REFERENCES
1. Absalyamova, I.V. (2005), Teaching methods in figure skating: manual for students, RGUFK, Moscow
2. Aparin, V.A. (2008), Figure skating. Technique and methods of learning: textbook, SPGUFK name Lesgaft, St. Petersburg.
3. Mishin, A.N. (1985), Figure skating: textbook, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.03.2018
УДК 797.21
СТАРТОВЫЙ ПРЫЖОК В ПЛАВАНИИ - КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский
государственный экономический университет; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самарский национально исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Наталья Викторовна Гурова, доцент, Людмила Геннадьевна Головина, старший преподаватель, Самарский национально исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Аннотация
В данной статье авторы проводят исследование по определению влияния видов старта на результативность соревновательной деятельности спортсменов в плавании при учете их индивидуальных способностей. В процессе работы они приходят к выводу, что выбор варианта выполнения старта существенно влияет на результат соревновательной деятельности, а также при выборе варианта стартового прыжка необходимо учитывать уровень развития «взрывной» силы спортсменов и своевременность начала плавательных движений. Полученные результаты следует учитывать при составлении индивидуально структурированных планов занятий студентов-спортсменов различной квалификации.
Ключевые слова: виды старта в плавании, «взрывная» сила, индивидуальные способности, двухфакторный дисперсионный анализ.
STARTING JUMP IN SWIMMING - AS ONE OF THE MAIN ELEMENTS OF INDICATORS OF COMPETITIVE PERFORMANCE EFFECTIVENESS
Lidia Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics, Samara; Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics, Samara University; Natalia Victorovna Gurova, the senior lecturer, Lyudmila Gennadievna Golovina, the senior
teacher, Samara University
Annotation
In this article, the authors have conducted the study to determine the impact of the types of starts for performance of the competitive activities of athletes in swimming, taking into account their individual abilities. In the process of work, they have come to the conclusion that the choice of the start option has a significant effect on the result of the competitive activity, as well as when choosing the starting jump option, it is necessary to take into account the level of development of the "explosive" strength of the athletes and the speed of the beginning of the swimming movements. The results obtained should be taken into account when drawing up individually structured plans for classes of students-athletes of various qualifications.
Keywords: starting types in swimming, "explosive" force, individual abilities, two-factor dispersion analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Молодые люди, как правило, в возрасте 18-22 лет, поступая в высшие учебные заведения, совмещают учебную и спортивную деятельность. Специфика каждого вида спорта выделяет основные звенья, обусловливающие результативность соревновательной деятельности, вследствие этого при выборе стратегии подготовки студентов-спортсменов очень важно выделение факторов, определяющих эффективность спортивного результата. С другой стороны, следует подчеркнуть, что тренировочный процесс всегда строится в соответствии с поставленными задачами, которые реализуются в процессе программы спортивной подготовки.
Мы проанализировали эффективность подготовки студенческих сборных команд по плаванию, на базе Самарского государственного экономического университета и Самарского университета.
Цель работы состояла в анализе эффективности различных вариантов стартового прыжка на результативность соревновательной деятельности в различных способах плавания (эффективность старта оценивалась временем преодоления отрезка 5,5 м) и влияния на старт индивидуальных способностей спортсменов.
Изучив научную литературу, можно сказать, что мнение российских и зарубежных авторов об эффективности различных вариантов стартового прыжка не совпадают (таблица 1).
Таблица 1 - Рекомендуемые варианты старта в плавании (составлено авторами)
Вариант стартового прыжка Авторы, рекомендующие этот вариант Уровень доказательства Число испытуемых
1.Махом рук вперед Парфенов В.А. Эксперимент 69
Goszko H. Chudzik A. Эксперимент 4
2.С круговым махом рук НывандиР.А. Эксперимент 29
Moverson R. Эксперимент 13
Maglisho Ch. Эксперимент 10
3.Старт с захватом Roffer B.I., Nelson R.C. Эксперимент 9
Michaels R. Эксперимент 6
4.Легкоатлетический старт Меньшуткина Т.Г. Эксперимент 12
Чаплинский Н.Н. Эксперимент 8
Опираясь на исследования Н.Н. Чаплинского, Н.Ж. Булгаковой, В.М. Заварского, мы проанализировали эффективность повышения результата с помощью стартового прыжка у студентов - спортсменов различной квалификации [4].
Умение выполнять старт - одно из наиболее главных условий достижения значительных результатов в плавании [1, 2, 5, 6; 7]. Понятно, что время, затрачиваемое спортсменом на выполнение старта, значительно меньше, чем время поворота или преодоления дистанции, поэтому его влияние на соревновательный результат может стать решающим. Таким образом, спортивный результат будет зависеть от того, насколько эффективно пловец выполнит все элементы (старт, технику стиля, поворот и т.д.) совокупного действия. Независимо от типа стартового прыжка, используемого пловцом, спортсмен должен как можно быстрее среагировать на стартовый сигнал и эффективно оттолкнуться от стартовой тумбы. Отталкивание должно быть предельно быстрым, под соответствующим углом взлета и с максимальной скоростью вылета, которая позволит увеличить потенциальное расстояние полета, достичь оптимального угла «входа» в воду в нужном положении [3, 4].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В первой части эксперимента приняли участие 45 пловцов, различной квалификации - по 15 пловцов кролем, брассом и баттерфляем. Все спортсмены выполняли четыре попытки из 4 вариантов стартового прыжка - всего16 попыток (махом рук вперед; с круговым махом рук; старт с захватом; легкоатлетический старт). Анализировалась лучшая попытка в каждом способе. Далее были проанализированы различные техники
выполнения старта, у пловцов различной квалификации, с разными индивидуальными особенностями. Для этого было отобрано 40 пловцов различной квалификации, характеристика которых проведена в таблице 2. Было выполнено по 3 стартовых прыжка с круговым махом рук и с захватом, анализировалась лучшая попытка.
Таблица 2 - Характеристика испытуемых (n= 40)
Признаки Статистические параметры
Мужчины Женщины t p
XX о XX о
Длина тела стоя, см 189,0 2,0 172,0 1,4 15,570 <0,01
Масса тела, кг 73,1 2,0 67,1 2,3 4,535 <0,05
В работе применялись следующие методы: анализ научных публикаций и литературных источников; педагогическое наблюдение; антропометрия; хронометрирование; компьютерный анализ видеоматериалов; математически-статистическая обработка результатов. Статистическая обработка экспериментальных данных заключалась в определении оценок средних величин регрессионного и дисперсионного анализов, стандартных отклонений, коэффициентов вариации, определении корреляционных связей. Математическая обработка результатов выполнялась с использованием, двухфакторного дисперсионного анализа без повторений. Обработка полученных данных проведена с помощью специального математического пакета, который является компонентом программы Microsoft Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что время преодоления отрезка 5,5 м статистически существенно зависит от варианта стартового прыжка и не зависит от способа плавания (таблица 3), где 5,5 м - время преодоления мерного отрезка дистанции. Таблица 3 - Зависимость времени преодоления отрезка 5,5 м от варианта стартового
Источник вариации Сумма квадратов отклонений Число степеней свободы Дисперсия Отношение дисперсии F Критическое значение F, p=0,05 Доля вклада фактора, %
Вариант старта 0,3212 3 0,1037 4,96 2,8 8,1
Способ плаванья 0,0193 2 0.0095 0,44 3,2 0,5
Остаточная вариация 3,5200 167 0,0209 - - -
Общая вариация 3,9038 178 - - - -
Взаимодействие: а и Ь, где а — свободный член уравнения; Ь - коэффициент регрессии 0.0551 6 0.0100 0,42 2,3 1,5
Дальнейший статистический анализ показал, что выявленные различия объясняются невыгодностью легкоатлетического старта (таблица 4)
Таблица 4 - Эффективность различных вариантов стартового прыжка_
Вариант стартового прыжка XX, с б, c Существенность различий t= критерий, p= 0,05
1 2 3 4
1.Махом рук вперед 2,848 0,109 +
2.С круговым махом рук 2, 859 0,109 - +
3.Старт с захватом 2.837 0.108 - - +
4.Легкоатлетический старт 2, 945 0,127 - - - +
Между остальными тремя вариантами стартового прыжка статистически существенного различия не обнаружено. Однако различные варианты стартового прыжка имеют отличия друг от друга.
Анализ старта с круговым махом рук показал, что величина усилий при отталкивании больше, чем при старте с захватом, но при этом длительность отталкивания меньше.
Вследствие чего спортсмен за более короткое время должен развивать максимальное усилие для выполнения старта с круговым махом. Однако, при этом варианте старта преимущество получат пловцы только с высоким уровнем развития взрывной силы, так как пловцы с низким показателем взрывной силы, даже имея большую силу ног, не будут успевать реализовывать свои силовые возможности [5]. Поэтому мы предположили, что выбор варианта старта зависит от индивидуальных особенностей спортсменов, в частности от уровня развития взрывной силы. Для проверки этого предположения мы поделили студентов на две группы в соответствии с уровнем развития «взрывных» способностей. Первая группа - это пловцы с более высокими показателями взрывной силы, а вторая - с менее высокими показателями взрывной силы.
Анализировались два вида стартового прыжка, это прыжок с круговым махом и прыжок с захватом (таблица 5), сравнивались показатели их эффективности.
Таблица 5 - Показатели эффективности выполнения стартовых прыжков
Время стартового прыжка 1-я группа 2-я группа
С круговым махом рук (2) 2,712±0,071 2,968±0,158
Старт с захватом (3) 2,886± 0,105 2,788±0,102
Из полученных данных следует, что время у пловцов первой и второй групп преодоления отрезка 5,5 м различно. Проведенный дисперсионный анализ, для проверки достоверности этих различий, показал, что время преодоления отрезка 5,5 м статистически существенно (при однопроцентном уровне значимости) зависит от показателей взрывной силы и еще в большей мере от взаимодействия а и Ь, т. е. правильно выбранного варианта стартового прыжка, соответствующего уровню развития «взрывных» способностей пловцов (таблица 6).
Таблица 6 - Зависимость времени преодоления отрезка 5,5 м от варианта старта и уровня развития «взрывных» способностей_
Источник вариации Сумма квадратов отклонений Число степеней свободы Дисперсия Отношение дисперсии Б Критическое значение Б, р=0,05 Доля вклада фактора, %
Вариант старта 0,002 1 0,00023 0,01 4,0 0
Уровень развития «взрывных» способностей 0,1400 1 0.1300 10,29 4,0 7,0
Взаимодействие а и Ь 0,6778 1 0,6787 52,0 4,0 35,4
Остаточная вариация 1.1127 84 0,0132
Общая вариация 1.9370 88
Таким образом, можно утверждать, что эффективность стартового прыжка в плавании зависит во многом от развития «взрывных» способностей пловцов.
ВЫВОДЫ
1. На основе теоретического анализа научных работ выявлено, что в спортивном плавании используются четыре варианта старта. Все они могут быть результативными, если, подбирая один из вариантов старта, спортсмен будет исходить из учета его антропометрических данных (рост, вес, телосложение), подвижности в суставах, взрывных возможностей, психологических особенностей личности, а также дистанции и способа плавания.
2. Данные экспериментального исследования подтверждают, что старт в плавании является одним из самых важных элементов в выполнении наивысшего результата спортсмена и должен быть результативным, целесообразным, экономичным, надежным и соответствовать подготовленности и квалификации пловца. Для постановки и дальнейшего совершенствования старта необходимо использовать специально разработанную программу эффективной постановки старта в плавании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зуозене, И.Ю. Поиск показателей, определяющих эффективность преодоления стартового отрезка в плавании / И.Ю. Зуозене, В. Скирене // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 1. - С. 64-69.
2. Любимов, В.В. Плавание как способ улучшения осанки / В.В. Любимов, Н.Е. Курочкина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сборник статей по материалам XLIX студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Сибирская академическая книга, 2017. - С. 103-108.
3. Скирене, В. Сравнительный анализ техники старта пловцов разной квалификации / В. Скирене, Д. Саткунскене // Наука в олимпийском спорте. - 2004. - № 1. - С. 39-45.
4. Скирене, В. Исследования кинематических параметров старта в плавании / В. Скирене, Д. Саткунскене, Д. Дали // Наука в олимпийском спорте. - 2005. - № 2. - С. 182-186.
5. Чаплинский, Н.Н. Анализ техники современных вариантов стартового прыжка в плавании и разработка путей ее совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чаплинский Н.Н. - Москва, 1980. - 20 с.
6. Юхно, Ю.А. Биомеханический анализ техники выполнения стартовых движений высококвалифицированными спортсменами в плавании [Электронный ресурс] / Ю.А. Юхно. - Режим доступа : http:// lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2006n5/p60-65.htm. - Дата обращения: 07.03.2018.
7. Analysis of 50 m, 100 m and 200 m Freestyle swimmers at the 1992 Olympics Games / R. Arellano, P. Brown, J. Cappaert, R. Nelson // Journal of Applied Biomechanics. - 1994. - No. 10. - Р. 189-199.
REFERENCES
1. Zuozene, I.Yu. and Skirene, V. (2009), "Search for indicators that determine the effectiveness of overcoming the starting segment in swimming", Pedagogy, psychology and medico-biologic problems of science and sport, No. 1, pp. 64-69.
2. Lyubimov, V.V. and Kurochkina, N.E. (2017), "Swimming as a way to improve posture", In the collection: The scientific community of students of the XXI century. Humanitarian sciences. Collection of articles on the materials of the XLLХ student international scientific and practical conference, Siberian academic book, Novosibirsk, pp. 103-108.
3. Skirene, V. and Satkunskiene, D. (2004), "Comparative analysis of the technique of starting swimmers of different qualifications", Science in the Olympic sport, No. 1, pp. 39-45.
4. Skirene, V., Satkunskiene, D. and Dali, D. (2005), "Study of kinematic parameters of start in swimming", Science in the Olympic sport, No. 2, pp. 182-186.
5. Chaplinsky, N.N. (1980), Analysis of the technique of modern variants of the starting jump in swimming and the development of ways to improve it, dissertation, Moscow.
6. Yukhno, Yu.A. (2006), Biomechanical analysis of the technique of starting movements of highly skilled athletes in swimming, available at: http: // lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2006n5/p60-65.htm.
7. Arellano, R., Brown, P., Cappaert, J. and Nelson, R. (1994), "Analysis of 50 m, 100 m and 200 m Freestyle swimmers at the 1992 Olympics Games", Journal ofApplied Biomechanics, No. 10, pp. 189-199.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2018
УДК 372.881.111.1
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С УЧЁТОМ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ НОРМ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Любовь Михайловна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Вячеславовна Осина, старший преподаватель, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУим. Н.И. Вавилова), г. Саратов
Аннотация
При введении в систему образования новых стандартов возникла необходимость активизации и развития индивидуальных качеств обучающихся. Речевой этикет и нормы делового