Научная статья на тему 'Становление визуального ряда иллюстративных материалов в учебниках по географии периода Российской империи'

Становление визуального ряда иллюстративных материалов в учебниках по географии периода Российской империи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
180
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / УЧЕБНИК / ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД / ИЗОБРАЖЕНИЕ / GEOGRAPHY / TEXTBOOK / ILLUSTRATIVE MATERIALS / VISUAL SEQUENCE / IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Банников Сергей Валерьевич, Федотова Ольга Дмитриевна, Латун Владимир Владимирович

Рассматривается эволюция использования иллюстративных материалов в учебниках по географии периода Российской империи. Особое внимание уделяется вариативности изображений в составе визуального ряда, значению изображений, а также соответствию текстовой и иллюстративной составляющих учебной книги. Учебник по географии рассматривается как комплексное издание, предназначенное для рассмотрения тематического содержания наряду с его визуализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the evolution of the use of didactic illustrations in textbooks on the geography of the period of the Russian Empire. Special attention is paid to the variability of images in the composition of the visual series, the meaning of the images, as well as the correspondence of the textual and illustrative part of the educational book. A textbook on geography is considered as a comprehensive publication designed to review the thematic content along with its visualization.

Текст научной работы на тему «Становление визуального ряда иллюстративных материалов в учебниках по географии периода Российской империи»

известия вгпу

Список литературы

1. Aitken K. Techniques for assessing listening comprehension in second languages // Audiovisual Language Journal. 1979. No 17 (3). P. 175-181.

2. Brodkey D. Dictation as a measure of mutual intelligibility // Language Learning. 1972. № 22 (2). P. 203-220.

3. Davis P., Rinvolucri M. Dictation: New methods, new possibilities. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

4. Finocchiaro M. Teaching English as a second language. Rev. ed. New York: Harper & Row, 1969.

5. Fishman M. We all make the same mistakes: a comparative study of native and non-native errors in taking dictations // Research in language testing / J.W. Oller, Jr., K. Perkins (ed.). Rowley, MA: Newbur-ry House, 1980. P. 187-194.

6. Fouly K., Cziko G. Determining the Reliability, Validity and Scalability of the Graduated Dictation Test // Language Learning. 1985. Vol. 35. № 4. P. 555566.

7. Frodesen J. Grammar in writing // Teaching English as a second or foreign language / ed. M. Celce-Murcia. Boston: Heinle & Heinle Publishers, 1991.

8. Gradman H., Spolsky B. Reduced redundancy testing: A progress report // Testing language proficiency / Jones and Spolsky (eds.). 1975. P. 59-70.

9. Johansson S. Papers in contrastive linguistics and language testing. Lund: Lund University Press, 1975.

10. Lado R. Language Testing: The Construction and Use of Foreign Language Tests. London: Longmans, 1961.

11. Lado R. Language Teaching: A Scientific Approach. New-York: McGraw-Hill, 1964.

12. Natalicio D. Repetition and dictation as language testing techniques // Modern Language Journal. 1979. № 63. P. 165-176.

13. Oller J.W. Dictation as a Device for Testing Foreign Language Proficiency // English Language Teaching Journal. 1971. Vol. 25. P. 254-259.

14. Oller J.W., Streiff V. Dictation: a Test of Grammar Based Expectances // English Language Teaching Journal. 1975. Vol. 29. № 1. P. 25-36.

15. Oller J.W. Language Tests at School. A Pragmatic Approach. London: Longman, 1979.

16. Report of the Committee of Twelve of the Modern Language Association of America on Preparatory Requirements in French and German / Report of Committee on College Entrance Requirements. Chicago: National Education Association, 1899. P. 77-125.

17. Stansfield C. Dictation as a measure of Spanish language proficiency // International Review of Applied Linguistics. 1981. № 19(4). P. 346-351.

18. Templeton H. A new technique for measuring listening comprehension // English Language Teaching. 1977. № 31(4). P. 292-299.

19. Whiteson V., Seliger H. An integrative approach to the «noise test» // Audiovisual Language Journal. 1975. № 13(1). P. 17-18.

The history and prospects of the use of dictation in teaching foreign languages in the USA

The article examines the history of the use of dictation in teaching foreign languages in the United States and analyzes the studies on this subject. The author shows that the role of dictation as a test format in linguodidactics changed depending on the change of the dominant model of teaching a foreign language in a given period, and its popularity was cyclical. The conclusion is made about a possible new surge in interest in the dictation as an instrument of control.

Key words: linguodidactic testing, history of language testing, dictation, control methods.

(Статья поступила в редакцию 30.01.2019)

С.в. банников, о.д. Федотова, в.в. латун

(ростов-на-дону)

становление визуального ряда иллюстративных материалов в учебниках по географии периода российской империи

Рассматривается эволюция использования иллюстративных материалов в учебниках по географии периода Российской империи. Особое внимание уделяется вариативности изображений в составе визуального ряда, значению изображений, а также соответствию текстовой и иллюстративной составляющих учебной книги. Учебник по географии рассматривается как комплексное издание, предназначенное для рассмотрения тематического содержания наряду с его визуализацией.

Ключевые слова: география, учебник, иллюстративные материалы, визуальный ряд, изображение.

География как наука зародилась еще в Древней Греции, но объектом изучения в школе она стала лишь в XVII в. Планомерное преподавание географии на уровне школьного об-

О Банников С.В., Федотова О.Д., Латун В.В., 2019

разования, т. е. вхождение ее в учебное расписание, пришло в Россию из Зарубежной Европы только в XVIII в. Специфической чертой обучения детей в указанный период было доминирование религиозной направленности данного процесса, в то время как основные положения географической науки зачастую противоречили этому взгляду на мироздание.

Толчком к развитию географического образования в россии стало открытие в начале XVIII в. светских школ, основной задачей которых была подготовка грамотных специалистов для бурно развивающейся промышленности, для организации и проведения научных исследований в различных частях страны. Образование стало носить профильную направленность, т. к. обществу требовались профессионалы в узких областях знаний. Можно говорить, что на данном этапе зародилось деление школьных дисциплин на области научных знаний: математическую, естественнонаучную и т. д. Инициатором изменений в школьном образовании можно считать Петра I, который сам активно изучал различные науки, в том числе и географию.

Ключевым событием в географическом образовании можно считать открытие в 1701 г. Школы математических и навигацких наук, в которой осуществлялось трехгодичное обучение (1-2-е классы - математике, 3-й класс - навигации). В эти годы также были открыты артиллерийская, инженерная, адмиралтейская школы. во всех перечисленных учреждениях география была частью профильной системы обучения.

Первая сложность преподавания географии в названных выше учебных заведениях заключалась в том, что изучение предмета не имело единой концепции, а было узконаправленным. так, в Школе математических и на-вигацких наук акцент делался на землеописание в рамках преподавания математической географии. Школьники проводили расчеты параметров, определяющих размеры и взаимное расположение географических объектов, а также специфики движения небесных тел.

ко второй сложности обучения можно отнести отсутствие отечественных учебников по предмету. Их заменяли переводные издания «География, или Краткое земного круга описание» и «География генеральная» (Голландия), «Земноводного круга краткое описание» (Германия). Данные учебные книги, с одной стороны, содержали ошибки и неточности в темах, относящихся к территории россии, а с

'кие науки -

другой - не соответствовали возрастным особенностям школьников.

К первым книгам по географии, нашедшим применение в обучении детей, можно отнести «общее географическое описание всея сибири», «введение к историческому и географическому описанию великороссийской империи» В.Н. Татищева и «Атлас Российский» И.К. Кириллова, которые вышли в свет в середине XVIII в.

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась принятием Устава народных училищ в Российской империи, который ввел двухуровневую систему образования в рамках народных училищ: малых (двухлетний период обучения) и главных (пятилетний). География, наряду с физикой и историей, преподавалась в главных народных училищах: в 3-м классе изучали географию Европы, а в 4-м - географию России и всеобщую географию. Данный устав важен еще и с позиции возникновения методических рекомендаций к процессу обучения и требований к составлению учебников.

Примером нового (по сути и содержанию) учебного издания можно считать «Географическое и методическое описание Российской империи» Х.А. Чеботарева, изданное в 1776 г. Именно данная книга послужила основой для написания методических рекомендаций и требований к учебникам в рассматриваемом уставе. С точки зрения современного учебника по географии издание Х.А. Чеботарева не вполне является учебной книгой, т. к. в ней отсутствуют иллюстративный ряд и географические карты. Для полноценного преподавания необходимы были дополнительные пособия, содержащие данные компоненты.

На рубеже XVШ-XIX вв. выходит целый ряд учебных изданий: «Статистическое описание Российской империи с обозрением Европы в статистическом виде», «Российская статистика», «Краткое землеописание Российского государства», «новейшее землеописание Российской империи», «Землеописание Российской империи для всех состояний» [6], «Курс всеобщей географии», «Всеобщая география», «География Российской империи» Е.ф. Зябловского [7]. Эти произведения показательны с точки зрения эволюции содержания географического издания. В них уже содержалась тематическая информация о России, основанная на достоверных источниках. В книгах были представлены описания природы, населения и хозяйства страны в виде тематических блоков. но наряду с явным улучшением содержания, учебные издания по-

прежнему содержали только текстовый компонент, а иллюстративный ряд, в том числе картографический, отсутствовал.

Вторым важным изданием рассматриваемого периода были учебники К.И. Арсеньева и И.И. Завалишина. Последний написал специальный учебник для кадетов морского корпуса - аналог профильного издания, а часть материала представил в стихотворной форме, что говорит об учете возрастной специфики обучающихся. отличительной чертой учебника К.И. Арсеньева [1] было наличие географической дифференциации России, являющейся прототипом современного экономического или социально-экономического районирования.

Начало XIX в. ознаменовалось всплеском географического книгопечатания, основанного на закреплении с 1804 г. географии как обязательной школьной дисциплины и увеличении срока ее изучения с двух лет до пяти. Важность изучения географии отмечал еще Н.В. Гоголь. Он говорил, что «весьма полезны для детей карты, изображающие расселение просвещения по земному шару <...> Но как у нас нет таких карт, то преподавателю небольшого труда стоит сделать оные самому <...> Нужно только смотреть на карту - вот одно средство узнать ее» [4, с. 103104]. Приведенные слова Н.В. Гоголя демонстрируют особенности компоновки учебников по географии того времени (первой четверти XIX в.), отсутствие в них иллюстративного материала, что приводило к сухости процесса преподавания и необходимости учителю самостоятельно подбирать и изготавливать наглядные пособия, в том числе на уровне иллюстраций и географических карт.

Первым шагом к использованию дидактических иллюстраций в учебниках по географии можно считать книги Н.И. Греча «Всеобщая география» [5] и Н.И. Соколовского «География» [13], вышедшие в середине XIX в. Они являются «прорывными» в плане использования дидактических иллюстраций. Здесь впервые появились статистические таблицы.

Важным шагом в школьном книгопечатании является книга Ф.Д. Студитского «Всеобщая география для детей» [14], изданная в 1846 г. В ней представлены черно-белые иллюстрации, а изложение тематического материала ведется от первого лица. Хотя в издании не было ссылок на рисунки, они уже в полной мере иллюстрировали текст, дающий описание рассматриваемых территорий. Рисунки

представляли собой гравюры, размещенные на отдельном листе.

В 1853 г. выходят «Начальные основы географии» С.И. Барановского [2]. В составе издания присутствуют не только рисунки, но и чертежи, которые на тот момент были инновационным видом дидактических иллюстраций. это позволило придать большую наглядность тематическому материалу.

В середине XIX в. наблюдается спад интереса к преподаванию географии, вылившийся в уменьшение количества учебных часов. Многие представители педагогической науки негативно отнеслись к такой практике. В частности, К.Д. Ушинский в своей статье «Детский мир и хрестоматия» [15] показывает значение не только географии как таковой, но и «роди-новедческой» ее составляющей в частности. Третий отдел «Детского мира.» под названием «Первое знакомство с Родиной» полностью посвящен России. К.Д. Ушинский своими работами стимулировал школьников и педагогов к большей активности при использовании карт и иллюстраций.

В этот период появляются учебники А.Г. Ободовского «Математическая география» [10], где впервые используется ссылка на дидактическую иллюстрацию, что значительно облегчает работу с ней, а также «Краткая всеобщая география» [8] и «Краткая география Российской империи» [9]. Автор расширил спектр визуального ряда, использовав не только ставшие уже привычными рисунки, чертежи и таблицы, но и их совместные изображения.

Тем не менее все учебники географии того периода имели один большой недостаток, связанный с отсутствием комплексного использования текстовой и иллюстративной составляющих издания.

Совершенствование учебников по географии шло по направлению отбора содержания, проявлявшегося в систематизации учебного материала, использовании более четких формулировок, в переносе логических и содержательных акцентов на изучении территории России. Другими словами, текстовая составляющая учебника динамично развивалась, в то время как иллюстративной составляющей не придавалось какого-либо значения, что приводило к необходимости поиска дополнительных визуальных источников информации учителем. Значительный вклад в развитие иллюстративного ряда внес Д.Д. Семенов, который в «Уроках географии» [12] использовал гео-

графические карты. Помимо этого, его рисунки стали иметь большую генерализацию.

В конце XIX в. выделяется учебник Н.И. Зуева «География Российской империи». Его отличительной чертой является не просто наличие рисунков, таблиц и географических карт, но и их количество, а также использование высокой степени детализации при изображении описываемых объектов. Общее число дидактических иллюстраций в данном издании составляет 337 изображения, что сопоставимо с современными учебниками.

Последние двадцать лет XIX в. ознаменовались выходом в свет учебников Ф.Ф. Пу-цыковича, H.A. Запанкова [11] и И.В. Янчи-на [16]. И.В. Янчин в своем «Кратком учебнике географии» впервые ввел нумерацию параграфов, что значительно облегчило навигацию при его использовании.

Самым популярным во второй половине XIX - начале XX в. был учебник П.Н. Бело-хи. Так, «Учебник географии Российской империи» [3] к 1917 г. выдержал более 50 переизданий. Первые варианты книги «грешили» свойственными для того периода недостатками: доминированием текстовой составляющей, ограниченным количеством дидактических иллюстраций и т. д. но к началу XX в. учебник приобрел логически законченный, совершенный для того периода вид. В итоге он имел в своем составе 124 фотографии, 59 таблиц, 36 карт, 4 рисунка. Таким образом, плотность дидактических иллюстраций в данном учебнике составила 1,1 иллюстрации на страницу. Он стал «прорывным» по нескольким причинам. Во-первых, из-за высокой плотности дидактических иллюстраций, во-вторых, из-за их вариативности, в-третьих, из-за наличия фотографий.

Итак, для учебников географии периода Российской империи были характерны:

• доминирование текстовой составляющей тематического материала при низкой плотности иллюстративных материалов;

• соответствие вариативности иллюстративных материалов техническим возможностям книгопечатания;

• постепенное увеличение общего количества дидактических иллюстраций;

• реализация информационной функции дидактических иллюстраций;

• отсутствие вовлеченности дидактических иллюстраций в систему самостоятельного приобретения знаний и навыков выполнения учебных действий.

кие науки -

Список литературы

1. Арсеньев К.И. Начертание статистики Рос-сийскаго государства // Труды ученых, или Литература российской статистики. Спб.: Тип. Император-скаго Воспитательнаго дома, 1818-1819. Ч. 1.

2. Барановский С.И. Начальные основания географии. Спб., 1853.

3. Белоха П.Н. Учебник географии Российской империи / вновь пересм. с 18 карт. в тексте и с прил. повторительной таблицы-конспекта; перераб. А. Соколов, препод. в Имп. Историко-филол. инте. 50-е изд. М.: Кн. маг. В.В. Думнова, п/ф Насл. бр. Салаевых, 1917.

4. Гоголь Н.В. Мысли о географии // Его же. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 8: Статьи / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 98-106.

5. Греч Н.И. Учебная всеобщая география, изданная Николаем Гречем. Ч. 1: Всеобщая география. СПб., 1844.

6. Зябловский Е.ф. Землеописание Российской империи для всех состояний. Спб.: Тип. В. Пла-вильщикова, 1810. Ч. 3.

7. Зябловский Е.Ф. Новейшая география Российской империи. М.: Университ. тип., 1814. Ч. 1.

8. Ободовский А.Г. Краткая всеобщая география. 14-е изд., пересмотр. Спб.: Кн. магазин И.И. Глазунова, 1875.

9. Ободовский А.Г. Краткая география Российской Империи. Спб.: Тип. И. Глазунова и К°, 1844.

10. Ободовский А.Г. Математическая география. 3-е изд. Спб.: Тип. И. Глазунова и К°, 1843.

11. Пуцыкович Ф.Ф. География для народных и других элементарных училищ: с 27 планами и географическими картами, 43 типами народов и 29 другими различными рисунками / перераб. [и авт. пре-дисл.] Н.А. Запанков. 31-е изд. Петроград: издание П. Луковникова, 1915.

12. Семенов Д.Д. Уроки географии. Год первый. Приготовительный курс: одобрено... для употребления в виде руководства в гражданских и военных гимназиях. 9-е изд. пересмотр. и испр. Спб.: Тип. И.И. Глазунова, 1870.

13. Соколовский Н.И. География. 5-е изд. Спб.: Тип. воен.-учеб. заведений, 1846-1848.

14. Студитский Ф.Д. Всеобщая география для детей. 2-е изд., испр. и доп. Спб.: Тип. Торгового дома С. Струговщикова, Г. Похитонова, Н. Водо-ва и К°, 1859.

15. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия: кн. для классического чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы (назначается для детей от 8 до 12 лет). Спб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1861.

16. Янчин И. Краткий учебник географии. Курс 2. М., 1886 [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01005000000/rsl01005370000/rs l01005370822/rsl01005370822.pdf (дата обращения: 27.02.2019).

* * *

1. Arsen'ev K.I. Nachertanie statistiki Rossijska-go gosudarstva // Trudy uchenyh, ili Literatura rossij-skoj statistiki. Spb.: Tip. Imperatorskago Vospita-tel'nago doma, 1818-1819. Ch. 1.

2. Baranovskij S.I. Nachal'nye osnovaniya geo-grafii. Spb., 1853.

3. Beloha P.N. Uchebnik geografii Rossijskoj imperii / vnov' peresm. s 18 kart. v tekste i s pril. po-vtoritel'noj tablicy-konspekta; pererab. A. Sokolov, prepod. v Imp. Istoriko-filol. in-te. 50-e izd. M.: Kn. mag. V.V. Dumnova, p/f Nasl. br. Salaevyh, 1917.

4. Gogol' N.V. Mysli o geografii // Ego zhe. Polnoe sobranie sochinenij: v 14 t. T. 8: Stat'i / AN SSSR. In-t rus. lit. (Pushkin. Dom). M.: Izd-vo AN SSSR, 1952. S. 98-106.

5. Grech N.I. Uchebnaya vseobshhaya geografiya, izdannaya Nikolaem Grechem. Ch. 1: Vseobshhaya geografiya. SPb., 1844.

6. Zyablovskij E.F. Zemleopisanie Rossijskoj imperii dlya vseh sostoyanij. Spb.: Tip. V. Plavil'-shhikova, 1810. Ch. 3.

7. Zyablovskij E.F. Novejshaya geografiya Rossijskoj imperii. M.: Universit. tip., 1814. Ch. 1.

8. Obodovskij A.G. Kratkaya vseobshhaya geografiya. 14-e izd., peresmotr. Spb.: Kn. magazin I.I. Gla-zunova, 1875.

9. Obodovskij A.G. Kratkaya geografiya Rossijskoj Imperii. Spb.: Tip. I. Glazunova i K°, 1844.

10. Obodovskij A.G. Matematicheskaya geografiya. 3-e izd. Spb.: Tip. I. Glazunova i K°, 1843.

11. Pucykovich F.F. Geografiya dlya narodnyh i drugih elementarnyh uchilishh: s 27 planami i geo-graficheskimi kartami, 43 tipami narodov i 29 drugimi razlichnymi risunkami / pererab. [i avt. predisl.] N.A. Zapankov. 31-e izd. Petrograd: izdanie P. Lu-kovnikova, 1915.

12. Semenov D.D. Uroki geografii. God pervyj, Prigotovitel'nyj kurs: odobreno... dlya upotrebleniya v vide rukovodstva v grazhdanskih i voennyh gim-

naziyah. 9-e izd. peresmotr. i ispr. Spb.: Tip. I.I. Glazunova, 1870.

13. Sokolovskij N.I. Geografiya. 5-e izd. Spb.: Tip. voen.-ucheb. zavedenij, 1846-1848.

14. Studitskij F.D. Vseobshhaya geografiya dlya detej. 2-e izd., ispr. i dop. Spb.: Tip. Torgovogo doma S. Strugovshhikova, G. Pohitonova, N. Vodova i K°, 1859.

15. Ushinskij K.D. Detskij mir i hrestomatiya: kn. dlya klassicheskogo chteniya, prisposoblennaya k postepennym umstvennym uprazhneniyam i na-glyadnomu znakomstvu s predmetami prirody (na-znachaetsya dlya detej ot 8 do 12 let). Spb.: Tip. t-va «Obshhestvennaya pol'za», 1861.

16. Yanchin I. Kratkij uchebnik geografii. Kurs 2. M., 1886 [Elektronny'j resurs]. URL: http://dlib.rsl. ru/rsl01005000000/rsl01005370000/rsl01005370822/ rsl01005370822.pdf (data obrashheniya: 27.02.2019).

Formation of a visual series of illustrative materials in textbooks on geography of the period of the Russian Empire

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses the evolution of the use of didactic illustrations in textbooks on the geography of the period of the Russian Empire. Special attention is paid to the variability of images in the composition of the visual series, the meaning of the images, as well as the correspondence of the textual and illustrative part of the educational book. A textbook on geography is considered as a comprehensive publication designed to review the thematic content along with its visualization.

Key words: geography, textbook, illustrative materials, visual sequence, image.

(Статья поступила в редакцию 05.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.