Научная статья на тему 'Становление заочного образования взрослых в России'

Становление заочного образования взрослых в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION IN RUSSIA / EDUCATION OF ADULTS / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / SELF-EDUCATION / DEMOCRATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацибора Марианна Георгиевна

Проведен исторический анализ целей, форм и особенностей образования крестьян и рабочих в России от середины ХIХ в. до начала ХХ в. Прослеживается тесная связь образования взрослых с общественным развитием страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of extramural education for adults in Russia

An analysis is given for goals, forms and features of education of peasants and workers in Russia from the middle of 19th century to the beginning of the 20th century. A close relation can be traced between the education of adults and the development of the country

Текст научной работы на тему «Становление заочного образования взрослых в России»

М. Г. Мацибора

(Санкт-Петербург)

СТАНОВЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ

Проведен исторический анализ целей, форм и особенностей образования крестьян и рабочих в России от середины Х1Хв. до начала ХХ в. Прослеживается тесная связь образования взрослых с общественным развитием страны

В современных условиях возрастает значение образования взрослых в социальном созидании личности. Оно становится общественным механизмом социального регулирования и ориентирования, фактором, определяющим развитие самосознания целостной личности, ее интеллектуальной самостоятельности [1].

В связи с этим возрастает актуальность использования заочной формы обучения. Многолетний опыт эффективного функционирования заочной системы образования убедительно подтверждает, что такая подготовка специалистов и повышение их квалификации имеют право на существование.

Именно поэтому для того, чтобы понять роль и значение заочного образования в современной образовательной системе России и иметь представление о тенденции его развития, необходим ретроспективный исторический анализ зарождения и развития этой формы образования.

История зарождения, становления и развития заочного образования позволяет утверждать, что оно всегда, в каждый конкретный исторический период отвечало на социальные потребности общества. И особенно следует подчеркнуть то, что на разных этапах своего существования эта форма обучения была ориентирована на удовлетворение образовательных и культурных потребностей человека. Заочное образование несло в своем содержании, формах и методах огромный гуманистический заряд повышения духовно-нравственной и социальной культуры человека и гражданина.

Несмотря на тот факт, что заочное образование как организованная система получения образования в нашей стране пред-

ставляет собой детище Октябрьской социалистической революции 1917 года и представляет собой один из значимых результатов культурной революции в СССР, предпосылки для зарождения этой формы образования стали складываться еще в XIX веке.

Сложившаяся в России в конце пятидесятых годов девятнадцатого века определенная экономическая и общественно-политическая ситуация ускорила ход правительственных мер по изменению положения крестьян и привела в 1861 году к отмене крепостного права.

Реформа 1861 года повлияла на увеличение потребности в образованных гражданах, а самому образованию придала свободное и гуманитарное направление. С освобождением крестьян возник вопрос чрезвычайной важности - вопрос о народном образовании. С получением свободы крестьяне становились полноправными гражданами государства и получали право на образование. Государству, в свою очередь, было нецелесообразно, с точки зрения экономической, иметь такое большое количество необразованных граждан. Другой причиной являлся тот факт, что невежественные граждане не могли надлежащим образом исполнять свой гражданский долг. Наличие большого числа необразованных граждан наносило вред политическому авторитету страны перед лицом европейских соседей. Таким образом, с освобождением крестьян увеличился спрос на разные виды школ: элементарные, средние, высшие, общие, профессиональные, мужские и женские.

Значимость и влияние новых педагогических идей о необходимости и целесообразности образования народа как нельзя лучше подтверждается возникшим общественно-педагогическим движением.

Основной целью деятельности общественно-педагогического движения в России стало создание системы образования, отвечающей общественным запросам. В наибольшей мере общественно-педагогическое движение повлияло на развитие начальной народной школы, педагогической мысли страны, женского, педагогического, профессионально-технического и национального образования; в меньшей степени оно оказало влияние на среднюю и высшую школу, а также на сферу управления системой образования [2].

Особенностью общественного движения в этот период были: участие земств в народном образовании, создание общественно-педагогических организаций, педагогической журналистики и активизация общественной мысли страны.

Важное место в истории образовательной деятельности земств занимает вопрос об их взаимодействии с крестьянской средой. На начальном этапе этого взаимодействия между земствами и крестьянами существовало различие в их понимании необходимости образования. Наиболее ярким проявлением взаимодействия государства и общества являются ходатайства по народному образованию самих крестьян, выступавших инициаторами организации школ, и порой школы организовывались на средства самих крестьянских общин [3].

Законченное школьное образование в дореволюционной России было доступно лишь меньшинству населения. Оно предполагало своевременное прохождение через школы: начальную, среднюю и высшую. Ни крестьянству, ни ремесленникам и рабочим в основной своей массе не было доступно законченное школьное образование, и особенно высшее.

В связи с этим к концу XIX - началу XX веков становится очевидной необходимость внешкольного образования для взрослого населения. В сложившейся экономической обстановке государство не могло выделять необходимое количество средств на организацию полноценного внешкольного образования. По этой причине последнее должно было гибко приспосабливаться к современным условиям жизни рабочих, крестьян и ремесленников: использовать их свободное от работы время

по вечерам, возможности выходного дня, а что касается крестьянства, то возможности сезонных перерывов в работе. Внешкольное образование было призвано возместить потребность широких масс трудящихся в получении общего, профессионального, среднего и высшего образовании.

Частично эта проблема получила свое решение за счет воскресных школ. Эти школы явились результатом общественной инициативы и были призваны помогать расширению общедоступного образования для широких слоев населения. К отличительным особенностям воскресных школ относились: большая свобода преподавания, возможность самим разрабатывать учебные программы и выбирать учебные пособия.

В 90-х годах XIX века в связи с экономическим развитием страны возникла необходимость в повышении общеобразовательного уровня работников промышленных предприятий. К 1896 году Русское техническое общество учредило уже 15 воскресно-вечерних классов для рабочих и два для работниц. Содержались они за счет предпринимателей и имели общеобразовательную программу. Со второй половины 90-х годов XIX века получают распространение технические курсы для рабочих, на которых допускалось чтение общеобразовательных лекций, что в немалой степени способствовало расширению культурного кругозора взрослых слушателей и позволяло преподавателю выходить за рамки элементарной официальной программы.

В деревне трудностей с функционированием внешкольного образования было много больше. Постановка внешкольного образования в деревне до революции 1917 года не имела сколько-нибудь определенной четкой системы. В его развитии выделялось три направления: общее, сельскохозяйственное и кооперативное образование.

Актуальность внешкольного образования крестьянского населения России росла вместе с ростом экономики страны в целом. Государство и кооператоры были заинтересованы в росте кооперативного движения и повышении образовательного уровня крестьян, а соответственно в деле внешкольного образования.

В период с 1906-1907 гг. нарастает демократизация образовательно-просветительных структур для взрослых. Это были уже культурно-образовательные общественные структуры, основанные на собственной творческой, созидательной инициативе, саморегуляции и самоуправлении, самостоятельно использующие возможности общественной и частной благотворительности, опирающиеся на помощь деятелей науки, просвещения, культуры, массовых общественных организаций. Они действовали не только в городской, но и в сельской местности. В результате их деятельности появляются новые общественные инициативы и культурно-образовательные идеи, среди которых была и идея народных университетов.

Организаторы и деятели народных университетов видели их приоритетные задачи в распространении научного знания, в доступности образования для всех без исключения, в развитии мировоззренческой культуры и критического мышления. Большое значение придавалось демократизации форм и методов обучения, теоретической насыщенности содержания учебных программ естественнонаучными, общественно-экономическими, юридическими и историко-филологическими дисциплинами. Крупные народные университеты выделяли из своей среды разъездных лекторов, руководивших занятиями взрослых в провинции.

Центрами интеграции образовательных и культурно-просветительных структур для взрослых стали народные дома, которые создавались преимущественно в крупных городах на средства, выделяемые земствами. В народных домах имелись школы, классы, курсы для взрослых, велась подготовка работников для внешкольного образования взрослых.

Помимо вышеперечисленных образовательных учреждений существовала настоятельная необходимость в их поддержке посредством библиотек, музеев, выставок, экскурсий, книгоиздания и книготорговли, народных домов, клубов, периодической печати.

Педагогическая общественность видела угрозу остановки образования и всего культурного развития населения в нехват-

ке и отсутствии библиотек. Известный историк образования Е. Н. Медынский сравнивал всю структуру образования взрослых с окружностью, начало и конец которой - книга [4].

Общественное библиотечное дело в России начало действенно развиваться с 1861 года. Существенный рост числа народных библиотек начинается с 80-х годов XIX века. Важно отметить, что именно земства и кооперация занимались созданием библиотек в сельской местности. В городах их создавали органы городского самоуправления. Благодаря участию земств и местного самоуправления в развитии библиотечного дела библиотеки обеспечивались материальными средствами и специалистами, осуществлялось их общее руководство.

Все эти культурно-образовательные структуры были призваны обеспечить реализацию идеи самообразования как основы непрерывного социокультурного развития личности, осознанного как насущная, внутренняя потребность взрослого человека. Общедоступность, культурный, научный уровень книги, образовательная потребность в ней рассматривались как необходимое условие и результат эффективности образования взрослых [1].

Внешкольное образование было признано не только равноправным наравне со школьным, но и общественно значимым.

Образование как социальное явление органически взаимосвязано с историей развития общества и культуры России. К числу факторов, оказавших влияние на увеличение потребности в получении образования со стороны разных слоев населения можно отнести - ограничительную политику правительства в области образования по отношению к женскому населению и представителям социальных низов и результаты деятельности общественно-педагогического движения.

Официально заочное обучение возникло как особый вид самообразования. По своей сути заочное обучение является промежуточной формой образования между стационарными учебными заведениями и самообразованием. Это позволяет рассматривать в качестве предпосылок для возникновения заочного образования те факторы, которые оказали стимулирующее

влияние на развитие внешкольного обра- сии, деятельность общественно-педагоги-

зования и самообразования в стране: эко- ческого движения, рост общественно-поли-

номическая и политическая ситуация в Рос- тической активности населения.

Литература

1. Образование взрослых: опыт и проблемы. / Под ред.

С. Г. Вершловского. - СПб., 2002.

2. Шевелев А. Н. Школа. Государство. Общество. Очерки социально-политической истории общего школьного образования в России второй половины XIX века. Монография. - СПб, 2001.

3. ГошулякЛ. Д. Становление и развитие земской концепции народного образования в дореволюционной России (1865-1917) на материалах пензенской губернии. Автореф. ... канд. пед. наук.

- Казань, 1995.

4. Медынский Е. Н. История педагогики: Учебник для педагогических институтов. - М., 1947.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.