Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»
стран с обязательствами в течение пяти лет привести свои системы измерений в соответствие с Метрической конвенцией. Сегодня большинство ведущих стран игнорируют свое же решение и более того -проводят демонстративную экспансию внесистемных единиц в другие страны, принуждая их вводить у себя двойные системы измерений, например дюймовую и метрическую (Германия, КНР и др.). Опыт показывает, что международные стандарты отражают в основном вчерашний день. Внедрение новых стандартов не происходит, а если разработка и ведется, то стандарт не принимается другими странами. Самый рациональный путь к сотрудничеству в сфере международных стандартов - взаимное признание. Начало такому сотрудничеству в России было положено в 1998 г. В рамках межправительственного соглашения по безопасности полетов между Россией и США, где было прописано, что сотрудничество основывается на взаимном признании действующих стандартов в обеих договаривающихся странах. Данный пример подтверждает незыблемость стандартов как объекта технического регулирования. На сегодняшний день вопрос о стандартизации весьма актуален. В 2002 г. Вышел Федеральный закон «О техническом регулировании», и в одночасье в стране рухнула вся система стандартизации. Старые стандарты утратили легитимность, а новые национальные стандарты стали добровольными. Стандарты, на разработку которых были потрачены миллиарды рублей, превратились в кучу никому не нужных бумаг, а ведь их, например, в процессе построения современного военного самоле-
та применяется более 30 тыс. наименований. Для поддержания высокого уровня их надежности и безопасности крайне необходимы стандарты и другая нормативная документация. Но все это отменено федеральным законом. Фактически они продолжают применяться, а юридически - не существуют. Сейчас много говорят, что Россия - индустриальное общество. Но разве мы можем так сказать, когда наработки наших крупнейших специалистов оказались невостребованными. А ведь это потенциал высокого качества нашей продукции. С выходом ФЗ главным документом в сфере стандартизации стали технические регламенты. Присоединение той или иной страны к этой системе обусловлено заинтересованностью созданием условий для продвижения своих конкурентоспособных товаров на мировой рынок. Переход России к рыночным отношениям определил необходимость преобразования государственной системы технического нормирования в национальную систему технического регулирования. Переход от системы стандартов к системе технического регулирования в нашей стране должен был произойти в течение 7 лет после принятия Федерального закона «О техническом регулировании», но как мы видим, он происходит до сих пор. Не так важно, как система будет называться: то ли стандарты, то ли техническое регулирование. Главное, чтобы эта система была основой для решения экономических задач всех стран мира.
© Дектярева М. А., 2012
УДК 669.713.7
С. В. Еремцова Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ
Анализируется повышение качества изделий железнодорожных вагонов путем использования статистических методов на ООО «ДАК».
ООО «ДАК» - одно из ведущих предприятий в городе Красноярске, специализирующееся на производстве и монтаже алюминиевых строительных конструкций, предприятие российского масштаба по производству опалубки для монолитного домостроения и изделий для железнодорожного транспорта.
Одним из ведущих направлений деятельности компании «ДАК», является изготовление изделий из алюминиевых сплавов для железнодорожного транспорта. Применение современных материалов в сочетании с алюминиевыми изделиями позволяет улучшить интерьер салона, уменьшить вес вагона, продлить срок службы по сравнению с деревянными и стальными изделиями.
ООО «ДАК» производит окна из прессованных алюминиевых профилей для пассажирских вагонов плацкартного и купейного типа, для электропоездов, оборудованные двухкамерными или однокамерными
стеклопакетами из травмобезопасного стекла. Размеры оконных блоков (по ширине и высоте), а также радиус закругления окна определяется типом вагона и размерами оконного проема, что позволяют исключить дополнительную операцию по доработке оконного проема.
Алюминиевые окна со стеклопакетами, заменившие старые деревянные, позволяют увеличить срок службы вагона, герметичность окон полностью исключает конденсат на внутренней поверхности окон в любое время года, а в зимний период - снежный налет.
Оконные блоки представляют собой конструкции из комбинированного алюминиевого профиля, двухкамерного стеклопакета, и резиновых уплотнителей. Характеристика оконных блоков:
- назначенный срок службы окон 15 лет;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
- коэффициент теплопередачи окна не более 3,2 Вт/(м2 °С);
- эксплуатация в диапазоне температур от -45° С до +40 °С;
- размеры оконных блоков (по ширине и высоте), а также радиус закругления окна определяется типом вагона и размерами (радиусами) оконного проема;
- окна изготавливаются в исполнениях (для плацкартных и купейных вагонов): окно глухое широкое, окно широкое с форточкой, окно узкое с форточкой, окно «аварийный выход»;
- особенностью конструкции окна является наличие терморазрыва в комбинированном алюминиевом профиле. В качестве терморазрыва выступает резиновый профиль;
- окно «аварийный выход» обеспечивает быстрое освобождение оконного проема в аварийной ситуации. Оконный проем освобождается путем извлечения стеклопакета из рамы окна. Отсутствие приемного короба под стеклопакет положительно отражается на параметрах микроклимата внутри вагона;
- поверхности рам и створок окон могут иметь как защитно-декоративное порошковое покрытие цветовой гаммы по требованию заказчика, так и защитно-декоративное анодно-окисное покрытие;
- при сборке окон используются крепежные изделия из нержавеющей стали;
- окна могут изготавливаться с внутренними уплотнителями из ПВХ различной цветовой гаммы.
Окна для пассажирских вагонов производства ООО «ДАК» разработаны на основании Технического задания и следующих требований:
- требования по стойкости к внешним воздействующим механическим факторам - ГОСТ 30631-99 «Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации»;
- требования по стойкости к внешним воздействующим климатическим факторам - ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды»;
- требования по безопасности - «Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации пассажирских вагонов дальнего следования» М., 1984,
МПС СССР, № ЦУВС-19 от 19.09.84 (Общие технические требования. Пассажирские вагоны локомотивной тяги нового поколения. Утверждены: Зам. Министра путей сообщения от 26.07.1996); и СП 2.5.119803 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.»
По результатам контроля изделий железнодорожного транспорта создаются сводки по браку за каждый месяц. Построение по этим сводкам диаграммы Парето позволяет выявить немногочисленные существенно важные дефекты за последние полтора года: адгезия по радиусу (А), лопнувшая термовставка по радиусу (Б), адгезия более 1 балла (В) и отклонения в результате настройки станка (Г).
В данный период времени идет процесс разработки мероприятий по повышению качества продукции железнодорожных вагонов с использованием статистических методов (контрольные карты Шухарта, диаграммы Исикавы, диаграммы Парето, гистограммы и др. [1]), а также разработки нормативных документов на применение статистических методов. Целью данных мероприятий является снижение числа дефектов, повышение качества продукции, повышение уровня удовлетворенности потребителей и, как следствие вышеперечисленных факторов, повышение конкурентоспособности предприятия.
Библиографическая ссылка
1. Системы, методы и инструменты менеджмента качества : учеб. пособие / М. М. Кане, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков, А. Г. Схиртладзе. СПб. : Питер, 2008. 560 с.
© Еремцова С. В., 2012
УДК 658.56
А. И. Золотова Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОПТИЧЕСКОГО ГЕРМАНИЯ В СЛИТКАХ И ЗАГОТОВКАХ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Анализируется технология управления качеством оптического германия в слитках и заготовках на основе статистических методов контроля.