УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University
Т. 44, № 5. С. 75-84 2022
Научная статья Литературоведение
Б01: 10.15393/исЬ7.аИ.2022.790 УДК 821.161.1
АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ МОРОЗ
доктор филологических наук, профессор
НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Российская
Федерация)
ORCID 0000-0002-5164-8080; [email protected]
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СБОРНИК ДУХОВНЫХ СТИХОВ И ВЫПИСОК ИЗ С. ТРОИЦА КАРГОПОЛЬСКОГО РАЙОНА: СОСТАВ, СТРУКТУРА, ИДЕОЛОГИЯ
Аннотация. Статья вводит в научный оборот рукописный сборник, обнаруженный в с. Троица Каргопольского района Архангельской области в 1998 году. Сборник состоит из духовных стихов и выписок из разных церковных книг: учительных, полемических, четиих, а также из книг по истории старообрядчества. Содержание стихов и выписок, особенности текстов стихов, характер источников выписок, место бытования сборника и ряд других признаков указывают на принадлежность его старообрядческой книжной традиции, конкретно - согласию бегунов, сторонники которого жили в северной части современного Каргопольского района до середины XX века. Стихи и выписки не просто носят полемический характер и отражают идеологию бегунского согласия, но и выстроены особым образом, чтобы отразить историю раскола и мотивировать позиции бегунов по отношению к внешнему миру. Выписки выстраиваются в линию: причина раскола - неприятие верующими реформ Петра - гонение на старообрядцев - мир пребывает в грехе - необходимо бежать от мира - спасение в покаянии, пустынножительстве и безбрачии - приближается Второе пришествие - спасен будет только тот, кто покается и отречется от мирских пристрастий, - спасенным даруется царствие небесное. Духовных стихов значительно меньше, чем выписок, и они, хотя в целом выстроены в той же логике, разрабатывают ее менее подробно.
Ключевые слова: фольклор, духовные стихи, старообрядцы, бегуны, скрытники, Русский Север, книжность, церковный раскол, рукописная традиция, народная религиозность
Для цитирования: Мороз А. Б. Старообрядческий сборник духовных стихов и выписок из с. Троица Каргопольского района: состав, структура, идеология // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44, № 5. С. 75-84. Б01: 10.15393/исЬ7.аИ.2022.790
ВВЕДЕНИЕ
В 1998 году в ходе фольклорной экспедиции в с. Троица Каргопольского района Архангельской области нами был получен рукописный сборник, содержащий духовные стихи и выписки из церковных книг и книг по истории старообрядчества. Принадлежность сборника установить не удалось и получить какие бы то ни было комментарии по его поводу тоже.
Тетрадь в 1/8, сшитая вручную, в черном коленкоровом переплете, бумага без филиграни, на листе 12 в правом нижнем углу имеется едва различимый штемпель. Отчетливо в штемпеле просматривается только рамка, подходящая под крайне расплывчатое определение «прямоуг. гнут.», используемое С. А. Клепиковым [2: 100115]. Таким образом, установить точное место и время изготовления бумаги не представляется возможным. Тем не менее рукопись можно осторожно датировать приблизительно последней третью XIX века. Наиболее позднее издание,
выписки из которого включены в сборник, - это «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова, цитируемая по изданию 1862 года1. Сборник не имеет титульного листа и заглавия; включает 43 листа, при этом пагинация начинается с 4-го (то есть на 4-м листе стоит номер 1, три первых не только не пронумерованы, но и не посчитаны), текст написан полууставом четырьмя разными почерками, на большинстве листов заголовки и буквицы выполнены красными чернилами. Сборник хранится в АЛФ.
СТРУКТУРА СБОРНИКА
Рукопись производит впечатление цельного сборника со вполне продуманной структурой и концепцией. В целом тематика сборника может быть описана так: избегание греха, в том числе путем отказа от мирских благ, общения с неверными и инославными, бегства от мира, покаяние и принятие правильного крещения, а также ожидание второго пришествия и па-
© Мороз А. Б., 2022
мять смертная. Открывает его молитвенный начал (Начало поутру и вечере) - л. [I] - [IV об.2]; молитвенный начал завершается Архангельским поздравлением пресвятей Богородице -оно размещено на отдельном - первом пронумерованном листе, на обороте которого помещен первый из духовных стихов. Хотя почерки в рукописи меняются, нет оснований считать, что она создавалась в несколько отдельных этапов, так как разные почерки представлены на отдельных листах и даже на отдельных страницах: в одном случае (л. [I об.]) почерк меняется в середине страницы, после первого слова Молитвы Господней. Пагинация, возможно, сделана позднее, одной рукой и вполне отчетливо, первые листы не производят впечатления подшитых, после того как остальные листы были пронумерованы. Таким образом, можно предположить, что пагинация дается подобно тому, как в XIX веке в типографских изданиях предисловия получали отдельную от основного текста нумерацию страниц (так, например, проставлены номера страниц в издании «История Выговской пустыни»3, которая цитируется в исследуемом сборнике). Здесь альтернативной пагинации нет, однако молитвенный начал выполняет скорее функцию вступления, нежели собственно молитвенного текста. Следом за молитвенным началом идет подборка духовных стихов. Третья часть представляет собой выписки из разного рода литературы: учительных, полемических сборников и книг по истории старообрядчества.
ДУХОВНЫЕ СТИХИ
Мы уже публиковали эти стихи4, потому ограничимся здесь их краткой характеристикой. Стихи занимают листы 1 об .-22 об. Всего сборник содержит 13 стихов, они не понумеро-ваны, но каждый из них начинается с написанного красными чернилами названия или просто с заголовка «Стих», однако в действительности можно говорить об 11 стихах, так как два из них - фиктивные и возникли в результате ошибки переписчика. Так, третий по порядку стих составлен из конца второго (Среди самыхъ юныхъ летъ Вяну аки нежной цветъ) и начала четвертого (Съ другомъ я вчера сиделъ, Зрю на смертный пределъ), таким образом, финал одного и начало другого составляют якобы самостоятельный текст. Еще один стих (Пойду страдать въ страну далеку) - в сборнике это 6-й и 7-й тексты - разбит на две части, после строки и где изволитъ - поселитъ идет заголовок «Стих» и далее, со слов Наставь о вере
несумненной начинается следующий текст, являющийся между тем продолжением предыдущего. Из такого членения текстов видно, что, по крайней мере, та часть, которая содержит духовные стихи, не составлена, а переписана с другого источника, причем переписчик не вполне компетентно обошелся с текстами. Приведем названия (где есть) и инципиты всех 11 стихов.
1. Л. 1 об.-3: Стихъ о страшномъ суде. Господь грядетъ в полунощи, Женихъ идетъ со славою5.
2. Л. 4-4 об.: Среди самыхъ юных летъ Вяну, аки нежной цветъ6. Этот стих в сборнике заканчивается словами: Здесь прово-димъ дни в слезахъ, Намъ и радость в небесахъ, Господи помилуй! Окончание выделено в отдельный стих с присоединенным к нему началом следующего.
3. Л. 5 содержит компилят: последние строки стиха 2, начиная со слов: Сиры мы вси и убоги, Но Твои щедроты многи... соединены с началом стиха 4: С другомъ я вчера сиделъ, Зрю на смертный пределъ. О горе мне о горе мне Великое.
4. Л. 5 об.-7 содержит стих, начало которого стало финалом предыдущего. Начало по другим спискам и изданиям: Съ другомъ я вчера сиделъ. В нашей рукописи стих начинается со слов: Плоть мою во гробъ кладутъ, душу же на судъ ведутъ7.
5. Л. 7-9: Стихъ о матери со дщерию. Умоляла мать родная Свое милое дитя8.
6. Л. 9 об.: Пойду страдать въ страну далеку, Куда мя добрый помыслъ поведетъ. Стих разбит на две части, каждая из которых озаглавлена как самостоятельные тексты: «Стихъ». Эта первая часть заканчивается строками: Богъ спутник, колесница, И где изволитъ поселитъ.
7. Л. 10: Вторая часть стиха, начавшегося под № 6, начинается строками: Наставь о вере несумненной, Наставь меня и утверди9.
8. Л. 10-12 об.: Стихъ Иосифа (sic!) Царевича. Что за чюдная превратнось И непредмену я зрю въ глазах10.
9. Л. 12 об.-13 об.: Стихъ. Время радости настало, Я [в] вос-торзе себя зрю, Мое сердце трепетало11.
10. Л. 14-16: Прошу выслушать мой слогъ, Кой въ темницы
служить12 могъ13.
11. Л. 16-19: Стихъ. Похвала дественникомъ (sic!). О дествен-ницы, невесты Христа Бога нашего, Сына Божия Творца небес-наго, Внимайте и услышите, Како Он ублажаетъ васъ14. Стих составлен киновиархом Андреем Борисовым (ум. в 1791 году) и «относится к числу образцовых сочинений поморской литературной школы. "Похвала" воспринимается как живой отклик на бытейские проблемы выговцев, многие из которых жили со своими семьями, сохраняя по существу крестьянский уклад жизни в окружении стен, замысленных отцами-основателями пустыни как монастырские» [4: 221].
12. Л. 19-20 об.: Стихъ о памяти смертнаго часа. Взирай съ прилежанием, Тленный человече, Како векъ твой проходитъ И смерть недалече. Широко распространенный стих представляет собой основную часть, без вступления и финала, стиха, написанного митр. Стефаном Яворским на кончину свт. Димитрия Ростовского «О памяти смертного часа»15. В опущенной начальной части автор обращается к читателю, а в финальной вспоминает усопшего и призывает его слезно вспоминати. Вместо заключительного фрагмента в сборнике приводится другой текст16.
13. Л. 20 об.-22 об.: Стихъ о перемены веры о последнемъ времени. Слезы ливше о Сионе И с сердечною тоской Пелъ Израиль в Вавилоне, Пленный сидя над рекою11.
Подбор духовных стихов крайне характерен. Основная их тематика связана с покаянием, пустынножительством, твердостью в вере и ожиданием Второго пришествия. Все стихи поздние, в большинстве силлабо-тонические и рифмованные. Стих на л. 12 об.-13 об. (Время радости настало, Я [в] восторзе себя зрю) в финальной части ощутимо перекликается, местами совпадая почти дословно, с финалом известной сиротской песни Там в лесу при долине громко пел соловей. Песня получила крайне широкое распространение, в том числе, возможно, благодаря ее исполнению в фильме «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк, 1931 год), однако определенно существовала и раньше, по крайней мере в 1920-х годах18. В сборнике рассказов Вадима Сафонова (1904-2000) «Гранит и синь» помещен один текст, в котором автор рассказывает, как в 1923 году познакомился с молодым человеком, сиротой и бродягой, 1903 года рождения, который утверждал, что сочинил эту песню, скитаясь по югу России сразу после Гражданской войны. Автор приводит подробности своего с ним разговора, описывает манеру исполнения песни и дает текст, ощутимо отличающийся от известных нам версий19. Степень достоверности этого очерка и рассказа его героя остается под вопросом. В частности, эта песня опубликована в 1929 году А. П. Георгиевским20. Огромное количество вариантов также свидетельствует о широком распространении песни, однако ее фиксаций рубежа XIX-XX веков нам не известно. Можно предположить влияние стиха на песню или наличие некоего неизвестного нам общего источника, однако вопрос о времени происхождения стиха и песни остается открытым.
Еще один стих, заметно выбивающийся по форме из подборки, - Похвала де[в]ственни-комъ, вдохновленный «Книгой о девстве» Иоанна Златоуста и, возможно, «Похвалой девственности» Григория Богослова и напоминающий по форме стихиры с анафорической структурой. Стих распространен в старообрядческой среде и устойчиво соотносится в рукописных сборниках с Евангелием от Луки (ср. упомянутый уже сборник духовных стихов (ОР РГБ. Ф. 212. № 72.2), а также «Книгу беседы евангельские от Луки, похвалы девственником» [7: № 34]).
Все помещенные в сборник стихи достаточно известны, половина из них (6 текстов) содержится в собрании Маркова21, 11 из 12 - в «Материалах.» под редакцией В. Бонч-Бруевича22. Важно отметить, что в обоих изданиях тексты приводятся по письменным источникам. В частности, в «Материалах.» под редакцией В. Бонч-Бруевича В. И. Срезневский публикует стихи из, как он сам его характеризует,
«бегунского сборника, относящегося к последней четверти истекшего столетия и приобретенного мною для библиотеки Академии наук в 1905 году в Заонеж-ском крае непосредственно из рук лица, принадлежащего к числу бегунов или странников»23.
На старообрядческое происхождение сборника указывает косвенным образом и включение в его состав стиха о царевиче Иоасафе (в сборнике - Иосифе). По утверждению А. М. Петрова, этот текст, который обычно называется стихом о царевиче Иоасафе, повествование в котором идет как бы от его лица, не содержит упоминания имени царевича, «он сложился в XIX в. в старообрядческой среде. Стих носит характер подражания силлабо-тоническим стихотворениям русской классики» [8: 90].
Старообрядческое происхождение сборника подтверждает также содержание последнего стиха (Слезы ливше о Сионе) откровенной полемической направленности, обличающего лжепророков, порочность мира и его законов. Кроме того, в сборник включены два текста, которые, по утверждению С. В. Максимова, созданы Никитой Семеновым24, одним из руководителей страннического согласия, стоявшим у его истоков.
Н. С. Мурашова, рассматривающая эволюцию внелитургического духовного пения, приводит интересную статистику. На основе корпуса из 1149 духовных стихов, составленного с использованием
«более чем 130 информационных ресурсов: описаний коллекций и собраний; сборников текстов; архивных фондов (Астраханского областного методического центра; Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета; личного архива автора); электронных ресурсов; дисков; периодических изданий; а также материалов, извлеченных из публикаций различных жанров, представляющих разновременной фонд: от зафиксированных в рукописях XVIII в. до экспедиционных записей нашего времени и стиховников из обихода современных старообрядцев» [6, т. 1: 28-29],
автор создает таблицу распространения отдельных текстов (сюжетов) по различным согласиям старообрядчества. Географического различия не делается, что, видимо, оправдано развитой коммуникацией, существовавшей между старообрядческими общинами на разных концах страны, но сам географический охват весьма значителен: Архангельский Север - 316 сюжетных единиц, Новосибирская область - 311, Вятка - 310, Прибалтика - 271, Урал - 252, алтайские поляки и каменщики - 152, липоване - 129, Коми - 124, Карелия - 92, Вологодчина - 83 сюжетные единицы [6, т. 1: 251]. Приведем выдержки из этой таблицы, касающиеся размещенных в сборнике из с. Троица стихов.
Репертуарный свод духовных стихов староверов поповских и беспоповских согласий: субконфессиональный аспект [6, т. 2: 100-122]
Repertoire of spiritual verses of the Old Believers from priestly and priestless sects:
subconfessional aspect [6, vol. 2: 100-122]
Словесный инципит РПСЦ бегло-поповцы поморцы филипповцы федосеевцы стариковцы часовенные бегуны / странники/ скрытники
Взирай с прилежанием, тленный человече (Стих кратковременности / О памяти смертнаго часа) 2 2 2 3
Вчера с другом я сидел 1 1 2 1
Господь грядет в полунощи (О Страшном Суде) 1 1 1 2
Наставь о вере несумненной, наставь меня и утверди 2
О дественницы, невесты Христа, Бога нашего (Стих похвала дественником) 2
Плоть мою во гроб кладут (часть из стиха «С другом я вчера сидел») 2
Пойду страдать в страну далеку 3
Прошу выслушать мой слог 1 2 2 3
Слезы ливше о Сионе (О святой церкви / Плач Израиля) 2 1 2 2 2 3
Среди самых юных лет (Стих о юности и молодости) 1 2 1 5
Умоляла мать родная (Об умолении матери своего чада. / Наказ дочери / Стих о матери со дщерию) 2 1 3 2 3 2
Что за чу(ю)дная превратность непременно зрю в глазах (Иоасафа царевича стих) 1 2 2
Из таблицы видно, что все помещенные в сборник стихи имеют наибольшее или исключительное распространение именно в среде бегунов / странников / скрытников. Действительно, на территории Каргополья община скрытников была весьма многочисленной. По утверждению К. А. Докучаева-Баскова, бегуны начали появляться здесь в конце 1840-х годов25. Согласно версии Д. Островского,
«в 50-х годах между филипповцами Каргопольского уезда начинает замечаться разъединение: одни из них остаются верными Филиппу, другие начинают вступать в новую секту "Христовых странников", или попросту "бегунов". Первыми проповедниками "бегунства" здесь были ярославские странники»26.
Конфискованные письма в другие губернии у арестованного в 1864 году одного из бегунских наставников свидетельствуют, что Никита Семенов был одним из главных лидеров каргополь-ского скрытничества27. Именно с его фигурой связано распространение странничества в Кар-гополье [3: 172].
ВЫПИСКИ
Третья часть сборника содержит выписки из различных книг, так или иначе отражающие
противостояние официальной церкви и идеологию странничества. Автор выбирает фрагменты, описывающие некоторые противоречия между старообрядчеством и официальной церковью, мотивирующие такие важные различия, как крещение и крестное знамение, а также уход от мира, нежелание иметь что бы то ни было общее с инославными и безбрачие, говорящие о памяти смертной, грехе и покаянии. Все выписки снабжены указанием на название источника, главу и номер страницы или листа.
Л. 22 об.-28. Выписка представляет собой два фрагмента из издания «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова28, в которых перечисляются нововведения, предпринятые Никоном и - по его поручению - Арсением Греком («Никонъ же чего самъ умыслити невозмо-же, на то Арсения оного избра»29): троеперстное крестное знамение, пятиперстное благословение, хождение крестным ходом против солнца, пятипросфирное богослужение и т. д. Второй фрагмент повествует о том, что описанные реформы привели к гонениям на несогласных, а это, в свою очередь, к притоку в Олонецкие и Каргопольские пределы множества тех, кто отстаивал правоту старой веры.
Л. 28-29 об. Набор небольших цитат из книги А. Щапова под заголовком «Книга Щаповъ расколъ»30. Цитируется с большими сокращениями челобитная XVIII века, направленная против реформ Петра Первого, которую
приводит в своей книге А. Щапов31, а также рассуждения самого Щапова о глубине проникновения раскольнического, старообрядческого образа мыслей, который не могли искоренить ни казни в срубах, ни расстрелы, ни ссылка. Составитель сборника заменяет обозначения раскольник, старообрядец на христиан православных, оставляя остальной текст неизменным как свидетельство безвинных страданий, перенесенных ими.
Л. 29 об. Как явствует из заголовка, выписка сделана из Недельного Евангелия (Слово 3, лист 23), то есть из Евангелия апракос: «Къ невернымъ бо тогда ниедино слово его быть, понеже бо вси купно саосуждены бу-дутъ...» Однако источником послужило старопечатное Учительное Евангелие 1652 года. Выписка содержит фрагмент поучения в неделю Мясопустную на зачало 106 (Мф. 25:31-46), в котором Христос наставляет учеников, говоря им, что, накормив и одев ближнего, они кормят и одевают Его Самого. Те же, кто не подает нуждающимся, не подает Самому Господу. Комментарий противопоставляет, таким образом, истинно верующих и неверных; в рамках цитаты это противопоставление тождественно оппозиции 'старовер - нестаровер'.
Л. 30 содержит три короткие выписки: Евангелие недельное на Преображение, слово 78 листъ 519. Выписка из того же Учительного Евангелия включает две фразы, относящиеся ко Второму пришествию: «Овыхъ-же свяжутъ руце и нозе узами нерешим[ым]и32, и в кромешную тму ввержетъ, тогда праведнии просия[ю]тъ, яко солнце, грешнии же подземелна приемше страдати имутъ».
Книга катихизисъ бол[ьшой], глава 13. По всей видимости, имеется в виду Катехизис Лаврентия Зиза-ния, однако у него это глава 14: «Вопросъ: грешным душам что будет? Ответъ: Слыши псаломъ глаго-летъ смерть грешникомъ люта рекше мука вечная. Ныне же пребываютъ въ велице сетовании и скорби и нестерпимыхъ ухахъ ждуще оных вечныхъ мукъ».
Книга Вера глава 11 листъ 86. Цитируется «Книга о вере единой истинной православной», полемический сборник XVII века, направленный против католиков, униатов и протестантов, но в данном ключе цитата приобретает антиниконовскую направленность. Глава 11 озаглавлена «О душахъ святыхъ, о раи, и о небе-си, и о царстве Божиемъ». Выписка переходит на оборот листа: «[Души]33 грешныхъ убо во аде пребывают подъ землей и моремъ, якоже глаголетъ псаломникъ въ тем-ныхъ и сени смертней и в рове преисподнемъ. И во Иове пишетъ, въ земли тмы вечныя, идеже несть света, ниже узрети жизни человеческия, а праведныхъ души по Хри-стове пришествии [якоже] от разбойника иже на кресте навыкн[у]емъ яко в раи суть, небо ради единыя души святаго разбойника Христосъ Богъ нашъ рай отвер-зе но всехъ ради прочее святыхъ душъ. [Вопрос 20: Что убо, прияша ли праведнии благая и грешнии муку?] ни[како]34же обаче радость, юже имутъ праведных души, отчасти наслаждение имъ есть, такожде и грешныхъ отчасти въ скорби [суть]».
Л. 30 об. Книга Кирилла Иерусалимскаго, глава 2 листъ 8 (издание 1644 года): «И пророкъ глаголетъ: изве-де их и узы их растерза...» Цитируется «Беседа на 2 главу», собственно, комментарий к тексту. В цитате речь идет о Втором пришествии и необходимости готовиться к нему, ибо Господь изведет из ада только праведников, а грешников оставит там.
Л. 31. Книга Вера глава 30 листъ 280 [и] ниже. «Не зриши ли, яко греховъ ради Богъ потопи всю вселенную и всему роду нашему всегубителство содела...» Глава 30 называется «О антихристе, и о скончании мира, и о страшномъ суде, свидетельства Писания». Выписка содержит описание кар, которые постигали в разные моменты народ Божий, призыв покаяться в грехах и презреть мирскую суету ради «славы небесной».
Л. 32. О посте среды и пятка. Книга Вера глава 15 листъ 126 на обороте. «Святии апостоли о посте среды и пятка тако предаша: аще кто въ среду и пятокъ не постится отлученъ да будетъ...»
Книга Уставъ со святцами и Номоканонъ правило 215. «Цареградский патриархъ Никифоръ въ 5-м правиле глаголетъ, яко от священникъ не постящих среду и пяток, недостоитъ причаститися». Цитируется Правило 214 Номоканона при Большом Потребнике.
Л. 32-32 об. Книга четья январь 21. «Что сотвориши егда римляна соединятся византияномъ...» Цитируется фрагмент из Жития Максима исповедника, выписка представляет собой слова Максима, отказывающегося быть с патриархом Константинопольским и царем, так как они еретики-монофелиты.
Л. 32 об. Книга Вера глава 27 листъ 240. «И три персты, имиже благословлялъ, отсещи и тело его в Ти-веръ реку воврещи. Чти о том въ Баронии». В соответствующей главе речь идет о том, как восточная церковь оберегает западную от ересей и как западные епископы при поставлении беседуют с патриархом. Цитата прочитывается как описание действий, направленных против троеперстия, однако в оригинале речь идет о суде, который устроил папа Стефан VII над эксгумированным папой Формозом по обвинению в незаконной коронации императора Арнульфа. По приговору три перста, которыми он благословил императора, были отрублены и брошены в Тибр.
Книга Кирилла Иерусалимскаго глава 31 листъ 270. «Аще пойдетъ христианинъ мимо ихъ церковь, а у нихъ поютъ, то уши заткнуть и бежать, чтобы гласъ не слышать». Глава 31 «О посте арменском» рассказывает о неправильном армянском причащении, но в контексте сборника приобретает несколько иной смысл.
Л. 33. Книга Иоанна Дамаскина глава 28. «Глаголетъ но человек родится изблюдаи все сатанино действо вос-приметъ. Толков[ание:] Девица есть вера сказуется Христова или еретическая вера. Блудъ же ересь называется».
Потребникъ листъ 664. «Аще кто не крестится двема персты, якоже и Христосъ, да будетъ проклят». Здесь приводится неточная цитата из главы 31 Стоглава «О крестном знамении, како подобаетъ архиереомъ и иереомъ благословляти и знаменоватися и прочим православнымъ християномъ знаменоватися и покланя-тися», в которой содержится подробное описание пер-стосложения.
Кириллъ Иерусалимский глава 27 листъ 242 на об[ороте]. «И всех от различных еретическ[их] вер приходящихъ истиней християнъ вере закона совершенно крестити. Еретич[еское] крещение несть крещение, но осквернение». Глава Стоглава «Ереси римския, еже прияша от мелхисидикиянъ, и жидовъ, и арменъ». Цитируется не сам текст главы, но его толкование.
Книга Кормчая, глава 71 листъ 641. «И сия правила якоже предрекохомъ подобне, и градстии законы
сице глаголютъ, яко еретикъ есть еретическимъ под-лежитъ закономъ». Цитируются «Преподобного Никона, игумена Черныя Горы, изглашения о освященных прави-лехъ», которые относятся к нарушению постановлений VII Вселенского собора.
Л. 33 об. Книга Вера глава 28 листъ 256. «Аще и имя Святыя Троицы таковыи нарицаютъ, аще истинных на помощь призывают, аще и знамения честнаго креста Христова творятъ, бегати и отвращатися от нихъ подоба-етъ». Глава «О разнствии между церковию и костеломъ» относится к католикам, которые осуетишася. Цитата говорит о тех, иже последуют поганых обычаем, таким как колядование и проч.
Книга Вера глава 21 листъ 192. «И сие было приложено, аще бы кто дерзнулъ инако учити или глаголати, анафема, сиречь вечному мучению». Глава «О отступлении римлянъ от грековъ и от святыя восточныя церкве». В источнике цитаты этот фрагмент относится к эпизоду, когда папа Лев приказал повесить в алтаре Собора св. Петра в Риме текст Символа веры без filioque на греческом и именно так повелел читать на литургии.
Апостола Иоанна послание 1, зачало 71, глава 2, стихъ 18.
[Книга] Вера глава 2 в конце слова. «И яко во время пришествия Христова избранныхъ Божиихъ малое стадо было, тако и въ пришествие антихриста уменшатся правовернии, а зловернии умножатся». Глава «О церкви», которая во время Второго пришествия будет спасать верных.
Л. 34. [Книга] Вера глава 16 листъ 142 ниже. «Иже убо не молится Богу ниже божественныя беседы при-нимати не желаетъ, непрестанно мертвъ и окаяненъ». Глава «О пении церковномъ».
Книга Златоустъ, слово 25 ниже. «Аще кто книги почитаетъ или чтущаго слушает, той съ Богомъ беседует». Цитируется «В понедельникъ третией недели поста, поучение святаго Иоанна Златоустаго о уставе жития христианскаго, емуже начало: Иже кто милостив...». Перед этим говорится о необходимости творить милостыню, помогать убогим, о воздержании и т. д.
Златоуст, слово 47 ниже. «Аще кто молча книги почитаетъ и къ человекомъ учително глаголетъ, день и нощь Бога молитъ». Цитируется «В среду пятой недели поста, поучение некоего черноризца к брату о молчании, емуже начало: ельма же требуеши, брате мой присный...». Цитата оборвана на середине фразы, продолжение ее: «. надеюся, яко самъ Богъ Троицею духов-не въ такове человеце живетъ». В источнике основной акцент сделан не на необходимости поучать и слушать поучения, а о том, что пространное глаголание кроме книжныхъ словесъ - великий грех.
Книга Ефремъ, слово 105 ниже. «Будут бо мнози обретаеми тогда угодни Богу, и могуще спастися въ го-рахъ бо, и холмехъ, и пустыхъ местехъ, и многихъ мо-литвахъ, и печалехъ безчисленныхъ. Святый же Богъ, видя ихъ тако въ печали безчисленней и въ вере святей, помилуетъ ихъ яко Отецъ чадолюбивый сердцемъ, иде-же будутъ скрылися». Цитируется «Слово 105 О антихристе. О втором пришествии».
Л. 34 об. Евангелие от Матфея, зачало 79, гл. 19, стихъ 29. «И всякъ, иже оставитъ домъ, или братию и сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села имене моего ради, сторицею прииметъ и животъ вечный наследитъ».
К коринфяномъ послание 2, зачало 182, гл. 6, стихъ 16. «Вы есте церкви Бога жива, якоже рече Богъ вселюся въ нихъ и похожу и буду имъ Богъ.»
Л. 35-35 об. Прологъ, генваря месяца 17 день. Поучение о царствии небесномъ. «Царство небесное вечно есть и безсмертно, егоже ждутъ работающии Госпо -деви...». Текст статьи посвящен аскетической жизни, отвержению земного, монашеству, развивает тему выписок на предыдущем листе, в том числе цитирует тот же стих Мф. 19:29. Цитата призывает отказаться от суетного и мирского ради царствия небесного.
Л. 35 об.-36. Прологъ, июня 27 день. Слово, яко добро присещати болящихъ. «Не ленитеся присещати бо-лящихъ Господа ради. Равно бо есть милостыни еже присещати болящихъ. Слыши Господа глаголюща: бо-ленъ бехъ и присетисте мене.». Приводится весь текст статьи без финальной фразы.
Л. 36-37. Прологъ, июня 28 день. Слово о странно-любии. «Будите, братие, ревнители добрымъ деломъ, да до конца поживете мирно о Господе. Не укрои странна и пришелца, но приими я в дом твой.» Приводится полный текст статьи.
Л. 37-37 об. Прологъ, месяцъ июль 1. Въ тои день повесть святаго Нила. «Веждь, чадо, яко маловре-менъ есть родъ человеческий, и сего ради долженъ есть смиренъ человекъ николиже забывати смерть.» Приводится полный текст без финальной фразы. Основной мотив - кратковременность жизни, которую должно прожить без греха.
Л. 37 об.-38. Къ солуняномъ послание 1, зачало 270, гл. 4, ст. 16.
Л. 38. Златоустъ. Слово 113 ниже. «Рече Господь: две мелющих въ жерновахъ едину поемлется, а другая оставляется. То жерновы есть весь миръ, а мелющии же душа и тело. Душа убо поемлется, а тело оставляется». Составитель сборника помечает выписку «Слово 113», однако в сборнике «Златоуст» содержится всего 112 слов. Цитата начинается фразой из Евангелия от Матфея (Мф. 24:41), далее приводится толкование из «Беседы трех святителей»: «86. Вопрос: Что есть два мелю-щии жерновы: един подъемлется, а другий оставляется? Ответ: Жерновы есть мир, мелющия - душа и тело: душа подъемлется, а тело оставляется» [7: 164].
Л. 38-38 об. Евангелие Благовествование от Матфея, зачало 102 ниже. Под этим заголовком приводится фрагмент из Катехизиса, сам же заголовок относится к предыдущей выписке: именно в зачале 102 (Мф. 24:36-41) содержится (стих 41) упоминание о двух мелющих: «Вопросъ: Како убо приемлются праведнии, да поведает Павелъ? Ответъ: живущии бо рече о Господе на облацехъ возъмутся на воздухъ и всегда съ Госпо -дем будутъ. Вопрос: Како убо оставятся неправеднии? Ответ: соберутъ, рече, ангели избранныхъ от четырехъ ветръ, нечестивыхъ же пожегутъ огнем неугасимымъ. Ниже разумей же и жены Лотовы окаменение, и удиви-ся огненому прещению, въ купе убо бяше Лотъ, жена его и две дщери, и Лотъ не опалися со дщерма своима, ни жена его не убежа огненнаго прещения, но комуждо ихъ по правде воздаяние бысть. Тако убо и на суде пра-веднии бо прияти будут, якоже Лотъ, неправеднии же оставятся, яко жена Лотова».
Л. 38 об.-39. Книга Ефремъ, слово 8 листъ 140 на обороте. «Темже боюся, егда напрасно наидетъ на ны день
онъ и обретшеся страстни и нази, и не приготовленнии во огнь послании будемъ, сицева бо любляху и во дни ноевы ядяху и пияху, женяхуся и посягаху, и купли тво-ряще дондеже прииде потопъ и погуби вся.» Выписка из Слова 8 О поучении и покаянии.
Л. 39-40. Прологъ, месяцъ июль 14. В той же день слово о покаянии, яко не токмо Богъ исповедавшыхъ грехи своя приемлетъ, но и обратившихся от грехъ к покаянию. «Поведаше некто от отецъ глаголя, яко в Селуни есть монастырь девическъ. Едина от нихъ от действа вражия поущена бысть отити от монастыря, и шедши впаде въ блудь...». Приводится полный текст статьи без финальной фразы.
Л. 40-40 об. Прологъ, месяцъ июнь 5. Въ той же день слово от премудрости о наказании чадъ. «Внемлите себе известно о глаголемыхъ, казните дети своя изъ-млада, глаголетъ бо премудрость: любя сына своего, жезла на немъ не щади, казни его от юности, да на старость твою покоитъ тя...». Текст обрывается на половине фразы, вероятно, окончание утрачено.
ИДЕОЛОГИЯ СБОРНИКА
Сборник написан разными писцами - об этом свидетельствуют четыре разных почерка и разный характер ошибок. Орфографических ошибок или описок немного, в основном это пропуски слов в тексте, неразличение при составлении выписок собственно текста и его толкования, Евангелия апракос и Учительного, незавершенные фразы. Обращает на себя внимание ошибка в имени царевича Иоасафа, который в заглавии соответствующего стиха назван Иосифом. Вместе с тем в структуре сборника просматривается единая ярко выраженная задача, руководствуясь которой действовали все писцы (впрочем, нельзя отрицать, что сборник переписан с какого-то образца). Общий замысел, лежащий в основе сборника, связан непосредственно с тем согласием старообрядчества, которому очевидно принадлежал(и) его составитель(и), - бегунству / странничеству / скрытничеству. Е. В. Прокурато-ва в работе, посвященной содержанию и типологии ряда сборников, составленных старообрядцами-странниками, отмечает, что, с одной стороны, книжность странников (скрытников) наименее изучена [9: 339], с другой стороны,
«сам состав рукописного сборника - авторские сочинения или тематическая подборка текстов в компилятивных рукописных книгах - становится ярким свидетельством принадлежности книги сторонникам страннического вероисповедания. <...> Наиболее определенно странническим книжникам можно атрибутировать рукописи полемического, уставного и регламентирующего характера <...> поскольку в состав данных рукописей нередко включаются сочинения страннических авторов» [9: 343].
В нашем случае сборник не содержит полемических сочинений страннических авторов,
однако общая идеология и принадлежность некоторых духовных стихов согласию странников (скрытников) указывает на то, что он составлен именно в этой среде.
Действительно, в тех местах, откуда происходит сборник, до середины XX века жили скрытники в значительном количестве, они оставили о себе весьма яркие воспоминания как в устной традиции35, так и в материальных объектах. В частности, в радиусе 10 км от с. Троица известно две пещеры, в которых, вероятно, молились скрытники [5]. Один из духовных стихов, приведенных в сборнике, нам удалось зафиксировать и в устном бытовании на той же территории -в с. Архангело, в 10 км от Троицы. Стих был частично пересказан в контексте разговора о старообрядцах:
[О староверах что рассказывали?] Они, староверы, и ели из особой чашки. Вот было, это называлось, скрытые. Вот один плотник, и вот у него такое убежище в стену сделано. Только один человек войдё. <.. > Ну дак што они жили у своих хозяев. Ну трудились, работали. А только они вот пели:
Пойду страдать в страну далёку.
Когда добрый помысел ведёт,
Не удержат меня моря и реки,
Я там найду себе жильё.
Мочить буду я слезами свою пищу и питьё.
Прощай весь мир и со страстями,
Я от тебя уже далёк.
Они говорили не по-русски. Сами с собой. Так они в одной деревне прорыли ход по пещёрам. И когда их начали обижать, так они это, смотались. Как-то по пе-
щёрам»36.
Сборник имеет ярко выраженную полемическую направленность и одновременно ориентирован на то, чтобы обосновать основные принципы как старообрядчества в целом, так и связанные конкретно со скрытничеством: перекрещивание вновь обращаемых, безбрачие, отказ от взаимодействия с властями, бегство от мира, скрытная жизнь.
Особо строго выстроенная последовательность духовных стихов не очень заметна - все они повествуют о необходимости очиститься от грехов перед Вторым пришествием и способах этого достичь. Тем не менее некоторая композиция все же просматривается: 1. Второе пришествие и ожидание кары за грехи. 2. Необходимость прожить жизнь в скорбях в ожидании награды в Царстве Небесном. 3. Этому препятствует грешное тело, но теперь следует покаяться ввиду скорой смерти и хранить себя от греха. 4. Сохранить себя от греха помогут девственность и посвящение себя Христу, а не браку. 5-6. Тому же может способствовать бегство от мира и пустынножительство. 7. Бегство от мира
и страдание способствуют перенесению души в другие, прекрасные края. 8. Тот, кто соблюдает себя в жизни, будет вознагражден после смерти. 9. Безбрачие - путь к Богу. 10. Следует все время помнить о смертном часе. 11. В последние времена будет много лжепророков и многие соблазнятся - этого нужно беречься. Таким образом, сначала описываются опасности жизни в миру, затем способы спастись от греха, воздаяние в будущей жизни и предупреждение о последних временах.
Заметно более выраженная логика лежит в основе той части сборника, которая включает выписки из разных книг. Здесь мы сталкиваемся фактически с целостным трактатом, составленным из отдельных цитат большего (до нескольких страниц) или меньшего (одно предложение) размера. Составитель начинает с причин раскола и одного из главных его виновников - Арсения Грека. Далее приводится грамота старообрядцев, в которой они отказываются признавать Петра царем и вследствие того претерпевают мучения и казни за веру. Это интерпретируется как гонения на самого Христа и тут же говорится о том, что гонителям воздастся во время Второго пришествия. В этот момент праведникам будут открыты врата рая, грешников же ждет преисподняя. Потому ради будущей жизни следует покаяться и очиститься от греха. Те, кто пребывает во Христе, должны соблюдать Устав, в том числе посты, не только длинные, но и еженедельные по средам и пятницам, а тот, кто не соблюдает, достоин проклятия, ибо он распинает Христа. С грешниками не стоит иметь ничего общего, их следует избегать. Грех креститься тремя перстами, грех молиться с неверными, а тех, кто при-
ходит к истинной вере, нужно заново крестить. Еретики - это и те, кто признает Троицу, но следует одновременно обычаям неверных (колядует и т. п.). Учителей, которые учат не тому, много, их следует предать анафеме. Сейчас настают последние времена, потому - как предсказано -количество верных уменьшается. Спастись можно через чтение или слушание книг и через молитву. Господь помилует тех, кто будет бежать от мира, скрываться и молиться. Бог наградит тех, кто помогает болящим и странствующим. Грех оскорбляет ангела-хранителя, следует жить без греха и помнить о быстротечности земной жизни. Господь внезапно придет судить, это случится так же, как во дни Ноя, когда никто не ждал потопа. Но надо помнить, что Бог принимает не только праведников, но и кающихся грешников, так что следует стремиться к покаянию.
Изо всей этой последовательности несколько выбивается последняя выписка, в которой идет речь о необходимости наказывать детей, чтобы они росли с памятью смертной, почитали родителей и избегали греха. Впрочем, как уже было сказано, есть основания считать, что сборник утратил последнюю часть, так что описанная последовательность мотивов может быть не завершена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сборник из с. Троица Каргопольского района представляет собой один из документов подобного рода, служащих свидетельством богатой духовной жизни, развитой книжной традиции и активной религиозной жизни старообрядцев-скрытников в Каргополье.
СОКРАЩЕНИЯ
АЛФ - Архив лаборатории фольклористики Российского государственного гуманитарного университета ОР РГБ - Отдел рукописей Российской государственной библиотеки
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. Издана по рукописи Ивана Филиппова. С соблюдением его правописания, одиннадцатью портретами знаменитых старообрядцев и двумя видами Выговских мужского и женского общежительных монастырей / Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1862. С. 20-22.
2 Римскими цифрами обозначены первые четыре листа, не включенные в пагинацию.
3 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. !-ХШ
4 Каргополье. Фольклорный путеводитель. Предания, легенды, рассказы, песни и присловья / Сост. М. Д. Алек-сеевский, В. А. Комарова, Е. А. Литвин, А. Б. Мороз, Н. В. Петров; Под общ. ред. А. Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009. С. 370-395.
5 Ср.: Беломорские старины и духовные стихи: собрание А. В. Маркова / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); Отв. ред. Т. Г. Иванова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 725-726, № 294; Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола / Под ред. В. Бонч-Бруевича. Выпуск первый. СПб., 1908. С. 270-271, № 33.
6 Ср. Беломорские старины. С. 754 (в разделе «Стихи у грамотной девушки» приводится инципит под № 7); Материалы к истории . С. 239-240, № 11; Духовные стихи в рукописных сборниках старообрядцев филип-повского согласия (по материалам Кемеровского территориального собрания ГПНТБ СО РАН) / Сост., вступ. ст., коммент. и описание рукописей Т. Г. Казанцевой. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2014. С. 245-248, № 88.
7 Ср. Материалы к истории. С. 270-271, № 32; Духовные стихи в рукописных сборниках. С. 264-268, № 92.
8 Ср. Материалы к истории. С. 244-245, № 16; Духовные стихи в рукописных сборниках. С. 233-236, № 89 а, Ь.
9 Ср. Материалы к истории. С. 239, № 10.
10 Ср. Материалы к истории. С. 235-236, № 6; Духовные стихи в рукописных сборниках. С. 274-277, № 95.
11 Ср. Материалы к истории. С. 240, № 12.
12 Вероятно, ошибка переписчика: ср. [Бонч-Бруевич: С. 248, № 18]: сложить.
13 Ср. Материалы к истории. С. 248-249, № 18; Духовные стихи в рукописных сборниках. С. 259-263, № 91.
14 Ср. стих под названием Евангелие от Луки. Похвала девственникомъ в сборнике РГБ Ф.212 № 72.2 из Олонецкой губ. Третья четв. XIX в. (https://lib-fond.rU/lib-rgb/212/f-212-72-2/#image-17); Духовные стихи в рукописных сборниках. С. 105-108, № 39.
15 Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовского. Ч. 1. Разные небольшие сего святителя творения с присовокуплением жития его и келейных записок. М.: Синодальная типография, 1805. С. 31-32.
16 Ср. Материалы к истории. С. 267-268, № 30; Беломорские старины. С. 727, № 296; Духовные стихи в рукописных сборниках. С. 213-214, № 77.
17 Ср. Материалы к истории. С. 254-255, № 24; Беломорские старины. С. 754 (в разделе «Стихи у грамотной девушки» приводится инципит под № 1); Духовные стихи в рукописных сборниках. С. 271-273, № 94.
18 Большая подборка вариантов песни опубликована Р. Фахретдиновым на сайте «Песенник анархиста-подпольщика»: http://a-pesni.org/dvor/pozabyt.php.
19 Сафонов В. В саду при долине. Как родилась одна песня. // Сафонов В. Гранит и синь. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 256-263.
20 Георгиевский А. П. Русские на Дальнем Востоке. Фольклорно-диалектологический очерк. Вып. IV Фольклор Приморья. Владивосток: Тип. Дальневост. гос. ун-та, 1929. С. 82. (Труды Дальневосточного государственного университета. Серия III. № 9.)
21 Беломорские старины.
22 Материалы к истории.
23 Материалы к истории. С. 228.
24 Максимов С. В. Бродячая Русь Христа-ради. СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1877. С. 442-443.
25 Докучаев-Басков К. А. Из жизни Каргопольских странников-бегунов // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей России при Московском университете. 1913. Кн. 3, отд. 4. С. 14.
26 Островский Д. Каргопольские «бегуны»: краткий исторический очерк // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края / Сост. И. Благовещенский. Петрозаводск: Губ. тип., 1902. Вып. 4. С. 23.
27 Там же. С. 31.
28 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 20-22, 24-27.
29 Там же. С. 20.
30 Щапов А. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской Церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII. Казань: Издание книгопродавца Ивана Дубровина. 1859. С. 108-110.
31 Там же. С. 106-108.
32 Здесь и далее исправления даются по источнику цитирования.
33 В оригинале слово оторвано от цитируемого фрагмента, потому и не включено в цитату.
34 Составитель сборника из ответов на два вопроса делает связный текст, опуская вопрос 20 и заменяя ответное никакоже на союз ниже, который должен соединить начало ответа на вопрос 20 в единую фразу с концом ответа на вопрос 19.
35 Каргополье. С. 293-369.
36 АЛФ, Архангельская обл. Каргопольский р-н, Архангело, 1995. Зап. от А. В. Петуховой, 1931 г. р.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабалык М. Г., Пигин А. В. Древнерусский апокриф «Беседа трех святителей» в кижской рукописи из коллекции крестьян Корниловых // Кижский вестник. Петрозаводск, 2007. Вып. 11. С. 148-165.
2. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века. М.: Изд-во Всесоюз. книжн. палаты, 1959. 306 с.
3. Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX в. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. 266 с.
4. Маркелов Г. В. Писания выговцев. Каталог-инципитарий. Тексты. По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 422 с.
5. Мороз А. Б . Молитвенные пещеры в Каргополье. История и нарративы. Каргополье с древнейших времен: история и культура: Материалы XVI Всерос. науч.-практ. конф. (18-20 августа 2020, г. Каргополь). Б. и., 2020. С. 137-148.
6. Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте культурно-исторической эволюции внебогослужебного духовного пения: Дис. . д-ра культурологии. Т. 1-2. Новосибирск, 2000.
7. Нестеров И. В . Каталог рукописных книг Фундаментальной библиотеки Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Ч. 1. XV-XVII вв. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1999. 102 с.
8. Петров А. М. Духовные стихи о царевиче Иоасафе: состав сюжетов и метрические модели // Антропологический форум. 2021. № 49. С. 88-131.
9. Прокуратова Е. В . Рукописные сборники старообрядцев-странников XVШ-XX веков в севернорусских рукописных собраниях: проблема выявления и атрибуции // Язык, книга и традиционная культура позднего русского Средневековья в науке, музейной и библиотечной работе. Труды IV Междунар. науч. конф. (Мир старообрядчества. Вып. 10.) / Сост. Ю. С. Белянкин, Е. В. Воронцова, Н. В. Литвина. М.: Изд-во МГУ, 2019. С. 337-347.
Поступила в редакцию 21.04.2022; принята к публикации 31.05.2022
Original article
Andrey B. Moroz, Dr. Sc. (Philology), Professor, Higher School of Economics National Research University (Moscow, Russian Federation)
ORCID 0000-0002-5164-8080; [email protected]
OLD BELIEVERS' COLLECTION OF SPIRITUAL SONGS AND CHURCH BOOKS EXTRACTS FROM THE VILLAGE OF TROITSA, KARGOPOL DISTRICT: COMPOSITION, STRUCTURE, IDEOLOGY
Abstract. The article introduces a manuscript collection discovered in the village of Troitsa (Kargopol District, Arkhangelsk Region) in 1998. The collection consists of spiritual songs and extracts from various church books: teaching, polemical, and lectionary ones - as well as from books on the history of the Old Belief. The content of the verses and extracts, some peculiarities of the verses' texts, the character of the extracts' sources, the place where the book was found, and a number of other features indicate that it belongs to the Old Believers' literary tradition, specifically to the beguny (runaways) denomination, whose supporters lived in the northern part of the modern Kargopol District until the mid-twentieth century. The poems and extracts are not just polemical and reflect the ideology of the beguny (runaways) denomination, but are also structured in a special way to reflect the history of the schism and substantiate the positions of the beguny (runaways) towards the world outside their communities. The excerpts create a sequence: the reason for the schism - the rejection of Peter the Great's reforms by the Old Believers - persecution of the Old Believers - the world's sinking into sin - escape from the world - salvation in repentance, hermitage, and celibacy - arrival of the Second Advent - salvation only of those who repent and renounce worldly predilections - the saved entering the Kingdom of Heaven. The number of the spiritual songs is considerably less than that of the extracts, and while they generally follow the same logic, the songs elaborate it in less detail. Keywords: folklore, spiritual poetry, Old Believers, runaways (beguny), wanderers (skrytniki), Russian North, literary tradition, schism, manuscript tradition, folk religiosity
For citation: Moroz, A. B. Old Believers' collection of spiritual songs and church books extracts from the village of Troitsa, Kargopol District: composition, structure, ideology. Proceedings of Petrozavodsk State University. 2022;44(5):75-84. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.790
REFERENCES
1. Babalyk, M. G., Pigin, A. V. Ancient Russian apocrypha "The Conversation of Three Holy Hier-archs" in a Kizhi manuscript from the collection of the Kornilov peasant family. Kizhi Vestnik. Petrozavodsk, 2007. Vol. 11. P. 148-165. (In Russ.)
2. Klepikov, S. A. Filigree and stamps on paper of Russian and foreign production of the XVII-XX centuries. Moscow, 1959. 306 p. (In Russ.)
3. Mal'tsev, A. I. The wandering Old Believers in the XVIII and the first half of the XIX centuries. Novosibirsk, 1996. 266 p. (In Russ.)
4. Markelov, G. V. Writings of the Old Believers from the Vyg Hermitage. Alphabetical catalogue. Texts. Based on the materials from the Repository of the Pushkin House. St. Petersburg, 2004. 422 p. (In Russ.)
5. Moroz, A. B. Prayer caves in the Kargopol region. History and narratives. The Kargopol region from the ancient times: history and culture: Proceedings of the XVI all-Russian research and practice conference (August 18-20, 2020, Kargopol). B. i., 2020. P. 137-148. (In Russ.)
6. Murashova, N. S. Spiritual verses of the Old Believers in the context of cultural and historical evolution of extra-liturgical spiritual singing: Diss. Cand. Sc. (Cultural Studies). Vols. 1-2. Novosibirsk, 2000. (In Russ.)
7. Nesterov, I. V. Catalogue of handwritten books from the Fundamental Library of N. I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University. Part 1. XV-XVII centuries. Novgorod, 1999. 102 p. (In Russ.)
8. Petrov, A. M. Spiritual verses about Tsarevich Joasaph: plots and metrical models. Forum for Anthropology and Culture. 2021;49:88-131. (In Russ.)
9. Prokuratova, E. V. Handwritten collections of the Old Believers of the XVIII-XX centuries in northern Russian collections of manuscripts: problems of identification and attribution. Language, book and traditional culture of the late Russian Middle Ages in science, museum and library work. Proceedings of the IV international research conference. (The World of Old Believers. Issue 10). (Yu. S. Belyankin, E. V. Vorontsova, N. V. Litvina, Comps.). Moscow, 2019. P. 337-347. (In Russ.)
Received: 21 April, 2022; accepted: 31 May, 2022