Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 89 Tomsk State University Journal of History. 2024. № 89
Научная статья УДК 94(73)
doi: 10.17223/19988613/89/12
Статуя Свободы как символ в американском обществе (1886-2022 гг.)
Влада Евгеньевна Дергачева
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. Цель данной статьи - выявление характерных особенностей символического смысла одного из самых значимых монументальных объектов США - Статуи Свободы. Дается характеристика основным элементам рассматриваемого монумента и их модификациям под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Рассматривается место Статуи Свободы в процессах конструирования основных нарративов американской истории и американского нациестроительства. Анализируется корреляция между основными символическими значениями Статуи Свободы и событиями американской и всеобщей истории.
Ключевые слова: США, Статуя Свободы, «монументальная» политика, политика памяти, франко-американские отношения
Для цитирования: Дергачева В.Е. Статуя Свободы как символ в американском обществе (1886-2022 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 89. С. 102-107. doi: 10.17223/19988613/89/12
Original article
The Statue of Liberty as a Symbol in American Society (1886-2022)
Viada E. Dergacheva
Altai State University, Barnaul, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The recently unfolded "war of monuments" regarding the "monumental" legacy of the Civil War in the United States indicates that at the present stage, "monumental" politics plays an important role both in American nation-building and in the architecture of American identity. In this context, the topic of the evolution of perception by American society of one of the main symbols of the United States, which embodies a set of key values of the American nation, is relevant. The purpose of this article is to identify the key components of the symbolism of the Statue, both unchanged over the centuries and transformed under the influence of significant events in the domestic and foreign policy of the United States. The study also focuses on the analysis of the place of this monumental object in the collective memory of American society, American nation-building and the "monumental" policy of the United States.
All objects of the Statue of Liberty National Monument, both collectively and individually, are filled with a variety of symbols and interpretations of these symbols, modified under the influence of ideological and value attitudes, features of development and rethinking of key events of the American historical narrative.
We can distinguish the following symbolic meanings of the Statue, intersecting and coexisting, but each of them is more or less noticeable in different historical epochs: monument to political cooperation between France and the USA; monument to the end of slavery in USA; monument to national unity; monument to immigration and economic opportunity. Both the Statue of Liberty and the surrounding infrastructure have undergone numerous modifications throughout its century-old history, which is also reflected in the symbolic message of the monumental object. In American society, not only the perception of the Statue of Liberty as a whole has changed, but also the perception of its individual elements: crown, torch, shackles, etc. All these transformations took place under the influence of changes in both domestic and foreign policy of the United States.
Keywords: USA, The Statue of Liberty, memory politics, "monumental" politics, Franco-American relations
For citation: Dergacheva, V.E. (2024) The Statue of Liberty as a Symbol in American Society (1886-2022). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 89. pp. 102-107. doi: 10.17223/19988613/89/12
Память о событиях и людях в американской «монументальной» традиции увековечивается разными способами: мемориалы, монументы, мемориальные доски и надгробия, «живые мемориалы» (объекты городской среды и инфраструктуры, названные в честь опреде-
ленных событий или людей). На современную американскую «монументальную» политику и культуру возведения мемориалов оказала влияние европейская традиция, приобщение к которой происходило, в частности, в жанре портретного бюста. Именно француз-
© В.Е. Дергачева, 2024
ский скульптор Жан-Антуан Гудон в 1796 г. создал мраморную статую для памятника Джорджу Вашингтону в Ричмонде по проекту французского архитектора Шарля-Луи Клериссо [1. С. 169].
Гражданская война в США является самым кровопролитным конфликтом за всю историю американской нации. Когда в 1865 г. народ США приветствовал 13-ю поправку к Конституции [2], на другом континенте, во Франции, возникла идея монументального проекта, итогом которого стал один из самых известных и значимых американских национальных монументов, символ свободы не только для американской нации, но и для всех иммигрантов, прибывших в США за «американской мечтой». Речь идет о главном маскоте США - Статуе Свободы.
Сегодня в США происходит множество дебатов вокруг прошлого. Эта борьба за интерпретацию и репрезентацию тех или иных событий ведется в США практически на протяжении всей истории независимого существования данной страны. Развернувшаяся относительно недавно «война памятников» в США по поводу «монументального» наследия Гражданской войны свидетельствует о том, что «монументальная» политика играет в современных реалиях не последнюю роль как в американском нациестроительстве, так и в архитектуре американской идентичности. В данном контексте довольно актуальной является тема эволюции восприятия американским обществом одного из главных символов США, который олицетворяет собой набор ключевых ценностей американской нации.
Цель данной статьи - выявление ключевых составляющих символического смысла Статуи, как неизменных на протяжении веков, так и трансформирующихся под влиянием значимых событий во внутренней и внешней политике США. Также в исследовании уделяется внимание анализу места данного монументального объекта в коллективной памяти американского общества, американском нациестроительстве и «монументальной» политике США.
Можно выделить два глобальных направления исследований в отношении Статуи Свободы. В рамках первого рассматривается история создания и модификаций Статуи и других объектов инфраструктуры Национального памятника Статуи Свободы, а также ее существование в исторической ретроспективе [3-5].
В рамках второго направления рассматриваются символизм Статуи Свободы, его политические вариации и эволюция под влиянием исторических, политических и идеологических факторов, а также место Статуи в процессе формирования американской национальной идентичности [6-10].
«Свобода, озаряющая мир» (Liberty Enlightening the World) - это полное название одного из самых узнаваемых символов Америки. Есть несколько вариаций наименования Статуи, в том числе и на французском. Чаще всего используется более короткое официальное название - Статуя Свободы (The Statue of Liberty) [11]. Она является подарком от правительства Франции правительству США. Стоит подробнее разобрать причины, побудившие Францию преподнести такой щедрый подарок другой стране.
По одной из официальных версий, идея символического подарка от народа Франции народу США возникла в разговоре между французским ученым, политическим деятелем и аболиционистом Эдуардом Рене де Лабуле и скульптором Фредериком Огюстом Бар-тольди в 1865 г., в год окончания Гражданской войны в США [7]. На эту идею французского политического деятеля вдохновили конкретные меры американского правительства, направленные на отмену рабства на территории США и закрепленные в 13-й поправке [2].
Переходя непосредственно к реализации совместного монументального проекта США и Франции, следует отметить, что открытие Статуи Свободы планировалось приурочить к 100-летию независимости США в 1876 г. Однако в данный срок уложиться не удалось. Во-первых, проект был технологически сложен как в контексте конструирования основания и каркаса Статуи, так и по причине трудностей при транспортировке отдельных ее частей из Франции в США. Во-вторых, сбор средств в обеих странах на начальном этапе реализации шел довольно медленно. По этим объективным причинам французский подарок опоздал на 10 лет. Торжественное открытие Статуи Свободы состоялось 28 октября 1886 г. на Острове Свободы (тогда он носил название Остров Бедлоу) в присутствии нескольких тысяч зрителей.
Говоря о реализации данного монументального проекта, следует рассмотреть совместную работу над ним адресата и адресанта подарка. Французская сторона брала на себя сооружение самой Статуи и ее транспортировку до места установки, американская сторона занималась строительством пьедестала. Для сбора средств во Франции использовались государственные сборы, различные формы развлечений и лотереи. В США для финансирования пьедестала проводились благотворительные театральные мероприятия, художественные выставки, аукционы и призовые бои. Однако сбор средств шел довольно медленно, что грозило затяжным характером реализуемого проекта.
Чтобы спровоцировать общественные действия, в 1885 г. Джозеф Пулитцер разместил в своей газете New York World объявление, в котором призывал американскую общественность делать пожертвования. Взамен Пулитцер напечатал в газете имя каждого филантропа. После выхода данной статьи 120 000 человек пожертвовали более 100 000 долларов и обеспечили оставшиеся средства, необходимые для пьедестала Статуи [11]. Можно сделать вывод, что успешная реализация данного проекта во многом удалась благодаря частной инициативе, что характеризует Статую Свободы как результат плодотворного сотрудничества гражданского общества и правительства.
Мы видим, что уже на начальном этапе реализации совместного проекта Статуя начинает приобретать некий символический смысл, не только характеризующий вектор политического сотрудничества США и Франции, но и демонстрирующий сплочение двух наций для создания символа свободы. Однако при детальном изучении французской инициативы все становится не так однозначно. Следует обратить внимание на отношения двух стран и обстановку внутри
каждой из них на момент инициирования монументального проекта.
Возникает закономерный вопрос - насколько обычным делом было для стран в конце XIX в. дарить друг другу подарки и гигантские статуи? Профессор Дэвид Глассберг в своем исследовании указывает на несколько возможных политических причин и значений такого подарка [8. Р. 2].
Анализируя все аргументированные и поддерживаемые исследователями причины такого шага французского правительства, следует вспомнить особенности франко-американских отношений в 1880-х гг. Если рассматривать данный подарок как дань политическому сотрудничеству между Францией и США, стоит учитывать, что в этот период франко-американские культурные, дипломатические и торговые отношения имели специфический характер. США в 1880-х гг. были формирующейся глобальной экономической державой, в то время как французское экономическое влияние в Америке шло на убыль. А в то время, когда Статуя пересекала Атлантику, американское и французское правительства не смогли договориться об общем торговом соглашении между двумя странами. Между 1881 и 1891 гг. Франция и Соединенные Штаты находились в разгаре тарифной войны.
Следующее символическое значение Статуи, которое следует рассмотреть, - памятный подарок по случаю отмены рабства в Америке. Это значение можно подкрепить фактами из биографии Эдуарда Рене де Лабуле, которого называют «идеологическим отцом статуи» [9. Р. 57]. В 1860-1870-х гг. во Франции Лабуле и его окружение боролись за создание либерально-демократической республики против абсолютистского правления Наполеона III. Степенный облик Статуи Свободы контрастирует с более революционными изображениями свободы, распространенными ранее во Франции [12. Р. 90]. С этой умеренной политикой связаны усилия французских сторонников Статуи, предпринятые с целью актуализировать более общие философские концепции эпохи Просвещения, отраженные в официальном названии статуи: «Свобода, озаряющая мир» [8]. К тому же, как было упомянуто раннее, Ла-буле был убежденным сторонником профсоюзного движения и главой французского аболиционистского общества.
Так как рассматриваемый подарок планировалось приурочить к 100-летию независимости США, здесь можно увидеть еще одно политическое значение Статуи - символ американского национального единства.
Следует сказать, что в разные исторические эпохи менялись интерпретации символического значения Статуи Свободы в зависимости как от внутренней и внешней политики США, так и от характера франко-американских отношений. В определенные исторические периоды более выгодная трактовка становилась преобладающей, иногда трактовки пересекались и сосуществовали.
Сейчас в состав Национального памятника Статуи Свободы входят следующие объекты: Статуя Свободы, Остров Свободы, Остров Эллис [13]. Но так было не всегда. Остров Свободы до 1956 г. носил другое
название, а Остров Эллис до 1965 г. не входил в состав рассматриваемого памятника, а около полувека выполнял функции главной иммиграционной станции США [14]. Чем же продиктовано решение включить в состав рассматриваемого национального памятника бывшую иммиграционную базу? Размышления над этим вопросом приводят нас к очередному символическому значению Статуи, которое было доминирующим в американской политической риторике в 19301940-е гг.: Статуя Свободы как маяк для иммигрантов, ищущих свободы и экономические возможности [7]. Первое, что видели миллионы иммигрантов, прибывающие на остров Эллис, - это факел Леди Либерти. К тому же в 1903 г. на пьедестале Статуи появилась мемориальная табличка с текстом стихотворения Эммы Лазарь «Новый колосс». Стихотворение, в частности, гласит: «Пошли ко мне этих бездомных, буревестников, я поднимаю свою лампу у золотой двери» [11]. Включение Острова Эллис в состав Национального памятника Статуи Свободы может быть продиктовано и целью создания комплексного символизма, что обусловливает еще одно символическое значение Статуи Свободы как маяка и «факела надежды» для иммигрантов. Однако данное символическое значение Статуи, актуализируемое в 1930-1940-е гг., иллюстрирует, как часто американцы субъективно интерпретируют историю иммиграционной политики США, историю постоянно расширяющихся ограничений и депортаций. Хотя в стране и не было никаких федеральных иммиграционных ограничений, многие штаты устанавливали свои собственные, и их было немало.
В состав Национального памятника Статуи Свободы входит и Остров Свободы (Liberty Island), на котором она установлена. До 1956 г. данный остров носил название Бедлоу и на протяжении долгого времени являлся предметом территориального спора между двумя штатами США. С 1811 г. на этом острове находилась американская военная база с фортом в форме звезды, который носил название Форт Вуд (Fort Wood) и затем был использован для строительства пьедестала Статуи. Военная база была полностью демонтирована только в 1944 г. [9]. Получается, что основанием для монументального символа свободы «по-американски» является бывшая военная база.
Можно сделать промежуточный вывод о том, что все объекты Национального памятника Статуи Свободы как в совокупности, так и по отдельности наполнены множеством символов и интерпретаций этих символов, модифицирующихся под воздействием идеологических и ценностных установок, а также особенностей развития и переосмысления ключевых событий американского исторического нарратива. Следует учитывать тот факт, что на протяжении своей вековой истории как Статуя, так и окружающая ее инфраструктура подвергались многочисленным модификациям, которые также отражались и на символическом посыле монументального объекта. Для подробного анализа символического пространства Статуи Свободы следует рассмотреть изначально заложенные в нее центральные символы.
Существует немало версий того, чем или кем вдохновлялся французский скульптор Фредерик Огюст
Бартольди, создавая фигуру и образ Статуи. Многие исследователи, например, указывают на сходство Статуи с римской богиней свободы Либертас [11]. В начале 1860-х гг. Бартольди работал над дизайном «монументального» проекта «Египет, несущий свет в Азию» ("Egypt Carrying the Light to Asia") [15. P. 51], который так и не был реализован. Основные идеи этого проекта были взяты за основу при создании образа Леди Либерти. Скульптура «Египет, несущий свет в Азию» планировалась как гигантская статуя женщины-феллаха с факелом в руке. По плану она должна была располагаться в Египте, у входа в Суэцкий канал [15. P. 51]. На создание такой крупномасштабной скульптуры его вдохновили египетские стражи, расположенные у нубийских гробниц [15. P. 52]. Однако данный проект был отвергнут хедивом Египта из-за его дороговизны [16. Р. 243]. Кто знает, как бы выглядел «монументальный» символ Америки, если бы Бартольди удалось реализовать проект статуи для Египта.
Статуя Свободы покрыта очень тонким слоем меди толщиной примерно в два пенни, спрессованных вместе. При установке и на протяжении 35 лет она была коричневого цвета. Однако в 1920 г. «медная кожа» начала окисляться и приобрела цвет морской волны [11]. Некоторые исследователи указывают на то, что в создании Статуи Свободы принимали участие и уральские промышленники. Для изготовления медных листов, необходимых для «медной кожи» Статуи, французское правительство выбрало знаменитую на тот момент демидовскую медь, которая занимала призовые места на всемирных выставках. Из этого следует, что родиной «медной кожи» главного символа Америки с большой вероятностью может являться Россия [17].
Придерживаясь идей Лабуле, Бартольди создал дизайн, заключающий в себе множество центральных символов. Так, по информации Фонда Статуи Свободы, лучеобразная корона, а точнее, ее семь шипов-лучей имеют несколько символических значений. Общий вид короны символизирует свет, распространяющийся на весь мир, а семь лучей обозначают семь морей и семь континентов. Америка объединяет людей со всех континентов, и им приходится пересекать все океаны в погоне за лучшей жизнью [11]. Если версия про континенты кажется вполне убедительной, то с морями возникают вопросы. Однако здесь, вероятно, имеется в виду идиоматическое выражение «семь морей», с давних времен означающее Мировой океан в целом.
Эбигейл Ван Бюрен в своей статье от 1986 г., ссылаясь и на другие экспертные мнения, приводит еще одно символическое значение короны, которое имеет право на жизнь не менее ранее упомянутых. Семь шипов - это семь свобод: гражданская, моральная, национальная, естественная, личная, политическая, религиозная [6]. В данном случае есть пространство для дискуссий, как аргументировать именно этот набор свобод, так как количество свобод все же может варьировать в зависимости от трактовки их смыслового содержания. Все же более жизнеспособной выглядит трактовка про семь континентов, поскольку именно она исходила от скульптора Бартольди.
По задумке скульптора, пламя факела Статуи Свободы должно было быть сделано из позолоченного медного листа, чтобы ярко сиять при дневном свете. Факел, «освещающий путь к свободе» [18], подвергался техническим модификациям более 6 раз. В 1980-х гг., когда Фонд реставрировал статую к празднованию ее столетия, группа экспертов определила, что оригинальный факел восстановлению не подлежит. Он был удален 4 июля 1984 г. и заменен копией, созданной по проекту Бартольди. Сегодня оригинальный факел выставлен в Музее Статуи Свободы [11].
Так как Статуя Свободы является подарком к 100-летию независимости США, это не осталось без внимания при создании дизайна. В левой руке Леди Либерти держит табличку с датой принятия Декларации независимости США - 4 июля 1776 г.
Дискуссии в американском обществе при открытии рассматриваемого монументального объекта вызвало символическое значение, заложенное в такую деталь скульптуры, как сломанные кандалы у ног. Так как инициатор проекта Лабуле был ярым аболиционистом, сломанные кандалы были задуманы как символ разорванных цепей рабства [19]. Несмотря на то, что это довольно мощный образ, смысл, стоящий за ним, еще не был реальностью для афроамериканцев в 1886 г. После открытия Статуи положение афроамериканцев стало причиной развенчивания утопических и идеализированных представлений о Статуе Свободы и американской истории, так как расизм и дискриминация афроамериканцев в их крайних формах не прекращались после Гражданской войны еще более полувека.
При анализе символического посыла, заложенного в дизайн Статуи, стоит обратить внимание также на ее расположение и позу. Статуя расположена таким образом, чтобы выполнять роль гостеприимного символа для всех кораблей, заходящих в гавань. Правая нога Статуи сконструирована таким образом, будто она в движении, что символизирует развитие и дальнейшее продвижение свободы [19].
В 1986 г. в газете Los Angeles Times были опубликованы результаты опроса Roper Organization. Американской общественности предлагалось выбрать самый важный национальный символ США. Статую Свободы выбрали 57% опрошенных. Также в топ-3 вошли такие символы, как флаг (46%) и Колокол Свободы (20%) [20].
Так как Статуя Свободы является одним из главных символов Америки и примером комплексного символизма, включающего в себя немало скреп американской национальной идентичности, на протяжении своей долгой истории она не раз становилась местом митингов и протестов «несогласных». Например, в начале 1970-х гг. участники самой известной организация ветеранов Вьетнама Vietnam Veterans Against the War, инициировавшие различные протестные митинги и принимавшие участие в расследовании военных преступлений США на территории Юго-Восточной Азии, два раза с разницей в несколько лет баррикадировали Статую Свободы, чтобы привлечь внимание к своему делу [21. P. 50].
Можно привести более современный пример, когда в День независимости США в 2018 г. группа демонстрантов пробралась на Остров Свободы. Участники протестной акции развернули полотнище с требованием упразднить иммиграционную службу, а правозащит-ница Тереза Окоумоу забралась на Статую и находилась на высоте 45 м около 4 часов. Акция проводилась против политики «нулевой терпимости», из-за которой разлучаются семьи иммигрантов [22].
После теракта 11 сентября 2001 г. концепция свободы подверглась переосмыслению среди американской общественности, что оказало влияние и на восприятие главного «монументального» символа США. В общественных дебатах возникла рефлексия на тему: угрожают ли американские представления о демократии и свободе, а также новые правительственные меры безопасности традиционным свободам американцев дома? Пока люди стоят в очереди, чтобы пройти через контрольно-пропускные пункты, Служба национальных парков организовала для них интерактивные выставки, которые предлагают задуматься об изменении значения свободы и безопасности после 11 сентября [8. P. 10]. Теракт 11 сентября также выдвинул на первый план еще одно символическое значение Статуи Свободы - как символа стойкости США и американского общества перед лицом разрушений.
Скульптор Фредерик Огюст Бартольди лицензировал изображение Статуи для использования в рекламе как в Европе, так и в США. Будучи одним из самых узнаваемых символов Америки, Статуя Свободы занимает важное место и в американской популярной культуре. В данном контексте можно выделить такие ее значения, как основной элемент рекламного и коммерческого искусства, популярная туристическая достопримечательность, объект подражания в искусстве, драматических реконструкциях, сувенирах и т.д.
Иногда использование образа Статуи в популярной культуре имело и политический подтекст. Например, певец Майкл Джексон танцевал вокруг нее в своем клипе "Black or White" 1992 г., символически демонстрируя состояние современных американских расовых отношений [23].
Статуя Свободы занимает важное место в американской «монументальной» политике, процессах нацие-строительства и популярной культуре, являясь символической скрепой американской национальной идентичности и воплощая в себе декларируемые политические идеалы Америки: свободу, общественный порядок, эмансипацию и национальное единство. Также Статуя Свободы на протяжении своей долгой истории не раз становилась местом политических протестов несогласных групп. Кроме того, изменения в американской политике отражались на восприятии символического посыла Статуи внутри и вне страны, ставя под вопрос изначально заложенные в ней идеалы свободы. За 136 лет существования рассматриваемого монументального объекта интерпретации его политических и символических значений колебались от позитивных до негативных в зависимости от правительственных установок и действий правящих кругов. В данном исследовании были рассмотрены следующие символические значения Статуи Свободы, превалирующие в определенные периоды американской истории или сосуществующие вместе: символ франко-американского политического сотрудничества; памятник окончанию рабства в Америке; памятник национальному единству; символ иммиграции и экономических возможностей; символ стойкости США и американского общества перед лицом разрушений.
Однако в американском обществе менялось не только восприятие Статуи Свободы в целом, но и восприятие ее отдельных элементов: короны, факела, кандалов и др. Все эти трансформации происходили под влиянием изменений как во внутренней, так и во внешней политике США.
Концепция свободы «по-американски» крепко связана с главным американским «монументальным» символом. По этой причине любые угрозы какой-либо из американских свобод, исходящие от правительства или внешних сил, отражаются и на имидже Статуи, и на интерпретации ее символических значений. США используют символ Статуи Свободы и на «экспорт», пытаясь унифицировать свободу «по-американски» для всего мира.
Список источников
1. Гуркина Н.С. Гудон и Канова у истоков монументальной скульптуры США // Вестник Санкт-Петербургского государственного института
культуры. 2019. № 3 (40). С. 168-172.
2. U.S. Constitution. 13th Amendment // LII. Legal Information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/constitution/amendmentxiii (accessed:
22.11.2022).
3. Bell J.B., Abrams R.L. In Search of Liberty: The Story of the Statue of Liberty and Ellis Island. New York : Doubleday, 1984. 127 p.
4. Hayden R.S., Despont T.W. Restoring the Statue of Liberty. New York : McGraw-Hill, 1986. 156 p.
5. Harris J. A Statue for America: The First 100 Years of the Statue of Liberty. New York : Four Winds Press, 1985. 225 p.
6. Buren A. Explanation of Crown Takes a Few Liberties // Chicago Tribune. 1986. 14 Aug. URL: https://www.chicagotribune.com/news/ct-xpm-1986-
08-14-8602280882-story.html (accessed: 26.11.2022).
7. Jones R. How the Statue of Liberty Became a Symbol for a National Myth // University of Hawaii System. 2021. 29 Oct. URL:
https://www.hawaii.edu/news/2021/10/29/statue-of-liberty-symbol-for-a-national-myth/ (accessed: 20.11.2022).
8. Glassberg D. Rethinking the Statue of Liberty: Old Meanings, New Contexts. // ResearchGate. 2003 URL: https://www.researchgate.net/profile/David-
Glassberg (accessed: 04.12.2022).
9. Moreno B. The Statue of Liberty Encyclopedia. New York : Simon & Schuster, 2000. 249 p.
10. Pauli H., Ashton E.B. I Lift My Lamp: The Way of a Symbol. New York : Appleton-Century-Crofts, 1948. 368 p.
11. The Statue of Liberty // Statue of Liberty. URL: https://www.statueofliberty.org/statue-of-liberty/overview-history/ (accessed: 22.11.2022).
12. Boime A. The Unveiling of National Icons. Cambridge : Cambridge University Press, 1998. 447 р.
13. Liberty Enlightening the World // National Park Service. URL: https://www.nps.gov/stli/index.htm (accessed: 24.11.2022).
14. Overview. History. Ellis Island // Statue of Liberty. URL: https://www.statueofliberty.org/ellis-island/overview-history/ (accessed: 20.11.2022).
15. Khan Y.S. Enlightening the World: The Creation of the Statue of Liberty. New York : Cornell University Press, 2010. 240 p.
16. Karabell Z. Parting the Desert: The Creation of the Suez Canal. New York : A.A. Knopf, 2003. 310 p.
17. Золотухин М. Наша частичка в их свободе // Тагилка. 2008. 1 авг. № 18 (43). URL: http://historyntagil.ru/history/2_19_51.htm (дата обращения: 22.11.2022).
18. Get the Facts // National Park Service. URL: https://www.nps.gov/stli/planyourvisit/get-the-facts.htm (accessed: 24.11.2022).
19. Abolition // National Park Service. URL: https://www.nps.gov/stli/learn/historyculture/abolition.htm (accessed: 24.11.2022).
20. Statue Named Best U.S. Symbol in Poll // Los Angeles Times. 1986. 29 June. URL: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1986-06-29-mn-426-story.html (accessed: 27.11.2022).
21. Hagopian P. The Vietnam War in American Memory: Veterans, Memorials, and the Politics of Healing. Cambridge : University of Massachusetts Press, 2009. 553 р.
22. 44-Year-Old NYC Woman Whose Statue of Liberty Protest Climb Shut Down the Island Pleads Not Guilty // NBC New York. 2018. 6 June. URL: https://www.nbcnewyork.com/news/local/statue-of-liberty-climber-ice-protests-nyc-fourth-of-july/518738/ (accessed: 27.11.2022).
23. Lott E. The Aesthetic Ante: Pleasure, Pop Culture, and the Middle Passage // Callaloo. 1994. Vol. 17 (2). P. 554-555.
References
1. Gurkina, N.S. (2019) Gudon i Kanova u istokov monumental'noy skul'ptury SShA [Houdon and Canova at the Origins of Monumental Sculpture
in the USA]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 3(40). pp. 168-172.
2. USA. (n.d.) U.S. Constitution. 13th Amendment. LII. Legal Information Institute. [Online] Available from: https://www.law.cornell.edu/constitution/
amendmentxiii (Accessed: 22nd November 2022).
3. Bell, J.B. & Abrams, R.L. (1984) In Search of Liberty: The Story of the Statue of Liberty and Ellis Island. New York: Doubleday.
4. Hayden, R.S. & Despont, T.W. (1986) Restoring the Statue of Liberty. New York: McGraw-Hill.
5. Harris, J. (1985) A Statue for America: The First 100 Years of the Statue of Liberty. New York: Four Winds Press.
6. Buren, A. (1986) Explanation of Crown Takes a Few Liberties. Chicago Tribune. 14th August. [Online] Available from:
https://www.chicagotribune.com/news/ct-xpm-1986-08-14-8602280882-story.html (Accessed: 26th November 2022).
7. Jones, R. (2021) How the Statue of Liberty Became a Symbol for a National Myth. University of Hawaii System. 29th October. [Online] Available
from: https://www.hawaii.edu/news/2021/10/29/statue-of-liberty-symbol-for-a-national-myth/ (Accessed: 20th November 2022).
8. Glassberg, D. (2003) Rethinking the Statue of Liberty: Old Meanings, New Contexts. [Online] Available from: https://www.researchgate.net/profile/
David-Glassberg (Accessed: 4th December 2022).
9. Moreno, B. (2000) The Statue of Liberty Encyclopedia. New York: Simon & Schuster.
10. Pauli, H. & Ashton, E.B. (1948) I Lift My Lamp: The Way of a Symbol. New York: Appleton-Century-Crofts.
11. USA. (n.d.) The Statue of Liberty. [Online] Available from: https://www.statueofliberty.org/statue-of-liberty/overview-history/ (Accessed: 22nd November 2022).
12. Boime, A. (1998) The Unveiling of National Icons. Cambridge: Cambridge University Press.
13. US National Park Service. (n.d.) Liberty Enlightening the World. [Online] Available from: https://www.nps.gov/stli/index.htm (Accessed: 24th November 2022).
14. USA. (n.d.) Overview. History. Ellis Island. [Online] Available from: https://www.statueofliberty.org/ellis-island/overview-history/ (Accessed: 20th November 2022).
15. Khan, Y.S. (2010) Enlightening the World: The Creation of the Statue of Liberty. New York: Cornell University Press.
16. Karabell, Z. (2003) Parting the Desert: The Creation of the Suez Canal. New York: A.A. Knopf.
17. Zolotukhin, M. (2008) Nasha chastichka v ikh svobode [Our Part in Their Freedom]. Tagilka. 1st August. [Online] Available from: http://historyntagil.ru/history/2_19_51.htm (Accessed: 22nd November 2022).
18. US National Park Service. (n.d.) Get the Facts. [Online] Available from: https://www.nps.gov/stli/planyourvisit/get-the-facts.htm (Accessed: 24th November 2022).
19. US National Park Service. (n.d.) Abolition. [Online] Available from: https://www.nps.gov/stli/learn/historyculture/abolition.htm (Accessed: 24th November 2022).
20. Los Angeles Times. (1986) Statue Named Best U.S. Symbol in Poll. 29th June. [Online] Available from: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1986-06-29-mn-426-story.html (Accessed: 27th November 2022).
21. Hagopian, P. (2009) The Vietnam War in American Memory: Veterans, Memorials, and the Politics of Healing. Cambridge: University of Massachusetts Press.
22. NBC New York. (2018) 44-Year-Old NYC Woman Whose Statue of Liberty Protest Climb Shut Down the Island Pleads Not Guilty. 6th June. [Online] Available from: https://www.nbcnewyork.com/news/local/statue-of-liberty-climber-ice-protests-nyc-fourth-of-july/518738/ (Accessed: 27th November 2022).
23. Lott, E. (1994) The Aesthetic Ante: Pleasure, Pop Culture, and the Middle Passage. Callaloo. 17(2). pp. 554-555. Сведения об авторе:
Дергачева Влада Евгеньевна - аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author.
Dergacheva Vlada E. - Postgraduate Student of the Department of General History and International Relations of Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 24.01.2023; принята к публикации 15.05.2024 The article was submitted 24.01.2023; accepted for publication 15.05.2024