Научная статья на тему 'Становление жанра "антиутопия" в русской литературе 20 века'

Становление жанра "антиутопия" в русской литературе 20 века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4975
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИУТОПИЯ / БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / СЧАСТЬЕ / СВОБОДА / ТОТАЛИТАРИЗМ / Е. ЗАМЯТИН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзаурова Хава Саварбековна

В статье рассматриваются истоки жанра антиутопии в русской литературе 20 века, влияние социалистического режима на литературу, окончательное завершение формирования нового жанра в романе Е. Замятина «Мы». Большое внимание уделяется таким антиутопическим тенденциям, как унификация жизни, рост консюмеризма, преобладание гедонистических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление жанра "антиутопия" в русской литературе 20 века»

«Детективного агенства». Кроме второго иностранного языка (французского, немецкого), были задействованы такие учебные предметы как химия, физика, история. Учащиеся седьмого класса работали над темой «Великие изобретения VI - VIII веков». В ходе работы возникало много вопросов: как объединить все предметы в одной игре, как придумать оригинальные загадки, зашифровать вопросы, провести связь от одной головоломки к другой. Каждое «агентство» подготовило «вещественные доказательства» для другого, правильное использование которых привело бы их к верному решению - разгадать изобретение французского/немецкого ученого, его полное имя и фамилию, год изобретения. Интересным было то, что каждая команда самостоятельно выбирала личность, изобретение и способ шифрования. Лабиринты, ребусы, шарады, письма с пропущенными слова, использование трех языков показали творческий подход учащихся. Представление результатов - презентация и рефлексия - заинтересованность каждого семиклассника. Важно и то, что в ходе работы, каждая группа смогла правильно распределить роли и обязанности, что способствовало успешному выполнению всех заданий.

Таким образом, можно отметить, что использование игровых технологий на уроках помогает поддерживать интерес к изучению второго иностранного языка. Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Педагогу, а особенно молодому, нужно идти в ногу со временем, для того чтобы мотивировать своих учащихся. Кроме того, игра - квест способствует формированию метапредметной компетентности учащихся - умение применять полученные знания на практике, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности [1].

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Становление жанра «антиутопия» в русской литературе 20 века

Дзаурова Х. С.

ДзауроваХава Саварбековна /ишигоуа КЬауа БауатЪекоупа — магистрант, филологический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье рассматриваются истоки жанра антиутопии в русской литературе 20 века, влияние социалистического режима на литературу, окончательное завершение формирования нового жанра в романе Е. Замятина «Мы». Большое внимание уделяется таким антиутопическим тенденциям, как унификация жизни, рост консюмеризма, преобладание гедонистических ценностей.

Ключевые слова: антиутопия, бытие человека, счастье, свобода, тоталитаризм, Е. Замятин.

Утопические романы и повести сыграли важную роль в истории литературы, так как являлись одной из форм осознания и понимания образа будущего. Утопия, вырастая из заушательства настоящего, являлась предвестником будущего общества, возможных путей, указывала возможные варианты грядущего. Утопические произведения первых десятилетий двадцатого столетия в определенной степени предполагали возможную связь между правом человека жить достойной жизнью — и его радикальным изменением. Подобная двойственность утопии в контексте ценностей гуманизма и легла в основу антиутопического сознания. И эта же двойственность утопии установила размытость жанра «антиутопия». Антиутопия как жанр не только представляет возможное будущее как негативное, но и спор с утопией, то есть образ совершенного общества с негативной стороны.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 12(24) 2016 | 66 |

Но начало 20 века внесло свои коррективы в жизнь русской литературы. После первой мировой войны, октябрьской революции 1917 года, когда экономика СССР находилась в ужасающем положении, обстановка складывалась нестабильно, существовала угроза развала общества, и необходимо было решить важные для страны стратегические задачи, появились идеи тоталитарного режима.

Евгений Замятин является одним из первых, кто сумел увидеть опасность идеи осуществить мечту советской власти о равноправии, общего счастья. Его роман «Мы» тому подтверждение. С первых страниц мы видим, по мнению утопистов, идеальное государство, где царствует согласие, где все счастливы. Таким оно предстает в глазах читателей со слов повествователя -строителя Интеграла, математика Д-503. В чем заключается счастье жителей «Идеального» государства? [3, с. 28]

Действие романа разворачиваются в далёком будущем, в фантастическом Едином Государстве, которое возглавляет Благодетель. Люди в этом Государстве, изолированном от остального мира Зелёной Стеной - диким лесом, выходить в который жителям запрещено, живут как в казарме, повинуясь единому режиму

Государство отняло у них возможность творчески развиваться, заменив это на свою «единую» науку, музыку, поэзию. Это можно судить по названиям книг: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу», «Стансы о половой гигиене».

Несмотря на все устройство системы, Единое Государство не ощущает себя полностью защищенным, и поэтому создает вторичную систему - систему подавления инакомыслия. Это Бюро Хранителей, которые следят за тем, чтобы каждый «нумер» был счастлив; Операционное с Газовым Колоколом, Великая Операция и доносчики, которых возвели вплоть до добродетелей.

Мы можем судить, что «идеальный» мир достигнут путем лишения прав и свободы людей. Здесь счастье не является субъективным для каждого человека, а это система подавления, уничтожения человека как личности. Государство технично управляет людьми.

В День Единогласия герой начинает ощущать себя частью огромного «Мы». Автор говорит об абсурдности проводимых выборах, где нет права выбора. Автор и герой схожи в своих размышлениях: моральные и духовные ценности, которых придерживается сам автор, для него близки.

К герою примыкают союзники, которые в какой-то момент почувствовали потребность жить нормальной свободной жизнью, быть счастливым. Они бросают вызов «единению». Единое Государство борется с душой, жаждущей чувствовать, любить. Государство не в состоянии подавить «инакомыслие», опираясь на рабскую покорность, так как этим людям не свойственна массовость.

Несмотря на всю трагичность показанного общества в конце романа, чувствуется оптимизм в словах автора, который, показывая весь ужас и трагизм тоталитарного режима, выделяет героев, способных противостоять системе подавления. Тоталитаризм и есть Единое Государство, которое не сумеет выжить только потому, что в обществе есть люди, готовые противопоставить себя жестокому и лживому государству [2, с. 36].

Итак, роман Е. Замятина «Мы» — антиутопия. Антиутопия возможна там, где существует противостояние какому-либо идеологическому догмату. В ней реализуются в первую очередь функции предупреждения, предостережения. Антиутопический конфликт представляет собой конфликт между тоталитарным режимом и личностью героя.

Литература

1. Давыдова Т. Т. Евгений Замятин. М.: Знания, 1991. 189 с.

2. Демократия и тоталитаризм: материалы дискуссии // Свободная мысль. №15, 1991. 37 с.

3. ЗамятинЕ. Роман «Мы» // Азбука, 2015. 224 с.

4. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. Кожевникова В. М.,

Николаева П. Л. М.: Советская Энциклопедия, 1987. 478 с.

| 67 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 12(24) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.