Научная статья на тему 'Стартап на экспорт'

Стартап на экспорт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стартап на экспорт»

ЭНЕРГЕТИКА

СТАРТАП НА ЭКСПОРI

Рынок альтернативной энергетики в России развивается очень медле^-ч" отечественными «зелёно-энергетическими» стартапами встаёт непрост?»!*«^.*, смириться с ситуацией и пытаться искать своего клиента в России ц'Щ на более развитые рынки. Самарские предприниматели Ашот Навассрдл?^ Константин Спиридонов выбрали для себя второй вариант - - яааелчЛ. * американских потребителей и зарегистрировали в США компани

Отрасль альтернативной энергетики стабильно привлекает изобретателей. «Технари» всего мира включаются в производство и продажу «зелёных» установок. Не уступает общему тренду и Россия. В нашей стране каждый год появляется с десяток энергетических стартапов, желающих добыть и продать электроэнергию из солнца, ветра, мусора или другого «необычного» источника. Мотивы предпринимателей просты: со временем технологии генерации «зелёной» энергии и сама «зелёная» электроэнергия будут дешеветь, а количество электростанций на ВИЭ превалировать над «традиционными». А, значит, перспективность данного направления очевидна.

Минувшей осенью 2016 года молодые самарские предприниматели Ашот Навасардян и Константин Спиридонов задались целью производить оборудование для генерации энергии из солнца. Ашот — выпускник технического вуза и главный «изобретатель» в проекте,Константин — экономист по профессии и ответственный за финансово-экономическую часть. Вывести на рынок предприниматели решили «массовый» продукт. Их оборудование для генерации солнечной энергии состоит из двух решений — солнечных панелей и блока размером с ноутбук, прячущего внутри конвертер с аккумулятором. Продавать устройства предприниматели планируют как вместе, так и порознь.

Главная особенность разработки — лёгкость её использования. «Её очень просто установить. Не требуется переделка разводки внутри дома», — подчёркивает

Ашот Навасардян. Чтобы привести всё устройство в рабочее состояние, необходимо закрепить установку на крыше или внешней стене дома и подключить кабель через специальный разъём. Следить за работой установки можно через приложение для смартфона — вся информация о произведённой и потреблённой энергии, как на ладони. Такая «станция» способна покрыть нужды дома в 16 кВт*часов в сутки. При этом аккумулятор может сделать запас энергии на 24 часа.

В числе своих потребителей Навасардян и Спиридонов видят различные генерирующие компании. Интересно решение может оказаться и частному сектору — домохозяйствам, нацеленным на энергонезависимость.

К сожалению, пока российский рынок не готов к подобным разработкам. В России на солнечные электростанции приходится менее 0,05% от общей установленной мощности электростанций всей страны. Это около 100 МВт 1 При этом большая часть СЭС задействована в производственном секторе. Доля до-мохозяйств, выбравших энергонезависимость, совсем ничтожна.

По этой и другим причинам предпринимателями было решено подыскать для проекта более развитый рынок. И выбор пал на США. Чем же Америка в этом вопросе так отличается от России?

1

Согласно данным СО ЕЭС на 1 июля 2016 года.

та

в сша при подключении солнечной установки до 60% средств уходит на получение разрешения. и только 40% — на покупку оборудования, его монтаж и прочие расходы.

в 2015 году в сша солнечные панели были установлены на крышах более 1 млн домохозяйств. по прогнозам, к 2020 году эта цифра увеличится до 3,8 млн.

Источник: Министерство энергетики США, 2015.

в поисках рынка

Гелиоэнергетика стремительно развивается по всему миру Но неравномерно. И, к большому сожалению, пока в России отрасль показывает неутешительные результаты. «Чтобы сравнить рынок солнечной энергетики в США и России, приведу такой пример: в настоящий момент в Штатах ежедневно вводится в эксплуатацию больше мощностей, чем практически все солнечные электростанции России, вместе взятые. Масштабы просто несоизмеримы. Так, в третьем квартале 2016 года в США были введены в эксплуатацию солнечные электростанции с суммарной мощностью более 4 ГВт, или примерно по 46 МВт в сутки», — сокрушается разрывом между странами Илья Лихов, генеральный директор и основатель российской компании в области солнечной энергетики NeosunEnergy

«Недружелюбность» отечественного «зелёного» рынка эксперты объясняют различными факторами. Например, по мнению Шамиля Курамшина, инвестиционного аналитика ИК «ФридомФинанс», вредит российской гелиоэнергетике местный климат. На территории России эффективность солнечных батарей остаётся низкой из-за слабого солнечного излучения, отмечает эксперт, именно за счёт географических преимуществ мировых лидеров — Калифорнии и Китай. Значительным потенциалом обладают регионы, расположенные ближе к экватору: среди них Австралия, Индия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка.

Проблемой многим экспертам видится также централизованного энергосистемы России. Конкурировать с монополистом практически невозможно.

Ещё одним сдерживающим фактором являются огромные ставки по кредитам. «Высокая стоимость заёмных средств сдерживает масштабное развитие солнечной энергетики в России. Расчёты показывают, что снижение стоимости капитальных затрат в солнечной генерации до примерно 50 000 рублей за кВт ($790/ кВт — прогнозируемый IRENA средневзвешенный мировой размер удельных капитальных затрат к 2025 году) в сочетании с КИУМ 2 18% (вполне достижимым в российских регионах с богатыми солнечными ресурсами) и процентной ставкой 5% годовых обеспечивают стоимость киловатт-часа в 2,6 рубля («одноставочно», с учётом возврата инвестиций и дохода инвестора). Снижение процентной ставки до 2% (без изменения остальных параметров) опускает стоимость киловатт-часа ниже 2 рублей», — приводит расчёты Антон Усачёв, директор НП «Ассоциация предприятий солнечной энергетики».

Разумеется, в России проводится политика по поддержанию альтернативной энергетики. Но инициатива с введением «зелёного» тарифа в 2013 году себя не оправдала — условия для получения статуса электростанции

2 Коэффициент использования установленной мощности — важная характеристика эффективности работы предприятий электроэнергетики, равна отношению среднеарифметической мощности к установленной мощности электроустановки за определённый интервал времени.

ЭНЕРГЕТИКА

Установленная мощность солнечных электростанции в 2015 году:

США

32.9 ГВт

*

россия

0,06 ГВт

Источник: REN21, СО ЕЭС, 2016

на ВИЭ оказались трудновыполнимыми, и ожидаемого роста «альтернативки» в России не последовало 3.

США имеет более давнюю историю по поддержке и стимулированию альтернативной энергетики. Уже в 70-х годах в отдельных штатах действовали программы, нацеленные на развитие ВИЭ: GreenPricing — добровольная программа для потребителей, позволяющая платить за электроэнергию больше, чтобы поддержать инвестиции в использование возобновляемых источников энергии, и Netmetering — программа, позволяющая потребителям сэкономить на оплате электроэнергии за счёт «обратной» работы счётчика при использовании ВИЭ-генерации. Сегодня потребность в этих инструментах отсутствует — США давно достигли сетевого паритета. Однако существуют другие программы, поддерживающие стремительное развитие гелиоэнергетики. «Большинство компаний предлагает беспроцентные кредиты на покупку индивидуальных солнечных энергоустановок и различные лизинговые программы. Кроме того, во всех штатах действует программа налоговых льгот для ВИЭ, — объясняет Антон Усачёв (НП «Ассоциация предприятий солнечной энергетики»). — Эти меры поддержки ускорили развитие технологий и привели к значительному снижению цен на солнечную энергию. По данным Ассоциации предприятий солнечной энергетики США, коммерческие цены на электроэнергию, вырабатываемую солнечными электростанциями в Америке, упали на 58%, причём только за последний год снижение составило 16%».

Американские компании, генерирующие энергию из ВИЭ, могут рассчитывать на различные налоговые вычеты. Эта мера — основная форма поддержки «альтернативки». Она осуществляется двумя путями: через производственные налоговые кредиты

3 Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 года №449 «Омеханизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности».

(productiontaxcredits — PTC) и инвестиционные налоговые кредиты (investmenttaxcredit — ITC). В первом случае речь идёт об уменьшении подоходного корпоративного налога за каждый произведённый и реализованный киловатт-час «зелёной» электроэнергии. Во втором — об уменьшении налоговых обязательств на сумму, равную определённой доле капиталовложений в генерирующие объекты на основе ВИЭ.

Эффект от господдержки весьма ощутим. В отрасли солнечной энергетики США сегодня работает порядка 10 тысяч компаний, отмечает Антон Усачёв.

попасть в дома

Ашот Навасардян и Константин Спиридонов правильно рассудили: хорошо развитый американский рынок солнечной энергетики позволит превратить проект Puresine в полноценный бизнес, а различные программы господдержки сократят путь «наверх». Однако предприниматели не учли множество факторов, делающих развитие бизнеса в США сложным и затратным. Например, излишнюю «зарегулированность» отрасли.

«Уже на месте мы узнали, что местные законы достаточно суровы. И до 60% затрат на установку солнечной электростанции уходит только на получение разрешения, а также на юристов, которые будут его получать. Без юридической помощи в США в принципе очень трудно что-то делать, — сокрушается Ашот. — А само разрешение необходимо ждать ещё до двух недель!»

Однако это обстоятельство оказалось на руку предпринимателям. Их установка не предполагает размещение различных узлов (например, аккумуляторных батарей) внутри помещения, а значит, часть «законов» можно обойти. Таким образом, стоимость продукта Puresine оказалась более чем в два раза дешевле классической установки — $8 000 против $19 000. А время на монтаж установки (с учётом получения разрешения) сократилось с трёх недель до 6 часов.

Ашот и Константин делали «массовый» продукт и надеялись, что домохозяйства в Калифорнии оценят

дешёвую и простую в установке СЭС. К тому же подобная практика получения электроэнергии была очень распространена на юге штатов. По данным министерства энергетики США, в 2015 году на крышах свыше 1 млн американских домов были установлены солнечные электростанции. А к 2020 году министерство обещает, что эта цифра вырастет до 3,8 млн. Потенциал для прямых продаж солнечных установок вроде бы очевиден, но и тут предпринимателей ждал сюрприз. Оказалось, что домохозяйствам не выгодно самостоятельно покупать и устанавливать солнечные панели. В частности, в Калифорнии распространена совершенно иная модель приобретения солнечной установки — по подписке. Специализированные компании совершенно бесплатно устанавливают СЭС на крышах домохозяйств и каждый месяц получают плату за потреблённую «зелёную» энергию. Частные лица экономят таким образом на электроэнергии — «солнечные» компании берут со своих клиентов на порядок дешевле, нежели «традиционные» энергопредприятия. «Домохозяйствам действительно выгодно обращаться именно к специализированным компаниям, а не напрямую покупать солнечные установки. Компании берут на себя все заботы по получению разрешений и прочим юридическим вопросам. Предоставляют бесплатное сервисное обслуживание. Да и за счёт объёмов они приобретают оборудование значительно дешевле, чем оно могло бы обойтись в розницу. Потому условия сделки очень привлекательны для их клиентов. Так что для домохозяйств в Калифорнии контракт с такой «солнечной» организацией на 20-25 лет — действительно отличное решение», — описывает ситуацию Ашот.

Следующим шагом для компании PuresineInk стала переоценка целевой аудитории. Предприниматели направили усилия на переговоры с «солнечными» компаниями. Поставщики решений по генерации ВИЭ оценили продукт Puresine, но внесли свои коррективы в прототип. В частности, отказались от «программной» составляющей. Приложение для смартфона было выброшено из финальной версии установки. «По мнению «солнечных» компаний, чем проще продукт, тем меньше вероятность поломок. А так как все расходы по ремонту лежат на них, усложнять продукт невыгодно», — объясняет Ашот Навасардян.

Сейчас «солнечное» решение компании PuresineInk проходит стадию последних доработок. Предприниматели надеются, что в 2017 году у них будет готовый промышленный образец, и они смогут выйти на американский рынок солнечной генерации.

электроэнергия по подписке

Навасардян и Спиридонов готовы в будущем прийти на российский рынок, если гелиоэнергетика в нашей стране будет развиваться. Но пока на этом рынке сложно работать с решениями вроде продукта Puresine.

«Бизнес-журнал» расспросил экспертов, стоит ли ждать в России «зелёной» электроэнергии «по подписке» или иных схем, облегчающих переход от традиционных источников энергии к альтернативным. Мнения неоднозначны. К примеру, Сергей Чернин, председатель Комиссии

Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, настроен оптимистично по отношению к новым подходам в генерации и продаже альтернативной энергии. На его взгляд, это действенный способ популяризации альтернативной энергетики в целом и удачное решение, которое позволит потребителям «растянуть» затраты на установку оборудования, сделает его более доступным. Особенно эффективна подобная схема может оказаться в «солнечных» регионах: например, в Краснодарском крае или в Крыму.

Некоторые драйверы солнечной энергетики уже заявляют об окупаемости за 7 и даже за 5 лет. Но консервативность государственного регулирования и коммунальной отрасли часто попросту отторгает эти новации и не способствует масштабированию этого «зелёного» бизнеса.

Однако не все разделяют оптимизм Чернина. Многие эксперты видят проблему в отсутствии конкурентного рынка. «Эффективность солнечной энергетики, как и «зелёных» технологий в целом, за последние годы существенно выросла. И некоторые драйверы солнечной энергетики уже заявляют об окупаемости за 7 и даже за 5 лет. Но консервативность государственного регулирования и коммунальной отрасли часто попросту отторгает эти новации и не способствует масштабированию этого «зелёного» бизнеса», — считает Яков Литвинов, генеральный директор строительного холдинга KraysGroup.

Мешает также дешевизна энергии из традиционных источников и менталитет российских потребителей, перечисляет проблемы Игорь Диденко, член Международного союза экономистов. Российские граждане очень консервативны в этих вопросах и привыкли платить за коммунальные услуги, не особенно вдаваясь в расчёты.

Впрочем, все опрошенные «Бизнес-журналом» эксперты в конце единогласно заключали: технологическую революцию не остановить, а гелиоэнергетике быть! Технологии генерации энергии на ВИЭ год от года дешевеют. А значит, со временем наступит переломный момент, и мы увидим рост рынка солнечной энергетики в России. А вместе с ним появятся новые бизнес-модели в энергетике и выгодные предложения банков по кредитованию солнечных установок. Это лишь вопрос времени. Когда-нибудь российским стартаперам больше не придётся делать сложный выбор между работой щв на родине и поиском более развитых рынков. КШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.