yflK 629.7
DOI: 10.30981/2587-7992-2018-96-3-116-125
OLD PHOTOGRA
Vladimir P. Mikhailov,
aviation lieutenant colonel, Moscow, Russia, [email protected]
abstract i The article represents the memories of a military aviation officer who took part in Tu-16R missions to neutral waters to search and determine the location of the US Navy carrier strike group in 1970-1985.
Keywords: carrier strike group, aerial reconnaissance, radio reconnaissance, Tu-16R, electronic warfare, aerial refueling
■
■к
**-
—f-
■4
_
~ -ffl
СТАРЫЕ ФОТ
Владимир Петрович МИХАИЛОВ,
подполковник авиации, Москва, Россия, [email protected]
Фотографии из личного архива В.П. Михайлова, сделанные военными летчиками во время боевых вылетов
аннотация i В статье представлены воспоминания летчика военной авиации, участника вылетов на Ту-16Р в нейтральные воды с целью поиска и определения местоположения кораблей авианосно-ударной группировки ВМС США в 1970-1985 гг.
Ключевые слова: авианосно-ударная группировка, воздушная разведка, радиотехническая разведка, Ту-16Р, средства РЭБ, дозаправка в воздухе
Самолет-разведчик Ту-16Р
Приходит время, когда по разным причинам человек заглядывает в свой альбом со старыми фотографиями. Я тоже заглянул и вернулся более чем на 40 лет назад, в мою военную молодость, во времена реальной холодной войны не только в политике, но и в воздухе.
Командир второй эскадрильи Ту-16Р подполковник Иван Васильевич Бешенов
Первой оказалась фотография командира второй эскадрильи подполковника Ивана Васильевича Бешенова. Снимок сделан во время полета на ТУ-16Р, но как-то неудачно, в профиль. Уже с высоты своих лет я с удивлением обнаружил тот факт, что на снимке он совсем молодой. А тогда,
в мои лейтенантские годы, казался мне ужасно старым. Его фамилия настраивала на то, что он грозен и суров. Нет, я ошибался. Хотя между собой летчики называли его Иван Грозный, в душе и в личной жизни Иван Васильевич был прост. Идя на службу, он надевал маску суровости, почему-то считая, что на выражение обычных человеческих чувств комэска не имеет права. Он оберегал свое внутреннее пространство так же, как оберегает монах свой храм. Но природа брала свое. Возвращаясь с задания, становясь на краткий миг самим собой, командир мог смеяться и рассказывать всем о каверзном случае, произошедшем с ним в нейтральных водах на спецзадании. Его заразительный смех звучал музыкой и разносился по всем стоянкам. В этот миг он был живое воплощение человеческого счастья. За это Иван Васильевич был всем по душе.
В 70-х годах американский авианосец «Энтер-прайз» встал на стоянку в нейтральных водах в районе Курильских островов. Нашли его сразу. Основная задача, поставленная разведотделом армии: сделать плановый снимок, то есть пройти над авианосцем и сфотографировать палубу. Были данные, что на корабле находятся новые палубные истребители F-14 Tomcat («Том-кэт»), которые предназначались для замены истребителей завоевания превосходства в воздухе F-4 Phantom («Фантом»), а также перехватчиков F-10 IB, F-102 и F-106. Палубный вариант имел
складывающиеся консоли крыла, усиленные шасси и посадочный гак. Их геометрические данные были нам очень нужны.
При подходе к авианосцу «фантомы» облепили пару разведчиков, словно мухи. Под бом-болюком стояли истребители, фотоаппараты закрыты, сделать плановый снимок не представлялось возможным. Выполнили два захода на цель вхолостую. Удалось только перспективное фотографирование, то есть с боку.
- Командир, горючего в баках только доползти домой, - доложил правый летчик.
- Тогда работаем, - без колебания ответил командир.- Экипаж, попробуем снижением скорости убрать «фантом» из-под бомболюка. Я так понимаю, скорость истребителя на высоте 600 м выше 400 км/ч.
- Даже очень выше, - подсказал штурман, Василий Романов, - в пределах 500 км/ч, иначе упадут.
- Вот и прекрасно,- уверенно сказал командир, - и, чуть помедлив, добавил, - приготовиться к выпуску шасси. Пока задание не выполним, никаких возвращений на базу.
Шасси командир действительно выпустил, до выпуска закрылков дело не дошло, а «фантом» растворился, словно его и не было.
- От греха подальше, - должно быть, решили асы, - от русских всего можно ожидать.
Фотографирование произвели, и с левым разворотом два Ту-16Р ушли к своим берегам.
- Командир, как-то непривычно на малых скоростях и малой высоте заходить на цель, - пробурчал правый летчик.
- Ясное дело, мы же не морская авиация. Это у них такой прием считается нормой. Истребители, кстати, тоже не гнушаются - обороты «малый газ», и смотрят, когда противник закачается и свалит в сторону. Вот у кого надо учиться, а то мы все больше над сушей, и поэтому как-то непривычно, - закончил разговор командир.
Владимир Петрович Михайлов, с 1970 года - оператор службы РЭБ, с 1977 года - начальник службы РЭБ эскадрильи, а с 1982 года - начальник службы РЭБ 219-го отдельного дальнего разведывательного авиационного полка (г. Спасск-Дальний, Приморский край), рассказывает о нелегкой летной работе в разгар холодной войны, о мастерстве и героизме пилотов, добывавших ценные разведданные в условиях острого противостояния, о курьезных и трагических эпизодах повседневной жизни военных летчиков. (Прим. ред.)
Атомный ударный авианосец ВМС США «Энтерпрайз»
Перехват разведчика Ту-16Р палубным истребителем F-4 Phantom II («Фантом-2»)
Одиночная воздушная съемка фотоаппаратом АФА-42-20 истребителя F-4 «Фантом» под бомболюком разведчика Ту-16Р
Чтобы избежать преждевременного обнаружения, отрабатывались приемы скрытого ведения воздушной разведки на большом удалении, с выходом на визуальный контакт под лепестком диаграммы направленности корабельных РЛС дальнего обнаружения.
I
120
F-16 Легкий многофункциональный американский истребитель 4-го поколения
v» '«-1 '¿i
Щ
Перехват разведчика Ту-16Р палубным истребителем F-14 Tomcat («Томкэт»)
Когда проявили пленку и сделали фотопланшет, все были изумлены и здорово повеселились. На палубе «Энтерпрайза» в походном положении стояло несколько знакомых истребителей типа А-7 Е - «Корсар» и «Фантом» Б-4. Предположительно новые перехватчики морского варианта Б-14 «Томкэт» отсутствовали.
Зато на пустой палубе, широко расставив ноги и подняв руку вверх с зажатым кулаком, сиротливо стояла одинокая фигура. Это был самый мужественный моряк во всем американском флоте, не испугавшийся русских разведчиков, имитирующих посадку ТУ-16 на авианосец.
Взгляд скользнул по другим фотографиям, где засняты однополчане, а также полеты самолетов: в строю парой, при выполнении заправок в воздухе и перехватов истребителями противника в нейтральных водах.
Вот он, Ту-16Р, во всей своей красе: длиной
35 метров, размах крыльев 33 метра, а высотой более 10 метров. Заправка самолета составляла
36 тонн керосина, максимальная взлетная масса борта 79 тонн. Дальность полета без дозаправки в воздухе около 5 тыс. км. На вооружении семь 23-миллиметровых пушек АМ-23, три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части. Боевая нагрузка разведчика - три тонны осветительных бомб для проведения ночного фотографирования. Все-таки это особый само-
лет - разведчик. Он оснащен фотооборудованием, которым управляет штурман, для плановой воздушной съемки и для маршрутного фотографирования площадей. Для перспективной съемки, то есть сбоку, с левого борта установлен один фотоаппарат. А у второго штурмана на экранах РБП-4 есть встроенный фотоаппарат ФАРМ-3, который в автоматическом режиме выполняет съемку всего маршрута полета.
Но самое главное, самолет оборудован средствами РЭБ, автоматическими станциями радиотехнической разведки и детальной разведки. Именно по этой станции оператор РТР определяет местоположение кораблей авианос-но-ударной группировки ВМС США. Такие контакты с морской группировкой, как правило, сопровождаются перехватами американскими истребителями наших воздушных разведчиков. Чтобы избежать преждевременного обнаружения, отрабатывались приемы скрытого ведения воздушной разведки на большом удалении, с выходом на визуальный контакт под лепестком диаграммы направленности корабельных РЛС дальнего обнаружения. На авиационном жаргоне - нырнуть под лепесток РЛС и стать невидимкой. Это и есть основная задача оператора РТР - рассчитать траекторию снижения самолета-разведчика и выйти на цель для ее фотографирования еще до перехвата палубными или наземными истребителями. Развед-
чики использовались в интересах как сухопутных войск для вскрытия дислокаций РТВ ПВО, так и флота. Причем именно в последнем случае их возможности раскрылись более широко, особенно при поиске корабельных соединений и отдельных судов вероятного противника, когда Ту-16Р работали в качестве самолетов целеуказания для ракетоносцев. А вот для большего радиуса действий в полосе противника самолет-разведчик оснастили системой крыльевой заправки топливом в воздухе, что увеличило дальность полета на 1300 километров. Это, в свою очередь, увеличило объем разведывательной информации о надводной обстановке в Мировом океане.
Заправлялись в воздухе летчики мастерски, в любых условиях, а в критических ситуациях принимали правильное решение и всегда выходили победителями.
Главное, чтобы левое крыло самолета мягко легло на шланг. Продавить, отойти вправо. Самая сложная и напряженная работа при заправке в воздухе - шланг в захвате, выравнивание скоростей заправляемого самолета и танкера, дать шлангу пройти восемь меток до стыковки с патрубком топливоприемника и не порвать его. Затем самолет выводят на уровень переднего наконечника шланга и плавно, с ювелирной точностью, входят в строй заправки со скоростью потяга шланга. Два корабля в строю заправки. Когда в горизонтальном полете в течение 12 минут, а то и больше, нужно удерживать 70-тонную машину в строю - это одно. Но в сцепке - совсем другое дело. Малейшее отклонение от курса - и самолет оказывается под ударами упругих струй, идущих от воздушного танкера. Многие экипажи не смогли увернуться от такого воздушного молота. Машина становилась неуправляемой, переворачивалась в воздухе и падала вместе с экипажем.
От потерь было не уйти и во время учебно-тренировочных полетов, и при выполнении заданий в нейтральных водах. Вспоминаю неординарные случаи исчезновения экипажей в разведывательных полетах.
В 1964 году не вернулся из полета экипаж майора Кожарина, выполнявший разведку на Ту-16Р авианосца ВМС США в акватории Японского моря. Спустя четыре года, в 1968-м нелепо погиб экипаж подполковника Плиева при разведке авианосца ВМС США «Эссекс» в Норвежском море. Через семь лет не вернулся из воздушной разведки авианосца ВМС США в акватории Японского моря Ту-16Р с экипажем майора Каракозова. В 1973 году произошел вообще неординарный случай. Экипаж Ту-16Р выполнял очередной разведывательный полет по поиску
Оператор РТР лейтенант В. Михайлов
Малейшее отклонение от курса - и самолет оказывается под ударами упругих струй, идущих от воздушного танкера. Многие экипажи не смогли увернуться от такого воздушного молота. Машина становилась неуправляемой, переворачивалась в воздухе и падала вместе с экипажем.
j
Учебно-боевой двухместный южнокорейский истребитель F-5F
авианосной ударной группы во главе с авианосцем ВМС США «Джон Кеннеди», когда с его палубы поднялся истребитель «фантом». На высоте 200 метров американский истребитель перехватил Ту-16Р и занял место под правой консолью крыла разведчика на расстоянии меньше метра. При выходе вперед-вверх «фантом» ударил наш самолет килем, пробив в двух местах обшивку. На поврежденной машине экипаж подполковника Свиридова возвратился на свой аэродром.
Я вспомнил, как в 1984 году пара разведчиков вылетела на поиск точного нахождения авианосной группировки в районе Восточного побережья островов Японии. Тогда командиром полка был полковник Владимир Филиппович Бычков. Полк подняли по тревоге. Летный состав собрали в классе предполетной постановки задач. Бычков коротко довел до летного состава сведения о военной и политической обстановке на нашем дальневосточном театре военных действий. Напомнил, что еще в 1983 году на Дальнем Востоке обострилась военная напряженность с Америкой. В советское воздушное пространство заходили американские самолеты, выполняя тактические бомбометания по островам Курильской гряды. Американские фрегаты вторгались в советские территориальные воды, а авианосцы «Мидуэй» и «Энтерпрайз» подходили к Вла-
дивостоку. И все эти обострения происходили на фоне инцидента в сентябре того года, когда наши коллеги, истребители-перехватчики воздушных целей, сбили южнокорейский «Боинг-747». А в марте 1984 года наша атомная подводная лодка «К-314» столкнулась с авианосцем «Кити Хок». Вот тогда Рональд Рейган, президент Соединенных Штатов Америки, объявил: «СССР - империя зла!» В то время, по данным внешней и космической разведок, авианосная группировка АУГ ВМС США, в составе которой находились авианосцы «Мидуэй» и «Энтерпрайз», с группой охранения следовали в военно-морскую базу Йокосука -якобы для проведения американо-корейских учений. Но, предположительно, местом нахождения группировки был остров Хонсю.
Ведущий - командир второй эскадрильи подполковник Лев Антонов - и ведомый - командир отряда майор Виктор Шарников - нашли авианосцы в Цусимском проливе. «Мидуэй» и «Энтерпрайз» стояли как на ладони, без прикрытия кораблей охранения. Антонов снизился до 600 метров и отработал фотографирование двух целей, а Шарников в это время на 1200 метрах бороздил небо. Потом Антонов уходит на эшелон 1200 метров, а Шар-ников занимает эшелон 600 метров и тихонечко крадется к «Энтерпрайзу» для планового фотографирования - в сопровождении пары
«фантомов». А на палубе авианосца - готовые к взлету два Б-14 «Томкэт». Ведущий понял, что американцы готовят воздушный клинч для разведчика.
Он вышел на внешнюю связь и предупредил Шарникова о возможной провокации. Тот только и сказал одну фразу: «Пробьемся!» За километр до кормы авианосца сопровождающие Ту-16Р истребители Б-4 веером разошлись по разным сторонам, но в это же время на взлет пошла пара Б44.
Ведущий Б-14 после взлета ушел на горизонтальный полет, а ведомый воспарил в небо свечкой перед носом Ту-16. Потом они поменялись местами на высоте прохода разведчика, да так, чтобы Ту-16 попал в струю реактивных двигателей. Словно в увеличительное стекло, летчики увидели два факела от двигателей истребителей прямо перед собой - один сверху, другой снизу. Воздушные ножницы из реактивных струй били по фюзеляжу. Это в состоянии перевернуть самолет-разведчик, как пушинку, если равномерно направить струю на всю площадь. Они промахнулись. Но все же самолет Шарни-кова начало корежить и рвать на части, потом послышался тонкий свист, и стрелка на манометре подтвердила точный диагноз - отказ левого двигателя. В эфире прозвучал тревожный голос ведомого разведчика: «Помпаж левого двигателя». Потом - звенящая тишина. Самолет ведомого экипажа медленно уходил к воде. Через несколько долгих секунд в эфире прозвучали долгожданные слова: «Произвел запуск двигателя!» Он вышел из этой сложнейшей ситуации победителем!
На протяжении более 30 лет ТУ-16 были на острие холодной войны. Эти самолеты совершали дальние рейды над Тихим океаном и в Атлантике. Одно из заданий получило название «Полеты за угол». Так, с легкой руки летчиков, называли рейды на разведку авианосных соединений вокруг Скандинавии, в Атлантике и в районах Дальнего Востока. Всего было построено 1511 самолетов. Потеряно в катастрофах 122 самолета. Погиб 591 человек летного состава. В 1960-80-х годах небо холодной войны оказалось особенно горячим. В противостоянии над океаном погибло немало летчиков - и русских, и американцев. Список инцидентов в воздухе бесконечен, но о них мало кто знает. Правда о многих из этих происшествий до сих пор хранится в секретных архивах.
Палубный истребитель F-14 Tomcat («Томкэт»)
© Михайлов В. П., 2018 История статьи:
Поступила в редакцию: 12.07.2018 Принята к публикации: 02.08.2018
Модератор: Плетнер К. В. Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования:
Михайлов В.П. Старые фотографии // Воздушно-космическая сфера. 2018. №3(96). С. 116-125.