Научная статья на тему 'Старение персонала как одна из основных проблем промышленных предприятий России'

Старение персонала как одна из основных проблем промышленных предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5289
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / РЫНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / EMPLOYEES' COLLECTIVE / SYSTEM OF STAFF TRAINING / MARKET ECONOMY / INDUSTRIAL ENTERPRISES / QUALIFICATION REQUIREMENTS / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саубанова Л. В.

Отечественный опыт формирования производственных коллективов в прошлом в значительной степени опирался на государственную систему подготовки кадров, при которой предприятия в плановом порядке обеспечивались работниками. Переход к рыночным методам хозяйствования на сегодняшний день так и не позволил построить целевой опережающей системы подготовки кадров. Поколение работников, получивших образование в советское время, когда шло четкое планирование потребности и подготовка кадров, достигает пенсионного возраста, и замена им не подготовлена. Особенно это коснулось промышленных предприятий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL AGEING AS ONE OF THE MAIN PROBLEMS OF THE RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES

The domestic experience of employees' collective formation in the past was to a much extent based on the state system of personnel training, when the enterprises were provided with personnel by plan. The transition to the market economy nowadays has not resulted in the formation of a purposeful advanced system of personnel training. The generation of employees who obtained training in the Soviet period, when both the demand and training were planned, is now reaching the retirement age, and there is no trained substitution for them. This is especially true for the Russian industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Старение персонала как одна из основных проблем промышленных предприятий России»

УДК 658.3.1

Л.В. САУБАНОВА, главный специалист по управлению человеческими ресурсами

и оценке персонала

ООО «Промжелдортранс-Сервис», г. Набережные Челны

СТАРЕНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

Отечественный опыт формирования производственных коллективов в прошлом в значительной степени опирался на государственную систему подготовки кадров, при которой предприятия в плановом порядке обеспечивались работниками. Переход к рыночным методам хозяйствования на сегодняшний день так и не позволил построить целевой опережающей системы подготовки кадров. Поколение работников, получивших образование в советское время, когда шло четкое планирование потребности и подготовка кадров, достигает пенсионного возраста, и замена им не подготовлена. Особенно это коснулось промышленных предприятий России.

Экономические преобразования, проводимые в России, охватили все сферы и уровни хозяйственного механизма отечественной экономики. Самым непосредственным образом эти преобразования затронули промышленные предприятия и в том числе ее основной ресурс -людей. Конечно же система управления персоналом, в ее современном понимании, на советских предприятиях была далеко не совершенной. Структурные подразделения этой системы по существу этой системой не являлись, так как отделы кадров, отделы подготовки и переподготовки кадров подчинялись заместителям или помощникам директоров по кадрам, в то время как отдел труда и заработной платы - заместителям директоров по экономике. Нормирование труда на ряде предприятий было сосредоточено в технических службах или в службах заместителей директоров по экономике. Однако, говоря о подготовке кадров в стране, не следует считать, что действующая в советское время плановая система подготовки кадров являлась не эффективной. Отечественный опыт формирования производственных коллективов в значительной степени в прошлом опирался на государственную систему подготовки кадров, при которой предприятия в плановом порядке обеспечивались работниками, чьи профессиональ-

но-квалификационные качества корректировались под реальные потребности производства уже непосредственно в процессе трудовой деятельности. Переход к рыночным методам хозяйствования на сегодняшний день так и не позволил построить целевую опережающую систему подготовки кадров. Так, потребность в управленческих кадрах со знаниями рыночной экономики и юридических аспектов хозяйствования способствовала созданию большого количества экономических и юридических вузов. При этом престиж технических и узкоспециализированных учебных заведений значительно снизился, и, как результат, на сегодняшний день государство обеспечено специалистами в области экономики и юриспруденции (хотя в этом есть и позитивный момент - конкуренция на рынке труда по данным профессиям способствует тому, что работники стараются постоянно повышать свою квалификацию, а у работодателей есть возможность выбирать лучших) и испытывает нехватку специалистов в других областях. Поколение работников, получивших образование в советское время, когда шло четкое планирование потребности и подготовка кадров тех или иных специальностей, достигает пенсионного возраста, и замена им не подготовлена.

50 -45 -40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 - 5 0 27,5 36 37 41,2 44

ЗАО "ОМ АвтоВАЗ" НЕФАЗ АВТОВАЗ г.Тольятги ОАО "КамАЗ" ОАО "ЗИЛ"

Рис. 1. Средний возраст работников автомобильной промышленности России

на 01.01.2006 г.

Если рассматривать возраст работников автомобильной промышленности в России, то в 2006 году ОАО «КамАЗ» (средний возраст работников составлял 41,2 года) занимал четвертое место по возрастному критерию среди таких предприятий, как ЗАО «ОМ АвтоВАЗ», НЕФАЗ, АВТОВАЗ г. Тольятти и ОАО «ЗИЛ». Самый молодой персонал работает в ЗАО «ОМ АвтоВАЗ» - 27,5 лет, а самый старый на ОАО «ЗИЛ» - 44 года (рис. 1). Если эти цифры сравнить со средним возрастом жителей России -37,1 лет, Татарстана - 36,5 лет и г. Набережные Челны - 33,4 года (а КамАЗ является градообразующим предприятием в Набережных Челнах), то это говорит о малой привлекательности работы в автогиганте для населения города и, как следствие, дальнейшем старении коллектива.

Ретроспектива среднего возраста персонала ОАО «КамАЗ» за период с 1975 по 2008 гг. дает информацию о том, что средний возраст персонала в 1975 году (на момент образования КамАЗа) составлял 29,1 лет, при этом средний возраст рабочих составлял 28,3 года, руководителей, специалистов и служащих - 31,6 лет.

К началу 2008 года средний возраст персонала достиг отметки 40,03 года, то есть в течение 33 лет персонал КамАЗа «постарел» почти на 10 лет. При этом почти сравнялся средний возраст рабочих и РСиС1 (39,77 и 40,99 соответственно), в то время как в 1975 году рабочие были младше РСиС на 3,3 года, что является более предпочтительным. Возрастание кривой среднего возраста в период с 1975 по 1996 гг. достаточно плавное, что объясняется тем фактом, что основной состав персонала практически не менялся и его составляли работники, приехавшие на стройку автогиганта еще в 70-е годы. «Взрослели» работники - «взрослело» предприятие.

Но в период с 1996 по 2000 гг. происходит резкий скачок в возрастном показателе качественной структуры персонала КамАЗа. Это объясняется тяжелым экономическим периодом для ОАО «КамАЗ» и для страны в целом. Именно в этот период задержки по выплате заработной платы достигли своего предела, работники получали заработную плату с задержкой в несколько месяцев или продукцией производства.

1 Руководители, специалисты и служащие.

Для КамАЗа это время было тяжелым как в связи с падением объемов производства из-за спада спроса на продукцию и неплатежеспособности покупателей, так и в связи с пожаром на заводе двигателей в 1993 г. (завод был восстановлен в сжатые сроки, но пожар нанес очень большой экономический урон предприятию). В этот период начался отток персонала в частный бизнес (в основном это была торговля продуктами первой необходимости, запасными частями к автомобилю КамАЗ), а также на предприятие ОАО «ПО ЕлАЗ» г. Елабуги (создание в 1998 г. свободной экономической зоны повлекло за собой приток капитала и соответственно рабочей силы с близ расположенных населенных пунктов, одним из которых является город Набережные Челны). Иными словами, работники с ОАО «КамАЗ» стали уходить в бизнес с более устойчивым финансовым положением, где люди могли своевременно и в полном объеме получать заработную плату.

Начиная с 2000 года, рост возрастного состава персонала КамАЗа несколько снизился, но все равно продолжает расти, и в настоящий момент на предприятии остро встал вопрос по омоложению коллектива.

Исследования, проведенные Департаментом трудовых отношений и развития персонала ОАО «КамАЗ» в 2007 г. на тему «Профессиональное самоопределение выпускников городских школ», в котором приняли участие 1600 выпускников 11 классов из 34 среднеобразова-тельных школ (СОШ) г. Набережные Челны, дают следующие результаты:

- почти 80% выпускников СОШ планируют поступать в высшие учебные заведения, 7,4% - в техникумы, 4,2% - в профтехучилища, 2,4% намерены сразу после школы пойти работать, остальные пока не решили;

- через 5 лет 60,7% выпускников видят себя специалистами, 33,7% - предпринимателями и только 5,6% - рабочими;

- менее всего выпускники СОШ ориентированы на работу:

в сфере транспорта - 3,1 %,

энергетики - 3,2%,

добывающей промышленности - 4,5%,

строительства - 7,6%, образования - 9,8%, машиностроения - 1,04%, связи - 11,2%, торговли - 14%, в других сферах - 36,1%;

- школа как социальный институт, прежде всего, готовит к жизни предпринимателей, руководителей, специалистов, значительно меньше уделяя внимания подготовке выпускников в качестве рабочих. Особо сильно развиваются у школьников предпринимательские качества, такие как умение настоять на своем (это качество отмечают у себя 69,5% выпускников), умение отстоять свои интересы (72,9%). Из качеств, присущих руководителям, - умение принимать ответственные решения (68,3%) и управлять другими людьми (58,5%). Из качеств специалиста развиваются нестандартность мышления (34,7%), умение пользоваться справочной литературой, начитанность (29,4%). Из качеств, необходимых рабочим, способность выполнять однообразную работу отмечают лишь 28,1% выпускников, и переносить физические нагрузки - 35,3%. При этом у выпускников школ снижены такие качества, как умение подчиняться другим (20,3%), способность спокойно относиться к грязной работе (19,9%);

- свою судьбу с городом Набережные Челны связывают всего 65% выпускников, 9,9% предполагают уехать в другой город РТ, 9,7% -в другой город РФ и 10,3% - за пределы РФ.

При столь неутешительных результатах исследования вопросу комплектованию персонала на промышленных предприятиях следует уделить очень пристальное внимание. В сложившейся ситуации проблема должна решаться с двух сторон. С одной стороны, должно воздействовать государство - через ограничение количества высших учебных заведений экономической, управленческой и юридической направленности и поощрение (финансирование) иных учебных заведений. С другой стороны, промышленные предприятия должны участвовать в финансировании целевых проектов вузов и научно-исследовательских центров и проводить опережающую подготовку кадров, работая не-

посредственно с учебными заведениями через систему заказов и договоров на обучение, начиная с профессионального самоопределения вытускников школ.

В системе управления персоналом на предприятиях при поставленных задачах основными должны стать две функции: комплектование и обучение, развитие персонала. Специалистам службы управления человеческими ресурсами необходимо рассчитать потребность в необходимом количестве персонала определенной категории, который необходимо заменить, в соответствии с производственным планом, технологическим процессом и исходя из имеющихся ресурсов. Затем необходимо провести маркетинг рышка труда, дабы определить какие ресурсы имеются в данном регионе, сколько они стоят и где они находятся. Этот этап очень важен, так как незнание рынка труда может впоследствии привести к неоправданным финансовым и временным затратам на поиск работников. Также важно определить каналы привлечения кандидатов, чтобы соотношение цена -качество было оптимальным.

Процедура подбора и отбора должна быть четко отработана, чтобы сократить время как работников службы управления персоналом, так и руководителей структурных подразделений, куда подбирается персонал, но не в ущерб качеству (в основном это касается массового набора персонала на низкоквалифицированные должности).

Следующим важным элементом является формирование резерва. Резерв позволяет планомерно подготовить персонал для перемещения внутри предприятия. При этом в отличие от приема извне, когда может возникнуть риск приема высококлассного специалиста с отличными рекомендациями и репутацией, который не адаптируется в корпоративной культуре и его ценность при этом снижается, «выращивание» специалиста внутри предприятия позволяет подготовить такого работника, который будет как подходить по квалификационным требованиям, так и соответствовать корпоративным ценностям. Помимо этого зачисление в кадровый резерв является сильнейшей мотивацией к повы-

шению работоспособности и профессиональному развитию персонала. Работа с кадровым резервом представляет собой двухсторонний процесс: «предприятие - работник», поскольку при разработке программы профессионального должностного роста персонала важно учитывать не только потребности предприятия, но и индивидуальные возможности, личностные особенности работника. В силу вышесказанного работа с кадровыш резервом способствует более полному сочетанию индивидуальных и организационных целей.

Второй важной функцией при поставленных задачах является обучение и развитие персонала. Обучение потребует достаточно большого внимания со стороны службы управления человеческими ресурсами в вопросах организации обучения и увеличения бюджета по этой статье, так как именно обучение на профессию (это необходимо для подготовки работников взамен тех, кто достиг пенсионного возраста) и повышение квалификации руководителей (для развития управленческих знаний, умений и навыков руководящего состава) достаточно дорогостоящи.

Все остальные функции системы управления персоналом - использование, оценка и вознаграждение персонала - должны выполнять поддерживающую функцию.

В процессе использования необходимо грамотно организовать труд новичков (особенно молодых работников), обращая особое внимание на обеспечение безопасности, так как достаточно большое количество травм приходится на работников, имеющих стаж работы до 1 года. При массовом наборе персонала качество проведения адаптации может снизиться из-за большого количества новичков и невозможности индивидуального подхода, но даже в этих случаях, процедура адаптации должна проводиться хотя бы в упрощенном варианте.

Задачами оценки должны быть определение внутреннего потенциала работников и нацеливание их на повышение эффективности и развитие. Для руководящего состава оценка должна стать основой для определения своих сильных и слабых сторон и последующей целе-

направленной подготовки, согласно индивидуального плана развития, составленного по результатам проведенной оценки.

В системе вознаграждения должны быть предусмотрены стимулирующие выплаты «подъемных», чтобы заинтересовать и удержать вновь поступающий персонал. Системы заработной платы и поощрения должны составлять единое целое с планами обучения и развития карьеры. Очень мало пользы в обучении людей, если потом их ждет разочарование, если они

обнаружат, что предприятие не способно обеспечить им служебный рост и развитие.

Список литературы

1. Графический анализ качественной структуры персонала ОАО «КамАЗ» 2003-2005 гг. - Наб. Челны: Департамент трудовых отношений и развития персонала ОАО «КамАЗ», 2006 г.

2. Отчет о проведенном исследовании на тему «Профессиональное самоопределение выпускников городских школ». - Наб. Челны: Департамент трудовых отношений и развития персонала ОАО «КамАЗ», 2007 г.

В редакцию материал поступил 12.03.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.