Научная статья на тему 'Старое и новое в портрете крупного российского города'

Старое и новое в портрете крупного российского города Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
206
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ПОРТРЕТ ГОРОДА / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павлова Александра Николаевна

Статья посвящена процессу формирования в информационном поле федеральных СМИ портрета областного российского города. Автором проведен анализ публикаций в федеральных СМИ, посвященных жизни крупных российских городов. По его итогам сделан вывод, что осмысление различных новшеств происходит в сочетании с анализом имеющегося опыта. Есть основания предполагать, что именно это позволяет культурному пространству городов быть тем местом, где происходит апробация инноваций, внедряемых центром. Исследователь выводит предположение о том, что портрет города в СМИ может служить индикатором восприятия инноваций в регионах России и сохранения их собственной идентичности. В статье исследуются причины обращения авторов к жизни городов. В качестве результата приводятся выводы о содержательности сформированного образа областного города. Присутствие как традиционных ценностей, так и инновационных элементов, в жизни россиян представлено практически равномерно во всех газетах, подвергнутых исследованию, в связи с чем можно считать полученную картину разнообразной. Также широким оказался перечень направлений, в рамках которых журналисты федеральных СМИ уделяют внимание роли традиций и инноваций в жизни регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старое и новое в портрете крупного российского города»

УДК 070

А. Н. Павлова

Агентство гуманитарных технологий,Москеа

СТАРОЕ И НОВОЕ В ПОРТРЕТЕ КРУПНОГО РОССИЙСКОГО ГОРОДА

Статья посвящена процессу формирования в информационном поле федеральных СМИ портрета областного российского города. Автором проведен анализ публикаций в федеральных СМИ, посвященных жизни крупных российских городов. По его итогам сделан вывод, что осмысление различных новшеств происходит в сочетании с анализом имеющегося опыта. Есть основания предполагать, что именно это позволяет культурному пространству городов быть тем местом, где происходит апробация инноваций, внедряемых центром. Исследователь выводит предположение о том, что портрет города в СМИ может служить индикатором восприятия инноваций в регионах России и сохранения их собственной идентичности. В статье исследуются причины обращения авторов к жизни городов. В качестве результата приводятся выводы о содержательности сформированного образа областного города. Присутствие как традиционных ценностей, так и инновационных элементов, в жизни россиян представлено практически равномерно во всех газетах, подвергнутых исследованию, в связи с чем можно считать полученную картину разнообразной. Также широким оказался перечень направлений, в рамках которых журналисты федеральных СМИ уделяют внимание роли традиций и инноваций в жизнирегионов.

Ключевые слова: город, портрет города, традиции, инновации, федеральные СМИ.

В любом государстве происходит диалог культур между столичной и провинциальной средой, его особенные черты формируются под давлением исторического пути нации, ментальности, системы управления. Картина российской действительности представляет на современном этапе собственный вариант проявлений «столичности» и «провинциальности», при котором не прекращается процесс поиска основных культурных стержней. Как отмечает автор работ о культуре провинции В. А. Комова, «антитеза столицы и провинции является исключительно важным фактом российской культуры, поскольку самосознание провинциальной культуры представляется возможным только на фоне столичной модели» [6. С. 449]. Остаются актуальным вопрос: где сохраняются традиционные ценности, где концентрируется национальный характер?

Потребность государства в промежуточных урбанистических образованиях, которые были бы посредниками между столицей и провинцией, заставила крупнейшие города развиваться. Их ориентиром в развитии стала столица государства, а сами города начали искать возможность занять следующее за ней положение по значимости. По мнению российского географа В. Л. Ка-ганского, многие областные города стремятся к этому: «Масса городов мечтает быть второй или третьей столицей России или хотя бы столицей своего макрорегиона. Эта активность симптоматична, беспредметна и безрезультатна» [5].

Как в прошлом, так и сегодня, у жителей провинциальных городов возникает желание уехать оттуда, если там нет возможности для роста, а духовная среда и традиционные ценности растворяются в невежестве и узости взглядов: «Провинция - то место, откуда бегут (если знают, зачем, и если могут) в столицу. Когда исход приостанавливается, когда часть лучших, пусть малая, все же остается, тогда провинция получает собственную голову и провинцией быть перестаёт. Нечто подобное намечалось в начале 20 века во многих больших городах России» [7]. Из этих слов следует, что присутствие развитых, небезразличных людей и их активность дают городу возможность приобрести черты столицы. Областной российский город - это именно то место, которое обладает возможностью «оттянуть» у столицы государства часть талантливого деятельного сообщества и предложить ему возможности для применения своих сил и собственного развития.

Наиболее ярким культурным явлением является самобытность малых провинциальных городов, которые сохранили замкнутость, традиционность мышления людей, культурные и нравственные устои. Вместе с тем, крупные региональные города имеют довольно сильную связь с

«глухой провинцией», унаследовав многие ее черты. Однако они имеют больше возможностей для трансляции своих культурных особенностей, поскольку обладают большими ресурсами и социальным весом.

Обратимся к вопросу нового и старого. Все изменения в обществе происходят благодаря процессу обновления традиционного уклада. Новшества входят в жизнь людей посредством инноваций - неких принципиально отличающихся методов или инструментов. Возникновению инноваций способствуют условия, в которых соблюдение старых устоев может сказаться негативно на всей системе. Инновацию можно охарактеризовать как временное состояние. Результатом ее появления должно стать формирование новых норм, новой традиции.

Современное российское общество также подвержено появлению инноваций, смене привычных устоев в различных сферах жизни. Необходимо признать, что инновации являются такой же неотъемлемой частью существования культуры, как и традиции. Инновации возникают неравномерно в культуре одной страны. Чаще всего, местом их появления являются столицы, откуда потом эти новшества доходят до провинциальной культуры. Российские и зарубежные ученые сформировали ряд теорий, посвященных взглядам на провинцию. Борьбу взглядов на явление провинции объяснил американский историк Фредерик Тернер с помощью теории фронтира [9]. По его предположению нестоличные города занимают пограничную позицию между «дикостью» и «цивилизацией». Они обладают уникальными условиями для сохранения некоторых общих интеллектуальных богатств, национального характера, а также для адаптации инноваций, их проверки на соответствие потребностям общества.

Рассмотрим ряд примеров из федеральных печатных СМИ, где поднимаются темы традиций и инноваций. Интересной особенностью этих публикаций является то, что практически всегда эти темы перекликаются между собой. Для этого будет применен опыт А. Бергмана [10] по изучению образа города в федеральных СМИ и метод интеллектуального анализа: «в настоящее время применяют методы интеллектуального анализа данных для обработки крупных массивов, чтобы существенно облегчить обнаружение общих закономерностей» [3. С. 57]. Также планируется учесть опыт исследователя медиаобраза России в целом Е. Н. Богдан [1].

Перечень направлений, в рамках которых столичные журналисты уделяют внимание роли традиций в жизни регионов, является весьма широким. Важнейшим из них, содержащим указание на сохранение ценностей, является раздел культуры и искусства. Ключевое место в этом разделе занимает внимание к творческим личностям всероссийского и мирового масштаба, чья жизнь каким-либо образом связана с упоминаемым городом.

Иллюстрацией указанного выше случая является публикация в Российской газете, посвященная выставке в музее Владимира Высоцкого в Екатеринбурге, где было показано публике последнее стихотворение поэта [2]. Интересно проследить творческую связь В. Высоцкого с этим городом: поэт дважды в течение одного года приезжал в Екатеринбург с гастролями и написал, находясь там, одну из своих песен. Несмотря на то, что роль Екатеринбурга в жизни поэта можно назвать эпизодической, его творчество находит там множество поклонников, один из которых стал инициатором строительства памятника Владимиру Высоцкому и Марине Влади, небоскреба «Высоцкий» и музея, посвященного жизни и творчеству поэта. Этот пример иллюстрирует способность жителей одного из крупнейших городов в России самостоятельно выбирать тех авторов, чье творческое наследие они хотели бы сохранить, и увековечивать их в подходящих городу формах. Этот пример демонстрирует образ Екатеринбурга как динамичного и современного города: традиции, которые он сохраняет, также достаточно современны. Внимание федеральных СМИ к этому случаю указывает на то, что журналисты ищут объединяющие культурные элементы, которые связывают российское общество. Только крупнейшие нестоличные города России обладают необходимыми ресурсами для проявления своей позиции по этому поводу.

Рассмотрим также пример адаптации инноваций в региональном пространстве, освещенный федеральными газетами. Частой темой в этом случае является развитие технологий. В качестве примера можно привести публикацию «Российской газеты», посвященную тому, что Челябинская область была выбрана площадкой для развития информационных систем в оборонном комплексе. Как указывается в материале, оборонно-промышленный комплекс нуждается в современных методах планирования и анализа. Эта задача была поставлена на федеральном уровне и передана в регионы в зависимости от их особенностей: «Не исключено, что именно Южный

Урал в числе первых будет способен предложить универсальное готовое решение... в регионе имеются все необходимые компетенции для такой работы, главный потенциал - высококлассные специалисты» [8]. Автор подчеркивает, что «ранее только челябинские "запретки" имели наиболее высокие компетенции в сфере разработки и внедрения информационных систем, производстве суперкомпьютеров» [8]. Сопоставление богатого опыта региона и современных задач также является примером сочетания тем традиций и инноваций в повестке федеральных СМИ. Очевидно, что региональный город привлек внимание центрального издания в связи с тем, что вопрос касается оборонного комплекса, то есть важен для всей страны. Тем не менее, взгляд на это с акцентом на особенности региона помогает журналисту показать, что присутствует баланс между потребностями центра и возможностями регионов.

Третий пример из «Новой газеты» наиболее ярко демонстрирует неразрывную связь традиций и инноваций [4]. В материале сообщается о том, что музей истории политических репрессий «Пермь - 36» переходит в виртуальный формат. Ожидается, что в действительности содержание выставки может быть значительно изменено в связи со сменой руководства музея. Именно поэтому реальная экспозиция будет воссоздана на специальном сайте-«бродилке», чтобы сохранить детали быта местных заключенных. Этот пример связан непосредственно с сохранением памяти о важных исторических событиях, и в то же время, он показывает, как новые технологии могут помогать людям в этом.

Рассмотренные примеры позволяют сделать вывод, что журналисты активно используют сочетание экскурса в историю и описания сегодняшних задач или деталей современного облика города для составления его портрета в СМИ. Во-первых, это говорит о том, что анализ традиций и инноваций является важным инструментом для презентации жизни российских городов в федеральных СМИ. Во-вторых, можно сделать вывод, что провинциальные столицы обладают уникальными условиями для осмысления новшеств, предлагаемых центром. В этом случае можно сказать, что важной задачей федеральных медиа становится анализ адаптации инноваций именно в регионах, поскольку без местного акцента сообщение о сделанных шагах будет иметь меньший вес, не сможет быть полностью раскрыт смысл происходящих изменений.

Список литературы

1. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики [Электронный ресурс] / Е. Н. Богдан. - М., 2007. - С. 68. - URL: http://qps.ru/UDFgy (датаобращения: 28.02.2017).

2. Воробьева Т. В Екатеринбурге показали последнее стихотворение Высоцкого [Текст] / Т. Воробьева II Российская газета. -2016.-25 янв.

3. Всеволодова, А. В. Технологии визуализации экономической информации [Текст] / А. В. Всеволодова//Ученые записки Международного банковского института. - Вып. № 11(2). -СПб.: Изд-во МБИ, 2015. - С. 57-62.

4. В Перми создадут сайт-бродилку по быту политзаключенных [Текст] II Новая газета. -2016,- 17фев.

5. Каганский, В. Л. Внутренний Урал [Электронный ресурс] / В. Л. Каганский II Журнальный зал: Отечественные записки. - 2003. - № 3. -URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/3Z2003_3_50. html.

6. Комова, В. А. Дихотомия «столица — провинция» в Российском культурном пространстве [Текст] /В.А. Комова II Молодой ученый. -2014.-№12.-С. 449-451.

7. Мироненкова А. Мирный софт оборонки [Текст] / А. Мироненкова II Российская газета. -2016. - 20 апр.

8. Раков, В. М. Еще раз о столице и провинции [Электронный ресурс] / В. М. Раков II Материалы гражданской дискуссии «Провинциальность - это судьба или иные возможности? Реальна ли задача депровинциализации России?» - URL: http://www.prpc.ru/library/civ_06/02.shtml.

9. Тернер, Ф. Д. Значение фронтира в американской истории [Электронный ресурс] / Ф. Д. Тернер. - 1983. - URL: http://az.lib.rU/t/terner_f_d/text_1893_the_frontier_in_american_history.shtml.

10. Bergmann, А. (2008) "How do national media cover with the issue of a city's image?" [Electronic resource] /А. Bergmann. - C. 24. - URL: http://www.uni-kassel.de/fb6/ssu/diss/City-Image.pdf (дата обращения: 24.07.2015).

OLD AND NEW IN THE PORTRAITS OF RUSSIAN CITIES

Pavlova A. N., Humanitarian technologyagencies,Moscow, vsevolodova.alexl@gmail.com

The article is devoted to the process offormation in the information field of the regional federal media portrait of the Russian city. The author analyzes the publications in the federal media on the life of Russian cities. According to the results it was concluded that the understanding of the different innovation occurs in conjunction with an analysis of the experience. There is reason to assume that this is what allows the cultural space of the city to be a place where the testing of innovations introduced center. Explorer displays the assumption that the portrait of the city in the media may serve as an indicator of perception of innovation in the regions of Russia and the preservation of their own identity. The article examines the reasons for issuing the authors to urban life. As a result of the findings are about the content of the image formed by the regional city. The presence of both traditional 'values and innovative elements in the life of the Russians presented almost uniformly in all the papers subjected to a study in connection with what can be considered as the resultant picture 'varied. Also appeared wide list of areas in which the federal media, journalists pay attention to the role of tradition and innovation in the life of the regions.

Keywords: city portrait of the city, tradition, innovation, federal media.

References

1. Bogdan, E.N. (2007) Mediaobraz Rossi i kak sredstvo konsolidacU obchsestva [=Media image of Russia as a way to consolidate a society], available at: http://qps.ru/UDFgy. accessed 28.02.2017. (In Russ.).

2. Vorobjeva, T. (2016) V Ekaterinburge pokazali poslednee stihotvorenie vysockogo [=Last poem of Vysotsky revealed in Yekaterinburg], in: Rossijskaya gazeta [=Russian newspaper], available at: https://rg.ru/2016/01/25/reg-urfo/visockiy-anons.html, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

3. Vsevolodova, A. V. (2015) Tehnologii vizualizacii ekonomicheskoj informacii [=Visualization economic information technology], in: Aktualnyeproblem ekonomiki i innovacii v obrazovanii [=Actual problems of economy and innovation in education], Yaroslavl, pp. 57-66. (In Russ.).

4. V permi sozdadut sajt brodilku po bytu politzaklyuchennyh (2016) [=The site for prisoners life will be created in Perm], in: Novaya gazeta [=New newspaper], available at: https://www.novayagazeta. ru/news/2016/02/17/118770-v-permi-sozdadut-sayt-brodilku-po-bytu-politzaklyuchennyh, accessed 28.02.2017. (InRuss.).

5. Kaganskij, V. L. (2003) Vnutrennij Ural [=Inner Ural], in: Zhurnalnyjzal: otechestvennye zapiski [=Magazine hall: homeland notes], available at: http://magazines.russ.ru/oz/2003/3/2003_3_50.html, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

6. Komova, V. A. (2014) Dihotomiya «stolica - provinciya» v rossijskom kulturnom prostranstve [=The dichotomy of «capital - the province» in the Russian cultural space], in .Molodoj uchenyj [=Young scientist], pp. 449-451. (In Russ.).

7. Mironenkova, A. (2016) Mirnyj softoboronki [=Peacefull soft for defense], in: Rossijskaya gazeta [=Russian newspaper], available at: https://rg.ru/2016/04/20/reg-urfo/dostup-k-superkompiuteram. html, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

8. Rakov, V. M. Eshhe raz o stolice I provincii [=Again about capital and province], in: Materialy grazhdanskoj diskussii [=Materials of citizens discussion], available at: http://www.prpc.ru/library/ civ_06/02.shtml, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

9. Terner, F. D. (1983) Znachenie frontira v amerikanskoj istorii [=The meaning of frontier in American history], available at: http://az.lib.rU/t/terner_f_d/text_1893_the_frontier_in_american_ history.shtml, accessed 28.02.2017. (In Russ.).

10. Bergmann, A. (2008) How do national media cover with the issue of a city's image?, available at: http://www.uni-kassel.de/fb6/ssu/diss/City-Image.pdf, accessed 28.02.2017.

Павлова Александра Николаевна - Руководитель медиалаборатории Агентства гуманитарных технологий, Москва.

vsevolodova.alexl@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.