УДК 338.22.01 JEL: P16
ББК 65.9(4Укр)261.413.8
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ, КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
НагорнаяМ.С., к.и.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и
экономики», e-mail: [email protected] Якименко Е.С., студентка ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,
e-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье анализируются агрегированные данные Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС) за 2012-2017 гг., доказывается, что статистические данные ФТС являются основным источником сведений о внешнеэкономической деятельности государства, базой для качественного анализа социально-экономического положения России, для прогнозирования мероприятий Правительства РФ, формирования государственного бюджета.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба России, внешнеэкономическая деятельность, страны дальнего зарубежья, страны СНГ, экспорт, импорт, товарооборот
В условиях интенсивной международной экономической интеграции внешнеэкономическая деятельность России играет важную роль и составляет более 50% ВВП отечественной экономики1. Процессы глобализации подвергли серьезной трансформации российскую экономику, придав ее развитию подчеркнуто сырьевой характер. Статистические данные ФТС России являются базой для качественного анализа социально-экономического положения России, а также для прогнозирования мероприятий Правительства РФ, формирования государственного бюджета. По итогам 2017 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 575,7 млрд рублей2.
Таможенная статистика внешней торговли РФ ведется ФТС в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза ЕАЭС, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 5253.
С целью анализа показателей внешнего товарооборота нами были изучены статистические данные ФТС о внешнеэкономической деятельности России (ВЭД) за 20122017 гг.4
Таблица 1 - Динамика внешней торговли Российской Федерации в 2012-2017 г. (млрд
руб.)
Год
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Экспорт 524,7 526,4 496,9 344 286 357
Импорт 312,5 317,8 286,0 183 182 227
Товарооборот 837,2 844,2 530,4 526 468 584
Из данных авторской таблицы мы видим достаточно резкое падение товарооборота: в период с 2012-2013 гг. по 2016-2017 гг. он снизился примерно на 40%-45%, в 2017 г. по
сравнению с 2016 г. показатели внешнеэкономической деятельности вырастают на 18%—20%. Также из данных ФТС видно, что экспорт продолжает превалировать над импортом в 2012 г. на 40%-45%, в 2017 г. на 33% - 36%.
Анализируя изменение (повышение/понижение) товарооборота (экспорта/импорта), с точки зрения автора, необходимо учитывать курс доллара США, который, несомненно влияет на итоговые показатели ВЭД.
Таблица 2 - Курс доллара США в РФ за 2012-2017 гг.
Курс доллара США в РФ за 2012-2017 гг.
20125 20136 20147 20158 20169 201710
тт 28,94 29,92 32,65 49,17 60,27 55,84
тах 34,03 33,46 33,46 72,88 83,59 60,75
среднее значение 31,07 31,90 38,60 61,31 66,83 58,29
Так, мы видим, что на 2015 г. приходится максимальный рост курса доллара США (на 37% по отношению к 2014 г.), при этом показатели экспорта и импорта становятся минимальными, после снижения курса валют увеличивается товарооборот (экспорт/импорт).
На наш взгляд, необходимо при анализе статистических данных учитывать и международную обстановку, в т. ч. влияние на внешнеэкономическую деятельность государства санкций и антисанкций, введенных в 2014 г.
Важными показателями ВЭД государства, на наш взгляд, являются статистические данные об основных торговых партнерах РФ.
Рисунок 1. Структура внешней торговли России по группам стран в 2012, 2017 гг.
В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (далее - ЕС) - крупнейший экономический партнер, на его долю в общем
объеме товарооборота РФ в 2017 г. приходилось 42%, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (далее - АТЭС) - 31%, на участников Содружества независимых государств (далее - СНГ) - 12%, на другие государства - 15%. При сравнении показателей 2012 и 2017 гг. мы видим небольшие изменения доли товарооборота: снижение торговых потоков с ЕС и СНГ и увеличение с АТЭС, что также объясняется, по нашему мнению, международной обстановкой.
Исследуя статистические данные ФТС для представления полной картины динамики ВЭД, были составлены диаграммы по наиболее востребованным группам товаров(экспорт/импорт) по отраслям в страны дальнего зарубежья и СНГ.
Рисунок 2. Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья по отраслям за 2012-2017 гг.
Из диаграммы можно сделать вывод, что в рамках экспорта товаров в страны дальнего зарубежья преобладает отрасль топливно-энергетических товаров, - 53% до 74,5%, второе место уверенно занимают металлы и изделия из них - от 7,30% до 9,4%, далее по востребованности следует продукция химической промышленности - от 5,10% до 7,30%, машины и оборудование - от 3,6% до 6%, продовольственные товары и сырьё для их производства - от 2,5% до 5,2%, и на последнем месте по востребованности расположились лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия - от 1,8% до 3,2%.
Для наиболее полной картины экспортного потока в страны дальнего зарубежья за 2012- 2017 гг. нами составлена диаграмма по годам.
Рисунок 3. Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья по годам (2012 - 2017гг.)
За 6 лет, с 2012 по 2017 гг., происходит перераспределение показателей по востребованности товаров по отраслям. Снижение экспорта топливно-энергетических товаров происходит, на наш взгляд, не только из-за международной обстановки, но и в связи с новой мировой тенденцией - развитием альтернативной энергетики. Рост востребованности продукции химической промышленности, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий мы связываем в том числе с более бережным отношением государств-импортеров к экологической обстановке на собственных территориях.
Как было сказано выше, 12% товарооборота РФ приходится на страны СНГ. Изучив статистические данные, мы видим, что наиболее востребованными товарами по отраслям, как и в странах дальнего зарубежья, являются точно такие же группы. Основываясь на данных ФТС, нами была составлена диаграмма экспорта товаров в страны СНГ по отраслям.
Рисунок 4. Экспорт в страны СНГ по отраслям за 2012-2017 гг.
Наиболее востребованными продолжают оставаться топливно-энергетические товары - от 33,2% до 54,2%, однако мы видим, что так же, как и в странах дальнего зарубежья, происходит систематическое снижение спроса на них. На втором месте по востребованности расположились металлы и изделия из них - от 13,7% до 17,3%, на третьем - продукция химической промышленности - от 9,4% до 15,4%, далее - машины и оборудование - от 9,1% до 12,2%, продовольственные товары и сырье для их производства - от 5,4% до 11,1%, последнюю строчку занимают лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия - от 3% до 4,30%. Сравнивая данные по странам дальнего зарубежья и СНГ, мы видим небольшие различия в доле экспорта: топливно-энергетические товары по максимальному показателю в страны СНГ занимают около 1/2, от всех товаров, что касаемо стран дальнего зарубежья на топливно-энергетические товары приходится до 2/3 от всех групп товаров.
Аналогично со статистикой стран дальнего зарубежья мы посчитали нужным представить статистические данные ФТС России по экспортному потоку в страны СНГ по годам.
Рисунок 5. Экспорт в страны СНГ по годам (2012 - 2017 гг.)
На основании данных ФТС за 6 лет с 2012 по 2017 гг. мы видим, что топливно-энергетические товары теряют свои лидирующие позиции на рынке СНГ: за период с 2012 по 2017 гг. происходит довольно резкое падение их востребованности - с 54,2% до 33,2%, поступательно повышается спрос на металлы и изделия из них - с 13,7% до 17,3%, а также продукцию химической промышленности - с 9,4% до 14,9%, практически вдвое выросли экспортные показатели по продовольственным товарам и сырью для их производства - с 5,4% до 10,1%.
Анализируя статистические данные ФТС, мы видим, что российский экспорт как в государства дальнего зарубежья, так и в страны СНГ продолжает носить сырьевой характер. В современных условиях глобализации целесообразно оптимизировать формирование в России собственных высокотехнологичных направлений развития, которые обеспечивали бы, во-первых, создание дополнительных источников дохода и занятости, а также замещение импортных товаров идентичными изделиями отечественного производства; во-вторых, надежный выход России на внешний рынок с конкурентной группой товаров. Президент РФ Владимир Владимирович Путин поручил федеральному Правительству обеспечить объем
экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долларов США к 2024 г., в том числе продукции машиностроения - $50 млрд в год и продукции агропромышленного комплекса - $45 млрд в год, а также оказываемых услуг в размере $100 млрд в год11.
Для формирования стратегии социально-экономического развития России, прогнозирования мероприятий Правительства РФ, разработки государственного бюджета, на наш взгляд, необходимо также учитывать данные импортного потока. Анализируя статистические данные ФТС России, нами была составлена диаграмма импорта из стран дальнего зарубежья и СНГ по отраслям за 2012-2017 гг.
Рисунок 6. Импорт товаров из стран дальнего зарубежья по отраслям за 2012-2017 гг.
Анализируя статистические данные ФТС по импорту, мы видим, что наиболее востребованными группами товаров из стран дальнего зарубежья являются машины и оборудование - от 48% до 52,1%, далее следуют продукция химической промышленности -от 8,3% до 19,1%, продовольственные товары и сырье для их производства - от 11,5% до
13,7%, текстильные изделия и обувь - от 5,4% до 6%, металлы и изделия из них - от 5,4% до 5,7%.
На основе данных ФТС был составлен график по годам, за 6 лет, с 2012 по 2017 гг.
Рисунок 7. Импорт товаров из стран дальнего зарубежья по годам (2012-2017 гг.)
Несмотря на курс РФ на импортозамещение товаров12 с целью преодоления зависимости от международной политики стран-экспортеров, обеспечения национальной безопасности государства, диверсификации экономики, перехода к производству технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, оптимизации структуры экономики и развития стратегических отраслей, мы видим, что за 6 лет показатели по импорту из стран дальнего зарубежья практически не изменились: импорт машин и оборудования составляет от 48% до 52,1%, продукции химической промышленности - от 16,1% до 19,1%, продовольственных товаров и сырья для их производства - от 11,5% до 13,7%, металлов и изделий из них- от 5,4% до 5,7%, текстильных изделий и обуви - от 5,4% до 6%.
Основываясь на данных ФТС, мы составили диаграмму импортируемых товаров из стран СНГ по отраслям.
Рисунок 8. Импорт товаров из стран СНГ по отраслям за 2012 - 2017 гг.
Анализируя график динамики импортируемых товаров из стран СНГ по отраслям, мы видим аналогичную ситуацию с показателями импорта из стран дальнего зарубежья: наиболее востребованными в России группами товаров из СНГ остаются машины и оборудование - от 20,2% до 36,7%, продовольственные товары и сырье для их производства - от 11,3% до 23,6%, металлы и изделия из них - от 12,5% до 16,9%, продукция химической промышленности - от 10% до 14,9%, топливно-энергетические товары - от 3,8% до 10,2%, последнюю строчку по востребованности занимают текстильные изделия и обувь - от 5,1% до 7,8%.
Рисунок 9. Импорт товаров из стран СНГ по годам (2012 - 2017 гг.)
Сравнивая данные по импортному потоку из государств дальнего зарубежья и стран СНГ, мы видим, что если по группам отраслей показатели стабильны, то данные по импорту товаров по годам, за период 2012-2017 гг., достаточно сильно различаются. Если в период с 2012 по 2014 гг. машины и оборудование занимали первое место по востребованности, а металлы и изделия из них - второе, то в период с 2015-2017 гг. эти отрасли опередили продовольственные товары и сырьё для их производства, а также топливно-энергетические товары.
Таким образом, мы видим, что статистические данные ФТС России являются основным источником сведений о внешнеэкономической деятельности государства, базой для качественного анализа социально-экономического положения России, для прогнозирования мероприятий Правительства РФ, формирования государственного бюджета. В связи с этим в рамках совершенствования управления фискальной деятельностью, Правительство РФ ставит перед ФТС России первоочередную задачу -прогнозирование таможенных платежей от внешнеторговой деятельности РФ на основании учета взаимодействия рыночных, и таможенных регуляторов в динамической среде.
Примечания
1 Внешнеэкономическая деятельность России. // Россия в цифрах. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus 18.pdf.
2 Статистика внешней торговли Российской Федерации. // Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php.
3 О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза: Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525 (редакция от 19.03.2013 N 50). // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12082513/.
4 Статистика внешней торговли Российской Федерации. // Федеральная Таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26274:2016.
5 Курс доллара США в 2012 году. https://ratestats.com/dollar/2012/.
6 Курс доллара США в 2013 году. https://ratestats.com/dollar/2013/#nav-chart.
7 Курс доллара США в 2014 году. https://ratestats.com/dollar/2014/#nav-chart.
8 Курс доллара США в 2015 году. https://ratestats.com/dollar/2015/#nav-chart.
9 Курс доллара США в 2016 году. https://ratestats.com/dollar/2016/#nav-chart.
10 Курс доллара США в 2017 году. // https://ratestats.com/dollar/2017/#nav-chart.
11 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ 07.05.2018 № 204. // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. -URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.
12 О Правительственной комиссии по импортозамещению: Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 785. // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/71152492/.
Курс доллара США. [Электронный ресурс]. - URL
Курс доллара США. [Электронный ресурс]. - URL
Курс доллара США. [Электронный ресурс]. - URL
Курс доллара США. [Электронный ресурс]. - URL
Курс доллара США. [Электронный ресурс]. - URL
Курс доллара США. [Электронный ресурс]. - URL
STATISTICAL DATA OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA, AS THE MAIN SOURCE OF INFORMATION ON FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE STATE
Nagornaya M.S., South-Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected] Yakimenko ES, South-Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected]
Abstract
This article analyzes the aggregated data of the Federal Customs Service of Russia for 20122017, proves that the statistical data of the FCS are the main source of information on the foreign economic activity of the state, the basis for a qualitative analysis of the socioeconomic situation in Russia, and also for forecasting the activities of the Government of the Russian Federation, formation of the state budget.
Keywords: Federal Customs Service of Russia, foreign economic activity, far abroad countries, Commonwealth of Independent States, export, import, commodity turnover.