Научная статья на тему 'Statistic and analyze of fire'

Statistic and analyze of fire Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ПОЖАРОВ / ИНДЕКС ДОУ-ДЖОНСА / STATISTICS OF FIRES / DOW JONES AVERAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайбичев И. А., Орлов С. А.

Показано, что одной из проблем статистики пожаров является отсутствие индексов, описывающих обстановку с пожарами на территории Российской Федерации. По аналогии с оценкой состояния экономики и фондового рынка посредством индекса Доу-Джонса предлагается ввести индексы пожарной опасности на основе подхода Доу-Джонса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fireman Dangers Indexes1Dr. of Physics-Mathematics, Associate Professor

One problem of fire statistics is absence indexes, showing the situation with fires in Russia. Dow Jones Average actively using in economy and stock exchange. It is offered in paper to lead fireman dangers indexes by using Dow Jones approach.

Текст научной работы на тему «Statistic and analyze of fire»

И. А. КАЙБИЧЕВ, д-р физ.-мат. наук, доцент, профессор Уральского института ГПС МЧС РФ, г. Екатеринбург, Россия

С. А. ОРЛОВ, канд. техн. наук, доцент, заместитель начальника Уральского института ГПС МЧС РФ по науке, г. Екатеринбург, Россия

УДК 519.25

ИНДЕКСЫ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

Показано, что одной из проблем статистики пожаров является отсутствие индексов, описывающих обстановку с пожарами на территории Российской Федерации. По аналогии с оценкой состояния экономики и фондового рынка посредством индекса Доу-Джонса предлагается ввести индексы пожарной опасности на основе подхода Доу-Джонса. Ключевые слова: статистика пожаров; индекс Доу-Джонса.

Показатели пожарной опасности

В статистике пожаров на текущий момент времени используют следующие основные показатели [1]:

• количество пожаров (ед.);

• прямой материальный ущерб (тыс. руб.);

• число погибших, в том числе детей (чел.);

• число травмированных (чел.);

• число уничтоженных строений (ед.);

• число уничтоженной техники (ед.);

• число спасенных людей (чел.);

• спасенные материальные ценности (тыс. руб.);

• количество загораний (ед.).

Имеющиеся статистические данные [1] дают неполное представление об обстановке с пожарами. При этом наиболее часто используют суммарные или средние показатели по Российской Федерации. Суммарные показатели по Российской Федерации, полезные для уровня министерства, для уровня региональных центров имеют ограниченное применение. Средние показатели дают представление о пожарной обстановке в среднем по субъектам Российской Федерации. Они полезны для региональных центров в аспекте сравнения обстановки в контролируемых субъектах со среднестатистической. Недостаток средних показателей состоит в том, что усреднение проводится по всем субъектам Российской Федерации. При этом в схему расчета показателей попадают как субъекты с высокими значениями показателей пожарной опасности, так и регионы с низкими величинами. В результате усреднения происходит принижение значения субъектов с высоким уровнем пожарной опасности. Недостаток сегодняшнего состояния статистики пожаров состоит в отсутствии индексов, которые давали бы исчерпывающее представление о реальной ситуации с пожарами на территории Российской Федерации без принижения роли субъектов с высоким уровнем пожарной опасности. Такие индексы по© Кайбичев И. А., Орлов С. А., 2012

жарной опасности можно ввести, используя подход Доу-Джонса.

Индекс Доу-Джонса: история появления и методика расчета

Подход Доу-Джонса состоит в разработке индикаторов состояния экономики и финансового рынка [2-5]. История современного технического или графического анализа восходит к работам и теории Чарльза Генри Доу (1851-1902 гг.).

До 26 мая 1896 г., когда Чарльз Доу впервые представил свой индекс промышленных акций, никаких индикаторов для описания состояния фондового рынка, процессов, происходящих на рынке акций, не существовало. Теория Доу основана на подтверждении изменения основной тенденции рынка, на которую указывает индекс Доу-Джонса, для акций промышленных и транспортных компаний.

Изучая цены на момент закрытия торгов по акциям, Доу пришел к выводу о возможности создания некоего "барометра", или фондового индекса, который позволял бы инвесторам количественно характеризовать состояние рынка. Чарльз Доу предложил свой фондовый индекс для того, чтобы разобраться в царящем на фондовом рынке беспорядке. Первый индекс, рассчитанный 3 июля 1884 г., представлял собой среднюю цену 11 акций [2,3,5], большая часть которых (9 из 11) принадлежала первым крупным железнодорожным государственным корпорациям. Поэтому этот индекс получил название "железнодорожный индекс" (Dow Jones Railroad Average).

Данный индекс явился удобным ориентиром для сравнения отдельных акций с общим рыночным курсом, сравнения рынка с другими индикаторами экономического состояния или же просто поводом для разговоров на углу улиц Wall Street и Broad Street об изменениях на рынке.

Весной 1896 г. Доу ввел средний промышленный индекс, который определялся как среднее арифметическое цен из акций 12 промышленных компаний [4, 5]. Осенью того же года Доу исключил оставшиеся нежелезнодорожные акции из своего начального индекса и создал индекс 20 железнодорожных акций.

Поначалу индекс появлялся нерегулярно. Ежедневная публикация его в The Wall Street Journal началась 7 октября 1896 г. В 1916 г. промышленный индекс расширился до 20 акций, в 1928 г. — до 30, каким и остается на сегодняшний день [4, 5].

В 1928 г. в методику расчета индекса редакторы The Wall Street Journal ввели специальный множитель (текущий делитель — current divisor). Его использовали вместо количества акций во избежание искажений в тех случаях, когда компании понижают номинал акций или когда одна акция в составе листинга индекса заменяется другой. По привычке этот индекс продолжал восприниматься как "средний".

Современные варианты индекса Доу-Джонса

В настоящее время существует пять индексов Доу-Джонса.

Промышленный индекс Доу-Джонса DJIA (The Dow Jones Industrial Average) [4, 5]

DJIA представляет собой современный вариант первого в мире фондового индекса. Рассчитывается как простой средний показатель движения курсов акций 30 крупнейших промышленных корпораций (за исключением American Express и AT&T, которые нельзя считать чисто промышленными корпорациями). На долю этих 30 компаний приходится около 20 % рыночной стоимости всех американских акций (8 трлн. долларов) и около четверти стоимости акций, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange). Она обновляет и публикует индекс Доу-Джонса каждые 30 минут в течение всего биржевого дня.

Фондовый индекс может характеризовать как рынок в целом, так и отдельную отрасль экономики (промышленность, транспорт и т. д.).

Состав DJIA не является постоянным: компоненты этого индекса могут меняться в зависимости от позиций крупнейших промышленных корпораций в экономике США и на рынке. Изначально этот индекс рассчитывался по 12 компаниям, теперь — по 30.

Сейчас промышленный индекс Доу-Джонса вычисляется путем сложения цен всех включенных в него акций на момент закрытия биржи и деления полученной суммы на "постоянный делитель", который корректируется на величину дробления акций

и дивидендов в форме акций, составляющих свыше 10 % рыночной стоимости выпусков, а также на замещение компонентов, входящих в листинг, их слияние и поглощение.

Стоит также обратить внимание на интенсивность роста индекса. Первый 1000-й порог индекс преодолел только в 1972 г., т. е. за 88 лет, в то время как за 2006-2008 гг. он поднялся примерно на 2000 пунктов.

Транспортный индекс Доу-Джонса DJTA (The Dow Jones Transportation Average)

Это средний показатель, характеризующий движение цен на акции транспортных корпораций (авиакомпаний, железнодорожных и автодорожных компаний). Первоначально он рассчитывался по акциям 20 крупных железнодорожных компаний.

2 января 1970 г. DJTA был преобразован с целью включения в него акций компаний, представляющих другие виды транспортных средств. Из 20 акций железнодорожных компаний девять были заменены акциями, принадлежащими компаниям других видов транспорта.

Преобразование индекса акций железнодорожных компаний в индекс акций транспортных компаний было продиктовано коренными изменениями в структуре коммерческих перевозок. Всего 20 лет назад по железной дороге осуществлялось 62 % всех междугородных перевозок, как показывает анализ тоннажа и пробега (в милях). Однако к 1969 г. эта цифра снизилась до 41 %. В течение того же 20-летнего периода доля коммерческих автогрузовых перевозок практически удвоилась, резко поднявшись с 11 до 21 %. Все остальные перевозки осуществлялись посредством трубопроводов, водными видами транспорта и самолетами. При пересмотре индекса были также учтены сократившиеся доли железнодорожных компаний вследствие слияния ведущих железнодорожных компаний и трансформации некоторых из них в нетранспортные.

Коммунальный индекс Доу-Джонса DJUA (The Dow Jones Utility Average)

DJUA начал применяться в 1929 г. для 20 акций, в том числе акций компаний "Commonwealth & Southern" и "Niagara Hudson Power", которые поступали в продажу в течение не всего 1929 г. В связи с этим при расчете задним числом среднего значения за весь 1929 г. был применен метод постоянного делителя, и расчет делался на основе 18 акций за период, в течение которого акции данных двух компаний не поступали в продажу. 2 июня 1938 г. количество акций для расчетов было уменьшено до 15.

В данный момент этот индекс представляет собой средний показатель движения курсов акций 15 компаний, занимающихся газо- и электроснабжением.

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

51

Составной индекс Доу-Джонсона DJCA (The Dow Jones Composite Average)

Это составная средняя величина по 65 акциям. Вначале она представляла собой простое среднеарифметическое значение по 70 акциям, которые в момент расчета входили в число акций промышленных, железнодорожных и коммунальных компаний, по которым рассчитывался промышленный индекс Доу-Джонса, начиная с 9 ноября 1933 г. После 2 июня 1938 г., когда число акций для расчета среднего индекса по акциям коммунальных компаний сократилось с 20 до 15, количество акций стало составлять 65. Изменения в методе постоянного делителя были внесены 10 мая 1945 г.

Таблица 1. Листинг расчета индекса числа пожаров

Средний индекс по облигациям

Кроме расчета среднего индекса по акциям, "Доу-Джонс энд Ко" также рассчитывает и публикует:

1) средний индекс по 20 облигациям, включая сводный индекс по 10 выпускам облигаций коммунальных компаний и 10 выпускам облигаций промышленных компаний, средний индекс каждого из которых также рассчитывается отдельно;

2) средний курс государственных облигаций США;

3) второе среднее значение доходности муниципальных облигаций.

В настоящее время индекс Доу-Джонса является основным показателем состояния экономики США.

№ п/п Субъект РФ Число пожаров

1 Московская область 9931

2 г. Москва 8246

3 Приморский край 6162

4 Свердловская область 4867

5 Челябинская область 4796

6 Республика Башкортостан 4777

7 Красноярский край 4699

8 Краснодарский край 4222

9 г. Санкт-Петербург 4217

10 Хабаровский край 4130

11 Самарская область 4112

12 Нижегородская область 4098

13 Кемеровская область 4087

14 Алтайский край 3979

15 Ростовская область 3943

16 Ленинградская область 3911

17 Иркутская область 3892

18 Новосибирская область 3883

19 Республика Татарстан 3622

20 Волгоградская область 3238

21 Воронежская область 2954

22 Омская область 2943

23 Пермский край 2733

24 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 2638

25 Саратовская область 2579

26 Оренбургская область 2346

27 Кировская область 2141

28 Архангельская область 2134

29 Брянская область 2035

30 Тюменская область 2020

Среднее 3978

Таблица 2. Листинг расчета индекса гибели людей

№ п/п Субъект РФ Число погибших, чел.

1 Московская область 646

2 Свердловская область 460

3 Нижегородская область 419

4 Краснодарский край 343

5 Челябинская область 342

6 Республика Башкортостан 337

7 Красноярский край 343

8 Пермский край 316

9 Ростовская область 309

10 Иркутская область 309

11 Кемеровская область 294

12 Ленинградская область 285

13 Республика Татарстан 271

14 Кировская область 266

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Алтайский край 264

16 Волгоградская область 260

17 Новосибирская область 247

18 Саратовская область 239

19 Самарская область 237

20 Воронежская область 236

21 г. Москва 235

22 Приморский край 232

23 Омская область 222

24 Тверская область 214

25 Владимирская область 197

26 Псковская область 193

27 Архангельская область 185

28 г. Санкт-Петербург 180

29 Брянская область 180

30 Оренбургская область 177

Среднее 281

Индексы пожарной опасности

Ввиду популярности индекса Доу-Джонса рассмотрим возможность введения его аналогов в статистику пожаров.

В первую очередь представляется целесообразным ввести индекс числа пожаров и индекс гибели людей [6]. Роль промышленных корпораций будут играть субъекты РФ (табл. 1 и 2). В основу методики расчета индексов положим отбор 30 субъектов РФ с максимальным числом пожаров и погибших на пожарах людей.

Таблица 3. Листинг расчета индекса материального ущерба

Индекс числа пожаров или индекс гибели людей определим как среднее из 30 максимальных значений числа пожаров или числа погибших по субъектам РФ. При этом полученные значения целесообразно округлить до целого числа. Для 2010 г. расчет по индексу числа пожаров дал величину 3978, а по индексу гибели людей — 281. Заметим, что при расчетах индексов числа пожаров и гибели людей в предложенную схему расчета попадают разные регионы РФ (см. табл. 1 и 2).

Дальнейшее развитие подхода Доу-Джонса состоит в разработке индексов материального ущерба

№ п/п Субъект РФ Материальный ущерб, тыс. руб.

1 Калининградская область 2244258

2 Московская область 1426134

3 Свердловская область 576099

4 Иркутская область 498612

5 г. Москва 477712

6 Челябинская область 464555

7 Ленинградская область 438336

8 Алтайский край 357422

9 г. Санкт-Петербург 308663

10 Республика Башкортостан 296891

11 Омская область 265279

12 Краснодарский край 259930

13 Нижегородская область 258930

14 Рязанская область 258184

15 Ямало-Ненецкий автономный округ 246435

16 Тверская область 236344

17 Архангельская область 227578

18 Новосибирская область 226256

19 Республика Коми 226065

20 Приморский край 220859

21 Красноярский край 210111

22 Кировская область 209837

23 Республика Бурятия 179877

24 Владимирская область 169775

25 Липецкая область 151101

26 Ульяновская область 146356

27 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 146084

28 Самарская область 143456

29 Кемеровская область 142699

30 Ивановская область 140396

Среднее 371807,8

Таблица 4. Листинг расчета индекса травмирования людей

№ п/п Субъект РФ Число травмированных, чел.

1 Ростовская область 665

2 Московская область 581

3 г. Москва 561

4 Новосибирская область 473

5 Нижегородская область 398

6 Свердловская область 354

7 Республика Башкортостан 347

8 г. Санкт-Петербург 347

9 Омская область 332

10 Краснодарский край 324

11 Челябинская область 283

12 Самарская область 280

13 Красноярский край 270

14 Иркутская область 261

15 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 254

16 Приморский край 250

17 Кировская область 248

18 Республика Татарстан 244

19 Алтайский край 235

20 Пермский край 231

21 Оренбургская область 228

22 Ставропольский край 218

23 Ярославская область 214

24 Воронежская область 203

25 Архангельская область 201

26 Волгоградская область 197

27 Удмуртская Республика 190

28 Хабаровский край 182

29 Ямало-Ненецкий автономный 181

округ

30 Республика Коми 164

Среднее 297

{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №6

53

и травмирования людей [7]. В основу методики расчета индексов положим отбор 30 субъектов РФ с максимальными материальным ущербом и числом травмированных людей (табл. 3 и 4).

Индексы материального ущерба и травмирования людей определим как среднее из 30 максимальных значений материального ущерба и числа людей, получивших травмы, по субъектам РФ. Для индекса травмирования людей полученное значение целесообразно округлить до целого числа. Для 2010 г. расчет по индексу материального ущерба дал величину 371807,8 тыс. руб., а по индексу травмирования людей — 297. Заметим, что при расчетах индек-

сов материального ущерба и травмирования людей в предложенную схему расчета попадают разные регионы РФ (см. табл. 3 и 4).

Аналогично можно ввести индексы числа уничтоженных строений, единиц уничтоженной техники, числа спасенных людей, спасенных материальных ценностей, числа загораний.

При изменении обстановки возможна корректировка состава субъектов РФ, попадающих в число 30, на основе данных, по которым производится расчет индексов. Предложенные индексы пожарной опасности могут оказаться полезными для объективной оценки обстановки с пожарами.

Из пожарно-технического энциклопедического словаря

ЛИКВИДАЦИЯ ГОРЕНИЯ — прекращение реакции горения вещества (материала). Достигается целенаправленными действиями (способами, приемами) с применением огнетушащих веществ и материалов. Принципы базируются на современных представлениях о тепловом и цепном механизмах при горении (школа Н. Н. Семёнова), согласно которым процесс ликвидации горения обуславливается превышением интенсивности (скорости) теплоотвода над интенсивностью (скоростью) тепловыделения.

ЛИКВИДАЦИЯ ПОЖАРА: 1) стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения; 2) действия участников тушения пожара, направленные на окончательное прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРА — стадия тушения пожара, на которой прекращено распространение пожара, отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Обстановка с пожарами в Российской Федерации // Пожарная безопасность. — 2011. — Т. 20, № 1. —С. 148-163.

2. Dow Jones Transportation Average. URL : http://www.djaverage.com/indexex.cfm?go=transporta-tion-overview.

3. Dow Jones Transportation Average. URL : http://www.investinganswers.com/term/dow-jones-trans-portation-average-djta-1302.

4. Sullivan A., SheffrinS. M.Economics: Principles in action. —New Jersey : Pearson Prentice Hall, 2003. — P. 290.

5. Индекс Доу-Джонса: история появления и методика расчета. URL : http://www.ereport.ru/articles/ indexes/dowjones.htm.

6. Кайбичев И. А. Аналоги индекса Доу-Джонса в статистике пожаров // Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации : матер. V Всерос. науч.-практ. конф. (26 октября 2011 г.). — Екатеринбург : УрИ ГПС МЧС России, 2011. — Ч. 1. — С. 104-109.

7. Кайбичев И. А. Подход Доу-Джонса в статистике пожаров // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика : матер. II Междунар. науч.-практ. конф. — Казань : ГУ "Научный центр безопасности жизнедеятельности детей", 2012. — Ч. II. — С. 639-646.

Материал поступил в редакцию 1 февраля 2012 г.

Электронный адрес авторов: Kaibitchev@mail.ru.

S4

ISSN 0869-7493 ПOЖAPOBЗPЫBOБEЗOПACHOCTЬ 2012 TOM 21 №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.