Научная статья на тему 'СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КНИЖНАЯ ТРАДИЦИЯ УДОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ: ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ХРАНИЛИЩ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ)'

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КНИЖНАЯ ТРАДИЦИЯ УДОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ: ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ХРАНИЛИЩ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КНИЖНОСТЬ / УДОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КОМИ / КОМИ КРЕСТЬЯНЕ - СТАРООБРЯДЦЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ СОБРАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Власов А. Н., Прокуратова Е. В., Рыжова Е. А.

В статье рассматривается история формирования и изучения одного из самобытных центров старообрядческой культуры, сложившегося среди коми крестьянского населения в бассейне р. Вашки (современный Удорский район Республики Коми) в конце XVIII в. и пережившего свой расцвет в конце XIX столетия. Авторы подводят итоги изучения рукописной традиции удорских староверов, отмечают основные книжные собрания - государственные и частные, обозначают имена удорских книжников, распространенные типы рукописных книг, дают их палеографическую и кодикологическую характеристику. Описываются наиболее интересные и оригинальные памятники древнерусской и старообрядческой книжности, которые бытовали в удорской рукописной традиции в конце XIX-ХХ вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLD BELIEVER BOOK TRADITION OF THE UDORSKY DISTRICT OF THE KOMI REPUBLIC: THE RESULTS OF THE STUDY (BASED ON THE MATERIAL OF STATE REPOSITORIES AND PRIVATE COLLECTIONS)

The article examines the history of the formation and study of one of the original centers of the оШ вeliever culture, which developed among the Komi peasants in the Udora region of the Komi Republic at the end of the 18th century and flourished at the end of the 19th century. The authors summarize the study of the handwritten tradition of the Udor Old Believers, note the main book collections - state and private, designate the names of the Udor scribes, the prevailing types of handwritten books, give their paleographic and codicological characteristics. The most interesting and original monuments of Old Russian and Old Believer books are distinguished, which existed in the Udora manuscript tradition at the end of the 18th - 20th centuries.

Текст научной работы на тему «СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КНИЖНАЯ ТРАДИЦИЯ УДОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ: ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ХРАНИЛИЩ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ)»

УДК 821.161.1

А. Н. Власов, Е. В. Прокуратова, Е. А Рыжова

А. N. Vlasov, Е. VProcuratova., Е. A. Pyzhova

Старообрядческая книжная традиция Удорского района Республики Коми: итоги изучения (на материале государственных хранилищ и частных собраний)

The old Believer book tradition of the Udorsky district of the Komi Republic: the results of the study (based on the material of state repositories and private collections)

В статье рассматривается история формирования и изучения одного из самобытных центров старообрядческой культуры, сложившегося среди коми крестьянского населения в бассейне р. Башки (современный Удорский район Республики Коми) в конце XVIII в. и пережившего свой расцвет в конце XIX столетия. Авторы подводят итоги изучения рукописной традиции удорских староверов, отмечают основные книжные собрания — государственные и частные, обозначают имена удорских книжников, распространенные типы рукописных книг, дают их палеографическую и коди-кологическую характеристику. Описываются наиболее интересные и оригинальные памятники древнерусской и старообрядческой книжности, которые бытовали в удорской рукописной традиции в конце XIX—XX вв.

Ключевые слова: старообрядческая книжность, Удорский район Республики Коми, коми крестьяне-старообрядцы, государственные и частные собрания.

The article examines the history of the formation and study of one of the original centers of the old eeliever culture, which developed among the Komi peasants in the Udora region of the Komi Republic at the end of the 18th century and flourished at the end of the 19th century. The authors summarize the study of the handwritten tradition of the Udor Old Believers, note the main book collections — state and private, designate the names of the Udor scribes, the prevailing types of handwritten books, give their paleographic and codicological characteristics. The most interesting and original monuments of Old Russian and Old Believer books are distinguished, which existed in the Udora manuscript tradition at the end of the 18th — 20th centuries.

Keywords: Old Believer books, the Udora region of the Komi Republic, Komi peasants-Old Believers, state and private collections.

Одним из центров духовной культуры, сложившихся на территории Коми края в среде коми этнического населения, следует считать Удорский (Вашкинский) книгописный центр, который зародился в конце XVIII в. в северо-западной части Коми края в бассейне р. Вашки (притоке р. Мезени) (ныне — Удорский район Республики Коми).

Старообрядческое движение, появившись на территории Удоры, довольно быстро распространяется среди местных жителей, и уже в XIX в. приверженцами староверия считается едва ли не все удорское население. Возникновение старообрядчества на Удоре непосредственно связано с притоком крестьян-старообрядцев из различных севернорусских регионов, которые бежали в столь отдаленные северные районы, опасаясь гонений и со стороны официальных властей. Старообрядцы-переселенцы постепенно ассимилировались с местным населением, переняв их язык и культуру, и во многом способствовали утверждению своих мировоззренческих установок среди удорских жителей. Усвоение старообрядческой религиозной идеологии способствовало не только распространению общей грамотности среди местного населения, но и активизации рукописной деятельности и становлению самобытной книжной культуры.

Письменная традиция удорских крестьян-старообрядцев — последователей старопоморского, филипповского, страннического согласий — развивалась под определяющим воздействием старообрядческого наследия крупных севернорусских книжных и литературных центров, располагавшихся на территории Поморья, Каргополья, Мезени, Пинеги,

Северной Двины, воплощая и развивая их духовные традиции. Вместе с тем удорской традиции нельзя отказать в самобытности, поскольку на формирование духовного наследия местного населения, а также на их самосознание повлияла не только старообрядческая идеология в целом, но и собственная специфика жизнедеятельности и бытового уклада, и в первую очередь двуязычный характер культуры жителей Удорского края.

Первые «археографические замечания» о рукописной традиции удорских старообрядцев были сделаны во второй половине XIX в. миссионерами православной церкви, которые, пытаясь разобраться в тонкостях вероисповедальных доктрин местного населения, изучали рукописи, поступавшие после изъятия их у староверов в древлехранилища миссионерских обществ, в частности, Великоустюжского Стефано-Прокопьевского братства (ВУФ ГАВО. Ф. 265). Среди архивных материалов из церковных и гражданских ведомств зачастую присутствует информация о конфискации у местных староверов рукописных и старопечатных книг.

Однако начало археографическому изучению книжной традиции удорских крестьян-старообрядцев было положено во второй половине XX в. Первая археографическая поездка на территорию Удорского района Республики Коми была предпринята сотрудником ИР ЛИ (Пушкинский Дом) РАН Г. М. Прохоровым в 60-х гг. XX в. В ходе экспедиции были выявлены места компактного проживания удорских старообрядцев и хранители старообрядческого рукописного наследия, а также 23 рукописные книги, которые в настоящее время включены в состав Мезенского собрания ИР ЛИ РАН [Прохоров, с. 404—408].

Дальнейшее изучение рукописного творчества местных крестьян-старообрядцев было продолжено сыктывкарскими археографами. В течение 1987—1999 гг. на Удору были совершены экспедиции исследователями Сыктывкарского госуниверситета под руководством профессора А. Н. Власова [Рыжова 1989, с. 53—54], материалы которых не только подтвердили существование старообрядческой книжной культуры, но и существенно расширили представление о местных староверах, об их родословии и особенностях вероисповедания [Власов, с. 19—21]. Выявленные археографами рукописные и старопечатные книги представлены в составе территориальной Удорской (Вашкинской) коллекции отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки Сыктывкарского государственного университета (далее — НБ СГУ), которое насчитывает 58 рукописных и 33 старопечатные книги.

Часть рукописных книг удорских старообрядцев представлена в Гагаринском собрании НБ СГУ, в которое вошли сборники удорских старообрядцев, приобретенные ученым Ю. В. Гагариным в 60—70—е гг. XX в. (5 рукописей) [Памятники, с. 132—135].

Отдельные книги удорских староверов входят в состав рукописного фонда Национального музея Республики Коми. В ходе археографических разысканий было выявлено 10 рукописей, поступивших в музейную коллекцию в конце 1950—х гг. (книги из родового собрания удорских книжников Рахмановых-Матевых) [Малышев, с. 405—408] и в начале XXI в. (книги из частного собрания И. С. Молодцова) [Прокуратова, с. 394].

Ряд рукописных книг удорских книжников выявлен в Каргопольском собрании Библиотеки Академии наук (г. Санкт-Петербург) — 3 рукописи [Бубнов, Копанев; Кукушкина, Лихачева] и рукописном фонде Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея (г. Каргополь) [Прокуратова, с. 108—109, 390]. Кроме того, рукописные книги удорских староверов XIX—XX вв. представлены в центральной библиотеке Удорской централизованной библиотечной системы (с. Кослан Республики Коми) — более 10 рукописей [Прокуратова, с. 394].

Значительное количество удорских рукописных сборников находится в частных архивах и собраниях, отражающих формирование родовых библиотек жителей Удорского края на протяжении XVIII—XX вв. В первую очередь, это родовое собрание Рахмановых-Мате-вых-Палевых (с. Пучкома) — 39 рукописей [Старообрядческий центр, с. 230—234], книжное собрание рода Коровиных-Давыдовых (с. Чупрово) — 5 книг [Старообрядческий центр, с. 235—237], коллекция А. П. Лимеровой (д. Муфтюга) — 12 рукописей [Старообрядческий центр, с. 237—238].

Начавшееся в 80—х гг. XX в. активное изучение старообрядческой книжной и литературной традиции на Удоре нашло свое отражение в научных статьях, опубликованных в местных и центральных изданиях. В исследованиях А. Н. Власова и Е. А. Рыжовой были намечены основные пути рассмотрения старообрядческой книжности на Удоре и обозначена ведущая для изучения этой культуры проблема двуязычия местного населения, в целом оказавшая влияние на формирование письменного наследия удорских жителей; были рассмотрены также отдельные литературные памятники, связанные, прежде всего, с творчеством писцов и книжников из старообрядческого рода Рахмановых-Матевых-Палевых [Власов; Власов, Рыжова 1997; Рыжова 1998; Рыжова, Филиппова]. Одной из значительных работ, посвященных удорской старообрядческой традиции, стало монографическое исследование «Старообрядческий центр наВашке» [Старообрядческий центр], написанное авторским коллективом преподавателей кафедры фольклора и истории книги СГУ. Эту работу можно считать своего рода итогом многолетней собирательской деятельности сыктывкарских исследователей. В книге представлены материалы по книжной традиции, проведена реконструкция отдельных родовых библиотек удорских книжников, рассмотрены некоторые тексты, являвшиеся яркими образцами местной литературной традиции.

В 2010 г. было опубликовано исследование Е. В. Прокуратовой, посвященное удорской книжности и литературе — «Старообрядческая культура Коми края XVIII—XX веков: книгописная деятельность и литературное творчество удорских староверов» [Проку-ратова]. В монографии представлена история старообрядческого движения на Удоре, а также изучены книжные коллекции удорских староверов и литературное наследие удорских староверов-странников.

Отметим, что монографические работы, посвященные Удорскому центру, содержат выявленные исследователями в составе рукописных сборников тексты, созданные и бытовавшие среди удорских староверов — списки древнерусских сочинений («Азбука о голом и небогатом»), старообрядческие сочинения («Повесть о пострадавших отцах Филиппе и Терентии»), вопросно-ответные и полемические произведения, мемуарное сочинение фенологической направленности («Дневник» Рахмановых-Матевых-Палевых), эпистолярные тексты («Послание» П. Ильина каргопольской братии) и др.

Проведенные разыскания позволяют представить удорскую книгу как самобытное явление в культурной традиции севернорусского старообрядчества.

Книжное наследие удорских крестьян-старообрядцев следует отнести к поздним рукописным традициям, зародившимся в конце XVIII в. и достигшим своего расцвета в конце XIX в. Удорские рукописи, являясь образцами поздней крестьянской рукописной книги, имеют ряд специфических черт в кодикологическом и палеографическом отношении, которые проявились, с одной стороны, в общей ориентации поздней старообрядческой книги на традиции древнерусской и ранней старообрядческой книжности, с другой — отразили веяния Нового времени. Как правило, удорские рукописные книги написаны на бумаге фабрики наследников Сумкина, Лальской фабрики, фабрики Рязанцевых. Большинство рукописных сборников известных удорских книжников написано полууставом, восходящим в своих лучших образцах к поморскому полууставу. Многие рукописи удорских староверов выполнены небрежным полууставом и почерком, подражающим старопечатным изданиям. В то же время рукописи XX в. нередко созданы на листах из школьной тетради, написаны гражданской скорописью, в ряде случаев шариковой ручкой.

Можно отметить и общую ориентацию удорских книжников на духовное наследие старообрядцев Выговской старообрядческой пустыни [Юхименко], сформировавшейся в XVIII в. на Русском Севере на территории Олонецкой губернии. Влияние письменной традиции старообрядцев Выговской пустыни отразилось на манере исполнения рукописных сборников, поскольку многим удорским книгам присуща поморская стилистика. Очевидно также влияние письменной традиции Выга на содержательный репертуар удорской рукописной книги, что проявилось, прежде всего, в заимствовании памятников письменности, созданных поморскими авторами, и включении их в круг своих литературных интересов.

Обратимся к характеристике самой большой коллекции удорских старообрядцев — к рукописному Удорскому (Вашкинскому) собранию, хранящемуся в фондах отдела редкой и рукописной книги Научной библиотеки Сыктывкарского государственного университета.

Следует отметить, что подавляющее большинство удорских рукописей представляет собой богослужебные сборники, предназначенные для культовой практики. Среди сборников служебной направленности встречаются такие книги, как ирмологии, обиходы, канонники, тропари и кондаки, месяцесловы, чиновники, требники и др. В ряде случаев подобные книги представляют собой рукописи смешанного состава, когда под одним переплетом объединяются уставные сочинения богослужебного характера и повествовательные тексты.

Богослужебные рукописи удорских староверов нередко написаны почерком, подражающим поморскому полууставу. Они имеют богатое оформление: красочные заставки и заставки-рамки, концовки, выполненные в поморском стиле, вязь, киноварные заголовки и рисованные инициалы растительных мотивов, миниатюры; роскошные кожаные переплеты с золотым тиснением и металлическими застежками. Эти особенности позволяют говорить об общей ориентации удорских писцов на традиции выговского письма и высоком мастерстве местных книжников.

В подобной же стилевой манере могут быть выполнены рукописи четьего типа «Цветники», которые зачастую имеют богатую орнаментику и украшены рисованными инициалами, заставками и концовками (Вашк. р.-21). В ряде случаев рукописи богослужебного и четьего характера выполнены неумелой крестьянской рукой — небрежным почерком, подражающим полууставу (Вашк. р.-8). В отдельных сборниках богослужебной направленности имеются заставки, выполненные в подражание гравированным заставкам старопечатных дониконовских книг (Вашк.р.-20, 49).

Характерным типом удорской старообрядческой книги XIX—XX вв. являются историко-полемические рукописи, обозначающие аспекты догматических разногласий и споров староверов со своими идеологическими противниками (Вашк.р.-22,27). Историко-полемические рукописи представляют собой книги небольшого формата, в 4-ю и 8-ю долю листа. В ряде случаев обширные полемические тексты, гектографированные и стеклографированные Просветители, Соборные деяния, «Уветы», представляют собой рукописи во 2-ю долю листа. Нередко встречаются среди удорских книг и сборники духовных стихов, одновременно принадлежащие как к устной, так и к письменной традициям.

Нередко среди удорских рукописей представлены сборники духовных стихов, по большей части созданные во второй половине XIX — начале XX вв. В сборниках встречаются стихи на ветхозаветные и евангельские сюжеты, эсхатологической тематики, пустынные и покаянные стихи.

Среди удорских переписчиков рукописных сборников выделяются имена местных книжников — создателей обширных книжных собраний, владевших искусством составления рукописей. Рукописные сборники, написанные известным удорским книжником Иваном Малахеевичем Матевым (1816—1886), выполнены четким полууставом, приближающимся к поморскому письму. Большая часть рукописного наследия удорского книжника представлена в родовом собрании староверов Рахмановых-Матевых-Палевых, отдельные рукописи содержатся в рукописной коллекции Национального музея Республики Коми и Вашкинском собрании Научной библиотеки СГУ. Украшением родовой коллекции Рахма-новых-Матевых являются объемные, до тысячи листов, сборники-конволюты XIX—XX вв., в которых содержатся самые разнообразные статьи богослужебного и четьего характера, выписки из сборников «Маргарит», «Златоуст», «Книги о вере» и мн. др.

Среди рукописей старообрядцев Рахмановых-Матевых выделяется мемуарное сочинение «Удорский дневник», создававшийся нескольким представителями крестьянской семьи на протяжении почти ста лет, с 1858 по 1950 гг. (НМРК. Собр. Тек.пост. р.-68). Записи И. М. Матева, представляющие собой наиболее связный и повествовательный текст, являются самой значительной по объему данной частью рукописи (они охватывают почти 30

лет, с 1858 по 1886 гг.). В дневнике запечатлены описания и наблюдения, связанные с крестьянским земледельческим календарем, бытом, промыслами, ярмарками, представлены заметки фенологического характера, записи о природных событий. Встречаются в дневнике упоминания о войнах и событиях государственного значения (например, события русско-турецкой войны). Можно отметить особую формульность стиля при описании ежегодных природных явлений («льод тронулся», «вода мала была», «вода большая большая была, «задувал сиверной ветер», «сеять начали», «кокушка стала коковать», «жать поспело»). И. М. Матев упоминает различные приметы и народные поверья, дает им оценку, исходя из собственного жизненного опыта [Рыжова 1998; Старообрядческий центр, с. 21— 27, 85—96, 163—193].

Следует обратить внимание на характерную манеру оформления рукописных книг удорской наставницы Ольги Петровны Коровиной (1888—1937, мирское имя Евстолия). К настоящему времени атрибутировано пять рукописей, созданных этой книжницей. Рукописные книги О. П. Коровиной хранятся в Вашкинском и Гагаринском собраниях Научной библиотеки СГУ, они представляют собой богослужебные рукописи с крюковой нотацией конца XIX — начала XX вв.: Обиход нотированный (Вашк.р.-1), Ирмологий нотированный (Вашк.р.-32, Гагар.р.-З), Канон Пасхе (Вашк.р.-44), Обиход Всенощного бдения (Вашк.р,-50). Рукописные книги О. П. Коровиной выполнены крупным полууставным письмом, основной текст рукописей написан черными чернилами, в заголовках и инициалах использована киноварь. Йотированные крюковые рукописи О. П. Коровиной отличает ориентация их оформления на традиции поморской писцовой школы: формат рукописей в 2-ку, они переплетены в доски, обтянутые кожей с тиснением, с двумя застежками; обрез рукописи окрашен красной и зеленой красками. В качестве орнаментальных украшений использованы заставки и заставки-рамки поморского стиля (Вашк.р.-1, л. 5; Вашк.р.-32, л. 2), в которые вязью вписано название памятников. Украшающим элементом данных рукописей является использование переводных картинок, восполняющих недостающие орнаментальные элементы — заставки, концовки, напольные украшения («цветки») (Вашк.р.-32).

В рукописных книгах можно встретить писцовые записи, своеобразные «послесловия», указывающие на составителя рукописи. В одном из рукописных сборников богослужебной направленности имеется запись, в которой в зашифрованном виде представлено имя создателя книги О. П. Коровиной: «Имя писавшей сию книгу на О со семидесятого, на Ль с тридцатого, на Г с третьяго, на А с перваго Петровна» (Вашк.р.-1, л. 388) [Проку-ратова, с. 221—225].

Среди удорских рукописей встречаются сборники, созданные именитым удорским и каргопольским книжником, наставником, руководителем общины старообрядцев-странников Прохором Филипповичем Ильиным (1865—1922). Удорский наставник располагал личной библиотекой, книги которой рассредоточены по различным книжным собраниям. О принадлежности рукописных сборников П. Ф. Ильину свидетельствуют разнообразные записи, оставленные им на странницах этих книг, а также характерные особенности письма: основная часть текста выполнена аккуратным почерком, подражающим полууставу, пометы и дописки на полях сделаны небрежным полууставом. В одном из сборников духовных стихов (Вашк.р.-33) среди читательских помет встречается запись, в которой старообрядческий наставник использует свое мирское имя Павел, полученное до принятия страннического крещения: «Прошу покорне приложить руку. Я имею жительство Яренском уезде Вологодской губерни Важгортской волости деревни Муфтюской. Павел Филипов Ильин» (Вашк.р.-ЗЗ) В некоторых рукописях книжника имеется штамп-печать, свидетельствующий о принадлежности книг известному странническому наставнику — «Прохор Филиппович Виноградов» (Ильин) (Гагар. р.-Ю) [Прокуратова, с. 197—214].

Ряд рукописных сборников богослужебного характера создан удорским писцом Алексеем Петровичем Сивковым (? — 60-е гг. XX в.): Канонник (Вашк.р.-46) и Устав с Месяцесловом (Вашк.р.-47). Атрибутировать эти рукописные книги позволили читательские записи на полях рукописных сборников, а также характерные особенности почерка: «Сию Канонник переписал дер. Пучкомской грешной человек Алексей Петрович Сивков 1911

года месяца 9 февраля. Алексей Петрович Сивков» (Вашк.р.-46, л. 20) [Старообрядческий центр, с. 59—60].

Следует отметить, что Удорская рукописная традиция практически не знала текстов, созданных на коми языке, за исключением нескольких произведений, написанных книжниками рода Рахмановых-Матевых («Руководство по окрашиванию красками», переведенное с русского на коми язык, НМРК, Тек. р.-69).

В заключении отметим, что в настоящее время подготовлен каталог-путеводитель с научным описанием рукописей Удорского (Вашкинского) собрания НБ СГУ, выполненный авторским коллективом — д. ф. н. А. Н. Власовым, к. ф. н. Е. А. Рыжовой, к. ф. н. Е. В. Про-куратовой (Описание «Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета: Вашкинское собрание рукописных книг (Каталог-путеводитель) / Сост. А. Н. Власов, Е. В. Прокуратова, Е. А. Рыжова»). Он является продолжением серии научных каталогов-путеводителей «Памятники письменности в хранилищах Республики Коми».

Список литературы:

1. Бубнов, Копанев — Бубнов Н. Ю., Копанев А. И. Отчет об археографической экспедиции библиотеки АН СССР. 1965 г. // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. М.; Л., 1966. С. 199—205.

2. Власов — Власов А. Н. Проблемы бытования традиционной книжности среди населения коми (по материалам археографических экспедиций СГУ 1986—1989 гг.) // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа коми: Тез. докл., Сыктывкар, 1990. С. 19—21.

3. Власов, Рыжова 1997 — Власов А. Н., Рыжова Е. А. Старообрядческий книжный центр на Удоре// Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тез. докл. II научнойконф. М., 1997. С. 171—172.

4. Власов, Рыжова 1998 — Власов А. Н., Рыжова Е. А. Удорская старообрядческая редакция «Азбуки о голом и небогатом» // Уральский сборник: История. Культура. Религия (К 25-летию Уральской объединенной археографической экспедиции. Екатеринбург, 1998. С. 237—241.

5. Кукушкина, Лихачева — Кукушкина М. В., Лихачева О. П. Археографические экспедиции в Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области // Сборник статей и материалов по книговедению. Л, 1970. Вып. 2. С. 309—326.

6. Малышев — Малышев В. И. Рукописные книги Сыктывкарского республиканского музея Коми АССР //Археографический ежегодник за 1962 г. М., 1963. С. 403—408.

7. Памятники — Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета / Сост. Т. Ф. Волкова, А. А. Амосова, А. Н. Власов, Л. А. Петрова; под общ. ред. П. А. Колесникова и А. А. Амосова. Сыктывкар, 1989. С. 32—135.

8. Прокуратова — Прокуратова Е. В. Старообрядческая культура Коми края ХУШ-ХХ веков: книгописная деятельность и литературное творчество удорских староверов. СПб., 2010. 528 с.

9. Прохоров — Прохоров Г.М. За рукописями на Мезень и Вашку // ТОДРЛ. М.; Л., 1964. Т. 20. С. 404—408.

10. Рыжова 1989 — Рыжова Е. А. Археографическая работа Сыктывкарского университета в Удорском районе Коми АССР // Уральские археографические чтения: Тез докл. науч. конф. Свердловск, 1989. С. 53—54.

11. Рыжова 1998 — Рыжова Е. А. Удорский дневник XIX—XX вв. коми крестьян-старообрядцев // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы IV научно-практич. конф. М, 1998. С. 238—240.

12. Рыжова, Филиппова — Рыжова Е.А., Филиппова В.В. К проблеме истории коми письменности: о новом рукописном источнике XIX в. // Общие проблемы преподавания языков: Тез. междунар. научно-ме-тодич. конф. Сыктывкар, 1998. С. 136—137и др.

13. Старообрядческий центр — Старообрядческий центр на Вашке: Материалы и исследования / Отв. ред. и составитель А. Н. Власов. Сыктывкар, 2002. 251 с.

14. Юхименко — Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература / Науч. ред. Н. В. Понырко. М., 2002. В 2-х тт. 480 е., 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.