Научная статья на тему 'Статистический анализ динамики среднемесячной заработной платы работников сферы образования Республики Марий Эл'

Статистический анализ динамики среднемесячной заработной платы работников сферы образования Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА / ТЕНДЕНЦИИ / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / WAGES OF EMPLOYEES OF THE EDUCATION SECTOR / STATISTICAL METHODS OF ANALYSIS / TRENDS / MARI EL REPUBLIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарычева Т. В.

Введение. В статье описаны статистические подходы к анализу динамики средней заработной платы работников образовательных организаций по основным категориям, реализованные на примере Республики Марий Эл по данным за 2013-2018 гг., что позволило оценить тенденции и скорость процессов, происходящих в сфере образования на региональном уровне. Цель: предложить и реализовать методические подходы к анализу динамических процессов, происходящих в сфере оплаты труда работников образования. Материалы и методы. Информационной базой для проведения заявленного исследования послужили опубликованные статистические данные Территориального органа государственной статистики по Республики Марий Эл. В качестве исследовательского инструментария использовались алгоритмы индексных методов статистического анализа, методов кластерного и регрессионного анализа, графического представления данных. Результаты исследования, обсуждения. Выявлены и оценены тенденции, происходящие в оплате труда занятых в сфере образования Республики Марий Эл по основным категориям работников, с помощью средних абсолютных и относительных показателей динамики проанализированы характеристики интенсивности развития показателей заработной платы, на основе рядов динамики получены линейные трендовые модели, позволяющие определить средние квартальные приращения в величине заработной платы работников предприятий и организаций, занимающихся образованием населения. Заключение. Анализ полученных результатов показал, что, несмотря на опережающий темп роста средней заработной платы в сфере образования относительно средней заработной платы по экономике региона в целом, оплата труда основных категорий работников образовательных организаций по-прежнему значительно ниже средней по экономике региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарычева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical analysis of the dynamics of the average monthly wages of employees of the education sector of the Mari El Republic

Introduction. The article describes statistical approaches to the analysis of the dynamics of the average wages of employees of educational organizations in the main categories, implemented on the example of the Mari El Republic according to data for 2013-2018, which allowed us to assess the trends and speed of processes in the field of education at the regional level. Purpose: to propose and implement methodological approaches to the analysis of dynamic processes occurring in the field of remuneration of educators. Materials and methods. The information base for the study was the published statistical data of the Territorial Authority of State Statistics for the Republic of Mari El. As a research toolkit, we used algorithms for index methods of statistical analysis, methods of cluster and regression analysis, and graphical representation of data. Results of the research, discussion. The trends occurring in the remuneration of workers employed in the education sector of the Mari El Republic were identified and assessed for the main categories of workers, using average absolute and relative dynamics indicators, the characteristics of the development of wage indicators were analyzed, and linear trend models were obtained based on the series of dynamics, which allow to determine the average quarterly increment in the amount of wages of employees of enterprises and organizations involved in the education of the population. Conclusion. The analysis of the results showed that despite the outstripping growth rate of the average wages in the field of education relative to the average wages in the economy of the region as a whole, the wages of the main categories of employees of educational organizations is still significantly lower than the average for the economy of the region as a whole.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ динамики среднемесячной заработной платы работников сферы образования Республики Марий Эл»

УДК 311.175 DOI: 10.30914/2411-9687-2019-5-4-491-500

Статистический анализ динамики среднемесячной заработной платы

работников сферы образования Республики Марий Эл

Т. В. Сарычева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. В статье описаны статистические подходы к анализу динамики средней заработной платы работников образовательных организаций по основным категориям, реализованные на примере Республики Марий Эл по данным за 2013-2018 гг., что позволило оценить тенденции и скорость процессов, происходящих в сфере образования на региональном уровне. Цель: предложить и реализовать методические подходы к анализу динамических процессов, происходящих в сфере оплаты труда работников образования. Материалы и методы. Информационной базой для проведения заявленного исследования послужили опубликованные статистические данные Территориального органа государственной статистики по Республики Марий Эл. В качестве исследовательского инструментария использовались алгоритмы индексных методов статистического анализа, методов кластерного и регрессионного анализа, графического представления данных. Результаты исследования, обсуждения. Выявлены и оценены тенденции, происходящие в оплате труда занятых в сфере образования Республики Марий Эл по основным категориям работников, с помощью средних абсолютных и относительных показателей динамики проанализированы характеристики интенсивности развития показателей заработной платы, на основе рядов динамики получены линейные трендовые модели, позволяющие определить средние квартальные приращения в величине заработной платы работников предприятий и организаций, занимающихся образованием населения. Заключение. Анализ полученных результатов показал, что, несмотря на опережающий темп роста средней заработной платы в сфере образования относительно средней заработной платы по экономике региона в целом, оплата труда основных категорий работников образовательных организаций по-прежнему значительно ниже средней по экономике региона в целом.

Ключевые слова: заработная плата работников сферы образования статистические методы анализа, тенденции, Республика Марий Эл.

Statistical analysis of the dynamics of the average monthly wages of employees of the education sector of the Mari El Republic

T. V. Sarycheva

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. The article describes statistical approaches to the analysis of the dynamics of the average wages of employees of educational organizations in the main categories, implemented on the example of the Mari El Republic according to data for 2013-2018, which allowed us to assess the trends and speed of processes in the field of education at the regional level. Purpose: to propose and implement methodological approaches to the analysis of dynamic processes occurring in the field of remuneration of educators. Materials and methods. The information base for the study was the published statistical data of the Territorial Authority of State Statistics for the Republic of Mari El. As a research toolkit, we used algorithms for index methods of statistical analysis, methods of cluster and regression analysis, and graphical representation of data. Results of the research, discussion. The trends occurring in the remuneration of workers employed in the education sector of the Mari El Republic were identified and assessed for the main categories of workers, using average absolute and relative dynamics indicators, the characteristics of the development of wage indicators were analyzed, and linear trend models were obtained based on the series of dynamics, which allow to determine the average quarterly increment in the amount of wages of employees of enterprises and organizations involved in the education of the population. Conclusion. The analysis of the results showed that despite the outstripping growth rate of the average wages in the field of education relative to the average wages in the economy of the region as a whole, the wages of the main categories of employees of educational organizations is still significantly lower than the average for the economy of the region as a whole.

Keywords: wages of employees of the education sector, statistical methods of analysis, trends, Mari El Republic.

© Сарычева Т. В., 2019

Введение

Сфера образования играет важную роль в жизни Республики Марий Эл и оказывает значимое влияние на социально-экономическое развитие региона [6]. Об этом свидетельствует тот факт, что на сегодняшний момент в образовательных организациях занято более 24 тыс. человек, что составляет более 8,2 % от общего числа занятых. В Российской Федерации значение данного показателя находится на отметке 7,7 %, в Приволжском федеральном округе - 8,1 %. Обращает на себя внимание тот факт, что в настоящее время, по данным агентства ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»1, Республика Марий Эл находится на 64 месте среди регионов Российской Федерации по уровню заработной платы в сфере образования, при этом только 2,5 % работников образовательной сферы получают заработную плату выше 50 тыс. руб. в месяц, у 23,5 % работников образовательных организаций заплата превышает среднюю по республике, а у 48,3 % - величина заработной платы ниже 15 тыс. рублей.

Одним из ключевых направлений социально-экономического развития Республики Марий Эл является увеличение заработной платы работников сферы образования, так как достойный уровень оплаты труда является важнейшей составляющей и оказывает значимое влияние на качество предоставляемых образовательных услуг, что в свою очередь ведет к повышению общего уровня жизни населения [4].

Так как занятые в образовании преимущественно являются работниками бюджетной сферы, то необходимо отметить, что в 2008 году Правительством Российской Федерации было принято постановление, касающееся новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений [5]. Новый подход базируется на том, что теперь оплата труда работников стала формироваться не на основе единой тарифной сетки, а непосредственно руководителем предприятия, который с этого момента получил возможность самостоятельно распоряжаться фондом заработной платы и поощрять сотрудников, имеющих более высокую квалификацию и работающих более эффективно [3].

Цель исследования - предложить и реализовать методические подходы к анализу динами-

1 Зарплаты в сфере образования в регионах России -Рейтинг 2019. URL: https://riarating.ru/infografika/20190312/ 630119246.html

ческих процессов, происходящих в сфере оплаты труда работников образования.

Материалы иметоды

Исследование динамики среднего уровня заработной платы в сфере образования относительно основных сравнительных показателей развития экономики Республики Марий Эл за период с 2008 по 2018 гг., позволяет проанализировать результаты внедрения новой системы оплаты труда в государственных и муниципальных образовательных учреждениях региона (см. табл. 1)2. Данные таблицы отражают следующие позитивные тенденции: во-первых, темп роста средней заработной платы в сфере образования несколько выше, чем по экономике региона в целом. Так, в исследуемом периоде величина номинальной средней заработной платы работников предприятий и организаций Республики Марий Эл выросла в 2,7 раза, при этом в сфере образования - в 2,8 раза. Во-вторых, темп роста величины средней заработной платы в образовании практически на всем временном интервале выше индекса потребительских цен, что служит доказательством повышения реального уровня оплаты труда в данном секторе экономики.

В-третьих, средний уровень заработной платы в сфере образования относительно средней по республике несколько вырос - с 73,1 % в 2008 г. до 76,2 % в 2018 г., что свидетельствует о постепенном приближении данного показателя к среднереспубликанскому уровню.

Однако оплата труда работников образовательных организаций по-прежнему значительно ниже средней по экономике региона в целом, и если значение регионального показателя в среднем за 12 исследуемых лет превышает прожиточный минимум в 2,8 раза, то в сфере образования - только в 2,1 раза.

Соотношение среднего уровня заработной платы в образовании Республики Марий Эл и средней по региону в рассматриваемом периоде можно наглядно увидеть на рисунке 1. Максимально близко к среднереспубликанскому значению величина номинальной средней заработной платы работников образования приблизилась в 2013 г., достигнув уровня 81,8 %, однако уже в 2016 г. составляла лишь 72,6 % от среднереспубликанского уровня.

2 Рассчитано автором по данным официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. URL: https://maristat.gks.ru

Таблица 1 / Table 1

Основные показатели уровня жизни РМЭ за 2008-2017 гг. / Key indicators of the standard of living in the RME for 2008-2017

Показатели / Indicators Годы / Years

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Средний уровень заработной платы в РМЭ (руб./мес.) 10535 11374 12651 14001 16023 18360 20473 21947 23305 25440 28143

Темп роста среднего уровня заработной платы в РМЭ 125,4 108,0 111,2 110,7 114,4 114,6 111,5 107,2 106,2 109,2 110,6

Средний уровень заработной платы в сфере образования РМЭ (руб./мес.) 7704 8767 9186 10371 11774 15019 15945 16705 16918 19001 21450

Темп роста среднего уровня заработной платы в сфере образования РМЭ 128,7 113,8 104,8 112,9 113,5 127,6 106,2 104,8 101,3 112,3 112,9

Соотношение средней заработной платы в образовании РМЭ и средней по региону в целом 73,1 77,1 72,6 74,1 73,5 81,8 77,9 76,1 72,6 74,7 76,2

Величина прожиточного минимума (руб./мес.) 3807 4310 4847 5333 5304 6045 7014 8717 8852 9114 8968

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума

в целом по РМЭ 2,8 2,6 2,6 2,6 3,0 3,0 2,9 2,5 2,6 2,8 3, 1

в образовании 2,0 2,0 1,9 1,9 2,2 2,5 2,3 1,9 1,9 2,1 2,4

Индекс потребительских цен (на конец периода, в % к концу предыдущего периода) 113,9 108,5 111,5 106,0 106,3 106,5 111,6 112,5 105,4 102,5 105,4

Соотношение среднего уровня заработной платы в образовании Республики Марий Эл и средней по региону в рассматриваемом периоде можно наглядно увидеть на рисунке 1. Максимально близко к среднереспубликанскому зна-

чению величина номинальной средней заработной платы работников образования приблизилась в 2013 г., достигнув уровня 81,8 %, однако уже в 2016 г. составляла лишь 72,6 % от среднереспубликанского уровня.

84 82 80 78 76 74 72 70

__

81,8

77,1 | 77,9 1 1 L

76,2

/ J 74 1 La N V ^ 74,7 f

73,1 | 72,6 f -j 73,5 | Г—г" 72,6

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Рис. 1. Соотношение среднего уровня заработной платы в образовании и средней по РМЭ в целом, %, 2008-2018 гг. / Fig. 1. The ratio of the average level of wages in education and the average for RME as a whole, %, 2008-2018

Начиная с 2013 года, Росстатом ведется статистическое наблюдение в сфере оплаты труда по отдельным категориям работников сферы образования, что сделало возможным проведение сопоставлений размеров величины средней заработной платы как на региональном, так и на межрегиональном уровне. В таблице 2 приведены значения темпов роста показателей, характеризующих величину средней заработной платы по отдельным категориям работников сферы образования [5].

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что максимальный рост величины заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций характеризовал Ульяновскую область (140,5 %); наиболее сильно

заработная плата у педагогических работников образовательных организаций общего образования, а также у преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования выросла в Республике Мордовия (129,2 % и 150,3 % соответственно); Республика Татарстан в исследуемом периоде характеризовалась самым значительным ростом средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования (186,0 %); Чувашскую Республику отличал самый высокий темп роста оплаты труда преподавателей образовательных организаций высших профессиональных организаций (185,6 %).

Таблица 2 / Table 2

Темпы роста величины средней заработной платы по отдельным категориям работников сферы образования в разрезе регионов Приволжского федерального округа, %, 2017/2013 гг.1 / The growth rate of the average wage for certain categories of workers in the field of education by regions

of the Volga Federal District,%, 2017/20132

Регионы / Regions Педагогические работники дошкольных образовательных организаций / Pedagogical workers of preschool educational organizations Ранг / Rank Педагогические работники образовательных организаций общего образования / Pedagogical workers of educational organizations of general education Ранг / Rank Педагогические работники организаций дополнительного образования / Pedagogical workers of continuing education organizations Ранг / Rank Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования / Teachers and masters of industrial training of educational organizations of primary and secondary vocational education Ранг / Rank Преподаватели образовательных организаций высших профессиональных организаций / Teachers of educational institutions of higher professional organizations Ранг / Rank

1 2 3 4 5 6

Приволжский Федеральный округ 125,2 - 117 - 148,6 - 128,3 - 149,9

Республика Башкортостан 121,9 10 116,2 9 141 8 128,2 7 141,1 10

Республика Марий Эл 121,4 11 127,3 2 175,5 3 125,1 10 - -

Республика Мордовия 131,1 4 129,2 1 132,2 11 150,3 1 124 13

Республика Татарстан 127,5 6 113,6 11 186,0 1 141,5 2 159,7 2

Удмуртская Республика 134,2 2 120,5 4 144,7 7 130,4 5 148,1 6

'. Рассчитано автором по данным статистических сборников 2014 и 2018 гг.: Регионы России. Социально-экономические показатели.

2. Calculated by the author according to the statistics of 2014 and 2018: Regions of Russia. Socio-economic indicators.

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6

Чувашская Республика 113,9 14 110,7 14 131,4 12 121,7 11 185,6 1

Пермский край 114,5 13 116,4 8 153,5 4 119,7 13 142,8 9

Кировская область 124,8 8 119,8 6 123,2 13 121,3 12 126,9 12

Нижегородская область 124,3 9 117,5 7 137,2 9 131 4 157,2 3

Оренбургская область 127,5 6 120,2 5 177,7 2 136,4 3 140 11

Пензенская область 115,8 12 112,8 13 137,2 9 126,9 8 145,5 8

Самарская область 133,3 3 113,5 12 151,5 6 125,2 9 148,5 5

Саратовская область 128,1 5 113,8 10 110,0 14 113,4 14 146,7 7

Ульяновская область 140,5 1 126,8 3 151,9 5 129 6 152,8 4

В Республике Марий Эл в исследуемом периоде наблюдался достаточно серьезный рост величины средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования - 127,3 % (2 место среди остальных регионов Приволжского федерального округа) и педагогических работников организаций дополнительного образования - 175,5 % (3 место), по остальным позициям республика не поднималась выше 10 места. Данных по заработной плате преподавателей образовательных организаций высших профессиональных организаций за 2017 г. в открытой печати не представлено, что делает невозможным сопоставление темпов роста по данной категории работников.

Для разделения регионов Приволжского федерального округа по группам, комплексно характеризующим уровень заработной платы в сфере образования в 2013 и 2017 гг., использовался алгоритм древовидного кластерного анализа, основанный на методе Варда. При этом в качестве переменных для группирования использовались следующие данные:

х1 - соотношение средней величины заработной средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате по субъекту приволжского федерального округа;

х2 - соотношение средней величины заработной средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате по субъекту приволжского федерального округа;

хз - соотношение средней величины заработной средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования к средней заработной плате по субъекту приволжского федерального округа;

х4 - соотношение средней величины заработной средней заработной платы и преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования к средней заработной плате по субъекту приволжского федерального округа.

Результаты кластерного анализа за 2013 и 2017 годы сведены в таблицу 3. Результаты кластерного анализа доказали, что Ульяновскую и Саратовскую области, а также Республику Мордовию можно отнести к регионам, где заработные платы растут максимальными темпами относительно средней по региону, что свидетельствует о высокой скорости развития образовательной сферы. Они и в 2013, и в 2017 году попадали в один кластер. Нижегородская и Пензенская области, Удмуртская Республика в исследуемых временных интервалах

находились в кластере, который был назван как «среднее развитие сферы образования».

Республика Марий Эл в 2017 году оказалась в кластере с низким уровнем развития сферы

образования. Данный кластер в 2017 г. характеризовался самыми низкими средними величинами заработных плат по всем рассматриваемым категориям работников [9].

Таблица 3 / Table 3

Результаты кластерного анализа регионов Приволжского федерального округа по показателям средней заработной платы отдельных категорий работников сферы образования

к средней заработной плате по субъекту / The results of the cluster analysis of the regions of the Volga Federal District in terms of average wages of certain categories of workers in the field of education to the average wage per subject

№ кластера / Cluster number Годы / Years Состав кластера / Cluster composition x1 x2 x3 x4 Характеристика кластера / Cluster characteristic

1 кластер 2013 г. Ульяновская область Саратовская область Республика Мордовия 96,0 101,9 89,3 90,1 Быстрое развитие сферы образования

2017 г. Ульяновская область Саратовская область Республика Мордовия 100,7 110,0 94,1 102,4

2 кластер 2013 г. Саратовская область Ульяновская область Республика Мордовия 97,6 100,125 65,15 87,15 Медленное развитие сферы образования

2017 г. Чувашская Республика Кировская область Республика Марий Эл Республика Башкортостан 98,85 101,675 93,6 98,85

3 кластер 2013 г. Республика Башкортостан Удмуртская Республика Чувашская Республика Пермский край Кировская область Нижегородская область Пензенская область 100,7 102,0 79,6 93,8 Среднее развитие сферы образования

2017 г. Республика Татарстан Удмуртская Республика Пермский край Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область 101,7 102,7 96,4 101,7

Поквартальная динамика величины заработной платы работников образования в Республике Марий Эл по категориям представлена на рисунке 2.

Анализируя графики, представленные на рисунке 2, можно сделать вывод, что все показанные динамические ряды не являются монотонными. В рассматриваемом периоде максимальный раз-

мер среднемесячной заработной платы по всем категориям работников образования наблюдался во втором квартале 2018 г., наименьший уровень наблюдается в первом квартале 2013 года. Интенсивность развития анализируемых показателей оценивалась с помощью системы средних показателей динамики временных рядов (табл. 4) [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

à Ë.

а) педагогические работники дошкольных образовательных организаций

30 000 25 000 20 000 15 000 10 000

б) педагогические работники образовательных организаций общего образования

30 000 25 000 20 000 15 000 10 000

v' —

- ■m" Ч.

30 000 25 000 20 000 15 000 10 000

и и (N m

и и (N m

и и (N m

в) педагогические работники организаций дополнительного образования

и и (N m

/ f \ \

/ > s "4-

_ r ■ 4 ✓ ч -J

г) преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования

Рис. 2. Поквартальная динамика роста величины заработной платы отдельных категорий работников сферы образования РМЭ, руб./мес., 2013-2018 гг. / Fig. 2. Quarterly growth dynamics of wages of certain categories of workers in the field of education

in the RME, rubles/month, 2013-2018

Таблица 4 / Table 4

Средние показатели динамики заработной платы работников образования РМЭ за период 2013-2018 гг. / Average indicators of the dynamics of wages of education workers of the RME for the period of 2013-2018

Категория работников / Employee category

Показатели / Indicators педагогические работники дошкольных образовательных учреждений / Pedagogical workers of preschool educational organizations педагогические работники образовательных учреждений общего образования / Pedagogical workers of educational ¡organizations of general education педагогические работники учреждений дополнительного образования детей / Pedagogical workers of continuing education organizations преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования / Teachers and masters of industrial training of educational organizations of primary and secondary vocational education

Средний уровень ряда, руб. 17994,2 20655,9 20415,8 20600,2

Среднее абсолютное изменение, руб. 264,9 297,6 299,8 325,2

Средний темп роста, % 101,7 101,7 101,9 102,7

Средний темп прироста, % 1,7 1,7 1,9 2,7

Среднее абсолютное значение 1 % прироста, руб. 2,6 2,9 2,9 3,2

Данные, представленные в таблице 4, наглядно свидетельствуют о том, что в анализируемый период времени величина среднего размера относительного ежеквартального изменения заработной платы превысила 100 % для каждой категории работников образования Республики Марий Эл. Максимальным ростом характеризовалась оплата труда преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых зарплата увеличивалась ежеквартально примерно на 2,7 процента. В среднем за период 2013-2018 гг. среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей составляла 20415,8 руб., при этом ежеквартальный рост в рассматриваемом периоде составлял почти 300 руб., или 1,9 процента. Изменения заработной платы педагогических работников обра-

зовательных учреждений общего образования с помощью средних показателей динамики можно охарактеризовать следующим образом: в среднем за период с 2013 по 2018 гг. среднемесячная заработная плата работников образования данной категории составляла 20655,9 руб., увеличиваясь ежеквартально на 297,6 руб., что соответствует среднему темпу прироста, равному 1,7 процента. Среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в рассматриваемом периоде составляла 17994,2 руб., данная категория работников образования также характеризовалась увеличением заработной платы в среднем на 264,9 руб. в квартал (на 1,7 %).

Уравнения трендов с лучшими характеристиками точности, надежности и статистической значимости для каждого ряда отражены в таблице 5 [8].

Таблица 5 / Table 5

Модели тенденции для исследуемых временных рядов, характеризующих заработную плату отдельных категорий работников образования РМЭ / Trend models for study time series characterizing wages of certain categories of education workers of the RME

Категории работников сферы образования / Categories of education workers Вид уравнения / Type of equation R2 A Fнабл

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений yt = 15379,1 + 209,1 ■ t t-стат.: (36,0) (29,9) 0,70 5,6 % 48,8

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования yt = 17206,4 + 276,0 ■ t t-стат.: (36,1) (8,3) 0,76 5,5 % 68,2

Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей yt = 17970,2 + 195,6 ■ t t-стат.: (22,3) (3,5) 0,35 9,4 % 12,0

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования yt = 17247,0 + 268,2 ■ t t-стат.: (15,6) (3,5) 0,36 9,6 % 12,3

Положительные знаки у коэффициентов регрессии свидетельствуют о том, что размер оплаты труда во всех рассматриваемых категориях работников сферы образования продолжит расти [7], при этом максимальный темп роста будет характеризовать величину заработной платы педагогических работников учреждений общего образования, что будет способствовать повышению престижа рабочих мест в школах и поможет сократить потребность в учителях.

Заключение

Низкий уровень оплаты труда в сфере образования стал причиной поиска управленческих решений, способствующих ее повышению. Важнейшим

механизмом, направленным на решение данной проблемы, стали Указы Президента о регулировании заработной платы работников по отношению к среднему уровню заработной платы в экономике региона [2]. На примере Республики Марий Эл мжно видеть положительные результаты внедрения новой системы оплаты труда работников сферы образования. Однако результаты, достигнутые в этом направлении, в настоящее время не позволяют говорить о престижности образовательной сферы, как сферы приложения труда, так как величина средней заработной платы в этой важнейшей для социально-экономического развития региона остается по-прежнему на достаточно низком уровне.

Литература

1. Афанасьев В.Н. Развитие системы методов статистического исследования временных рядов // Вестник НГУЭУ. 2012. № 1. С. 10-24.

2. Вишневская Н.Г. Региональный рынок труда в системе социально-трудовых отношений // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 53-157.

3. Гафарова Е.А., Кантор О.Г. Моделирование внутрирегиональной дифференциации в оплате труда (на примере бюджетной сферы Республики Башкортостан) // Вестник СПбГУ. Экономика. 2017. Т. 33. Вып. 3. С. 364-391.

4. Зинюхина Н.А., Леушина Т.В. Статистический анализ динамики среднемесячной заработной платы работников социальной сферы и науки Российской Федерации // Вестник Оренбургско государственного университета. 2015. № 6 (181). С. 243-248.

5. Ломовцева Н.Н. Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008-2014 годы // Экономика труда. 2016. Т. 3. № 1. С. 27-40.

6. Сарычева Т.В. Сравнительный анализ структурных сдвигов в занятости населения региона // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 2. С. 170-176.

7. Цыпин А.П. Методика статистического исследования макроэкономической динамики на основе исторических временных рядов // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10. С. 282-288.

8. Aivazyan S.A., Mkhitaryan V.S. Aplied statistics and essentials of econometrics. M. : Book-Publishing Association UNITY, 1998. 25 р.

9. Sibirskaya E., Yarnykh E., Eldyaeva N., Oveshnikova L., Dubrova Т. Strategy of systemic development of entrepreneurial infrastructure of regional economy // European Research Studies Journal. 2015. Т. 18. № 3. С. 239-262.

References

1. Afanasyev V.N. Razvitie sistemy metodov statisticheskogo issledovaniya vremennykh ryadov [The development of the system of methods of statistical investigation of time series]. Vestnik NGUEU = Vestnik NSEM, 2012, no. 1, pp. 10-24.

2. Vishnevskaya N.G. Regionalnyi rynok truda v sisteme sotsial'no-trudovykh otnoshenii [Regional labor market in the system of social and labor relations]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki = Issues of structuring the economy, 2010, no. 2, pp. 53-157.

3. Gafarova E.A., Kantor O.G. Modelirovanie vnutriregional'noi differentsiatsii v oplate truda (na primere byud-zhetnoi sfery respubliki Bashkortostan) [Modeling interregional differentiation in wages (case of the Republic of Bashkortostan's budget se ctor)]. VestnikSPbGU. Ekonomika = St. Petersburg University Journal of Economic Studies, 2017, vol. 33, issue 3, pp. 364-391.

4. Zinyukhina N.A., Leushina T.V. Statisticheskii analiz dinamiki srednemesyachnoi zarabotnoi platy rabotnikov sotsial'noi sfery i nauki Rossiiskoi Federatsii [Statistical analysis of the dynamics of average wage of social and science workers of the Russian Federation]. Vestnik Orenburgsko gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University, 2015, no. 6 (181), pp. 243-248.

5. Lomovtseva N.N. Otsenka tendentsii i dinamiki zarabotnoi platy v sfere obrazovaniya v usloviyakh novoi sistemy oplaty truda (2008-2014 gody) [The assessment of tendencies and dynamics of salaries in the educational sphere under conditions of new labour remuneration system (2008-2014)]. Ekonomika truda = Russian Journal of Labor Economics, 2016, vol. 3, no. 1, pp. 27-40.

6. Sarycheva T.V. Sravnitel'nyi analiz strukturnykh sdvigov v zanyatosti naseleniya regiona [A comparative analysis of structural changes in the employment sector of the region]. Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO = Economics, Statistics and Computer Science. Bulletin of UMO, 2012, no. 2, pp. 170-176.

7. Tsypin A.P. Metodika statisticheskogo issledovaniya makroekonomicheskoi dinamiki na osnove istoricheskikh vremennykh ryadov [Technique of statistical research of macroeconomic dynamics on the basis of historical time series]. Ekonomika i predprini-matel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2013, no. 10, pp. 282-288.

8. Aivazyan S.A., Mkhitaryan V.S. Aplied statistics and essentials of econometrics [Aplied statistics and essentials of econometrics]. Moscow, Book-Publishing Association UNITY, 1998, 25 p.

9. Sibirskaya E., Yarnykh E., Eldyaeva N., Oveshnikova L., Dubrova T. Strategy of systemic development of entrepreneurial in-frastructure of regional economy [Strategy of systemic development of entrepreneurial infrastructure of regional economy]. European Research Studies Journal = European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, no. 3, pp. 239-262.

Статья поступила в редакцию 7.10.2019 г.; принята к публикации 14.11.2019 г.

Submitted 7.10.2019; revised 14.11.2019.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article:

Сарычева Т.В. Статистический анализ динамики среднемесячной заработной платы работников сферы образования Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 491-500. Б01: 10.30914/2411-9687-2019-5-4-491-500

Sarycheva T.V. Statistical analysis of the dynamics of the average monthly wages of employees of the education sector of the Mari El Republic. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2019, vol. 5, no. 4, pp. 491-500. DOI: 10.30914/2411-9687-2019-5-4-491-500 (In Russ.).

Об авторе

Сарычева Татьяна Владимировна

доктор экономических наук, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

tvdolmatova@bk. гы

About the author Tatiana V. Sarycheva

Dr. Sci. (Economics), Mari State University, Yosh-kar-Ola, tvdolmatova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.