Научная статья на тему 'State regulation of socio-economic differentiation of the regions'

State regulation of socio-economic differentiation of the regions Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIFFERENTIATION / PUBLIC POLICY / REGULATORY MEASURES / INDICATORS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Положенцева Юлия Сергеевна

This paper addresses the problem of territorial differentiation among the regions of the Russian Federation. The basic directions of formation of new regional based on the formation of "growth points" of the economic system of the region. The study examined the targeted measures of state regulation of differentiation in development of the regions, aimed at establishing a new regional policy consistent with the strategic development of the regions and the country as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «State regulation of socio-economic differentiation of the regions»

Положенцева Ю.С.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РЕГИОНОВ

Аннотация. Данная статья рассматривает проблемы территориальной дифференциации среди регионов Российской Федерации. Выделены основные направления формирования новой региональной политики на основе формирования «точек роста» экономической системы региона. В исследовании рассмотрены адресные меры государственного регулирования дифференциации в развитии регионов, направленные на формирование новой региональной политики, согласующейся со стратегическими целями развития регионов и страны в целом.

Ключевые слова. Дифференциация, госу дарственная политика, меры государственного регулирования,, индикаторы.

Polozhentseva Y.S.

STATE REGULATION OF SOCIO-ECONOMIC DIFFERENTIATION OF THE REGIONS

Abstract. This paper addresses the problem of territorial differentiation among the regions of the Russian Federation. The basic directions of formation of new regional based on the formation of "growth points" of the economic system of the region. The study examined the targeted measures of state regulation of differentiation in de\!eIopment of the regions, aimed at establishing а пел v regional policy consistent with the strategic development of the regions and the country as a whole.

Keywords. Differentiation, public policy, regulatory measures, indicators.

В современных условиях функционирования единого экономического пространства все больше усиливаются процессы глобализации, как в общемировом пространстве, так и внутри страны, при этом расширяется самостоятельность межрегиональных взаимодействий, в том числе в разработке мер по сглаживанию или преодолению дифференциации в развитии регионов, системном развитии соответствующей институционально-организационной инфраструктуры регионов. Поэтому региональные органы управления должны быть нацелены на использование различных подходов для разработки основных положений новой региональной политики, направленной на создание благоприятных условий развития производства, мобилизацию имеющихся ресурсов, повышение имеющихся конкурентных преимуществ, направленных на интенсификацию экономического роста. Обеспечению устойчивого экономического роста будут способствовать интенсификация и инсти-туционализаиия кооперационных связей регионов, что является необходимым условием развития российской экономики в период становления неоиндустриализма в России.

В настоящее время на территории Российской Федерации наблюдаются различные виды дифференциации, прежде всего, диспропорции между экономическим, социальным и экологическим развитием. то есть в диспропорции проявляются в сошю-эколого-экономических системах различного уровня. Диверсификация экономики - это стратегия, которую Россия должна принять для выхода из сложившегося кризиса, которая должна включать новую индустриализация, на основе передовых

ГРНТИ 06.61.01 © Положенцева Ю.С., 2017

Юлия Сергеевна Положенцева - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики н менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).

Контактные данные для связи с автором: 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября. 94 (Russia, Kursk, sir. 50 years of October, 94). Тел.; 8 (4712) 22 26 46. E-mail: [email protected].

технологий, опирающихся на тесную интеграцию производства, науки и образования. Преодоление текущих негативных трансформаций в российской экономике возможно толвко через активную промышленную политику, через развитие несырьевого производства в промышленности и в сельском хозяйстве, через новую индустриализацию [2, 3].

Переход на новое индустриальное развитие в сложившихся условиях функционирования экономики невозможно, если использовать факторы экстенсивного роста (природный и интеллектуальный потенциал), основой выхода из кризиса является наиболее полное использование фактора интенсивного роста - пространственного потенциала. Пространственный потенциал экономической деятельности является важным фактором, определяющим развитие государства. Но высокий уровень дифференциации социально-экономического развития различных регионов затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность кризисов и межрегиональных конфликтов.

В условиях глобализации мирового экономического пространства и глубоких социально-экономических изменений в экономике Российской Федерации, необходимо реализовывать возможности каждой социально-экономической системы (СЭС) различных уровней иерархии путем оценки имеющихся внутренних и внешних ресурсов. Чтобы включить в экономический оборот возможности каждой СЭС. следует учитывать наличие значительной дифференциации в секторальном, отраслевом и территориальном развитии социально-экономических процессов и явлений [8. 10, 11].

Значимость данных проблем подчеркивается в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, где в качестве одного из определяющих моментов устойчивого экономического роста обозначено повышение конкурентоспособности регионов и. следовательно. всей страны в целом. Действительно, формирование, развитие и реализация конкурентных преимуществ способствуют ускоренному экономическому росту, повышению благосостояния населения. более эффективному и рациональному использованию ресурсного потенциала территорий.

В сложившейся ситуации актуализируется необходимость формирования методологического подхода к оценке имеющегося ресурсного потенциала территории на основе имеющихся внутренних и внешних ресурсов и возможности их мобилизации в целях формирования новой региональной доктрины управления дифференциацией СЭС. включающей разработку и реализацию инструментов сглаживания диспропорций, как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровнях.

Разнообразие природно-ресурсных и иных условий развития территории любого государства приводит к тому, что в любой определенный период одни СЭС всегда характеризуются более высокими. а другие - более низкими социальными и экономическими стандартами и разной макроэкономической и мезоэкономической динамикой. Безусловно, дифференциация в значительной мере обусловлена характером экономического развития и качеством управления территорией, сектором или отраслью [1, 5, 7. 9]. Российская Федерация обладает самой большой территорией с различным уровнем развития социальной и экономической сферы (табл. 1), регионы исторически обладают различными природно-климатическими условиями, а также различной концентрацией ресурсов. обеспечивающих общий уровень ра звития экономики региона.

Наличие диспропорции в региональном развитии обуславливает необходимость постоянного совершенствования инструментов управления регионами и отдельными сферами, формирования новых целевых программ, отвечающих современным вызовам. Исходя из этого, в процессе формирования новой Стратегии развития РФ до 2020 года, регионы должны предлагать свои инструменты развития, исходя из особенностей функционирования социально-экономической системы.

В европейской части России население живёт и трудится в комфортных условиях, а население Дальнего Востока и Сибири - в суровых природно-климатических условиях. Короткое лето, холодная и снежная зима, вечная мерзлота, слабая транспортная инфраструктура обуславливают высокие цены на товары повседневного спроса, необходимость покупать больше одежды, интенсивнее отапливать жильё. В связи с этим, гражданам, трудящимся в районах Крайнего Севера и на территориях, которые имеют аналогичный статус, начисляется дополнительная «северная» надбавка. которая составляет определённый процент от заработной платы и регулируется Трудовым Кодексом и Законом .Ко 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц. работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Процентная над-

бавка назначается в размере 10% за первые б месяцев работы и увеличивается на эту величину каждые полгода, пока не достигнет максимума, установленного в данном регионе (30%, 50%, 80% или 100%). Надбавка зависит от стажа и времени, прожитого на Севере.

Таблица 1

Основные индикаторы социально-экономического развития территорий в 2016 г

Страна Индикатор Россия Канада Китай США Бразилия Австралия Индия Аргентина Казахстан Судан

Площадь, тыс. км2 17 075 9 984 9 596 9 372 8 547 7 686 3 287 2 760 2 717 2 505

Плотность населения. чел ./км 8 3 140 33 23 3 361 15 6 16

Численность населения. млн чел. 146,5 36.0 1374.2 322.6 205,5 24.0 1282.8 43.6 17,7 39.6

Душевой ВВП. $ 2015 г. 23700 45900 14300 56300 15800 65400 6300 22400 24700 7138

2016 г. 8838 42319 8261 57294 8587 51593 1719 12425 4500 23S1

Составлено по материалам интернет-сайтов http://statisticstiines.com/economy/comitiies-by-projected-gdp.php; http://ostranali.ru/_lists/area.plip.

В качестве метода материальной поддержки для жителей данных регионов, где стоимость благ дороже, а условия жизни более сложные и опасные для здоровья, введён районный коэффициент -показатель, определяющий степень увеличения заработной платы или иных выплат, связанных с осуществлением трудовой деятельности в тяжёлых условиях. Его значение в зависимости от региона колеблется от 1.15 до 2. При расчёте районного коэффициента учитываются климатическая сложность, наличие эффективной транспортной инфраструктуры, экологическая опасность и влияние природных факторов на сложность выполняемой работы.

Россия является федеративным государством, которое состоит из 85 субъектов, имеющих существенные различия уровней социально-экономического развития. Каждый регион развивается по-разному. Это можно проследить, например, на уровне и качестве жизни населения регионов. Проблемы дифференциации описываются в стратегии развития РФ и стратегиях развития регионов. Меры государственного регулирования социально-экономической дифференциации регионов представлены в таблице 2. Реализация указанных мероприятий позволит существенно снизить уровень дифференциации социально-экономического развития регионов страны.

Основными факторами региональной дифференциации стали различия в эффективности использования имеющихся и накопленных внутренних и внешних ресурсов, выработке путей их мобилизации и привлечения в пользу более успешных территорий. Поэтому можно судить о том, что наблюдается тенденция усиления неравенства, основанная на концентрации конкурентных преимуществ на отдельных территориях, которые побеждают в борьбе за дефицитные финансовые ресурсы, квалифицированное кадровое обеспечение, информационные ресурсы и нормативно-право-вое обеспечение. Анализ имеющихся основных проблем функционирования социально-экономических систем регионов позволил сформировать необходимые меры по сглаживанию или преодолению дифференциации в развитии регионов путем включения данных мер в основные направления при формировании новой региональной политики, согласующейся со стратегическими целями развития регионов и страны в целом.

На основе анализа программных документов субъектов РФ, можно сделать вывод о роли мобилизации внутренних и привлечении внешних ресурсов региона в планировании снижения социально-экономической дифференциации и раскрыть ее содержательные характеристики при формировании новой региональной политики, основанной на принципах стратегического планирования процесса снижения пространственной дифференциации в субъектах РФ. Это позволит определять приоритетные вектора развития производительных сил в России и отдельном регионе, способствующие привлечению инвесторов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. формированию точек роста путем стимулирования имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ.

Таблица 2

Меры государственного регулирования социально-экономической дифференциации регионов

Направления государственного регулирования Мероприятия

Сохранение и развитие трудовых ресурсов Внутреннее перераспределение трудовых ресурсов; привлечение и закрепление кадров из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран: повышение качества рабочей силы

Развитие социальной инфраструктуры Строительство и реконструкция объектов образования: компьютеризация и интернетизация образовательных учреждений; создание системы доступного и высококачественного высшего образования: повышение доступности специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи; интеграция всех лечеб-но-про фила ктических учреждений (амбулатор но-поликлинических, скорой помощи. стационаров) в единую систему оказания медицинской помощи; развитие клинико-диагностических центров; создание в каждом региональном центре современных перинатальных центров; внедрение современных технологий профилактики. диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных: создание многофункциональных спортивных комплексов: создание комплексов плоскостных спортивных площадок дтя занятий спортом молодёжи, семей, пенсионеров, инвалидов; создание муниципальных социальных магазинов и аптек; создание комплексных центров социального обслуживания населения: обеспечение граждан комфортным жильём и жилищно-коммунальными услугами: долгосрочное ипотечное кредитование

Повышение уровня занятости населения Создание и сохранение рабочих мест: организация общественных работ: формирование базы данных вакансий: совершенствование механизма сотрудничества с высшими и средне-специальными учреждениями по подготовке и переподготовке кадров

Повышение реальных доходов населения Сокращение разрыва между МРОТ и прожиточным уровнем: совершенствование системы негосударственного пенсионного обеспечения: систематическая индексация и повышение социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий) на основе анализа уровня социально-экономического развития, а также индексация заработной платы бюджетников; внедрение и активизация механизма защиты доходов и сбережений населения: недопущение и предотвращение задолженности по выплате заработной платы

Решение жилищных проблем граждан Привлечение инвестиций в строительство муниципального жилья за счёт ремонта существующего и строительства нового жилья, за счёт формирования сектора социального житья на принципах государственно частного партнерства: привлечение инвесторов для строительства коммерческого и социального жилья: развитие систем льготного кредитования отдельных категорий населения

Повышение эффективности системы социальной защиты населения Формирование единой информационной системы данных о лицах, нуждающихся в социальной поддержке: расширение мер социальной поддержки по различным категориям нуждающихся граждан: переход от категориального к заявительному и выявительному принципам оказания мер социальной поддержки граждан: внедрение инновационных форм социального обслуживания (услуги сиделки, социальное такси, приёмные семьи дтя пожилых граждан); поддержка и популяризация меценатства и социальной ответственности бизнеса

Развитие транспортной инфраструктуры Повышение транспортной доступности, пропускной способности магистралей: повышение качества транспортно-логистических услуг; организация скоростного движения (140-160 км в час) на разных направлениях: улучшение транспортно-зксплуатационного состояния автомобильных дорог

Составлено автором.

На основе этого можно выделить основные стратегические задачи, ориентированные на управление процессом сглаживания дифференциацией социально-экономических систем регионов: создание и развитие новых точек экономического роста в субъектах РФ и их муниципальных образованиях; формирование положений новой региональной политики и межрегиональных и межмуни-ципальных экономических связей, в том числе между развитыми и депрессивными территориями;

развитие инфраструктурных объектов, призванных обеспечить связность и транспортную доступность всех населенных пунктов. Выполнение стратегических задач по сглаживанию пространственной дифференциации должно опираться на формирование территорий опережающего развития и кластерных структур, стимулирование эффективного использования форм пространственной локализации бизнеса, пространственного и ресурсного потенциала региона и его муниципальных образований.

Исследование выполнено на основе гранта Президента РФ по государственной поддержке молодых российских ученых № МК-831.2017.6 «Государственное регулирование дифференциации экономического пространства инструментами новой региональной политики».

ЛИТЕРАТУРА

1. Асеева О.Ю. Тенденции развития урбанизации в России: региональный аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 1.

2. Бодруное С.Д Ресурсные преимущества России - основа высокотехнологичного экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 190. № 1. С. 134-154.

3. Вертакоеа Ю.В., Клеецоеа М.Г., Положенцееа Ю.С. Оценка эффективности регулирования пространственного развития региона в условиях поляризации // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 4 (22). С. 20-25.

4. Вертакоеа Ю.В., Положенцееа Ю.С., Крыжановская O.A. Формирование региональной системы управления трудовым потенциалом // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 229-244.

5. Добрынин А.П., Иелееа Е.С., Плотников В.А. Социально-экономические программы роста экономики и качества жизни // Экономика и управление. 2006. № 1. С. 23-30.

6. Ееченко А.В„ Железняков С.С. Регулирование территориальной социально-экономической асимметрии в регионе: монография /Курск, гос. техн. ун-т. Курск. 2004. 254 с.

7. Ершова ИГ. Организационно-экономические механизмы государственно-частного партнерства в образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2013. Т. 25. № 1-1. С. 52-59.

8. Петрищева ИВ. Синергический эффект при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса // Инновационное образование и экономика. 2009. Т. 1. № 4. С. 87-89.

9. Положенцееа Ю.С., Вертакоеа Ю.В. Управление пространственным социально-экономическим развитием территорий: монография. Курск: ЮЗГУ. 2015. 218 с.

10. Положенцееа Ю.С. Повышение конкурентоспособности региона на основе сглаживания пространственной дифференциации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2010. № 4 (33). С. 93-109.

11. Расин U.E., Железняков С.С. Мониторинг результатов регулирования асимметрии в социально-экономическом пространстве региона //Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1 (36). С. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.