Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОЛАТИЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К КАТЕГОРИИ ПЕРСУАЗИВНОСТИ КАК ОБЪЕКТУ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОЛАТИЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К КАТЕГОРИИ ПЕРСУАЗИВНОСТИ КАК ОБЪЕКТУ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ПЕРСУАЗИВНОСТИ / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСКУРС / МЕНТАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кислицына Н.Н., Секрет К.А.

В статье представлены результаты исследования категории персуазивности в академических лингвистических трудах. Персуазивность рассматривается в настоящей работе как свойство дискурса, реализующееся посредством вербального воздействия на сознание адресата с целью изменения его мировоззренческих установок. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом научного сообщества к персуазивному потенциалу дискурса и механизмам вербального воздействия на целевую аудиторию, а также исключительной важностью изучения тактик и стратегий персуазивного воздействия, нацеленных на склонение реципиента информации к разделению точки зрения адресанта. Анализ исследовательских работ показал, что, несмотря на существование различных подходов к трактовке термина «персуазивность» и вытекающих отсюда различий в методических подходах к изучению явления, обозначенного данным термином, универсальный смысл понятия «персуазивность» в лингвистическом аспекте может быть сведен к идее, согласно которой «персуазивность» определяется как манипулятивное использование языковых средств и приемов, направленное на усиление приведенных адресантом аргументов. Цель настоящей работы заключается в выявлении и системном представлении динамики исследования категории персуазивности в научных лингвистических трудах. Исследование проводилось на основе материалов электронной научной библиотеки диссертаций и авторефератов «DisserCat». В результате целенаправленной выборки были каталогизированы и проанализированы 118 диссертационных работ, размещенных в период 2000-2021 гг. и посвященных изучению реализации категории персуазивности в дискурсе. Полученные результаты позволили рассмотреть и обобщить различные подходы к исследованию специфики реализации категории персуазивности в современной лингвистике, определить динамику и векторность интереса к изучаемому явлению. В качестве методов исследования были применены метод целенаправленной выборки, качественный анализ, количественный анализ, контент-анализ, статистическое наблюдение и обработка текстов выборки с последующим визуализированием, осуществленным с помощью программы Microsoft Оffice Excel. Количественно-хронологический анализ отобранных работ, посвященных изучению категории персуазивности, позволяет сделать вывод о том, что интерес к изучению реализации категории персуазивности не только не теряет своей актуальности, но с прогностической точки зрения следует ожидать значительного повышения спроса на проведение научных исследований в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL REPRESENTATION OF THE VOLATILITY OF SCIENTIFIC INTEREST IN THE CATEGORY OF PERSUASIVENESS AS A SUBJECT OF THE LINGUISTIC RESEARCH

The article presents the results of research of the category of persuasiveness in academic linguistic works. Persuasiveness is considered in the present paper as a property of discourse, realized by means of verbal influence on the consciousness of the addressee with the purpose of changing his worldview. The urgency of the study is due to the growing interest of the research community to persuasive potential of discourse and mechanisms of verbal impact on the target audience, as well as the crucial importance of studying tactics and strategies of persuasive impact, aimed at inducing the recipient of information to share the views of the addressee. Analysis of the selected research works has shown that, despite the existence of different approaches to the interpretation of the notion «persuasiveness» and the resulting differences of methodical approaches to the study of the phenomenon, the universal meaning of the concept of «persuasiveness» in the linguistic aspect can be reduced to the idea that persuasiveness can be defined as the manipulative use of special language techniques aimed at strengthening the addressee’s arguments. The purpose of the paper is to identify and systematize the dynamics and research directions of the persuasiveness study. The study was conducted on the basis of theses selected form the «DisserCat» electronic scientific library of theses and abstracts. As a result 118 theses, published during 2000-2021 period, were catalogued and analyzed. The obtained results allowed to consider and generalize various approaches to the study of the persuasiveness, as well as to determine the dynamics and vectors of the interest to the studied phenomenon. The following research methods were used in the paper: targeted sampling, qualitative analysis, quantitative analysis, content analysis, statistical observation and processing of sample texts. Visualization was carried out by using Microsoft Office Excel program. A quantitative and chronological analysis of the selected works allows us to conclude that the interest in studying the realization of the category of persuasiveness is far from losing its relevance; on the contrary, from a prognostic point of view one should expect a significant demand for its research.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОЛАТИЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К КАТЕГОРИИ ПЕРСУАЗИВНОСТИ КАК ОБЪЕКТУ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

АПФ&ПЛ

оригинальная статья УДК 82^22:808.5

DOI: 10.29025/2079-6021-2022-2-143-152

Тематический выпуск

ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА: СОВРЕМЕННЫЕ РАКУРСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

CIP&PL

Thematic issue APPLIED LINGUISTICS: MODERN RESEARCH AREAS AND PERSPECTIVES

http://philjournal.ru 2022 No 2 143-152

Статистическое представление волатильности научного интереса к категории персуазивности как объекту лингвистических исследований

H.H. Кислицына К.А. Секрет 2*

'Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского;

295007, Российская Федерация, Республика Крым, Симферополь, пр-т Академика Вернадского, д. 4; 'ORCID ID: 0000-0001-7360-5770;

Севастопольский государственный университет;

299053, Российская Федерация, Республика Крым, Севастополь, ул. Университетская, 33;

2ORCID ID: 0000-0002-6347-273X; *e-mail: poloskova.v@gmail.com

Резюме: В статье представлены результаты исследования категории персуазивности в академических лингвистических трудах. Персуазивность рассматривается в настоящей работе как свойство дискурса, реализующееся посредством вербального воздействия на сознание адресата с целью изменения его мировоззренческих установок. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом научного сообщества к персуазивному потенциалу дискурса и механизмам вербального воздействия на целевую аудиторию, а также исключительной важностью изучения тактик и стратегий персуазивного воздействия, нацеленных на склонение реципиента информации к разделению точки зрения адресанта. Анализ исследовательских работ показал, что, несмотря на существование различных подходов к трактовке термина «персуазивность» и вытекающих отсюда различий в методических подходах к изучению явления, обозначенного данным термином, универсальный смысл понятия «персуазивность» в лингвистическом аспекте может быть сведен к идее, согласно которой «персуазивность» определяется как манипулятивное использование языковых средств и приемов, направленное на усиление приведенных адресантом аргументов. Цель настоящей работы заключается в выявлении и системном представлении динамики исследования категории персуазивности в научных лингвистических трудах. Исследование проводилось на основе материалов электронной научной библиотеки диссертаций и авторефератов «DisserCat». В результате целенаправленной выборки были каталогизированы и проанализированы 118 диссертационных работ, размещенных в период 2000-2021 гг. и посвященных изучению реализации категории персуазивности в дискурсе. Полученные результаты позволили рассмотреть и обобщить различные подходы к исследованию специфики реализации категории персуазивности в современной лингвистике, определить динамику и векторность интереса к изучаемому явлению. В качестве методов исследования были применены метод целенаправленной выборки, качественный анализ, количественный анализ, контент-анализ, статистическое наблюдение и обработка текстов выборки с последующим визуализированием, осуществленным с помощью программы Microsoft Office Excel. Количественно-хронологический анализ отобранных работ, посвященных изучению категории персуазивности, позволяет сделать вывод о том, что интерес к изучению реализации категории персуазивности не только не теряет своей актуальности, но с прогностической точки зрения следует ожидать значительного повышения спроса на проведение научных исследований в данном направлении.

Ключевые слова: категория персуазивности, манипулятивные технологии, дискурс, ментальное взаимодействие.

* © Кислицына Н.Н., Секрет К.А., 2022.

О ф I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons. org/licenses/by/4.0/

Для цитирования: Кислицына Н.Н., Секрет К.А. Статистическое представление волатильности научного интереса к категории персуазивности как объекту лингвистических исследований. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 143-152.

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2022-2-143-152

Statistical Representation of the volatility of Scientific Interest in the Category of Persuasiveness as a Subject of the Linguistic Research

Nataliya N. Kislitsyna1, Kseniya A. Sekret2*

'VI. Vernadsky Crimean Federal University,

4 Vernadskogo Ave., Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation, 295007;

'ORCID ID: 0000-0001-7360-5770;

2Sevastopol State University, 33 Universitetskaya Str., Sevastopol, Republic of Crimea, Russian Federation, 299053;

2ORCID ID: 0000-0002-6347-273X, *e-mail: poloskova.v@gmail.com

Abstract: The article presents the results of research of the category of persuasiveness in academic linguistic works. Persuasiveness is considered in the present paper as a property of discourse, realized by means of verbal influence on the consciousness of the addressee with the purpose of changing his worldview. The urgency of the study is due to the growing interest of the research community to persuasive potential of discourse and mechanisms of verbal impact on the target audience, as well as the crucial importance of studying tactics and strategies of persuasive impact, aimed at inducing the recipient of information to share the views of the addressee. Analysis of the selected research works has shown that, despite the existence of different approaches to the interpretation of the notion «persuasiveness» and the resulting differences of methodical approaches to the study of the phenomenon, the universal meaning of the concept of «persuasiveness» in the linguistic aspect can be reduced to the idea that persuasiveness can be defined as the manipulative use of special language techniques aimed at strengthening the addressee's arguments. The purpose of the paper is to identify and systematize the dynamics and research directions of the persuasiveness study. The study was conducted on the basis of theses selected form the «DisserCat» electronic scientific library of theses and abstracts. As a result 118 theses, published during 2000-2021 period, were catalogued and analyzed. The obtained results allowed to consider and generalize various approaches to the study of the persuasiveness, as well as to determine the dynamics and vectors of the interest to the studied phenomenon. The following research methods were used in the paper: targeted sampling, qualitative analysis, quantitative analysis, content analysis, statistical observation and processing of sample texts. Visualization was carried out by using Microsoft Office Excel program. A quantitative and chronological analysis of the selected works allows us to conclude that the interest in studying the realization of the category of persuasiveness is far from losing its relevance; on the contrary, from a prognostic point of view one should expect a significant demand for its research.

Keywords: category of persuasiveness, manipulative technology, discourse, mental interaction.

For citation: Kislitsyna N.N., Secret K.A. Statistical Representation of the Volatility of Scientific Interest in the Category of Persuasiveness as a Subject of the Linguistic Research. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 2, pp. 143-152. (In Russ.).

введение

Современная коммуникационная среда эффективно использует различные ресурсы для передачи визуальной и аудиоинформации, значимое место в которой занимает информация текстовая, представленная в вербальной форме. Основной функцией информирования субъектов коммуникационного процесса

является формирование представлений о мире, разъяснение принципиальных положений, взаимоотношений в социуме, достижение взаимопонимания и согласия между людьми. Важнейшим инструментом, используемым в данном процессе, выступает естественный человеческий язык как знаковая система.

В настоящей работе авторы используют термин «язык» не в его классическом соссюровском понимании, а как функционирующую сущность, обусловливающую возможность субъектов эффективно ком-муницировать, реализовывать заложенные в языковой системе смыслы [1]. Данный подход позволяет употреблять термин «язык» параллельно с термином дискурс, фокусируя исследовательский интерес на языке как источнике значений и смыслов, используемых в качестве средств убеждения и манипулирования людьми [2]. V. J. Cook, обосновывая необходимость «мультикомпетентности» в процессе изучения языка, трактует дискурс как язык, используемый для общения [3], в свою очередь М. Аткинс и Г. Браун утверждают, что дискурс не является нейтральным, поскольку обогащен различными экономическими, социальными, культурными и политическими смыслами, которые в случае эффективной коммуникации должны быть адекватно декодированы реципиентом [4]. Таким образом, реалии сегодняшнего дня позволяют рассматривать дискурс как инструмент не столько для транслирования информации, сколько воздействия на аудиторию.

Отечественные и зарубежные лингвисты давно интересуются методами и возможностями воздействия на поведенческую и когнитивную составляющую личности с помощью вербального текста и его визуального сопровождения. Воздействие на субъекта коммуникации, целенаправленное применение особых стратегий и практик с целью модулирования сознания и мировосприятия адресата соотносится с категорией персуазивности.

Актуальность данной работы определяется возрастающим интересом научного сообщества к персу-азивному потенциалу дискурса и механизмам вербального воздействия на целевую аудиторию. Учитывая значительный объем накопленных знаний о реализации персуазивности в дискурсе, представляется исключительно важным рассмотрение и аналитический обзор векторов рассмотрения категории персу-азивности в современных лингвистических исследованиях.

Цель статьи

Цель настоящей работы заключается в выявлении и системном представлении динамики исследования категории персуазивности в научно-квалификационных лингвистических трудах. В число основных задач статьи, согласно цели исследования, входят: уточнение определения понятия «персуазивно-сти» согласно положениям, изложенным в работах современных отечественных и зарубежных ученых, а также проведение качественно-количественного анализа соответствующих работ, размещенных на электронном портале «DisserCat».

методы исследования

В качестве методов исследования применяются: метод целенаправленной выборки, качественный анализ, количественный анализ, статистическое наблюдение и обработка текстов выборки с последующим визуализированием, осуществленным с помощью программы Microsoft office Excel (2016).

Исследование проводилось на основе материалов электронной научной библиотеки диссертаций и авторефератов «DisserCat», а именно, были проанализированы диссертационные работы, размещенные в период 2000-2021 гг.

обзор литературы

К первым академически изложенным положениям относительно исследования персуазивности как категории предшествовала активная разработка коррелирующих понятий таких как, например, «речевое воздействие» [5], риторика или теория ораторского искусства, теория красноречия, которые зачастую использовались в качестве взаимоопределяющих компонентов специальных дефиниций. Так, в частности, в работе древнегреческого философа Аристотеля термин «риторика» объясняется как возможность целенаправленного применения методов убеждения. В своих трактатах, ученый обращает особое внимание на влияние морали и эмоций на аудиторию и выделяет в убеждении три стороны, а именно: обращение к личности, обращение к логике и обращение к эмоциям [6]. Античные философы и мыслители ясно осознавали, важность (пере)убеждения в социальной, экономической, политической и в духовной сферах жизни социума. Отметим, что убеждение как сознательное волевое действие является основной компонентой персуазивности.

В современной лингвистике существуют различные трактовки понятия «персуазивность». Так, С. М. Виноградова определяет категорию «персуазивность» как свойство дискурса, реализующееся

посредством воздействия на мыслительную зону адресата с установкой на изменение его поведения с помощью языковых средств [7].

А. В. Голоднов, в свою очередь, рассматривает понятие «персуазивность», как ментально-речевое взаимодействие, целью которого выступает желание склонить реципиента к необходимым или желательным для говорящего действиям. Воздействие на адресата оказывается с помощью специальных тактик и стратегий, используемых в текстах определенного типа. Наиболее желаемым результатом для адресанта является принятие адресантом «самостоятельного» решение в пользу говорящего [8]. Анализ исследовательских работ показывает, что «персуазивность» - многогранный термин, универсальный смысл которого понимается как манипулирование, использование средств и приемов, направленных на усиление приведенных аргументов. На уровне текста - это убедительность текстов, созданная с помощью специальных средств аргументирования. На уровне устного общения - это ментальное воздействие на сознание субъекта, для чего используются специфические коммуникативные стратегии, призванные побудить субъект к определенным действиям или решениям [8].

Интерес к данной категории проявляли многие исследователи в различных отечественных и зарубежных научных кругах. Понятие персуазивности рассматривалось в социальной и когнитивной психологии (H. Eagly, A. McGuire); в рамках аналитической философии (G. L. Austin, G. E. Moore, L. Wittgenstein); при разработке теории массовой коммуникации (R. E. Petty, J. S. Ray) [Цит. по: 9].

Следует также отметить, что лингвисты исследуют персуазивность на материале различных типов дискурсов: рекламного, политического, туристического и др. (L. Hatch, I. L. Janis), фокусируясь на речевом воздействии и средствах выражения персуазивности как разновидности манипулирования и усиления доказательной аргументации (W. Holly, U. Pueschel, W. Schoeberle) [Цит. по: 8]. Персуазивность занимает определенную нишу, связанную со стилистикой и лингвистикой текста (М. Аврасин, Е. А. Гончарова, Т. Н. Лившиц, Н. Н. Миронова и др.), а также с теорией речевого воздействия (О. С. Иссерс, Г. В. Колшанский, И. П. Сусов, Е. Ф. Тарасов и др.) [10].

В частности, своих исследованиях М. Р. Желтухина связывает речевое воздействие с онтологиза-цией знаний, то есть при языковом взаимодействии адресата и адресанта последний вводит «новые знания и модифицирует уже имеющиеся» [11: 12] в сознании адресата. Основными средствами воздействия могут выступать «убеждение, призыв, воодушевление, обаяние, юмор, внушение, а также их комбинации» [11:14]. Согласно исследованиям B. Labrador, три четверти интернет-рекламы содержат откровенно убеждающие фразы, что является результатом попытки привлечь внимание адресатов с помощью аффективных слов, неформальных выражений и метафор [12]. В таких случаях можно говорить о специфическом воздействии, которое влияет и изменяет индивида на психологическом уровне, либо вносит изменения в общественное мнение или настроения [11].

С точки зрения языкознания речевое общение, если рассматривать его в фокусе социализации индивида, является мощнейшим инструментом, способным оказывать воздействие на формирование и дальнейшее развитие убеждений и решений, на регулирование системы социального взаимодействия людей, когнитивного моделирования сознания [13].

R. M. Perloff, исследуя динамику персуазивной коммуникации, утверждает, что почти все, что включает в себя формирование или развитие отношений, требует убеждения (персуазивности). Персуазив-ная коммуникация, по мнению ученого, применяется людьми для изменений точки зрения, мнения или привычек адресата. Персуазивная тактика ведения переговоров применяется в бизнесе, чтобы оказать желаемое воздействие на реципиента, с целью склонить последнего к выгодному взаимодействию. Человек, владеющий навыками убеждения, как правило, является успешным оратором или докладчиком и способен оценить эффективность социального влияния. R. M. Perloff определяет убеждение как «символический процесс, в ходе которого коммуникаторы пытаются убедить других людей изменить свое отношение или поведение в отношении проблемы посредством передачи сообщения в атмосфере свободного выбора» [14: 7].

И. Д. Романова, при изучении персуазивности в рекламном дискурсе, уделяет внимание технике персуазивности, отмечая, что для скрытого навязывания необходимых идей для адресата необходимо использовать лингвистические инструменты, а методы убеждения в большей степени направлены на повышение узнаваемости бренда, чем на повышение продаж [15].

Вышесказанное согласуется с мнением И. П. Хутыз и В. А. Колчевской, которые считают, что результатом успешного персуазивного воздействия является изменение позиции адресата по отношению

к точке зрения адресанта, когда речевое воздействие основывается на ряде сообщений, имеющих возможность повлиять на поведение адресата [10].

Ключевым фактором персуазивности является текст, и то, как заложенная в нем идея проецируется на ментальном уровне, насколько она позволяет провоцировать определенные поведенческие изменения, необходимые адресанту, при этом, достижение необходимого результата осуществятся только с применением «правильных» лингвистических приемов. Лингвистические приемы скрыты в тексте и могут быть обнаружены только получателем готовым к их декодированию [16]. Комплексное использование таких ценных ресурсов в рамках определенных манипулятивных технологий (например, «запугивание аудитории» или «политика контраста или сравнения») внутри текста направлено на усиление эффекта коммуникации и побуждение адресата к выбору того или иного курса действий [17: 101-102].

B. Hatim предположил, что текст должен строиться как определенный континуум между «информационным и манипулятивным содержанием» и может восприниматься как убеждение [18: 109]. Манипулирование высказываниями для достижения поставленных целей «приводит к регуляции планов» и деятельности адресата в пользу автора текста [18: 111]. При персуазивном воздействии применяется убеждение и уговаривание. Первое, как утверждает автор, позволяет воспринимать полученную от адресанта аргументацию, а второе - усилить полученную аргументацию и воздействовать на восприятие и умозаключения реципиента [18].

Изучение персуазивности актуализируется в современных прагмалингвистических исследованиях, которые посвящены определению специфики отношений языковых единиц и условий их употребления. Так, R.E. Petty и J. T. Cacioppo, считают, что чем более убедительным является текст, тем труднее людям найти неточности в высказывании и не подвергнуться внушению [19]. При этом, по результатам исследования B.C. Krishnan, S. Dutta и S. Jha, чрезмерное использование приемов гиперболизации в рекламе также не способствует формированию потребительского восприятия бренда, а порой негативно влияет на «покупательские намерения пользователей» [20: 107].

Исследователи из политехнического университета Гонконга X. Yi, X. Shen, W. Lu, T. S. Chan, F. L. Chung, изучая взаимосвязь между влиянием Интернета, распространением информации и вирусным маркетингом с точки зрения социального убеждения, разработали «модель анализа социального влияния, основанную на убеждении» [21: 4452]; использование понятия «персуазивность» в качестве критерия способствует эффективному проведению анализа электронных коммерческих текстов с целью выявления влияния характеристик личности потребителя на обработку информации в процессе принятия решения о покупке [22].

результаты и дискуссия

С целью определения динамики и векторности интереса к исследованию категории персуазивности был проведен анализ диссертационных работ отечественных лингвистов за последние 20 лет. Отбор материала для настоящего исследования осуществлялся на базе интернет-портала Dissertcat.com с опорой на ключевое слово (присутствие термина «персуазивность» в названии и/или содержании работы), для чего были установлены специальные параметры отбора в поисковой системе. Дополнительным критерием, учитывавшимся при анализе материала, выступил временной показатель: в исследование были включены работы, представленные в Dissertcat в период с 2000 по 2021. Результат первичной выборки текстов, связанных с понятием «персуазивность», составил 118 работ различной специальной направленности.

Следующим этапом работы с материалами исследования стало определение качественно-количественных характеристик диссертационных работ посвященных реализации категории персуазивности в дискурсе. Полученные результаты визуализированы на Рис. 1:

- русский язык (58,08%),

- германские языки (35,09);

- теория языка (24,20%);

- сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание (8,47%);

- романские язьпам(3,63%))

- языки народовРоо)1пкжой Федерации, журналистика (2,42%);

- правосая, обраооваовпьнао,обвр((щьная,во свштагелонпби^'лотубРо-бвтоовпескоп напрозленнопть (1,21%).

РисЛ.Кач ественно-количественная характеристика представленности категории персуазивности в научных работах

Качестпеиная пррокгеристика диссергационнок р2окт,о аоооктерепрезентации категории персуазивности, по зволтоаавще лщьсеманнаравлений, атравабющип специал2ны2 вактоаноучаюго интереса: русский языо(58,08%),гермакские языки (35,09), теория языка (24,20%), сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание (8,47%), романские языки (3,63%).

Достаточно скромно исследование персуазивности представлено по направлениям «Языки народов РосооаоьpйФeдeооа2о(овко)aниомоoшфeтн<(ro языка или языковой семьи)» (2 работы) и «Журналистика» (2 работы), что составляет 2,42% от всего объема проанализированных диссертационных работ.

Присутствие единичных, но многоплановых работ, в которых категория персуазивности занимает важжт в тперетиооскоо а IфcOcощIестoм сютекофмаото, cводвpьльcтвуевoeëонaчим6ети для широкого спектра человеческой деятельности: правовой, образовательной, социальной, воспитательной и культурно-исторической. Обозначенные работы в совокупности составляют 1,21% от количества всех рабат,опубеисоеснных в П0т0-а600 гт. ираомещенныеца элeкpроаномп0Oтале Dissertcat.com. Контент-анализ, проведенный внутри каждой из семи выделенных групп, позволил определить несколько векморов иccJ:ьнеpaтe6вооoгьинтeоe са.

Цтр,ооТетеию нагфавленшотРуссопйтеыю) (Н8,Н8%, что соответствует 55 работам) возможно разбить на несколько тематических подгрупп: категория модуса и его более частные категории: персуа-зивность и овторизьфР1; с^отктовн;) eu^OBbHOCTb; 0оазeoлoоея; вом]°^1^р^1^атооь^]^е сттагегии; эви-денаоольнocое; анализ языкоонй лога-иоти. Исслео%аание дапип ттмотики осущеттоаолосн в рамках поэтического, политического, рекламного и диалектного дискурсов.

Oое^ооющeонaпатeлeниe,оpамкоxвpтopoгтноaвoедлотьотрчeниeкaтeоеpии п^^твиедо сти представлено группой «Германские языки» (35,09%, что соответствует 28 работам). Тематически представленные работы посвящены исследованию реализации категории персуазивности в различных видах дискурса: рекламном, политическом, образовательном интернет-дискурсе и дискурсе прозы.

Следующие направления - «Теория языка», составляющее 24,20% (20 работ), «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», составляющее 8,47% (7 работ), а также иные выше обозначенные направления показывают во многом аналогичную тематическую направленность, отличающуюся языковым материалом и/или методикой проведения исследования.

Количественно-хронологический анализ работ, посвященных изучению категории персуазивности, показал существование относительной ритмичной волатильности (Рис.2.). Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что интерес к изучению реализации категории персуазивности не

только не теряет своей актуальности, но с прогностической точки зрения следует ожидать его значительное повышение, а также рост спроса на проведение научных исследований в данном направлении. Данный процесс обусловлен развитием социальных институтов и коммуникационных технологий, позводанощих поре иаигивнеегфимегмта аргументадиюиубеждениенаглобальном ирактическом уровне.

Рис. 2. Количество опубликованных диссертаций за 2000-2021 гг.

Заключение

С помощью качественно-количественного анализа была изучена динамика исследования категории персуазивности в научных лингвистических трудах, произведена выборка диссертационных работ, размещенных на интерне-портале «Dissercat» в период 2000-2021 гг. Результаты анализа визуализированы вформате диаграммыи графика.

Исследование показало стабильный интерес к изучению реализации категории персуазивности в рамках следующих лингвистических направлений: русский язык, германские языки, теория языка, при этом существуют научные работы, связанные с изучением персуазивности и относящиеся к самым разнообразным сферам человеческой деятельности.

Разработка теоретических и методологических принципов, формирование практических навыков, направленных на выявление применения персуазивных технологий проводятся на материале различных видов дискурса, среди которых наиболее частотными являются политический, рекламный и интернет-дискурс. Изучение категории персуазивности, её междисциплинарный характер и эффект от практического применения знаний о персуазивных технологиях требуют кооперации специалистов из различных областей знания как филологических, так и общегуманитарных.

Список литературы

1. Baig FZ, Yousaf W, Aazam F, Shamshad S, Fida I, Aslam MZ. Power, ideology and identity in digital literacy: a sociolinguistic study. International Journal of English Linguistics. 2019; 9(2):252-264. https://doi. org/10.5539/ijel.v9n4p252.

2. Khalil U, Islam M, Chattha SA, Qazalbash F. Persuasion and Political Discourse: A Critical Discourse Analysis of Imran Khan's Election Speech (2013). Pakistan Vision. 2017; 18(2):193-210. Доступно по: https:// www.academia.edu/36203673/Persuasion_and_Political_Discourse_A_Critical_Discourse_Analysis_of_Im-ran_Khans_Election_Speech_2013_. Ссылка активна на: 26.05.2022.

3. Cook VJ. Evidence for multicompetence. Language Learning. 1992; 42(4):557-591. https://doi. org/10.1111/j.1467-1770.1992.tb01044.x.

4. Atkins M, Brown G. Effective Teaching in Higher Education (1st ed.). London: Routledge; 1988. Доступно по: http://elearning.fit.hcmup.edu.vn/~longld/References%20for%20TeachingMethod&EduTechnol-ogy%20-%20Tai%20lieu%20PPDH%20&%20Cong%20Nghe%20Day%20Hoc/(Book)%20-%20Sach%20 tham%20khao%20-%20Teaching%20Method/1988%20Brown&Atkins%20-%20Effective%20Teaching%20 in%20Higher%20Education.pdf. Ссылкаактивнана:25.05.2022.

5. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. М.: Наука; 2014. Доступно по: https://www.studmed.ru/view/chernyavskaya-ve-diskurs-vlasti-i-vlast-diskursa_ f9bc9ef93f1.html. Ссылка активна на: 25.05.2022.

6. Aristotle The art of rhetoric. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1926. Доступно по: https:// lyasse-online.ru/upload/fragments/a4.pdf/352812.a4. pdf. Ссылка активна на: 25.05.2022.

7. Виноградова С.М. Психология массовой коммуникации. М.: Юрайт; 2014. Доступно по: https:// urss.ru/PDF/add_ru/178938-1.pdf. Ссылка активна на: 25.05.2022.

8. Голоднов А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы). Санкт-Петербург; 2003. Доступно по: https://www.dissercat.com/ content/lingvopragmaticheskie-osobennosti-persuazivnoi-kommunikatsii-na-primere-sovremennoi-nemetsko. Ссылка активна на: 25.05.2022.

9. Рыбка К.В. Теоретико-методологические основы персуазивности как онтологической категории современного рекламного дискурса. Филологический аспект. 2019; 4(48):144-150. Доступно по: http:// catcut.net/JNnB. Ссылка активна на: 25.05.2022.

10. Хутыз И.П., Колчевская В.А. Персуазивность: специфика феномена в некоторых типах институционального дискурса. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018; 2(80):391-394. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-2-2.44.

11. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке сми. Волгоград; 2003. Доступно по: https://rusneb.ru/cata-log/000199_000009_002371177/. Ссылка активна на: 25.05.2022.

12. Labrador B, Ramon N, Alaiz-Moreton H, Sanjurjo-Gonzalez H. Rhetorical structure and persuasive language in the subgenre of online advertisements. English Specif Purp. 2014; 34:38-47. https://doi.org/10.1016/j. esp.2013.10.002.

13. Кислицына Н.Н. Стилистические приемы как инструмент когнитивного моделирования сознания. Балтийский гуманитарный журнал. 2019; 1(26):82-85. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0019.

14. Perloff RM. The Dynamics of Persuasion: Communication and Attitudes in the 21st Century, Second Edition, Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2003. Доступно по: http://staffnew.uny.ac.id/ upload/132310007/pendidikan/e-book-dinamic-persuasive.pdf. Ссылка активна на: 25.05.2022.

15. Romanova ID, Smirnova IV Persuasive techniques in advertising. Training, Language and Culture. 2019; 3(2):55-70. https://doi.org/10.29366/2019tlc.3.2.4.

16. Hong W, Yu Z, Wu L, Pu X. Influencing factors of the persuasiveness of online reviews considering persuasion methods. Electronic Commerce Research and Applications. 2020; 39:100912. https://doi. org/10.1016/j.elerap.2019.100912.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Кислицына Н.Н. К вопросу о манипулятивных технологиях в новостных блоках в СМИ: лингвистический аспект. 2019; 99-103. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37058485. Ссылка активна на: 25.05.2022.

18. Hatim B, Mason I. Discourse and the translator. London and New York: Lomgman; 1990. Доступно по: https://letra.fflch.usp.br/sites/letra.fflch.usp.br/files/inline-files/discourse%20and%20the%20transla-tor%20by%20Basil%20Hatim.pdf. Ссылка активна на: 25.05.2022.

19. Petty RE, Cacioppo JT. Issue involvement can increase or decrease persuasion by enhancing message-relevant cognitive responses. Journal of Personality and Social Psychology. 1979; 37(10):1915-1926. https://doi.org/10.1037/0022-3514.37.10.1915.

20. Krishnan BC, Dutta S, Jha S. Effectiveness of exaggerated advertised reference prices: the role of decision time pressure. Journal of retailing. 2013; 1(89):105-113. https://doi.org/10.1016/jjretai.2012.11.001.

21. Yi X, Shen X, Lu W., Chan TS, Chung FLK. Persuasion driven influence analysis in online social networks. 2016; 4451-4456. https://doi.org/10.1109/IJCNN.2016.7727782.

22. Yang SF. An eye-tracking study of the Elaboration Likelihood Model in online shopping. Electronic commerce research and applications. 2015; 4(14):233-240. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2014.11.007.

References

1. Baig FZ, Yousaf W, Aazam F, Shamshad S, Fida I, Aslam MZ. Power, ideology and identity in digital literacy: a sociolinguistic study. International Journal of English Linguistics. 2019; 9(2):252-264. https://doi. org/10.5539/ijel.v9n4p252.

2. Khalil U, Islam M, Chattha SA, Qazalbash F. Persuasion and Political Discourse: A Critical Discourse Analysis of Imran Khan's Election Speech (2013). Pakistan Vision. 2017; 18(2):193-210. Available at: https://

www.academia.edu/36203673/Persuasion_and_Political_Discourse_A_Critical_Discourse_Analysis_of_Im-ran_Khans_Election_Speech_2013_. Accessed May 25, 2022.

3. Cook VJ. Evidence for multicompetence. Language Learning. 1992; 42(4):557-591. https://doi. org/10.1111/j.1467-1770.1992.tb01044.x.

4. Atkins M, Brown G. Effective Teaching in Higher Education (1st ed.). London: Routledge; 1988. Available at: http://elearning.fit.hcmup.edu.vn~longld/References%20for%20TeachingMethod&EduTechnolo-gy%20-%20Tai%20lieu%20PPDH%20&%20Cong%20Nghe%20Day%20Hoc/(Book)%20-%20Sach%20 tham%20khao%20-%20Teaching%20Method/1988%20Brown&Atkins%20-%20Effective%20Teaching%20 in%20Higher%20Education.pdf. Accessed May 25, 2022.

5. Chernyavskaya VE. The discourse of power and the power of discourse. Problems of river impact. M.: Nauka; 2014. Available at: https://www.studmed.ru/view/chernyavskaya-ve-diskurs-vlasti-i-vlast-diskur-sa_f9bc9ef93f1.html. Accessed May 25, 2022. (In Russ.).

6. Aristotle The art of rhetoric. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1926. Available at: https:// lyasse-online.ru/upload/fragments/a4.pdf/352812.a4.pdf. Accessed May 25, 2022.

7. Vinogradova SM. Psychology of mass communication. M.: Yurayt: 2014. Available at: https://urss.ru/ PDF/add_ru/178938-1.pdf. Accessed May 25, 2022. (In Russ.).

8. Golodnov AV. Linguistic and pragmatic features of persuasive communication (on the example of modern German advertising). St. Petersburg. 2002; 11: 114-119. Available at: https://www.dissercat.com/content/ lingvopragmaticheskie-osobennosti-persuazivnoi-kommunikatsii-na-primere-sovremennoi-nemetsko. Accessed May 25, 2022. (In Russ.).

9. Rybka KV. Theoretical and methodological foundations of persuasiveness as an ontological category of modern advertising discourse. Philological aspect. 2019; 4(48): 144-150 Available at: http://catcut.net/JNnB. Accessed May 25, 2022. (In Russ.).

10. Khutyz IP, Kolchevskaya VA. Persuasiveness: specificity of the phenomenon in some types of institutional discourse. Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2018;2(80): 391-394. https://doi. org/10.30853/filnauki.2018-2-2.44.

11. Zheltukhina MR. Topological suggestiveness of mass media discourse: on the problem of the speech impact of tropes in the media language. Volgograd; 2003 Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15519658. Accessed May 25, 2022. (In Russ.).

12. Labrador B, Ramo'n N, Alaiz-Moreto'n H, Sanjuijo-Gonzalez H. Rhetorical structure and persuasive language in the subgenre of online advertisements. English Specif Purp. 2014; 34: 38-47. https://doi. org/10.1016/j.esp.2013.10.00242.

13. Kislitsyna NN. Stylistic techniques as a tool for cognitive modeling of consciousness. Baltic Humanitarian Journal. 2019; 1(26): 82-85. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0019. (In Russ.).

14. Perloff RM. The Dynamics of Persuasion: Communication and Attitudes in the 21st Century, Second Edition, Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2003. Available at: http://staffnew.uny.ac.id/up-load/132310007/pendidikan/e-book-dinamic-persuasive.pdf. Accessed May 25, 2022.

15. Romanova ID, Smirnova IV. Persuasive techniques in advertising. Training, Language and Culture. 2019; 3(2): 55-70. https://doi.org/10.29366/2019tlc.3.2.4. (In Russ.).

16. Hong W, Yu Z, Wu L, Pu X. Influencing factors of the persuasiveness of online reviews considering persuasion methods. Electronic Commerce Research and Applications. 2020; 39:100912. https://doi. org/10.1016/j.elerap.2019.100912.

17. Kislitsyna NN. On the issue of manipulative technologies in news blocks in the media: linguistic aspect. 2019; 99-103. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37058485. Accessed May 25, 2022. (In Russ.).

18. Hatim B, Mason I. Discourse and the translator. London and New York: Lomgman; 1990. Available at: https://letra.fflch.usp.br/sites/letra.fflch.usp. br/files/inline-files/discourse%20and%20the%20translator%20 by%20Basil%20 Hatim.pdf. Accessed May 25, 2022.

19. Petty RE, Cacioppo JT. Issue involvement can increase or decrease persuasion by enhancing message-relevant cognitive responses. Journal of Personality and Social Psychology. 1979; 37(10):1915-1926. https://doi.org/10.1037/0022-3514.37.10.1915.

20. Krishnan BC, Dutta S, Jha S. Effectiveness of exaggerated advertised reference prices: the role of decision time pressure. Journal of retailing. 2013; 1(89):105-113. https://doi.org/10.1016/jjretai.2012.11.001.

21. Yi X, Shen X, Lu W, Chan TS, Chung FLK. Persuasion driven influence analysis in online social networks. 2016; 4451-4456. https://doi.org/10.1109/IJCNN.2016.7727782.

22. Yang SF. An eye-tracking study of the Elaboration Likelihood Model in online shopping. Electronic commerce research and applications. 2015; 4(14): 233-240. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2014.11.007.

История статьи:

Получена: 04.04.2022 Принята: 27.04.2022 Опубликована онлайн: 25.06.2022

Article history:

Received: 04.04.2022 Accepted: 27.04.2022 Published online: 25.06.2022

Сведения об авторах:

Кислицына Наталья Николаевна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков № 1, Институт филологии, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация; e-mail: kislitsyna@cfuv.ru.

Секрет Ксения Анатольевна, ассистент кафедры «Иностранные языки», Институт Общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Российская Федерация; e-mail: poloskova.v@gmail.com.

Bionotes:

Natalya N. Kislitsyna, Dr.habil (Philology), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation; e-mail: kislitsyna@cfuv.ru.

Kseniya A. Sekret, Instructor, Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation; e-mail: poloskova.v@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.