Научная статья на тему 'Старообрядческие иконы в быту населения Уржумского района Кировской области во второй половине XX в'

Старообрядческие иконы в быту населения Уржумского района Кировской области во второй половине XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
346
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ИКОНЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВО РЕЛИГИОЗНОСТИ И ИДЕНТИЧНОСТИ / OLD BELIEVERS / ICONS / REPRODUCTION OF RELIGIOSITY AND IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титова Е.И., Трушкова И.Ю.

Статья посвящена вопросам бытования икон в старообрядческих общинах во второй половине XX в. Через восприятие и использование икон в среде вятских старообрядцев, на примере сел Шурма и Максинерь Уржумского района Кировской области, освещается региональная этнокультурная повседневность. Охарактеризованы некоторые образы, детали восприятия религиозных сюжетов образа Богоматери и Голгофы. Дано описание использования икон в повседневной жизни регионального старообрядческого сообщества. Приведены некоторые сравнения с другими регионами. Представлены факты воспроизводства идентичности и некоторые сюжеты этнической истории локальных старообрядческих сообществ в Уржумском районе Кировской области. В статье приводятся особенности духовного восприятия вятскими старообрядцами религиозных сюжетов икон в контексте традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Old believers'' icons in the everyday life of the population of the Urzhum district of Kirov region in the second half of the XX century

The article is devoted to the questions of the existence of icons in the Old Believer communities in the second half of the 20th century. Through the perception and use of icons among the Vyatka Old Believers, exemplified by the villages of Shurma and Maksiner of the Urzhum district of the Kirov region, regional ethnocultural everyday life is covered. Some images, details of perception of religious subjects of the image of the Mother of God and Golgotha are characterized. A description of the use of icons in the daily life of the regional Old Believer community is given. Some comparisons with other regions are given. The facts of identity reproduction and some stories of the ethnic history of local Old Believer communities in the Urzhum district of the Kirov region are presented. The article describes the peculiarities of spiritual perception by Vyatka Old Believers of the religious themes of icons in the context of traditional culture.

Текст научной работы на тему «Старообрядческие иконы в быту населения Уржумского района Кировской области во второй половине XX в»

Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 11 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541-7606

Исторические науки и археология

УДК 94(28-8Вят) 19

Старообрядческие иконы в быту населения Уржумского района Кировской области во второй половине XX в.

Титова Е. И.

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и политических наук, Вятский государственный университет. 610000, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: usr06709@vyatsu.ru

Трушкова И. Ю.

доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и политических наук, Вятский государственный университет. 610000, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: arina_trushkova@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросам бытования икон в старообрядческих общинах во второй половине XX в. Через восприятие и использование икон в среде вятских старообрядцев, на примере сел Шурма и Мак-синерь Уржумского района Кировской области, освещается региональная этнокультурная повседневность. Охарактеризованы некоторые образы, детали восприятия религиозных сюжетов образа Богоматери и Голгофы. Дано описание использования икон в повседневной жизни регионального старообрядческого сообщества. Приведены некоторые сравнения с другими регионами. Представлены факты воспроизводства идентичности и некоторые сюжеты этнической истории локальных старообрядческих сообществ в Уржумском районе Кировской области. В статье приводятся особенности духовного восприятия вятскими старообрядцами религиозных сюжетов икон в контексте традиционной культуры.

Ключевые слова: старообрядчество, иконы, воспроизводство религиозности и идентичности.

Old believers' icons in the everyday life of the population of the Urzhum district of Kirov region in the second half

of the XX century.

Titova E. I.

candidate of historical sciences, associate professor of the Department of general history and political science, Vyatka State University. 36 Moskovskaya str., 610000, Kirov. E-mail: usr06709@vyatsu.ru

Trushkova I. Yu.

doctor of historical sciences, professor of the Department of general history and political science, Vyatka State University. 36 Moskovskaya str., 610000, Kirov. E-mail: arina_trushkova@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the questions of the existence of icons in the Old Believer communities in the second half of the 20th century. Through the perception and use of icons among the Vyatka Old Believers, exemplified by the villages of Shurma and Maksiner of the Urzhum district of the Kirov region, regional ethnocultural everyday life is covered. Some images, details of perception of religious subjects of the image of the Mother of God and Golgotha are characterized. A description of the use of icons in the daily life of the regional Old Believer community is given. Some comparisons with other regions are given. The facts of identity reproduction and some stories of the ethnic history of local Old Believer communities in the Urzhum district of the Kirov region are presented. The article describes the peculiarities of spiritual perception by Vyatka Old Believers of the religious themes of icons in the context of traditional culture.

Keywords: Old Believers, icons, reproduction of religiosity and identity.

Этнокультурная повседневность в российских регионах в XX столетии маркируется определенным набором действий и знаковых предметов. Для такой консервативной группы населения, как староверы, в этот комплекс, безусловно, входили иконы. Они выступали не просто символом веры во время советской эпохи, к ним притягивались определенные жизненные технологии, позволяющие сохранять этноконфессиональную идентичность, культурные традиции.

Как известно, особое место в истории старообрядчества имеет XX столетие. К концу века все малочисленнее становились старообрядческие общины. В Уржумском районе Кировской области стала сокращаться численность васинцев, ионовцев, черновцев, максинерцев в филиппов-ском согласии. Сегодня здесь выделяются только ионовцы и максинерцы. Во второй половине XX столетия старообрядцы в Уржумском районе стали распространяться за реку Вятку. Напри-

© Титова Е. И., Трушкова И. Ю., 2017 80

Herald of Vyatka State University Is. 11, 2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606

History and Archaeology

мер, в такие деревни, как Пиляндыш, Донаурово, Травянистое. По словам информанта, за рекой Вяткой распространились исключительно старообрядцы филипповского согласия. Староверы там особенно ревностные, в советский период в Пиляндыше практически все из них отказались от «дъявольских номеров», то есть паспортов [1]. Сегодня число старообрядцев в районе относительно невелико - порядка 1 140 человек, что в процентном соотношении менее 3% общего числа населения района [2]. По словам информанта, в современный период все больше становится старообрядцев из числа тех, кто выходит на пенсию. Многие из города переезжают на свою родную землю, покупают дома, вступают в общину [3]. Община старообрядцев в селе Шурма Уржумского района действует и сегодня.

Экспедиционные материалы по Уржумскому району Кировской области демонстрируют особенности восприятия и использования в культовой практике старообрядцев-поморцев некоторых икон.

Среди них - икона образа Богоматери Воплощение (Знамение), - имеет в основе дерево, с обратной стороны обработанное. Размеры 31,5 см на 26 см. Толщина без оклада 1,5 см, с окладом - 2-2,5 см. Оклад медный с потертостями, с боков оклада остались следы от небольших гвоздиков, с помощью которых оклад прикреплялся к иконе. Скорее всего, у иконы была рамка. Икона была найдена в ходе этнографической экспедиции в Уржумском районе Кировской области в с. Шурма. Владельцу (информанту) икон они достались по завещанию от его «тетки» Ершовой Прасковьи Леонтьевны, жившей в с. Шурма в моленном доме на улице Первомайской. Иконы стояли в моленной, по словам информанта, «тетка» привезла их из деревни Максинерь, вообще в моленной было много икон и из других близлежащих деревень, например из Пиляндыша. После ее смерти все иконы отошли ее дочери, но по завещанию «максинерские» иконы были переданы владельцу [4]. Интерестно, что в «красном углу» у шурминских филипповцев вообще нет икон, а есть лишь резные и литые кресты (филипповцы Шурмы, Максинери, Пиляндыша не совсем внятно объясняют это запретом молиться на «мазанные иконы», в то время как резных икон у них нет, есть резные и литые кресты в окладах, у уржумских филипповцев просто нет умельцев, способных сделать резные иконы, а иконы, авторы которых принадлежат к другим согласиям, не принимаются). В г. Уржуме живет филипповец Устин Варлаамович, которого недавно благословили изготавливать оловянные нательные кресты [5].

Интересен сюжет иконы. Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти - середине XII в. Но название «Знамение» начинает связываться с ней только в конце XV столетия, особенно с XVI в., а окончательно закрепляется в XVII в. [6] По словам информантов, в момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек [7]. Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. «Почитание икон в церкви выражалось в молитве перед ними, поклонении, прикладывании, каждении, возжигании свечей, а также в украшении святых образов» [8]. У старообрядцев восприятие икон - особо святое. «Всякая икона по вере чудотворна...» [9]

Итак, в локальной староверческой общине сохранялось объяснение первого смысла иконы «Знамение» как откровение. Вместе с тем в ней крылось и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии» [10].

Со второй половины XVII в. происходило распространение образов святыни [11]. Одной из таких икон является и описываемое «Знамение». Об особом почитании иконы в старообрядческой среде Уржумского района говорит и тот факт, что икона бережно хранилась и имела оклад. Кроме того, по словам информанта, иконы старообрядцам ни в коем случае нельзя продавать, их или дарят, или «хоронят, как людей». Конечно, молодежь часто иконы получает в наследство, а «о правилах обращения с ними мало что знают» [12].

Еще две иконы деревянные в исследуемом комплексе - с изображением креста. Одна икона деревянная, вырезана рамка, ширина - 3 см, вырезан текст и сюжет голгофы. Толщина иконы -4 см, длина - 50 см, ширина - 38 см. При визуальном осмотре выявляются трещины и небольшие сколы. Фон иконы красного оттенка, вырезанный текст и сюжет голгофы - золотистого. Последняя икона деревянная. Вырезана рамка - 1,5 см. Ширина - 42 см, длина - 80 см, толщина - 2 см. Изображены три сюжета голгофы. Два сюжета по краям одинаковые, ширина - 24,5 см, длина -34,5 см, в центре сюжет шириной 34,5 см, длиной 34,5 см. При визуальном осмотре выявляются

Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 11 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541-7606

Исторические науки и археология

трещины, сколы, потертости краски. В основе иконы - красный фон, рамка и центральный крест - золоченые, присутствуют детали белой и черной краски. С обратной стороны вставлены две рейки, привязана марлевая веревка, что говорит о том, что икону подвешивали.

На всех старообрядческих иконах в руках святых, на маковках церквей всегда изображаются только восьмиконечные кресты. Обилие надписей на полях - также характерная черта старообрядческих икон. Деревянные иконы старообрядцев обычно характеризуются темными ликами [13].

Известно, что практическое назначение голгоф многогранно. Самая известная их функция -это усложненные намогильники, но не только. Бытование голгоф сопровождается рядом обусловленных традицией положений. Так, на Выге голгофы устанавливались в помещениях и гостиницах, где ночевали мирские - извозчики и прочие. То есть туда не ставили живописного изображения, а ставили такие вот кресты. В общем, здесь налицо некая грань, функциональное различие между иконным образом как таковым и голгофой. Это различие, конечно, не ярко выражено, но оно, тем не менее, существует. Здесь так же, как и в случае с нательными крестами.

Анализ икон должен учитывать такие исторические основания. В России голгофы получили широкое распространение в XVI в. Голгофы XVIII-XIX вв., чисто старообрядческие по своему духовному содержанию, стремились к наиболее совершенному воплощению образа «осмиконечнаго» Креста Христова. Например, традиция изготовления голгоф сохранилась у вятских филипповцев, которые вели свое происхождение от выговских переселенцев. Там бытовали два типа выгорецких голгоф, имевших для местной общины очень большое значение. Дело в том, что иконописная традиция в тех местах давно утратилась - и иконы там либо литые, либо собственно в виде деревянных голгоф. При этом голгофы почитались у них в первую очередь: так, в центре моленной на специальной доске непременно стояла большая деревянная голгофа, а остальное - медное литье. Их продолжают резать и сегодня. Таким образом, там сохраняется непрерывная традиция изготовления и употребления резных деревянных голгоф [14]. По словам информанта, восьмиконечные кресты, деревянные или литые, часто ставились в красный угол в божнице. Позже стали такие божницы делать со стеклом [15]. Возможно, это делалось для лучшего сохранения крестов или для более значительного оформления «красного угла». Если учитывать, что Кировская область / Вятский регион в культурном плане тяготели к Русскому Северу и считались восточным Поморьем, то контакты внутри этой территории, в том числе «приверженцев древлего благочестия», поддерживались и на протяжении второй половины XX в., и до этого времени. Бытовали и определенные формы ин-культурации в среде староверов [16].

Отдельно следует отметить, что после фотофиксации и первичного анализа все иконы находятся в старообрядческой общине, в храме, а не изъяты по причине исследования из «родной» среды.

Приведенные выше характеристики икон, экспедиционная информация о повседневной жизни населения старообрядческих селений подтверждают тезисы о довольно длительной пролонгации духовной традиции в отдельных локусах, даже в период «развитого социализма». Этнокультурная микроистория отдельных местностей корректирует некоторые общие положения о практически полном стирании этнической и религиозной идентичности в рассматриваемом сообществе и показывает детализированные пути и направления ее воспроизводства.

Примечания и список литературы

1. ВЭАА. Уржумский р-н. Д. 2. Л. 3.

2. Уржумская старина : краеведческий альманах / МАУК «Уржумский МВЦ». Киров : Изд-во «О-Крат-кое», 2012. Вып. 11. С. 48.

3. ВЭАА. Уржумский р-н. Д. 2. Л. 3.

4. Там же.

5. Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки / публик., предисл. и коммент. А. А. Исэрова. М., 2004. С. 19-25.

6. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. C. 288-310.

7. Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.

8. Цеханская К. В. Икона в жизни русского народа. М. : Изд-во «Паломник», 1998. С. 46.

9. Рябушинский В. Что такое икона? // Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М. ; Иерусалим : «Мосты», 1994. С. 176.

10. http://www.pravoslavie.ru/put/07121015 2248.htm

11. Щербинина О. Побеждая незримою силою: Предание об иконе Знамение Богородицы в В. Тагиле // Родина. 1998. № 9. С. 104-105.

12. ВЭАА. Уржумский р-н. Д. 2. Л. 3.

13. http://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/47-mednolitye-i-pisanye-ikony-interesnye-fakty-.html

Herald of Vyatka State University Is. 11, 2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606

History and Archaeology

14. http://ruvera.ru/articles/denis_perestoronin_interviu_2

15. ВЭАА. Уржумский р-н. Д. 2. Л. 3.

16. Титова Е. И., Трушкова И. Ю. Особенности передачи культуры и мировоззрения старообрядчества молодому поколению в начале XX в. (на примере Вятского региона) // Вестник гуманитарного образования. Педагогика. Психология. Право. 2016. № 1. С. 116-119.

Notes and References

1. WEAA. Urzhum region. File 2. Sh. 3.

2. Urzhumskaya starina : kraevedcheskij al'manah - Urzhum old: local history almanac / MAUK 'Trzhum IEC". Kirov. Publishing house "O-Kratkoye". 2012. Issue 11. P. 48.

3. WEAA. Urzhum region. File 2. Sh. 3.

4. Ibid.

5. Urzhumskaya starina : kraevedcheskij al'manah - Filippov genealogy: historical writings of the Filippov old believers of Volga and Southern Vyatka / public., foreword and comments A. A. Iserov. M. 2004. Pp. 19-25.

6. Smirnova EH. S. Novgorodskaya ikona «Bogomater' Znamenie»: Nekotorye voprosy Bogorodichnoj ikono-grafii XII v. [Novgorod icon "The Virgin of the Sign": Some questions of Marian iconography of the XII] // Drev-nerusskoe iskusstvo. Balkany. Rus'- Old Russian art. The Balkans. Rus. SPb. 1995. Pp. 288-310.

7. YAzykova I. K. Bogoslovie ikony [Theology of the icon]. M. 1995. P. 93.

8. Cekhanskaya K. V. Ikona v zhizni russkogo naroda [Icon in the life of the Russian people]. M. Publishing house "Pilgrim". 1998. P. 46.

9. Ryabushinskij V. CHto takoe ikona? [What is icon?] // Ryabushinskij V. Staroobryadchestvo i russkoe re-ligioznoe chuvstvo [The old belief and the Russian religious feeling]. M.; Jerusalem. «Mosty». 1994. P. 176.

10. http://www.pravoslavie.ru/put/07121015 2248.htm

11. SHCHerbinina O. Pobezhdaya nezrimoyu siloyu: Predanie ob ikone Znamenie Bogorodicy v V. Tagile [Winning with invisible power: the Legend about the icon the Theotokos of the Sign in Verkhniy Tagil] // Rodina - Homeland. 1998, No. 9, pp. 104-105.

12. WEAA. Urzhum region. File 2. Sh. 3.

13. http://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/47-mednolitye-i-pisanye-ikony-interesnye-fakty-.html

14. http://ruvera.ru/articles/denis_perestoronin_interviu_2

15. WEAA. Urzhum region. File 2. Sh. 3.

16. Titova E. I., Trushkova I. YU. Osobennosti peredachi kul'tury i mirovozzreniya staroobryadchestva molo-domu pokoleniyu v nachale XX v. (na primere Vyatskogo regiona) [Features of the transmission of culture and world-view in the old believers to the young generation at the beginning of the XX century (on the example of Vyatka region)] // Vestnik gumanitarnogo obrazovaniya. Pedagogika. Psihologiya. Pravo - Herald of Humanities education. Pedagogy. Psychology. Right. 2016, No. 1, pp. 116-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.