Научная статья на тему 'СТАРЕЦ КАПИТОН И ОСНОВАННЫЕ ИМ ОБИТЕЛИ'

СТАРЕЦ КАПИТОН И ОСНОВАННЫЕ ИМ ОБИТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старец Капитон / средневековые монастыри / народные религиозные движения XVII в. / Вологодский архиерейский дом / Спасская Княгинина пустынь / делопроизводство / источниковедение / elder Kapiton / medieval monasteries / folk religious movements of the 17th century / Vologda Archbishop’s House / monastery of Holy Savior at Knyaginino / clerical work / source studies

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никита Викторович Башнин

Введение. В научной литературе уделено значительное внимание староверам и религиозным движениям в XVII веке. Считается, что одним из лидеров массового крестьянского движения староверов был проповедник старец Капитон. Согласно подсчетам историков, с 1666 по 1897 г. в России сгорело около 20 тыс. человек. Эти цифры, а также то, что традиция самосожжения просуществовала несколько столетий, указывают на актуальность освещения биографии одного из основателей радикального направления в старообрядчестве XVII в. – старца Капитона. Методы и материалы. Метод архивной эвристики позволил выявить в фонде 1260 в ГАВО, коллекции 117 в Архиве СПбИИ РАН и фонде 281 в РГАДА царские и архиерейские грамоты, а также делопроизводственные документы. Для анализа этих источников были использованы сравнительный и ретроспективный методы. Анализ. Старец Капитон пришел в Вологодскую епархию и в 1630 г. основал Спасскую Княгинину пустынь, после чего в 1634 г. ушел в Костромской уезд, где построил Троицкую Колесникову пустынь. В 1639 г. там произошел конфликт, после чего туда были переселены иноки Преображенского монастыря. В Спасской Княгининой пустыни после ухода Капитона игуменом стал Даниил, но после его смерти иноческая жизнь в 1660–1690-х гг. прервалась. В 1660–1680-х гг. в Вологодской и Белозерской епархии произошли самосожжения «капитонов», но они не были связаны с Капитоновой Спасской Княгининой пустынью. Результаты. В историографии религиозные конфликты в середине XVII в. связывали с духовными исканиями и учением старца Капитона, которое противоречило позиции официальной Церкви. Однако проанализированные факты свидетельствуют о противоречиях из-за земельных и промысловых угодий с крестьянами в Тотемском уезде. В оживленном придорожном селе Даниловском старец Капитон соперничал за духовное влияние и земли в округе этого поселения с братией Преображенского монастыря. Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 20-78-10060-П, https://rscf.ru/project/20-78-10060/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELDER KAPITON AND THE MONASTERIES FOUNDED BY HIM

Introduction. The scientific literature pays considerable attention to the Old Believers and religious movements in the 17th century. It is believed that one of the leaders of the mass peasant movement of Old Believers was the preacher elder Kapiton. According to historians, from 1666 to 1897, about 20 thousand people burned down in Russia. These figures, as well as the fact that the tradition of self-immolation has existed for several centuries, indicate the relevance of covering the biography of one of the founders of the radical trend in the Old Believers of the 17th century, Elder Kapiton. Methods and materials. The method of archival heuristics made it possible to identify new documents in the fund 1260 in GAVO, collection 117 in the Archive of the SPBI RAS, and the fund 281 in RGADA. Comparative and retrospective methods were used to analyze these documents. Analysis. In the 1660s and 80s, self-immolations of “kapitons” took place in the Vologda and Belozersk dioceses, but they were not connected with the Kapiton monastery. Elder Kapiton came to the Vologda diocese and in 1630 founded the monastery of Holy Savior at Knyaginino, after which in 1634 he went to Kostroma county, where he built the Trinity Kolesnikov monastery, where the conflict occurred in 1639. In the monastery of Holy Savior at Knyaginino, after Kapiton’s departure, Daniel became abbot, but after his death, monastic life was interrupted in the 1660s and 90s. Results. In historiography, conflicts were associated with spiritual pursuits and the teachings of elder Kapiton, which contradicted the position of the official Church. However, one should also take into account the factor of a possible clash for land and commercial lands with peasants in Totemsky district and the rivalry for spiritual influence in the lively roadside village Danilovskiy, combined with the struggle for land in the district of this settlement with the Transfiguration Monastery. Funding. Research for this article was funded by a grant from the Russian Science Foundation, Grant No. 20-78-10060-П, https://rscf.ru/project/20-78-10060/.

Текст научной работы на тему «СТАРЕЦ КАПИТОН И ОСНОВАННЫЕ ИМ ОБИТЕЛИ»

DOI: https:// doi.org/ 10.15688/jvolsu4.2024.5.9

UDC 94(470)"08/16" LBC 63.3(2)45

Submitted: 10.10.2023 Accepted: 31.01.2024

ELDER KAPITON AND THE MONASTERIES FOUNDED BY HIM

Nikita V. Bashnin

Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russian Federation;

Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Arts, Saint Petersburg, Russian Federation

Abstract. Introduction. The scientific literature pays considerable attention to the Old Believers and religious movements in the 17th century. It is believed that one of the leaders of the mass peasant movement of Old Believers was the preacher elder Kapiton. According to historians, from 1666 to 1897, about 20 thousand people burned down in Russia. These figures, as well as the fact that the tradition of self-immolation has existed for several centuries, indicate the relevance of covering the biography of one of the founders of the radical trend in the Old Believers of the 17th century, Elder Kapiton. Methods and materials. The method of archival heuristics made it possible to identify new documents in the fund 1260 in GAVO, collection 117 in the Archive of the SPBI RAS, and the fund 281 in RGADA. Comparative and retrospective methods were used to analyze these documents. Analysis. In the 1660s and 80s, self-immolations of "kapitons" took place in the Vologda and Belozersk dioceses, but they were not connected with the Kapiton monastery. Elder Kapiton came to the Vologda diocese and in 1630 founded the monastery of Holy Savior at Knyaginino, after which in 1634 he went to Kostroma county, where he built the Trinity Kolesnikov monastery, where the conflict occurred in 1639. In the monastery of Holy Savior at Knyaginino, after Kapiton's departure, Daniel became abbot, but after his death, monastic life was interrupted in the 1660s and 90s. Results. In historiography, conflicts were associated with spiritual pursuits and the teachings of elder Kapiton, which contradicted the position of the official Church. However, one should also take into account the factor of a possible clash for land and commercial lands with peasants in Totemsky district and the rivalry for spiritual influence in the lively roadside village Danilovskiy, combined with the struggle for land in the district of this settlement with the Transfiguration Monastery. Funding. Research for this article was funded by a grant from the Russian Science Foundation, Grant No. 20-78-10060-n, https://rscf.ru/project/20-78-10060/.

Key words: elder Kapiton, medieval monasteries, folk religious movements of the 17th century, Vologda Archbishop's House, monastery of Holy Savior at Knyaginino, clerical work, source studies.

Citation. Bashnin N.V. Elder Kapiton and the Monasteries Founded by Him. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2024, vol. 29, no. 5, pp. 97-110. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.5.9

Никита Викторович Башнин

Санкт-Петербургский институт истории РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В научной литературе уделено значительное внимание староверам и религиоз-рд" ным движениям в XVII веке. Считается, что одним из лидеров массового крестьянского движения старовере ров был проповедник старец Капитон. Согласно подсчетам историков, с 1666 по 1897 г. в России сгорело ^ около 20 тыс. человек. Эти цифры, а также то, что традиция самосожжения просуществовала несколько Ц столетий, указывают на актуальность освещения биографии одного из основателей радикального направле-^ ния в старообрядчестве XVII в. - старца Капитона. Методы и материалы. Метод архивной эвристики позво-

УДК 94(470)"08/16 ББК 63.3(2)45

Дата поступления статьи: 10.10.2023 Дата принятия статьи: 31.01.2024

СТАРЕЦ КАПИТОН И ОСНОВАННЫЕ ИМ ОБИТЕЛИ

©

лил выявить в фонде 1260 в ГАВО, коллекции 117 в Архиве СПбИИ РАН и фонде 281 в РГАДА царские и архиерейские грамоты, а также делопроизводственные документы. Для анализа этих источников были использованы сравнительный и ретроспективный методы. Анализ. Старец Капитон пришел в Вологодскую епархию и в 1630 г. основал Спасскую Княгинину пустынь, после чего в 1634 г. ушел в Костромской уезд, где построил Троицкую Колесникову пустынь. В 1639 г. там произошел конфликт, после чего туда были переселены иноки Преображенского монастыря. В Спасской Княгининой пустыни после ухода Капитона игуменом стал Даниил, но после его смерти иноческая жизнь в 1660-1690-х гг. прервалась. В 1660-1680-х гг. в Вологодской и Белозерской епархии произошли самосожжения «капитонов», но они не были связаны с Капитоновой Спасской Княгининой пустынью. Результаты. В историографии религиозные конфликты в середине XVII в. связывали с духовными исканиями и учением старца Капитона, которое противоречило позиции официальной Церкви. Однако проанализированные факты свидетельствуют о противоречиях из-за земельных и промысловых угодий с крестьянами в Тотемском уезде. В оживленном придорожном селе Даниловском старец Капитон соперничал за духовное влияние и земли в округе этого поселения с братией Преображенского монастыря. Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 20-78-10060-П, https://rscf.ru/project/20-78-10060/.

Ключевые слова: старец Капитон, средневековые монастыри, народные религиозные движения XVII в., Вологодский архиерейский дом, Спасская Княгинина пустынь, делопроизводство, источниковедение.

Цитирование. Башнин Н. В. Старец Капитон и основанные им обители // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2024. - Т. 29, № 5. - С. 97-110. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2024.5.9

Введение. Народные религиозные движения (староверие) зародились в 16201630-х годах. Считается, что одним из лидеров массового крестьянского движения староверов стал проповедник старец Капитон, который основал несколько обителей в вологодских и костромских лесах. По его имени участников этого движения в официальных документах второй половины XVII в. стали именовать «капитонами». Согласно подсчетам историков, с 1666 по 1897 г. в России сгорело около 20 тыс. человек, при этом некоторые ученые считают, что такое количество самоубийц было уже к 1690-м гг. [26, с. 7]. Эти цифры, а также то, что практика самосожжений просуществовала несколько столетий, указывают на актуальность изучения истоков этих событий. Само понятие старообрядец получило широкое распространение в XIX в., но в источниках XVII в. его нет. В конце XVII в. противников реформы патриарха Никона называли староверами.

Методы и материалы. Рукописей, содержащих записи учения старца Капитона, его грамот, а также записей допросов этого человека среди дел Тайного приказа не известно. В связи с этим о его деятельности и судьбе в основном судят по источникам, которые возникли в 1660-х гг. после его смерти. Это допросы пойманных стрельцами людей, которых представители власти называли «капитона-

ми». Однако сохранились документы, свидетельствующие о другой стороне деятельности старца Капитона в 1630-1640-х гг. и судьбах обителей, которые он основал. В фонде 1260 в Государственном архиве Вологодской области (ГАВО) и коллекции 117 в Архиве СПбИИ РАН (оба собрания состоят из материалов архиерейского дома XVII в.) выявлены документы, связанные с Капитоновой пустынью, которая подчинялась Вологодской кафедре. Эта обитель, как и Троицкая Колесникова пустынь в Костромском уезде, имели вотчины, поэтому при секуляризации в середине XVIII в. поземельные акты поступили в Коллегию экономии и выявлены в фонде 281 в РГАДА. Для анализа этих источников были использованы сравнительный и ретроспективный методы.

Дискуссия. Т.А. Опарина подчеркнула, что еще в 1620-х гг. в Вологодских землях возникали еретические движения. Полностью с ее выводом о том, что «вологодские еретики, выразившие столь редкое для русского общества сопротивление правительственной программе и говорившие о защите запрещенного сочинения, так же стали символом противодействия и запомнились» согласиться нельзя [18, с. 445-446]. Все же это не редкий случай, скорее, он хорошо документирован и представляет собой верхушку айсберга, когда во время сыска были зафиксированы сведения о грамотных полемистах.

В.С. Румянцева проанализировала историографию о старце Капитоне, его воззрениях и показала основные направления: 1) Капитон как предшественник старообрядческого раскола (М.Я. Диев, А.А. Титов); 2) Капитон как основатель секты (П.И. Мельников, Н.В. Ре-утский, Х.М. Лопарев, А.И. Клибанов); 3) Ка-питон как выразитель апокалиптических идей (В.С. Шульгин, Р. Крамми, С. Зеньковс-кий) [27, с. 66-68]. Е.А. Агеева в энциклопедической статье суммировала сведения из историографии и источников об этой фигуре [1]. А.С. Лавров и А.В. Морохин ввели в научный оборот челобитную иноков Колесниковой пустыни, выступавших на стороне старца Капи-тона [13, с. 623]. Авторы считают, что благодаря этому документу «появляется возможность услышать голос... сторонников Капито-на» [13, с. 623], при этом выявленный документ «дает возможность "дерадикализовать" Капитона» [13, с. 624]. В статье, тем не менее, не поставлен вопрос о том, почему фрагмент этой челобитной хранится среди бумаг Вологодского архиерейского дома. Ведь речь в ней идет о Троицкой Колесниковой пустыни в Костромском уезде около с. Даниловского, которая была в Патриаршей области (согласно приходной книге патриаршего Казенного приказа 1640/41 г., Воскресенская церковь в с. Даниловском и другие храмы в округе были подведомственны патриарху [33, с. 32]). Итак, только частично известна биография старца Капитона, которая изучена без учета сведений об обителях, которые он основал.

Анализ. А.С. Лавров и А.В. Морохин считают, что «Начальный этап деятельности Капитона был связан с Троицкой Колесниковой пустынью, основанной в 1625 г.» [13, с. 622]. Однако В.С. Румянцева пишет о том, что старец Капитон в 1620-х гг. был на р. Вет-луге (заметим, что от современного г. Ветлу-га до г. Данилова расстояние по прямой около 334 км) [27, с. 70-72]. В любом случае остается неясным, почему Капитон ушел из Троицкой пустыни или из Ветлужских лесов? Судя по всему, здесь видим целую серию конфликтов: Капитон уходит в Вологодскую епархию и в 1630 г. основывает Спасскую Княгинину пустыню, после чего в 1634 г. уходит в Костромской уезд, где строит Троицкую Колесникову пустынь (современная запустевшая

д. Троица-Колясники, приблизительно в 5 км от г. Данилова), но опять через несколько лет в 1639 г. возникают противоречия, после чего судьба старца Капитона по источникам ясно не прослеживается.

Дополним сведения о конфликте в Троицкой Колесниковой пустыни, разобранном А.С. Лавровым и А. В. Морохиным [13, с. 622625]. Заметим, что старец Сергий, ездивший в Москву и бывший противником старца Капи-тона, - это может быть Сергий Булычев, который в 1626 г. основал Преображенский монастырь в с. Даниловском и в 1631 г. получил выпись на владения обители [11, № 1229, с. 355356]. Также выявлена грамота от 19 января 1640 г. из приказа Большого дворца в с. Даниловское к векошнику Федору Бохину [8]. Из нее узнаем, что еще раньше («в нынешнем во 148-м году») он уже получил указ из Москвы о том, чтобы «ис Преображенского монастыря строителю старцу Пимину з братьею перейти жить и кельи им все снесть в Троицком монастыре, где жил затворник старец Капитон, а церкви оставить на старом месте. И тот Троицкой монастырь и всякое монастырьское строенье, пересмотря, описать» [8, сст. 1]. Подчеркнем, что единственный эпитет по отношению к старцу Капитону в этом документе - «затворник». Принципиальной является фраза: «А чорного попа Мирона и старцов, которые ис того Троицкого монастыря розошлися, поимать и держать под крепким началом» [8, сст. 1]. Из этого сообщения источника следует, что старца Капитона в январе 1640 г. в монастыре уже не было, а его сподвижники ушли.

Также становится известно об отписке от 15 января 1640 г., в которой Ф. Бохин сообщил в столицу, что «черный поп Перфирий з братией из Преображенского монастыря перейти в Троицкий не могут», так как «у них служебников и крестьян нет, а они древние и болные и келей перевесть им... нечем» [8, сст. 2]. Для организации помощи в переезде в Москву отправился строитель старец Пимин. Челобитчик сообщил в столице, что «последе Капитона старцы ево, Капитоновы ученики ис того Троицкого монастыря ис церкви образы, и ис приделов царьские двери, и деи-сусы... и всякое монастырьское строенье роз-возили по друзьям и по советником и, розвозя, монастырь покинули пуст» [8, сст. 2].

Кроме этого, становится известно, что в обители, организованной Капитоном, не было теплой церкви, а для перевозки имущества Преображенской обители («всякое... строенье и запасы все их и строили они тот Преображенской монастырь вкладами и своим поси-льем») в опустевший монастырь строитель Пимен добился указа, фиксирующего перемещение ценностей с помощью пашенных и непашенных крестьян с. Даниловского. Крестьяне должны были перевезти: «Образ Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казанские, и теплую церковь с трапезою, и образы, и колокола, и часы, и кельи, и ограду, и житницы с хлебом, и лошади, и коровы, и всякое строенье» [8, сст. 3]. Однако в с. Даниловском была оставлена большая холодная церковь Преображения и часовня рядом с ней, для церковной службы необходимо было посылать туда «попа понеделно» [8, сст. 4]. Таким образом, эти сведения указывают на то, что, очевидно, возник конфликт (заметим, что в 1636 г. Преображенский монастырь был приписан к Троицкой пустыне; в апреле 1639 г. в Преображенском монастыре произошел пожар, а 22 августа 1639 г. ярославский воевода получил грамоту об аресте Капитона) между двумя близко расположенными обителями (расстояние между ними было около 56 верст), в который было втянуто население с. Даниловского [11, № 1229, с. 355-356; 12, № 1937, с. 137-138]. Верх одержал строитель старец Пимен, в результате чего остался один монастырь, а в селе появилась приходская церковь.

Из указной с прочетом грамоты Михаила Федоровича стряпчему Сытного дворца Ивану Носову от 31 марта 1641 г. становится известно, что строитель «Троицкого монастыря Колесниковы пустыни чюдотворные иконы Пречистые Богородицы Казанские» Пимен получил подтверждение прав на пустошь Ко-лесниково и другие владения в Костромском уезде [9]. Подчеркнем, что первоначально документы на эти земли были получены старцем Капитоном. Судя по выписи от 8 декабря 1679 г. из писцовой книги, эти владения так и остались за Троицким Колесниковым монастырем [22].

Итак, после этого конфликта судьба старца Капитона доподлинно не известна.

Ученые предлагают разные версии: «По мнению А.А. Титова, Капитон был отправлен в Спасский монастырь в Ярославле, где и умер. В.С. Румянцева утверждала, что он бежал из монастыря в Костромские леса. С.А. Зень-ковский считал, что в монастырское заключение в Ярославле Капитон так и не попал» [13, с. 622, примеч. 2].

А.А. Преображенский предположил, что в отписке тобольских воевод от 27 декабря 1640 г. упоминается «известный противник официальной церкви - Капитон, давший имя одному из сектантских направлений («капи-тоны»)». Приведем цитату из документа: «В прошлом, государь, во 147-м году писали к тебе, ко государю, из Сибири с Тобольска стольник и воеводы князь Михайло Темкин-Ростовской с товарыщи, что они по твоему государеву указу Знаменского монастыря ссыльного чернца Малаха против ево прежне-во извету, что он извещал Знаменсково же монастыря на чернова попа Галактиона в воровском непристойном слове и на архиепис-коплих ссыльных старцов на Капитона да на Михаила, у пытки роспрашивали и пытать велели накрепко» [24, с. 63-64]. Однако из сообщения этого источника не ясно, действительно ли это тот самый старец, который был основателем обителей в Вологодском и Костромском уездах, иноческое имя Капитон неоднократно встречается в XVII в. и поэтому требуются дополнительные сведения для подтверждения того, что в Тобольском доме Св. Софии в «147-м» году, то есть в 1638/39 г., оказался тот самый Капитон из Троицкой Колесниковой пустыни. Если предположить, что пересылка арестованного старца Капитона была произведена через Вологду в Сибирь, тогда становится более понятно, почему один из документов, опубликованный А.С. Лавровым и А.В. Морохиным [13], оказался в архиерейской казне. Однако все это требует дополнительных архивных изысканий.

Обратимся к истории другой обители, основанной старцем Капитоном. Согласно П.М. Строеву, около 1630 г. возникла Спасская пустынь при озере Княгинине в Вологодском уезде. Кроме Капитона ученый называет в этой обители игумена Даниила в 1650-1654 гг. [32, стб. 770]. Из царской грамоты от 8 февраля 1650 г. архиепископу Вологодскому и

Великопермскому Маркеллу становится известно, что старец Капитоновской пустыни Нифонт в сентябре 1649 - январе 1650 г. бил челом на Москве о том, что в пустыне нет иеромонаха и «братья у них многие помирают без даров и без покаяния», церкви «стоят без пения, впусте... а ему-де старцу Нифонту тех церквей построить и попа призвать нечем». Фраза «братья у них многие» противоречит сообщению о том, что вместе со старцем Нифонтом живут «два брата», получается, что в предыдущие годы другие «многие» монашествующие скончались и были погребены без исповеди, или для их похорон долго ждали священника из отдаленной от пустыни церкви. Монастырь был без иеромонаха «впусте» десять лет [2, № 37, с. 127; 6]. Если это сообщение верно, то после ухода старца Капитона из Преображенской Княгининой пустыни в 1634 г. в Костромской уезд, до 1639 г. на р. Иха-лице был иеромонах и, очевидно, более двух чернецов. Другие иноки могли уйти с Капито-ном на новое место. Согласно челобитной, датируемой «незадолго... до 1639 г.», старец Ка-питон «по царьской светлости и жалованью приехал на пустошь Колесниково сам-пят и с Сергием» [13, с. 625]. Возможно, это и есть бывшие насельники Капитоновой пустыни?

Вторая часть царской грамоты от 8 февраля 1650 г. содержит ответ на просьбу архиепископа Маркела: «Тое прежнюю Капитонов-скую Княинину пустыню, на Шуе Пустой, церкви построить тебе, богомольцу нашему, Со-фейскою домовою казною и черного попа в той пустыне устроить» [2, № 37, с. 128; 6]. Таким образом, Капитонова пустынь становится домовой, приписной к архиерейской кафедре [42, с. 356]. В РГАДА выявлен подлинник этой грамоты от 8 февраля 1650 г. с подтверждением от 12 марта 1677 г. при ц. Федоре Алексеевиче [7].

Сохранился черновик грамоты вологодского владыки Маркелла игумену Арсениевой Масленой пустыни Даниилу о назначении его строителем в Княгинину Капитоновскую пустынь [5]. Акт не датирован, но исходя из того, что 9 марта 1654 г. Даниил назван уже игуменом Капитоновой пустыни: «Игумен Данило да старец Симон з братьею» [35; 36, сст. 1], полагаем, что этот источник возник незадолго до этого - в 1653 году. Согласно черновику

документа, игумен Даниил просил архиепископа Маркелла отпустить «на его обещание в Вологодской же уезд в Пустую Шую во Кня-инину Капитоновскую пустыню», чтобы «церковь Преображение Господне, и Пресвятой Богородицы Казанские, и преподобных отцов Зосимы и Саватея Соловецких чюдотворцев велеть строить и братию в тое пустыню призывать и пашнею, и сенными покосы, и рыб-ною ловлею и всеми угодьи той пустыни, чем старец Капитон владел» распоряжаться [5]. Этот документ указывает на то, что Капитонова пустынь подчинялась Вологодской кафедре, а также подчеркивает, что Капитон был только старцем. Он был основателем обители, вероятно, получив на это благословение от епископа Вологодского и Великопермского Варлаама II (1626-1645), но так и не стал игуменом, хотя и был получателем документов от светской власти на землю под пустынью, сенные и рыболовные угодья. Эти факты говорят о признании старца Капитона властями, однако остается неясным, почему он не стал игуменом или строителем. Отметим еще одну существенную деталь - в пустыни была возведена церковь с двумя приделами (или же это три церкви?), очевидно, деревянная, при этом, судя по посвящениям, они были освящены и имели антиминсы, а их существование признавали в Вологде.

Сохранился подлинник и список с царской грамоты от 9 марта 1654 г., адресованной тотемскому воеводе К.А. Трусову о пожаловании игумена Капитоновой пустыни Данила и старца Симона «з братьею» рыбными ловлями, сенными покосами и другими угодьями, а также память [21; 35; 36]. В этом акте содержится указание, что первичным получателем этих угодий был старец Капитон [36, сст. 1]. Из этой грамоты остается неясной дата пожалования старца, а также формулировка «к пустыни, что под монастырем». Означает ли это, что основанная им обитель названа в источнике монастырем, а речь идет о пустыни в значении слова пустошь, в дополнение к которой инок получил озеро Княгини-но. В этом случае предположим, что была не только грамота на Княгинино озеро, но и до нее старец получил документ о владении пустошью и землей, на которой он стал строить монастырь.

Примечательной является фраза о том, что основатель пустыни «старец Капитон съехал неведомо куды, покиня их» [36, сст. 1]. Очевидно, это сообщение говорит о том, что старец не только уехал, но и забрал документы на те угодья, которые были пожалованы Спасской обители. В противном случае зачем понадобилось челобитье от нового игумена Данила о документальном подтверждении владения тем, что было уже пожаловано. Результатом челобитья стала царская грамота тотемскому воеводе. Похожая ситуация с документами сложилась в Троицкой Колесниковой пустыни в 1639 г., когда строитель старец Пимен заново оформлял документы на монастырскую собственность [27, с. 73].

Вот как описано состояние Капитоновой пустыни и принадлежность угодий в Тотемс-ком уезде: «И у них-де к тому озерку нашего жалованья никакия руги нет, место пустое, от людей отдалело верст з дватцать и монастыр-сково и церковнаго всякаго строения построить им-де и питатца нечем. А с тово-де Кня-инина озерка вышла речка Ихалица... владеют Кожюховские деревни крестьяне... да Го-лубинские пустыни старец Иасаф» [36, сст. 12]. Отметим указание на удаленность местности «от людей», а также то, что частью угодий владел старец Голубинской пустыни, которая располагалась приблизительно в 40 верстах от Капитоновой, вверх по течению р. Сухоны [14, с. 246, 31-14; 15, с. 98, № 31-14].

Царская грамота от 9 марта 1654 г. пришла на Тотьму 17 апреля 1654 г., после чего была составлена память от имени воеводы К.А. Трусова, в которой описаны рыбные ловли и сенокосные угодья, которыми теперь владел игумен Данил «безоброчно» [36]. Подчеркнем, что обитель поименована как «Вологоц-кого уезду Капитоновские пустыни игумену Данилу з братьею» [36, сст. 2], при этом угодья были в «Тотемском уезде» [36, сст. 1] и «Тотемского же уезду Голубинские пустыни старцу Иасафу з братьею» во владении ими следовало «отказать» [36, сст. 3]. Итак, итогом деятельности первого и последнего игумена Капитоновой пустыни Даниила стало закрепление за обителью сенокосных и рыболовных угодий.

Кратко о том, что произошло потом, узнаем из выписки с окладных книг на владения

Капитоновой пустыни 1666/67 года. В документе сообщается, что «в прошлом во 174-м году апреля в 4 день по челобитью... крестьян За-мятки Еремеева с товарищи те рыбные ловли и сенные покосы и лука... отданы прежним владелщиком Ихалицкие слободки всем кре-стьянем... потому что-де Капитонова пустыня ныне пуста, запустела тому годов с семь, а игумен Данило умер, а старец Симон и братья розошлась врознь» [4, сст. 2-3]. Из этой цитаты становятся известны принципиально важные сведения о том, что в 1658/59 г. скончался игумен Даниил. После него других игуменов не появилось, и старец Симон с братией ушли из обители.

К 1663 г. часть имущества Капитоновой пустыни была вывезена в Вологодский архиерейский дом [19, с. 86]. При архиепископе Вологодском и Белозерском Симоне 12 декабря 1669 г. начался поиск документов, выданных игумену Капитоновой пустыни Даниилу в 1650-х годах. Поскольку Даниил до этого был в Арсеньевой Масляной пустыни, то по архиерейскому указу сын боярский Федор Блинов отправился искать грамоты именно туда: «Игумен Иона з братею сказал... грамот ни крепостей не бывало никаких. А была у нас великого государя грамота даная, дал ея тое же пустыни строитель Симон» [29]. Итак, старец Симон, известный по предыдущим документам, как сопровождающий игумена Даниила, назван строителем. Это дает основание предположить, что после смерти настоятеля какое-то время в Капитоновой пустыни жили иноки, а во главе братии был старец Симон в чине строителя.

Через какое-то время акты Капитоновой пустыни все же были найдены, так как в описи казны Вологодского архиерейского дома 1676 г. они зафиксированы [19, с. 126]. Разобранные выше документы от 8 февраля 1650 г. и от 9 марта 1654 г. имеют подтверждения, датированные 12 марта 1677 г., что говорит об их актуальности для Вологодской кафедры [36]. В описи 1681 г. не только упомянуты эти две грамоты, но и отмечено, что они посланы в Москву [34, с. 452]. Очевидно, в марте 1682 г. эти акты понадобились в столице в связи с тем, что именно в это время происходило обсуждение вопроса об учреждении Ве-ликоустюжской епархии [43]. Одной из причин

ее учреждения была борьба со староверами [31]. М.С. Черкасова опубликовала челобитную устюжан патриарху Иоакиму 1683 г., в которой они отмечают, что владыка уже успел осуществить возвращение ряда «капитонов» в Церковь [43, с. 232].

О пограничном статусе Капитоновой пустыни и ее угодий становится известно из двух документов. Так, из челобитной подьячего Вологодского архиерейского дома Григория Георгиева митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе узнаем, что никольский священник Иван из Ихалицкой Слободки за пользование «Софейскими домовыми угодьи Капитоновской пустыни сенными покосы... , что старец Данило владел игумен» оброка платил в год по рублю [39]. В этом документе принципиально упоминание давно умершего игумена Даниила, а также сама ситуация, когда Капитоновская пустыня с угодьями принадлежит Вологодскому архиерейскому дому, но пользуется ими священник Иван, подчиняющийся Ростовскому архиерейскому дому. В данном случае вологодскому «архиерейскому холопу» пришлось бить челом Ростовскому владыке. Сохранился список с челобитной аналогичного содержания, но написанной стряпчим Вологодского архиерейского дома Иваном Александровым и также адресованный в Ростов [41]. Итак, после возникновения новой епархии Капитонова пустынь осталась в ведении вологодского владыки.

Угодья, которые принадлежали Капитоновой пустыне, во второй половине XVII в. сдавали на оброк крестьянам и священникам [30]. В 1672 г. подьячий Григорий Юрьев в челобитной архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону сообщал, что крестьянин Федор Тихонов вместе с соседями самовольно пользуется этими землями [40]. Вскоре стряпчий вологодского владыки Акинфей Ермолаев сын Горяинов подписал с ними мировую грамоту [16]. Из еще одной крестьянской челобитной 1676 г. узнаем, что взятые на оброк Никитой Осиповым сыном Вепревым угодья были использованы незаконно другими крестьянами, скосившими сено и собравшими лыко [37]. В 1678 г. архиерейский казначей старец Никон принимал оброчные деньги за пользование владениями Капитоновой пустыни [20]. Известна челобитная крестья-

нина Семена Карпова к архиепископу Вологодскому и Белозерскому Гавриилу, в которой он просит «отдать ис своей святительской домовой казны свои архиерейские домовые Ка-питоновской пустыни угодья из рощистки под жило, под пашню и под сенной покос на урочные годы на дватцать лет» [38]. О принятом решении по этой челобитной неизвестно.

Согласно приходо-расходной книге 1677/78 г. Вологодского архиерейского дома, Капитонова пустынь с угодьями были отданы на оброк за 1 рубль в год [25, с. 394]. В 1702 г. с ее сенных покосов собирали 20 алтын в год [34, с. 280]. При этом возникали судебные дела, связанные с определением принадлежности этих земель и езов [19, с. 247].

Обратимся к документам из приказа Тайных дел для того, чтобы понять, были ли как-то связаны «капитоны» из Вологодского уезда с Капитоновой пустынью. В указной грамоте из приказа Тайных дел от 20 марта 1666 г. к воеводе С.А. Зубову на Вологду находим характеристику поведения крестьянина, которого считали последователем Капи-тона: «Фомка Артемьев з женою и детьми капитонит и к церкви Божии не ходят, и у отца духовного не бывают, и умерли ис семьи ево четыре человека без покаяния» [17, с. 158]. В результате сыска в Вологодском уезде весной 1666 г. было выявлено 58 последователей старца Капитона [17, с. 168]. По подсчетам В.С. Румянцевой, всего известно о 71 человеке [28, с. 173].

При расспросах крестьян Вологодского уезда выяснилось, что в поведении сочетались религиозные и бытовые установки. Крестьяне не ходили в церковь, не причащались, соблюдали посты не по канонам, некоторые «опричь хрену да ретки и в светлое Христово воскресенье не ели» [17, с. 168]. Нежелание ходить в церковь объясняли тем, что «ныне поют и говорят по-новому не против прежня-го» [17, с. 168]. Некоторые сказали, «что они з женами своими, а жены с мужьями своими вместе не ели и с ними не спали года по 2 и болши» [17, с. 168]. Кирилко Перфильев сын Неусыпаев ходил в церковь и пускал к себе священников, но «мяса он, Кирилко, ни рыбы ни молока не ест», а его отец «умер без покаяния, а лежало тело ево недели с три, а погребен у церкви» [17, с. 170]. При этом некото-

рые, узнав о сыске, сожгли себя: «В марте месяце 4 человека, нанося в избу сена да склав и запершись, и изнутри зажги сами и згорели» [17, с. 169]. Другая группа «Капитонов» поступила иначе: «7 человек утаясь от людей вышли из деревни ночью в поле и сели в дехтярном струбе и зажгли сами и в том струбе згорели» [17, с. 169]. Этим трагедиям и сыску предшествовала поездка крестьян Павло-Обнорского монастыря Федьки Мики-тина да Ларки Антропова в 1665 г. с другими людьми в Вязниковский уезд «в пустыню от Везников верст з десеть в лесах. А та пустыня словет Капитонова, а живет-де в ней старец, Вавилом зовут...» [17, с. 163].

Сведения о «капитонах» есть в Вологодской летописи за ноябрь 1686 г. и март 1687 г.: «Ноября в 9 день в селе на Великой реке погорели самовольным пожаром Василей Оме-льянов, Лука Андреев, Алексей Кузнец с то-варыщи, и з женами, и з детми, и того числом пятьдесят семь человек монастырьских крестьян, будучи в капидонстве, на лесу в двух избах; а учитель их был неведомо чей крестьянин, Першуткою звали, и того сожгли по указу великих государей на Вологде в струбе с ыными капидоны» [23, с. 186].

Выявлено дело 1690 г. по изветной челобитной дьячка Якова Иванова на священников Ивана Поликарпова и его сына Никифора с несколькими десятками прихожан церкви Бориса и Глеба в Обнорской волости Вологодского уезда [10, сст. 2]. В этих документах встречаем оправдание обвиняемых в том, что священник «без причастия ямщичьих жен и нас прихоцких людей без причастия никого не погребывал и дву рублев ни с кого не би-рывал, а капитонов у себя мы в приходе не знаем...» [10, сст. 3]. Из дальнейшего знакомства с делом становится очевидно, что причиной спора стало распределение церковных доходов, с которым не согласился дьячек Яков Иванов и решил обвинить в «капитонстве» своих противников. Таким образом, это обвинение стало инструментом борьбы в повседневной жизни.

В приведенных выше документах не упоминается Капитонова пустынь, а также нет сведений о том, что крестьяне общались со старцем Капитоном. Подчеркнем, что упоминается только его имя, уже к 1660-м гг. став-

шее нарицательным для людей, не соблюдавших церковные каноны, и его ученики, которые распространяли это радикальное учение. Очевидно, это свидетельствует о том, что бывший монастырь не являлся опорой этого движения.

Результаты. Н.М. Македонская локализовала на топографической карте местонахождение Капитоновой пустыни. С севера от р. Сухоны нужно подняться вверх по течению р. Ихалицы около 22 км. С юга - от современного населенного пункта Разливное вниз по течению р. Мизюги и до слияния ее с р. Ки-лехмой и образования р. Ихалицы, по которой вниз по течению до пустыни - около 26 км. С запада находится болото Ихалицкое, с востока - болото Большая Чисть [14, с. 246, № 33-14; 15, с. 98, № 33-14]. Таким образом, в радиусе 20 км и более нет мест, пригодных для размещения населенных пунктов. Очевидно, что строительство обители в таких труднодоступных местах может свидетельствовать об определенном духовном радикализме, искании уединенности, сопровождаемой бытовыми тяготами, а также поиском независимости от церковного начальства.

Однако в 1634 г. старец Капитон строит Троицкую Колесникову пустынь в 5 верстах от с. Даниловского, которое располагается на оживленной дороге Москва - Вологда [3]. Сама пустынь находилась на сухом месте в окружении небольших лесов, за которыми располагались деревни. Таким образом, выбор места для устройства этого монастыря явно преследовал цель его материального благополучия. Уже в первые годы существования обители в ней началось каменное строительство. Этот факт указывает на возможное изменение в мировоззрении Капитона и, вероятно, на его желание обратиться к большему количеству людей, чем те, что были ему доступны в Княгининой пустыни. Отметим любопытное совпадение - один из приделов или храм в Капитоновой пустыни был посвящен Богоматери Казанской, а в Преображенском монастыре в Данилове фигурирует чудотворная икона Богородицы Казанской, которая потом будет перенесена в Троицкую Колесникову обитель.

Принципиальной общей деталью в этих ситуациях является то, что старец Капитон в

обоих случаях смог добиться разрешения на основание монастырей, а затем оформил документы на собственность окружающих земельных участков, которая в одном случае не получила развития, а во втором закрепилась за обителью и разрослась. По сути он был инициатором формирования монастырских вотчин. Однако этот инок неоднократно покидает основанные им пустыни. Обратим внимание, что как в официальных документах, так и в челобитной от сторонников Капитона рефреном звучит фраза о том, что он уходит: «И он пошел в темныя места, старец Капи-тон» [13, с. 625]. Из этого и других скупых свидетельств источников складывается впечатление, что во время столкновений Капи-тон предпочитал уходить. В историографии эти конфликты связывали с его духовными исканиями и учением, которое противоречило позиции официальной Церкви. Однако следует учесть еще фактор возможного столкновения за промысловые угодья с крестьянами в То-темском уезде и соперничество за духовное влияние в оживленном придорожном с. Даниловском в сочетании с борьбой за земли в округе этого же поселения.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Агеева В. А. Капитон // Православная энциклопедия. М.: Православ. энцикл., 2012. Т. 30. С. 547-551.

2. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб.: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1842. Т. IV. 604 с.

3. Башнин Н. В. К вопросу о транспортных путях и средствах передвижения в XVII в. (по материалам приходо-расходных книг Вологодского архиерейского дома) // Вестник церковной истории. 2018. № 3/4 (51/52). С. 303-330.

4. Выписка из окладных книг на владения Капитоновой пустыни, 1666/67 г. // Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 2770. Сст. 1-4.

5. Грамота архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла игумену Арсениевой пустыни Даниилу о назначении его строителем в Княги-нину Капитонову пустынь, 1653 г. // Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук (Архив СПбИИ РАН). Кол. 117. Оп. 1. Ед. хр. 361. Сст. 1.

6. Грамота царя Алексея Михайловича архиепископу Маркеллу о строительстве Капитоновой

пустыни, 1650 г., февраля 8 // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 839. Сст. 1-2.

7. Грамота царя Алексея Михайловича архиепископу Маркеллу о строительстве Капитоновой пустыни, 1650 г., февраля 8 // Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 281. Ед. хр. 12348. Сст. 1-2.

8. Грамота царя Михаила Федоровича в Костромской уезд в дворцовое село Даниловское Федору Бохину о перевозе строений и имущества Спа-со-Преображенского монастыря на место Троицкого на пустошь Колесниково, 1640 г., января 19 // РГАДА. Ф. 281. Ед. хр. 5246. Сст. 1-4.

9. Грамота царя Михаила Федоровича в Костромской уезд в дворцовое село Даниловское Ивану Носову, подтверждающая владельческие права Троицкого монастыря на пустошь Колесниково, Маремьянин починок и Комаров починок в Костромском уезде, 1641 г., марта 31 // РГАДА. Ф. 281. Ед. хр. 5248. Сст. 1-7.

10. Дело по изветной челобитной бывшего дьячка Якова Иванова на священника Ивана Поликарпова и его сына с прихожанами ц. Бориса и Глеба по обвинению в капитонстве, 1690 г., сентября 16- декабря 2 // Архив СПбИИ РАН. Кол. 117. Оп. 1. Ед. хр. 1873. Сст. 1-3.

11. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 2. СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1892. 462 с.

12. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб.: Тип.

B. Безобразова и К°, 1897. 259 с.

13. Лавров А. С., Морохин А. В. «Старообрядец до раскола»: новый документ XVII века о старце Капитоне // Quaestio Rossica. 2023. Т. 11, № 2.

C. 619-630.

14. Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Т. 1. Списки церквей и монастырей. Вологда: Древности Севера, 2007. 256 с.

15. Македонская Н. М. Церковно-историчес-кий атлас Вологодской области. Т. 2. Картографический материал. М.; Вологда: Древности Севера, 2007. 128 с.

16. Мировая запись крестьян Федора Кулпа и Авраама Монзикова стряпчему вологодского архиепископа Симона Акинфу Ермолаеву сыну Го-ряинова с обязательством не вступаться в земли Капитоновой пустыни по речкам Ихалеце и Мо-лонге в Тотемском уезде, 1672 г., мая 23 // РГАДА. Ф. 281. Ед. хр. 12368. Сст. 1-2.

17. Народное антицерковное движение в России XVII века. Документы приказа Тайных дел о раскольниках. 1665-1667 гг. / сост. В. С. Румянцева. М.: Ин-т истории АН СССР, 1986. 244 с.

18. Опарина Т. А. Дело вологодских еретиков // Книга и литература в культурном контексте. Новосибирск: [б. и.], 2003. С. 439-446.

19. Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины XVII - начала XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2020. 357 с.

20. Отпись о приеме оброчных денег с угодий Капитоновой пустыни в архиерейскую казну, 1678 г., сентября 29 // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 5066. Сст. 1.

21. Память тотемского воеводы К.А. Трусова игумену Капитоновой пустыни Данилу с братией, 1654 г., апреля 7 // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 6. Ед. хр. 269. Сст. 1-3.

22. Писцовая и межевая выпись Максима Петровича Кругликова и подьячего Прокофия Стахее-ва строителю Троицкой Колесниковой пустыни Моисею на монастырские владения в Костромском уезде, 1679 г., декабря 8 // РГАДА. Ф. 281. Ед. хр. 5339. Л. 1-29.

23. Полное собрание русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVШ вв. / сост. Н. А. Казакова, К. Н. Сербина. Л.: Наука, 1982. 228 с.

24. Преображенский А. А. Неизвестный автограф Сибирского летописца Саввы Есипова // Советские архивы. 1983. № 2. С. 63-65.

25. Приходо-расходные денежные книги Вологодского архиерейского дома святой Софии и окладные книги церквей Вологодской епархии. XVII -начало XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2016. 872 с.

26. Романова Е. В. Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII-XIX веках. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2012. 288 с.

27. Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М.: Наука, 1986. 262 с.

28. Румянцева В. С. Сыскное дело Тайного приказа о вологодских капитонах // История СССР. 1978. № 2. С. 170-180.

29. Сказка игумена Арсеньевой пустыни Ионы с братьею о неимении у них государевых грамот и крепостей на Капитонову пустынь, 1669 г., декабря 12 // Архив СПбИИ РАН. Кол. 117. Оп. 1. Ед. хр. 839. Сст. 1.

30. Сказка крестьян Тотемского уезда о том, что они 10 лет пользовались угодьями Капитоновой пустыни, 1670 г., мая 23 // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 3299. Сст. 1.

31. Смирнова С. С. Великоустюжская и Тотем-ская епархия // Православная энциклопедия. М.: Православ. энцикл., 2004. Т. 7. С. 516-523.

32. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1877. 1064 стб.

33. Устинова И. А. Делопроизводственные документы патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Ч. 5 // Вестник церковной истории. 2016. № 1/2 (41/42). С. 30-54.

34. Хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома Святой Софии XVII - начала XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2018. 896 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Царская грамота Тотемскому воеводе К.А. Трусову о пожаловании игумену Капитоновой пустыни Даниилу с братьею угодий, 1654 г., марта 9 // РГАДА. Ф. 281. Ед. хр. 12349. Сст. 1-4.

36. Царская грамота Тотемскому воеводе К.А. Трусову о пожаловании игумену Капитоновой пустыни Даниилу с братьею угодий, 1654 г., марта 9 // Архив СПбИИ РАН. Кол. 117. Оп. 1. Ед. хр. 364. Сст. 1-3.

37. Челобитная крестьянина Н.О. Вепрева архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону на П. Стефанова и других, которые самовольно используют угодья Капитоновой пустыни, 1676 г., июня 10 // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 4730. Сст. 1.

38. Челобитная крестьянина Тотемского уезда С. Карпова архиепископу Вологодскому и Белозерскому Гавриилу о получении на оброк на 20 лет угодий Капитоновой пустыни, после 1685 г. // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 7052. Сст. 1.

39. Челобитная подьячего Вологодского архиерейского дома Г. Георгиева митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе о взыскании со священника Ивана 60 рублей за неправомерное использование угодий Капитоновой пустыни, около 1670 г. // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 3. Ед. хр. 279. Сст. 1.

40. Челобитная подьячего Г. Юрьева архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону на крестьян Тотемского уезда, которые владеют землями Капитоновой пустыни, 1671 г. // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 3595. Сст. 1.

41. Челобитная стряпчего Вологодского архиерейского дома И. Александрова митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе о взыскании со священника Ивана 60 рублей за неправомерное использование угодий Капитоновой пустыни, около 1670 г. // ГАВО. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 5562. Сст. 1.

42. Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV-XVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда: Древности Севера, 2012. 575 с.

43. Черкасова М. С. Великоустюжский архиерейский дом: открытие и начальный этап деятельности (1682-1700) // Вестник церковной истории. 2017. № 1/2 (45/46). С. 193-271.

н.в. eawnuh. старец kanhtoh h 0ch0bahhbie hm o6meflh

REFERENCES

1. Ageeva VA. Kapiton [Capiton]. Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, Pravoslav. entsikl. Publ., 2012, vol. 30, pp. 547-551.

2. Akty istoricheskie, sobrannye i izdannye Arheograficheskoj komissiej [Historical Acts Collected and Published by the Archaeological Commission]. Saint Petersburg, Tip. Ekspedicii zagotovleniya gos. bumag, 1842, vol. IV 604 p.

3. Bashnin N.V. K voprosu o transportnyh putyah i sredstvah peredvizheniya v XVII v. (po materialam prihodo-raskhodnyh knig Vologodskogo arhierejskogo doma) [On the Issue of Transport Routes and Means of Transportation in the 17th Century (Based on the Materials of the Parish and Expense Books of the Vologda Episcopal House)]. Vestnikcerkovnoj istorii [Bulletin of Church History]. 2018, vol. 3/4 (51/52), pp. 303-330.

4. Vypiska iz okladnyh knig na vladeniya Kapitonovoj pustyni, 1666/67 g. [1666/67 - Extract from the Salary Books on the Possessions of the Kapitonova Desert]. Gosudarstvennyj arhiv Vologodskoj oblasti (GAVO) [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 1, no. 2770, l. 1-4.

5. Gramota arhiepiskopa Vologodskogo i Belozerskogo Markella igumenu Arsenievoj pustyni Daniilu o naznacheny ego stroitelem v Knyagininu Kapitonovu pustyn', 1653 g. [Letter from the Archbishop of Vologda and Belozersk Markell to Abbot Daniil of the Arsenievo Hermitage About Being Appointed as His Builder in the Knyaginina Kapitonov Hermitage, 1653]. Arhiv Sankt-Peterburgskogo instituta istorii Rossijskoj akademii nauk (Arhiv SPbll RAN) [Archive of Saint Petersburg Institute of History of Russian Academy of Sciences], coll. 117, inv. 1, dep. item 361, l. 1.

6. Gramota carya Alekseya Mihajlovicha arhiepiskopu Markellu o stroitelstve Kapitonovoj pustyni, 1650 g., fevralya 8 [February 8, 1650 - A Letter of Tsar Alexei Mikhailovich to Archbishop Markell on the construction of the Kapitonov Hermitage]. GAVO [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 1, dep. item 839, l. 1-2.

7. Gramota carya Alekseya Mihajlovicha arhiepiskopu Markellu o stroitelstve Kapitonovoj pustyni, 1650 g., fevralya 8 [Letter from Tsar Alexei Mikhailovich to Archbishop Markell on the Construction of the Kapiton Hermitage, 1650, February 8]. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv drevnikh aktov (RGADA) [Russian State Archive of Ancient Acts], f. 281, dep. item 12348, l. 1-2.

8. Gramota carya Mihaila Fedorovicha v Kostromskoj uezd v dvorcovoe selo Danilovskoe Fedoru Bohinu o perevoze stroenij i imushchestva Spaso-Preobrazhenskogo monastyrya na mesto

Troickogo na pustosh Kolesnikovo, 1640 g., yanvarya 19 [Letter from Tsar Mikhail Fedorovich in the Kostroma District to the Palace Village of Danilovskoye to Fyodor Bokhin on the Transportation of Buildings and Property of the Transfiguration Monastery to the Site of the Trinity Monastery on the Kolesnikovo Wasteland, 1640, January 19]. RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts], f. 281, dep. item 5246, l. 1-4.

9. Gramota carya Mihaila Fedorovicha v Kostromskoj uezd v dvorcovoe selo Danilovskoe Ivanu Nosovu, podtverzhdayushchaya vladelcheskie prava Troickogo monastyrya na pustosh Kolesnikovo, Maremyanin pochinok i Komarov pochinok v Kostromskom uezde, 1641 g., marta 31 [Letter from Tsar Mikhail Fedorovich in the Kostroma District in the Palace Village of Danilovskoye to Ivan Nosov, Confirming the Ownership Rights of the Trinity Monastery to the Kolesnikovo Wasteland, Maremyanin Pochinok and Komarov Pochinok in the Kostroma District, 1641, March 31]. RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts], f. 281, dep. item 5248, l. 1-7.

10. Delo po izvetnoj chelobitnoj byvshego dyachka Yakova Ivanova na svyashchennika Ivana Polikarpova i ego syna s prihozhanami c. Borisa i Gleba po obvineniyu v kapitonstve, 1690 g., sentyabrya 16 - dekabrya 2 [Case of the Petition of the Former Lector Yakov Ivanov Against the Priest Ivan Polikarpov and His Son with the Parishioners of the Church of Boris and Gleb on the Charge of Capitonism, 1690, September 16 - December 2]. Arhiv SPbll RAN [Archive of Saint Petersburg Institute of History of Russian Academy of Sciences], coll. 117, inv. 1, dep. item 1873, l. 1-3.

11. Zverinskij V.V. Materialy dlya istoriko-topograficheskogo issledovaniya o pravoslavnyh monastyryah v Rossijskoj imperii. T. 2 [Materials for Historical and Topographical Research on Orthodox Monasteries in the Russian Empire. Vol. 2]. Saint Petersburg, Tip. V. Bezobrazova i K°, 1892. 462 p.

12. Zverinskij V.V. Materialy dlya istoriko-topograficheskogo issledovaniya o pravoslavnyh monastyryah v Rossijskoj imperii. T. 3 [Materials for Historical and Topographical Research on Orthodox Monasteries in the Russian Empire. Vol. 3]. Saint Petersburg, Tip. V. Bezobrazova i K°, 1897. 259 p.

13. Lavrov A.S., Morohin A.V. «Staroobryadec do raskola»: novyj dokument XVII veka o starce Kapitone ["The Old Believer Before the Split": New Document ofthe 17th Century About the Elder Kapiton]. Quaestio Rossica, 2023, vol. 11, no. 2, pp. 619-630.

14. Makedonskaya N.M. Cerkovno-istoricheskij atlas Vologodskoj oblasti. T. 1. Spiski cerkvej i monastyrej [Church-Historical Atlas of the Vologda Region. Vol. 1. Lists of Churches and Monasteries]. Vologda, Drevnosti Severa Publ., 2007. 256 p.

15. Makedonskaya N.M. Cerkovno-istoricheskij atlas Vologodskoj oblasti. T. 2. Kartograficheskij

material [Church-Historical Atlas of the Vologda Region. Vol. 2. Cartographic Material]. Moscow, Vologda, Drevnosti Severa Publ., 2007. 128 p.

16. Mirovaya zapis krestyan Fedora Kulpa i Avraama Monzikova stryapchemu vologodskogo arhiepiskopa Simona Akinfu Ermolaevu synu Goryainova s obyazatelstvom ne vstupatsya v zemli Kapitonovoj pustyni po rechkam Ihalece i Molonge v Totemskom uezde, 1672 g., maya 23 [Record of the Peasants Fyodor Kulp and Abraham Monzikov to the Solicitor of the Vologda Archbishop Simon Akinfa Ermolaev, Son of Goryainov, with the Obligation Not to Enter the Lands of the Kapitonov Hermitage Along the Rivers Ikhalets and Molonga in Totemsky District, 1672, May 23]. RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts], f. 281, dep. item 12368, l. 1-2.

17. Rumyanceva VS., ed. Narodnoe anticerkovnoe dvizhenie v Rossii XVII veka. Dokumenty prikaza Tajnyh del o raskolnikah. 1665-1667gg. [Popular Anti-Church Movement in Russia of the 17th Century. Documents of the Prikaz of Secret Affairs About Schismatics. 16651667]. Moscow, In-t istorii AN SSSR, 1986. 244 p.

18. Oparina T.A. Delo vologodskih eretikov [Case of the Vologda Heretics]. Kniga i literatura v kulturnom kontekste [Book and Literature in a Cultural Context]. Novosibirsk, s.n., 2003, pp. 439-446.

19. Bashnin N.V., ed. Opisi Vologodskogo arhierejskogo doma Sv. Sofii vtoroj poloviny XVII -nachalaXVIIIv. [Inventories of the Vologda Bishop's House of St. Sophia of the Second Half of the 17th -Beginning of the 18th Century]. Moscow, Saint Petersburg, Alyans-Arheo Publ., 2020. 357 p.

20. Otpis o prieme obrochnyh deneg s ugodij Kapitonovoj pustyni v arhierejskuyu kaznu, 1678 g., sentyabrya 29 [Record of the Acceptance of Quitrent Money from the Lands of the Kapiton Hermitage to the Bishop's Treasury, 1678, September 29]. GAVO [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 1, dep. item 5066, l. 1.

21. Pamyat totemskogo voevody K.A. Trusova igumenu Kapitonovoj pustyni Danilu s bratiej, 1654 g., aprelya 7 [Memory of the Totma Governor K.A. Trusov to the Abbot of the Kapiton Hermitage Danila with the Brethren, 1654, April 7]. GAVO [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 6, dep. item 269, l. 1-3.

22. Piscovaya i mezhevaya vypis Maksima Petrovicha Kruglikova i podyachego Prokofiya Staheeva stroitelyu Troickoj Kolesnikovoj pustyni Moiseyu na monastyrskie vladeniya v Kostromskom uezde, 1679 g., dekabrya 8 [Scribe and Survey Discharge from Maxim Petrovich Kruglikov and Clerk Prokofy Stakheev to the Builder of the Trinity Kolesnikov Hermitage Moses for Monastic Property in Kostroma District, 1679, December 8]. RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts], f. 281, dep. item 5339, l. 1-29.

23. Kazakova N.A., Serbina K.N., eds. Polnoe sobranie russkih letopisej. T. 37. Ustyuzhskie i Vologodskie letopisi XVI-XVIII vv. [Complete Collection of Russian Chronicles. Vol. 37. Ustyuzhsky and Vologda Chronicles of the 16th - 18th Centuries]. Leningrad, Nauka Publ., 1982. 228 p.

24. Preobrazhenskiy A.A. Neizvestnyy avtograf Sibirskogo letopistsa Savvy Yesipova [Unknown autograph of Siberian chronicler Savva Esipov]. Sovetskiye arkhivy, 1983, no. 2, pp. 63-65.

25. Bashnin N.V., ed. Prikhodo-raskhodnyye denezhnyye knigi Vologodskogo arkhiyereyskogo doma svyatoy Sofii i okladnyye knigi tserkvey Vologodskoy yeparkhii. XVII - nachalo XVIII v. [Income and Expenditure Books of the Vologda Bishop's House of Saint Sophia and Tax Books of the Churches of the Vologda Diocese. 17th - Early 18th Century]. Moscow, Saint Petersburg, Alyans-Arkheo Publ., 2016. 872 p.

26. Romanova E.V. Massovye samosozhzheniya staroobryadcev v Rossii v XVII-XIX vekah [Mass Self-Immolations of Old Believers in Russia in the 17th -19th Centuries]. Saint Petersburg, Izd-vo Yevrop. un-ta v Sankt-Peterburge, 2012. 288 p.

27. Rumyanceva V.S. Narodnoe anticerkovnoe dvizhenie v Rossii v XVII veke [Popular Anti-Church Movement in Russia in the 17th Century]. Moscow, Nauka Publ., 1986. 262 p.

28. Rumyanceva V.S. Sysknoe delo Tajnogo prikaza o vologodskih kapitonah [Detective Case of the Secret Prikaz on the Vologda Capitons]. Istoriya SSSR [History of USSR], 1978, no. 2, pp. 170-180.

29. Skazka igumena Arsenyevoj pustyni Iony s bratyeyu o neimenii u nih gosudarevyh gramot i krepostej na Kapitonovu pustyn, 1669 g., dekabrya 12 [Report of the Abbot of the Arsenyev Hermitage Jonah and His Brothers About the Lack of Sovereign Charters and Fortresses on the Kapitonov Hermitage, 1669, December 12]. Arhiv SPbII RAN [Archive of Saint Petersburg Institute of History of Russian Academy of Sciences], coll. 117, inv. 1, dep. item 839, l. 1.

30. Skazka krestyan Totemskogo uezda o tom, chto oni 10 let polzovalis ugodyami Kapitonovoj pustyni i platili obrok, 1670 g. maya 23 [Report Monastery of the Peasants of Totemsky District that They Used the Lands of the Kapiton for 10 Years and Paid the Rent, 1670, May 23]. GAVO [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 1, dep. item 3299, l. 1.

31. Smirnova S.S. Velikoustyuzhskaya i Totemskaya eparhiya [Velikoustyuzhskaya and Totemskaya Diocese]. Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, Pravoslav. encikl. Publ., 2004, vol. 7, pp. 516-523.

32. Stroev P.M. Spiski ierarhov i nastoyatelej monastyrej Rossijskoj cerkvi [Lists of Hierarchs and

H.B. EawnuH. старец kanhtoh h 0ch0bahhbie hm oörne^h

Abbots of Monasteries of the Russian Church]. Saint Petersburg, Tip. V.S. Balasheva, 1877. 1064 cols.

33. Ustinova I.A. Deloproizvodstvennye dokumenty patriarshih prikazov 1-j poloviny XVII v. : Prihodnaya kniga patriarshego Kazennogo prikaza 1640/41 g. Ch. 5 [Office Documents of the Patriarchal Prikazes of the 1st Half of the 17th Century: Receipt Book of the Patriarchal Treasury Prikaz of 1640/41, Part 5]. Vestnikcerkovnoj istorii [Bulletin of Church History], 2016, no. 1/2 (41/42), pp. 30-54.

34. Bashnin N.V., ed. Hozyajstvennye knigi Vologodskogo arhierejskogo doma Svyatoj Sofii XVII - nachala XVIII v. [Household Books of the Vologda Episcopal House of St. Sophia of the 17th -Beginning of the 18th Century]. Moscow, Saint Petersburg, Alyans-Arheo Publ., 2018. 896 p.

35. Carskaya gramota Totemskomu voevode K.A. Trusovu o pozhalovanii igumenu Kapitonovoj pustyni Daniilu s bratyeyu ugodij, 1654 g., marta 9 [Tsar's Charter to the Totemsky Governor K.A. Trusov on the Granting of Lands to the Abbot of the Kapiton Hermitage Daniil and His Brothers, 1654, March 9]. RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts], f. 281, dep. item 12349, l. 1-4.

36. Carskaya gramota Totemskomu voevode K.A. Trusovu o pozhalovanii igumenu Kapitonovoj pustyni Daniilu s bratyeyu ugodij, 1654 g., marta 9 [Tsar's Charter to the Totemsky Governor K.A. Trusov on the Granting of Lands to the Abbot of the Kapiton Hermitage Daniil and His Brothers, 1654, March 9]. Arhiv SPbII RAN [Archive of Saint Petersburg Institute of History of Russian Academy of Sciences], coll. 117, inv. 1, dep. item 364, l. 1-3.

37. Chelobitnaya krestyanina N.O. Vepreva arhiepiskopu Vologodskomu i Belozerskomu Simonu na P. Stefanova i drugih, kotorye samovolno ispolzuyut ugodya Kapitonovoj pustyni, 1676 g., iyunya 10 [Petition of the peasant N.O. Veprev to Archbishop Simon of Vologda and Belozersk against P. Stefanov and others who are unauthorizedly using the lands of the Kapiton Hermitage, 1676, June 10]. GAVO [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 1, dep. item 4730, l. 1.

38. Chelobitnaya krestyanina Totemskogo uezda S. Karpova arhiepiskopu Vologodskomu i Belozerskomu Gavriilu o poluchchenii na obrok na 20 let ugodij Kapitonovoj pustyni, posle 1685 g. [Petition of a Peasant from Totemsky District S. Karpov to the Archbishop of Vologda and Belozersk

Gavriil for Receiving the Lands of the Kapiton Hermitage for 20 Years as a Quitrent, After 1685]. GAVO [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 1, dep. item 7052, l. 1.

39. Chelobitnaya podyachego Vologodskogo arhierejskogo doma G. Georgieva mitropolitu Rostovskomu i Yaroslavskomu Ione o vzyskanii so svyashchennika Ivana 60 rublej za nepravomernoe ispolzovanie ugodij Kapitonovoj pustyni, okolo 1670 g. [Petition of the Podyachy of the Vologda Bishop's House G. Georgiev to the Metropolitan of Rostov and Yaroslavl Jonah on the Recovery of 60 Rubles from the Priest Ivan for the Illegal Use of the Lands of the Kapiton Hermitage, circa 1670]. GAVO [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 3, dep. item 279, l. 1.

40. Chelobitnaya podyachego G. Yuryeva arhiepiskopu Vologodskomu i Belozerskomu Simonu na krestyan Totemskogo uezda, kotorye vladeyut zemlyami Kapitonovoj pustyni, 1671 g. [Petition from Podyachy G. Yuryev to Archbishop Simon of Vologda and Belozersk Against the Peasants of Totemsky District Who Own the Lands of the Kapitonov Hermitage, 1671]. GAVO [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 1, dep. item 3595, l. 1.

41. Chelobitnaya stryapchego Vologodskogo arhierejskogo doma I. Aleksandrova mitropolitu Rostovskomu i Yaroslavskomu Ione o vzyskanii so svyashchennika Ivana 60 rublej za nepravomernoe ispolzovanie ugodij Kapitonovoj pustyni, okolo 1670 g. [Petition of the Solicitor of the Vologda Bishop's House, I. Alexandrov, to the Metropolitan of Rostov and Yaroslavl Jonah on the Recovery of 60 Rubles from the Priest Ivan for the Illegal Use of the Lands of the Kapitonova Pustyn, Circa 1670]. GAVO [State Archive of the Vologda Region], f. 1260, inv. 1, dep. item 5562, l. 1.

42. Cherkasova M.S. Arhivy vologodskih monastyrej i cerkvejXV-XVII vv.: issledovanie i opyt rekonstrukcii [Archives of Vologda Monasteries and Churches of the 15th - 17th Centuries: Research and Reconstruction Experience]. Vologda, Drevnosti Severa Publ., 2012. 575 p.

43. Cherkasova M.S. Velikoustyuzhskij arhierejskij dom: otkrytie i nachalnyj etap deyatel'nosti (1682-1700) [Velikoustyuzhsky Episcopal House: Opening and Initial Stage of Activity (1682-1700)]. Vestnik cerkovnoj istorii [Bulletin of Church History], 2017, no. 1/2 (45/46), pp. 193-271.

Information About the Author

Nikita V. Bashnin, Doctor of Sciences (History), Leading Researcher, Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science, Petrozavodakaya St, 7, 197110 Saint Petersburg, Russian Federation; Associate Professor, Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Arts, Universitetskaya Emb., 17, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2209-8750

Информация об авторе

Никита Викторович Башнин, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН, ул. Петрозаводская, 7, 197110 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; доцент, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина, Университетская наб., 17, 199034 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2209-8750

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.