Научная статья на тему 'СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИКОНА В КОЛЛЕКЦИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА'

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИКОНА В КОЛЛЕКЦИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
322
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старообрядчество / музейная коллекция / иконопись / иконография / Красноярский край / Old Believers / museum collection / icon painting / iconography / Krasnoyarsk Territory

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаклеина Елена Ивановна

Статья посвящена коллекции старообрядческой иконописи в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова. На примере памятников из музейного собрания показаны характерные отличия старообрядческой иконописи и художественные приемы основных старообрядческих иконописных центров: Москвы, Палеха, Мстеры, Ветки, Горнозаводского Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шаклеина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLD BELIVERS ICON PAINTING IN THE COLLECTION OF THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V. I. SURIKOV

The article is devoted to the collection of the Old Believers icon painting in the Krasnoyarsk Art Museum named after V I. Surikov. The characteristic differences of the Old Believers icon painting and artistic techniques of the main Old Believers icon painting centers such as Moscow, Palekh, Mstera, Vetka, Gornozavodsky Urals are shown on the example of artefacts from the museum collection.

Текст научной работы на тему «СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИКОНА В КОЛЛЕКЦИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА»

УДК 75.046/7.046.3 Е. И. Шаклеина

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова Красноярск, Россия

МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ

Крест- Распятие. XIX о.

Цепт/ыльная Рос* и».

Палех (?). Дерево, яеокт, темпе ра, золочение. Н 1x77,6x4.2

К/НК Щ'И/Ч к мм худаяск ты-шшИ музеЛ итуш Я.И. С.урикаяа

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИКОНА

В КОЛЛЕКЦИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА

Статья посвящена коллекции старообрядческой иконописи в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова. Па примере памятников из музейного собрания показаны характерные отличия старообрядческой иконописи и художественные приемы основных старообрядческих иконописных центров: Москвы, Палеха, Мстеры, Ветки, Горнозаводского Урала.

Ключевые слова: старообрядчество; музейная коллекция; иконопись; иконография; Красноярский край.

Музей как хранитель культурного наследия России играет особую роль в социокультурном развитии общества и является носителем разнообразной информации о прошлом. Задача музея - передать достижения культуры ушедших поколений современникам.

Музеефикация старообрядчества является одним из направлений деятельности художественных и краеведческих музеев, в чьих коллекциях отражен этот уникальный феномен отечественной культуры. Основой старообрядчества является глубокое

понимание своей национальной самобытности и традиций, укорененных в древ-леправославной вере. Старообрядчество сохранилось благодаря внутренней необходимости соблюдать эти традиции в неизменном виде и передать их последующим поколениям.

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова обладает коллекцией православного искусства, которая начала формироваться в 1977 г. Значительный раздел коллекции составляют иконы, связанные со старообрядческой культурой. Часть

икон, относящихся к этому разделу, была передана музею в результате передач в 1983 г. по приказу Министерства культуры РФ. Значительное количество старообрядческих икон в коллекции было приобретено музеем на территории Красноярского края [3, с. 6].

Старообрядческая иконопись, как и в целом старообрядческая культура, - довольно разноликое, сложное явление, которое вместило в себя различные традиции. Тем интереснее это явление рассматривать и изучать в Сибири, поскольку именно здесь произошло смешение нескольких переселенческих потоков. Далеко не все иконы старообрядческого толка были произведены в Сибири или хотя бы имеют историю бытования, связанную с ней.

Старообрядцев начали ссылать в Енисейскую Сибирь сразу после раскола. Известно, что протопоп Аввакум, знаковая фигура старообрядчества, который сегодня почитается как священномученик и исповедник, останавливался в Енисейском остроге по пути в Тобольскую ссылку. Позже, во время переселенческого движения после отмены крепостного права и Столыпинской реформы, в далекие сибирские земли устремились вольные переселенцы, среди которых также было много старообрядцев. В тайге и в отдаленных поселках поселенцы из старообрядческих общин могли укрыться от гонений, которые продолжались в Российской империи вплоть до 1905 г. Довольно крупное переселение часовенных старообрядцев из районов Горнозаводского Урала и Кемеровской области произошло уже в советское время.

Переселенцы из разных концов страны везли в Сибирь иконы, книги, предметы материальной культуры. В них отражены разные толки и согласия, в иконописи представлены различные иконописные центры и традиции. В музейных коллекциях Сибири можно встретить иконы, привезенные из крупных старообрядческих центров иконописания: Поморья, Москвы, Поволжья, Владимирских сел, а также Урала и Малороссии.

Существует ряд особенностей, общих для всех старообрядческих икон, которые позво-

ляют отделить их от произведений официального церковного искусства [1, с. 32].

Во-первых, это перстосложение. Официальная церковь запрещала изображать на иконах двоеперстное сложение. В старообрядческом изобразительном искусстве двое-перстие встречается повсеместно.

Во-вторых, надписание аббревиатуры имени Иисуса Христа. Никонианское надписание имени Христа как Иисус «1ИС ХС» старообрядцы отвергают. Единственно правильным считается написание имени как Исус и надпись «1С ХС», как на древних иконах. Однако многие православные иконописцы XIX-XX вв. употребляли традиционное написание имени Христа, подражая старым мастерам.

В-третьих, форма креста, которая в старообрядчестве также четко регламентирована. На всех старообрядческих иконах в руках святых изображаются только восьмиконечные кресты. На иконах и в медном старообрядческом литье четырехконечных или шестиконечных крестов не встречается.

Характерная деталь в рисунке заключена в изображении Распятия Христа. На иконах старообрядцев Его Пречистое Тело как бы

Икона

четырехчастная с крестом-врезкой. Около 1802 г. Санкт-Петербург (по клейму на окладе). Дерево, левкас, темпера, золочение. 37x30,3x2,3

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова (Красноярск)

Икона Богоматери

«Всех скорбящих

радость».

2-я половина XIX в.

Центральная

Россия. Дерево,

левкас,

темпера, золочение. 31,2x26,2x2

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова (Красноярск)

вписано в очертания креста на почти горизонтально вытянутых руках, а не виснет на пригвожденных ладонях.

Только учитывая совокупность признаков, включая особенности колорита, технические приемы, характерные материалы и т.д., исследователь может распознать старообрядческую икону [4, с. 12].

Примером восьмиконечного старообрядческого распятия может послужить икона Крест-Распятие XIX в. Крест относится к поморскому согласию, так как в его оглавии изображен Спас Нерукотворный и плачущие Ангелы с покрытыми платами руками. Кроме оглавия, на принадлежность к поморскому согласию указывает титло с буквенной аббревиатурой Христа на верхней перекладине креста и над ним. Кресты-Распятия поповского согласия содержат в верхней части изображение Саваофа и Святого Духа в виде голубя и четырехлитерную надпись «1НЦ1». Поморские иконы и кресты допускают в верхней части только изображение Нерукотворного Спаса и надпись: «Царь Славы Исус Христос Сын Божий». Изображение Святого Духа в виде голубя было для них неприемлемо. Образ распятого Христа сопровождается текстом молитв: «Кресту твоему

поклоняемся Владыко» и «Крест хранитель Всей вселенной». Обилие текстов также является характерным признаком старообрядческих икон.

По характеру написания тела Христа, сплавленных ликов, использования золото-пробельного письма, тщательного и детального изображения палат можно предположить, что икона была написана палехскими мастерами по заказу старообрядцев. Село Палех Владимирской губернии было одним из самых крупных иконописных центров в XVIII - начале XX в. в России. Икона поступила в музей из частной коллекции C.B. Путилова в 1985 году.

На полях домовых старообрядческих икон очень часто дается изображение в рост избранных святых. Характер выбора святых был обусловлен желанием заказчика. Изображались святые тезоименные членам семьи с включением в их число Ангела Хранителя. Со второй половины XIX в. на полях нередко помещается по шесть-восемь таких фигур. В коллекции музея более десятка подобных произведений.

Икона святых Кирика и Иулитты с двумя житийными клеймами относится к середине XIX в. В среднике иконы строго по оси изображены в рост мученики первых веков христианства Иулитта и ее маленький сын Кирик. Иулитта в руках держит символы мученичества: восьмиконечный крест и свиток с Символом веры, она облачена в красный плащ, который также на иконах является атрибутом мучеников. Стоящий перед ней сын изображен в белых одеждах - знак чистоты и безгрешности, так как он был еще младенцем, когда пострадал за христианскую веру. Кирик изображен в трехчетвертном повороте, благословляет двоеперстным жестом. По обе стороны от святых показаны сцены их мученической кончины. На полях вверху изображение благословляющего Христа, по сторонам Ангел Хранитель, святые мученики Флор, Лавр, Антипа. Икона написана, вероятно, во Владимирских селах, является типичным памятником старообрядче-

ской культуры; подобные иконы были в ходу в народной среде.

Для старообрядцев характерно использование медных и оловянных «литых икон». В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон из металла. Однако в старообрядческой среде оно было распространено повсеместно. Старообрядцы считают, что медная икона проходит «огненное крещение» и поэтому она «чистая» и достойна поклонения.

В музейной коллекции представлено несколько деревянных икон с металлическими иконами-врезками. Наиболее интересная из них - четырехчастная икона с крестом-врезкой. По клейму на окладе икона датирована 1802 г. Однако есть предположение, что икона была написана под оклад, поскольку живопись можно датировать чуть более поздним временем - 1830-1840-ми годами.

В центре иконы в углублении помещен поморского типа Крест-Распятие с предстоящими и Спасом Нерукотворным в оглавии. В верхней части иконы в клеймах изображены: по центру «Собор Архистратига Михаила», слева «Успение Пресвятой Богородицы» и «Перенесение честных мощей Николы Чудотворца» справа. В нижней части изображены предстоящие распятию святые с Ангелом Хранителем.

Первое место в народном сознании старообрядцев, как и любых православных верующих, отводилось культу Богородицы. В домах у староверов находилось большое количество богородичных икон. Богородице были посвящены и молитвенные тексты - каноны, акафисты, тропари и службы к Богородичным праздникам. В народе были популярны апокрифы (неканонические тексты) «Хождение Богородицы по мукам» и «Сон Богородицы», которые находились в рукописных Прологах и Триодях.

В коллекции музея иконография Богородицы отражена в самых известных и почитаемых изводах - Владимирской, Казанской, Иверской, Корсунской, «Утоли моя печали», «Троеручице» и других образах. Один из самых распространенных у старообрядцев

изводов - Богоматерь «Всех скорбящих радость». Старообрядцы, почитая «Скорбящую Богородицу», исполняли ей ирмосы, призывая ее в печали и как спасительницу от клеветы.

Икона Богоматери «Всех скорбящих радость» второй половины XIX в. выполнена в Центральной России. Яркая, праздничная икона с многофигурной композицией, с использованием золотопробельного письма в складках одежд. В центре композиции, в сияющей мандорле изображена Богоматерь в рост с младенцем Христом на руках. Богородица представлена в короне с жезлом, стоящей на облаке. По сторонам от нее обращенные в молитве нуждающиеся и обремененные. На полях в клеймах шесть фигур предстоящих святых на необычных ярких цветных фонах. Над Богородицей по центру верхнего поля помещено «Сопрестолие» (Триипостасное Божество) - изображение Бога-Отца в виде седовласого старца; Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном. Это изображение для официальной церкви было неканоничным, в начале XVIII в. официальная церковь запрещает изображение Господа Саваофа в образе «ветхолетнего мужа». «Сопрестолие» часто встречается на

Икона Богоматери из Деисуса. XIX в. Романов-Бо-рисоглебск. Дерево, левкас, темпера, золочение, лаки. 32x26x2,8

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова (Красноярск)

Икона

«Воскресение Христово -Сошествие во ад с праздниками, евангелистами и Троицей Новозаветной на полях». XIX в. Палех. Дерево, левкас, темпера, золочение, цветные лаки. 53,2x44,6x3,4 Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова (Красноярск)

старообрядческих иконах и является дополнительным указанием на принадлежность иконы к старообрядческой культуре.

Икона Богоматери из Деисуса XIX в. происходит из небольшого городка Романова-Бо-рисоглебска, который был одним из центров старообрядческой иконописи Ярославской губернии. Икона является частью композиции, где в центре традиционно изображается Христос, по сторонам обращенные к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанн Предтеча. Богородица изображена в повороте вправо, в ее левой руке развернутый свиток с текстом: «Владыко Многомилостивый Господи Иисусе Христе Сыне Божий услы-ши молитву Матери Твоея...». Она облачена в пурпурный мафорий с золотой каймой, зеленый чепец и тунику с золотым воротом и обшлагами. Лик Богородицы написан в древнерусском ключе, плавями по темному сан-кирю с подрумянкой и белильными оживками. Складки одежды прописаны контурными притинками и пробелами.

Икона изобилует разнообразными орнаментами, свойственными «романовским» письмам. Золотой нимб заполнен орнаментом в виде растительного побега, выполненного черным лаком. Поля иконы орнамен-

тированы узором из листьев, трав, цветов, кистей винограда, сложных витиеватых узлов и корзины с цветами. Фон полей прописан красным лаком по позолоте. Благодаря тонкой орнаментальности, сочетанию красного и черного фонов по позолоте, имитирующих чернение, икона воспринимается одетой в драгоценный оклад. Романовские иконы в основном предназначались для богатых заказчиков-старообрядцев, знатоков и ценителей элитарного письма.

Широко распространены у старообрядцев всех толков были так называемые «полни-цы» - иконы «Воскресения и Сошествия во ад с праздниками», в которых использовалась житийная композиция. Средник таких икон занимает Воскресение Христово - главный праздник, в клеймах изображены двенадцать наиболее значимых «двунадесятых» праздников (иногда число праздников больше). Порядок клейм начинается с Рождества (у старообрядцев - Рожества) Богородицы и заканчивается ее Успением.

В коллекции музея находятся две иконы подобной иконографии, написанные в двух значимых иконописных центрах - Мстере и Палехе. Икона «Воскресение Христово (Сошествие во ад) с праздниками, евангелистами и Троицей Ветхозаветной на полях» XIX в. отличается многодельным, мелочным письмом, которым славились палешане. Основная композиция в среднике иконы окружена узкими полями, по периметру средника расположены шестнадцать клейм с изображениями праздников. Образы в клеймах, несмотря на их малый размер, не лишены монументальности: можно разглядеть каждую фигуру, увидеть четко выстроенную композицию. В них прослеживается характерная черта палехской иконы - умиротворенность, отсутствие чрезмерной динамики. При этом нет и сухости: горки повернуты в разные стороны, фигуры имеют разный поворот. Декоративные элементы не бросаются в глаза, хотя внимательный взор оценит и тонкость узоров, и проработанность каждого мелкого предмета [5].

Такое же расположение клейм мы видим в иконе «Воскресение Христово - Сошествие во

ад» конца XIX в. из Мстеры, однако центральное клеймо более многофигурно и сложно по композиции. Обе иконы написаны на золоте, имеют изображение «Сопрестолия» в верхней части. Мстерская икона отличается более ярким и пестрым колоритом и характерными острыми горками.

На старообрядческих иконах не могут изображаться «новые» святые, канонизированные православной церковью после раскола, а также новые образы Богоматери и новые изводы традиционных сюжетов (например, Воскресение Христово изображается только в виде Сошествия во ад). В то же время ряд святых изображается только в старообрядчестве. Это, прежде всего, канонизированные старообрядческой церковью исповедники и мученики: священномученик Аввакум, инокиня Феодора (боярыня Морозова), Андрей Денисов - один из основателей Выгорецкой беспоповской обители.

Среди избранных святых старообрядцы повсеместно почитали Николу Чудотворца, Иоанна Богослова «в молчании», Иоанна Предтечу (Предотечу), пророка Илию в «огненном восхождении», Архангела Михаила, представляемого как «Грозный Воевода Небесных Сил» в виде летящего на крылатом коне огненного всадника. Преобладают изображения святых «практического назначения»: святые Флор и Лавр почитались как покровители скотоводства и земледелия, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие - покровители пчеловодов, Парасковия Пятница - молитвенница за весь женский род и покровительница ремесленников.

Святителя Николая Мирликийского чудотворца почитали как скорого помощника во всех житейских невзгодах. При жизни и после своей смерти он чудесным образом являлся просящим о помощи и спасал их в самых невероятных ситуациях. Так, в житии святителя описано порядка 200 чудес. В старообрядческой среде имя святого произносится по древнерусской традиции - Никола.

Икона Святого Николы Чудотворца, вероятно, написана в XIX веке на Урале, в старообрядческой иконописной мастерской. Об

этом свидетельствует характер изображения, подпись по сторонам от святого и благословляющий двуперстный жест. Святой облачен в темно-красную фелонь с цветочным узором в виде красных стилизованных розанов с темно-зелеными листьями и пурпурный омофор с золотыми крестами. По сторонам от святого изображены Спаситель и Богородица на облаках, возвращающие ему символы священства - Евангелие и омофор. Одежды Христа, Богоматери, а также складки на плате проработаны золотым ассистом (твореным золотом).

Подобный орнамент в виде розанов на облачении святого часто можно встретить на южных ветковских иконах. Поэтому определить центр, в котором была написана икона, довольно сложно. Уральские иконописцы испытали на себе влияние одного из известнейших иконописных центров - Ветки и Ста-родубья. Произошло это после выгонок (насильственного переселения) старообрядцев на Урал и в Сибирь в XVIII в. Возможно, икона была написана с образца, привезенного с Ветки. Икона имеет медный оклад сложной работы, с применением чеканки, гравировки,

Икона

«Первоверховные апостолы Петр и Павел». 1830-40-е гг. Урал. Дерево, левкас, темпера, золочение. 33,5x28x2,5

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова (Красноярск)

канфарения, резьбы по металлу, чернения. Можно утверждать с большей вероятностью, что оклад выполнен в середине XIX в. на Урале.

Особенность иконографии иконы - раскрытое Евангелие с текстом: «...и сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и много народы из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись» (Лк. 6: 17-18). У старообрядцев на Урале святителя Николу было принято писать с открытым Евангелием, поскольку это требовало от иконописца большего мастерства. Если Евангелие на старообрядческой иконе было закрытым, это считалось признаком подделки или нерадивости иконописца.

Уральская старообрядческая иконопись начинает проявлять черты самобытности с 1720-1730-х годов, когда к раскольникам, ранее переселившимся на Урал из центра России (из Тулы) и с Поморья (из Олонца), присоединились после «выгонок» с Верхней Волги, Керженца и из районов, пограничных с Польшей (с Ветки и из Стародубья), новые массы старообрядцев [2, с. 209]. Сплачивающая роль на Урале принадлежала часовенному согласию. Иконописным центром Горнозаводского Урала становится Невьянск. Отличительные черты невьянской иконы: удлиненные пропорции, часто сложные и многофигурные композиции и сплошное золочение.

Примером невьянской иконописи можно назвать икону Первоверховных апостолов Петра и Павла. Икона написана на золоте, положенном на полимент. Фигуры апостолов повернуты в три четверти друг к другу. Одежды написаны в складках контурным притенением, в освещенных местах - твореным золотом. Удлиненные пропорции и сплавленные по охристому санкирю лики характерны для невьянской иконы 30-40-х гг. XIX в. На верхнем поле по центру на дуге из облаков - поясное изображение Христа с раскрытым Евангелием, пальцы правой

руки сложены в благословляющем жесте. На полях иконы помещены в рост фигуры предстоящих: Ангела Хранителя, св. Флора, св. Кирика и Иулитты, св. Лавра. Икона привезена из экспедиции в Енисейский район в 1984 г., из местности компактного проживания часовенных старообрядцев, переселившихся с Урала.

В официальной Русской православной церкви с конца XVII в. начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением канонической иконы к XIX в. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Они активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жестко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.

Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину», так называемых подфурных, икон. К таким образцам можно отнести икону «Усекновение главы Иоанна Предотечи», по окладу икона датирована 1834 г. Икона выполнена в традициях древнерусской иконописи XVI в. Доска хорошей сохранности имеет двойной ковчег. Характер написания горок с лещадками и позёма, а также архитектуры относит нас ко времени дорасколь-ной иконописи. Горки и позём выполнены с разделкой более темным тоном и пробелами. Охристые лики также имеют белильные оживки.

Памятником, в основе которого лежат традиции строгановской школы иконописи конца XVI в., является икона Богоматери «Бо-голюбская». Икона написана по излюбленному в строгановской иконописи оливковому фону. В левой части композиции изображена Богородица в трехчетвертном повороте со свитком в руках стоящей на клубящемся облаке. В правой части - коленопреклоненные в молении и стоящие в рост избранные святые, князья и церковные иерархи. Среди

них - Петр митрополит Московский, Сергий Радонежский, Александр Невский, Андрей Боголюбский, Кирик и Иулитта. Вверху в центре на полях - обращенный к Богородице Христос, в левой руке он держит развернутый свиток, правой рукой благословляет двоепер-стным жестом. Икона написана с большим мастерством, имеет тонкую орнаментацию в одеждах, лики написаны плавями по охристому санкирю, в облачении Богоматери и Христа использовано твореное золото и золотой ассист. По характеру деликатного и многодельного письма и окладу с растительным орнаментом на полях икону можно отнести к московской иконописи второй половины XIX в.

В коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова выявлено более сорока памятников старообрядческой иконописи. Несмотря на небольшой размер коллекции, в ней отражены особенности наиболее значимых старообрядческих иконописных центров, проявленные в колорите, иконографии, характерных художественных приемах. Благодаря этому коллекция Красноярского художественного музея позволяет в полной мере познакомиться со старообрядческой иконописью. Предметы, относящиеся к старообрядческой культуре, - иконы и мед-нолитая пластика - представлены в постоянной экспозиции музея в разделе поздней русской иконописи XVIII - начала XX в., а также экспонируются на временных выставках.

Старообрядчество было и остается важной составляющей русской культуры и неотъемлемой частью культуры Красноярского края. Музей помогает сохранить это наследие, сделать его интересным и актуальным для посетителя.

Литература

1. Быкова, Е.В., Наговицына, М.П. Старообрядческое искусство в Волго-Вятском регионе : монография. - Киров, 2016. - 240 с.

2. Голынец, Г.В. Невьянская икона. - Екатеринбург, 1997. - 248 с.

3. Поздняя русская икона : каталог из собрания Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова / автор текста и сост. A.A. Абисова. -Красноярск, 2013. - 131 с.

4. Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома / сост. Г.В. Маркелов. - Санкт-Петер-

бург : Дмитрий Буланин, 1998. - 285 с.

5. Сергейчук, А. Село - академия. Краткий очерк истории Палеха // Церковный благоукраситель. -№ 40. - Москва : Русиздат, 2013. - URL: http://www. vidania.ru/statyi/kxatkii_ocherk_istorii_paleha.html (дата обращения 24.05.2021).

Об авторе

Шаклеина Елена Ивановна - искусствовед, старший научный сотрудник отдела русского искусства XVIII -начала XX в. Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова

E-mail: elena-danilova@yandex.ru

THE OLD BELIVERS ICON PAINTING IN THE COLLECTION OF THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V I. SURIKOV

Shakleina Elena Ivanovna

Art critic, senior scientific employee at the Department of Russian Art of the 18th - early 20th centuries in Krasnoyarsk Art Museum named after V I. Surikov.

Abstract: The article is devoted to the collection of the Old Believers icon painting in the Krasnoyarsk Art Museum named after K I. Surikov. The characteristic differences of the Old Believers icon painting and artistic techniques of the main Old Believers icon painting centers such as Moscow, Palekh, Mstera, Vetka, Gornozavodsky Urals are shown on the example of artefacts from the museum collection.

Keywords: Old Believers; museum collection; icon painting; iconography; Krasnoyarsk Territory.

Икона Богоматери «Боголюбская». 2-я половина XIX в. Москва. Дерево, левкас, темпера, золочение. 31,2x26,2x2

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова (Красноярск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.