплошного смальтового покрытия. Она создавалась в честь присвоения в 1972 г. Волжскому автомобильному заводу имени 50-летия СССР, и, соответственно, основной темой были героизм и трудовые будни советского народа этих пятидесяти лет. По сути, это произведение ‒ лаконичная живописная летопись истории нашей страны в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stele “Joy of Work” by Yuri Korolеv

This article is devoted to creativity of muralist Yuri Korolev (1929‒1992). He created many murals, stained-glass windows and mosaics in various cities of our country. Particular attention is paid to his mosaic stele in the city of Togliatti. The stele is unique in its size and in the richness of shades of solid smalt coating. It was created in honor of the assignment the name of the 50th anniversary of the USSR to the Volga Automobile Plant in 1972, and, accordingly, the main theme was the heroism and everyday work of the Soviet people during these fifty years. In substance, this work is a laconic, figurative chronicle of the history of our country in the Soviet period.

Текст научной работы на тему «Стела «Радость труда» Ю. К. Королева»

УДК 7.036

А. П. Антонова

стела «радость труда» Ю. к. королева

Статья посвящена творчеству художника-монументалиста Юрия Константиновича Королева (1929-1992), автора росписей, витражей и мозаик во многих городах нашей страны. Особенное внимание уделяется мозаичной стеле в городе Тольятти. Стела уникальна по своим размерам и по богатству оттенков сплошного смальтового покрытия. Она создавалась в честь присвоения в 1972 г. Волжскому автомобильному заводу имени 50-летия СССР, и, соответственно, основной темой были героизм и трудовые будни советского народа этих пятидесяти лет. По сути, это произведение - лаконичная живописная летопись истории нашей страны в советский период.

Ключевые слова: монументально-декоративное искусство; советский период; художник-монументалист; городская среда; стела; мозаика; Ю. К. Королев.

Aleksandra Antonova Stele "Joy of Work" by Yuri Korolev

This article is devoted to creativity of muralist Yuri Korolev (1929-1992). He created many murals, stained-glass windows and mosaics in various cities of our country. Particular attention is paid to his mosaic stele in the city of Togliatti. The stele is unique in its size and in the richness of shades of solid smalt coating. It was created in honor of the assignment the name of the 50th anniversary of the USSR to the Volga Automobile Plant in 1972, and, accordingly, the main theme was the heroism and everyday work of

the Soviet people during these fifty years. In substance, this work is a laconic, figurative chronicle of the history of our country in the Soviet period. Keywords: monumental decorative art; Soviet period; muralist; city environment; stele; mosaic; Yuri Korolev.

Отечественное монументально-декоративное искусство в 1960-1980-х гг. переживало впечатляющий расцвет. Многочисленные мозаичные панно и стелы, витражи, рельефы из разнообразных материалов служили и внешним оформлением новостроек, и внутренним украшением помещений самого различного назначения. По образному выражению Н. И. Аникиной: «Как бесконечный единый фриз, рассеченные скорее пространством, чем временем, тянулись и тянулись от здания к зданию, из города в город бесконечные километры мозаик, витражей, росписей, рельефов, маркетри, гобеленов...» [1, с. 60]. Произведения наших мастеров не только заполняли территорию Советского Союза, но и выходили за его пределы - в братские социалистические республики, а также украшали посольства многих других государств. Работы известных художников ожидали, приветствовали и достаточно широко освещали в прессе. Издавались серии альбомов о монументальном творчестве отдельных специалистов [3]. на страницах журналов и газет появлялись критические статьи на очередные произведения, разворачивались острые дискуссии с вовлечением художников, архитекторов, искусствоведов, общественных деятелей [4]. Причем затронуты были как художественные и эстетические проблемы, так и вопросы, касающиеся истории и идеологии, социологии и воспитания, этики и философии. Монументально-декоративные произведения казались насущным продуктом тех дней. они были адресованы современникам, наполняли их повседневную среду, несли общественную нагрузку. но внимание к ним в ту пору, сменившееся равнодушием и даже негативным социальным отношением в 1990-х и начале 2000-х гг., а затем забвением, привело к тому, что на сегодняшний день значение этих произведений весьма неопределенное.

В настоящее время возрастает внимание к художественной жизни 1960-1980-х гг. Происходит некоторое переосмысление

событий и процессов того времени, в том числе и творчества художников-монументалистов. К тому же все острее становится проблема сохранения их работ [1; 2; 12]. В 2005 г. выходит книга Н. И. Аникиной «Иллюзии и реальность: творчество московских монументалистов 70-90-х годов глазами заинтересованного наблюдателя» [1]. Эта книга - сплав живых воспоминаний сотрудника Московского комбината монументально-декоративного искусства, непосредственного участника созидательных событий того периода, и взгляда искусствоведа, академика РАХ, - с позиции настоящего времени. Это не единственный пример погружения в прошлое «заинтересованных наблюдателей». Можно назвать книги В. Е. Лебедевой «Мои современники» [10], Л. Г. Полищука «Леонид. Записки великого тайного художника» [11], статьи М. Л. Терехович: «Борьба с пространством», «Казнить нельзя помиловать. К вопросу о судьбе произведений монументально-декоративного искусства второй половины ХХ века на постсоветском пространстве» [13; 14] и др. Проводятся различные конференции, такие как «Среда. Художник. Время», «Дискурсы авангарда в советском официальном искусстве второй половины ХХ века», «Толстовские чтения», с последующим выпуском сборников материалов [12]. Но все же этого недостаточно для формирования нового, более объективного взгляда на подъем монументально-декоративного искусства в период 1960-1980-х гг. Созданные в таком количестве, а подчас и редкого качества, разнообразные произведения сохраняют обособленное положение, некоторую исключительность. Это явление еще не до конца исследовано и пока не занимает достойного места и роли в общем контексте отечественного искусства.

К достижениям «нового монументализма» [1, с. 16] причастно множество известных художников: Е. М. Аблин, А. В. Васнецов, И. В. Пчельников, Л. Г. Полищук, И. И. Лаврова и др. Среди них значимое место занимает Юрий Константинович Королев.

Известность художника-монументалиста пришла к Королеву достаточно рано. Фото одного из эскизов его дипломного проекта - оформления фойе Института физической культуры

им. П. Ф. Лесгафта, созданного в соавторстве с Б. А. Тальбер-гом, - появилось в газете «Вечерний Ленинград» [6], а после реализации работы в материале в 1956 г. художник становится востребованным мастером. И дело тут не только в его художественной одаренности, а еще и в особой чуткости к требованиям времени. Необходимость создания произведений совсем иной тематики, нежели только революционное героическое прошлое нашего народа, витала в воздухе. Талантливые художники - особая категория, интуитивно улавливающая настроение публики и потребность зрительской аудитории в новых формах и образах. А в данном случае в роли зрителей к тому же выступала интеллигентная веселая молодежь - студенты-физкультурники. По словам Н. Воронова, именно в это время происходит ломка укоренившихся представлений об искусстве. «Первая работа Королева во многом отразила эту ломку. В ней много простора, воздуха, она гораздо свободнее и раскованнее, чем некоторые работы монументалистов начала 1950-х годов» [3, с. 7].

Немаловажную роль в этой художественной свободе, несомненно, сыграла учеба в легендарном Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ). Институт был реорганизован в 1952 г., в частности и из-за определенного свободомыслия. Некоторые студенты и преподаватели были переведены в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ). Но процесс поисков новой тематики и нового пластического языка было не остановить: «В 1954 году среди руководителей дипломных работ появляется московский художник Г. И. Рублев. Тематика дипломных работ во многом освобождается от установочных тем историко-партийного плана» [8, с. 19]. Вообще личность Георгия Иосифовича Рублева как наставника многих монументалистов 1960-1970-х гг. явно недооценена. За годы работы в МИПИДИ и двадцать лет работы в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной он воспитал десятки интересных, подчас удивительных художников, благодаря которым и произошел подъем монументально-декоративного искусства в этот период. Нисколько не умаляя важности выработки профессиональных качеств, Рублев большее значение придавал

воспитанию эстетического вкуса, трудолюбия, любознательности и пристальному вниманию к окружающему миру. Вдохновляя личным примером на постоянный поиск, он вместе со своими учениками экспериментировал в мозаике с цветными цементами, «с применением керамики, сколов камня и мрамора, кусков разноцветного стекла, с использованием легких портативных плит из прессованной стружки» [7, с. 39]. Дух исследования, передача своего богатого опыта, уважение к творческой индивидуальности студента привели к тому, что почти каждый из учеников Рублева имеет свой узнаваемый почерк. Очевидные примеры: Борис Таль-берг, Евгений Аблин, Игорь Пчельников, Леонид Полищук, Сергей Тер-Григорян, Юрий Королев.

Почерк Королева-монументалиста узнаваем не только по его художественным особенностям: своеобразной декоративности, яркости и контрастности цветовой палитры, эффектности четкого пятна. Характерно, что в большинстве его монументальных произведений есть одна главная тема - Родина. Эта тема может развиваться в поэтическом русле малой родины, как мозаика, удачно размещенная в здании автовокзала в Москве. Зрители - путники, возвращающиеся или направляющиеся в разные города и села, по личным или служебным делам, или транзитные пассажиры, для которых пересадка в Москве - только остановка в нелегком путешествии. Изображения согретых солнцем колосьев, летящей лебедушки, небольшой церкви, хлеба и крынки с молоком как нельзя более уместны для такой аудитории. душевные теплые образы молодой женщины с детьми и пожилой - как воспоминание о детстве и маме, всегда ждущей своего уже взрослого ребенка. У каждого есть заветные места, которые оставил или куда стремишься. Или места, которые позабыты в суете, и самое время вспомнить о них.

Патриотическая тема у Ю. К. Королева формируется и в работах о победе в Великой Отечественной войне. В глобальных произведениях - триптихе «Победа» и мозаике «Народ и армия едины» в Центральном музее вооруженных сил СССР - она преподносится грандиозно, пафосно, с экскурсом в исторические сражения времен

Александра Невского и войны 1812 года. Но и в других сюжетах напоминание о героической борьбе с вражескими захватчиками так или иначе дает о себе знать. В ранней росписи в Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта фрагментами включены изображения боев, образ солдата ненавязчиво присутствует и в мозаике «Моя Родина» московского автовокзала, и в тольяттинской стеле «Радость труда».

Ю. К. Королев работал во многих городах нашей огромной многонациональной страны. В его произведениях находит отражение все многообразие природы - от побережья Северных морей до знойного юга, особенностей истории и культуры. Силой и уверенностью веет от «Людей моря Севера» - росписи фойе театра в Мурманске. Нужна особая отвага, чтобы выйти в холодные серо-голубые волны на надежном, но таком небольшом сейнере. И с высоты полета сквозь облака чайкам видно, как сплоченно, плечом к плечу, не дрогнув, держатся на палубе мореплаватели и в своем едином бесстрашии кажутся великанами. Северная природа сурова, горда и холодна. Но пусть солнце не слепит глаза и не припекает, «Люди земли Севера» горячи сердцами и неустанным трудом сохраняют для своих детей хрупкое тепло родного берега. Совсем иное настроение в витраже представительства Азербайджана - на тот момент республики в составе нашего единого государства. Огромное солнце занимает полнеба, черные силуэты нефтяных вышек тянутся к нему, туда же в синюю высь вереницей взмывают чайки, а внизу у подножья башен расцветают диковинные растения. Как это далеко от скромной природы северных морей. Здесь буйство красок, изобилие фруктов и цветов, ослепительные небо и солнце. Здесь в формах сосудов и чаши со священными плодами гранатов отражается отшлифованная временем древняя культура Востока. Создаваемые Юрием Королевым произведения для различных регионов не только образно соответствовали своему местонахождению и назначению, но в своей самобытности акцентировали общенациональное величие страны. Для кинотеатра «Батыр» в Набережных Челнах художник создал эскиз витража по мотивам

национального татарского эпоса. В превосходно разработанной композиции Батыр и Дева-птица, символизирующие Добро и Любовь, занимают центральное место. Они словно излучают свет, и белые лебеди, в стремительном вихре кружащиеся вокруг них, разгоняют тьму, а с нею и олицетворяющих злые силы черных птиц и страшных лесных чудищ.

Почти в то же время Ю. К. Королев находил совсем иные по тематике и эмоциональному строю решения для торцов зданий этого же города. Совсем недавно было принято решение о строительстве завода по производству грузовых автомобилей, но на эскизах художника ведется строительство, работает тяжелая техника и уже сходят с конвейера машины, а на фоне светлых многоэтажных зданий радуются жизни молодые семьи. Этот энтузиазм - не вымысел художника, он действительно существовал и создавал особую атмосферу того времени. Подобные произведения имели несколько задач: они отражали происходящее, создавали эмоциональный настрой и формировали идейно-художественную городскую среду. В своих статьях Ю. К. Королев много размышлял о проблемах формирования среды. Не ограничиваясь решением только художественных и пластических задач, он всегда чувствовал необходимость обратной связи со зрителями. «Среда формируется не так как дом из готовых блоков и не в короткий период, отводимый архитекторами для осуществления проекта. „Среда" - это скорее настроенность предметно-пространственного окружения. Это - эмоционально-художественное качество пространства. И для того чтобы оценивать это качество, вовсе не нужны какие-то сверхсложные приборы: „среду" человек ощущает так же четко, как верх и низ, свет и затемненность, жару и холод. Она дана нашим чувствам непосредственно. Люди могут быть незнакомы с искусством и архитектурой, не знать слов „фреска" и „фасад", но они безошибочно различают ощущения свободы и стесненности, ансамбля и хаоса, разнообразия и монотонности, различают лирический, гнетущий или интимный строй пространства» [9, с. 7].

Своеобразной кульминацией монументальной деятельности Ю. К. Королева стала колоссальная мозаичная стела в городе

Тольятти. При строительстве этого города с самых ранних стадий проектирования экспериментально осуществлялась совместная деятельность архитекторов и художников по созданию полноценной художественно-пространственной среды. Одно из главных мест в плане строительства Автозаводского района города занимала протянувшаяся от набережной к площади эспланада. Именно на ней предполагалось основное размещение произведений искусства - фонтанов, декоративной скульптуры и мозаичной стелы Королева. Стела представляет собой параллелепипед длиной почти 100 м, сплошь покрытый смальтой, в том числе и сверху, несмотря на высоту выше человеческого роста. Здесь был расчет на обзор с балконов и окон строящейся рядом высотной гостиницы. Стела получила название «Радость труда», так как выполнялась в честь присвоения в 1972 г. Волжскому автомобильному заводу имени 50-летия СССР и, соответственно, основной темой были героические эпизоды и трудовые будни советского народа на протяжении этих пятидесяти лет. «Радость труда» преподносилась зрителям с размахом - 530 м2 яркой живописи. Она должна была стать праздничным зрелищем, одной из главных достопримечательностей центральной эспланады района. Днем она бы играла богатством оттенков в солнечных лучах, а вечером подсвечивалась прожекторами. Даже сейчас нуждающаяся в реставрации и скрывающаяся за разросшимися деревьями и кустарниками мозаика поражает звучностью красок. Они остаются свежими и сочными.

Из интервью художников - исполнителей мозаики, данного газете «Волжский автостроитель» в 1980 г., можно узнать, что смальту специально выплавляли в разных городах страны - Ростове, Лисичанске, Костино - в связи со спецификой изготовления и способностью смальты по-разному отражать прямые и косые световые лучи. «Одного только черного цвета - четыре разных оттенка. По предварительным подсчетам, в панно будет использована смальта более ста оттенков» [5]. Впечатляет еще одно число: всего для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты.

Эта работа вновь возвращает нас к главным темам творчества Ю. К. Королева - патриотизму и гражданственности. Художник изображает мужественных и стойких людей в тяжелые для отчизны времена и в ее радостные дни. По сути, это произведение - лаконичная живописная летопись истории нашей страны в советский период. Первые пятилетки, ударные стройки, Великая Отечественная война, освоение космоса и завершающие фрагменты - строительство и пуск Волжского автомобильного завода. В отдельных небольших сюжетах художник рассказывает зрителям о соотечественниках - обычных людях, так много сделавших для нашей страны. О героях, которые не знали, что они герои. «Вот красноармеец в накинутой на плечи шинели и в буденовке. Но не на поле сражения, а на фоне ионической капители с тетрадью в руках. Вот молодая женщина в подвязанном по-деревенски платочке мечтательно смотрит вдаль, а на коленях у нее открытая книга. Спортсмен-атлет с диском в руке. Почтительные студенты перед седобородым профессором с пробирками в руках. Сталевары и колхозники, ученые и космонавт. Солдат, преклонив колено, целует знамя. И романтический образ девушки среди цветов, девушки в развевающемся складчатом платье, провожающей парня, который уходит в багровую темноту сорок первого.

Фрагменты представляют законченные композиции, но вместе они превращаются в неразрывный поток, в череду сменяющихся поколений» [2, с. 300].

На первый взгляд это произведение может показаться несколько пафосным, трагическое горение черного и красного цветов - слишком напряженным. Но при более внимательном подходе становится ясно, что мозаика рассчитана на долгий эмоциональный контакт со зрителем. В ней удивительное многообразие интонаций. Автор не навязывает какую-то конкретную эмоцию. Не давит на зрителя резкими экспрессивными средствами. Сомасштабность изображенных фигур человеку, дифференцированный подход к пластической проработке форм, более детальной в фигуре атлета, более обобщенной - в изображении солдат, разнообразие схем многофигурных композиций, сложный ритмический строй произведения - все

это приводит не к сиюминутной эффектной броскости, а к глубине и многогранности содержания. При каждой следующей встрече эта мозаика может давать новые импульсы к размышлению. Неслучайно персонажи стелы Королева обладают индивидуальными чертами: юноша в буденовке лишен типизации красноармейца из-за круглых очков и явно озябшего состояния в темном нетопленном вузе двадцатых годов, студент-химик перед профессором - узнаваемый любитель поспорить. Стрижки и одежда в духе определенного времени придают теплоту и человечность изображениям, зритель проходит рядом с почти осязаемыми образами прошлого.

И может быть, произведению в целом свойственна некоторая романтическая взволнованность, но каждая конкретная сцена обладает своим характерным звучанием в эмоциональном диапазоне от воодушевленных рабочих и служащих при запуске нового производства - к домашнему уюту, где молодая мать играет с ребенком. Напряженную энергетику спортсмена на соревнованиях сменяют неясные, но такие светлые надежды крестьянки, обучающейся грамоте.

К теме эмоционального воздействия искусства на зрителя неоднократно обращался в своих статьях В. А. Фаворский. Монументальное искусство по силе воздействия он сравнивал с музыкой. «Как влияет на человека мелодия, грустная или бодрая, так и монументальное искусство заставляет нас ощущать его определенный ритм. Поэтому можно сказать, что если изобразительное искусство вообще влияет на нас, может перестраивать нас морально и эстетически, то монументальное искусство, кроме того, организует самого человека. Таков диапазон монументального искусства» [15].

И мозаика «Радость труда» звучит. И не только общим гармоничным ритмом пятен. Когда отдельные сцены касаются драматических моментов истории страны - тревожные краски, как тревожные ноты, обращают на себя внимание зрителя. Но вот заиграли светлые жизнерадостные оттенки, и зазвучал «Марш энтузиастов», а в отдельных сценах, посвященных материнству или Волге, слышатся и народные напевы.

Данная работа имеет своего рода собирательный характер. В ней прослеживаются образы из более ранних монументальных и станковых произведений Королева. Это не просто использование удачных художественных решений, это содержательные исторические образы, особенно значимые для автора, близкие ему. Таким образом, мозаичная стела в городе Тольятти - это и собрание фрагментов истории советского периода в художественных образах, и моментов творческой деятельности великолепного мастера.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аникина Н. И. Иллюзии и реальность: творчество московских монументалистов 70-90-х годов глазами заинтересованного наблюдателя. Екатеринбург : Екатеринбургский художник, 2005. 151 с.

2. Антонова А. П. Монументально-декоративные произведения г. Тольятти 1970-х годов. Попытка создания единой художественно-образной организации Автозаводского района. Проблемы сохранения, изучения // Материалы международной научно-практической конференции. Самара : [б. и.], 2014. С. 298-304.

3. Воронов Н. Ю. Королев : Монументальные произведения. Живопись. Графика, М. ; Совет. художник, 1976. 86 с.

4. Декоративное искусство СССР. 1976. № 1 (218); 1986. № 4 (341).

5. Иванов В. И оживет камень // Волжский автостроитель. 1980. № 75. 28 июня.

6. Калинин В. Искусство, нужное народу // Вечерний Ленинград. 1956. № 67 (3155). 19 марта.

7. Калинин В. Рублев (Советский мастер монументально-декоративной живописи). Л. ; М. : Искусство, 1960.

8. Кафедра монументально-декоративной живописи / СПГПХА им. А. Л. Штиглица. СПб. : изд.-полигр. предприятие «Искусство России», 2011. 288 с.

9. Королев Ю. К. Актуальные идейно-творческие проблемы монументального искусства // Советское монументальное искусство 74. М. : Советский художник, 1976. С. 5-8.

10. Лебедева В. Е. Мои современники. М. : Галарт, 2008. 224 с.

11. Полищук Л. Г. Леонид : Записки великого тайного художника. М. : Галарт, 2010. 172 с.

12. Среда. Художник. Время : Монументальное искусство в координатах 2-й половины ХХ века : сб. ст. по материалам Международ. науч. конф. / под ред. Н. И. Аникиной, А. С. Епишина. М. : БуксМАрт, 2016.

13. Терехович М. Л. Борьба с пространством // Диалог искусств. 2017. № 5. С. 46-51.

14. ТереховичМ. Л. Казнить нельзя помиловать : К вопросу о судьбе произведений монументально-декоративного искусства второй половины ХХ века на постсоветском пространстве // Архитектура, строительство, дизайн. 2015. № 4 (81). С. 90-95.

15. Фаворский В. Мысли о монументальном искусстве // Московский художник. 1958. № 7. С. 2.

1. Ю. К. Королев. Стела «Радость труда». 1981. Фрагмент

2. Ю. К. Королев. Стела «Радость труда». 1981. Фрагмент

4. Ю. К. Королев. Стела «Радость труда». 1981. Фрагмент

4. Ю. К. Королев. Стела «Радость труда». 1981. Фрагмент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.