Научная статья на тему 'Статистические модели процесса использования интернет-услуг'

Статистические модели процесса использования интернет-услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-УСЛУГИ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЛОГИТ-МОДЕЛЬ / ПАНЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / INTERNET SERVICES / CONSUMPTION / LOGIT-MODEL / PANEL DATA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арженовский С. В., Сунтура Л.

На основе панели данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения выявлены детерминанты потребления индивидами услуг Интернета в своей рабочей деятельности и при проведении досуга. Представлен типовой портрет потребителя интернет-услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The determinants of individuals Internet services consumption both for business and leisure activities are identified on the basis of panel data of the Russian Longitudinal Monitoring of economic welfare and health determinants. A standard model of Internet services consumer is presented.

Текст научной работы на тему «Статистические модели процесса использования интернет-услуг»

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ

Арженовский С.В., д.э.н., профессор кафедры «Математическая статистика, эконометрика и актуарные расчеты» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» Сунтура Л., аспирант кафедры «Математическая статистика, эконометрика и актуарные расчеты» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

Аннотация. На основе панели данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения выявлены детерминанты потребления индивидами услуг Интернета в своей рабочей деятельности и при проведении досуга. Представлен типовой портрет потребителя интернет-услуг.

Ключевые слова: интернет-услуги, потребление, логит-модель, панельные данные.

В последнее время возрастает влияние новых информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) на жизнь общества. Услуги сети Интернет занимают лидирующую позицию среди ИКТ. Современный человек использует эти услуги практически во всех сферах жизнедеятельности: политика, экономика, управление, культура, искусство, наука. В связи с этим стал быстро распространяться электронный бизнес. Объем глобального «электронного рынка», по оценкам специалистов, составляет около 6% совокупного товарооборота в мировой экономике [3]. Интернет как инструмент электронного бизнеса предлагает самый эффективный способ распространения информации о продукции и предприятии, что позволяет уменьшать транснациональные издержки. Результатом этого является становление общества нового типа, в котором информация и знание становятся главным ресурсом дальнейшего развития.

Поведение потребителей услуг сети не следует классической теории потребительского выбора, а подчиняется конкретным индивидуальным побудительным мотивам, адаптивно и изменчиво зависит от социальноэкономической ситуации. Тем не менее потребители интернет-услуг

обладают относительно стабильными характеристиками и действуют в определенной степени рационально.

Исследований детерминант использования интернет-услуг немного. Так, в [4] показано, что навыки пользования компьютером, количество знакомых, пользующихся Интернетом, наличие домашнего компьютера, пол и социальный статус определяют портрет потребителя услуг сети интернет. В работе [5] оценена экономическая отдача от умения работать на компьютере с позиций теории человеческого капитала. Получен вывод, что владение компьютерными технологиями способствует повышению вероятности занятости и повышает заработную плату. Экономисты [7] относят пользователей Интернета к индивидам, которые склонны к включению в свою жизнь инноваций, дающих ощущение принадлежности к слою более социально успешных людей. В исследовании [6] использование Интернета считается инновационной практикой, которая создает принципиально иной спектр возможностей, включая поиск работы и проведение досуга.

Целью настоящей работы являлось выявление детерминант использования индивидами услуг Интернета в своей рабочей или досуговой деятельности.

Информационную базу составили панельные данные по индивидам Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения России (РМЭЗ) НИУ-ВШЭ («Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимого Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле и Института социологии РАН. Сайты обследования RLMS-

HSE: http://www.hse.ru/rlms,http://www.cpc.unc.edu/proiects/rlms) за 2005-2012 годы. В обследование включен вопрос об использовании в течение последних 12 месяцев Интернета, а также ряд вопросов о месте

использования Интернета (на работе, дома, в интернет-кафе) и о цели его использования. Выборочную совокупность образуют индивиды обоего пола в возрасте от 16 до 60 лет включительно.

Расчет описательных статистик показывает, что чуть более 46% респондентов хотя бы один раз пользовались Интернетом за рассматриваемый период, что практически совпадает с данными Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), согласно которым осенью 2011 года месячная аудитория Интернета в России составляла 54,5 млн. чел., то есть около 47% всего совершеннолетнего населения страны [2]. В основном, россияне выходили в Сеть дома, на работе, в интернет-кафе и в других местах. В рассматриваемом временном периоде (2005-2012 годы) существенно возросло количество пользователей дома. Что согласуется с данными аналитической компании ТКБ (на начало 2012 года), согласно которым возможность выходить в Интернет из дома есть у 92% жителей городов с населением свыше ста тысяч человек, причем более 70% из них пользуются широкополосным (высокоскоростным) доступом. Существенно сократилось число пользователей в интернет-кафе, несколько снизилось использование Интернета на работе (рис. 1).

^ Дома т На работе я В кафе ^ В других местах

Рис. 1. Распределение пользователей Интернета по месту использования, %

Более 39% использующих Интернет респондентов проживает в областных центрах, 32,3% - в городах и почти 21% - в селах (здесь и далее по состоянию на 2012 год).

Динамика изменения целей использования Интернета представлена на рисунке 2. Основные цели использования Интернета - общение с другими людьми (77,1% пользователей), для получения справок (75,5%), развлечения (74,3%).

80

70

60

50

40

30

20

10

В*

31

31

31

31

1*31

¿¡31

¿¡з>

¿¡31

¿¡31

¿¡31

¿¡31

¿¡31

¿¡31

яЗ?

2005

п ; с ; с ; с ; гт с ; №с|'; ^с,'1 ^с|-^с|-^с|-^с|-чта-

2007

(1!^:

ш

т

ш

чН'

I

^.

^С1 'с. 'с. ^С1 ^С1 'с. 'с. 'с.

'с.

'с.

'с!

'с!

'с.

'с.

'с!

'с!

'с.

'с.

2008

2009

2010

ёя

ш

Щ,

4*1,

4*1.

А

и*

А

А

4*1.

4*1.

А

4*1.

4*1.

А <:

I

2006 0 Учеба В Работа П Развлечения

И Общение с другими людьми В Новости

□ Расширение кругозора, повышение культурного уровня Н Получение справочных материалов

□ Покупки, получение товаров и услуг Ш Другое

2011

2012

Рис. 2. Цель использования Интернета (% положительно ответивших

для каждой категории)

0

В 2012 году появился вопрос об использовании Интернета для посещения сайтов социальных сетей, на который утвердительно ответили 68,2% пользователей.

Покупки в Интернете совершали лишь 24,6% пользователей, причем доля таких пользователей еще в 2005 году была 12,5%. Сократилась доля пользователей Интернета с целью обучения (с 37,8% в 2005 до 14,6% в 2012 году). Более чем в 2 раза возросло количество пользователей, которые посредством Сети общаются друг с другом. Также увеличилось количество индивидов, которые получают в Сети новостную информацию. В целом

заметен структурный сдвиг в направлении использования Интернета для общения и развлечения (рис. 2).

За исследуемый период времени сократилась доля пользователей Интернета в возрастной категории от 16 до 25 лет, при этом существенный рост доли пользователей произошёл в категориях 36-45 лет и 46-60 лет (рис. 3). Причем, в основном, лица от 36 до 45 лет использовали Интернет для работы, получения новостей, расширения кругозора и повышения своего культурного уровня, получения справочных материалов. С аналогичными целями выходили в Сеть пользователи категории 46-60 лет. Для покупок и получения товаров и услуг чаще всего использовали Сеть пользователи от 25 до 35 лет, причем в равной степени и женщины, и мужчины.

Доходы индивидов (включая заработную плату по основному и дополнительному месту работы, выплаты в натуральном виде, пенсию), использующих Интернет, составили в среднем 19986 руб., непользователей -13321 руб. (в 2012 году).

Среди пользователей интернет-услуг 85% имеют работу, и их средний уровень образования составляет почти 13 лет (соответствует среднему профессиональному образованию).

По профессиональной принадлежности большинство пользователей квалифицированные специалисты - 26,9%, технические специалисты - 23%, неквалифицированная рабочая сила - 11,6%, работники сферы услуг - 11,2%.

В основном, пользователи Интернета имеют семью (63,4%). Средний возраст пользователей - 38,7 лет. По выборке 60% интернет-пользователей являются женщинами.

90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

\/\/\

■'Л'"'

\Л/ч

\Л/ч

\л/ч

*5“Й“

^Й“Й“

*5“Й“

^Й“Й“

^Й“Й“

*5“Й“

'-<ХЇ

і-.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

И 16-24 И 25-35 0 36-45 □ 46-60

2012

Рис. 3. Распределение пользователей Интернета по возрастным категориям, %

Использование потребителями интернет-услуг, как следует из описательной статистики, зависит от индивидуальных характеристик (возраст, образование, профессия), дохода индивида, а также от поселенческого фактора.

Для выявления по выборке факторов, определяющих принадлежность индивида к пользователю Интернета, сформулируем математическую модель дискретного выбора как логит-модель со случайными эффектами в ошибке (с учетом панельной структуры данных):

\у>о,

0,Л<0,

Уи =

У*,=хг,/3 + и.„ и=а+є,

У 7/ • 7/ ’ 7/ 7 7/

где У» - зависимая переменная, х» - вектор факторов, а> - случайные индивидуальные эффекты, имеющие логистическое распределение

т = ^ В

I + е ^ _ СЛуЧайные ошибки с логистическим распределением.

Результаты оценивания параметров логит-модели потребления интернет-услуг с различными спецификациями приведены в таблице 1. В модели включены фиктивные переменные по времени. Для всех построенных моделей оказалась значимой спецификация с панельными эффектами (критерий отношения правдоподобия).

Интерпретация параметров логистических моделей дается в терминах отношения шансов, которое показывает, во сколько раз вероятность выбора одной альтернативы больше (меньше), чем выбора другой альтернативы.

Получено, что логарифм дохода индивида положительно влияет на вероятность использования интернет-услуг, увеличивая шансы почти в 1,8 раза во всех моделях. Женщины менее склонны к использованию Интернета на 42%, чем мужчины. Отношение шансов для возрастных категорий потребителей наглядно показывает, что шансы использования Интернета молодежью от 16 до 25 лет в 13,7 раза больше, чем у индивидов возрастной категории от 46 до 60 лет. Причем шансы уменьшаются с увеличением возрастной категории пользователей (модель 3 в таблице 1). У индивидов с высшим профессиональным и послевузовским образованием шансы использования интернет-услуг в 10,1 раза, со средним профессиональным образованием в 3,4 раза выше по сравнению с индивидами с незаконченным средним (модель 4 в таблице 1).

Таблица 1 - Логистические модели использования интернет-услуг,

случайные эффекты в ошибке (панель РМЭЗ, 2005-2012 годы)

Факторы Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4 Модель 5

Логарифм дохода индивида 1,811*** (0,116) 1,798*** (0,114) 1,742*** (0,109) 1,788*** (0,115) 1,806*** (0,116)

Пол (1 - женский, 0 - мужской) 0,581*** (0,075) 0,586*** (0,074) 0,569*** (0,072) 0,596*** (0,076) 0,585*** (0,079)

Возраст, лет (базисная - 46-60 лет) 0,898*** (0,006) 0,899*** (0,006) 0,898*** (0,006) 0,895*** (0,006)

16-25 13,716*** (2,564)

26-35 6,506*** (0,899)

36-45 3,503*** (0,437)

Уровень образования, лет (базисный -незаконченное среднее) 1,397*** (0,041) 1,396*** (0,040) 1,375*** (0,039) 1,372*** (0,041)

Среднее 1,852** (0,503)

Начальное профессиональное 1,942** (0,533)

Среднее профессиональное 3,366*** (0,938)

Высшее профессиональное и послевузовское 10,106*** (2,932)

Профессиональная принадлежность (базисная - без квалификации) 0,775*** (0,018) 0,778*** (0,018) 0,778*** (0,018) 0,783*** (0,018)

Законодатели, менеджеры, чиновники 8,241*** (2,189)

Специалисты 7,776***

Факторы Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4 Модель 5

(1,714)

Технические специалисты 5,778*** (1,210)

Служащие 4,124*** (0,999)

Работники сферы услуг 2,293*** (0,505)

Ремесленники 1,557** (0,342)

Операторы машин и оборудования 1,673** (0,357)

Военнослужащие 8,419*** (5,099)

Тип поселения (базисная - село) 0,561*** (0,029) 0,563*** (0,029) 0,556*** (0,029) 0,561*** (0,029)

Областной центр 5,445*** (0,856)

Город 2,153*** (0,332)

Поселок городского типа 1,151 (0,265)

Супружеский статус (1 - в браке, 0 -не в браке) 1,203 (0,191) 1,199 (0,189) 1,167 (0,182) 1,199 (0,190) 1,192 (0,190)

Занятость (1 - занят на рынке труда, 0 - не занят на рынке труда) 0,992 (0,659) 0,956 (0,633) 0,853 (0,562) 0,960 (0,638) 1,039 (0,691)

Фиктивные переменные для годов:

2006 1,107 (0,165) 1,113 (0,165) 1,088 (0,161) 1,098 (0,164) 1,108 (0,165)

2007 1,802*** 1,809*** 1,728*** 1,801*** 1,783***

Факторы Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4 Модель 5

(0,267) (0,267) (0,253) (0,267) (0,265)

2008 4,928*** (0,759) 4,912*** (0,750) 4,581*** (0,695) 4,901*** (0,756) 4,923*** (0,761)

2009 14,226*** (2,319) 14,038*** (2,254) 12,627*** (2,017) 14,331*** (2,341) 14,402*** (2,359)

2010 34,526*** (6,055) 33,843*** (5,818) 29,262*** (5,002) 34,791*** (6,120) 35,333*** (6,247)

2011 287,046*** (194,618) 285,907*** (193,398) 241,000*** (162,182) 269,758*** (182,887) 272,019*** (182,743)

2012 30,949*** (6,483) 30,132*** (6,161) 24,114*** (4,869) 30,774*** (6,463) 32,194*** (6,809)

Тест отношения правдоподобия для панели, у1 901,97 884,03 872,57 887,45 893,03

Тест Вальда, %2 1065,57 1134,87 1070,74 1050,84 1053,33

Логарифм функции правдоподобия -4098,009 -4093,296 -4139,792 -4092,529 -4084,325

Число наблюдений 8415 8415 8415 8415 8415

Примечание. В таблице приведены отношения шансов. Базисный 2005 год. В круглых скобках - стандартные ошибки. Значимость - 1%, - 5%, - 10%.

Анализ по профессиональным категориям показывает, что в 8,4 раза чаще используют Интернет военнослужащие, в 8,2 раза чаще - законодатели, менеджеры, чиновники, специалисты в 7,7 раза чаще, а также технические специалисты в 5,8 раза чаще, чем неквалифицированные рабочие (модель 5 в таблице 1). Отметим, что все коэффициенты для профессиональных категорий значимы.

Поселенческий фактор показывает, что жители областных городов пользуются Интернетом в 5,4 раза чаще, жители городов - в 2,2 раза чаще, чем жители сел (модель 2 в таблице 1).

Состояние в браке, а также занятость на рынке труда оказались не значимы во всех спецификациях модели.

Таким образом, проведенное исследование показало, что основными факторами, определяющими использование услуг Интернета, являются возраст, место проживания, пол, доход, образование и профессия. Результаты моделирования хорошо согласуются с данными ВЦИОМ. Полученные выводы можно использовать в целях прогнозирования класса (пользователь/непользователь) для индивидов с заданными характеристиками, что, несомненно, важно для продвижения услуг Интернета, включая развитие электронной коммерции.

Библиографический список

1. Арженовский С.В. Эконометрическое моделирование использования интернет- услуг //Учет и статистика. - 2009. - № 4. - С. 68-72.

2. Динамика проникновения Интернета в России. Осень 2011. - URL:

http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10283, свободный.

3. Перминов С.Б. Информационные технологии как фактор экономического роста / ЦЭМИ РАН. - М.: Наука, 2007.

4. Родионов А.Ю. Экономико-статистический анализ поведения потребителей в сфере электронного бизнеса (на примере Казахстана) // Исследовано в России, 2002. - URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2002/024.pdf, свободный.

5. Рощин С.Ю. Влияние владения компьютерными технологиями на поиск работы, занятость и заработную плату. Препринт WP15/2007/04. - М. ГУ ВШЭ, 2007.

6. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т. Малевой; Моск. центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2003.

7. Hammond K. A., Turner P., Bain M. Internet Users versus Non-users: Drivers in Internet Uptake // International Journal of Advertising. - 2000. - Vol. 19. - No. 5. pp. 665-681.

8. Internet World Stats. Top 20 countries with the highest number of internet users - June 30, 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.internetworldstats.com/top20.htm, свободный.

9. Morris M., Ogan C. The Internet as Mass Medium // Journal of Communication. 1996. Vol. 46. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: asv1@nm.ru, sountoural@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.