Научная статья на тему 'Становление Западно-Сибирского Областного исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов как органа власти (май - декабрь 1917 г. )'

Становление Западно-Сибирского Областного исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов как органа власти (май - декабрь 1917 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ / СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / FEBRUARY REVOLUTION / WESTERN SIBERIA / REGIONAL COMMITTEE / SOVIETS OF DEPUTIES / POLITICAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захарова К.Л.

Рассматривается история Областного исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов Западной Сибири. Уточнены данные о порядке формирования и качественном составе Областного комитета, проанализированы структура, функции и политические практики органа. Сделаны выводы о том, что создание Областного комитета было вызвано не столько практической необходимостью, сколько явилось следствием реализации стратегического замысла советских деятелей сформировать систему власти, альтернативную Временному правительству. Областной комитет, являясь структурным элементом областного звена формировавшейся системы Советов, был включён в неё искусственно и на первом этапе своего существования фактического участия в политической жизни не принимал. Однако по мере развития революционного процесса, пережив ряд трансформаций и обновив свой состав, в котором ведущая роль стала принадлежать большевикам, Областной комитет превратился в реальную политическую силу, руководившую процессом советизации Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approval of the West-Siberian Regional Executive Committee of Soviets of Worker’s and Soldier’s Deputies as Authority (May - December, 1917)

Article is devoted to history of Regional executive committee of Soviets of worker’s and soldier’s deputies of Western Siberia. The author specified data on procedure for formation and the membership of Regional committee, analysed structure, functions and political practices of institution. Conclusions are drawn that creation of Regional committee was caused not so much by practical need as was a consequence of the Soviet figures strategic plan realization to create the system of the power alternative to Provisional government. Regional committee, being a structural element of a regional link of the system of Soviets, was included in this system artificially and at the first stage of the existence did not take the actual part in political life. However with the development of revolutionary process, having undergone a number of transformations and having renewed the membership in which the leading role began to belong to Bolsheviks, Regional committee turned into the real political force directing the process of Western Siberia sovietization.

Текст научной работы на тему «Становление Западно-Сибирского Областного исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов как органа власти (май - декабрь 1917 г. )»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 73-83.

УДК 35.075.2(571.1)"1917"

DOI 10.25513/2312-1300.2017.4.73-83

К. Л. Захарова

СТАНОВЛЕНИЕ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ КАК ОРГАНА

ВЛАСТИ (МАЙ - ДЕКАБРЬ 1917 г.)

Рассматривается история Областного исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов Западной Сибири. Уточнены данные о порядке формирования и качественном составе Областного комитета, проанализированы структура, функции и политические практики органа. Сделаны выводы о том, что создание Областного комитета было вызвано не столько практической необходимостью, сколько явилось следствием реализации стратегического замысла советских деятелей - сформировать систему власти, альтернативную Временному правительству. Областной комитет, являясь структурным элементом областного звена формировавшейся системы Советов, был включён в неё искусственно и на первом этапе своего существования фактического участия в политической жизни не принимал. Однако по мере развития революционного процесса, пережив ряд трансформаций и обновив свой состав, в котором ведущая роль стала принадлежать большевикам, Областной комитет превратился в реальную политическую силу, руководившую процессом советизации Западной Сибири.

Ключевые слова: Февральская революция; Западная Сибирь; Областной комитет; Советы депутатов; политические практики.

K. L. Zakharova

APPROVAL OF THE WEST-SIBERIAN REGIONAL EXECUTIVE COMMITTEE OF SOVIETS OF WORKER'S AND SOLDIER'S DEPUTIES AS AUTHORITY

(MAY - DECEMBER, 1917)

Article is devoted to history of Regional executive committee of Soviets of worker's and soldier's deputies of Western Siberia. The author specified data on procedure for formation and the membership of Regional committee, analysed structure, functions and political practices of institution. Conclusions are drawn that creation of Regional committee was caused not so much by practical need as was a consequence of the Soviet figures strategic plan realization - to create the system of the power alternative to Provisional government. Regional committee, being a structural element of a regional link of the system of Soviets, was included in this system artificially and at the first stage of the existence did not take the actual part in political life. However with the development of revolutionary process, having undergone a number of transformations and having renewed the membership in which the leading role began to belong to Bolsheviks, Regional committee turned into the real political force directing the process of Western Siberia sovietization.

Keywords: February revolution; Western Siberia; Regional committee; Soviets of deputies; political practices.

Февральская революция 1917 г. положила начало процессу организации Советов, охватившему всю Россию. Уже в марте 1917 г. прошли областные конференции, совещания и съезды Советов Москвы, Финляндии, Поволжья и Урала, Закавказья, результа-

© Захарова К. Л., 2017

том которых стало создание областных советских объединений на этих территориях. 29 марта - 3 апреля 1917 г. в Петрограде состоялось Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, которое ставило своей задачей упорядочить начавшийся

процесс консолидации. Совещание, опираясь на уже имевшиеся к тому времени опыт и практику советского строительства, постановило организовать крупные объединения Советов в рамках 13 областей. В Сибири предполагалось создание двух областных объединений Советов с центрами в Омске и Иркутске [1, с. 153-171]. Всероссийское совещание Советов стало важным шагом к оформлению стихийно возникших в ходе революции Советов в единую всероссийскую систему, а вместе с этим к сплочению революционной демократии, чьей задачей было осуществление контроля деятельности Временного правительства.

В исторических исследованиях первых послереволюционных лет проблема областного звена советской системы практически не рассматривалась, хотя отрывочные сведения о деятельности областных объединений Советов содержатся в воспоминаниях участников революционных событий 1917 г. В 1923 г. была опубликована статья С. Бер-цинского об организационной структуре Московского областного объединения Советов [2], положившая начало изучению областных объединений как самостоятельной историографической проблемы [3-5]. Однако авторы, занимавшиеся изучением истории Советов, в большинстве своём ограничивались весьма поверхностным анализом областных объединений и давали их деятельности отрицательную характеристику. С публикацией исследований Е. Г. Гимпельсона [6], И. И. Минца [7], трёхтомного издания «Советы в период Октябрьской революции и гражданской войны» [8] историографическая ситуация несколько изменилась, поскольку в научный оборот был введён новый фактический материал о создании, эволюции и ликвидации отдельных областных объединений. Но лишь в 1977 г. была издана специальная монография З. Л. Серебряковой, по-свящённая областным объединениям Советов России [9]. Автор считала организацию областных объединений важным этапом национально-государственного строительства и прослеживала генетическую связь между ними и органами Советской власти, созданными в 1920-е гг. Однако З. Л. Серебрякова приписывала инициативу создания областных объединений Советов партии большеви-

ков, а основные вехи истории областного звена советской системы рассматривала в жёсткой привязке к истории областных бюро РСДРП(б), что ставит под сомнение объективность выводов автора.

Существуют специальные исследования, посвящённые областным советским объединениям Сибири. Наиболее полно изучена история ЦИК Советов Сибири (Центросибири), первыми авторами книг о котором стали его члены - В. Д. Виленский-Сибиряков [10], Б. З. Шумяцкий [11], В. В. Рябиков [12]. Они, как и последующие поколения историков [13; 14], высоко оценивали руководящую роль Центросибири в создании Советов, а с февраля 1918 г. - в организации государственного управления в масштабах макрорегиона. К проблеме областных объединений Советов Западной и Восточной Сибири и их исполнительных органов, существовавших до создания Центросибири, авторы обращались значительно реже и обычно в рамках общих исследований по истории Советов.

Отдельная статья о Западно-Сибирском областном исполнительном комитете Советов рабочих и солдатских депутатов (Облакоме) была опубликована Л. Самойловым и Г. Цир-куновым в 1931 г. [15]. Авторы статьи, а вслед за ними и такие исследователи, как И. Г. Чижов и Б. В. Кондриков [16], В. С. По-знанский, В. Т. Агалаков [17], признавали значимый вклад Западно-Сибирского областного исполнительного комитета, ставшего опорой Центросибири, в установление власти Советов. Однако в существующей научной литературе основное внимание уделено позднему этапу истории Областного комитета, когда он, будучи уже руководителем большевизированных Советов Западной Сибири, взял курс на советизацию региона. В связи с этим сохраняет свою актуальность изучение ранних этапов истории Областного комитета - его генезиса и становления как властного органа, постепенно занявшего ключевую позицию в системе Советов Сибири. Это позволит расширить имеющееся в историографии представление о проблеме взаимоотношений между Советами, внесёт большую ясность в понимание обстоятельств и хода советизации Сибири и роли Областного комитета в этом многогранном и сложном процессе.

Обстоятельства создания Областного комитета можно реконструировать лишь в общих чертах. 12 марта 1917 г. на собрании Омского Совета рабочих и военных депутатов был поднят вопрос о созыве областного Западно-Сибирского съезда Советов [18, с. 1]. К этому времени Советы были созданы в большинстве губернских и уездных центров Западной Сибири, и организационный процесс продолжался. Очевидной становилась необходимость налаживания устойчивой связи между Советами, согласования их деятельности, что в конечном итоге должно было способствовать стабилизации положения Советов на политической арене. Эти вопросы стали предметом обсуждения на собрании Омского Совета 22 марта, по итогам которого было решено вынести на съезд предложение о создании объединения Советов Западной Сибири и его исполнительного органа - областного бюро [19, с. 42].

Первый Западно-Сибирский съезд Советов рабочих и военных депутатов открылся в Омске 1 мая 1917 г. в присутствии представителей 29 Советов Акмолинской и Семипалатинской областей, Томской, Тобольской и Енисейской губерний. Мандатная комиссия съезда подтвердила полномочия делегатов 24 Советов. Также в работе съезда приняли участие члены исполкома Западно-Сибирского Совета крестьянских депутатов, представители социалистических партий и некоторых общественных организаций, командующий войсками Омского военного округа, его помощник и начальник штаба округа. Всего в работе съезда участвовало 49 делегатов, из них 42 - с правом решающего голоса. Ачинский и Канский Советы отказались от права решающего голоса, поскольку входили в Восточно-Сибирское областное объединение Советов [20]. Председателем съезда был избран видный общественный деятель Омска - лидер местной группы меньшевиков-интернационалистов К. А. Попов, являвшийся в то же время председателем Омского Совета рабочих и военных (с 6 мая 1917 г. -солдатских) депутатов. Товарищами председателя стали меньшевик В. И. Герман-Каменский, возглавлявший Новониколаевский Совет рабочих и солдатских депутатов, и представитель Семипалатинска эсер И. С. Юдин -будущий член Сибирской областной думы

и Временного Сибирского правительства. Должности секретарей заняли большевики В. Пискарёв и З. Ф. Присяжнюк-Кулинич [21, с. 3].

Практическим результатом работы съезда стало создание Западно-Сибирского областного объединения Советов рабочих и солдатских депутатов, в которое вошли Советы Акмолинской и Семипалатинской областей, Тобольской и Томской губерний. Принятое на заседании 7 мая Положение стало попыткой оформить систему Советов в пределах Западной Сибири - централизованную и организованную в иерархическую структуру. Было зафиксировано, что органами ЗападноСибирского областного объединения Советов являются областные съезды и Западно-Сибирский областной исполнительный комитет (Облаком), районные съезды и районные комитеты, местные Советы рабочих и солдатских депутатов и их исполнительные комитеты. Областной комитет, являясь органом Всероссийской организации Советов рабочих и солдатских депутатов, был ответственен за проведение в жизнь решений не только областных, но и всероссийских съездов, которым местные Советы должны были подчиняться. В остальном же районные комитеты и местные Советы рабочих и солдатских депутатов были автономны по отношению к Облакому. В непосредственные задачи Областного комитета входили инструктирование вновь создававшихся Советов, посредничество при установлении контактов местных Советов с Петроградом, помощь в поддержании связи между Советами и налаживании их планомерной работы, а также агитационная, пропагандистская и просветительная деятельность, в том числе обеспечение литературой. По замыслу создателей Облакома, эти мероприятия должны были содействовать «дальнейшему закреплению организации сил демократии на местах» [22, с. 3-4].

В постоянный состав Областного комитета входили 15 членов с правом решающего голоса. По мере надобности Облаком мог привлекать к работе сотрудников с совещательным голосом. Областной комитет имел два отдела - военный и труда, а также формировал при себе разного рода комиссии. Облаком выделял из своей среды Военно-окружной комитет (ВОКом) при командую-

щем войсками округа. Финансовая база Западно-Сибирского областного объединения формировалась из вступительных взносов и регулярных ежемесячных десятипроцентных отчислений доходов местных Советов. Облаком избирался съездом на срок до следующего съезда. Местом его пребывания был город Омск [22, с. 3-4].

Поскольку по партийному составу съезд был преимущественно эсеро-меньшевист-ским, это отразилось на выборах в Облаком. Семь его членов были избраны на самом съезде, а остальных восемь - дополнительно от Томска и Новониколаевска, а также Тюмени, Барнаула и Петропавловска - предстояло делегировать с мест. В Областной комитет были избраны исключительно меньшевики и эсеры (включая интернационалистов), в том числе И. П. Азаров, Н. И. Дроханов, А. К. Загайный, А. Я. Сули-мов, В. В. Паскевич. Впоследствии некоторые из них перешли на позиции большевиков. Председателем Областного комитета стал К. А. Попов, что являлось вполне закономерным [23, с. 4].

Состав Областного комитета был неустойчивым, что повлияло на качество работы исполнительного органа. Незначительный по своей численности Облаком не мог справиться с решением того объёма задач, которые встали перед ним. К тому же часть его членов вошла в состав ВОКома и была занята работой по военному ведомству. ВОКом фактически стал выполнять функции военного отдела Областного комитета (при этом по имеющимся источникам не удаётся установить, функционировал ли военный отдел вообще). Отдел труда при Облакоме также практически бездействовал, поскольку входившие в его состав представители Омского Совета были загружены работой и не могли уделять достаточно времени исполнению своих обязанностей в Областном комитете. Работа отдела труда ограничилась тем, что на места в Советы были разосланы анкетные листы для уточнения сведений о состоянии промышленности и условиях труда в Западной Сибири. Однако ответа на анкетные листы не последовало. Это явилось явным свидетельством того, что связь между Областным комитетом и Советами не была налажена с самого начала [24, с. 22-23].

Согласно итоговому отчёту, представленному на Втором Западно-Сибирском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, в Областной комитет обращались Советы, преимущественно из отдалённых мест, с просьбой оказать поддержку [24, с. 25]. Однако в отчёте не уточнялось, от кого именно и по каким вопросам поступали обращения, а также были ли предприняты какие-либо конкретные действия со стороны Облакома. В то же время источники подтверждают факты эпизодического участия представителей Областного комитета в различных комиссиях, совещаниях, съездах (съезд по топливу, съезд кожевенный, транспортная комиссия, комиссия по подготовке к выборам в Учредительное собрание и пр.) [24, с. 23-24; 25, с. 3]. Поскольку требовалось командировать членов Областного комитета на места для решения тех или иных вопросов или урегулирования конфликтов, а недостаток сил не давал возможности делать это, то приходилось действовать через Омский Совет. Примечательно, что обращения иногородних Советов и учреждений зачастую направлялись именно в Омский Совет рабочих и солдатских депутатов, а уже оттуда - как выходящие за пределы его компетенции - передавались в Областной комитет. Поскольку Омский Совет возник раньше Облакома и именно от него исходила инициатива создания Областного комитета, то не исключено, что поэтому Омский Совет и воспринимался как более надёжная и авторитетная структура.

Складывалась парадоксальная ситуация: Облаком как более статусный орган, занимавший более высокую ступень в иерархии системы Советов, оказался как бы не у дел. Облаком не смог объединить и подчинить себе уже существовавшие и вновь возникавшие Советы и возглавить их деятельность. Он также не смог стать посредником между Советами Западной Сибири и Петроградом, проводником постановлений Всероссийского съезда Советов и Всероссийского центрального исполнительного комитета. Местные Советы действовали независимо, не считаясь с существованием Областного комитета, и взаимодействовали с центром напрямую, минуя Облаком. Причина такого положения не только и не столько в нехватке и неправильном распределении кадровых ресурсов

или отсутствии организаторских способностей у членов Облакома. По имеющимся источникам не удаётся установить, получал ли Областной комитет Советов рабочих и солдатских депутатов Западной Сибири какие-либо руководящие указания из центра. Вероятно, на этот вопрос можно ответить отрицательно, поскольку сам центр чаще всего обращался непосредственно к Советам. Отсюда следует, что создание и функционирование областного звена Советов происходило вне контроля и без поддержки Петрограда и было пущено на самотёк. Поэтому не удивительно, что нарушалась иерархия, а запросы и постановления, исходившие от ВЦИК Советов, сначала направлялись в Омский Совет рабочих и солдатских депутатов, а уже оттуда -в Областной комитет. Вследствие этого Облаком не мог оперативно реагировать на происходившие события и запаздывал с выработкой своей позиции [24, с. 24].

Первая попытка организации областного объединения Советов в Западной Сибири оказалась не очень удачной, а деятельность Облакома - неэффективной. Исключением являлось участие (чаще - формальное) Областного комитета в мероприятиях, инициированных Военно-окружным комитетом. Временное правительство не давало своего согласия на введение практики коллегиального управления в армии и старалось пресечь попытки нарушить принцип единоначалия в войсках. Поэтому наиболее важные вопросы, касавшиеся демократизации армии, проходили через рассмотрение Облакома и получали его санкции (приказ о ротных, полковых и гарнизонных комитетах, приказ о полковых судах). Областной комитет также принимал непосредственное участие в организации расследования по делу командующего войсками Омского военного округа генерала Г. В. Григорьева и в увольнении его от должности [24, с. 25; 26, с. 4]. Таким образом, к Областному комитету как более статусному органу обращались в исключительных случаях, когда требовалось заручиться его поддержкой для осуществления тех или иных акций в масштабах всего округа и придать больший авторитет начинаниям ВОКома.

Практические результаты, а также и недостатки работы Областного комитета стали предметом обсуждения на Втором Западно-

Сибирском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, проходившем в Омске с 11 по 20 августа 1917 г. На съезде присутствовало 106 делегатов с правом решающего голоса, в том числе 95 делегатов от 27 Советов, что позволяло признать съезд полномочным. Среди участников съезда было 56 эсеров и 50 социал-демократов. Председателем съезда был избран эсер И. С. Юдин, товарищами председателя - большевик М. К. Казаков и эсер Л. Н. Перелешин, секретарями -большевик М. М. Рабинович и эсер А. П. Пен-тегов [24, с. 3, 42-43].

Значительное влияние на работу съезда и поведение его делегатов оказал уполномоченный ЦК РСДРП(б) по Западной Сибири Н. Н. Яковлев. Под его руководством местные большевики выступили единым фронтом на заседаниях. В результате принятые съездом резолюции имели более критический характер по отношению как к Временному правительству, так и к ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Участники съезда сошлись во мнении, что ВЦИК Советов должен был поддержать июльское выступление рабочих и солдат, а также не допустить последовавших за этим репрессивных мер со стороны Временного правительства. Значительным числом голосов была принята совместная резолюция большевиков, меньшевиков и эсеров-интернационалистов, в которой Второй Западно-Сибирский областной съезд Советов рабочих и солдатских депутатов признал «требование перехода всей власти в руки большинства революционной демократии, организованной в Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, своим требованием». Также съезд настаивал на пересмотре Всероссийской организацией Советов своих политических позиций, в первую очередь - по отношению к Временному правительству [24, с. 64-65].

На съезде произошёл раскол: эсеры-оборонцы (25-30 человек) приняли решение покинуть его заседания в знак протеста против принятой резолюции. В занятой съездом позиции эсеры-оборонцы усмотрели нежелание областного объединения Советов Западной Сибири в своей дальнейшей работе руководствоваться постановлениями Временного правительства и ВЦИК Советов. Это противоречило одному из ключевых пунктов

Положения о принципах устройства и функционирования Западно-Сибирского областного объединения Советов рабочих и солдатских депутатов и нарушало субординацию между звеньями системы Советов. Оборонцы настаивали на том, что советские организации Западной Сибири не должны руководствоваться постановлениями Западно-Сибирского съезда, если они расходятся с решениями ВЦИК и Временного правительства. Переговоры закончились безрезультатно, и после ухода части эсеров съезд продолжил работать как правомочный [24, с. 69, 73-74].

Эта ситуация оказала влияние на формирование нового состава исполнительного комитета Западно-Сибирского областного объединения Советов рабочих и солдатских депутатов, в которое после территориального размежевания входили Советы Акмолинской и Семипалатинской областей, Тобольской, Томской и Алтайской губерний. Необходимо было учесть предыдущий опыт работы Обла-кома и сформировать оптимальный по своему составу исполнительный орган, который бы соответствовал тем требованиям, которые к нему предъявлялись, а также объёму предстоящей работы. Было решено, что пленум Областного комитета должен состоять из 37 членов, 25 из которых останутся в Омске для ведения текущей работы, а остальные 12 будут находиться на местах и приезжать в Омск для решения наиболее важных вопросов. Таким образом, Облаком не только значительно расширил свой состав, но и имел своих официальных представителей в крупнейших Советах Западной Сибири. В состав Областного комитета в качестве постоянных членов были избраны меньшевики-интернационалисты И. П. Азаров, А. К. Загайный, М. Н. Белкин, П. А. Кравцов, П. Н. Половников, К. А. Попов, Г. Т. Сосед, эсер Н. Е. Иш-маев, большевики А. А. Звездов, М. Л. Зис-серман, Е. А. Кванталиани, А. С. Кургузов, З. И. Лобков, П. Я. Петруха. Представителями Облакома в Томске стали эсеры В. М. Крутиков и А. П. Пентегов и большевик Н. Н. Яковлев, в Новониколаевске -большевик Ф. И. Горбань, в Барнауле -большевик М. К. Казаков, на Судженских копях - большевик М. М. Рабинович, на Кольчугинских копях - большевик Ф. И. Су-ховерхов, в станице Зайсан - меньшевик-ин-

тернационалист Е. В. Полюдов [24, с. 98-99]. Таким образом, большевики, занимая прочные позиции на Втором съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Западной Сибири, смогли усилить и закрепить своё влияние в его исполнительном органе - Областном комитете.

Обновлённый Областной комитет приступил к работе сразу же после закрытия съезда. 24 августа 1917 г. между членами отдела труда Облакома были распределены конкретные задачи: разработка вопросов о труде военнопленных, о фабрично-заводских комитетах, о биржах труда, примирительных камерах, рабочем законодательстве, социальном страховании и т. д. Итоговые доклады были представлены только А. К. За-гайным (о профессиональном движении) и М. Н. Белкиным (о введении в Сибири больничных касс). Ознакомившись с этими докладами, отдел труда постановил созвать областную конференцию фабрично-заводских комитетов и конференцию профессиональных союзов, а также начать кампанию по введению в Сибири больничных касс. Однако не было получено ни одного сообщения с мест о том, что там приступили к выполнению данных постановлений. В итоге деятельность отдела труда ограничилась подготовкой образцового устава профсоюзов и больничных касс [27, л. 2 об., 3].

В докладе П. А. Кравцова, сделанном в середине октября 1917 г., недостатки работы отдела труда связывались с отсутствием постоянных сотрудников и нехваткой денежных средств. Отдел труда состоял из десяти человек, девять из которых были омичами. Большинство из них являлось членами различных местных организаций и учреждений, поэтому на заседаниях отдела труда Областного комитета они почти не бывали и никакой работы в отделе не вели. Член Облакома П. Я. Петруха в то же время являлся ответственным работником отдела труда Омского Совета рабочих и солдатских депутатов, З. И. Лобков служил в Омской городской продовольственной управе и возглавлял комитет РСДРП(б), А. К. Загайный возглавлял Совет профессиональных союзов Омска. Постоянным сотрудником отдела труда Областного комитета оставался один П. А. Кравцов, исполнявший обязанности секретаря и казначея [27, л. 2].

Областной комитет в целом испытывал острые финансовые трудности. За время, прошедшее со Второго Западно-Сибирского съезда, ни один крупный Совет не сделал отчислений в пользу Облакома. Исключением стал лишь Курганский Совет, приславший около 2,4 тыс. рублей [27, л. 3]. Областной комитет был вынужден напомнить, что одним из условий принадлежности к областному объединению Советов рабочих и солдатских депутатов является своевременная уплата денежных взносов, которая даёт Советам все права члена объединения, в том числе и право участия в съезде Советов Западной Сибири. В конечном итоге это возымело действие [27, л. 21].

С выполнением текущей работы Областной комитет не справлялся, однако приоритетным для него являлось участие в политическом процессе. Оказавшись в гуще событий, Облаком начал действовать решительно, демонстрируя своё право и возможности определять вектор развития революционной ситуации. 29 августа 1917 г., после получения известий о выступлении генерала Л. Г. Корнилова, в Омске при непосредственном участии членов Областного комитета был сформирован Западно-Сибирский объединённый комитет революционной демократии. Председателем комитета избрали К. А. Попова, его заместителями - В. В. Пас-кевича и А. И. Богданова. Объединённый комитет революционной демократии принял постановление о переходе гражданской и военной власти на территории Акмолинской области и Омского военного округа в свои руки, о роспуске Омского коалиционного комитета, а также отстранил комиссара Временного правительства Н. И. Лепко, командующего войсками округа полковника М. П. Прединского и его помощника прапорщика С. М. Немчинова от занимаемых должностей. Комитет революционной демократии назначил областным комиссаром эсера А. Е. Новосёлова - известного писателя, учёного-этнографа и видного общественно-политического деятеля. По инициативе Комитета революционной демократии исполняющим обязанности командующего войсками округа стал меньшевик-интернационалист прапорщик П. Н. Половников. 12 сентября командующим войсками округа был

избран сторонник революционных преобразований прапорщик Е. И. Яницкий. Областной комитет совместно с ВОКомом и Объединённым комитетом революционной демократии провёл сложные переговоры с Временным правительством, однако добиться утверждения Е. И. Яницкого в должности не удалось [27, л. 1, 10; 28, с. 28].

В ответ на выступление Л. Г. Корнилова Областной комитет предложил местным Советам приступить к организации комитетов революционной демократии из представителей Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социалистических партий, к которым должна была перейти вся полнота государственной власти на местах. Действия комитетов революционной демократии должны были согласовываться с Советами. Областной комитет агитировал за проведение чистки всех государственных и общественных учреждений, а также командного состава войсковых частей от контрреволюционных элементов и замещение всех ответственных должностей лицами, преданными революции и выдвинутыми полковыми и ротными комитетами. Облаком предлагал организовать рабочие боевые дружины и взять под усиленную охрану склады оружия и боеприпасов [29, с. 161-162].

Осенью 1917 г. Россию охватили волнения на почве нехватки товаров первой необходимости и продуктов питания. Областной комитет, обсудив телеграмму Временного правительства о повышении цен на зерновые хлеба, признал такой шаг «ничем не обоснованным и вредным» и предположил, что эти меры могут создать лишь «анархию в деле продовольствия» [30, с. 4]. Опасения Областного комитета оправдались: волна протеста достигла и Западной Сибири. В Петропавловске разразился квартирный и дровяной кризис, было прекращено снабжение города продуктами питания. 3 октября 1917 г. в Петропавловске прошла демонстрация женщин-солдаток, возмущённых бездействием городских властей, которая вылилась в погром магазинов и грабежи. Не справившись своими силами с массовыми волнениями, местные власти обратились за помощью к Областному комитету. 5 октября из Омска прибыли войска, которые совместно с организованными в Петропавловске рабочими дружинами

и солдатами местного гарнизона восстановили порядок. В городе было объявлено военное положение [31, с. 4; 32, с. 3]. В связи с этими событиями Областной комитет и ВОКом были вынуждены принять меры для предупреждения погромов на почве продовольственных затруднений в самом Омске. В городе был введён комендантский час, запрещены собрания, закрыты увеселительные заведения [33, с. 3; 34, с. 2-3].

Сложившаяся в Западной Сибири обстановка отразилась на авторитете Временного правительства, в адрес которого всё чаще звучала критика. Выступая на Общесибирском съезде Советов, проходившем в Иркутске 16-23 октября, член Облакома эсер А. П. Пентегов докладывал, что большинство Советов Западной Сибири стоит на революционной, интернационалистической позиции и высказывается за взятие власти Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Сам же Областной комитет придерживался более умеренной точки зрения. Соглашаясь с необходимостью перехода власти в руки революционной демократии, Облаком не считал возможным передать власть непосредственно Советам [27, л. 3 об.; 30, с. 4; 35, с. 3]. Вместе с тем Областной комитет приветствовал известия о взятии власти большевиками в Петрограде и об аресте членов Временного правительства. 27 октября Облаком оповестил местные Советы о событиях в столице и призвал население поддержать революционный переворот [36, с. 72].

Однако Областной комитет, находившийся под контролем интернационалистов, продолжал настаивать на том, что «вопрос об организации власти ещё не решён окончательно» и что Советы не являются соответствующей формой власти, а также требовал скорейшего созыва Учредительного собрания [27, л. 34]. В Омске при участии Областного комитета был создан Комитет охраны революции (ревком), который возглавил председатель Облакома К. А. Попов. Именно ревком был наделён неограниченными властными полномочиями. Крайним левым силам необходимо было мобилизоваться и подчинить себе областное объединение Советов Западной Сибири, преобразовав Областной комитет в орган власти, альтернативный ревкому. Успех борьбы за Облаком зависел от

того, как скоро большевикам удалось бы взять под свой контроль центр Западной Сибири - город Омск. Для этого в первую очередь было необходимо изменить баланс сил в пользу левых радикалов в Омском Совете рабочих и солдатских депутатов, поскольку и Советом, и Областным комитетом руководили одни и те же лица.

11 ноября на общем собрании Омского Совета рабочих и солдатских депутатов член исполкома левый эсер Н. Е. Ишмаев сделал заявление о недовольстве большинства депутатов политикой своего руководства и необходимости переизбрать исполнительный комитет Совета, а также произвести новые выборы в Совет под предлогом абсентеизма депутатов и отсутствия кворума на заседаниях [19, с. 86]. Перевыборы Омского Совета и его исполнительного комитета состоялись во второй половине ноября 1917 г. В новом составе Совета большевики получили значительное большинство мест. В исполком Совета были избраны девять (по другим источникам - 11) большевиков, что составило более половины от общего числа членов исполкома. Председателем Совета стал большевик В. М. Косарев, к тому времени возглавлявший также Омский военно-окружной комитет. К. А. Попов был смещён с одной из ключевых позиций, а эсеро-меньшевистскому блоку был нанесён серьёзный урон. 30 ноября 1917 г. специальным постановлением провозглашался переход власти в Омске и пригородах к президиуму Совета рабочих и солдатских депутатов, в котором большевики получили четыре места из семи [19, с. 94, 97; 29, с. 212].

Борьба большевиков за лидерство в регионе продолжилась на Третьем съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Западной Сибири, состоявшемся в Омске 2-10 декабря 1917 г. В съезде принимали участие 146 человек с правом решающего голоса. 113 делегатов представляли 31 Совет Западной Сибири (всего в областное объединение входил 41 Совет). 74 делегата являлись большевиками, 23 - эсерами-интернационалистами, четверо - эсерами-максималистами, 11 - социал-демократами-интернационалистами, девять делегатов - социал-демократами-оборонцами и ещё девять - беспартийными. Состав президиума съезда был про-

большевистским. Председателем был избран Н. Н. Яковлев, первым товарищем председателя - эсер-интернационалист М. И. Азеев-Меркушев, вторым товарищем председателя - большевик В. М. Клипов, ответственным секретарём - большевик А. П. Рускис [28, с. 1, 38-40].

На съезде было произведено реструктурирование Областного комитета и обновлён его состав, что явилось отражением изменения баланса политических сил. Областной комитет состоял из трёх звеньев: Военно-окружного комитета, отдела труда и крестьянской секции. Также Облаком формировал при себе разного рода комиссии и подотделы: продовольственный, по рабочему контролю, по инструктированию страховых организаций, по инструктированию профессиональных организаций. Согласно выработанной схеме, Западно-Сибирский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов избирал ядро Облакома в количестве 37 лиц на основе пропорционального представительства фракций съезда. При этом 12 человек должны были сформировать так называемую общую часть Областного комитета, а 25 - войти в состав ВОКома. Хотя ВОКом и являлся структурным подразделением Областного комитета, избирались они отдельно. Предполагалось, что Советы Томска, Омска, Ново-николаевска, Барнаула, Тайги, Тюмени, Кур -гана, Семипалатинска, Петропавловска, Куз -нецкого района, а также Судженки и Анжер-ки (совместно) доизберут на местах по одному своему представителю с правом решающего голоса [28, с. 43-45]. На съезде в Областной комитет были избраны большевики М. Н. Архангелов, П. И. Воеводин, В. С. Горшков, В. М. Клипов, В. Д. Тверитин, К. О. Эзер-мал, левые эсеры М. И. Азеев-Меркушев, П. Н. Староверов, меньшевик-интернационалист К. А. Попов. Благодаря выработанной схеме, среди избранных в Облаком 12 членов и трёх кандидатов в члены оказались девять большевиков, а Н. Н. Яковлев стал председателем Областного комитета.

Таким образом, высший советский орган Западной Сибири перешёл под контроль большевиков. Триумфом большевиков и главным итогом областного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов стало провозглашение Советской власти на территории

Западной Сибири. Советизация региона заняла несколько месяцев, однако импульс этому процессу был дан на съезде, который признал «единственную власть Советскую в центре и на местах» и заявил, что со своей стороны Западно-Сибирские Советы готовы в любую минуту поддержать Совет народных комиссаров всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами [28, с. 36]. Принятие резолюции знаменовало начало нового этапа в истории Западно-Сибирского областного исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов, теперь выступавшего в качестве органа Советской власти в регионе.

* * *

Создание Западно-Сибирского объединения Советов рабочих и солдатских депутатов и его исполнительного органа - Областного комитета - было важным шагом к объединению Советов в рамках всей Сибири. За организационную основу объединения были взяты принципы, предложенные Всероссийским совещанием Советов, которые, однако, не были расширены и конкретизированы применительно к местным условиям и актуальной политической ситуации. Для того чтобы подчинить себе существовавшие и вновь возникавшие Советы и возглавить их деятельность, Западно-Сибирскому областному комитету требовались не только детально разработанный проект организации и план работы, поддержка центра, кадровые и финансовые ресурсы, но и время. Но в сложившихся обстоятельствах характер и масштабы фактической деятельности Облакома не соответствовали статусу высшего советского органа Западной Сибири, а часть его начинаний и вовсе осталась нереализованной. Областной комитет существовал обособлено от Советов и других организаций и учреждений, не сумев определить своё место в формировавшейся общественно-политической системе.

Однако непредсказуемое развитие революционного процесса изменило баланс сил, позволив Облакому влиять на ход событий на подконтрольной ему территории. В условиях углублявшегося политического кризиса конца лета - осени 1917 г., когда представители Временного правительства не были способны сдерживать его рост, перед Областным

комитетом открылась возможность выступить в качестве властной альтернативы. Облаком, действуя решительно и оперативно, предпринял действенные меры для стабилизации социально-политической ситуации. Это происходило в контексте усиления фракционной борьбы внутри самого Областного комитета. Меньшевики и эсеры проявили политическую недальновидность: они не приложили должных усилий к формированию из Областного комитета полноценного участника политического процесса, уступив это право своим оппонентам. Большевики, напротив, осознавали, что завоевание Областного комитета, номинально являвшегося высшим советским органом Западной Сибири, открывало перед ними возможность распространить своё влияние в масштабах всего региона. Расчёт сделать ставку на областное звено советской системы оправдался: большевизация Областного комитета способствовала ускорению темпов советизации Западной Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация и строительство Советов РД в 1917 году : сб. док. - М. : Изд-во Ком. акад., 1928. - 474 с.

2. Берцинский С. Московская область в 19171918 гг. // Власть Советов. - 1923. - № 6-7. -С. 54-69.

3. Ветошкин М. К. Революция и гражданская война на Севере : очерки по истории борьбы за власть, организации Советской власти и коммунистической партии на Севере. - Вологда : Изд. истпарта Вологодского губкома ВКП(б), 1927. - 214 с.

4. Ослоновский А. Д., Орлов А. А. Десять лет борьбы и строительства Советов на Урале (1917-1927). - Свердловск : Изд. ред. «Известий» Уралоблисполкома, 1928. - 147 с.

5. Бреслав Б. А. Канун Октября 1917 года. Съезд Советов Северной области, 11-13 октября 1917 г. - М. : Изд-во политкаторжан, 1934. -79 с.

6. Гимпельсон Е. Г. Из истории строительства Советов (ноябрь 1917 - июль 1918 г.). - М. : Госюриздат, 1958. - 179 с.

7. Минц И. И. История Великого Октября : в 3 т. -2-е изд. - М. : Наука, 1977-1979.

8. Советы в период Октябрьской революции и гражданской войны : в 3 кн. - М. : Наука, 1967-1968.

9. Серебрякова З. Л. Областные объединения Советов России: март 1917 - декабрь 1918. -М. : Наука, 1977. - 231 с.

10. Виленский-Сибиряков В. Д. Борьба за Советскую Сибирь (Центросибирь). - М. : Изд-во политкаторжан, 1926. - 22 с.

11. Шумяцкий Б. З. Сибирь на путях к Октябрю. -М. : Госиздат, 1927. - 64 с.

12. Рябиков В. В. Центросибирь. - Новосибирск : Новосиб. обл. гос. изд-во, 1949. - 256 с.

13. Агалаков В. Т. Подвиг Центросибири. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1968. - 152 с.

14. Познанский В. С. Очерки истории вооружённой борьбы Советов Сибири с контрреволю -цией в 1917-1918 гг. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1973. - 307 с.

15. Самойлов Л., Циркунов Г. Западно-Сибирский областной исполнительный комитет Советов // Сибирская советская энциклопедия. - Т. 2. -Новосибирск : Зап.-Сиб. отд. ОГИЗ, 1931. -С. 64-66.

16. Чижов И. Г., Кондриков Б. В. Победа социалистической революции в Омской области. -Омск : Ом. обл. краевед. музей, 1958. - 85 с.

17. Агалаков В. Т. Советы Сибири (19171918 гг.). - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1978. - 255 с.

18. Омский вестник. - 1917. - № 59.

19. Омские большевики в период Октябрьской революции и упрочения Советской власти (март 1917 г. - май 1918 г.) : сб. док. и материалов. - Омск : Ом. обл. кн. изд-во, 1958. -278 с.

20. Захарова К. Л. Окружное бюро Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Восточной Сибири (апрель - октябрь 1917 г.) // Гуманитарные науки в Сибири. - 2016. -№ 4. - С. 114-118.

21. Известия Омского Совета рабочих и военных депутатов. - 1917. - № 40.

22. Известия Омского Совета рабочих и военных депутатов. - 1917. - № 51.

23. Известия Омского Совета рабочих и военных депутатов. - 1917. - № 56.

24. Западно-Сибирский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: Протокол мандатной комиссии; Протоколы заседаний 2-го Западно-Сибирского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. - Омск : б. и., 1917. -99 с.

25. Известия Омского Совета рабочих и военных депутатов. - 1917. - № 61.

26. Известия Омского Совета рабочих и военных депутатов. - 1917. - № 106.

27. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р1235. Оп. 80. Д. 46.

28. Протоколы заседаний 3-го Западно-Сибирского областного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. - Омск : Изд. Зап.-Сиб. обл. к-та Советов раб. и солд. деп., 1918. - 77 с.

29. Большевики Западной Сибири в борьбе за социалистическую революцию (март 1917 -май 1918 г.) : сб. док. и материалов. - Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1957. - 368 с.

30. Знамя революции (Томск). - 1917. - № 101.

31. Свободная речь (Семипалатинск). - 1917. -№ 61.

32. Свободная речь (Семипалатинск). - 1917. -№ 62.

33. Омский вестник. - 1917. - № 214.

34. Омский вестник. - 1917. - № 218.

35. Знамя революции (Томск). - 1917. - № 122.

36. Установление Советской власти на территории Курганской области (март 1917 - июнь

Информация о статье

Дата поступления 20 сентября 2017 г.

Дата принятия в печать 30 октября 2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

Захарова Ксения Леонидовна - стажёр-исследователь Института истории Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 630090, Россия, Новосибирск, ул. Николаева,8

E-mail: roxana1990@mail.ru Для цитирования

Захарова К. Л. Становление Западно-Сибирского областного исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов как органа власти (май - декабрь 1917 г.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 73-83. DOI: 10.25513/2312-1300.2017.4.73-83.

1918 гг.) : сб. док. - Курган : Изд-во газеты «Красный Курган», 1957. - 252 с.

Article info

Received

September 20, 2017

Accepted October 30, 2017

About the author

Zakharova Kseniya Leonidovna - research assistant of the Institute of History of the Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia)

Postal address: 8, Nikolaeva ul., Novosibirsk, 630090, Russia

E-mail: roxana1990@mail.ru For citations

Zakharova K. L. Approval of the West-Siberian Regional Executive Committee of Soviets of Worker's and Soldier's Deputies as Authority (May - December, 1917). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 4 (16), pp. 73-83. DOI: 10.25513/2312-1300.2017.4.7383 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.