Научная статья на тему 'Стажировка работников сельского хозяйства как эффективное направление обеспечения их безопасности'

Стажировка работников сельского хозяйства как эффективное направление обеспечения их безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
300
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВКА РАБОТНИКОВ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТНИКОВ / ОХРАНА ТРУДА / БЕЗОПАСНЫЕ НАВЫКИ / ТРАВМАТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гузенко Елена Юрьевна, Сёмин Дмитрий Викторович, Мартынов Иван Сергеевич, Мисюряев Виктор Юрьевич

В соответствии с трудовым кодексом (ст. 225) стажировка это важная и обязательная часть процесса организа-ции охраны труда для работников АПК, так как сельское хозяйство одна из самых травмоопасных отраслей. Стажировка в США, Дании, Германии, Франции и других зарубежных странах существует уже более двух десятков лет. Она проводится в основном с выпускниками и работниками из всех стран мира с целью получения профессиональных и практических навыков по рабочим специальностям (тракторист, сельскохозяйственный работник) и в дальнейшем предлагают работу в той сфере сельского хозяйства, где стажировались. Цель нашего исследования влияние параметров стажировки (про-должительность, качество и т.д.) работников сельскохозяйственного производства на уровень их безопасности в процессе трудовой деятельности. Программа стажировки на рабочем месте это документ, в котором описываются все знания и навыки, которые получает работник в ходе её проведения. Её осуществляют при первоначальном трудоустройстве и при назначении на новую работу. После стажировки у работника в полном объеме вырабатываются навыки на безопасное выполнение своей работы и соответственно снижается уровень травматизма на производстве, о чем говорят данные гос-ударственной инспекции труда в Волгоградской области по травматизму. На сельскохозяйственных предприятиях Волго-градской области число производственного травматизма снижается благодаря стажировке, являясь одним из компонентов системы обучения работников. Поэтому правильная организация проведения стажировки является залогом успешной аттестации работника перед допуском его к самостоятельной работе. Усовершенствование методики проведения стажи-ровки (персонал, проводящий стажировки, порядок проведения, современные средства и приспособления и т.д.) позволит повысить уровень безопасности новых сотрудников и снизить показатели травматизма в организации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гузенко Елена Юрьевна, Сёмин Дмитрий Викторович, Мартынов Иван Сергеевич, Мисюряев Виктор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стажировка работников сельского хозяйства как эффективное направление обеспечения их безопасности»

УДК 504.5:636.5:614.8

СТАЖИРОВКА РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2020 г. Е.Ю. Гузенко, Д.В. Сёмин, И.С. Мартынов, В.Ю. Мисюряев

В соответствии с трудовым кодексом (ст. 225) стажировка - это важная и обязательная часть процесса организации охраны труда для работников АПК, так как сельское хозяйство - одна из самых травмоопасных отраслей. Стажировка в США, Дании, Германии, Франции и других зарубежных странах существует уже более двух десятков лет. Она проводится в основном с выпускниками и работниками из всех стран мира с целью получения профессиональных и практических навыков по рабочим специальностям (тракторист, сельскохозяйственный работник) и в дальнейшем предлагают работу в той сфере сельского хозяйства, где стажировались. Цель нашего исследования - влияние параметров стажировки (продолжительность, качество и т.д.) работников сельскохозяйственного производства на уровень их безопасности в процессе трудовой деятельности. Программа стажировки на рабочем месте - это документ, в котором описываются все знания и навыки, которые получает работник в ходе её проведения. Её осуществляют при первоначальном трудоустройстве и при назначении на новую работу. После стажировки у работника в полном объеме вырабатываются навыки на безопасное выполнение своей работы и соответственно снижается уровень травматизма на производстве, о чем говорят данные государственной инспекции труда в Волгоградской области по травматизму. На сельскохозяйственных предприятиях Волгоградской области число производственного травматизма снижается благодаря стажировке, являясь одним из компонентов системы обучения работников. Поэтому правильная организация проведения стажировки является залогом успешной аттестации работника перед допуском его к самостоятельной работе. Усовершенствование методики проведения стажировки (персонал, проводящий стажировки, порядок проведения, современные средства и приспособления и т.д.) позволит повысить уровень безопасности новых сотрудников и снизить показатели травматизма в организации в целом.

Ключевые слова: стажировка работников, сельское хозяйство, безопасность работников, охрана труда, безопасные навыки, травматизм.

TRAINING OF AGRICULTURAL WORKERS AS AN EFFECTIVE DIRECTION OF ENSURING THEIR SECURITY © 2020г. E.Yu. Guzenko, D.V. Semin, I.S. Martynov, V.Yu. Misyuryaev

According to the Labor Code (Article 225), training is an important and mandatory part of the process of organizing labor protection for agricultural workers, because agriculture is one of the most traumatic industries. Training in the USA, Denmark, Germany, France and other foreign countries has existed for more than two decades. It is carried out mainly with graduates and workers from all over the world in order to obtain professional and practical skills in working specialties (tractor driver, agricultural worker). In the future workers receive job offers in the field of agriculture where they trained. The purpose of the research is the effect of the training parameters (duration, quality, etc.) of workers on level of their safety in the course of labor activity. The training program at the workplace is a document that describes all the knowledge and skills that an employee receives during the training. It is carried out at the initial employment and upon appointment to a new job. After the training, the employee fully recei-vesskills for the safe performance of his work. Thus, the level of injuries at work decreases, as evidenced by the data of the State Labor Inspectorate in the Volgograd region for injuries. At agricultural enterprises of the Volgograd region, the number of industrial injuries is reduced due to the training, which is one of the components of the employee training system. Therefore, the proper organization of the training is the key to successful certification of an employee before admission to independent work. Improvements in the training methodology (personnel conducting trainings, the procedure, modern facilities and equipment, etc.) will increase the safety level of new employees and reduce injuries in the organization as a whole.

Keywords: employee training, agriculture, employee safety, occupational safety, safety skills, injuries.

Введение. Для того чтобы разобраться, какое значение имеет стажировка на безопасность, рассмотрим само понятие стажировки. Это форма обучения по охране труда, которая подразумевает труд на рабочем месте под наблюдением опытного руководителя. При этом у работника вырабатываются необходимые навыки, более результативно усваивается самая нужная информация, обсуждаются все недочеты. Но такой процесс обучения не может заменить или исключить проведение инструктажей

на рабочем месте (первичных, повторных и других). В соответствии с трудовым кодексом (ст. 225) стажировка - это важная и обязательная часть процесса организации охраны труда для работников АПК, так как сельское хозяйство - одна из самых травмоопасных отраслей.

В настоящее время продовольственная безопасность России как никогда актуальна. Внешнеполитические отношения с различными странами далеки от теплых, в том числе по импортному продовольствию.

Во всем мире ежегодно происходит приблизительно 430 млн несчастных случаев производственного травматизма на предприятиях,

а природных и социальных катастроф - около 6 тысяч, с числом погибших от их последствий около 82 тысяч человек [4].

Рисунок 1 - Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость

Рисунок 2 - Доля работающих во вредных и (или) опасных условиях (%, по данным Росстата)

Эти данные заставляют нас рассматривать развитие сельскохозяйственного производства с некоторой тревогой, так как большое количество работников подвержены травмам и профзаболеваниям.

С учетом специфики отрасли, согласно статистике, производственный травматизм в

сельском хозяйстве на третьем месте после обрабатывающего производства и транспорта [6, 10].

Особенно это актуально для Волгоградской области, в которой сельское хозяйство занимает лидирующее место среди других видов экономической деятельности.

По результатам анализа причин несчастных случаев и профзаболеваний работников выявлены три основных:

- плохая организация труда;

- эксплуатация работниками неисправных машин;

- нарушение требований безопасности труда [3].

Проанализировав различные литературные источники, поняли, что в настоящее время любое предприятие направляет все усилия на создание своего крепкого коллектива сотрудников, которые профессионально подготовлены и настроены на производительную работу. Для того чтобы предприятие было конкурентоспособным, необходимо приобретать новейшую технику и соответственно обучать работников, как ею пользоваться [1, 3, 9]. С этой целью организуются зарубежные стажировки, которые позволяют увидеть более совершенные приемы труда, которые можно адаптировать к своей практике.

Стажировка в США, Дании, Германии, Франции и других зарубежных странах существует уже более двух десятков лет. Она проводится в основном с выпускниками и работниками из всех стран мира с целью получения профессиональных и практических навыков по рабочим специальностям (тракторист, сельскохозяйственный работник), и им в дальнейшем предлагают работу в той сфере сельского хозяйства, где они стажировались. Данная процедура помогает будущему работнику узнать больше об особенностях сельского хозяйства, о технологиях, применяемых на фермах [7].

Помимо заграничных стажировок работник по прибытии на своё рабочее место должен пройти обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда [2].

Цель нашего исследования - влияние параметров стажировки (продолжительность, качество и т.д.) работников сельскохозяйственного производства на уровень их безопасности в процессе трудовой деятельности.

Для выполнения поставленной цели были проделаны работы по оценке проведения стажировок в хозяйствах АПК, выявлены предприятия с формальным проведением инструктажа по технике безопасности, без практического показа безопасных приемов, а затем для этих же хозяйств проанализированы все несчастные

случаи. Рекомендованы мероприятия для снижения показателей травматизма при минимальных затратах.

Методика исследований. Основная нормативно-правовая документация, на основании которой проводится стажировка, - Постановление Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» и ГОСТ 12.0.004-2015. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения (утвержден приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст).

Постановление прописывает порядок обучения по охране труда работников: кто должен обучаться и что за проведение стажировки несет ответственность работодатель, описывает методики проведения инструктажей по охране труда, обучения работников, как должна проходить проверка знаний и состав комиссии.

ГОСТ описывает все виды и формы обучения по охране труда, в том числе стажировку и проверку знаний по безопасности труда, указывается форма документов (протоколов заседания комиссии, личная карточка, удостоверения, журнала регистрации инструктажей), приводятся примерные программы инструктажей и приемы оказания первой помощи. ГОСТ предписывает, чтобы работники рабочих профессий проходили стажировку от 3 до 19 рабочих смен.

Программа стажировки на рабочем месте - это документ, в котором содержатся все знания и навыки, которые получает работник в ходе её проведения.

Стажировка делиться на обязательную по законодательству и ту, которую устанавливают внутренними нормативными актами организации.

Стажировку осуществляют при первоначальном трудоустройстве и при назначении на новую работу.

На сельскохозяйственном предприятии должна иметься программа стажировок. Стажировке предшествует оформление трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору), затем проводится инструктаж по безопасному выполнению трудовых функций, после этого издается приказ о направлении работника на стажировку с указанием руководителя стажировки и только затем проводится са-

ма стажировка (прописывается продолжительность). По завершении стажировки работником сдается экзамен на подготовленность к безопасному выполнению работы. Когда экзамен сдан, издается приказ о допуске сотрудника к работе [5]. Более наглядно это продемонстрировано на блок-схеме (рисунок 3).

На каждом сельскохозяйственном предприятии нужно иметь положение о стажировке, в котором прописываются все права и обязанности работника и указываются фамилии тех, кто проводит стажировку и кто несет ответственность, сроки и последовательность ее проведения.

Приказ о стажиробке Положение о стажиробке

Программа стажиробки по профессии

*

Стажиробка на рабочем месте

Регистрация б журналах инструктажей

Аттестация

Прошел Не прошел

Приказ о допуске к работе Приказ о недопуске к работе или о повторной аттестации

Рисунок 3 - Блок-схема стажировки

В программе стажировок описываются: цель, общие требования (инструкция по охране труда, перечисляются опасные факторы, кото-

рые встречаются при выполнении работы, и т.д.) и обязательно содержание программы.

Рисунок 4 - Индивидуальный план стажировок

Результаты исследований и их обсуждение. Прежде чем определить, какое влияние оказывает стажировка на безопасность тру-

да работников, наглядно рассмотрим, сколько времени (смен) работник должен проработать все этапы стажировки (таблица 1).

Таблица 1 - Содержание стажировки

№ п/п Содержание и последовательность этапов стажировки Продолжительность (смен)

1 Изучение нормативно-правовых актов в области охраны труда и трудового законодательства, документации, определяющей порядок безопасного проведения работ (должностные и рабочие инструкции, инструкции по охране труда по профессии, видам работ, технологические карты и др.). 1-3

2 Знакомство с рабочим местом, производственной территорией, расположением и назначением зданий и сооружений, маршрутами движения. 3

3 Подготовка рабочего места, другие действия перед началом, в процессе и после окончания работы (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты). Практические приемы и операции по непосредственному выполнению работы. 4-6

4 Практическая самостоятельная работа под контролем стажирующего лица, по результатам которой принимается решение о возможности допуска работника к постоянной самостоятельной работе. 1-2

Как видно из таблицы, после стажировки у работника в полном объеме вырабатываются навыки для безопасного выполнения своей работы и соответственно снижается уровень травматизма на производстве, о чем говорят данные государственной инспекции труда в Волгоградской области.

Анализ уровня травматизма, степени подготовки к стажировке, порядка ее проведения на нескольких сельскохозяйственных предприяти-

ях Волгоградской области показал, что за 2016 год произошло 25 несчастных случаев со смертельным исходом (рисунок 5), в сельском хозяйстве - 3, за 2017 год - 18 пострадавших, в аграрном секторе - 4 человека, в 2018 году - 13 человек со смертельным исходом, в сельском хозяйстве - 2 человека, в 2019 году по области 2 человека погибло, в сельской отрасли несчастных случаев со смертельным исходом нет.

Рисунок 5 - Сведения о пострадавших со смертельным исходом в Волгоградской области

Данные статистики говорят о том, что на предприятиях все больше времени и сил уделяется правильному, а точнее сказать качественному обучению сотрудников безопасным приемам выполнения работ, своевременному оформлению документов по охране труда и про-

ведению самой стажировки, что в конечном итоге ведет к снижению травматизма и повышению производительности труда на предприятии.

Хотелось бы порекомендовать руководителям, чтобы они правильно и в полном объеме, с соблюдением всех требований проводили

стажировку, а не формально оформляли документы для отчета перед государственными инспекторами и не скрывали несчастных случаев. Работодателям необходимо проводить дополнительный контроль за тем, чтобы работники не забывали, чему их научили во время стажировки, не нарушали трудовую и производственную дисциплину; стимулировать работников для соблюдения требований безопасности труда.

Заключение. Стажировка, являясь одним из компонентов системы обучения работников, представляет собой фактор снижения травматизма на предприятии. Поэтому правильная организация проведения стажировки является залогом успешной аттестации работника перед допуском его к самостоятельной работе. Следовательно, методика проведения стажировки должна включать все технологические операции и направления данного работника, в том числе и подготовку его к нестандартным или аварийным ситуациям. Предлагаемая методика рекомендуется для включения в Порядок обучения работников сельскохозяйственного производства по охране труда.

Таким образом, внесение изменений в систему менеджмента производственной безопасности на предприятии, совершенствование методики проведения стажировки (персонал, проводящий стажировки, порядок проведения, современные средства и приспособления и т.д.) позволят повысить уровень безопасности новых сотрудников и снизить показатели травматизма в организации в целом.

Литература

1. Иванова, Т.В. Некоторые методологические аспекты воспроизводства кадрового потенциала в сельском хозяйстве / Т.В. Иванова // Вестник Чувашского университета. - 2014. - № 3. - С. 159-165.

2. Лексина, Т.И. Организация и качество обучения по охране труда / Т.И. Лексина // Интеграция образования. - 2013. - № 1. - С. 104-107.

3. Зависимость безопасности работников АПК от оценки профессиональных рисков / И.С. Мартынов, В.Ю. Мисюряев, М.А. Садовников, Е.Ю. Гузенко // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2018. - № 2 (50). - С. 355-362.

4. Попов, Г.Г. Оценка влияния человеческого фактора на безопасность труда в АПК / Г.Г. Попов, Д.А. Абе-зин // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2018. - № 1 (49). - С. 291-297.

5. Сенченко, В.А. Стажировка на рабочем месте как основной элемент обучения безопасным приемам труда рабочих профессий в строительстве / В.А. Сенченко,

Т.Т. Каверзнева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. - 2016. - Т. 7, № 3. - С. 25-33.

6. Шкрабак, В.С. Стратегические составляющие динамичного снижения и ликвидации производственного травматизма и заболеваемости в АПК / В.С. Шкрабак, Р.В. Шкрабак, В.В. Шкрабак // Известия Санкт-Петербур-ского государственного аграрного университета. - 2014. -№ 37. - С. 282-287.

7. Bozhkova, V. Professional Development of Teaching and Research-Pedagogical Staff in Ukraine: Problems and Perspectives / V. Bozhkova, M. Chykalova // Physical and Mathematical Education. - 2019. - Issue 2 (20). - Р. 7-10.

8. Oseanita, W. Impact of compensation and career development on job satisfaction and employees performance / W. Oseanita, H.N. Utami, A. Prasetya // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2017. - № 4 (64). - Р. 113-116.

9. Roshchin, S. Determinants of on-the-job training in enterprises: the Russian case / S. Roshchin, P. Travkin // European Journal of Training and Development. - 2017. -Vol. 41. - № 9. - P. 758-775.

10. Stoyanova, N.M. European practices to reduce work accidents in the agricultural sector of Bulgaria / N.M. Stoyanova // International Journal of Innovative Technologies in Economy. - 2016. - № 1 (3). - Р. 22-28.

References

1. Ivanova T.V. Nekotorye metodologicheskie aspekty vosproizvodstva kadrovogo potentsiala v selskom hozyaystve [Some methodological aspects of the reproduction of human resources in agriculture], Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2014, No 3, pp. 159-165. (In Russian)

2. Leksina T.I. Organizatsiya i kachestvo obucheniya po ohrane truda [Organization and quality of labor protection training], Integratsiya obrazovaniya, 2013, No 1, pp. 104-107. (In Russian)

3. Martynov I.S., Misjuryaev V.Ju., Sadovnikov M.A., Guzenko E.Ju. Zavisimost' bezopasnosti rabotnikov APK ot otsenki professionalnykh riskov [Dependence of agricultural workers safety on professional risk assessment], Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professionalnoe obrazovanie, 2018, No 2 (50), pp. 355-362. (In Russian)

4. Popov G.G., Abezin D.A. Otsenka vliyaniya chelo-vecheskogo faktora na bezopasnost' truda v APK [Assessment of the impact of the human factor on labor safety in the agricultural sector], Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversi-tetskogo kompleksa: nauka i vysshee professionalnoe obrazovanie, 2018, No 1 (49), pp. 291-297. (In Russian)

5. Senchenko V.A., Kaverzneva T.T. Stazhirovka na rabochem meste kak osnovnoy element obucheniya bezo-pasnym priemam truda rabochikh professiy v stroitelstve [Internship in the workplace as the main element of training in safe methods of labor of occupations in construction], Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politehni-cheskogo universiteta. Stroitelstvo i arkhitektura, 2016, T. 7, No 3, pp. 25-33. (In Russian)

6. Shkrabak V.S., Shkrabak R.V., Shkrabak V.V. Stra-tegicheskie sostavlyajushhie dinamichnogo snizheniya i likvi-datsii proizvodstvennogo travmatizma i zabolevaemosti v APK [Strategic components of the dynamic reduction and elimination of industrial injuries and morbidity in the agricul-

tural sector], Izvestiya Sankt-Peterburskogo gosudarstvenno-go agrarnogo universiteta, 2014, No 37, pp. 282-287. (In Russian)

7. Bozhkova V., Chykalova M. Professional Development of Teaching and Research-Pedagogical Staff in Ukraine: Problems And Perspectives, Physical and Mathematical Education, 2019, No 2 (20), pp. 7-10.

8. Oseanita W., Utami H.N., Prasetya A. Impact of compensation and career development on job satisfaction and employees performance, Russian Journal of Agricultural

and Socio-Economic Sciences RJOAS, 2017, No 4 (64), pp.113-116.

9. Roshchin S., Travkin P. Determinants of on-the-job training in enterprises: the Russian case, European Journal of Training and Development, 2017, No 9, pp. 758-775.

10. Stoyanova N.M. European practices to reduce work accidents in the agricultural sector of Bulgaria, International Journal of Innovative Technologies in Economy, 2016, No 1 (3), pp. 22-28.

Сведения об авторах

Гузенко Елена Юрьевна - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград, Российская Федерация). Тел.: +7-905-336-94-14. E-mail: gelena2704@mail.ru.

Сёмин Дмитрий Викторович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград, Российская Федерация). Тел.: +7-961-068-60-00. E-mail: bgd_volgau@mail.ru.

Мартынов Иван Сергеевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград, Российская Федерация). Тел.: +7-927-517-43-52. E-mail: bgd_volgau@mail.ru.

Мисюряев Виктор Юрьевич - доктор сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград, Российская Федерация). Тел.: +7-904-777-30-30. E-mail: att-lab@mail.ru.

Information about the authors

Guzenko Elena Yuryevna - Candidate of Agricultural Sciences, associate professor of the Life safety, FSBEI HE «Volgograd State Agrarian University» (Volgograd, Russian Federation). Phone: +7-905-399-53-46. E-mail: gelena2704@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Semin Dmitry Viktorovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Life safety, FSBEI HE «Volgograd State Agrarian University» (Volgograd, Russian Federation). Phone: +7-961-068-60-00. E-mail: bgd_volgau@mail.ru.

Martynov Ivan Sergeevich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Life safety, FSBEI HE «Volgograd State Agrarian University» (Volgograd, Russian Federation). Phone: +7-927-517-43-52. E-mail: bgd_volgau@mail.ru.

Misyuryaev Victor Yuryevich - Doctor of Agricultural Sciences, associate professor of the Life safety, FSBEI HE «Volgograd State Agrarian University» (Volgograd, Russian Federation). Phone: 7-904-777-30-30. E-mail: att-lab@mail.ru.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.