Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2012. Вып. 4 (47). С. 102-110
Старокатолическое движение в публицистике М. Н. Каткова
Е. В. Мамонова
В статье анализируются взгляды М. Н. Каткова на характерные черты старокатолического движения и на перспективы его объединения с православием.
Исследования по истории церковно-государственных отношений и религиозной политики в последние десятилетия стали неотъемлемой частью историографии Российской империи пореформенного периода1. Однако изучение положения Церкви в обществе и государстве невозможно без тщательного анализа религиозного самосознания людей, определявших государственную политику и влиявших на общественное мнение. Неслучайно религиозные взгляды государственных и общественных деятелей, их отношение к Православной Церкви и иным исповеданиям все чаще привлекают к себе внимание историков2. В частности, не раз уже становились предметом изучения представления о конфессиональной политике Российской империи одного из наиболее ярких публицистов эпохи Великих реформ — Михаила Никифоровича Каткова, неоднократно обращавшегося к тем или иным церковным сюжетам в передовицах «Московских
1 Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856—1904 гг. СПб., 2003; Долбилов М. Д. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М., 2010; Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ (Церковные реформы в России 1860—1870-х годов). М., 1999; Фёдоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М., 2003.
2 Корякина М. А. Церковные вопросы в публицистике В. С. Соловьева и И. С. Аксакова в начале 80-х гг. XIX века // Русская Православная Церковь в мировой и отечественной истории: Материалы всероссийской научно-практической конференции, 17-19 мая 2006 г. Н. Новгород, 2006. С. 360-365; Мамонов А. В. «Одна из нравственных сил»: вера в публицистике П. А. Валуева (1879-1880) // Богословский сборник. Вып. 10. М., 2002. С. 242-258; Наместников А. В. Церковный вопрос в публицистике пореформенного периода (конец 50-х — начало 80-х годов XIX века): Дис. ... канд. ист. наук. М., 1998. Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). М., 2006; Полу-нов А. Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996; Он же. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010; Тулепбаев И. В. Церковь и государство: проблемы взаимоотношений в русской консервативной публицистике второй половины XIX в. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2009; Freeze G. L. P. A. Valuev and the Politics of Church Reform, 1861-1862 // Slavonic and East European Review. 1978. Vol. 56. P. 68-87.
ведомостей»3. Однако в его статьях, касающихся Православной Церкви, многие черты его церковного самосознания остаются как бы «за кадром», поскольку они были для него сами собой разумеющимися. И потому определенный интерес для освещения религиозного мировоззрения Каткова представляют его статьи, посвященные иным исповеданиям. В рамках данной работы предпринимается попытка проанализировать взгляд Каткова на старокатоличество. Это движение примечательно тем, что оно, будучи небольшой группой, отколовшейся от Католической Церкви, вызвало широкий резонанс в русском обществе.
Теме восприятия в России старокатолического движения посвящены статьи Ж. Д. Бэзила, Е. А. Копыловой, С. Н. Патутиной и И. В. Чуркиной4. Чуркина основное внимание уделила спорам о старокатолицизме в 1890-х гг., Бэзил и Копылова сосредоточились на его восприятии в богословских кругах (духовных академиях и Обществе любителей духовного просвещения); Катков в этих работах вовсе не упоминается. В статье же Патутиной его позиция отражена крайне неточно. В поле зрения исследовательницы попало только первое упоминание о старокатолицизме в «Московских ведомостях», а именно «заметка», в которой «были приведены выдержки из немецкой католической газеты с крайне негативными отзывами»5 о первом старокатолическом конгрессе, состоявшемся в Мюнхене в 1871 г. На этой глухо процитированной заметке основываются широкие выводы Патутиной о том, что «подобное негативное отношение к старокатолическому конгрессу можно объяснить позицией редактора газеты в вопросе о возможности взаимодействия со Св. Престолом»6. «Катков, — уверяет она, — был сторонником союза с Ватиканом и считал, что подобный альянс мог бы способствовать борьбе с польским влиянием в Западном крае. Кроме того, он видел в объединенной Германии основного противника России на международной арене и полагал, что поддержанная правительствами немецких государств Ста-
3Асипова Н. В. Тезис «умиротворения» во взглядах М. Н. Каткова на проблему церковного раскола в России (1860 — начало 1870-х гг.) // Вопросы отечественной истории. Вып. 9. М., 2006. С. 3-18; Бенедиктова Н. Е. М. Н. Катков о русском православии // Православная духовность в прошлом и настоящем: XII Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2003. С. 134-140; МаркеловЕ. В. Издания А. И. Герцена и М. Н. Каткова как источник по истории раскола Русской Православной Церкви середины XIX века // Проблемы источниковедения истории книги. Вып. 1. М., 1997. С. 79-90. Пешков А. И. Православие и проблема веротерпимости в консерватизме М. Н. Каткова // Российская массовая культура конца XX века: Материалы «круглого стола» 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб., 2001. С. 144-145.
4 Basil J. D. The Russian Theological Academies and the Old Catholics, 1870-1905 // Religious and Secular Forces in Late Tsarist Russia. University of Washington Press, 1992. С. 90-104; Копылова Е. А. Участие Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения в переговорах представителей старокатоликов с Русской Православной Церковью // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 3(40). С. 7-16; Патутина С. Н. Начало старокатолического движения в Германии: взгляд из России // Источник. Историк. История: Сб. науч. работ. Вып. 1. СПб., 2001. С. 460-483; Чуркина И. В. К вопросу о попытке объединения Старокатолической Церкви с Православной (70-90-е годы XIX в.) // Балканские исследования. Вып. 17. Церковь в истории славянских народов. М., 1997. С. 247-258.
5 Патутина С. Н. Указ. соч. С. 472.
6 Там же. С. 473.
рокатолическая Церковь (как национальная немецкая Католическая Церковь) станет инструментом распространения влияния Германии на Балканах»7.
Едва ли можно согласиться с Патутиной. Катков, напротив, в своих статьях резко обвинял Ватикан в поддержке польского восстания8, утверждал, что России странно было бы оказаться в дружбе с Римом9, считал бесполезными и вредными любые соглашения с папским престолом, любые уступки папе10, от которого в Западном крае, по его мнению, можно ожидать только религиозных («против православия») и политических интриг («которые папа как светский государь в интересах своего светского владения и в угоду могущественным католическим державам стал бы направлять против внутреннего спокойствия и крепости России»)11. В Германии же Катков далеко не всегда видел противника России, а порою, наоборот, ратовал за союз с ней12, в том числе выступал за сотрудничество в борьбе с Ватиканом и сетовал на то, что русская дипломатия не пошла на такое сотрудничество13. Кроме того, обращение Каткова к старокатолическому вопросу не исчерпывается одной заметкой. Он неоднократно освещал в своих передовицах 1872—1875 гг. сюжеты, имеющие отношение к старокатоликам (старокатолические конгрессы, заседания и отчеты Общества любителей духовного просвещения, положение старокатоликов в Германии и в других странах), причем тон его статей был нейтрально-благожелательным.
В первую очередь, следует отметить, что, по мнению Каткова, старокатолическое движение не представляло собой маргинальную секту, а носило церковный характер. Говоря о появлении у старокатоликов своего епископа, он заявлял, что они «с этого времени являются уже не отпадшими от римско-католической
7 Патутина С. Н. Указ. соч. С. 473.
8 «Когда мятеж был в разгаре, — возмущался Катков, — и когда ксёндзы являлись во главе шаек и благословляли отравленные кинжалы жандармов-вешателей, что делал тогда папа? Сказал ли он хотя одно слово против этих более чем преступных увлечений служителей алтаря? Не осыпал ли он, напротив, и в то время укоризнами русское правительство за его будто бы неправды против католицизма?» (Катков М. Н. Собрание передовых статей Московских ведомостей. 1866 год. М., 1897. № 236. С. 532).
9 «Не странно ли было бы, — пишет Катков, комментируя конфликты Святого Престола с правительствами ряда европейских государств, — если бы папа, проклинающий католические страны, оказался в дружбе единственно с Россией, где, по мнению его, господствует “пагубная схизма”?» (Там же. 1866 год. № 230. С. 519; см. также: Там же. 1877 год. М., 1897. № 105. С. 192).
10 «Мы никогда не примирим с собой латинства... — утверждал Катков. — От нас оно будет вымогать всевозможные уступки, но оно не удовольствуется ничем и на всякое наше ходатайство о взаимности оно будет иметь один ответ: “это невозможно”» (Там же. 1863 год. М., 1897. № 133. С. 318—319), поскольку «чем более с нашей стороны уступчивости, тем более будет против нас неудовольствий, тем сильнее будут разжигаться притязания» (Там же. 1864 год. М., 1897. № 95. С. 253). См. также: Там же. 1867 год. М., 1897. № 10. С. 24.
11 Там же. 1863 год. № 154-А. С. 377.
12 Об отношении Каткова к Германии подробнее см.: Хевролина В. М. Власть и общество. Борьба в России по вопросам внешней политики. 1878—1894 гг. М., 1999. С. 22—41.
13 «Германия вступила в энергическую борьбу с Ватиканом, этим общим и нам, и ей противником. Мы могли бы, ко взаимной пользе и ко благу мира, согласить наши действия; мы могли бы поддержать нашего союзника в борьбе с нашим противником», — писал он (Катков М. Н. Указ. соч. 1877 год. № 105. С. 193—194; см. также: Там же. 1883 год. М., 1898. № 171. С. 293-294).
церкви приходами или общинами, а самостоятельной церковью»14. «Очень вероятно, — предполагал Катков, — что многие члены римско-католической церкви, смущенные в своей совести догматом о папской непогрешимости, но не присоединившиеся к старокатоликам по неведению, что выйдет из их движения, теперь, видя, что движение это устанавливается на епископальных началах, могут без опасения присоединиться к старокатоликам, тем более что сам первый старокатолический епископ в своем пастырском послании возвещает программу своей деятельности, основанную на охранительных церковных началах»15. Излагая послание новопоставленного епископа, Катков обратил внимание, что в качестве основы своей легитимности тот указывает на народное избрание по примеру древней Церкви и апостольское преемство16. Правда, Катков вряд ли согласился бы рассматривать в том же ключе возникшую подобным образом Бе-локриницкую иерархию у старообрядцев (при всей его симпатии к ним).
Едва ли не основной характеристикой старокатолического движения, а также и главной его внутренней проблемой Катков считал непрочность и промежуточность положения старокатоликов, неясность направления их развития. «Старокатолической церкви, — писал он в 1872 г., — по-видимому, не предстоит иного исхода, как либо слияние с протестантством, либо воссоединение с православием. Весь вопрос в том: в какую из этих двух сторон склонится это стремление католицизма к единению церквей?»17. Несмотря на попытки представителей этого движения наладить контакты с Православной Церковью, Катков довольно рано заметил склонность старокатолицизма именно к протестантизму. В 1873 г. он пишет по поводу послания Рейнкенса после его рукоположения в епископы: «Восставая против погружения религии в одну внешность, легко впасть в другую крайность, которая ведет к разрушению Церкви как общества верующих, к сообщению религии единоличного, субъективного характера»18. «При этом субъективном направлении в религии, столь свойственном протестантизму, — предупреждает он далее, — легко дойти до псевдоспиритуализма, до отвержения общественного богослужения, до отрицания видимости таинств, до ниспровержения всякой видимой церковной организации и до скользкой свободы единоличного сознания верующего человека, до унижения голоса Церкви и ее предания, что неминуемо кончается рационализмом и нигилизмом относительно религии»19. Со своей стороны он желал старокатоликам «держаться здравой се-
14 Катков М. Н. Указ. соч. 1873 год. С. 636. Епископа для старокатоликов рукоположили в Утрехтской церкви (утрехтские архиепископы откололись от папы еще в XVIII в.). Первым старокатолическим епископом стал в 1873 г. профессор Иосиф Губерт Рейнкенс.
15 Там же.
16 Там же. С. 636-637.
17 Там же. 1872 год. М., 1897. № 213-А. С. 541.
18 Там же. 1873 год. № 216. С. 638.
19 Там же. И. С. Аксаков, вообще настроенный к старокатоликам более резко, чем Катков, подобным же образом рассуждал об опасности для них «отречься от образа и учения древней вселенской Церкви и пойти по покатой дороге протестантизма, поставив веру под охрану единичной совести и единичного разума» (Аксаков И. С. Письмо к доктору богословия и профессору Дёллингеру по поводу программы, рассмотренной и утвержденной конгрессом старокатоликов в Мюнхене 9(21) сентября 1871 г. // Сочинения И. С. Аксакова. Т. IV. Изд. 2. СПб., 1903. С. 239).
редины между единоличным и общественным в религии, гармонии между ними, хранимой в принципе нашею Православною Церковию»20. Нельзя не признать, что опасения Каткова оправдались: в дальнейшем старокатолики предпочли единству с Церковью свободу богословствования.
Эта неопределенность положения старокатоличества сохранялась, как отмечал Катков, и в дальнейшем. В 1875 г. он отмечал «колебания старокатоликов, несогласие их между собою в церковном учении и богослужении, неопределенность в воззрениях на самого папу»21. Он замечал, что через пять лет после возникновения они по-прежнему стоят на перепутье между православием, католичеством и протестантизмом, и до сих пор не определили своего вероучения, не составили катехизис22. Между тем «то общество, которое стремится привести к единству разъединенные веками вероисповедания, — справедливо утверждал Катков, — должно само стоять твердо не на песке, а на прочном грунте; чтобы соединить разрозненное историческим разномыслием и предубеждениями, оно само должно иметь крепкое внутреннее единство религиозных убеждений»23. Впрочем, в этой фразе нельзя не увидеть некоего лукавства: едва ли он верил, что если бы старокатолики имели «крепкое внутреннее единство религиозных убеждений», то могли бы справиться с поставленной задачей.
Находясь «на почве православия» и рискуя скатиться в протестантизм, старокатолики для Каткова (и не только для него) все-таки оставались частью «католического мира»24. «Сильная организация», созданная старокатоликами в 1873 г. («епископ, периодически созываемый синод, постоянное синодальное представительство, служащее связью между этими двумя высшими инстанциями и постоянными общинными представительствами»), по мнению Каткова, «обеспечивает на будущее время развитие реформы католической (выделено мной. — Е. М.) церкви»25. Хотя что конкретно он имел в виду в данном случае, точно сказать нельзя. Определенная противоречивость позиции Каткова заключалась в том, что он-то сам, видимо, в некотором смысле продолжал считать католиками обе враждующие стороны. Во всяком случае, подчеркивая, что прусское правительство считает именно старокатоликов настоящей Католической Церковью, и что именно так презентуют себя сами старокатолики, Катков замечает, что они, «чтобы быть последовательными. должны были провозгласить отпавшим от католической церкви самого папу», и сообщает о том, что так они и поступили26. Однако он задавался вопросом: «.что такое католическая церковь без папы, если это не есть Православная Церковь? Может ли держаться этот так называемый старокатолицизм, оторвавшийся от Рима и не приставший к Востоку?»27
20 Катков М. Н. Указ. соч. 1873 год. № 216. С. 638.
21 Там же. 1875 год. М., 1897. № 183. С. 377.
22 Там же. 1875 год. № 207. С. 434-435.
23 Там же. С. 435.
24 Там же. 1872 год. № 214. С. 543.
25 Там же. 1873 год. № 230-А. С. 679-680.
26 Там же. 1873 год. № 230-А. С. 681.
27 Там же. 1875 год. № 183. С. 378.
Вопрос о главенстве папы Катков считал критерием, который позволил бы признать, что старокатолики преодолели наследие римского католицизма28. «Если мы обратимся к истории развития западного религиозного сознания, — полагал он, — то увидим, что исконная причина его зыбкости заключается не в чем ином, как в том, что на Западе отрешились от авторитета вселенской Церкви, отступили от древнего церковного символа веры и папу поставили выше соборной Церкви»29. Он отмечал, что виднейшие старокатолические богословы «не высказались еще с полною ясностию», и что хотя отказ «принять возведенный римским католицизмом на степень догмата обряд утверждения папой нового епископа» и «указывает на стремление старокатолицизма возвратиться к первоначальному единству»30, однако старокатоличество «еще не решило основного вопроса, должно ли оно стоять на зыбкой почве Тридентинского католичества, или твердою стопой перейти на почву единой нераздельной Церкви»31. «В этом внутреннем колебании, — утверждал Катков, — главным образом кроется причина слабости его распространения и малого авторитета для простых верующих»32. «Отвергнув непогрешимость папы (это догматически верно), — писал он, — старокатолики до сих пор еще не сказали определенно и положительно, какое значение в церкви можно придать папе в его отношениях к епископам, соборам и изданию догматов и канонов». «Пока папа считает себя непогрешимым и держит старокатоликов под великой анафемой, — объяснял он свою мысль, — отношение их к Римской кафедре враждебное, схизматическое, но что будет, если не устоит эта непогрешимость, решить трудно»33.
Во внешнем положении старокатоликов одним из серьезных дефектов их движения Катков считал его тесную связь с национальным движением в Германии, которую он характеризовал как «какое-то роковое родство», «придавшее старокатолическому движению сильный политический оттенок»34. «Старокатолическое движение ограничивается в Австрии немцами, что уже одно явно свидетельствует о его политическом характере», — сетует он35. А смесь религии с политикой Катков всегда осуждал. Правда, позже, излагая и комментируя послание только что посвященного в епископы Рейнкенса, Катков подчеркивает, что в смешении в Римской Церкви собственно церковных элементов с государственными тот видит «церковный материализм», а лояльность старокатоликов германским властям, являвшаяся по сути дела оборотной стороной национальнополитического характера движения, уже вызывает симпатии Каткова (видимо, в силу его государственнических убеждений)36. Нехотя смиряясь с государственной поддержкой старокатолицизма в Германской империи, Катков как бы в оправдание ему замечает, что «в глазах христианского мира старокатолическое
28 Катков М. Н. Указ. соч. 1873 год. № 230-А. С. 682.
29 Там же. 1875 год. № 229-А. С. 477.
30 Там же. 1873 год. № 230-А. С. 682.
31 Там же. 1875 год. № 183. С. 378.
32 Там же.
33 Там же. 1875 год. № 207. С. 434.
34 Там же. 1872 год. № 213-А. С. 541.
35 Там же. 1872 год. № 214. С. 544.
36 Там же. 1873 год. № 216. С. 637-638.
движение имеет несравненно высшее значение, чем роль политического орудия, которую предназначает ему прусское правительство. Движение это ставит себе целию восстановление единства церкви». «Если в настоящий момент старокато-лицизм служит орудием политики князя Бисмарка, то, быть может, придет время, когда сама эта политика окажется не более как орудием для несведомых ей целей.», — позволяет себе помечтать Катков37. Тем более что от государственного вмешательства в данном случае могла быть вполне ощутимая польза. «Нельзя не признать, — полагал он, — что вместе с предоставлением духовным, переходящим в старокатоличество, прав на сохранение доходов, а мирянам права молиться в тех же храмах, где они молились и прежде, будет устранено препятствие к переходу в старокатолицизм тех, кто удерживается в папизме страхом лишения определенного богослужения и даже материальных средств»38. Он с удовольствием отмечал рост числа старокатолических общин и желал ему успеха, правда, не частного, а только в достижении конечной цели старокатолицизма, как он ее понимал: «Пожелаем, чтобы старокатоличество при новых благоприятных, хотя и внешних политических условиях существования в Германии, созданных новым законом, окрепло внутренно и, отрешившись от парализующих его жизнь колебаний, шло твердою стопой к созданию германской национальной церкви на незыблемых основаниях древней нераздельной вселенской Церкви»39.
О вероятности объединения старокатоликов с Православной Церковью Катков высказывался очень аккуратно и сдержанно. С одной стороны, он отмечал, что «по существу своему, старокатолицизм, отпав от Рима, фактически уже находился на почве православия»40. С другой стороны, о том, что дело может дойти до реального воссоединения, Катков приводит мнение корреспондента Общества любителей духовного просвещения, что оно оказывается «весьма возможным и вероятным», но приводит его в кавычках, со ссылкой на источник, не конкретизируя свою позицию41. Говоря о предстоящем в Кёльне втором старокатолическом конгрессе, нацеленном на сближение разных христианских конфессий, Катков говорит, что его «можно приветствовать как повод ко взаимному обмену мыслей, всегда желательному в среде великой христианской семьи», т.е. приветствует сам факт начала диалога, но не выражает радужного оптимизма по поводу его перспектив42.
Говоря о Православной Церкви, Катков подчеркивал, что она, при безусловном сохранении в неприкосновенности догматов, готова к известной гибкости: «Совершенно другое дело — обряд и церковное управление: этого рода препятствия к единению могут быть устранены»43. Обращает внимание Катков и на то, что такая готовность к гибкости благоприятно влияет на отношение к Православной Церкви в старокатолической среде. Так, он приводит свидетельство Овербека, что программа Общества любителей духовного просвещения удивила
37 Катков М. Н. Указ. соч. 1873 год. № 230-А. С. 682.
38 Там же. 1875 год. № 183. С. 378.
39 Там же. С. 378-379.
40 Там же. 1872 год. № 213-А. С. 541.
41 Там же.
42 Там же. № 214. С. 544.
43 Там же. № 213-А. С. 541.
профессора Рейнкенса «либеральным духом православной Церкви, на которую он постоянно взирал как на Церковь грубую и суеверную»44. И в то же время Катков очень четко понимал бесполезность еще одной, далеко не первой в истории унии. Сообщая о достигнутом на конференции, происходившей в Бонне летом 1875 г., соглашении между старокатоликами и православными об исхождении Св. Духа от Отца, Катков далее пишет: «Без сомнения, устранение этого догматического различия имеет весьма значительную важность. Но для того чтобы соглашение в этом пункте получило плодотворную силу для сближения вероисповеданий, важно знать, в каком именно духе произошло это соглашение, в духе ли искреннего принятия самих оснований православного учения, или же в духе как бы дипломатической уступки и некоторого компромисса» (в последнем случае, уверял Катков, «соглашение не прочно»)45.
Видимо, Каткова, как и многих в то время, вдохновляла идея преодоления разделений между вероисповеданиями. «Соединение разъединенных вероисповедными разностями христианских церквей всегда было предметом пламенных желаний христианского мира, — писал он. — Исповедание веры едиными устами и единым сердцем было многовековою задачей, для разрешения которой было потрачено очень много деятельных и напряженных усилий»46. Видя в старока-толиках союзников и Православной Церкви, и русского государства в борьбе с папизмом, сочувствуя их стремлению к соединению христианских конфессий, Катков отмечал в то же время такие их слабые стороны, как нетвердость положения между католичеством, православием и протестантизмом, их склонность к последнему и недооценку ими «авторитета живого непрерывного церковного предания»47, неопределенность в их взглядах на папскую власть, в которой он видел корень всех бед западного религиозного сознания. Радуясь поддержке, которую оказывала старокатолическому движению Германская империя, Катков одновременно сожалел о слишком большом значении в этом движении национальных и политических элементов48.
Достаточно осторожно высказываясь о перспективах воссоединения старо-католичества с православием, он подчеркивал допустимость в Церкви широкой свободы в вопросах церковного управления, обрядах и литургической практике, напоминая, вместе с тем, о невозможности догматических уступок, так как «религиозная истина хранится на незыблемых скрижалях Церкви, а не вырабатывается диалектическим процессом столкновения противоположных мнений, как в
44 Катков М. Н. Указ. соч. 1872 год. № 213-А. С. 542. Иосиф Овербек, немец и католик по происхождению, в 1865 г. обратился в православие, жил в Англии и отстаивал идею создания Православной Церкви западного обряда.
45 Там же. 1875 год. № 207. С. 434.
46 Там же. 1875 год. № 207. С. 433.
47 Там же. 1875 год. № 229-А. С. 477.
48 Излишняя роль национальных и политических элементов в религиозной сфере вызывала у Каткова сожаление и применительно к другим вероисповеданиям: в смешении религии с политикой он видел главную беду Католической Церкви, а в отождествлении религиозной и национальной идентичности — одну из серьезнейших проблем конфессиональной политики России.
философии»49. Впрочем, глубоко в экклезиологическую проблематику Катков, судя по всему, намеренно не вдавался. Если Аксаков в письме Дёллингеру доказывал (и довольно убедительно), что старокатолики Церковью не являются50, то Катков прямо называл их отдельной Церковью. Зная Символ веры, он должен был понимать, что «отдельной» Церкви быть в принципе не может, и, скорее всего, сознательно употреблял это слово, вкладывая в него не вполне конкретный смыл (что-то вроде «конфессии» или «деноминации»), но определенно с положительным оттенком.
Ключевые слова: М. Н. Катков, старокатолики, католичество, православие, межконфессиональные отношения.
Old Catholic Movement in the Articles of M. N. Katkov
E. Mamonova
M. N. Katkov’s opinions about the most significant traits of the old Catholic movement and the possibilities of its union with the Orthodoxy are analized in the article.
Keywords: M. N. Katkov, the old Catholics, Catholicism, Orthodoxy, interconfessional relations.
49 Катков М. Н. Указ. соч. 1875 год. № 229-А. С. 477.
50 Аксаков И. С. Указ. соч. С. 232-234.