Исследования: Абрагам К. Сон и миф. Очерк народной психологии. М., 1912; Адлер А. Сны и их толкование. М., 1914; Алимов И. А. О сне в представлении китайцев // Петербургское востоковедение. СПб., 1992. Вып. 1. С. 376-380; Адрианова-Перетц В. П. Символика сновидений Фрейда в свете русских загадок // Акад. Н. Я. Марру. М., 1935; XXVI Випперовские чтения. М., 1994; Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусства и другие. СПб., 2003; БельскаяЛ. Л. «Бессонница» в русской поэзии // Русская речь, 1995. № 4. С. 8-12; Бинсвангер Л. Бытие в мире. М., 1999; Боснак Р. В мире сновидений. М., 1992; Булгаков С. Н. Сны Геи, 1916 // С. Н. Булгаков, Тихие думы. М., 1996. С. 95-102; Волошин М. А. Театр и сновидение // Маски, 1912-1913. № 5. С. 1-9; Вольперт И Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. Л., 1966; Гедройц А. Сон и бред у Достоевского // Записки Русской академ. группы в США. Нью Йорк, 1981. Т. 14. С. 214-230; Гончаров С. А. Сон-душа, любовь-семья, мужское-женское в раннем творчестве Гоголя // Гоголевский сб. СПб., 1993; Динесман Т. Г. «Сон» // Лермонтовская Энциклопедия. М., 1981. С. 521-522; Друскин Я. С. Сны // Даугава. Рига, 1990. № 3. С. 114-121; Елизаренкова Т. Я. О снах в Веде и Атхархаведе // Shhapaka-straddham. Сборник статей памяти Г. А. Зографа. СПб., 1995; Иванов Вяч. И. 1) Сон Матери-пустыни. Духовный стих // Иванов Вячеслав. Стихотворения. Поэмы. Трагедии: В 2 кн. СПб., 1995. Кн. 1. С. 386-387; 2) Сон Мелампа // Золотое Руно. 1907. № 7-9; Иоффе Д. Сон-миф как архаический репрезентативный ритуал (Заметки о методах изображения снов в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?») // Преломления: Труды по теории и истории литературы, поэтике, герменевтике и сравнительному литературоведению. СПб., 2004. Вып. 3. С. 127-162; Кандинский В. Х. О псевдогаллюцанаци-ях. Критико-клинический этюд. СПб., 1890 (М., 1952); Карасев Л. В. Метафизика сна. Сон - семиотическое окно // Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст: XXVI Випперовские чтения (Москва, 1993). М., 1994; Касаткин В. Н. Теория сновидений. Некоторые закономерности возникновения структуры. Л., 1967; Кривонос В. Ш. Сны и пробуждения в «Петербургских повестях» Гоголя // Гоголевский сборник. СПб., 1993. С. 85-100; Малкольм Н. Состояние сна / Пер. и пред. В. П. Руднева. М., 1993; Малышев Г. Г. Сны Эдмона. СПб., 1854; Манасеина М. М. Сон как треть жизни человека... М., 1892; Мейер Г. Сон и его воплощение // Грани. № 53; Михайлов А. И. 1) История и Судьба в зеркале сновидений (По снам Николая Клюева) // Мера. СПб., 1993. № 2. С. 150-164; 2) О сновидениях в творчестве Алексея Ремизова и Николая Клюева // Алексей Ремизов. Исследования и материалы / ред. А. М. Грачевой. СПб., 1994. С. 89-103; Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки, 1871 // Ницше Ф. Соч.: В 2 т.. М., 1980. Т. 1. С. 47-157; Носов С. Н. 1) «Сладкие сны» русской культуры и их судьбы (Славянофильские исторические «сновидения» в мировоззрении Вл. Соловьева) // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994.С. 256-263; 2) Сны наяву (Сновиденческий иррационализм Вл. Соловьева: Истоки и судьба) // Новый журнал. СПб., 1997; Осипов Н. Е. Революция и сон // Научн. труды Русского Народн. ун-та в Праге. 1931. Т. 4; Рапопорт А. Три бессонницы в русской поэзии (Пушкин, Тютчев, Анненский) // Литературоведение XXI века Анализ текста: Метод и результат. СПб., 1996. С. 194-163; Ремизов А. М. Огонь вещей. М., 1989; Руднев В П. 1) Культура и сон // Даугава. 1990. № 3. С. 121-124; 2) Сон // Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века Ключевые понятия и тексты. М., 1997; Сны Николая Клюева <Подборка> // Новый журнал. Л., 1991 № 4; Современная теория сновидений. М., 1999; Сны и видения в народной культуре: мифологический религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты / Ред. Неклюдова. М., 2001; Соловьев В Экзегетика снов: Европейские хроники сновидений. М., 2002; Тарышкина Е. В. Сны и явь героинь «Крестовых сестер» А. М. Ремизова // Алексей Ремизов. Исследования и материалы / Отв. ред. А. М. Грачева. СПб., 1994. С. 53-57; Флоренский П.А. 1) Иконостас, 1922 // П.А. Флоренский, Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 419-526; 2) У водоразделов мысли. 2.4. Символика видений // Там же. М., 2000. Т 3/1. С. 422—433;. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991; Фромм Э. Забытый язык // Э. Фромм. Психоанализ и этика. М., 1993; Шаховской Иоанн. Архиеп. Сны // Иоанн Шаховской (П. Д.). Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 528-530; Эйгес И. О Лермонтове (К метафизике сновидения) // Аполлон, 1914. № 10; Юнг К.—Г. Воспоминания. Размышление. Сновидение. М., 1994; Schubert G. 1) Der Simbolik der Traumes (1814). Heilderberg, 1968; 2) Geschkhte der Seele. Leipzig, 1839 (компиляцию этой книги см.: арх. Феофан (Авсенев П. С.). Из записок по психологии // Сб. из лекций бывших профессоров Киевской Духовной академии. Киев, 1869. С. 149—166); Volkelt I. Die Traumphantasie/ Ctuttgart, 1875; Philosophical Essays on Dreaming / Ed. Ch. E. M. Dunlop. Ithaca, London, 1977. Rocheterie, Jacques de la. La Simbologie des reves. Le corps humain. Paris, 1984; Stites R. lutionery Dreams. Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. New Uork, 1989; Jung C.G. 1) Dream. Princeton, 1974; 2) Dream Analysis: Notes on a Seminars, Given in 1918-1930. L., 1984.
Старчество
Тип религиозной аскезы; форма святости, духовного учительства и самосовершенствования; строй монашеского жития, направленного на стяжание Святого Духа как основной цели христианского жизни. Стремление к келейному или скитскому уединению совмещается с контактами с прихожанами и страждущими утешения и совета, а также (в период ученичества) с иночеством в миру как прямой задачей пастырского служения. Этими качествами
С. отлично от иных форм кардинального отречения от мира: отшельничества, затвора, исихастского священнобезмолвия. С. развивается в рамках монашеского пустынножительства, порой связано с элементами юродства. Статус старца может не связываться с приятием сана (Сергия Радонежского с трудом уговорили на священс- х тво) и с монастырской жизнью; монастыри ^ часто возникали на месте уединенных ски- У тов. Первоначальный топос старческого сц
жития обретается между церковной оградой и «миром» - в пустыни; соответственно и С. как способ жизни знаменует переход от типа мыслителя-странника (Г. Сковорода), обретшего молитвенный покой на горе, в пещере или в глухом лесу, к типу доступного для беседы молитвенника и наставника, который по роду своих занятий напоминает и ренессансного гуманиста (он занят сличением, переводом и исправлением списков святоотеческих текстов; в его переписке и сочинительстве отрабатываются навыки гомилетки и риторики). В С. уже нет аскетического экстремизма египетских столпников и великих подвижников древности. Труд личного спасения на Руси мыслится не только как молитвенно-литургическое усердие, но более - в формах деятельной любви к ближнему, в миссионерстве и духовном окормлении. В С. дана подлинно диалогическая открытость даров православия каждому из малых мира сего. Старец осознается носителем Благодати, обретенной на пути сердечного покаяния, молитвенного подвига и труда на Божьей ниве. Авторитет старца находится в прямом соответствии глубине самоотречения, укрощенному самолюбию и навсегда одоленной гордыне. Идеал святой жизни как итог духовной самоорганизации «я» на пути «подражания Христу» определен в православии эстетически («художество художеств») и даже терапевтически (о. Амвросия В. Розанов назвал «целебным типом»). В С. преодолевается исконная созерцательность русского благочестия, которое «более индивидуальное, нежели общественное» и «не похоже на благочестие лютеран, которое состоит в изучении и сознательном исполнении заповедей Божиих, не похоже и на благочестие католическое, главная черта которого - .
послушание духовнику» (С. Четвериков). Сознание горней внеличной правоты и дар видения Истины, которые старец обретает на высших ступенях духовного мужания, позволяет ему подняться на высоты апостольского благовестительства и пророчества, творить молитвою чудеса при жизни и по смерти. Сказанное миру неотмирное слово старца может нести невозможное для обыденной логики требование (Серафим Саровский предложил прихожанке умереть вместо другого, что и было исполнено ею буквально), как и поведение его в роли «человека на гранях» может показаться неприглядным и из-за церковной Ограды, и из «мира» (авва Исидор, о. Серапион Маш-кин, о. Алексей Мечев в описаниях П. Флоренского): внеуставное юродство жеста осложняет уставную аскетику С. моментами метафизических прорывов в царство Истины, несказуемой в правилах гладкой речи и «хорошего тона». Слово старца есть данное ему в откровении приоритетное слово, оно в первый раз говорит последнюю правду; со старцем возможен диалог, но не спор. В С. православному народу дана органика человеческой святости, а в старце - чудо преображения: всякий воочию убеждается в том, что заданное человекам богоподобие (Быт. 1, 26) есть обретаемая и возможная реальность, она раскрывается в старце так, как она раскроется в любом, кто способен на праведную жизнь и к подвигу внутреннего восхождения от личины к лицу и лику. Отсюда - благоговейное отношение к старцу как живой иконе, исполненной интимной человеческой теплоты, радости и благодати. Опыт старчества существенно повлиял на творчество мыслителей - от Гоголя, славянофилов, Достоевского, Леонтьева и Соловьева до Розанова, Пришвина и Шмелева.
Исследования: Андроник (Трубачев), игумен. Основные черты пастырства в Оптиной пустыни // Журнал Моск. Патриархии. М., 1988. № 6. С. 64-72; Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // С.Н. Булгаков. Два Града. Исследование о природе обществ. идеалов. СПб., 1997. С. 275-300; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 1864; Гончаров С. А. Творчество Н. В. Гоголя и традиции учительной культуры. СПб., 1992; Горский В. Идеал страстотерпца. О специфике древнерус. образа святости // Философия и социальная мысль, 1995. № 1-2; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996; Иннокентий, архиман. (А. Просвирнин). Афон и Русская Церковь. Библиография // Богосл. труды. М., 1975. Т. 15. С.185-256; Кологривов И. Очерки по истории русской святости. Вильнюс, 1990; Концевич Ю. М. Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси. М., 1993; Котельников В. Православная аскетика и русская литература. СПб., 1994; Кришталева Л., Хоружий С. Библиография мистико-аскетической (иси-хастской) традиции православия // Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995; Мельников А. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992; Монашеское делание. М., 1991; Плетнев Р. Сердцем мудрые (О «старцах» у Достоевского) // О Достоевском / Ред. А. Л. Беме. Прага, 1929-1936. Вып. 2; Поселянин Е. (Е. Н. Погожев). Русские подвижники XIX в.. Сергиев Посад, 1991; Русское подвижничество. М., 1996; Соловьев А. Старчество по учению святых отцов и аскетов. Семипалатинск, 1990; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990; Четвериков С. И., прот. Из истории русского старчества (Паисий Величковский) // Путь. Париж, 1925. № 1; 2; Шульц Г. Богослов-ско-историческая позиция старца Артемия в движении нестяжателей в России в пер. пол. XVI века. Эрланген, 1980; De Grunwald C. Saints of Russia. London, 1960.