Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) УНИВЕРСИТЕТА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) УНИВЕРСИТЕТА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / юридическое образование / повышение квалификации прокурорско-следственных работников / ведомственное образовательное учреждение / Prosecutor’s Office / legal education / professional development of procuratorial and investigative staff / departmental educational institution

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексей Валерьевич Ерёмин, Наталья Михайловна Иванова

В статье рассматривается становление ведомственного образования в органах прокуратуры на примере Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации. Прослеживаются особенности организации и деятельности образовательного учреждения в контексте истории страны и прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCE OF DEPARTMENTAL EDUCATION IN THE PROSECUTOR’S OFFICE: SAINT-PETERSBURG LAW INSTITUTE (BRANCH) OF THE UNIVERSITY OF PROSECUTOR’S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the development of departmental education within the procurator’s office by the example Saint-Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor’s office of the Russian Federation. The specifics of the organization and activity of an educational institution can be seen in the context of the history of the country and the Prosecutor’s Office.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) УНИВЕРСИТЕТА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КРИМИНАЛИСТЪ. 2022. № 3 (40). С. 155-161 • CRIMINALIST. 2022;3(40):155-161

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 34

СТАНОВЛЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) УНИВЕРСИТЕТА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алексей Валерьевич ЕРЁМИН1, Наталья Михайловна ИВАНОВА2

1 2 Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

1 lucullus@yandex.ru

2 i-natalii@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается становление ведомственного образования в органах прокуратуры на примере Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации. Прослеживаются особенности организации и деятельности образовательного учреждения в контексте истории страны и прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура, юридическое образование, повышение квалификации прокурор-ско-следственных работников, ведомственное образовательное учреждение

Для цитирования: Ерёмин А. В., Иванова Н. М. Становление ведомственного образования в органах прокуратуры: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации // Криминалистъ. 2022. № 3 (40). С. 155 — 161.

Original article

EMERGENCE OF DEPARTMENTAL EDUCATION IN THE PROSECUTOR'S OFFICE: SAINT-PETERSBURG LAW INSTITUTE (BRANCH) OF THE UNIVERSITY OF PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alexey V. EREMIN1, Natalia M. IVANOVA2

1 2 St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

1 lucullus@yandex.ru

2 i-natalii@yandex.ru

© Ерёмин А. В., Иванова Н. М., 2022

Abstract. The article discusses the development of departmental education within the procurator's office by the example Saint-Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation. The specifics of the organization and activity of an educational institution can be seen in the context of the history of the country and the Prosecutor's Office.

Keywords: Prosecutor's Office, legal education, professional development of procuratorial and investigative staff, departmental educational institution

For citation: Eremin A. V., Ivanova N. M. Emergence of departmental education in the prosecutor's office: Saint-Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation. Criminalist. 2022;3(40):155-161. (in Russ.).

Правильная организация деятельности органов государственного управления, в том числе прокуратуры, требует профессионально подготовленных специалистов. Кадровый вопрос ставит перед государством две задачи — это базовая подготовка специалистов и повышение профессиональной квалификации действующих работников, которые решаются посредством создания системы научных и образовательных учреждений. В связи с этим представляется необходимым остановиться на истории становления Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации (далее — Институт) как первого института в системе ведомственного (прокурорского) образования и долгое время остававшегося центральным.

Изучение истории данного образовательного учреждения не представляет сложности в научно-исследовательском плане, поскольку общая линия развития Института вполне ясна. Однако литература, посвященная истории учреждения, представлена преимущественно юбилейными изданиями [1, с. 11 — 98; 2, с. 50 — 230; 3, с. 50 — 218], которые научными изданиями не являются. На наш взгляд, в этих работах скрыты научный потенциал — последовательное изложение истории Института, от его учреждения до сегодняшнего дня, и идеологический — растущее внимание прокуратуры к своим историко-культурным традициям. Это, в свою очередь, требует обратить внимание на узловые моменты в истории Института — особенности его создания в контексте истории государства и прокуратуры.

Формально в форме института образовательное учреждение было создано в 1965 году, но эта дата представляет собой скорее окончание процесса становления Института, чем его начало, на что указывалось в юбилейных изданиях [1, с. 11; 2, с. 76, 81; 3, с. 76, 81]. Начальной точкой является 1947 год — постановление ЦК ВКП(б) от 12 апреля 1947 года «О мерах по укреплению руководящими кадрами органов прокуратуры». Согласно этому Постановлению, была поставлена задача заполнения вакансий подготовленными прокурорскими работниками; хотя эта работа проводилась для решения текущих потребностей, но определенные потребности на будущее, скорее всего, также имелись в виду. Во-первых, партийным органам в лице Управления кадров ЦК ВКП(б) совместно с обкомами, крайкомами ВКП(б) и ЦК компартий союзных республик, с участием Прокуратуры СССР в срок до 1 июня 1947 года предписывалось провести отбор 450 партийных и советских работников с высшим и средним образованием, обладающих политической подготовкой и опытом руководящей работы, для назначения на должности прокуроров городов и городских районов. Во-вторых, по совместному предложению Генерального прокурора СССР К. П. Горшенина и министра высшего образования СССР С. В. Каф-танова с 15 июля 1947 года должны были быть созданы одногодичные курсы при существующих высших учебных заведениях — юридических институтах, Московском — на 100 человек, Ленинградском — на 200 человек и Харьковском — на 150 человек, для подготовки специалистов, направляемых в органы прокуратуры.

Как бы ни был в этом плане важен 1947 год, необходимость изменения системы высшего юридического образования была осознана еще раньше. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 года «О расширении и улучшении юридического образования» констатировало недостатки в действующей системе юридического образования в стране — это нехватка специалистов, имеющих высшее юридическое образование, а иногда и низкий уровень их квалификации. Слабая подготовка была серьезной проблемой для средних юридических школ Министерства юстиции СССР, так как в них принимались лица, не имевшие среднего образования. Также в Постановлении отмечались сопутствующие и не менее важные проблемы — отсутствие учреждений по переподготовке действующих работников суда и прокуратуры, не имевших юридического образования, и научному изучению проблем в области юриспруденции.

Подобное состояние дел было характерно для СССР не только в послевоенные, но и в довоенные годы. В научной литературе отмечалось, что хотя в 1920—1930-е годы количество юристов и учебных заведений юридического профиля увеличилось, «удельный вес работников юстиции, имевших высшее и среднее юридическое образование, практически не изменился» в силу как проблем организации юридического образования, так и особенностей внутренней политики в стране [4, с. 88 — 89; 5, с. 107—108]. Согласно статистическим данным по РСФСР на 1929 год, высшее юридическое образование было у 11,5 %, а курсовая подготовка (среднее специальное) — у 6,2 % прокуроров, в 1933 году — 17,3 % и 27,2 % соответственно, в 1939 году во всем СССР насчитывалось 10 % прокуроров с высшим юридическим образованием [5, с. 44, 79, 109].

Несмотря на предпринимаемые ВКП(б) и советским правительством шаги по исправлению ситуации в сфере юридического образования и профессиональной подготовки работников прокуратуры, их было недостаточно. С началом Великой Отечественной войны ситуация усугубилась: разрушение

народного хозяйства и повышение уровня преступности, эвакуация некоторых образовательных учреждений и потери в населении, в том числе среди прокурор-ско-следственных работников, потребовали принятия неотложных мер.

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года явилось правовым актом, который заложил основу для кардинального изменения положения: Министерство юстиции и Министерство высшего образования СССР должны были повысить уровень подготовки юридических кадров в стране, в том числе в органах прокуратуры. Была поставлена задача в ближайшие 4 — 5 лет укомплектовать кадры прокуроров республик, краев и областей и их заместителей, руководящих и оперативных работников краевых, областных и республиканских прокуратур, районных прокуроров из лиц с высшим юридическим образованием или с юридической подготовкой и большим опытом практической работы в органах прокуратуры, юстиции и суда. Следует отметить, что, по сути, впервые в СССР на уровне ЦК ВКП(б) было сформулировано требование к профессиональной квалификации работников прокуратуры. Действующее Положение о прокуратуре СССР 1933 года не содержало требований к уровню профессиональной подготовки прокуроров и следователей1, показывая, какие качества руководство государства считало более важными — происхождение, партийная принадлежность и «революционная законность». В 1946 году подход не изменился, но дополнился образованием. Положение о прокурорском надзоре в СССР 1955 года закрепило обязательность высшего юридического образования и годичной стажировки для прокуроров и следователей; исключение из правила допускалось лишь с разрешения Генерального прокурора СССР2.

1 Положение о прокуратуре Союза ССР : утв. Постановлением ЦИК СССР № 84 и СНК СССР № 2621 от 17 декабря 1933 г. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

2 Положение о прокурорском надзоре в СССР : утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

ЦК ВКП(б) санкционировал централизацию всего высшего образования в ведении Министерства высшего образования СССР, потребовал открыть в 1947—1949 годах юридические факультеты в Ростовском, Томском, Харьковском, Одесском, Среднеазиатском и Белорусском государственных университетах; увеличить численность обучающихся на юридических факультетах университетов до 2 тыс. 500 человек и юридических институтов до 3 тыс. человек; увеличить прием в аспирантуру по юридическим наукам; разработать новое учебное и учебно-методическое обеспечение.

Отдельно Министерству юстиции было предложено организовать в 1947 году в Москве для переподготовки руководящих работников республиканских, краевых и областных органов прокуратуры Высшие курсы усовершенствования юристов с годичным сроком обучения и одновременно для повышения квалификации районных прокуроров и следователей — курсы переподготовки юристов с девятимесячным сроком обучения в городах Москва, Ленинград, Харьков, Ташкент, Минск, Свердловск и Баку. Этим была заложена основа системы повышения квалификации в органах прокуратуры.

Во исполнение Постановлений ЦК ВКП(б) 1946 и 1947 годов Приказом Генерального прокурора СССР от 22 июля 1947 года № 797 в Москве, Ленинграде и Харькове были организованы одногодичные юридические курсы подготовки городских прокуроров [2, с. 57]; Распоряжением Совета Министров СССР от 17 мая 1947 года № 5743-р в Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове, Минске, Ташкенте, Баку в составе Министерства юстиции СССР были созданы девятимесячные курсы по юридической переподготовке лиц, имеющих среднее образование [2, с. 56]1.

Распоряжением Исполкома Ленгорсовета от 5 августа 1947 года № 527 были организованы годичные юридические Курсы при

1 Хотя данные курсы сыграли свою роль, но поскольку они не были ориентированы только на работников прокуратуры, то в дальнейшем изложении учитываться не будут.

Прокуратуре СССР для подготовки прокурорских работников [2, с. 58]. Приказом Генерального прокурора СССР К. П. Горшени-на от 8 июля 1947 года № 668 директором Курсов была назначена опытный работник прокуратуры старший советник юстиции С. А. Мусина [6, с. 229 — 231]. Организация деятельности Курсов, подбор профессорско-преподавательского состава, составление учебных программ для слушателей, приобретение учебных пособий, отбор оперативных работников, направляемых на Курсы, находились в центре внимания руководства Прокуратуры СССР. Штатная численность административно-управленческого персонала Курсов составила 20 человек.

Все нуждающиеся слушатели были обеспечены общежитием, которое располагалось на Литейном проспекте, дом 44.

Так как в стране ощущался недостаток высококвалифицированных преподавателей, было принято решение учебный процесс организовать на базе юридического факультета Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. Учебные занятия проходили в помещениях исторического факультета Университета. Руководил учебным процессом заместитель декана юридического факультета Университета, заместитель директора Курсов по учебной части В. А. Иванов.

Учебный процесс начался 1 августа 1947 года. Планировалось, что на Курсы будет направлено 200 слушателей, но, согласно приказу директора Курсов, зачислен и приступил к занятиям 61 слушатель2; позже численность слушателей была приведена к нормативной. Специфику подготовки слушателей, по-видимому, обусловило то, что Курсы были ориентированы не на повышение квалификации, а на базовую юридическую подготовку: учебным планом было предусмотрено изучение как теоретических (основы марксизма-ленинизма, введение в теорию государства и права), так и отраслевых дисциплин (государственное право,

2 Архив Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

административное право, общий надзор, судоустройство, земельное право, колхозное право, трудовое право, основы бухгалтерского учета, уголовное право, гражданское право). Занятия проводили высококлассные преподаватели юридического факультета Ленинградского государственного университета профессора М. Д. Шаргородский, Л. И. Дембо, Л. И. Паволоцкий, Д. И. Давидович, доценты С. И. Русинова, С. М. Рави-на, Н. В. Рабинович. К учебному процессу привлекались опытные работники Ленинградской областной прокуратуры — прокурор области А. Н. Фалин, начальник следственного отдела Д. И. Бродский. В целях наилучшей организации учебного процесса на Курсах в октябре 1947 года был создан педагогический совет во главе с директором Курсов С. А. Мусиной.

После окончания Курсов в 1948 году 192 слушателя были распределены по прокуратурам городов; 8 слушателей были отчислены1. Новый поток слушателей на 1948/49 учебный год не набирался.

В 1949 году последовал новый шаг в деле переподготовки прокурорско-следственных работников. В этот раз фокус внимания был смещен с городских прокуроров, вопрос с подготовкой которых, по-видимому, уже не был столь острым, на следователей. Распоряжением Совета Министров СССР от 11 февраля 1949 года № 1680-р было решено организовать в Москве, Ленинграде и Харькове постоянные годичные курсы по переподготовке следователей, а также двухгодичную школу по подготовке следователей [2, с. 65]. Во исполнение Приказа Генерального прокурора СССР от 15 февраля 1949 года № 34 на базе Курсов подготовки городских прокуроров были созданы Курсы переподготовки следователей с годичным сроком обучения и двухгодичная Следственная школа2.

Приказом Генерального прокурора СССР от 5 мая 1949 года № 571 директором следственной школы была назначена С. А. Мусина.

1 Там же.

2 Там же.

3 Там же.

С. А. Мусина смогла нацелить учебный процесс на связь с практикой, организовать вечера обмена опытом следственной работы, работу кружков — фотодела, уголовного права и процесса, криминалистики4. Большое значение она придавала разработке учебных программ по изучаемым дисциплинам5, организации производственной практики, в ходе которой практиканты имели в своем производстве по 2—3 уголовных дела для расследования6. В отличие от Курсов, задачей Следственной школы стала переподготовка (повышение квалификации) следователей прокуратуры, т. е. ориентирование на специальные дисциплины, .

Кроме учебного процесса в Следственной школе много внимания уделялось культурно-массовой работе: устраивались лекции по международным вопросам, политинформации, культпоходы. Выпускались газета «Советский следователь», боевые листки в группах, развивалась художественная самодеятельность7. Кроме того, партийная организация Следственной школы 29 сентября 1952 года постановила практиковать проведение теоретических конференций8.

С. А. Мусина часто посещала лекции преподавателей по различным дисциплинам и, выступая на партийном собрании 9 сентября 1953 года, указала на ряд недостатков: «Лекторы читают лекции, пересыпанные цитатами, не считая нужным вникать в суть этих цитат, поэтому лекции получаются сухими». Советы руководителя были учтены, и в целом 1952/53 учебный год завершился успешно: средний балл на переводных экзаменах был 4,25, на государственных экзаменах — 4,229. Впрочем, успех в деятельности Следственной школы был очевиден в первом учебном году, из 349 оценок, полученных во время экзамена-

4 Центральный государственный архив исто-рико-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 24. Оп. 59. Д. 29. Л. 15.

5 Там же. Л. 65.

6 Там же. Ф. 24. Оп. 91. Д. 17. Л. 45.

7 Там же. Ф. 24. Оп. 59. Д. 29. Л. 13.

8 Там же. Ф. 24. Оп. 59. Д. 29. Л. 13.

9 Там же. Ф. 24. Оп. 91. Д. 17. Л. 63.

ционной сессии на первом курсе, 257 были «хорошо» и «отлично»1.

С. А. Мусина возглавила также Курсы переподготовки следователей с годичным сроком обучения, а в 1953 году в соответствии с Приказом Генерального прокурора СССР от 18 августа 1953 года № 804-л [2, с. 67] ее сменил известный криминалист П. И. Тарасов-Родионов [7, с. 106 — 110].

Помимо подготовки следователей правительство СССР по-прежнему принимало во внимание профессиональную подготовку прокуроров: в этот раз меры касались переподготовки районных прокуроров и их помощников. Согласно Распоряжению Совета Министров СССР от 8 августа 1952 года № 20231-р. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право организовать постоянные годичные курсы по переподготовке районных прокуроров и их помощников [2, с. 67]. Приказом Генерального прокурора СССР от 14 марта 1954 года № 322-л постоянные Курсы по переподготовке районных прокуроров и их помощников и постоянные Курсы по переподготовке старших следователей были объединены в постоянно действующие Курсы по переподготовке районных прокуроров и старших следователей [2, с. 68]. Возглавил Курсы П. И. Тарасов-Родионов, а его заместителем был назначен А. П. Филиппов.

В соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 31 июля 1954 года № 8323-р [2, с. 69] Приказом Генерального прокурора СССР от 5 ноября 1955 года № 115 [2, с. 71] Курсы по переподготовке районных прокуроров и старших следователей и Следственная школа были ликвидированы, а на их базе созданы Курсы усовершенствования следователей с шестимесячным сроком обучения. Отметим, что в тексте этого Приказа содержится неточность, влияющая на понимание истории Института, но не получившая разъяснения в литературе: в Приказе упоминаются Курсы переподготовки старших следователей, хотя еще в 1954 году, как указывалось выше, они были объединены с аналогичными курсами для районных прокуроров.

1 Там же. Л. 25.

Приказом Генерального прокурора СССР от 19 декабря 1955 года № 880-л директором Курсов была назначена С. А. Мусина2. В 1957 году Курсы усовершенствования следователей с шестимесячным сроком обучения реорганизованы в Курсы переподготовки следователей прокуратуры. В 1958 году директором Курсов был назначен А. П. Филиппов.

Опыт деятельности этих Курсов и структурные изменения в системе правоохранительных органов страны потребовали создания учебного учреждения более высокого уровня — института. Предложение руководства Курсов, поддержанное преподавательским коллективом, получило поддержку в правительстве. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 года «О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка»3 существовавшие Курсы были преобразованы в 1966 году в Институт усовершенствования следственных работников органов прокуратуры и охраны общественного порядка при Прокуратуре СССР.

Период с 1947 по 1966 год в истории Института — это этап его становления. Основные события этого времени показывают тесную взаимосвязь истории нашей страны, прокуратуры и системы высшего образования, а также особенности этого процесса — четкое осознание руководством страны неудовлетворительного состояния профессиональной подготовки прокуроров и следователей и планомерный поиск решения — через улучшение системы высшего образования в целом, через подготовку/ переподготовку прокуроров различного уровня и переподготовку следователей. Закономерным итогом стало решение практической проблемы квалифицированных кадров и создание нового типа образовательного учреждения — института повышения квалификации, основы для ведомственного образования.

2 Архив Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

3 Там же.

Список источников

1. Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации / под общ. ред. Н. П. Дудина. Санкт-Петербург : С.-Петерб. юрид. ин-т (фил.) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011. 264 с.

2. Литейный, 44. Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации. История и современность / под общ. ред. Г. В. Штадлера. Санкт-Петербург : С.-Петерб. юрид. ин-т (фил.) Ун-та прокуратуры Российской Федерации, 2017. 232 с.

3. Литейный, 44. Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации. История и современность / под общ. ред. А. П. Спиридонова. Санкт-Петербург : С.-Петерб. юрид. ин-т (фил.) Ун-та прокуратуры Российской Федерации, 2021. 218 с.

4. Олейник И. И., Олейник О. Ю. Становление системы подготовки юридических кадров в советской России // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2005. Вып. 2. С. 81-91.

5. Кожевников М. В. Пути развития советской прокуратуры // Ученые записки. Труды юридического факультета. Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1950. Вып.147, кн. 5. С. 17 — 145.

6. Райков Г. П. Прокуратура России из века в век: от Санкт-Петербургской губернии до наших дней, 1722 — 2012 / под общ. ред. Г. В. Штадлера. Санкт-Петербург : Алаборг, 2012. 288 с. ISBN 978-586983-188-0.

7. Багаутдинов Ф. Н. П. И. Тарасов-Родионов: следователь, криминалист, ученый // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2017. № 3 (59). С. 106 — 110.

Информация об авторах

А. В. Ерёмин - кандидат исторических наук;

Н. М. Иванова - кандидат исторических наук, доцент.

Information about the authors

A. V. Eremin - Candidate of Science (History);

N. M. Ivanova - Candidate of Science (History), Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.