Научная статья на тему 'Старшая медицинская сестра-организатор безопасных условий работы молодых специалистов сестринского дела на этапе адаптации'

Старшая медицинская сестра-организатор безопасных условий работы молодых специалистов сестринского дела на этапе адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7033
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАРШАЯ МЕДСЕСТРА – ОРГАНИЗАТОР / БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ / АДАПТАЦИЯ / SENIOR NURSE – ORGANIZER / WORKING CONDITIONS / ADAPT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьева Ольга Дмитриевна, Поздеева Татьяна Васильевна

Развитие ресурсов сестринского дела среди молодых специалистов среднего звена – основная функция старшей медсестры – организатора. Организация процесса обучения молодых медсестер безопасным условиям труда на примере ГБУЗ НО «ГКБ№5». Показана эффективность модели системы адаптации на новом рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьева Ольга Дмитриевна, Поздеева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A senior nurse the organizer of safe work conditions of young nurse specialists during adaptation period

Resource development of nursing in young mid-level the main function of a senior nurse organizer. The organization of the learning process of young nurses safe working conditions for example GBUZ NO "Clinical Hospital № 5." The efficiency of the model of the system to adapt to the new workplace.

Текст научной работы на тему «Старшая медицинская сестра-организатор безопасных условий работы молодых специалистов сестринского дела на этапе адаптации»

IVK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Ш

УДК 377.Б:Б14.2Б3.Б

СТАРШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА - ОРГАНИЗАТОР БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ РАБОТЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ

О.Д. Воробьева1, Т.В. Поздеева2,

'ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № Б», г. Н. Новгород,

2ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Воробьева Ольга Дмитриевна - e-mail: [email protected]

Развитие ресурсов сестринского дела среди молодых специалистов среднего звена - основная функция старшей медсестры-организатора. Организация процесса обучения молодых медсестер безопасным условиям труда показана на примере ГБУЗ НО ГКБ № Б. Представлена эффективность модели системы адаптации на новом рабочем месте.

Ключевые слова: старшая медсестра-организатор, безопасные условия, адаптация.

Resource development of nursing in young mid-level - the main function of a senior nurse-organizer. The organization of the learning process of young nurses safe working conditions for example GBUZ NO

«Clinical Hospital № Б». The efficiency of the model of the system to adapt to the new workplace.

Key words: senior nurse-organizer, working conditions, adapt.

Введение

Современные учреждения здравоохранения, в которых хорошо поставлено дело управления персоналом, считают, что набор медицинских сестер является всего лишь началом кадрового менеджмента. Основная задача медицинской организации - качественное оказание медицинской помощи населению - напрямую зависит от непосредственных участников лечебного процесса - медицинских сестер. На данном этапе развития здравоохранения ценность профессиональных медицинских сестер возрастает в виду уменьшения числа молодых специалистов сестринского дела [1].

Одной из важных функций, которую должна выполнить старшая медсестра-руководитель, является повышение профессионально-квалификационного уровня своих подчиненных. При этом медицинским сестрам надо поручать

решение задач такой сложности, которые находятся в пределах их компетенции. Естественно, здесь необходим и контроль руководителя над тем, как подчиненные намерены

решать эту задачу, и внесение при необходимости в их действия соответствующих корректив.

Диапазон деятельности старшей медицинской сестры отделения практически невозможно ограничить четко установленными функционально-временными рамками. Это важно подчеркнуть, когда речь идет о подходе к управлению в сестринском деле и как к науке, и как к искусству. Первый подход позволяет старшей медицинской сестре следовать концептуальным установкам, сформулированным наукой, второй - проявляется через индивидуальное восприятие этихустановоккаждой медицинскойсестрой-организатором, определяющей, где, когда и как использовать в

практической деятельности медицинские знания, полученные молодыми специалистами в медицинском колледже, с целью наиболее быстрого и эффективного решения возникающих проблем [2]. Формируя профессиональный «капитал» среди молодых специалистов, старшая медсестра воздействует на процесс развития медицинской организации, ускоряет его, изменяет по необходимости его направленность, ликвидирует или ослабляет негативные факторы [3]. Любая организация, в том числе и медицинская, находится в постоянном развитии. Это порождает множество проблем, которые необходимо оперативно решать. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Откладывание или затягивание их решения грозит кризисом.

Развитие ресурсов сестринского дела среди молодых специалистов среднего звена - основная функция старшей медсестры-организатора, которая заключается в систематическом создании условий для роста квалификации и развития личности подчиненных с целью повышения эффективности работы. Линейным руководителям лечебных учреждений необходимо обратить пристальное внимание к студентам еще на этапе обучения в медицинском колледже при прохождении учебной, производственной и государственной практики [4].

Основными задачами совместной работы медицинских организаций и учебных заведений являются не только обеспечение глубоких профессиональных знаний, но и обучение студентов самостоятельному принятию решений и умению отвечать за свои действия. Молодые специалисты, хорошо проявившие себя в практической работе, являются основным источником пополнения кадрового резерва лечебно-профилактического учреждения.

Адаптация молодых специалистов является важным звеном в профессиональном становлении и приобретении производственного опыта и включает в себя следующие этапы: практика в период обучения в медицинском колледже, социальная адаптация, стажировка на рабочем месте, профессиональная адаптация, повышение деловой квалификации. Многолетний опыт показывает, что в процессе адаптации молодому специалисту неоценимую помощь может оказать наставник и организация практических занятий непосредственно на новом месте работы.

Наставничество - это процесс, в котором один человек (наставник) ответственен за продвижение и развитие другого человека (новичка). Профессиональная адаптация заключается в активном освоении специфики и тонкостей профессии, необходимых навыков, приемов, технологии деятельности, протекает достаточно быстро и в большей мере зависит от приобретенных знаний в медицинском колледже, его естественных реакций, а также характеристик самих условий деятельности. В результате у молодого специалиста сестринского дела складывается ощущение, что его ждали, к его приходу готовились. Это позволяет уменьшить психологическую боязнь провала, избежать на первых порах многих ошибок, сформировать позитивное отношение к новым обязанностям и окружению, а тем самым снизить вероятность разочарования и досрочного ухода.

Таким образом, медицинские сестры-организаторы могут решать проблемы обеспечения стабильности коллектива и сохранения благоприятного психологического климата, удо-

влетворить ожидания принятых на работу новых сотрудников.

Целью настоящей работы было доказать ведущую роль медсестры-организатора в создании здоровых и безопасных условий работы молодых специалистов сестринского дела на этапе адаптации.

Материалы и методы

Данная работа проводилась на базе «Школы молодых сестер» ГБУЗ НО ГКБ № 5 за период с 2009 по 2012 год. В процессе исследования использовались специально разработанные анкеты для молодых специалистов и старших медсестер. За указанный период в Школе молодых сестер прошёл обучение 31 человек.

Результаты и их обсуждение

В 2009 году в «Городской клинической больнице № 5» Советом старших сестер больницы было принято решение об организации Школы молодых сестер. Была разработана программа адаптации с целью научить молодых специалистов сестринского дела применять в своей практической деятельности здоровые и безопасные условия труда, а также помочь им закрепиться на конкретном рабочем месте. Реализацией указанной программы занимается учебная комиссия, в состав которой входят старшие сестры, имеющие высшее сестринское образование.

Таким образом, основными задачами внедрения в ГБУЗ НО ГКБ № 5 Школы молодых сестер на этапе адаптации стали:

• качественная и быстрая подготовка новых сотрудников к самостоятельной работе;

• устранение разрыва между теорией и практикой, передача лучшего профессионального опыта «из рук в руки»;

• повышение престижа профессии медицинской сестры;

• снижение текучести новых сотрудников.

В соответствии с ними был составлен план реализации процесса обучения, который включил в себя следующие этапы:

- исследовать существующее положение дел, определить лучший практический опыт медицинских сестер различных отделений больницы;

- изучить ожидания потенциальных участников процесса наставничества, выделить важные для них момент;

- определить проблемы, возникающие у молодых специалистов на рабочем месте;

- проанализировать реакцию (обратную связь) всех участников обучающего проекта (руководителей среднего звена, наставников, молодых медицинских сестер) и внести необходимые коррективы.

Нами были проведены и проанализированы интервью среди старших медицинских сестер стационара. По их мнению, основными сложностями, с которыми они сталкиваются, принимая на работу новых сотрудников, являются (про-ранжировано по степени важности):

1. невысокое качество работы молодых специалистов в первое время, как следствие - необходимость постоянного контроля за их действиями;

2. сложность организации сестринской помощи пациентам из-за недостаточного количества среднего медицинского персонала;

3. необходимость изучения уровня подготовленности молодого специалиста к выполнению именно того вида

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

деятельности, которым он занимается, а также выявить его потенциальные возможности.

На вопрос о том, какие результаты внедрения системы наставничества были бы практически значимыми для конкретного отделения и стационара в целом, старшие медицинские сестры ответили: качественное обучение новичков; передача специфических, присущих данному отделению и профилю стационара практических знаний сестринского дела; закрепление молодых специалистов в организации; быстрая адаптация новичков в коллективе; повышение статуса лучших медицинских сестер благодаря званию «наставник»; усиление привлекательности ГБУЗ НО ГКБ № 5 как работодателя.

Работу наставника и качество подготовки нового сотрудника также оценивает Совет старших сестер больницы по следующим критериям: успешность новичка в освоении курса практических навыков и качества выполняемой работы.

Занятия в Школе молодых сестер проводились старшими медицинскими сестрами хирургических и терапевтических отделений и медицинскими сестрами-наставниками из числа наиболее опытных сотрудников и включали в себя теоретические и практические вопросы. На начальном этапе, с момента поступления на работу, занятия проводились еженедельно (с сентября по декабрь), во втором полугодии -ежемесячно или внепланово, при возникновении неотложных ситуаций. После окончания занятий также проводилось анкетирование, включающие вопросы эффективности обучения и направленное на выявление преимуществ и недостатков обучающей программы.

План занятий в Школе молодых сестер разработан на основании проведенного анкетирования среди молодых специалистов сестринского дела и включал в себя следующие темы:

1. Проведение катетеризации периферических вен, меры безопасности и соблюдение санитарных норм и правил при

постановке катетера, дезинфекция и утилизация материала и игл.

2. Меры безопасной работы медицинской сестры в условиях процедурного кабинета согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СанПиН

2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

3. Меры безопасной работы медицинской сестры в условиях перевязочного кабинета согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

4. Меры безопасной работы медицинской сестры в условиях операционной согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СанПиН

2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

5. Меры безопасной работы медицинской сестры при переливании крови кровезаменителей согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемио-

логические требования к обращению с медицинскими отходами».

6. Изучение Санитарных правил 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» (отработка мер безопасности на практических занятиях, состав аптечки «аварийных ситуаций» и действия медицинского персонала при их возникновении).

Занятия проходили в условиях процедурного, перевязочного кабинета. Старшая медсестра-организатор проводила теоретическое занятие по данному вопросу, в дальнейшем под руководством медсестры-наставника молодые специалисты отрабатывали практические навыки с учетом соблюдения правил безопасности и санитарнопротивоэпидемического режима стационара.

Рассмотрим для примера вопрос, касающийся катетеризации периферических вен внутривенным катетером. Распределение ответов респондентов на первом занятии и после завершения обучения представлено в таблице.

ТАБЛИЦА.

Структура ответов на вопрос «Что является самым важным в данный момент» до и после обучения (в %)

Вопрос Распределение ответов

2009-2010 2010-2011 2011-2012

До занятий к и е ен ^ у О \© с о До занятий После обучения До занятий к и е ен ^ у об По

1. Правила катетеризации периферической вены 10,3 80,2 15,2 85,3 и 91,1

2. Правила безопасности при проведении катетеризации периферической вены 39,7 10,4 38,4 8,2 39 3,2

3. Правила безопасности при дезинфекции колющих и режущих инструментов 39,8 9,4 32,2 2,3 37 3,3

4. Правила безопасности при утилизации отходов класса Б 10,2 - 14,2 4,2 13 2,4

итого 100 100 100 100 100 100

Таким образом, анализ полученных результатов позволил нам выделить основные профессиональные проблемы,

интересующие медицинских сестер во время адаптационного процесса. Первым по значимости для наших респондентов традиционно является вопрос, касающийся безопасности при выполнении манипуляции и проведении дезинфекции инструментария, утилизации медицинских отходов.

Следовательно, сначала медсестре-организатору необходимо на теоретическом занятии обучить мерам безопасности медицинской сестры при проведении манипуляции и лишь только потом перейти к самой процедуре постановки внутривенного катетера.

На момент окончания процесса обучения в Школе молодых сестер большинство ответов медицинских сестер сместилось в сторону самой техники проведения данной манипуляции. Этот факт свидетельствует о том, что в процессе адаптации меры безопасности изучены, отработаны на практических занятиях и ежедневно применяются при выполнении манипуляций.

Анализ литературных источников, посвященных сестринскому делу, и наши исследования, проведенные среди молодых специалистов, позволили определить, что в

процессе адаптации молодых специалистов ведущая роль принадлежит медицинской сестре-организатору, правильно организованная работа которой, обеспечит развитие

сестринского дела в медицинской организации; исследование процесса адаптации имеет богатое содержание, включает широкий набор методов - это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение

показателей и многое другое; реализация программы адаптации представляет собой более высокий уровень творческой деятельности старшей медицинской сестры.

Исследование деятельности Школы молодых сестер и анализ работы старших медицинских сестер-организаторов по обучению на рабочем месте молодых специалистов позволили нам сделать ряд выводов:

1. Молодые специалисты сестринского дела нуждаются в проведении процесса адаптации непосредственно на рабочем месте.

2. Ведущая роль в организации периода адаптации принадлежит старшей медсестре.

3. Молодых медицинских сестер необходимо обучать мерам безопасности непосредственно на рабочем месте.

4. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности молодых медицинских сестер для обоснованного выбора решения.

5. Целесообразно поддержание и дальнейшее развитие

программ наставничества. ^

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций: практ. Задания: учебное пособие по специальности «Менеджер организации».-2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2006. 263 с.

2. Алехина О., Удалов Ф., Кулагова И. О влиянии руководителя на эффективность управления производством и персоналом. Проблемы теории и практики управления. 2011. № 8. С. 60-65.

3. Коротков Э. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал. Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. С. 18-30.

4. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по специальности «Управление персоналом». М.: ИНФРА-М, 2008. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.