Научная статья на тему 'Статус научно-популярной литературы в системе функциональных стилей языка'

Статус научно-популярной литературы в системе функциональных стилей языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
762
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ЯЗЫКА / ПОДСТИЛЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА / POPULAR SCIENCE LITERATURE / FUNCTIONAL STYLE OF THE LANGUAGE / SUBSTYLE / RATIONAL PRESENTATION / EXPRESSIVE MEANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федюк Мария Олеговна

В данной статье рассматривается проблема статуса научно-популярной литературы в системе функциональных стилей языка. В связи с развитием высоких технологий повышается уровень значимости науки и научных знаний, вследствие чего наука перестает быть предметом узко-научного обсуждения и привлекает внимание широкого круга читателей-неспециалистов. В статье проанализированы различные точки зрения отечественных и зарубежных лингвистов и литературоведов по данному вопросу, представлены функциональные особенности жанра научно-популярной литературы, дано собственное определение подобного типа текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF POPULAR SCIENCE LITERATURE IN THE SYSTEM OF THE FUNCTIONAL STYLES OF THE LANGUAGE

The present article reviews the problem of the status of popular science literature in the system of functional styles of language. In connection with the development of high technologies, the level of importance of science and scientific knowledge increases, as a result science ceases to be the subject of narrow scientific discussion and attracts the attention of a wide range of non-specialist readers. The article analyzes the different points of view of national and foreign linguists and literary critics on this issue, presents the functional features of the genre of popular science literature, the own definition of this type of texts is given.

Текст научной работы на тему «Статус научно-популярной литературы в системе функциональных стилей языка»

Список литературы /References

1. Учебная программа по предмету «Русский язык и литература» (как второй язык). Основная школа, 6-10 классы. Кэмбридж. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cep-fomm.nis.edu.kz/index.php?topic=9636.0/ (дата обращения:14 сентября, 2016).

2. Subject Programme for English. Secondary school (grades 6-10). Cambridge. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cep-forum.nis.edu.kz/index.php?topic=9634.0/ (дата обращения: 14 сентября, 2016).

3. Ирсалиев С., Култуманова А., Сабырулы Е., Амангазы М. Основные результаты международного исследования PISA-2015 // 2017 год: Национальный отчет/ Астана: АО «Информационно-аналитический центр», 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iac.kz/sites/default/ffles/mc_otchet_pisa-2015_fiml.pdf/ (дата обращения: 28 сентября, 2017).

4. Chopeta Lyons, Ruth Clark. More Than Just Eye Candy: Graphics for eLearning. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.learningsolutionsmag.com/articles/332/more-than-just-eye-candy-graphics-for-elearning-part-1/ (дата обращения: 4 ноября, 2016).

5. Таблица размеров одежды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sunsport.ru/articles/tablica-razmerov-odezhdy/ (дата обращения: 10 января, 2018).

6. Preparation for the IELTS Exam. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ieltsfocus.com/2017/10/12/ielts-writing-task-1-maps/ (дата обращения: 10 ноября, 2018).

СТАТУС НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ЯЗЫКА Федюк М.О. Email: Fedyuk675@scientifictext.ru

Федюк Мария Олеговна - студент магистратуры, кафедра иностранных языков, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, г. Сыктывкар

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема статуса научно-популярной литературы в системе функциональных стилей языка. В связи с развитием высоких технологий повышается уровень значимости науки и научных знаний, вследствие чего наука перестает быть предметом узко-научного обсуждения и привлекает внимание широкого круга читателей-неспециалистов. В статье проанализированы различные точки зрения отечественных и зарубежных лингвистов и литературоведов по данному вопросу, представлены функциональные особенности жанра научно-популярной литературы, дано собственное определение подобного типа текстов.

Ключевые слова: научно-популярная литература, функциональный стиль языка, подстиль, рациональное изложение, экспрессивные средства.

STATUS OF POPULAR SCIENCE LITERATURE IN THE SYSTEM OF THE FUNCTIONAL STYLES OF THE LANGUAGE

Fedyuk M.O.

Fedyuk Mariya Olegovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, PITIRIMSOROKINSYKTYVKAR STATE UNIVERSITY, SYKTYVKAR

Abstract: the present article reviews the problem of the status of popular science literature in the system of functional styles of language. In connection with the development of high technologies, the level of importance of science and scientific knowledge increases, as a result science ceases to be the subject of narrow scientific discussion and attracts the attention of a wide range of non-specialist readers. The article analyzes the different points of view of national and foreign linguists and literary critics on this issue, presents the functional features of the genre of popular science literature, the own definition of this type of texts is given.

Keywords: popular science literature, functional style of the language, substyle, rational presentation, expressive means.

УДК 82-8

Жанр научно-популярной литературы являлся спорным еще с советских времен в силу сложности определения его статуса среди языковых стилей. Определив функциональные особенности научно-популярных текстов, ученые до сих пор не могут сойтись во мнении о месте данного феномена в системе функциональных стилей языка. В связи с растущей популярностью произведений данного жанра все большее количество ученых привлекает изучение данной проблематики научно-популярной литературы и ее места в системе функциональных стилей языка. В данной статье будут рассмотрены разные точки зрения на данную проблему.

Одна группа ученых придерживается мнения, что научно-популярная литература -это подстиль научного стиля. Данную точку зрения разделяют А.Н. Кожина, Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяев, Л.А. Баташёва. Рассмотрим подробнее каждую из теорий данных ученых.

Например, А.Н. Кожина выделяет три подстиля научной прозы: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный. По ее мнению, научный стиль имеет много общего с научно-популярной литературой (общая коммуникативная цель, рациональность изложения), а различия не так важны, соответственно, и оснований для выделения научно-популярной литературы в отдельный стиль не имеется. Под различиями ученая понимает разную читательскую аудиторию (читатель-неспециалист в научно-популярной литературе, и ученые в научной литературе) и лексико-стилистическую составляющую (в отличие от научных текстов, в научно-популярной литературе присутствует «элемент художественности, экспрессивные средства на фоне ровного, серьезного повествования, тождественность художественным текстам по эмоциональности и экспрессивности») [8, с. 154-156].

Классификация подстилей у других ученых (Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев) более широка. Они выделяют научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный и научно-популярный подстили в научном стиле, тем не менее, соглашаясь, что научно-популярная литература является частью научного стиля речи [2, с. 10].

Л.А. Баташёва отмечает, что, невзирая на различных адресатов и форму речи, научный стиль и «науч-поп» сходятся в главном - в цели повествования, а именно рациональности изложения при передаче научных знаний, и делает вывод, что научно-популярная литература входит в состав научного стиля [1, с. 10].

Несмотря на некоторые разногласия, все вышеприведенные лингвисты сходятся в одном: не существует основания для выделения научно-популярных текстов в отдельный функциональный стиль.

Другая группа ученых полагает, что научно-популярная литература представляет собой самостоятельный, автономный функциональный стиль. Данного мнения придерживаются как отечественные ученые такие, как Н.Н. Маевский, Э.А. Лазаревич, так и зарубежные - Х. Кальсамилья, Е.П. Орланди, Л.М.С. Замбони, Д. Майерс.

Так, например, Н.Н. Маевский, основываясь больше на экстралингвистических факторах, нежели на интралингвистических, отмечает в данном стиле реализацию

двух языковых функций одновременно - функцию сообщения и функцию воздействия, что определяется особой сферой общения с читателем и, следовательно, особой экстралингвистической основой. Анализируя все особенности научно-популярной литературы, он отмечает, что у неё слишком много отличного от научного стиля, а именно разные задачи (не просто передать научные знания, а побудить читателя к прочтению), адресат (аудитория читателей-неспециалистов), содержание (лаконичность и сухость научного стиля отсутствуют в научно-популярной литературе), и данные факты нельзя игнорировать. Таким образом, Н.Н. Маевский приходит к выводу, что научно-популярная литература должна быть выделена в отдельный стиль [6, с. 19-24].

Э.А. Лазаревич соглашается с этой точкой зрения, утверждая, что «частично совпадая по тематике с научной литературой, научно-популярная отличается от нее целевой установкой и читательской аудиторией» [5, с. 181].

Группа зарубежных ученых (Х. Кальсамилья, Е.П. Орланди, Л.М.С. Замбони) в своих исследованиях решительно высказались, что научный стиль и научно-популярная литература являются двумя различными стилями речи. Они считают, что популярная литература это не просто упрощенный вариант научно-исследовательских работ, а дискурсивная реконструкция научного знания для аудитории, отличной от академической [8, с. 3].

Подобного мнения придерживается и Майерс, которая утверждает, что, несмотря на то, что оба стиля способствуют поддержанию культурного авторитета научных знаний, они все же являют собой совершенно противоположные взгляды на науку [9, с. 4].

Таким образом, вторая группа ученых, как отечественных, так и зарубежных, подчеркивают важность различий научного стиля и научно-популярной литературы и выделяют «науч-поп» в отдельный речевой стиль.

Совершенно противоположная точка зрения у Н.Я. Миловановой. Ученая выдвигает свою теорию о том, что научно-популярная литература не должна быть выделена в принципе. Н.Я. Милованова опровергает вышеуказанные точки зрения, утверждая, что экспрессивность выражения, которой, по мнению всех ученых, обладает научно-популярная литература, присуща научному стилю. По её мнению, авторы научных работ используют контекстуально-экспрессивные средства с целью усиления своих аргументов [7, с. 15].

О.А. Крылова категорически не соглашается с данной точкой зрения, подчеркивая, что экспрессивность как таковая не свойственна научному стилю речи. Действительно, могут встречаться отдельные случаи употребления эмоционально окрашенных слов и выражений, но это, несомненно, не является нормой, а также есть определенный лимит на использование подобной лексики [4, с. 56].

Таким образом, анализируя функциональные особенности научно-популярного подстиля, следует упомянуть несколько важных пунктов. Во-первых, по причине того, что целевой аудиторией научно-популярных текстов является читатель-неспециалист, данные тексты должны быть написаны лексикой нейтрального стиля. Во-вторых, учитывая то, что массовую аудиторию необходимо заинтересовать сложными научными явлениями, требуется использование различных лингвостилистических приемов, обогащающих повествование.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что определение научно-популярного литературного стиля представляет некоторые трудности. Придерживаясь мнения, что научно-популярные произведения принадлежат к научно-популярному подстилю научной прозы на том основании, что у научных и научно-популярных текстов имеется общая коммуникативная цель (передача научных знаний), автор вывел следующее определение: научно-популярный подстиль - это разновидность научного стиля речи, основной целью которой является передача научных знаний в доступной для широкой читательской аудитории форме.

Список литературы /References

1. Баташёва Л.А. Приемы популяризации в разных типах научной речи. Л., 1986. 13 с.

2. Граудина Л.К. Культура русской речи. Учебник для вузов. // Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. М.: Норма, 2000. 549 с.

3. Кожина М.Н. Рациональное и эмоциональное в языке и в речи: средства художественной образности и их стилистическое использование в тексте: Межвузовский сборник научных трудов, посвященных 85-летию профессора А.Н. Кожина. М.: МГОУ, 2004. 492 с.

4. Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. М.: Высшая школа, 2006. 313 с.

5. Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки . 2-е изд., пер. и доп. М.: Наука, 1978. 224 с.

6. Маевский Н.Н. Особенности научно-популярного стиля. Ростов-на-Д., 1979. 24 с.

7. de Oliveira J.M. The research article and the science popularization article: a probabilistic functional grammar perspective on direct discourse representation. // de Oliveira J.M., Pagano A.S. London, 2006. 12 p.

8. Myers G. Discourse studies of Scientific Popularization: Questioning the Boundaries, 2003. 15 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.