Научная статья на тему 'Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «Сокращенного дознания»'

Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «Сокращенного дознания» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1656
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Александр Сергеевич, Лапатников Максим Владимирович

В статье анализируются новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающие ряд кардинальных изменений институтов доказывания, возбуждения уголовного дела, а также введение нового института сокращенного дознания в уголовный процесс России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The draft laws providing for the establishment of short-term inquiry institution in Russian criminal procedure are analyzed. The draft laws are analyzed from the point of view of formerly used report form of pretrial material preparation.

Текст научной работы на тему «Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «Сокращенного дознания»»

А.С. Александров, М.В. Лапатников

Александров Александр Сергеевич — профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Лапатников Максим Владимирович — преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД

России, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания»

В статье анализируются новеллы уголовного и уголов- The draft laws providing for the establishment of short-

но-процессуального законодательства, предусматриваю- term inquiry institution in Russian criminal procedure are

щие ряд кардинальных изменений институтов доказы- analyzed. The draft laws are analyzed from the point of view of

вания, возбуждения уголовного дела, а также введение formerly used report form of pretrial material preparation.

нового института сокращенного дознания в уголовный процесс России.

Вступивший в силу 15 марта 2013 года Федеральный закон №-23-ФЭ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»1 (далее — Закон) ввел в ткань отечественного уголовно-процессуального права ряд новелл. Кардинальность этих новелл заключается не только в появлении нового вида дознания и сужения действия института понятых, но и закреплении небесспорных нововведений в области доказательственного права.

Как известно, вопрос об особенностях доказывания имеет принципиальный характер. Судя по последним пассажам законодателя, имеет место попытка пересмотреть традиционную — следственную парадигму доказательства и доказывания (в частности, допустимости, достаточности доказательств, способов доказывания, проверки доказательств и пр.). При этом надо отметить, что «новые правила игры» должны распространятся на все досудебное производство.

Итак, были внесены существенные изменения в главу 19 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Поводы и основания возбуждения для уголовного дела». Одним из нововведений явилось расширение перечня проверочных действий, проведение которых разрешено до возбуждения уголовного дела (ст. 144 УПК РФ). К действующей до недавнего времени триаде следственных действий добавились назначение и производство судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования. Кроме того, правоприменитель обрел законное, а не фактическое право на взятие объяснений и истребование предметов и документов (хотя о последнем говорилось в ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Отдельно скажем о такой формулировке закона, как «изымать их (предметы и документы. — Авт.) в порядке, установленном настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Признаемся в недоумении, о чем здесь идет речь. Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает такого следственного действия, как «изъятие предметов и документов». Согласно закону, предметы и документы могут быть изъяты в ходе осмотра места происшествия, обыска и выемки. Значит ли это, что законодателем разрешено проводить обыск и выемку? Или только выемку, но не обыск? А быть может, имеется в виду новое проверочное действие — изъятие. Формулировка явно нуждается в уточнении.

Итак, настоящий перечень проверочных действий, допускаемых законом, выглядит так:

1) осмотр места происшествия;

2) осмотр трупа;

3) осмотр предметов и документов;

4) назначение и производство судебной экспертизы;

5) получение образцов для сравнительного исследования;

6)объяснение;

7) освидетельствование;

8) дача поручения органу дознания о производстве оперативно- разыскных мероприятий;

9) проведение ревизий и документальных проверок. Также потенциально к этому перечню относится изъятие предметов и документов, однако что именно здесь имеет в виду законодатель, пока не ясно.

Казалось бы, законодатель наконец-то пошел навстречу нуждам правоприменительной практики, облегчив путь познания на этапе предварительной проверки по сообщению о преступлении. Однако

Александров А.С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания»

Александров А. С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания»

еще более радикальное нововведение содержится в части 1.2 статьи 144 УПК РФ. Воспроизведем ее дословно: «полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 Уголовно-процессуального кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению».

Что же это означает? Теперь в ходе так называемой доследственной проверки собираются доказательства, а не материалы, которые обретают доказательственное значение после их приобщения и проверки уполномоченным лицом. Надо сказать, что отечественный уголовный процесс относительно давно уже не видел подобного. Бывшее до недавнего времени формальное разграничение процессуальной и непроцессуальной деятельности «приказало долго жить». Нельзя не приветствовать этот шаг законодателя. Это разграничение обусловливало требование к субъектам доказывания проверять обстоятельства, установленные в ходе предварительной проверки, следственным путем, в результате чего зачастую происходило дублирование одних и тех по существу (но не по форме) познавательных действий. В итоге «страдали» от этого все заинтересованные стороны — и правоохранительная система, с трудом справляющаяся с огромным валом уголовных дел, и граждане, чьи права были нарушены преступным деянием, и лица, привлекаемые к ответственности. Нельзя не указать и на финансовый аспект — многократные вызовы и громоздкие процедуры способствуют увеличению денежных затрат государства. Таким образом, новелла авторов закона имеет прогрессивное значение.

Однако эта новелла вряд ли даст ожидаемый позитивный эффект. И одной из основных причин, на наш взгляд, будет выступать половинчатость данного шага. Новые нормы, по сути, сливают воедино расследование и предварительную проверку по сообщению о преступлении, при этом расширив перечень следственных действий, которые разрешено проводить до возбуждения уголовного дела. Таким образом, речь идет здесь о «перепрыгивании через ступень», когда формирование системы доказательств и оформление материала происходит в рамках одного правового режима, а не в двух разных по форме и временному интервалу, как это было в недавнее время — сначала на этапе так называемой доследственной проверки, а потом на стадии предварительного расследования.

В этой связи совершенно неясна логика законодателя, ведь если собирание доказательств происходит еще на стадии предварительной проверки, то зачем же следует ограничивать перечень процессуальных действий, проводимых до возбуждения уголовного дела?! К чему все эти ограничения на получение сведений об обстоятельствах дела, если

дознание и предварительную проверку предлагается совместить?! Собственно, в таких условиях существование института возбуждения уголовного дела теряет всякое логическое основание.

Мы считаем, что порочной следует признать саму идею разделения уголовно-процессуального познания на предварительную проверку (по сути пред-предварительное расследование) и собственно расследование. Данное позитивное по своему содержанию нововведение прекрасно демонстрирует всю абсурдность существования в отечественном уголовном процессе разделения на формальное и неформальное расследование. Увы, но сказав «а», то есть распространив режим собирания доказательств за пределы предварительного расследования, законодатель не сказал «б» — полностью не ликвидировал стадию возбуждения уголовного дела.

Совершенно непонятно и абсурдно в контексте существования стадии возбуждения уголовного дела выглядит норма, предусмотренная частью 1.1 статьи 144 УПК РФ. Согласно этой норме лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Естественный вопрос: в каком же статусе действуют лица, участвующие в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении? И уж показательно использование законодателем словосочетания «процессуальные действия». Что же получается, что граница между процессуальной и непроцессуальной деятельностью, пролегавшая по решению о возбуждении уголовного дела, стерта? Думается, что формально это не так. Однако «рубикон все же пройден». Происходит, по сути, поглощение стадией предварительного расследования стадии возбуждения уголовного дела при формальном сохранении в уголовно-процессуальном законе.

Остается надеяться, что законодатель не остановится на полпути и мы придем к тому, что ликвидация стадии возбуждения уголовного дела получит свое логическое завершение. Формат данной статьи не предполагает анализ тех альтернатив, которые могут быть восприняты законодателем взамен отказа от вышеуказанной стадии и ряда других наследий советской правовой доктрины. Скажем лишь только, что, на наш взгляд, вполне приемлемой может выступить и модель, воспринятая уголовно-процессуальным правом Украины2.

Что касается модели доказывания в ходе осуществления дознания в сокращенной форме, то здесь фактически допускается договорной способ установления фактов по делу, когда стороны фиксируют единство позиций по поводу существования тех или иных фактов. Предполагается уравнивание в доказательственном значении материалов

доследственной проверки (объяснений, акта специалиста) с «настоящими» доказательствами (ч. 1.2 ст. 144; ч. 4 ст. 226.5 УПК РФ). Обвинение может основываться на материалах, полученных путем проведения «проверочных действий», то есть в ходе так называемой доследственной проверки. Следственные действия получают вообще субсидиарное значение в доказывании. Так, следственный способ собирания доказательств обязателен только для получения показаний подозреваемого — в ходе его допроса, так как статья 226.4 УПК РФ говорит именно о допросе подозреваемого. Тем самым, отходит на второй план допустимость, приоритетное значение имеют относимость и достоверность сведений: неважно каким путем получено доказательство, если его достоверность не подвергается сомнению участниками процесса.

Теперь о другой важной законодательной новелле — введении нового вида дознания — дознания в сокращенной форме. Проведем анализ его правовых основ.

В первую очередь, отметим, что мы поддерживаем общую идею о введении сокращенного уголовного судопроизводства. В принципиальном плане введенная законодателем модель сокращенной формы уголовного судопроизводства возражений не вызывает. Однако анализ положений новой главы уголовно-процессуального закона ставит под сомнение возможность надлежащей реализации у нас упрощенной досудебной уголовно-процессуальной формы.

Безусловно, прав законодатель в том, что упрощение процедуры досудебной деятельности не ограничивается только процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, но и распространяется на судебную деятельность. Сокращенная форма предварительного расследования должна обусловливать сокращенную форму судебного разбирательства. Закон однозначно указывает на то, что сокращенное дознание предусматривает дальнейшее рассмотрение дела в суде в особом порядке, установленном главой 40 УПК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 226.9УПК РФ).

Анализ положений Федерального закона «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации» позволил выявить следующие нормативные основы института сокращенного дознания:

1) сокращенное дознание может проводится только по преступлениям, относящимся к подследственности дознавателя, и по уголовному делу, возбужденному в отношении конкретного лица (п. 1 ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ);

2) подозреваемый должен полностью признавать свою вину в совершении преступления и согласиться с правовой и фактической оценкой деяния, включая характер и размер вреда (п. 2 ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ);

3) для проведения расследования в форме сокращенного дознания необходимо обязательное

ходатайство подозреваемого и согласие потерпевшего, притом что потерпевший может появиться в процессе только в течение 3 суток с момента возбуждения уголовного дела (п. 6. ч. 1 ст. 226.2УПК РФ; ст. 226.3УПК РФ);

4) сокращенное дознание не производится при наличии ряда обстоятельств, таких как несовершеннолетие подозреваемого, наличие оснований для применения особого порядка производства в порядке главы 52 УПК РФ, а также производства по применению принудительных мер медицинского характера и др. (п. 1 —5 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ). При выявлении вышеуказанных обстоятельств производство сокращенного дознания может быть отменено в любое время, но до удаления суда в совещательную комнату. Такие же последствия будут иметь место при нежелании потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого продолжать производство в упрощенном порядке (ч. 2 ст. 226.2 УПК РФ; ч. 3 ст. 226.3 УПК РФ);

6) участники уголовного процесса при производстве сокращенного дознания обладают такими же процессуальными правами и обязанностями, как и при производстве в общем порядке (ч. 1 ст. 226.3 УПК РФ);

7) срок сокращенного дознания — 15 суток, но он может быть продлен до 20 суток. Вместе с тем, закон требует, чтобы обвинительное постановление как итоговый документ по делу был составлен в течение 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (ч. 3 ст. 226.7УПК РФ);

8) установление обстоятельств события и сбор доказательственного материала происходит в упрощенному порядке. Последний заключается, во-первых, в уменьшении предмета доказывания, во-вторых, в том, что не устанавливаются повторно сведения, содержащиеся в материалах предварительной проверки, в-третьих, в правомочии дознавателя не проверять доказательства, не оспоренные подозреваемым, потерпевшим и их представителями (ст. 226.5УПК РФ);

9) закон не ограничивает применение к подозреваемому любых мер процессуального принуждения;

10) обвиняемый и его защитник в обязательном порядке должны быть ознакомлены с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, причем в пределах срока сокращенного дознания (ч. 4—9 ст. 226.7УПК РФ);

11) по окончании сокращенного дознания дознаватель составляет обвинительное постановление, которое вместе с материалами дела после утверждения начальником органа дознания направляется прокурору (ч. 2 ст. 226.7УПК РФ).

Итак, Уголовно-процессуальный закон предусматривает проведение сокращенной формы дознания по преступлениям, подследственным дознавателю. Нельзя не отметить определенную, на наш взгляд, прогрессивность нововведения. УПК РСФСР предусматривал проведение протоколь-

Александров А.С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания»

Александров А. С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания»

ной формы только по закрытому перечню преступлений (ст. 414 УПК РСФСР). То, что сокращенное производство распространяется на все деяния, расследование которых предусмотрено в форме дознания, значительно повышает потенциальный положительный эффект данного института. Количество совершенных преступлений, неоднократность совершения преступлений не влияют на выбор правоприменителем (с согласия заинтересованных участников) данной формы уголовного судопроизводства.

Нельзя в этом согласиться с законодателем. На наш взгляд, должен быть механизм перехода дознания и следствия на сокращенный режим производства и обратно. Критерием применения упрощенных процедур по конкретному преступлению должна служить, прежде всего, степень общественной опасности, выражающаяся в классификации преступных деяний по степени тяжести, а не искусственное разделение на формы предварительного расследования. Думается, что сокращенное дознание должно охватывать все деяния небольшой и средней тяжести.

Дознание в сокращенной форме может проводиться только по уголовному делу, возбужденному в отношении конкретного лица. Это положение в значительной мере выхолащивает идею сокращенного производства в уголовном процессе. Законодатель почему-то вновь спешит наступить на те же «грабли», что и при введении института дознания в УПК 2001 года. Вспомним, что требование законодателя производить дознание только по возбужденному уголовному делу в отношении конкретного лица привело к тому, что по большому количеству преступлений, подследственных дознавателю, проводилось предварительное следствие. В результате следователи были буквально «завалены» делами, направляемыми из органов дознания, так как решение о возбуждении уголовного дела зачастую производилось в связи с фактом совершения преступного деяния. Формализированная конструкция отечественного уголовного судопроизводства и действующая (по крайней мере на данный момент) система учета преступлений объективно ориентируют правоохранительные органы при наличии любых сомнений не возбуждать уголовное дело в отношении лица. Чем это в итоге закончилось — отменой пресловутого «требования о конкретном лице» как обязательного условия расследования уголовного дела в форме дознания. И уж совсем непонятно, почему законодатель отбросил огромный массив уголовный дел, возбуждаемых по факту совершения преступного деяния, в силу того, что на момент возбуждения подозреваемое лицо просто-напросто не установлено. Почему законодатель считает, что по делам о так называемых неочевидных преступлениях производство должно осуществляться только в общем порядке? Какие препятствия есть к тому, что подозреваемое лицо, установленное спустя некоторое время (а почему и не годы спустя) согласится на проведение дозна-

ния в сокращенном порядке, но не сможет реализовать свое право в силу предписания закона?!

Закон предусматривает в качестве обязательного условия сокращенного производства полное согласие подозреваемого с правовой и фактической оценкой деяния. Это нельзя не расценивать как позитивный момент. То, что законодатель предусматривает подозреваемому при его согласии на сокращенное производство льготу в виде уменьшения размера наиболее строгого вида наказания (ч. 6 ст. 226.9 УПК РФ), указывает на договорной характер института сокращенного дознания. Думается, что та скидка в максимуме размера наказания, которую закон «обещает» подозреваемому (1/2) при его согласии на упрощенное судопроизводство, вполне способна побудить его к таковому.

Конечно, в этом случае нельзя полностью исключить возможность злоупотреблений со стороны обвинения. Тот факт, что применение сокращенной формы ставится в зависимости от признания вины, не может не настораживать. Мы полагаем, что не лишним было бы указание на то, что проведение дознания в сокращенной форме возможно только при наличии достаточных доказательств, дающих основания для подозрения против конкретного лица. По крайней мере, это бы ориентировало сотрудников правоохранительных органов на собирание иных доказательств, а не только на «выбивание» признательных показаний, как это, к сожалению, иногда имеет место быть на практике. Хотя надо отметить, что советская протокольная форма вообще никак не оговаривала вопрос о признании вины, абстрактно требуя лишь получения объяснения от лица (ст. 414 УПК РСФСР).

Сокращенное дознание может производится только при согласии потерпевшего. Надо специально остановиться на том, что позиции потерпевшего в законопроекте придано значение одного из определяющих условий для принятия решения о переходе на сокращенный порядок досудебного производства. На наш взгляд, это ошибка. Предусмотренная законом согласительная процедура, в рамках которой уполномоченные законом субъекты вырабатывают решение о переходе на сокращенный порядок уголовного судопроизводства, будет неработоспособной во многом из-за роли в ней потерпевшего.

Наша позиция заключается в том, чтобы вообще отказаться от процедуры согласования с потерпевшим решения о проведении предварительного расследования в сокращенном формате. Надо оставить ему только право обжалования данного постановления в порядке статьи 125 УПК РФ. Иначе хвост будет вилять собакой: публичное уголовное судопроизводство поставлено в зависимость от воли частного лица.

Но и помимо прописанной роли потерпевшего схема принятия решения о проведении сокращенного уголовного судопроизводства вызывает большие сомнения. В том числе, в части определенных законом жестких сроков подачи подозреваемым

ходатайства о проведении сокращенного дознания. Согласно части 2 статьи 226.4 УПК РФ подозреваемый вправе заявить ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме не позднее 2 суток со дня, когда ему было разъяснено право заявить такое ходатайство. А таковое ему должно разъясняться до начала первого допроса (ч. 1 ст. 226.4 УПК РФ). К чему такие нормативные ограничения по срокам волеизъявления подозреваемого? Почему бы не предоставить лицу право ходатайствовать о сокращенном производстве в течение всего срока дознания? Понятно, что заявленное ближе к концу расследования подобное ходатайство будет лишено смысла, но думается, что этот вопрос необходимо оставить на усмотрение участников процесса, а не искусственно формализировать этот момент.

В то же время нельзя не признать правоту законодателя относительно полномочий прокурора на возвращение уголовного дела дознавателю для расследования в общем порядке. Основания для этого решения, перечисленные в части 1 статьи 226.8УПК РФ, представляются достаточно обоснованными, хотя и несколько излишне детализированными.

Сроки производства дознания в сокращенной форме установлены статьей 226.6 УПК РФ. Согласно этой норме первоначальный срок сокращенного дознания — 15 суток, максимальный — 20 суток. Позволяется лишь однократное продление первоначального срока. Вообще вопрос о сроках, без сомнения, вопрос оценочный, субъективный. В УПК РСФСР срок досудебной подготовки материалов устанавливался в 10 суток без какой-либо возможности продления (ст. 415 УПК РСФСР).

Представляется, что определенный законом срок производства дознания в сокращенной форме является разумным. Оправданным является и то, что срок сокращенной формы отсчитывается не с момента возбуждения уголовного дела, а с момента вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (ч. 1 ст. 226.6УПК РФ), хотя требование о возбуждении уголовного дела только в отношении лица лишает это новшество всякого смысла. Однако изучение части 3 статьи 226.7 УПК РФ приводит нас к выводу о том, что реальный срок упрощенного дознания гораздо меньше.

Иначе как расценивать требование закона о том, что «обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. В данном случае речь идет о составлении итогового документа, где систематизируется вся значимая информация по делу. И составляется этот документ, как прямо указывает законодатель, только после производства всех необходимых следственных действий (ч. 1 ст. 226.7 УПК РФ). Остается лишь прибавить двое суток, в течение которых с момента возбуждения уголовного дела (а оно изначально должно возбуждаться только в отношении конкретного лица) подозрева-

емый должен определиться — согласиться или не согласиться на упрощенное производство, и мы придем к 12 суткам (ст. 226.6 УПК РФ). Таким образом, законный срок дознания в сокращенной форме на самом деле должен составлять 12 суток, а не 15, как это указано в статье 226.6 УПК РФ. Реально ли уложиться в этот срок, когда закон говорит о его продлении только по прошествии 15 суток (ч. 2 ст. 226.4 УПК РФ)?

Данное противоречие должно быть устранено. Очевидно, что срок, установленный частью 3 статьи 226.7 УПК РФ перекрывает срок, указанный в частях 1, 2 статьи 226.6 УПК РФ, и это свидетельствует о непонимании авторами принятого закона некоторых сущностных аспектов досудебного производства.

В целом же, предполагаем, что при сохранении вышеуказанных коллизий, вопросы, относящиеся к производству упрощенного дознания, будут решаться в период предварительной проверки в порядке статьи 144 УПК РФ. Ключевой фигурой в этом случае станет не столько сам дознаватель, сколько должностное лицо, осуществляющее проверку. И именно на него ляжет вся тяжесть формирования соответствующих условий для производства в упрощенном порядке, как то сбор фактического материла, установление подозреваемого, согласования (пока еще неформальные) и др.

Окончание сокращенного дознания регулируется статьей 226.7 УПК РФ. Отметим, что законодатель здесь пошел по пути общего порядка расследования, включив процедуру ознакомления с материалами дела в срок дознания. Считаем, что это не согласуется с самой идеей упрощенного процесса, тем более, как отмечается в законе, что к моменту предъявления материалов дела производство дознания уже должно быть завершено (ч. 1 ст. 226.7УПК РФ). Это при том, что законодательно явно предполагается возможность того, что ознакомление может выйти за пределы срока сокращенного дознания. Норма,закрепленная в части 5 статьи 226.7 УПК РФ указывает на то, что в случае невозможности завершить ознакомление обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в срок, установленный частью четвертой статьи 226.7УПК РФ, производство дознания продолжается в общем порядке. В части 4 статьи 226.7УПК РФ говорится о 3-суточ-ном сроке, в течение которого обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с материалами уголовного дела. Учитывая, что 3-суточный срок входит в общий срок сокращенного дознания, получается, что реальный срок дознания в сокращенной форме может составлять даже 9 суток, а не 12, как мы указывали ранее.

Суть сокращенной процедуры заключается в сокращении объема процессуальных действий, в том числе следственных действий, и соответственно — доказывания. Доказыванию при производстве дознания в сокращенной форме посвящена

Александров А.С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания»

Александров А. С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания»

статья 226.5. УПК РФ. В первую очередь ею устанавливается сокращенный предмет доказывания, который теперь должен ограничиться установлением события преступления, виновности лица и характером и размером причиненного им вреда (ч. 1 ст. 226.5 УПК РФ). На наш взгляд, в принципе оправданно введение новой системы средств доказывания в виде «специального» (сокращенного) предмета доказывания при ведении дела в сокращенной форме. Очевидно, что уровень требований к доказанности фактов намеренно снижен ввиду отсутствия спора сторон по ним. Мы считаем, что специальный предмет доказывания, включающий три пункта из перечня, приведенного в статье 73 УПК РФ, приемлем.

Часть 2 статьи 226.5 УПК РФ, устанавливающая, что дознаватель обязан произвести только те следственные и иные процессуальные действия, непроизводство которых может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств, по нашему мнению, не несет никакой смысловой нагрузки, если толковать ее в контексте части 3 статьи 226.3 УПК РФ, позволяющей подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему практически в любой момент отказаться от упрощенной уголовно-процессуальной формы. Субъект доказывания неизбежно будет подстраховываться на тот случай, если процесс расследования пойдет по общему порядку.

Гораздо интереснее часть третья вышеуказанной статьи. Она разрешает дознавателю не производить следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, если такие сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам Уголовно-процессуальным кодексом. Отдельно оговаривается правомочие не назначать судебную экспертизу, если до этого было проведено исследование специалиста, и не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения. К чему эти оговорки не совсем понятно, так как пунктом 1.2 части 1 статьи 144 УПК РФ устанавливается, что полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 Уголовно-

процессуального кодекса. Абсолютно бессмысленна и формулировка пункта 1 части 3 статьи 226.5 УПК РФ, позволяющая не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем. Это положение закона полностью аннигилируется потенциальной возможностью вышеобозна-ченных лиц в любой момент полностью «свернуть» сокращенное дознание.

Сделаем выводы. Анализируемые нами законодательные новеллы доказательственного права знаменуют собой революционные изменения уголовно-процессуальной парадигмы. Распространение режима «доказательство» за пределы процессуального поля указывает на закладывание нового смысла устоявшихся понятий. Грань между процессуальной и непроцессуальной деятельностью практически стерта, однако формально она осталась. И это не может не путать бедного правоприменителя, уже запутавшегося в хитросплетениях уголовной политики последних лет. Создается впечатление, что люди, стоящие за законодательными процессами, имеют весьма смутное представление о будущей модели уголовного судопроизводства. Непрофессионализм и непоследовательность законодателя приводит к посредственному «техническому» исполнению. Это относится и к идее сокращенного производства. Институт дознания в сокращенной форме в его нынешней нормативной ипостаси вряд ли будет работать так, как задумано, или близко к этому. К тому же, этот институт вряд ли способен кардинально решить проблему без полной ликвидации формального разделения на процессуальную и непроцессуальную деятельность на досудебных стадиях процесса путем удаления из организма отечественного уголовно-процессуального права института возбуждения уголовного дела. И надо сказать, что шаги на этом пути уже сделаны. Но мы исходим из того, что, в конечном итоге, все досудебное производство было оптимизировано в единый правовой механизм — «полицейское дознание». Пойдет ли законодатель на такой шаг — покажет время.

Примечания

1. Российская газета. 2013. 6 марта.

2. 11Р1_: http://www.iuaj.net/node/1099

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.