УДК 316.34/.35+316.334.2 ББК 60.542.15 -425 К 89
М.А. Кузьмина,
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79887390244, e-mail: [email protected]
СТАТУСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
( Рецензирована )
Аннотация. В данной статье рассматривается процесс социокультурной социализации молодежи посредством формирования положительного отношения к трудовой деятельности. Вместе с тем отмечается, что феноменальность труда и сопутствующих ему коммуникаций не всегда положительно раскрывается в практической действительности.
Ключевые слова: социология, социальный статус, молодёжь, труд, малое предпринимательство.
М.А. Kuzmina,
Applicant of Department of the Humanities and Natural-Science Disciplines, the Essentuki Institute of Management, Business and the Law, Essentuki, ph.: +79887390244, e-mail: [email protected]
THE STATUSES OF SOCIOCULTURAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN SMALL BUSINESS
Abstract. The cultural history of global and regional societies confirms the thesis, which has become classical, that work improves the person. At the same time the phenomenality of work and the communications accompanying it are not always positively uncovered in practical reality.
Keywords: sociology, social status, youth, work, small business.
Феноменальность труда и сопутствующих ему социальных отношений в молодежной среде успешно исследуют представители различных наук и отраслей гуманитарного знания. Уважительное и сознательное отношение к труду и профессиональному мастерству отражено в самых древних известных современной науке памятниках культуры, в том числе в ранних жанрах и произведениях искусства, в письменных литературных и религиозных по содержанию источниках, в содержании обрядовых и тематических танцев, устном народном
творчестве. Здесь труд воспринимался не только как тяжкое бремя, но и как свидетельство, результат особых подвигов наиболее выдающихся его представителей. Через историю всех современных народов и обществ прошли и сохранились установки положительного отношения к честному и добросовестному ТРУДУ на благо общества. Критически и неодобрительно воспринимаются корысть, несправедливость, стремление к наживе за счёт окружающих людей.
Выделенные фрагменты позволяют рассуждать о положительных
сторонах консерватизма общественного сознания, обращенного к закреплённому в истории культуры уважительному отношению к труду и людям, его осуществляющим.
В современных обществах цивилизованного мира свобода труда признаётся важнейшим принципом трудового права. Право на труд и на его достойное вознаграждение обосновано и закреплено в Статье 37 Конституции РФ (12 декабря 1993 г.):
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск [1].
Определённые социально значимые дисфункции состоят в том, что законодательно гарантированное право на труд имеет свой антипод в форме также законодательно закреплённых и утверждённых критериев безработицы. Феноменальность безработицы мы в данном материале не рассматриваем. Однако настороженное внимание развивающегося глобального и регионального социума к неуклонно возрас-
тающему количеству безработных существенно снижает социальный оптимизм на всех уровнях восприятия безработицы как угрозы личному и общественному развитию и перспективам существования. Так, специфической формой неформального ответа молодёжи на снижение гарантий трудовой занятости становится социальный дауншифтинг как специфическая культура и вариант существования в реальности современного общества.
В статистике малого предпринимательства в России принято рассматривать следующие направления:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
- рыболовство, рыбоводство;
- добыча полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- строительство;
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовой техники;
- гостиницы и рестораны;
- транспорт и связь;
- финансовая деятельность;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
- образование;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
К субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия (юридические лица), физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства. Средняя численность работников малого предприятия определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характе-
ра и по совместительству с учётом фактически отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия [2; 3].
Привлечение в круг социологического исследования по данной теме понятия «социокультурное окружение» позволяет избежать ряда недостатков, свойственных изучению детерминации воспитания и образования в молодёжной среде. Соответствующее системное окружение рассматривается нами как сфера организации трудовой коммуникации молодёжи и в рамках социологии культуры предполагает следующий набор функционально значимых видов деятельности:
- культурная социализация личности на всём протяжении трудовой биографии и жизненного пути;
- сочетание устойчивости социума с потенциалом организационной и культурной изменчивости личности молодого человека;
- научное обоснование прогрессивных и регрессивных стадий культурной социализации молодёжи в современных сферах предпринимательства;
- развитие личности молодого человека в единстве ценностных установок культуры общества и практической общественно полезной деятельности;
- соблюдение законов в динамике профессионального кадрового роста и критериев морального нравственного поведения в аргументации средств, приемлемых для достижения таких целей;
- социализация молодёжи во всех формах предпринимательства и иной трудовой деятельности может рассматриваться только в культурном контексте и зависит от приоритетов технологий управления и информационного обмена для конкретного общества;
- под влиянием социальной среды и культурологических норм воспитания складываются формы
самосознания, диалектического отражения и факторы ориентации в окружающей среде;
- активность культурной социализации молодёжи в малом предпринимательстве перспективно обращена к изменению и формированию новых жизненных условий и, тем самым, создаёт новые условия профессионального развития.
По условиям рассматриваемой темы, задачи учёного в исследовании проблем культурной социализации молодёжи определяются показателями открытости, порядочности и честности. Актуально соблюдение моральных ограничений и нравственных запретов. Профессиональные ценности должны соотноситься с признаваемыми обществом нравственными установками и социальными нормами. Так, в своей статье «Теоретике -методологические основания явления девиации», А.П. Михайлов анализирует социологические предпосылки такого достаточно сложного социального явления как деви-антность поведения. Установлено, что научное обоснование явления девиации поведения в молодежной среде определило возникновение ряда теоретико-методологических подходов к настоящей проблематике [3; 152].
В свою очередь, по итогам рассмотренного материала мы формулируем следующие выводы:
- наиболее значимым комплексным фактором формирования культурной социализации молодёжи в малом предпринимательстве является мотивация к обучению;
- в контексте соответствующей социализации актуально проявление склонности к риску при выборе или при смене профессионального пути, жизненных ориентиров;
- возрастающее значение имеет аргументация культурной социализации молодёжи по ценностным установкам традиций семьи, родственных связей и авторитетных лидеров.
Синергетические эффекты культурной социализации молодёжи в малом предпринимательстве отражает возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей
в единую систему. Социологические исследования позволяют расширить понимание ряда проблем обществознания в культурной и профессиональной социализации российской молодёжи.
Примечания:
1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) статья 37.
2. Малое предпринимательство в России. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014.
3. Михайлов А.П. Теоретико-методологические основания явления девиации // «Вестник Адыгейского государственного университета», серия «Регионо-ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». № 2. 2005. С. 152-156.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (taking into account the amendments made by the Russian Federation Laws on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 No. 6-FKZ and of 30.12.2008 No. 7 FKZ), article 37.
2. Small business in Russia. 2014: Coll. of works / Rosstat. M., 2014.
3. Mikhailov A.P. Theoretical and methodological bases of the phenomenon of deviation // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology. No. 2. 2005. P. 152-156.