Научная статья на тему 'Статистический анализ доходов домашних хозяйств в субъектах Приволжского федерального округа и Республике Башкортостан'

Статистический анализ доходов домашних хозяйств в субъектах Приволжского федерального округа и Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ / МОДАЛЬНЫЙ ДОХОД / МЕДИАННЫЙ ДОХОД / НОМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД / HOUSEHOLDS / CASH INCOME / MODAL INCOME / MEDIAN INCOME / NOMINAL INCOME / REAL INCOME

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мамлеева Эльвира Рашидовна, Сазыкина Марина Юрьевна, Шайхутдинова Гульнара Флюровна

В статье представлены результаты исследований статистического анализа доходов домашних хозяйств в Республике Башкортостан и Приволжском федеральном округе. Были проанализированы среднедушевые доходы домашних хозяйств Приволжского федерального округа с использованием комплекса статистических показателей: максимальные и минимальные значения, размах, стандартное отклонение, коэффициенты вариации, асимметрии и эксцесса. Было выявлено, что по данному признаку в исследуемом периоде не наблюдается значительной межрегиональной дифференциации, и субъекты ПФО достаточны однородны по данному признаку.Также были проанализированы показатели медианного и модального доходов населения регионов Приволжского федерального округа. Установлено, что по показателю медианного дохода в исследуемом периоде среди регионов ПФО лишь Республика Татарстан имела более высокие значения медианного дохода, чем среднероссийские значения; по показателю модального дохода значения выше среднероссийского достигли Республика Татарстан и Нижегородская область. Проведена оценка динамики денежных доходов домашних хозяйств в Республике Башкортостан в 2000-2017 гг., на основе которой выявлены внутренние и внешние факторы, определяющие динамику реальных денежных доходов домашних хозяйств. Отмечено, что одним из ключевых внутренних факторов снижения темпа роста реальных денежных доходов домашних хозяйств является рост закредитованности населения Республики Башкортостан. Рассмотрена структура денежных доходов домашних хозяйств Республики Башкортостан. Выявлено, что наибольшую долю в денежных доходах населения Республики Башкортостан занимают прочие доходы, что обусловлено высокой долей неформального сектора в экономике региона.Также в ходе исследования была выявлена значительная дифференциация между муниципальными образованиями РБ. Авторы определяют необходимость снижения внутрирегиональной дифференциации доходов домашних хозяйств, целесообразность проведения комплекса мер государственной политики, направленных на выравнивание уровня жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical analysis of household incomes in subjects of the Volga federal district and the Republic of Bashkortostan

The article presents the results of studies of a statistical analysis of household incomes in the Republic of Bashkortostan and the Volga Federal District. The average per capita household incomes of the Volga Federal District were analyzed using a set of statistical indicators: maximum and minimum values, range, standard deviation, coefficient of variation, asymmetry and excess. It was revealed that for this attribute in the study period there is no significant inter-regional differentiation and the subjects of the Volga Federal District are sufficiently homogeneous for this attribute. The indicators of median and modal incomes of the population of the regions of the Volga Federal District were also analyzed. It was established that in terms of median income in the studied period among the regions of the Volga Federal District, only the Republic of Tatarstan had higher values of median income than the average Russian values; in terms of modal income, the Republic of Tatarstan and the Nizhny Novgorod Region reached values above the national average.The dynamics of household cash incomes in the Republic of Bashkortostan in 2000-2017 was assessed, based on which internal and external factors determining the dynamics of households real cash incomes were identified. It is noted that one of the key internal factors in reducing the growth rate of real household cash incomes is the increase in borrowing of the population of the Republic of Bashkortostan. The structure of cash incomes of households of the Republic of Bashkortostan is considered. It was revealed that the largest share in the cash income of the population of the Republic of Bashkortostan is occupied by other incomes, which is due to the high share of the informal sector in the region’s economy.The study also revealed significant differentiation between municipalities of the Republic of Bashkortostan.The authors determine the need to reduce intra-regional differentiation of household incomes, the feasibility of a set of public policy measures aimed at equalizing living standards.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ доходов домашних хозяйств в субъектах Приволжского федерального округа и Республике Башкортостан»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

Мамлеева Э.Р. Mamleeva E.R.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ГАНУ Институт стратегических исследований РБ, г. Уфа, Российская Федерация

Сазыкина М.Ю. Sazykina M.Yu.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ГАНУ Институт стратегических исследований РБ, г. Уфа, Российская Федерация

УДК 330

Шайхутдинова Г. Ф. Shaikhutdinova G.F.

доцент кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства» Института

экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», старший научный сотрудник, ГАНУ Институт стратегических исследований РБ г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2019-3-29-33-42

статистическии анализ доходов

домашних хозяйств в субъектах приволжского

федерального округа и республике башкортостан

В статье представлены результаты исследований статистического анализа доходов домашних хозяйств в Республике Башкортостан и Приволжском федеральном округе. Были проанализированы среднедушевые доходы домашних хозяйств Приволжского федерального округа с использованием комплекса статистических показателей: максимальные и минимальные значения, размах, стандартное отклонение, коэффициенты вариации, асимметрии и эксцесса. Было выявлено, что по данному признаку в исследуемом периоде не наблюдается значительной межрегиональной дифференциации, и субъекты ПФО достаточны однородны по данному признаку.

Также были проанализированы показатели медианного и модального доходов населения регионов Приволжского федерального округа. Установлено, что по показателю медианного дохода в исследуемом периоде среди регионов ПФО лишь Республика Татарстан имела более высокие значения медианного дохода, чем среднероссийские значения; по показателю модального дохода значения выше среднероссийского достигли Республика Татарстан и Нижегородская область.

Проведена оценка динамики денежных доходов домашних хозяйств в Республике Башкортостан в 2000-2017 гг., на основе которой выявлены внутренние и внешние факторы, определяющие динамику реальных денежных доходов домашних хозяйств. Отмечено, что одним из ключевых внутренних факторов снижения темпа роста реальных денежных доходов домашних хозяйств является рост закредитованности населения Республики Башкортостан.

Рассмотрена структура денежных доходов домашних хозяйств Республики Башкортостан. Выявлено, что наибольшую долю в денежных доходах населения Республики Башкортостан

S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT OF THE TERRiTORY

занимают прочие доходы, что обусловлено высокой долей неформального сектора в экономике региона.

Также в ходе исследования была выявлена значительная дифференциация между муниципальными образованиями РБ.

Авторы определяют необходимость снижения внутрирегиональной дифференциации доходов домашних хозяйств, целесообразность проведения комплекса мер государственной политики, направленных на выравнивание уровня жизни.

Ключевые слова: домашние хозяйства, денежные доходы, модальный доход, медианный доход, номинальный доход, реальный доход

statistical analysis of household incomes in subjects of the volga federal district and the republic of bashkortostan

The article presents the results of studies of a statistical analysis of household incomes in the Republic of Bashkortostan and the Volga Federal District. The average per capita household incomes of the Volga Federal District were analyzed using a set of statistical indicators: maximum and minimum values, range, standard deviation, coefficient of variation, asymmetry and excess. It was revealed that for this attribute in the study period there is no significant inter-regional differentiation and the subjects of the Volga Federal District are sufficiently homogeneous for this attribute. The indicators of median and modal incomes of the population of the regions of the Volga Federal District were also analyzed. It was established that in terms of median income in the studied period among the regions of the Volga Federal District, only the Republic of Tatarstan had higher values of median income than the average Russian values; in terms of modal income, the Republic of Tatarstan and the Nizhny Novgorod Region reached values above the national average.The dynamics of household cash incomes in the Republic of Bashkortostan in 2000-2017 was assessed, based on which internal and external factors determining the dynamics of households real cash incomes were identified. It is noted that one of the key internal factors in reducing the growth rate of real household cash incomes is the increase in borrowing of the population of the Republic of Bashkortostan. The structure of cash incomes of households of the Republic of Bashkortostan is considered. It was revealed that the largest share in the cash income of the population of the Republic of Bashkortostan is occupied by other incomes, which is due to the high share of the informal sector in the region's economy.

The study also revealed significant differentiation between municipalities of the Republic of Bashkortostan.

The authors determine the need to reduce intra-regional differentiation of household incomes, the feasibility of a set of public policy measures aimed at equalizing living standards.

Key words: households, cash income, modal income, median income, nominal income, real income.

Одним из важнейших показателей, определяющих благосостояние домашних хозяйств в национальной экономике, являются доходы населения. Несмотря на более чем двадцатилетний опыт встраивания рыночных механизмов в экономику страны, проблемы высокой дифференциации доходов населения, преодоления бедности являются по-прежнему актуальными как на национальном, так и на региональном уровне. Комплексный анализ показателей, характеризующих доходы населения, их дифференциация позволят выявить основные тенденции

как на региональном, так и на муниципальном уровне и сформулировать направления снижения их неравенства.

Для анализа среднедушевых доходов населения в ПФО были использованы статистические показатели: максимальные и минимальные значения, размах, стандартное отклонение, коэффициенты вариации, асимметрии и эксцесса [1]. С учетом вышеприведённой методики проанализируем асимметрию среднедушевых доходов населения в ПФО.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

Таблица 1. Дифференциация регионов ПФО по среднедушевым доходам населения

Минимум Максимум Размах Стандартное отклонение Коэффициент вариации Асимметрия Эксцесс

2010 10336 20223 9887 3320,903 22,877538 0,628143664 -1,0311

2011 11328 21756 10428 3583,671 22,6393976 0,526892682 -1,19916

2012 12532 24696 12164 4225,489 23,5733506 0,447620026 -1,32292

2013 14433 26865 12432 4563,771 22,8663026 0,407092878 -1,47737

2014 16134 29830 13696 4726,794 21,4415689 0,350444318 -1,30834

2015 17855 32155 14300 5052,797 20,8428461 0,404609465 -1,17966

2016 17698 32614 14916 4877,987 20,6337779 0,507378553 -0,98033

2017 17892 31719 13827 4674,648 19,5789148 0,371472709 -1,18514

Рассчитано авторами

Как видно, за весь период исследования по данному показателю в регионах ПФО отсутствует значительная дифференциация. Минимальные и максимальные значения индикатора к 2017 году возрастают практически в равных пропорциях: минимальный размер доходов возрос на 73,1 %, максимальный - на 56,8 %. В ПФО максимальный размер среднедушевых доходов населения в 2017 году зафиксирован в Республике Татарстан, минимальный - в Чувашской Республике. Республика Башкортостан занимает 5 место в ПФО по данному показателю. За исследуемый период наибольший прирост

среднедушевых доходов населения продемонстрировала Нижегородская область -86,7 %, наименьший - Самарская область -33,5 %. Коэффициент вариации с 2010 по 2017 год составлял менее 33 %, что также говорит о том, что регионы ПФО по среднедушевым доходам населения достаточно однородны. В 2017 году зафиксированы минимальные значения коэффициента вариации, что свидетельствует о сближении значений среднедушевого дохода в субъектах ПФО. Коэффициенты асимметрии и эксцесса подтверждает вышесказанное.

Рисунок 1. Среднедушевые денежные доходы населения

S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT OF THE TERRiTORY

Если в 2010 году значения коэффициента свидетельствовали о значительной правосторонней асимметрии признака, то к 2017 году она не так заметна, что свидетельствует о группировке значений вокруг среднего. Значения коэффициента эксцесса демонстрируют плосковершинность и сближение значения признака.

Отметим, что анализ среднедушевых доходов населения не отражает реальной картины, характеризующей благосостояние домашних хозяйств. В связи с этим рассмотрим медианные и модальные доходы населения в ПФО.

Таблица 2. Медианный среднедушевой доход в регионах ПФО в 2013-2018 гг. (рублей в месяц) [7]

Место в ПФО в 2018 г.

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Российская Федерация 19151.4 20593,8 22713,2 22974,9 23525,7 24381,1

Республика Башкортостан 17395,1 18980,5 20636,8 20879,4 21104,9 21514,7 5

Республика Марий Эл 11209,7 12774,2 14672,9 14814 15221,9 15298,7 12

Республика Мордовия 11457,5 12799,8 14364,2 14192,2 14602,9 14812,5 14

Республика Татарстан 19240,7 21897,5 23852,7 24318,1 24314,1 25316,6 1

Удмуртская Республика 14639,2 16660,9 19328,6 18880,6 19109 19734 6

Чувашская Республика 12062,9 13277,9 14941,3 14683,2 14833,7 15061,7 13

Пермский край 18901.1 20638,5 23471,9 21228,1 21691,4 21885,7 3

Кировская область 14334,5 16128,6 17994,8 17439,4 17774,4 18234 9

Нижегородская область 18304,8 20863,5 23346,2 23176 23459,7 24324,4 2

Оренбургская область 14344,7 15928,4 17913,5 17306,8 17810,7 18677,5 7

Пензенская область 13714,7 15083,1 17098 16930,2 17511,6 17685,4 10

Самарская область 19114,1 19156.1 20640 20960,6 21194,9 21683,4 4

Саратовская область 12516,3 14018,4 15897,7 15532,6 16064,2 16570,1 11

Ульяновская область 14327.4 16629,6 18065,6 17945,4 18636,2 18575,7 8

Проанализируем значения медианного среднедушевого дохода в 2013-2018 гг. в регионах Приволжского федерального округа. Необходимо отметить, что из всех регионов ПФО в исследуемом периоде лишь Республика Татарстан имела более высокие значения медианного дохода, чем среднероссийские значения. При этом в 2018 году в среднем по России величина медианного дохода выросла к 2013 году на 27,3 %, а в Республике Татарстан - на 31,58 %. Прирост медианного дохода в Республике Башкортостан за этот же период составил лишь 23,6 %, что означает, что для половины населения Республики Башкортостан среднедушевые денежные доходы в 2018 году составили менее 21 514,7 рублей, для другой

половины - выше этого значения. В 2018 году с показателем медианного дохода ниже среднероссийского значения на 11,75 % РБ занимает 5 место в Приволжском федеральном округе. Подчеркнем, что в РБ медианный доход составляет 74,9 % от среднедушевого дохода в 2018 г. (28 727,1 руб.).

За исключением 2013 года показатели модального дохода в регионах ПФО в анализируемом периоде выше среднероссийского значения наблюдались в Республике Татарстан и в Нижегородской области. Республика Башкортостан заняла в 2018 году 8 место в ПФО со значением модального дохода 12 067,7 рублей (ниже среднероссийского на 11,4 %), следовательно, именно эта величина дохода чаще всего встречается в

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

Таблица 3. Модальный среднедушевой доход в регионах ПФО в 2013-2018 гг. (рублей в месяц) [7]

2013 2014 2015 2016 2017 2018 Место РБ в ПФО в 2018 г.

Российская Федерация 10448,6 11328,4 12623,7 12827,9 13233,8 13629,7

Республика Башкортостан 9220,8 10138,2 11429,3 11499,6 11620,3 12067,7 8

Республика Марий Эл 6683.7 7774.3 9216,7 9324,4 9753 9676,6 14

Республика Мордовия 7220,5 8056,6 9296,8 9126,1 9542,2 9987,5 13

Республика Татарстан 10407,5 11800 13125 13519,8 14286,6 14884,4 1

Удмуртская Республика 9009,8 10292,6 12074,9 11799,9 12189,7 12667,7 4

Чувашская Республика 7533,8 8413,2 9971,8 9905,3 10196 10341,3 12

Пермский край 9947,3 10964,4 12594,8 11856,2 12429,9 12595,5 5

Кировская область 9079 10151,8 11878,2 11687,9 12080,9 12504 6

Нижегородская область 10215,7 11641,9 13380,1 13282,6 13662 14321,9 2

Оренбургская область 8506,2 9409.8 10909,8 10676,8 10975,4 11384,7 10

Пензенская область 8127,9 8931.1 10499,6 10961,9 11498,1 11912,6 9

Самарская область 9675,9 10348,8 11427,5 12821,3 13071,8 13432,6 3

Саратовская область 7625,9 8558,5 9969,7 9945,5 10547,7 10686,3 11

Ульяновская область 8519,3 9911 11363,2 11430,5 12095,1 12101,8 7

Республике Башкортостан. Следует отметить, что в РБ в исследуемом периоде прирост модального дохода составил 30,8 % (среднероссийское значение - 30,4 %), тогда как в Республике Татарстан - 40,01 %, в Нижегородской области - 40,2 %. Модальный доход в 2018 году составил 42 % от средне-

Несмотря на рост среднедушевых денежных доходов в номинальном выражении в РБ, реальные денежные доходы домашних хозяйств ежегодно сокращались в период с 2014 года, также как и в целом по России. Негативная динамика была обусловлена как

душевого дохода, что сопоставимо со среднероссийским значением - 41,8 %.

Далее более детально рассмотрим динамику и структуру денежных доходов домашних хозяйств в Республике Башкортостан.

внешними причинами, в том числе неустойчивой макроэкономической ситуацией в стране, так и внутренними. В республике наблюдается рост различных обязательных платежей и взносов: налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в организации, кре-

Таблица 4. Номинальные и реальные доходы домашних хозяйств в РБ (рублей) [8]

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб. 17498,9 19029,8 21267,5 23892,3 25970,6 27730,3 28134,2 28442,5 28727,1

Реальные денежные доходы, в % к предыдущему году 101,0 99,7 106,6 105,3 101,3 93,5 95,7 98,2 97,3

S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT OF THE TERRiTORY

дитные платежи. Среди регионов России республика занимает 75-е место по размеру обязательных платежей и 80-е место - по размеру процентов, уплаченных за кредиты.

Кроме того, необходимо отметить, что если в 2000-2009 гг. темпы роста реальных денежных доходов в Республике

Башкортостан были несколько выше, чем в целом по России (рис. 2), то с 2010 года данный тренд утратил свою силу. В 2010-2013 гг. и в 2017-2018 гг. (рис. 2.) среднероссийские значения реальных денежных доходов превышают республиканские значения данного показателя.

Рисунок 2. Динамика реальных денежных доходов домашних хозяйств в 2000-2009 гг., в 2010-2018 гг. в РФ и Республике Башкортостан (в % к предыдущему году)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее проанализируем структуру денежных доходов домашних хозяйств в Республике Башкортостан [8].

120 100 80 60 40 20 о

m 1 1 w

15 16,7 15,9 V 16,4 17,6 18,5

29,7 29,7 30,1 28,5 29,8 31,2

12,7 14,9 14,5 12,7 12,2 12

2010 2013 2014 2015 2016 2017

■ Другие доходы

I Доходы от собственности

■ Социальные выплаты

■ Оплата труда

■ Доходы от предпринимательской деятельности

Рисунок 3. Структура денежных доходов домашних хозяйств в Республике Башкортостан в 2017 г. (%)

Основным структурным элементом денежных доходов населения Республики Башкортостан являются прочие доходы -35,1 %. Во многом это объясняется высокой долей неформального сектора. Так, согласно данным Росстата, доля занятых в 2016 году в неформальном секторе экономики в РБ составляла 28,4 % [2]. Высокая доля занятости в неформальном секторе является одной из характерных черт региональной экономики, связана с высокой долей сельского населения - 38,3 %) [3].

По данным Башкортостанстата, доля неформальной занятости в сельском хозяйстве республики составляет 27 %. Это объясняется сложившейся поселенческой структурой населения, а также не утвердившимися

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

на селе современными производственными и социально-трудовыми отношениями. Отметим, что в последние годы неформальная занятость заметно растет и в городе; на её рост, кроме известных причин, связанных с нестабильностью экономики, напряженностью рынка труда и неразвитостью цивилизованного предпринимательского сектора, все большее влияние начинают оказывать и новые нестандартные виды занятости, часто не регистрируемые формальными документами (удаленная работа, фриланс, краудсор-синг и т.д.) [4]. Наибольший удельный вес в структуре неформальной занятости в республике занимает оптовая и розничная торговля.

сфера транспорта и связи

обрабатывающие производства

строительство

сельское хозяйство

оптовая и розничная торговля

1 7

9

1 13

1 27

33

10 15 20 25 30 35

Рисунок 4. Удельная неформальная занятость в общей численности занятых по видам экономической деятельности в 2016 г., % [5]

Отметим, что начиная с 2015 года доля прочих доходов сокращается. Это связано с реализацией мер, направленных на снижение неформальной занятости в Республике Башкортостан. Так, в 2018 году в результате принятых мер в РБ были легализованы 36 427 работников и 513 хозяйствующих субъектов [6].

На втором месте в структуре доходов населения стоит оплата труда. При этом её доля возрастает. Также наблюдается рост социальных выплат, что объясняется в том числе как реальным ростом назначенных пенсий (за

исключением 2014 г. и 2016 г.), так и увеличением численности пенсионеров.

Доходы от собственности в анализируемом периоде составляли незначительную долю и выросли с 2,2 % в 2012 году до 3,2 % - в 2017.

Далее для выявления территориальных диспропорций в РБ проведем анализ среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций с использованием статистических показателей по 62 муниципальным образованиям РБ.

S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT OF THE TERRiTORY

Таблица 5. Дифференциация муниципальных образований РБ по размеру среднемесячной номинальной заработной платы (руб.)

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Среднее 17276,94 19986,58 21608,24 22702,56 24415,92 26662,03

Медиана 16154,00 18891,50 20523,00 22080,00 22599,50 25791,50

Минимум 13341,00 15400,00 16692,00 17351.00 17969,00 19785,00

Максим. 28428.00 32293,00 34948.00 35674,00 39011,00 42393,00

Размах 15087,00 16893,00 18256,00 18323,00 21042,00 22608,00

Ст.откл. 3264,48 3395,60 3713,24 3940,76 4479,76 4769,27

Коэф. Вариации. 18,90 16,99 17.18 17,36 18,35 17,89

Асимметрия 1,29 1,37 1,42 1,28 1,43 1,50

Эксцесс 1,57 2,19 2,28 1,72 2,21 2,52

Как видно, по данному показателю дифференциация МО за весь период исследования незначительна. Коэффициент вариации составляет менее 33 %, что свидетельствует, что совокупность МО по величине показателя достаточно однородна. Среднее, минимальное значение и максимальное растут в одинаковых пропорциях. Стоит отметить, что максимальный размер среднемесячной номинальной заработной платы с 2012 по 2016 гг. зафиксирован в г. Уфа, в 2017 году этот показатель достигает максимальной величины в Уфимском районе. Минимальный размер заработный платы за весь период исследования, за исключением 2015 года, наблюдался в Бурзянском районе. Размер заработной платы ниже среднереспубликанского значения в 2017 году был в 53 МО. По итогам 2018 года среднемесячная заработная плата работников предприятий в муниципальных образованиях РБ составила: Уфимский (48 481 руб.) - 146,8 % от среднереспубликанского значения, Благовещенский (38 766 руб.) -117,4 %, Калтасинский (36 995 руб.) - 112,0 %, Учалинский (36 484 руб.) - 110,5 %, Куюргазинский (35 507 руб.) - 107,5 %, Краснокамский (35 349 руб.) - 107,1 %, Хайбуллинский (34 124 руб.) - 103,4 %, Иглинский (33 370 руб.) - 101,1 %, а также в городских округах: г. Уфа (46 513 руб.) -140,9 %, г. Салават (40 006 руб.) - 121,2 %, г. Октябрьский (35 612 руб.) - 107,9 %, г. Нефтекамск (35 115 руб.) - 106,4 %, г. Стерлитамак (34 577 руб.) - 104,7 %, г. Сибай (34 344 руб.) - 104,0 %. Приближаются к среднереспубликанскому уровню муниципальные районы: Туймазинский (32 344 руб.)

- 98,0 %, Ишимбайский (32 021 руб.) - 97,0 %, Янаульский (31 691 руб.) - 96,0 %, Дюртюлинский (31 251 руб.) - 94,7 %, Чишминский (30 928 руб.) - 93,7 %, Кармаскалинский (30 889 руб.) - 93,6 %, Салаватский (30 877 руб.) - 93,5 %, Бураевский (30 864 руб.) - 93,5 %, городские округа г. Агидель (32 630 руб.) - 98,8 %, г. Кумертау (31 559 руб.) - 95,6 %. В остальных муниципальных районах и городских округах заработная плата сложилась ниже, чем в целом по республике. Самый низкий уровень заработной платы по сравнению со средней по республике (33 017 руб.) по итогам 2018 года сложился в муниципальных районах: Бурзянский (23 966 руб.) - 72,6 % от среднереспубликанского уровня, Миякинский (25 267 руб.) - 76,5 %, Бакалинский (25 708 руб.) - 77,9 %, Зианчуринский (25 755 руб.) - 78,0 %, Караидельский (25 985 руб.) - 78,7 % [6].

Таким образом, несмотря на незначительную дифференциацию МО по среднемесячной номинальной заработной плате, можно констатировать, что в подавляющем большинстве МО заработная плата значительно отстает от среднереспубликанских значений. Поэтому необходима разработка и реализация комплекса мер по повышению оплаты труда. Формирование институциональных условий увеличения доходов домашних хозяйств - основное условие стабилизации общества и недопущения социальной поляризации в регионе.

Таким образом, анализ доходов населения выявил следующие тенденции:

- однородность распределения среднедушевых доходов населения в регионах ПФО, выявленного на основе исследования среднедушевых доходов населения с использованием комплекса статистических показателей;

- наличие существенной дифференциации доходов домашних хозяйств в пределах регионов на основе сравнительного анализа среднедушевых, медианных и модальных доходов в регионах ПФО. Так, медианный доход в 2018 году составлял от 74,9 % в Республике Башкортостан до 82,8 % от среднедушевого дохода в Кировской области, модальный доход варьировался от 42 % в РБ до 56,9 % в Чувашской Республике;

- на протяжении всего периода исследования основным структурным элементом денежных доходов населения Республики Башкортостан являются прочие доходы, что

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

свидетельствует о высокой доле неформальной занятости в регионе;

- незначительная дифференциация муниципальных образований РБ по размеру среднемесячной номинальной заработной платы. Однако в большинстве МО этот показатель ниже среднереспубликанского уровня, что требует разработки и реализации комплекса мероприятий для повышения уровня доходов населения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 19-410-020013 «Трансплантация инновационных механизмов вовлечения финансовых ресурсов домашних хозяйств в экономику региона (на примере Республики Башкортостан)».

Список литературы

1. Тургель И.Д., Победин А.А. Территориальная дифференциация социально-экономического развития муниципальных образований в субъекте российской Федерации: опыт вариационного анализа (на примере Свердловской области) // Региональная экономика: теория и практика.

- 2007. - № 12. - https://cyberleninka.ru/ article/n/territorialnaya-differentsiatsiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy-v-subekte-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.07.2019).

2. Рейтинг регионов по неформальной экономике за 2016 год. http://www.lerc.ru/?pa rt=articles&art=2&page=130 - (дата обращения: 29.07.2019).

3. Валиахметов Р.М., Баймурзина Г.Р., Кадыров С.Х., Ягафарова Д.Г. Социально-экономическое положение и самочувствие населения Республики Башкортостан в условиях экономической нестабильности // Уровень жизни населения регионов России.

- 2016. - № 3 (201). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-i-samochuvstvie-naseleniya-respubliki-bashkortostan-v-usloviyah-

ekonomicheskoy-nestabilnosti (дата обращения: 29.07.2019)

4. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года. Данные социологического исследования. 2015 г. Руководитель исследования: Валиахметов Р.М.

5. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: WWW.URL: http:// mintrudrb.ru/. - Загл. с экрана)

6. Итоги деятельности в 2018 году и задачи на 2019 год Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: WWW.URL:http://mintrudrb.ru/. - Загл. с экрана)

7. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/bednost/tabl/tab-bed1-2-6.htm -(Дата обращения 02.08.2019)

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. -1162 с.

S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT OF THE TERRiTORY

References

1. Turgel ID, Pobedin AA Territorial Differential Social-Economical Development of Educated Musicians in Sub-Russian Federations: General Variational Analysis (for example Sverdlovsk Oblast) // Regional Economics and Economics: Regional Economics 2007. No. 12. - https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnaya-differentsiatsiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy-v-subekte-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.07.2019).

2. Rating region by informal Economics for 2016 http://www.lerc.ru/?part=articles&art=2& page=130 - (accessed 29.07.2019).

3. Valiahmetov RM, Bajmurzina GR, Kadyrov SJ, Shagafarova DG Socioeconomic position and self-esteem of the republics of Bashkortostan in conditions of economic instability // Urovian agricultural populations of the Rossi region. 2016. No. 3 (201). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-i-samochuvstvie-naseleniya-respubliki-bashkortostan-v-usloviyah-ekonomicheskoy-nestabilnosti (дата водщ: 29.07.2019)

4. «Social-Economic Strategy of the Republic of Bashkortostan by 2030». Dungeon

Sociological Trial. Organizations of the survey: Ministry of Economic Development of the Republic of Bashkortostan and Institute of Social and Political Researches (ISPPI RB). Object tracking: RB population aged 18 to 75 flight. Subsequent follow-up: stratified cirrhosis, quota retirement age at home by age and by age. Word Search: 6300 Art. Method of follow-up: self-filling blank sociological survey (survey). Trackback: Valiahmetov RM

5. Official Offices Ministries of Labor and Social Affairs in the Republic of Bashkortostan [Electronic Resource]. - Mode Available: WWW. URL: http://mintrudrb.ru/. - About. s screen)

6. Itogical Decisions in 2018 and Tasks of 2019 Official Offices of the Ministry of Labor and Social Affairs of the Republic of Bashkortostan [Electrical Resource]. - Mode Available: WWW.URL: http://mintrudrb.ru/. -About. s screen)

7. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/bednost/tabl/tab-bed1-2-6.htm -(Release Date 02.08.2019)

8. Rossi Region. Social-Economic indicators. 2018: R32 Stat. c6. / Rosstat. - M., 2018. -1162 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.