ПАССИВНЫЙ ВАНДАЛИЗМ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЛИКА МОЛОДОГО ГОРОДА
© Коробова Е.С.1
Институт Изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти
В статье рассматриваются проблема формирования культурно-исторического наследия молодых городов России; сохранения объектов малых архитектурных форм как носителей исторической памяти.
Ключевые слова: монументальное искусство, мозаика, индустриальный город, социокультурное пространство.
Тольятти - один из крупнейших индустриальных российских городов, урбанистическое пространство которого обезличено лаконичными, лишенными индивидуальности типовыми постройками, которая разряжена малыми архитектурными формами монументального искусства. Парки, скверы и дворовые площадки украшены железобетонными формами, декорированные смальтой, которые в восприятии обывателя рассматриваются как забавное дополнение, с утилитарным назначением и не воспринимаются как объекты искусства.
Традиционно в российской истории монументальное искусство было представлено в пышном убранстве дворцово-парковых комплексов и усадьб, украшении их интерьеров и экстерьеров, либо памятными знаками, стелами, монументами, посвященными конкретным людям, событиям, имеющие историческую значимость. Спустя годы новые формы, которые по велению времени возводятся в их черте, подчиняются традициям и стилям предшествующих эпох. Однако, в социокультурном пространстве г. Тольятти такое наследие отсутствует, поэтому его считают территорией, не имеющей исторически сложившихся художественных традиций.
Со времен середины XX века Тольятти сыскал славу города без исторических корней. Его основной гордостью считался АвтоВАЗ. А город - его банальным приложением. Посему и построен как конвейер, где все ритмично упорядочено, логично, структурно. Но город - это среда обитания людей с их амбициозными помыслами и творческими идеями. Здесь для художников была особая площадка для творчества, которая давала полную свободу, исключая влияние традиций в плане выбора форм, но однозначно подчиненная заданному содержанию. Оно отражало или видение образцового социалистического настоящего (мозаики Дворца спорта), или абстрактные образы искусства будущего (мозаичное панно кинотеатра Сатурн).
1 Студент 2 курса кафедры Живопись.
На протяжении ХХ столетия художники-монументалисты находясь под внешним давлением новых методов строительства, искали подходы к проблемам монументального искусства, пытаясь сохранить древние традиции, и находили интересные стилистические решения. Однообразие, скупость архитектуры этого периода несколько выравнивалась за счёт мозаик. Мозаики силой своей эстетической привлекательности прочно входят в инструментарий пропаганды ведущей политической идеологии и прославления Отечества.
Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным [1]. Помимо фигуративных росписей, среди мозаик и настенных рисунков советского периода встречаются абстрактные панно и скульптурные композиции. Замысловатые орнаменты, разноцветные кусочки смальты, искусные узоры из керамической плитки - ценное наследие ушедшей эпохи, достойное уважения и признания.
Созданные в это время мозаики простираются от набережной, до самых северных районов города, насыщая линейный конвейер центра рукотворными и понятными человеку символами, имеющие высокое эстетическое и историко-культурное значение.
Тематика мозаичных панно достаточно разнообразна. Монументально-мозаичная стела «Радость труда» (Автозаводский р-н, Приморский б-р, д. 37, у южного входа Дворца спорта) и мозаичное панно «Мирный труд» (проспект Степана Разина, 8, ТЦ «Волжские зори») славили индустриальные достижения. Мозаичное панно «Человек, природа, спорт» (Приморский б-р, д. 37, Д/с «Волгарь») отражало красоту здорового образа жизни. На боковых и торцевых стенах кинотеатра «Сатурн» представлено образное решение темы «Отдых». Мозаичное панно во Дворце пионеров (проспект Степана Разина, д. 99), на фасадах и внутри здания музыкальной школы № 4 (проспект Степана Разина, д. 95) воспевается значимость образования. Красота природы нашего края показана в мозаике экстерьеров библиотеки Автограда (ул. Юбилейная, д. 8).
Монументально-мозаичная стела «Радость труда» расположена между набережной и Дворцом спорта «Волгарь». Длина стелы около 100 м и выполнена она многоцветным смальтовым узором. Величественный объект монументального искусства был воплощен в жизнь по эскизам и под руководством Народного художника Юрия Константиновича Королёва в 1977-1978 гг.
Стела посвящена присвоению Волжскому автомобильному заводу имени 50-летия СССР, поэтому главный замысел подразумевал изображение трудовых будней и героических моментов советского народа в течение этих пятидесяти лет. Поражает тот факт, что всего для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты [2].
Данный архитектурный объект выполнен в традиционном жанре рассказа о «житиях святых», только вместо святых судьба целой могущественной страны. На протяжении всей длины мозаичного полотна представлены моменты истории нашей страны: рождение СССР, Красноармейцы, образование республик, мирный день перед войной, Великая Отечественная вой-
на, восстановление городов, строительство заводов, запуск человека в космос, и в самом конце группа людей, состоящих из ученых.
Еще одним монументальным памятником, достойным внимания является мозаичное панно «Мирный труд» 1975 г. на фасаде торгового центра «Волжские зори». Мозаика была выполнена в 1975 году и находится на ул. Степана Разина. Автором панно является художник-монументалист В.П. Петров (Праски Витти). Панно восхищает своей красотой, мастерством автора. К сожалению, любоваться на это великолепие очень неудобно, из-за рынка, расположенного на прилегающей территории и закрывающего обзор.
К сожалению, созданные в предшествующую эпоху монументально-декоративные формы, сегодня не рассматриваются как объекты художественного наследия. В настоящее время они теряются среди пестрых банне-ров и рекламных щитов, занимая место обыденной безделушки, которой можно пренебречь или вовсе демонтировать. Между тем за каждым произведением монументального искусства стоит своя история. Вместе с монументальными объектами, имеющими и по сей день эстетическую значимость, мы рискуем потерять целую эпоху смыслов, веры, мечты, надежды -истории, без которой не может быть будущего.
История не обезличенное явление. Её создавали личности, творцы. Наследие монументально-декоративного искусства г.о.Тольятти тоже имеет имена. Имя несет обереговое значение. Ради сохранения яркой истории, формирования культуры, считаем необходимым исключить безыменность пространства городской среды, рассказать об авторах, ее создававших.
Одним из мастеров, привнесших вклад в художественное оформление города Тольятти, является Василий Александрович Бубнов, Заслуженный художник РФ, Действительный член Российской Академии художеств.
В Тольятти он выполнил ряд индивидуальных проектов, входивших в большой комплекс монументальных произведений. Художественным руководителем этих проектов был Ю.К. Королев [3].
К работам В.А. Бубнова в г.о. Тольятти относятся:
1. Общегородская танцевальная площадка (около набережной 6 кв.)1.
2. Рельеф Административного здания (ул. Юбилейная 40а).
3. Работы во Дворце Культуры Автозаводского р-на:
- Флорентийская мозаика в фойе ДКиТ.
- Разработал эскизы люстр для зрительного зала в ДКиТ.
Танцевальная площадка была создана в 82-83 годах. Представляет собой скульптурную композицию с элементами мозаики (смальтовая крошка). Скульптурная композиция танцевальной площадки имеет достаточно сложную и интересную форму, имитируя своими ритмами динамику событий на этой музыкальной сцене. Архитектурное решение танцевальной площадки представляет собой пятачок - правильный круг, обрамленный каскадами
1 Данные объекты выполнены в сотворчестве с В.С. Шапошниковой, супругой В.А. Бубнова
фонтанов. Это дало импульс автору расположить декоративные композиций в водяном полукруге во взаимодействии с бьющими струями воды, создавать феерию музыки, танца, праздника. Главная сценическая площадка этого объекта украшена мозаичным панно. Таким образом, простыми материалами и средствами (бетон, мозаичный набор, дробленая смальта) был достигнут эффект максимально декоративного решения места общественного отдыха на берегу водохранилища [4].
Другим ярким произведением является рельеф на фасаде Административного здания на набережной, который замыкал цикл различных произведений, расположенных на главной эспланаде Автозаводского района. Здесь раскрыта тема водной глади с кораблями, которые отражали просторы творчества музы искусства. В этой композиции учтен эффект хорошей освещенности солнцем, дающий возможность максимально использовать светотеневую игру рельефа из нержавеющей стали и меди на фоне кирпичной стены.
Рис. 2
Рис. 3
Бубновым В.А. была создана флорентийская мозаика в фойе во Дворце Культуры Автозаводского района (ДКиТ). Она разбита на 11 прямоугольных форм, не равнозначных по площади, в каждой из которых просматривается определенный сюжет. Доминирующей является тема автомобиля, 1/4 площади панно рассказывает об истории его развития. Чуть меньшую плоскость занимает тема игры ребенка. Фрагментарно представлены портреты современников, динамизм транспортного движения на городских магистралях, стройность тольяттинских тополей, живописность просторов, поднимающийся в небеса косяк птиц. Это панно содержит личные впечатления столичного мастера, которые он получил в молодом динамичном городе.
По проекту В.А. Бубнова в ДКиТ были выполнены люстры из динамичного сочетания элементов сферы и трубы для зрительного зала, которые ассоциируются с молекулярной физикой, как основы научно-технического прогресса.
Эти произведения могут иметь функциональное применение в современной жизни. Например, танцевальная площадка А.В. Бубнова может стать территорией молодежного творчества - открытым АРТ-клубом.
В советскую эпоху художники создали большое количество произведений монументально-декоративного творчества, о которых следует рассказать подрастающему поколению, которые должны знать, что у них есть достойное наследие для гордости.
Проведенный социологический опрос показал, что горожане не достаточно информированы о наличии памятников монументального искусства, лишь 30 % респондентов знают о великолепии мозаичных панно городской среды Тольятти. Такое состояние вызвано отсутствием планомерной работы в системе образования, призванной проводить культурно-просветительскую деятельность. Остается без внимания эта тема как на уроках изобразитель-
ного искусства, так и краеведения. Информационный вакуум фактически обесценивает наше наследие.
Известно, что вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения и т.д. Понятие вандализма в культурной среде связано не только с прямым, но и с косвенным уничтожением культурных ценностей, в том числе и безучастие к явным недостаткам в просвещении культуры, искусства.
Согласно приведенным определениям сложившееся отношение к памятникам монументального искусства - пассивный вандализм, который ведет к обезличиванию культурного наследия г.о. Тольятти.
Мозаики - уникальность города Тольятти. Мы можем гордиться этим художественным наследием! Но, к сожалению, они находятся под угрозой исчезновения. Пока этот процесс обратим - нам следует позаботиться об их сохранности.
Список литературы:
1. http://blog.i.ua/user/4775524/1436104/.
2. http://bilettlt.ru/blog/item/1821/.
3. https://m.wikipedia.org/wiki/Королëв,_Юрий_Константинович.
4. Личная беседа с автором.
5. Архивы Краеведческого музея г.о. Тольятти.
6. Архивы Мэрии г.о. Тольятти.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
© Сязи Н.М.1
Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Тарко-Сале
В статье рассматриваются актуальные вопросы использования современных образовательных региональных традиций в формировании полиэтнической культуры обучающихся в образовательном процессе.
Ключевые слова полиэтнические культура, межэтническое общение, образовательные технологии, проектная деятельность, квест-технологии.
Основные приоритетные направления обучения и воспитания детей, отраженные в законах, документах и положениях, среди которых: Закон РФ «Об образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспита-
1 Учитель истории и обществознания.