Научная статья на тему 'Становление железнодорожного транспорта России 1800–1930 годы'

Становление железнодорожного транспорта России 1800–1930 годы Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
803
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефть / нефтепродукты / цистерна / железнодорожный транспорт / oil / petroleum products / railroad tank car / railway transportation

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — А.И. Иванов, Р.М. Хусаинов, А.Р. Бахтизина

В работе рассмотрены первые этапы развития железнодорожного транспорта в СССР. Показаны первые технологии и направления развития транспорта нефти и нефтепродуктов наливом в железнодорожные цистерны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE RAILWAY TRANSPORT OF RUSSIA IN 1800–1930

The first stages of development of railway transport in the USSR are discussed. First technologies and the directions of transportation of oil and petroleum products in bulk in railroad tank cars are shown.

Текст научной работы на тему «Становление железнодорожного транспорта России 1800–1930 годы»

УДК 622.692.6

СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ 1800-1930 ГОДЫ

А.И. ИВАНОВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа Р.М. ХУСАИНОВ, аспирант кафедры транспорта и хранения нефти и газа ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Ivanov_ai@inbox.ru А.Р. БАХТИЗИНА, в.н.с.

ООО «НИИ Транснефть» (Россия, 117186, Москва, Севастопольский пр-т, д. 47а).

В работе рассмотрены первые этапы развития железнодорожного транспорта в СССР. Показаны первые технологии и направления развития транспорта нефти и нефтепродуктов наливом в железнодорожные цистерны.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, цистерна, железнодорожный транспорт.

До середины XIX века все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Первая рельсовая чугунная дорога была построена на Алтае в 1808-1810 годах горным мастером П.К. Фроловым (Змеиногорская дорога). Использовалась дорога для транспорта добытой руды.

Железная дорога на паровой тяге протяженностью более 800 м была построена на Урале в 1834 году крепостными механиками отцом и сыном Черепановыми.

Первая железная дорога общего пользования пролегла между Петербургом и Царским Селом. Ее строительство началось 1 мая 1836 года, а открытие состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Эта дорога серьезного экономического значения не имела, но она показала возможность применения в России нового вида транспорта — железнодорожного.

В 1878 году с целью удовлетворения стремительно растущего спроса на нефтепродукты был издан указ о создании железнодорожной ветки Баку - Сураханы - Сабунчи длиной 20 км. Ее строительство было закончено 20 января 1880 года. Нефть впервые стали перевозить в специальных цистернах.

Первые вагоны-цистерны в России появились в 1863 году, это были вагоны зарубежного производства. Затем в 1872 году их начали строить в дорожных мастерских Грязе-Царицынской и Московско-Нижегородской железных дорог. Их появление было связано с необходимостью транспортировки от волжских пристаней вглубь страны керосина,

Змеиногорская дорога

I

Неизвестный художник. Прибытие поезда на станцию Царскосельской железной дороги

отгружаемого с бакинских нефтепромыслов. Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360500 мм, длиной от 5 м, объемом котла от 8 до 10 м3.

На железных дорогах использовались и цистерны зарубежного производства.

Активно на сооружении железнодорожных цистерн работал Коломенский завод.

Производились специальные виды цистерн. Так, для перевозки спирта использовались цистерны с котлом, для

1Баку. Вид на Сабунчинские нефтяные промыслы. Фото 1905 года

Одна из первых железнодорожных цистерн для транспортировки нефти в России

Тормозная цистерна нормального типа грузоподъемностью 750 пудов с будкой для тормозильщика. Коломенский завод. 1898 года.

Цистерна для перевозки нефтепродуктов №1818964. Построена в 1905 году в Австро-Венгрии, в 1950-е годы работала на Львовской железной дороге (объем котла - 15,5 м3, грузоподъемность 6,5 т).

защиты от нагревания помещенным внутрь крытого нормального вагона. Такие крытые вагоны имели специальные отличительные знаки. По спецзаказам производились цистерны для перевозки сильных кислот, сжатого газа, хлористого цинка и прочих химических веществ.

В 1895 году инженер Гротен разработал трехосную цистерну, и в том же году на русских железных дорогах появилась первая четырехосная цистерна системы Фокс-Арбель на специальных тележках. В последующие годы появилось еще несколько типов четырехосных цистерн

Трофейная немецкая двухосная клепаная цистерна для перевозки нефтепродуктов выпуска 1903 года. Экспонат Поволжского музея железнодорожной техники

грузоподъемностью 25-33 т, все они имели ряд преимуществ перед двухосными, их было выпущено около тысячи штук.

Первую такую цистерну грузоподъемностью 25 т создали в 1895 году. Ее котел имел внутренний диаметр 1800 мм, длину 11 200 мм и объем 29 м3, что почти соответствовало вместимости двух нормальных цистерн. Общая длина такого вагона составила 12 960 мм, то есть на 2578 мм меньше длины двух нормальных цистерн.

Четырехосная цистерна обладала меньшей тарой по сравнению с тарой двух нормальных цистерн. Котел крепился к раме с помощью деревянных лежней, рама имела боковые балки из прокатных швеллеров, укрепленных шпренгелями. Она опиралась на две двухосные тележки с балансирами и цилиндрическими пружинами в рессорном подвешивании. Цистерны, принадлежавшие Владикавказской дороге, имели колеса уменьшенного диаметра (850 мм), а цистерны Московско-Казанской дороги - обычного для всех вагонов диаметра (1050 мм). В 1898 году началось строительство четырехосных цистерн грузоподъемностью 33 т. Такие вагоны имели укрепленные шпренгелями хребтовые балки из двух швеллеров каждая. Хребтовая балка, позволявшая оборудовать вагон автосцепкой, являлась основным элементом рамы, воспринимавшим и передававшим продольные динамические усилия, которые достигали больших значений в движущемся поезде и при маневровых соударениях вагонов. Тележки у таких цистерн были типа «даймонд», а внутренний их объем составлял 38 м3.

В 1901 году инженер Брант построил цистерну-платформу (микст). Она имела квадратный котел, сверху которого

Одна из первых четырехосных цистерн для Владикавказской железной дороги грузоподъемностью около 25 т постройки Сормовского завода. Конец 1890-х годов

4

• 2016

71

Платформа-цистерна системы инженера Кубасова, 1910 год

находилась платформа для обратного попутного груза. Более совершенную конструкцию предложил в 1910 году инженер Кубасов.

В 1905-1911 годах начался процесс увеличения грузоподъемности цистерн с 12,5 до 16,5 т, что делалось за счет дополнительной надстройки.

Рост и изменение структуры и географии доставки нефтепродуктов, вызванные бурным экономическим развитием страны и особенно его отдаленных местностей, а также сложившееся размещение нефтяной промышленности

способствовали тому, что нефть и нефтепродукты производственного и потребительского назначения перемещались на все более дальние расстояния.

Окончательно предположения о нефтяном грузообороте по железным дорогам были оформлены лишь к концу 1927 году Зависимость водных перевозок от климатических условий, как и некоторые ограничения трубопроводного транспорта, заставляли искать пути бесперебойного снабжения промышленных предприятий возникшего и развивавшегося в начале 1920-х годов, СССР нефтью и нефтетопливом.

В конце 1920-х годов были закончены подсчеты необходимого количества вагонов-цистерн специального подвижного состава. Объяснялось это тем, что, слагаясь из мелких единиц, железнодорожные перевозки нефтепродуктов были разбросаны в различных направлениях рельсовой сети СССР, неравномерно осуществлялся и завоз нефтепродуктов в разные периоды года. К тому же, еще более осложняли определение будущего грузооборота по железным дорогам экспортные перевозки нефтепродуктов, планирование которых являлось на тот период чрезвычайно сложным делом.

Во время Первой мировой войны русские заводы строили 2-4 осные цистерны и для других стран европейской колеи, в то же время на русских железных дорогах появились трофейные цистерны несколько отличного типа.

В основном парк цистерн в России до революции состоял из обычных 750- и 1000-пудовых вагонов, которые эксплуатировались до конца 50-х годов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836-1917 гг./ Под общей ред. Е.Я. Красковского, М.М. Уздина СПб, 1994. 336 с.

2. Молочников Р., Дорошенко Я. Нормальная цистерна // Моделист-Конструктор : журнал. 1993. № 10. С. 24-27.

3. Мокршицкий Е.И. История вагонного парка железных дорог СССР. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1946. С. 63. 205 с.

4. Шадур Л.А. Развитие отечественного вагонного парка / Л.А.Шадур.Москва, «Транспорт», 1988 г.

5. Щеглов Н.О железных дорогах и преимуществах их над обыкновенными дорогами и каналами // Северный муравей. 1830. № 1 2. С. 4-15.

6. Шитиков С. История грузовых железнодорожных перевозок в России. Х1Х-ХХвека М.: «Книга-Пента», 2008. 200 с.

7. Григорьев А.Н., Асламазов Г.М., Кузьмин С.П. Железнодорожные цистерны / А.Н. Григорьев. М.: Трансжелдориздат, 1956, 216 с.

THE FORMATION OF THE RAILWAY TRANSPORT OF RUSSIA IN 1800-1930

IVANOV A.I., Cand. Sci. (Tech.), Associate Prof., Department of Transport and Storage of Oil and Gas

KHUSAINOV R.M., Postgraduate student of Department of Transport and Storage of Oil and Gas

Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan,

Russia). E-mail: Ivanov_ai@inbox.ru

BAKHTIZINA A.R., Leading Researcher

Transneft Research Institute for Oil and Oil Products Transportation (Transneft R&D, LLC) (47a Sevastopolskiy pr., 117186, Moscow, Russia).

ABSTRACT

The first stages of development of railway transport in the USSR are discussed. First technologies and the directions of transportation of oil and petroleum products in bulk in railroad tank cars are shown. Keywords: oil, petroleum products, railroad tank car, railway transportation. REFERENCE

1. Istoriya zheleznodorozhnogo transports Rossii. T. 1: 1836-1917 gg [History of railroad transportation. Vol. 2: 18361917]. Saint-Petersburg, 1994. 336 p.

2. Molochnikov R., DoroshenkoYa. Normal railroad car tank. Modelist-Konstruktor, 1993, no.10, pp. 24-27 (In Russian).

3. Mokrshitskiy E.I. Istoriya vagonnogo parka zheleznykh dorog SSSR [The history of the railroad car tanks of the USSR railways]. Moscow, Gosudarstvennoe transportnoe zheleznodorozhnoe Publ., 1946. 205 p.

4. Shadur L.A. Razvitie otechestvennogo vagonnogo parka [The development of the domestic railroad car tanks]. Moscow, Transport Publ., 1988.

5. Shcheglov N. On the railways and their benefits over ordinary roads and canals. Severnyy muravey, 1830, no. 1-2, pp. 4-15 (In Russian).

6.Shitikov S. Istoriya gruzovykh zheleznodorozhnykh perevozok v Rossii. XIX-XX veka [History of rail freight traffic in

Russia. XIX-XX centuries]. Moscow, Kniga-Penta Publ., 2008. 200 p. 7.Grigor'ev A.N., Aslamazov G.M., Kuz'min S.P. Zheleznodorozhnye tsisterny [Railroad tank cars]. Moscow, Transzheldorizdat Publ., 1956. 216 p.

Перечень статей, опубликованных в журнале «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного

сырья» в 2016 г.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ

1. Гадельшина А.Р., Китаев С.В., Галикеев А.Р. Практическое решение задачи экономии природного газа путем выработки его разнотипными газоперекачивающими агрегатами, работающими по схеме в параллель // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 1. - С. 5-8.

2. Ревель-Муроз П.А., Гильмутдинов Н.Р., Дмитриев М.Е., Мастобаев Б.Н. Моделирование теплового режима при создании контролируемого слоя АСПО на внутренней поверхности нефтепроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 1. - С. 9-12.

3. Мугаллимов Ф.М., Абдуллаев А.А., Козин Н.А. Внутритрубное исследование магнитного поля трубопровода при напряженно-деформированном состоянии // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 1. - С. 13-16.

4. Бикмухаметов Д.Ф., Коробков Г.Е., Янчушка А.П. Исследования влияния температуры перекачки нефти на напряженно-деформированном участке надземного трубопровода // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 1. - С. 17-20.

5. Васильев Г.Г., Лежнев М.А., Леонович И.А., Сальников А.П. Проблемы и перспективы использования наземного лазерного сканирования при обследовании резервуаров // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 1. - С. 21-24.

6. Воронцов М.А., Глазунов В.Ю., Лопатин А.С. Математическое моделирование режимов работы высоконапорного многоступенчатого центробежного компрессора // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 1. - С. 25-30.

7. Байков И.Р., Файрушин Ш.З., Китаев С.В., Колотилов Ю.В. Повышение энергетической эффективности работы центробежных компрессоров большой мощности на примере нефтеперерабатывающего завода // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. -№ 1. - С. 31-35.

8. Валеев А.Р., Ташбулатов Р.Р., Галиуллин М.М. Снижение динамической нагрузки оборудования на этапе проектирования фундаментов нефтеперекачивающих станций // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 1. - С. 36-39.

9. Нуруллаев В.Х. Мониторинг, транспортировка и хранение низкозастывающих дизельных и авиационных топлив, полученных из азербайджанских нефтей // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. -№ 1. - С. 40-44.

10. Гадельшина А.Р., Галикеев А.Р., Китаев С.В. Повышение потенциала энергосбережения за счет реализации мероприятий по обеспечению надежной и безопасной эксплуатации оборудования газораспределительных станций ПАО «Газпром» // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 2. - С. 6-10.

11. Шабанов В.А., Калимгулов А.Р., Хакимов Э.Ф., Ревель-Муроз П.А. Методика многокритериальной оценки эффективности применения ЧРП на объектах магистральных нефтепроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 3. - С. 11-17.

12. Файрушин А.М., Валеев Н.Н., Романчук А.С., Биккинин А.И., Ямилев М.З. Модернизация уторного узла стального вертикального резервуара // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 2. - С. 18-21.

13. Королев Р.А., Багров А.В., Чистоступов А.Г. Методика повышения достоверности учетных операций в автоматизированной системе оперативного учета нефти // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. -№ 2. - С. 22-24.

14. Истомин В.А., Квон В.Г., Тройникова А.А., Нефедов П.А. Особенности предупреждения льдо- и гидратообра-зования в системах сбора газа на поздней стадии эксплуатации сеноманских залежей месторождений Западной Сибири // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 2. - С. 25-30.

15. Гайсин Э.Ш., Гайсин М.Ш. Современное состояние проблем обеспечения надежности резервуаров для нефти и нефтепродуктов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 2. - С. 31-40.

16. Чучкалов М.В., Аскаров Р.М., Китаев С.В., Гумеров К.М. Моделирование напряженного состояния подземного газопровода в условиях нестабильности его положения // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 2. - С. 41-44.

17. Гусейнов К.Б. К вопросу об определении напряженно-деформированного состояния магистральных газопроводов, проложенных в особых условиях, по данным геодезической съемки // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 2. - С. 45-47.

18. // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 3. - С. - .

19. Гадельшина А.Р., Китаев С.В., Галикеев А.Р. Исследование параметров работы газоперекачивающих агрегатов при выработке газа из отключенного смежного участка магистрального газопровода // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. -№ 3. - С. 8-11.

20. Ревель-Муроз П.А., Гильмутдинов Н.Р., Дмитриев М.Е., Мастобаев Б.Н. Использование

4

• 2017

73

асфальтосмолопарафиновых отложений в качестве тепловойи антикоррозионной изоляции нефтепроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 3. - С. 12-16.

21. Лисин Ю.В., Аралов О.В., Мастобаев Б.Н., Бережанский Н.В., Былинкин Д.В. Разработка математической модели оценки финансовой реализуемости плана опытно-конструкторских работ по созданию сложных технических систем // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 3. - С. 17-23.

22. Фарзалиев В.М., Бабаев Э.Р., Алиева К.И., Полетаева О.Ю., Мовсумзаде Э.М., Колчина Г.Ю. Биоповреждение смазочных масел в условиях хранения // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. -№ 3. - С. 24-28.

23. Чучкалов М.В., Аскаров Р.М., Китаев С.В., Нигматуллин Р.И., Мулюков Р.Р., Ганиев Р.Ф., Лопатин А.С. Оценка остаточного ресурса газопроводов, ослабленных стресс-коррозией // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 3. - С. 29-31.

24. Антипов Б.Н., Калинин А.Ф., Горбунов А.О., Евстегнеев Н.О. Экспериментальный стенд по определению влагосо-держания нефти, транспортируемой по трубопроводу // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 3. - С. 32-34.

25. Есполов И.Т., Аяпбергенов Е.О., Серкебаева Б.С. Особенности реологических свойств высоковязкой нефти при транспортировке по трубопроводу//Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. -№ 3. - С. 35-39.

26. Кускильдин Т.Р., Дмитриев М.Е., Мастобаев Б.Н. Актуальные проблемы развития газовых сетей и основные направления повышения эксплуатационной надежности газораспределительных систем // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 3. -С. 40-45.

27. Ротов А.А, Истомин В.А., Митницкий Р.А., Колинченко И.В. Особенности тепловых режимов работы систем сбора газа на поздней стадии разработки сеноманских залежей Уренгойского месторождения // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 3. - С. 46-51.

28. Лисин Ю.В., Аралов О.В., Мастобаев Б.Н., Бережанский Н.В., Былинкин Д.В. Разработка математической модели оптимизации параметров проекта плана ОКР группы однородных аналогов технологического оборудования // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С.5- 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Ревель-Муроз П.А., Гареев М.М., Мастобаев Б.Н., Альмухаметова Д.А., Шагиев Р.Г. Определение размеров экспериментальной установки для исследования эффективности противотурбулентных присадок // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С. 11-17.

30. Чучкалов М.В. Оценка влияния грунтовых изменений на напряженное состояние подземного газопровода // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С. 18-21.

31. Щербанин Ю.А. Логистика в нефтегазовой отрасли: некоторые положения и соображения // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С. 22-24.

32. Шарипов Ш.Г., Бахтизин Р.Н., Тимохин А.Л., Смирнов О.Е., Мастобаев Б.Н., Китаев С.В. Техническое обеспечение работы базовой кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа» при ООО «Газпром трансгаз Уфа»// Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С. 25-29.

33. Житомирский Б.Л., Маясов Д.Ю., Дубинский В.Г., Лопатин А.С. О повышении технологического уровня работ по испытаниям на прочность, осушке полости и вводу в действие газопроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С. 30-32.

34. Закирьянов М.В., Коробков Г.Е. Коррозионные дефекты газопроводов: моделирование и оценка опасности // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С. 33-39.

35. Ерехинский Б.А., Чернухин В.И., Арабей А.Б., Пышминцев И.Ю., Веселов И.Н., Ширяев А.Г. Разработка отечественных высокопрочных труб нефтяного сортамента, стойких в средах, содержащих сероводород // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С.40-46.

36. Колчин А.В., Курочкин А.В., Коробков Г.Е. Оптимизация ингибирования метанолом в магистральной системе транспорта газа на этапе подготовки // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С.47-53.

37. Шамсутдинов И.Р., Дусалимов М.Э., Мустафин Ф.М. Совершенствование конструкции вторичного уплотнения уплотняющих затворов плавающих крыш резервуаров // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С.54-58.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И АВТОМАТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

38. Прахов И.В., Ж. да К. Новикова Фрейре Шавиер, Путенихина А.В., Мельников А.В. Оценка технического состояния и ресурса машинных агрегатов нефтегазовой отрасли на основе интегрального критерия // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. -№ 1. - С. 45-48.

39. Ж. да К. Новикова Фрейре Шавиер, Прахов И.В., Талаев В.Л. Современные методы оценки технического состояния и прогнозирования ресурса безопасной эксплуатации кабельных линий // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 2. - С. 48- 50.

40. Прахов И.В., Путенихина А.В., Мельников А.В., Молчанов Н.А., Привалова В.М. Методы оценки технического состояния высоковольтного трансформатора // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 3. - С. 59-62.

41. Баширов М.Г., Прахов И.В., Богданов Д.И., Молчанов Н.А. Современные методы оценки технического состояния и прогнозирования ресурса высоковольтного трансформатора // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья, 2016. - № 4. - С. 63-66.

ЗАЩИТА ЭКОСИСТЕМ И УТИЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ

43. Гареев М.М., Зинатшина А.В., Бахтизина А.Р. Исследование сорбционной емкости сорбента «Экосорб» в условиях отрицательных температур // Транспорт и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.