Научная статья на тему 'Статус предпринимателя малого бизнеса в условиях социальной мобильности современного российского общества'

Статус предпринимателя малого бизнеса в условиях социальной мобильности современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социология»

782
79
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / БИЗНЕС / ИННОВАЦИЯ / КЛАСС / СРЕДНИЙ КЛАСС / СЛОЙ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Далгатова Асият Эминовна

В статье рассмотрено предпринимательство как форма социальной инновации, имеющее такое значение, которое выходит далеко за пределы экономической жизни общества. По своему функциональному предназначению предпринимательство сопоставимо с таким видом социального новаторства как изобретательство или совершение научных открытий и потому оно оказывает влияние на всю социальную структуру, способствует ее эволюционированию.

Текст научной работы на тему «Статус предпринимателя малого бизнеса в условиях социальной мобильности современного российского общества»

УДК 316:334.2(470) ББК 60.561:2(2Рос) Д 15

А.Э. Далгатова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Военно-воздушной инженерной академии имени Ю.А.

Гагарина и профессора Н.Е. Жуковского, г. Москва, тел. 8 928 812 35 01.

Статус предпринимателя малого бизнеса в условиях социальной мобильности современного российского общества

(Рецензирована)

Аннотация: В статье рассмотрено предпринимательство как форма социальной инновации, имеющее такое значение, которое выходит далеко за пределы экономической жизни общества. По своему функциональному предназначению предпринимательство сопоставимо с таким видом социального новаторства как изобретательство или совершение научных открытий и потому оно оказывает влияние на всю социальную структуру, способствует ее эволюционированию.

Ключевые слова: предприниматель, бизнес, инновация, класс, средний класс, слой общества.

A.E. Dalgatova,

Candidate of Economics, Assistant Professor of the Humanitarian, Social and Economic

Disciplines Department of Yu.A. Gagarin and Professor N.E. Zhukovsky Military-Air

Engineering Academy, Moscow, ph. 8 928 812 35 01

The status of the businessman of small-scale business in conditions of social mobility of Russian modern society

Abstract: The paper considers business as the form of the social innovation, having the significance which is far beyond economic life of a society. By the functional mission, business is comparable to such kind of social innovation as invention or fulfillment of discoveries. Therefore it influences the whole social structure and promotes its evolution.

Keywords: the businessman, business, an innovation, a class, middle class, a social class.

Статус предпринимателя малого бизнеса, как и любой другой социальный статус, понимаемый как характеристика социальной позиции в данной социальной системе координат, выступает как сложный феномен, обладающий системными признаками. В связи с этим он неразрывно связан с окружающей социальной средой, выступающей одновременно как источник формирования статуса и его потребитель. Важным условием формирования социального статуса выступает совокупность социально-классовых предпосылок, с которыми сталкивается индивид в процессе своей социальной деятельности. В социальных науках понятие класса описывает место некоей группы людей в системе неравенства и дифференциации, в сопряженной с ней совокупности связей и отношений, а также иерархию субъектов функционирования социальных институтов. В отличие от страт, деление на классы осуществляется по социально-экономическому основанию - обладанию собственностью и доступом к власти, а как следствие, профессиональными, культурными, идеологическими отличиями. Современные социологи определяют класс как один из основных типов социальной стратификации наряду с кастой и сословием. Теоретическая традиция анализа классов в социологии берет начало в трудах

К. Маркса и М. Вебера. При этом К. Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, выделяя при этом такие классы, как буржуазия и пролетариат. Он признавал существование групп, не укладывающихся в эти рамки, но считал их пережитками докапиталистической экономики. М. Вебер, в отличие от К. Маркса, разделял население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции, порождающими различия в жизненных шансах. При этом М. Вебер различал четыре класса: класс собственников, класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; традиционный мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и владельцев магазинов, рабочий класс. Таким образом, в соответствии с взглядами М. Вебера, предприниматели малого бизнеса могут быть рассмотрены как самостоятельный социальный класс. При этом концепция социального статуса также уходит своими корнями в социологию М. Вебера. Вебер полагал, что социальный статус отнюдь не является пережитком более ранней феодальной эпохи, как утверждали некоторые марксисты, а сохранил свою значимость, а в обществе современного промышленного капитализма получил развитие его новый фундамент. Для М. Вебера главное условие появления класса лежит в неравном распределении экономической власти и, следовательно, в неравном распределении возможностей. Но эти экономические причины не исчерпывают всех условий образования групп. Он сформулировал понятие статуса так, чтобы подчеркнуть влияние идей, верований и ценностей на формирование групп, не теряя при этом из виду экономические условия. Таким образом, в противоположность экономически обусловленной «классовой ситуации» М. Вебером была сконструирована «статусная ситуация», при которой каждый типичный компонент жизненной судьбы людей определяется специфической, позитивной или негативной социальной оценкой поведения. В этом смысле статусное поведение выражается в том факте, что можно ожидать определенного стиля жизни от тех, кто хотел бы принадлежать к данному кругу. С этими ожиданиями связаны ограничения на «социальное» общение. Стратификация по статусу идет рука об руку с монополизацией идеала и материальных благ или возможностей. Экономически обоснованное понятие класса контрастирует со статусной ситуацией, которая обусловлена оценками, почестями, оказываемыми другими и требуемыми членами статусной группы от других. Поэтому некоторые группы имеют негативный престиж или оценку; к ним могут относиться как к маргинальным членам общества. Статус связан со специфическим стилем жизни, включающим потребление определенной одежды, мебели, пищи и напитков, которые считаются характерными для специфической статусной группы.

Социальные статусные группы используют формы потребления как средство определения своего ранга или достоинства и отделения себя от других. Используемые ими знаки обычно включают групповые потребительские ценности. Тип жилища, мебели, украшений, слушаемая музыка, носимая одежда, используемый вид транспорта - все эти аспекты процесса потребления могут быть использованы как знаки различий между статусными группами.

В настоящее время при определении класса используются критерии рыночной и трудовой ситуации. Под рыночной ситуацией подразумеваются материальные вознаграждения и жизненные шансы, такие как заработок, безопасность и возможность продвижения по службе. Понятие трудовой ситуации относится к трудовым задачам и производственной технологии, а также к структуре социальных отношений. Таким образом, отечественная социология, следовавшая марксистской традиции, длительное время использовала термин «класс» исключительно для обозначения групп людей, различающихся по критерию обладания собственностью. Однако уже на первых этапах развития индустриального общества критерий обладания собственностью перестал быть единственным показателем социального положения человека. С развитием массовой системы образования и повышением роли информации в постиндустриальных государствах появляется новая прослойка общества, которая занимала промежуточное положение между богатыми и бедными, именуемая «средним классом». Её появление

вызвало к жизни ряд значимых социальных теорий, призванных найти в «среднем классе» опору социальной стабильности. Ряд положений этих теорий оказался реализованным на практике: система ценностей реально существующего в развитых обществах среднего класса ориентирована на семейное благополучие, индивидуальное развитие и совершенствование. Его представители действительно трудолюбивы, творчески развиты, придерживаются демократических принципов, законопослушны. Средний класс, с одной стороны, открыт для проникновения представителей из других групп общества, а с другой - притягателен для тех, кто находится ниже его на лестнице престижа. Представитель среднего слоя реально может себе позволить стандарты потребления, которые еще в начале ХХ века были доступны исключительно аристократическому меньшинству. Каналами пополнения класса в развитых обществах, как правило, становятся образование и способность к напряженному труду, творческие задатки в широком спектре деятельности -от предпринимательства до художественного творчества. Учитывая подвижность границ среднего класса, к нему принято относить не только тех людей, которые по объективным показателям принадлежат к среднему классу (уровень дохода), но и тех, кто стремится к новому для себя статусу, имея все основания (образование, профессиональная принадлежность) надеяться на успех. Ориентация России на рыночные отношения за годы реформ привела к тому, что теория среднего класса как основы социальной стабильности современного российского общества стала в отечественной социальной науке преобладающей. В этой связи рассмотреть социальный статус современного российского предпринимателя малого бизнеса невозможно без включения его в контекст проблемы развития среднего класса. При этом, обладая, по М. Веберу, признаками самостоятельного класса, предприниматели малого бизнеса не исключаются из «среднего класса», являясь его составной частью.

Российский средний класс, воспринимаемый как порождение реформ, вызывает время от времени повышенное внимание со стороны властных структур. Однако этот периодически возникающий интерес не превратился в целенаправленные и систематические усилия по поддержке формирующегося среднего класса. Так, Комитетом по экономической реформе Правительства РФ задача формирования российского среднего класса была поставлена в качестве приоритетной на 1998 г. Затем интерес со стороны властных структур по отношению к среднему классу вновь возрос в связи со «Стратегией развития страны до 2010 года» (программа Г. Грефа), в соответствии с которой, на средний класс перекладывается значительная часть социальных расходов. На ранних этапах изучения среднего класса преобладал критериальный подход к его идентификации. В качестве таких критериев выделялись: - степень адаптации к складывающимся социальноэкономическим условиям; - образование; - профессия; - доход; - самоидентификация в качестве представителя среднего класса.

Согласно социально-профессиональному критерию средний класс в России -работники, занятые квалифицированным нефизическим трудом, а также фермеры, при этом выделяются «традиционные» средние слои, которые представлены мелкими частными собственниками, занятыми в мелком и среднем бизнесе. Основанием отнесения предпринимателей малого бизнеса к среднему классу может стать и система социальной дифференциации современного российского общества, представленная Т.И. Заславской:

Верхний слой общества: - консервативно ориентированная часть бюрократической и военной элиты и субэлиты; - группа новой экономической элиты и субэлиты; -либеральная элита; - лица, принадлежащие к криминальному миру и сотрудничающие с ним.

Средние слои: - среднее звено бюрократии; - бизнес-слой, состоящий из мелких и средних предпринимателей; - профессионалы технического, социального и гуманитарного профиля.

Базовый и нижний слои: - представители бывшего советского среднего слоя (в первую очередь - интеллигенция); - рабочие, крестьяне и служащие и часть специалистов,

адаптировавшиеся к новым условиям; - наименее образованные, социально слабые представители базового и нижнего слоя.

Андекласс, или социальное дно: - люмпенизированная маргинально-периферийная группа; -широкое социальное основание криминального мира [1].

Предприниматели малого бизнеса как один из наиболее многочисленных отрядов среднего класса пережил за последние годы довольно суровые испытания. Если до кризиса 1998г. к среднему классу можно было отнести до 25% трудоспособного населения, то в настоящее время - только 18%, при этом нижний слой среднего класса стремительно теряет свои статусные позиции и по ряду признаков к среднему классу относиться уже не может. В абсолютных цифрах - это не менее 12-15 миллионов человек взрослого населения. Несмотря на всю глубину кризиса, средний класс выстоял, продолжает жить и работать. Данные ряда исследований показывают, что важнейшими условиями выживания представителей среднего класса выступают такие статусные позиции как:

высокий по сравнению с другими слоями общества уровень адаптированности к рыночной экономике, позволяющий реализовывать экономическую стратегию, в которой значительное место принадлежит предпринимательской деятельности и самозанятости;

высокая социальная мобильность и гибкость, ориентация на максимальное использование своих ресурсов, главными из которых являются высокое качество рабочей силы и готовность к дальнейшему повышению своего «человеческого капитала»;

иное, по сравнению с другими слоями общества, отношение к государству. На фоне довольно распространенного в обществе патернализма представители среднего класса в большей степени склонны полагаться на собственную активность как необходимое и естественное условие жизненного успеха. Их отличает прагматическое отношение к государству, обеспечивающему стабильность и соблюдение «правил игры»;

наличие ряда ценностей, разделяемых большинством представителей среднего класса - ориентация на социальное рыночное хозяйство, ценности индивидуальной свободы, приоритет частной собственности [2].

Статус предпринимателя малого бизнеса складывается под воздействием господствующего типа мировоззрения современного российского среднего класса. А им является плюрализм интересов в обществе. Он касается не только возможности согласования сугубо материальных интересов разных групп, но и более глубоких аспектов этих интересов. Важнейшей их стороной является ориентация на такие «западные ценности» как индивидуализм, либерализм и демократия. Вместе с тем исследователи отмечают, что для среднего класса по-прежнему актуальна проблема выбора пути развития - славянофильская и западническая. При этом доля тех, кто сориентирован на западные ценности, преобладает над теми, кто является поборником своеобразного пути развития. Представители малого бизнеса находятся в довольно сложной ситуации социального выбора по многим злободневным проблемам, обусловленного противоречием их социально-классовой принадлежности. В частности, будучи собственниками, предприниматели малого бизнеса не могут положительно относиться к вопросу нового передела собственности. Социально-классовая принадлежность предпринимателей содержит себе и определенное противоречие, разрешение которого в условиях современной России весьма проблематично. Почти в два раза чаще, чем в среднем по массиву опрошенных представителей среднего класса, предприниматели выражают свою приверженность либеральной идее. Таким образом, в результатах социологических исследований просматривается проблема неоднородности российского «среднего класса», к которому принадлежат предприниматели малого бизнеса, которые выделяются в нем как отдельный социальный «субкласс», по ряду своих ценностных ориентаций противостоящий «среднему классу», но и выступающий его значительной составной частью.

Примечания:

1. Герчикова И.И. Менеджмент. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1994. С. 82.

2. Гаврилов А. Кадровое обеспечение инновационного механизма управления экономикой // Экономист. 1999. № 4. С. 78.