Научная статья на тему 'Статистический учет злокачественных новообразований в РФ: текущая ситуация и основные направления совершенствования'

Статистический учет злокачественных новообразований в РФ: текущая ситуация и основные направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
346
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНКОЛОГИЯ / ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / РАКОВЫЙ РЕГИСТР / ONCOLOGY / MALIGNANT NEOPLASMS / STATISTICAL RECORDING / MORBIDITY / CANCER REGISTRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семакова Евгения Васильевна, Ледовских Юлия Анатольевна, Тишкина Светлана Николаевна, Железнякова Инна Александровна, Герасимова Ксения Владимировна

В связи с растущим вниманием к проблемам онкологии в России становятся актуальными вопросы статистического учета злокачественных новообразований. В статье рассматриваются основные источники информации о заболеваемости и распространенности злокачественных новообразований, такие как раковые регистры, формы федерального статистического наблюдения и реестры счетов оказанной медицинской помощи. Проанализирована полнота параметров данных, учитываемых указанными источниками. Проведена оценка соответствия набора сведений, регистрируемых в России, рекомендациям Международного агентства по изучению рака. Предложены пути совершенствования статистического учета злокачественных новообразований, в том числе с применением современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семакова Евгения Васильевна, Ледовских Юлия Анатольевна, Тишкина Светлана Николаевна, Железнякова Инна Александровна, Герасимова Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical Recording of Malignant Neoplasms in Russian Federation: Current Situation and Main Areas for Improvement

Taking into consideration growing attention to oncological problems in Russia concerns about statistical recording of malignant neoplasms are becoming important. The main sources of information on prevalence and morbidity of malignant neoplasms are discussed in the article. They are cancer registries, forms of federal statistical monitoring and registers of medical bills of medical care provided. The exhaustiveness of the data collection for specified sources are evaluated. Assessment is done to estimate the compliance of the data collected in Russia with recommendations of the International Agency for Research on Cancer. Improvements in statistical recording of malignant neoplasms were proposed including use of modern information technologies.

Текст научной работы на тему «Статистический учет злокачественных новообразований в РФ: текущая ситуация и основные направления совершенствования»

Р01: 10.31556/2219-0678.2018.34.4.019-024

Статистический учет злокачественных новообразований в РФ: текущая ситуация и основные направления совершенствования

Е. В. Семакова1' 2, Ю. А. Ледовских1, С. Н. Тишкина1, И. А. Железнякова1, 2, К. В. Герасимова1' 3

1 Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России, Москва, Россия

2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

3 Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Москва, Россия

В связи с растущим вниманием к проблемам онкологии в России становятся актуальными вопросы статистического учета злокачественных новообразований. В статье рассматриваются основные источники информации о заболеваемости и распространенности злокачественных новообразований, такие как раковые регистры, формы федерального статистического наблюдения и реестры счетов оказанной медицинской помощи. Проанализирована полнота параметров данных, учитываемых указанными источниками. Проведена оценка соответствия набора сведений, регистрируемых в России, рекомендациям Международного агентства по изучению рака. Предложены пути совершенствования статистического учета злокачественных новообразований, в том числе с применением современных информационных технологий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: онкология, злокачественные новообразования, статистический учет, заболеваемость, раковый регистр.

Для цитирования: Семакова Е. В., Ледовских Ю. А., Тишкина С. Н., Железнякова И. А., Герасимова К. В. Статистический учет злокачественных новообразований в РФ: текущая ситуация и основные направления совершенствования. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2018; 4(34): 19-24.

Statistical Recording of Malignant Neoplasms

in Russian Federation: Current Situation

and Main Areas for Improvement 19

E. V. Semakova1' 2, Y. A. Ledovskikh1, S. N. Tishkina1, I. A. Zheleznyakova1, 2, K. V. Gerasimova1, 3

1 Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia

3 I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia

Taking into consideration growing attention to oncological problems in Russia concerns about statistical recording of malignant neoplasms are becoming important. The main sources of information on prevalence and morbidity of malignant neoplasms are discussed in the article. They are cancer registries, forms of federal statistical monitoring and registers of medical bills of medical care provided. The exhaustiveness of the data collection for specified sources are evaluated. Assessment is done to estimate the compliance of the data collected in Russia with recommendations of the International Agency for Research on Cancer. Improvements in statistical recording of malignant neoplasms were proposed including use of modern information technologies.

KEYWORDS: oncology, malignant neoplasms, statistical recording, morbidity, cancer registry.

For citation: Semakova E. V., Ledovskikh Y. A., Tishkina S. N., Zheleznyakova I. A., Gerasimova K. V. Statistical Recording of Malignant Neoplasms in Russian Federation: Current Situation and Main Areas for Improvement. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2018; 4(34): 19-24.

ВВЕДЕНИЕ

Майский указ Президента РФ 2018 г.1 уделяет особое внимание проблемам онкологии в России и предусма-

1 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О

национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до 2024 года».

тривает снижение показателя смертности от новообразований до 185 случаев на 100 тыс. населения к 2024 г.

Для точной оценки динамики показателей заболеваемости, распространенности и смертности от новообразований, в т. ч. злокачественных, следует использовать источники данных, характеризующиеся наибольшей полнотой и достоверностью сведений.

Для повышения качества статистики ЗНО необходим анализ текущей ситуации в сфере сбора данных о ЗНО в России с выявлением имеющихся проблем, а также изучение рекомендаций международного сообщества.

РАКОВЫЕ РЕГИСТРЫ В РОССИИ

Наиболее полную информацию о больных онкологическими заболеваниями позволяет получить популя-ционный раковый регистр [1], однако процесс создания общероссийского ракового регистра в настоящее время ограничен законодательством. В соответствии с Положением о Минздраве России, ведомство не уполномочено разрабатывать и вести регистр больных солидными онкологическими заболеваниями2.

В то же время, российскими регионами накоплен определенный опыт работы с раковыми регистрами. Так, до 2015 г. в сборниках «Рак на пяти континентах» [2] Международного агентства по изучению рака (МАИР) ВОЗ, координирующего и унифицирующего сведения раковых регистров на международном уровне, Россию представлял только один регион - город Санкт-Петербург. Но в результате тиражирования опыта Санкт-Петербурга по созданию популяционного ракового регистра в XI издание сборника МАИР направлена информация уже от восьми субъектов РФ [3].

Следует также отметить информационную платформу МНИОИ им. П. А. Герцена. На ее базе уже более 20 лет осуществляется сбор данных раковых регистров субъектов РФ, муниципальных образований и медицин-20 ских организаций [4], но в открытом доступе отсутству-

- ют сведения, позволяющие оценить полноту данных и

охват больных ЗНО в системе.

Несмотря на то, что популяционные раковые регистры предъявляют определенные требования к уровню развития информационных технологий, для России это не должно стать непреодолимым препятствием. Так, министр здравоохранения РФ отмечает высокие показатели оснащенности медицинских организаций компьютерами и уделяет особое внимание уровню информатизации в здравоохранении как в целом, так и при оказании медицинской помощи больным ЗНО [5]. При этом разработка общеобязательных форматов обмена сведениями о пациентах в рамках единой государственной информационной системы3 создает предпосылки для автоматического формирования регистров больных ЗНО.

Таким образом, в РФ накоплен опыт по созданию раковых регистров и существует инфраструктура, позволяющая собирать и обрабатывать сведения о больных ЗНО. После внесения соответствующих изменений в нормативные акты, на территории России может быть создан единый общероссийский раковый регистр, све-

2 Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (ред. от 28.08.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».

3 Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

дения, из которого могут быть использованы как в административных, так и в научных целях.

Международные подходы к регистрации сведений о ЗНО

При разработке общероссийского ракового регистра целесообразно ориентироваться на международные подходы к регистрации сведений о ЗНО. Ниже представлен минимальный набор данных, рекомендованных МАИР к учету в онкорегистрах [6]:

1. Сведения о пациенте:

a. Полное имя.

b. Пол.

c. Дата рождения (возраст).

d. Адрес.

e. Этническая группа.

2. Сведения об опухоли:

a. Дата установления диагноза.

b. Метод установления диагноза.

c. Локализация опухоли (топография).

d. Морфологический (гистологический) тип опухоли.

e. Поведение опухоли (доброкачественная, злокачественная, пограничной злокачественности).

f. Источник информации (например, номер карты пациента).

По возможности МАИР рекомендует расширять минимальный перечень следующими параметрами:

1. Сведения о пациенте:

а. Персональный идентификатор.

2. Сведения об опухоли:

a. Стадирование (в соответствии с системой TNM).

b. Начальная терапия (лечение, начатое в течение четырех месяцев с момента постановки диагноза).

c. Все другие источники информации.

3. Диспансерное наблюдение:

a. Дата последнего наблюдения.

b. Статус больного на момент последнего наблюдения (жив, умер).

c. Дата смерти.

Особое внимание МАИР уделяет необходимости сбора сведений в унифицированном виде, т. е. с применением единых справочников и форматов представления данных. Так, морфологический (гистологический) тип опухоли следует кодировать в соответствии с Международной классификации болезней - онкология (МКБ-О) третьего издания (I пересмотр).

При помощи кодов классификации Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) можно отразить локализацию (топографию) новообразований и описать поведение опухоли: злокачественное, доброкачественное, in situ. Например, код C50 соответствует злокачественным новообразованиям молочной железы (исключая кожу молочной железы), код D05 - карциноме in situ молочной железы, код D24 - доброкачественным новообразованиям молочной железы. Но классификация МКБ-10 не позволяет описать морфологические характеристики опухоли, за исключением новообразования лимфоидной, кроветворной и

родственных им тканей, а также отдельных злокачественных новообразований (например, С43 - меланома кожи, С45 - мезотелиома, С22.0 - печеночноклеточный рак). Очевидно, что планирование лечения, прогноз зависят не только от локализации опухоли, но и от гистологического типа опухоли. Сведения о гистологическом типе опухоли также важны для анализа данных о заболеваемости и распространенности новообразований, в том числе при принятии организационных решений в системе здравоохранения.

Для уточнения класса «Новообразования» МКБ-10 была разработана классификация МКБ-О. В 1976 г. опубликовано первое издание МКБ-О, в 2013 г. - третье издание (I пересмотр), подготовленное рабочей группой МАИР и ВОЗ и в 2017 г. переведенное на русский язык. Главным отличием МКБ-О от МКБ-10 является то, что МКБ-О позволяет закодировать не только топографию опухоли, но и ее морфологию: тип клеток (гистологию), характер новообразования, степень злокачественности и дифференцировки.

По рекомендациям МАИР стадирование опухоли должно быть представлено в соответствии с классификацией ТЫМ седьмого пересмотра. С помощью ТЫМ можно с высокой точностью закодировать стадию опухолевого процесса, что является важным как с клинической, так и с организационной точек зрения. Например, при стадии ША рака молочной железы тактика ведения пациентов с Т3^Ы\М0 и с Т3М2М0 будет существенно различаться [7]. Следует также отметить, что в конце 2017 г. был издан восьмой пересмотр классификации ТОМ, но в настоящее время он еще не переведен на русский язык.

Отраслевой учет ЗНО в России

Несмотря на то, что в России отсутствует единый популяционный раковый регистр, статистический учет в нашей стране характеризуется практически 100%-ным охватом больных с ЗНО. На государственном уровне учет ЗНО ведется с применением единых и обязательных форм статистического наблюдения. Основными формами федерального статистического наблюдения, содержащими сведения о ЗНО, являются форма № 7 «Сведения о злокачественных новообразованиях»4 и форма № 35 «Сведения о больных злокачественными новообразованиями»5. Необходимо отметить, что в 2016 г.6 в форму № 7 был включен блок информации о

4 Приказ Росстата от 27.12.2016 № 866 (ред. от 22.02.2017, с изм. от 03.08.2018) «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья».

5 Приказ Росстата от 29.12.2011 № 520 (ред. от 30.12.2015) «Об утверждении статистического инструментария для организации Мин-здравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений системы здравоохранения».

6 Приказ Росстата от 30.12.2015 № 672 (ред. от 22.12.2017) «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения».

контингентах больных ЗНО, ранее входивший в состав формы № 35. При этом, несмотря на то, что в 2017 г. форма № 35 не была включена в ежегодное разъяснительное письмо Минздрава России7, ее официальной отмены произведено не было. Таким образом, в настоящее время форму № 35 можно признать действующей, при этом сведения об онкологических больных частично повторяются в форме № 7.

Форма № 7 не содержит персонифицированных сведений и представляется в формате таблиц, содержащих агрегированные данные. Несмотря на ограничения объема данных, которые могут быть представлены в сводной статистической форме, форма № 7 содержит восемь достаточно детальных таблиц. Так, сведения о впервые выявленных ЗНО вносятся по 20 возрастным группам и 48 группам диагнозов с дополнительной разбивкой по полу.

Однако диагнозы ЗНО регистрируются в форме № 7 только в соответствии с классификацией МКБ-10, без учета рекомендованной МАИР классификации МКБ-О. Не применяется в этой форме и классификация стадий опухолевого процесса ТОМ, хотя последние версии клинических рекомендаций, утвержденные Ассоциацией онкологов России [8], включают гистологические коды МКБ-О и коды стадий ТЫМ.

Для обеспечения возможности межстрановых сравнений, а также для корректного планирования ресурсов крайне важно внести данные МКБ-О и ТЫМ в федеральные статистические формы, содержащие сведения о ЗНО, а также в первичные учетные формы8.

Необходимо отметить, что каждая медицинская ор- 21

ганизация, осуществляющая диспансерное наблюдение -

за пациентами с ЗНО, направляет сведения о больных в орган местного самоуправления, обладающий полномочиями в сфере здравоохранения. Далее, через региональные органы исполнительной власти сведения попадают в Минздрав России. Но поскольку сведения подаются в агрегированном виде, а процесс информационного взаимодействия недостаточно формализован, возможно дублирование данных о больных, получивших медицинскую помощь в разных медицинских организациях.

Приказом Минздрава от 1999 г. № 1359 был определен формат информационного взаимодействия между участниками процесса оказания онкологической медицинской помощи, но на данный момент юридический

7 Письмо Минздрава России от 22.12.2017 № 13-2/10/2-8871 «О направлении для использования в работе Порядка составления сводных годовых статистических отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья за 2017 год».

8 Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 834н (ред. от 09.01.2018) «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»; приказ Минздрава России от 30.12.2002 № 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации».

9 Приказ Минздрава России от 19.04.1999 № 135 «О совершенствовании системы Государственного Ракового Регистра».

статус приказа не вполне ясен. Тем не менее, представляется необходимой разработка или актуализация правил, по которым должен быть организован информационный обмен в системе оказания онкологической помощи, в том числе с учетом возможностей современных информационных технологий.

Помимо форм федеральной статистической отчетности и региональных регистров больных ЗНО, в системе здравоохранения есть еще один важный и, возможно, недооцененный источник сведений - реестры счетов медицинской помощи, оказанной в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Наиболее информативными при этом являются сведения о случаях лечения в круглосуточном и дневном стационаре, оплата которых производится по клинико-стати-стическим группам заболеваний (КСГ). Тот факт, что информационное взаимодействие в системе ОМС производится в электронном формате, а все сведения о пациенте, потенциально влияющие на оплату, приводятся в привязке к полису ОМС, позволяет избежать дублирования информации о пациенте.

Ниже представлен перечень основных сведений о пациенте, фиксируемых в рамках законченного случая лечения в условиях круглосуточного и дневного стационара в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС (ФОМС) № 2310:

1. Пол.

2. Возраст на момент госпитализации.

3. Диагноз по МКБ-10.

4. Предоставленные медицинские услуги (если вли-22 яют на оплату).

5. Схема лекарственной терапии (если применимо).

6. Некоторые другие характеристики в зависимости от КСГ.

В то же время формат информационного взаимодействия, определяемый приказом ФОМС № 7911, позволяет расширять перечень полей, содержащих сведения о пациенте и об оказанной ему медицинской помощи, используя при этом единые справочники. В 2018 г.12 в приказ ФОМС № 79 были добавлены сведения, позволяющие учитывать расширенный объем данных о медицинской помощи, оказанной онкологическим больным:

1. Момент времени, в который у пациента было заподозрено ЗНО.

2. Классификатор стадий ЗНО в соответствии с ТЫМ.

3. Классификатор гистологических исследований и их результатов (в том числе в соотнесении с диагнозами).

10 Приказ ФОМС от 24.02.2016 № 23 (ред. от 18.04.2018) «Об утверждении порядка представления сведений об оплате медицинской помощи на основе клинико-статистических групп заболеваний и при оказании услуг диализа».

11 Приказ ФОМС от 07.04.2011 № 79 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования».

12 Приказ ФОМС от 30.03.2018 № 59 «О внесении изменений в приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 7 апреля 2011 г. № 79».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Классификатор онкологических маркеров и их значений (в том числе в соотнесении с диагнозами).

5. Сведения о видах и методах проводимого лечения (хирургического, лучевого, лекарственного), а также о линии и цикле лекарственной терапии и суммарной очаговой дозе лучевой или химиолучевой терапии.

Таким образом, для отдельных локализаций ЗНО с 1 сентября 2018 г. при подаче счетов за оказанную медицинскую помощь медицинские организации будут показывать сведения об онкологических больных, которые в настоящий момент отсутствуют в других источниках информации. Учитывая, что пациент может быть уникально идентифицирован в системе, а каждый случай оказания медицинской помощи фиксируется на дату, реестры счетов ОМС могут позволить организаторам здравоохранения отслеживать этапы оказания медицинской помощи пациентам с ЗНО, а также оценивать результаты лечения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГИСТРАЦИИ ЗНО

Было показано, что данные о ЗНО, регистрируемые в основных источниках информации, таких как статистические формы, популяционные регистры и реестры счетов оказанной медицинской помощи, разнородны и не могут быть соотнесены друг с другом, т. к. основная часть сведений представляется в деперсонифицированном или агрегированном виде. Реализация представленных ниже подходов по дальнейшему совершенствованию статистического учета ЗНО будет способствовать повышению качества статистических данных, и, тем самым, более эффективному распределению ресурсов, необходимых для оказания медицинской помощи больным ЗНО.

В первую очередь, следует обеспечить сверку статистических форм, учитывающих ЗНО, с реестрами счетов оказанной медицинской помощи. При этом нужно помнить о том, что не все пациенты, вставшие на диспансерный учет по причине ЗНО, получат специализированную помощь за счет ОМС. Часть пациентов уйдет в сектор платной медицины, часть пациентов будет сразу направлена на паллиативный этап. Однако в целом число впервые выявленных больных ЗНО, получивших помощь по ОМС, должно соответствовать числу больных, зафиксированному в статистических формах. Несколько сложнее оценить общее число больных ЗНО в системе ОМС, т. к. после интенсивного этапа лечения в стационарных условиях многие пациенты перейдут в амбулаторный сектор, в котором объем сведений, представляемых медицинскими организациями в территориальные фонды ОМС, значительно меньше.

Сверку сведений статистических форм и реестров счетов следует осуществлять как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом на уровне субъекта РФ сверку целесообразно производить силами органов исполнительной власти, в ведении которых находится сфера здравоохранения. При передаче сведений от территориального фонда ОМС в региональный орган исполнительной власти следует выделять пациентов, прикрепленных

в других субъектах РФ, т. к. они, вероятно, не будут состоять на диспансерном учете в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС данного субъекта РФ.

После отработки процесса взаимодействиях территориальных фондов ОМС и региональных органов исполнительной власти по дополнительной проверке статистических форм, содержащих сведения о больных ЗНО, целесообразно рассмотреть возможность дополнения формы № 7 новыми сведениями, регистрация которых предусмотрена в системе ОМС. Главным образом, речь идет о данных, учет которых рекомендуется международным сообществом, - стадии опухолевого процесса, закодированной в соответствии с классификацией ТЫМ, и морфологическом (гистологическом) типе опухоли, закодированном в соответствии с классификацией МКБ-О. При этом данные (в полном объеме или в части новых сведений) могут быть представлены не от медицинских организаций, а от территориального фонда ОМС. Следует отметить, что медицинские организации, не участвующие в реализации территориальной программы ОМС, в т. ч. частной формы собственности, должны будут представлять сведения напрямую в орган исполнительной власти субъекта РФ.

После внесения соответствующих изменений в законодательство, следует рассмотреть вопрос разработки единого государственного популяционного регистра больных ЗНО, в котором целесообразно также фиксировать сведения об оказанной медицинской помощи. При наличии в регистре больных сведений о полисе ОМС передача данных о медицинской помощи, оказанной пациенту в системе ОМС, может быть реализована без дополнительных затруднений. Следует отметить, что и с административной, и с научной точек зрения важно понимать не только общие показатели заболеваемости и смертности больных ЗНО, но и практикуемые подходы к диагностике и лечению, их ресурсоемкость и клиническую целесообразность.

В целом, принимая во внимание современный уровень развития информационных технологий, следует стремиться к единой базе данных, в которой будут содержаться сведения о человеке, его заболеваниях (в том числе хронических), оказанной ему медицинской помощи, а также об ее оплате и затраченных в процессе ее оказания ресурсах (лекарственных препаратах, времени медицинского персонала и т. д.). При ее разработке следует учитывать специфику отдельных заболеваний, т. к. факторы, влияющие на тактику ведения пациента и его прогноз при гриппе, психическом заболевании, ЗНО и ВИЧ-инфекции, будут различаться.

Таким образом, в целях получения достоверных и полных сведений о заболеваемости и смертности от ЗНО необходимо разработать единый информационный комплекс, в котором будет храниться вся релевантная информация:

• о заболевании (в т. ч. гистология по МКБ-О и стади-рование по ТЫМ);

• об оказанной медицинской помощи (в т. ч. за счет ОМС, бюджетов всех уровней, личных средств граждан, других источников);

• о затраченных ресурсах (израсходованных лекарственных препаратах, имплантированных медицинских изделиях, проведенных хирургических операциях и т. п.).

При этом, формирование всех отчетных форм должно производится на основе данных единого информационного комплекса, что позволит избежать дублирования сведений в разных источниках информации и повысит качество статистических данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторами статьи рассмотрены основные источники данных о заболеваемости, распространенности и смертности от ЗНО в России и выделены направления совершенствования статистического учета ЗНО, реализация которых позволит:

• проводить корректные межстрановые и межрегиональные сравнения;

• определять направления развития отдельных субъектов РФ и формировать политику выравнивания доступности качественной онкологической помощи жителям разных регионов России [9];

• оценивать динамику достижения установленных Президентом РФ целевых показателей смертности от ЗНО;

• обеспечивать прозрачность и предсказуемость планирования ресурсов в здравоохранении [10].

При этом, реализация ряда представленных подходов не требует значительных дополнительных затрат, т. к. предполагает использование существующих сис- 23

тем сбора и обработки данных. В то же время в рамках -

подхода, обеспечивающего наибольшую полноту и качество статистических сведений, требуется разработка единого информационного комплекса, в котором будет аккумулирован весь объем сведений о ЗНО.

Дополнительная информация

Конфликт интересов отсутствует. Финансирование: статья опубликована без финансовой поддержки.

Статья поступила 11.09.2018 г. ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Вальков М. Ю., Карпунов А. А., Коулман М. П., Аллемани К., Панкратьева А. Ю., Потехина Е.Ф., и др. Популяционный раковый регистр как ресурс для науки и практического здравоохранения. Экология человека. 2017; (5): 54-62. [Valkov M. Yu., Karpunov A. A., Koulman M. P., Allemani K., Pankratieva A. Yu., Potekhina E. F., and others. Population cancer registry as a resource for science and practical health care. Human ecology. 2017; (5): 54-62. (In Russ.)]

2. Cancer Incidence in Five Continents (Volumes VI-X). IARC Scientific Publications, Lyon, IARC. URL: http://publications.iarc.fr/Book-And-Report-Series/Iarc-Scientific-Publications (date of access: 27.08.2018).

3. Мерабишвили В. М. Злокачественные новообразования в СевероЗападном федеральном округе России (заболеваемость, смертность, контингенты, выживаемость больных). Под ред. проф. А. М. Беляева. СПб., 2017. [Merabishvili V. M. Malignant neoplasms in the NorthWest Federal District of Russia (morbidity, mortality, cohorts, patient survival). Ed. prof. A.M. Belyaev.SPb., 2017. (In Russ.)]

4. Грецова О. П., Каприн А. Д., Старинский В. В., Петрова Г. В., Самсонов Ю. В. Современное состояние популяционного ракового регистра РФ. Материалы I Национального конгресса «Онкология репродуктивных органов: от профилактики и раннего выявления к эффективному лечению». 19-21 мая 2016, Москва. URL: https://cyberleninkaru/article/n/ sovremennoe-sostoyanie-populyatsionnogo-rakovogo-registra-rf (дата обращения: 27.08.2018). [Gretsova O. P., Kaprin A. D., Starinsky V. V., Petro-va G. V., Samsonov Yu. V. The current state of the population cancer registry of the Russian Federation. Materials of the I National Congress «Oncology of the reproductive organs: from prevention and early detection to effective treatment». May 19-21, 2016, Moscow. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-sostoyanie-populyatsionnogo-rakovogo-registra-rf (date of access: 27.08.2018). (In Russ.)]

5. Стенограмма встречи Президента РФ Владимира Путина с главой Минздрава РФ Вероникой Скворцовой. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/58086 (дата обращения: 27.08.2018). [Transcript of the meeting of President of the Russian Federation Vladimir Putin with the head of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation Veronika Skvortsova. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/58086 (date of access: 27.08.2018). (In Russ.)]

6. Bray F., Znaor A., Cueva P., Korir A., Swaminathan R., Ullrich A., et al. Планирование и развитие системы популяционной регистрации злокачественных новообразований в странах с низким и средним уровнем дохода. Техническая публикация МАИР Номер 43. 2016. URL: http://publications.iarc.fr/Book-And-Report-Series/Iarc-Techni-cal-Publications/ (дата обращения: 27.08.2018). [Bray F., Znaor A., Cueva P., Korir A., Swaminathan R., Ullrich A., et al. Planning and development of a population registration system for malignant neoplasms in low- and middle-income countries. IARC Technical Publication Number 43. 2016. URL: http://publications.iarc.fr/Book-And-Report-Series/Iarc-Technical-Publications/ (date of access: 27.08.2018).]

7. Клинические рекомендации «Рак молочной железы» (утверждены Ассоциацией онкологов России и Российским обществом клини-

ческой онкологии в 2017 г) URL: http://oncology-association.ru/ files/clinical-guidelines_adults/rak_molochnoy_zhelezy.pdf (дата обращения: 27.08.2018). [Clinical recommendations «Breast cancer» (approved by the Association of Oncologists of Russia and the Russian Society of Clinical Oncology in 2017) URL: http://oncology-associ-ation.ru/files/clinical-guidelines_adults/rak_molochnoy_zhelezy.pdf (date of access: 27.08.2018 ). (In Russ.)]

8. Официальный сайт Ассоциации онкологов России. URL: http://on-cology-association.ru/clinical-guidelines (дата обращения: 27.08.2018). [The official site of the Association of Oncologists of Russia. URL: http:// oncology-association.ru/clinical-guidelines (date of access: 08/27/2018). (In Russ.)]

9. Железнякова И. А., Ковалева Л. А., Хелисупали Т. А., Войнов М. А., Омельяновский В. В. Методология оценки эффективности использования коечного фонда медицинских организаций. Фармакоэконо-мика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2017; 10(4): 37-43. https://doi.org/10.17749/2070-4909.2017.10.4.037-043. [Zheleznyakova I. A., Kovaleva L. A., Khelisupali T. A., Voi-nov M. A., Omel'yanovskii V. V. Evaluating the use of hospital bed capacity in medical organizations. Pharmacoeconomics. Modern pharma-coeconomics and pharmacoepidemiology. 2017; 10(4):37-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2070-4909.2017.10.4.037-043.]

10. Ледовских Ю. А., Семакова Е. А., Авксентьева М. В. Подходы к формированию программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с применением стандартов медицинской помощи. Фармакоэкономика. Современная фар-макоэкономика и фармакоэпидемиология. 2017; 10(4): 53-60. https:// doi.org/10.17749/2070-4909.2017.10.4.053-060. [Ledovskikh Y. A., Semakova E. V., Avksent'eva M. V. The state guarantees program of free medical care: approaches to standardize the costs of medical care. Pharmacoeconomics. Modern pharmacoeconomics and pharmacoepide-miology. 2017; 10(4): 53-60. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2070-4909.2017.10.4.053-060.]

24 Сведения об авторах:

Authors:

Семакова Евгения Васильевна

заместитель начальника отдела методического обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России, научный сотрудник Центра оценки технологий здравоохранения Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при Президенте РФ.

Ледовских Юлия Анатольевна

начальник отдела методического обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России, канд. мед. наук.

Тишкина Светлана Николаевна

главный специалист отдела методического обеспечения стандартизации ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России.

Железнякова Инна Александровна

заместитель генерального директора ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России, научный сотрудник Центра оценки технологий здравоохранения Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при Президенте РФ.

Герасимова Ксения Владимировна

зам. начальника научно-исследовательского отдела ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России, доцент Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовского университета), канд. мед. наук.

Адрес для переписки:

Хохловский переулок, вл. 10, стр. 5, Москва 109028, Российская Федерация

Тел.: + 7 (495) 783-1905 E-mail: semakova@rosmedex.ru

Semakova Evgeniya Vasilievna

Deputy Chief of the Department of Methodological Support for Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control MHRF; research fellow of Centre for health technology assessment of Applied economic research Institute RANEPA.

Ledovskikh Yulia Anatolievna

MD, PhD, Chief of the Department of Methodological Support for Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the MHRF.

Tishkina Svetlana Nikolaevna

Chief Specialist, the Department of Methodological Support for Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control MHRF.

Zheleznyakova Inna Alexandrovna

Deputy Director, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the MHRF; research fellow of Centre for health technology assessment of Applied economic research Institute RANEPA.

Gerasimova Ksenia Vladimirovna

Deputy Head of the Department of Methodological Support of Comprehensive HTA of the Center of Expertise and Quality Control of Medical Care of Ministry of Health of Russian Federation, Associate Professor of the Institute of Leadership and Health Management of I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), PhD.

Address for correspondence:

Khokhlovsky lane 10, bldg. 5, Moscow 109028, Russian Federation Tel.: +7 (495) 783-1905 E-mail: semakova@rosmedex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.