Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В КОНЦЕ 1940-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В КОНЦЕ 1940-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
448
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ПРОКУРАТУРА / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / SOVIET PROSECUTOR'S OFFICE / PERSONNEL POLICY / ORGANIZED CRIME / LEGAL EDUCATION / PERSONNEL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сивцев Нюргун Иванович

Значительный интерес представляет организация работы с кадрами советской прокуратуры в послевоенный период нашей истории. Актуальность проблемы связана с тем, что в настоящее время происходит формирование российской постсоветской прокуратуры. Развал крупнейшего в мире государства не мог сказаться на уровне законности. Несмотря на некоторое снижение преступности по сравнению с 90-ми годами, проблема преступности и коррупции остается актуальной в современном российском обществе. Остановить преступность можно лишь системной работой по укреплению законности, а организацией, координирующей работу правоохранительных органов страны, является российская прокуратура. Поэтому важнейшая государственная задача - комплектование прокуратуры профессиональными и порядочными кадрами. Необходимо уделить внимание важному направлению работы, как работа с кадрами прокуратуры в конце 1940-х годов. Ведь формирование советской прокуратуры было прервано начавшейся войной на долгих четыре года. Многие работники прокуратуры не имели юридического образования и испытывали трудности в работе. После войны в СССР свирепствовала организованная преступность. В таких условиях советская прокуратура нуждалась в квалифицированных кадрах. В конце 1940-х годов в СССР была создана система подготовки и воспитания кадров для прокуратуры, основанная на советской идеологии. Была подготовлена плеяда квалифицированных специалистов, которые стояли на страже социалистической законности. В настоящей статье использован метод исторического анализа архивных документов и ведомственных приказов прокуратуры конца 1940-х годов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FOR SOVIET PROSECUTORS IN THE LATE 40S OF THE TWENTIETH CENTURY: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Of considerable interest is the organization of work with the personnel of the Soviet prosecutor’s office in the post-war period of our history. The urgency of the problem is due to the fact that the formation of the Russian post-Soviet prosecutor’s office is currently taking place. The collapse of the world’s largest state could not affect the level of legality. Despite a slight decrease in crime compared to the 1990s, the problem of crime and corruption remains relevant in modern Russian society. Crime can be stopped only by systematic work to strengthen the rule of law, and the Russian prosecutor’s office is the organization coordinating the work of the country’s law enforcement agencies. Therefore, the most important state task is to recruit prosecutors with professional and decent staff. It is necessary to pay attention to an important area of work, such as work with the staff of the prosecutor’s office in the late 40s. After all, the formation of the Soviet prosecutor’s office was interrupted by the outbreak of war for a long four years. Many prosecutors did not have a law degree and had difficulty in working. After the war, organized crime raged in the USSR. In such conditions, the Soviet prosecutor’s office needed qualified personnel. In the late 1940s of the USSR, a system of training and education for the prosecutor’s office was created, based on Soviet ideology. A galaxy of qualified specialists was prepared who stood guard over socialist legality. This article uses the method of historical analysis of archival documents and departmental orders of the prosecutor’s office of the late 1940s.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В КОНЦЕ 1940-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

СИВЦЕВ Нюргун Иванович,

аспирант Московского гуманитарного университета

e-mail: sivtsev1982@yandex.ru SPIN-код: 8975-1707, AuthorID: 32684292

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В КОНЦЕ 1940-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. Значительный интерес представляет организация работы с кадрами советской прокуратуры в послевоенный период нашей истории. Актуальность проблемы связана с тем, что в настоящее время происходит формирование российской постсоветской прокуратуры. Развал крупнейшего в мире государства не мог сказаться на уровне законности. Несмотря на некоторое снижение преступности по сравнению с 90-ми годами, проблема преступности и коррупции остается актуальной в современном российском обществе. Остановить преступность можно лишь системной работой по укреплению законности, а организацией, координирующей работу правоохранительных органов страны, является российская прокуратура. Поэтому важнейшая государственная задача - комплектование прокуратуры профессиональными и порядочными кадрами. Необходимо уделить внимание важному направлению работы, как работа с кадрами прокуратуры в конце 1940-х годов. Ведь формирование советской прокуратуры было прервано начавшейся войной на долгих четыре года. Многие работники прокуратуры не имели юридического образования и испытывали трудности в работе. После войны в СССР свирепствовала организованная преступность. В таких условиях советская прокуратура нуждалась в квалифицированных кадрах. В конце 1940-х годов в СССР была создана система подготовки и воспитания кадров для прокуратуры, основанная на советской идеологии. Была подготовлена плеяда квалифицированных специалистов, которые стояли на страже социалистической законности. В настоящей статье использован метод исторического анализа архивных документов и ведомственных приказов прокуратуры конца 1940-х годов.

Ключевые слова: советская прокуратура, организованная преступность, кадровая политика, юридическое образование, система подготовки кадров.

SIVTSEV Nyurgun Ivanovich,

post-graduate student of Moscow University for the Humanities

TRAINING FOR SOVIET PROSECUTORS IN THE LATE 40S OF THE TWENTIETH CENTURY: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Annotation. Of considerable interest is the organization of work with the personnel of the Soviet prosecutor's office in the post-war period of our history. The urgency of the problem is due to the fact that the formation of the Russian post-Soviet prosecutor's office is currently taking place. The collapse of the world's largest state could not affect the level of legality. Despite a slight decrease in crime compared to the 1990s, the problem of crime and corruption remains relevant in modern Russian society. Crime can be stopped only by systematic work to strengthen the rule of law, and the Russian prosecutor's office is the organization coordinating the work of the country's law enforcement agencies. Therefore, the most important state task is to recruit prosecutors with professional and decent staff. It is necessary to pay attention to an important area of work, such as work with the staff of the prosecutor's office in the late 40s. After all, the formation of the Soviet prosecutor's office was interrupted by the outbreak of war for a long four years. Many prosecutors did not have a law degree and had difficulty in working. After the war, organized crime raged in the USSR. In such conditions, the Soviet prosecutor's office needed qualified personnel. In the late 1940s of the USSR, a system of training and education for the prosecutor's office was created, based on Soviet ideology. A galaxy of qualified specialists was prepared who stood guard over socialist legality. This article uses the method of historical analysis of archival documents and departmental orders of the prosecutor's office of the late 1940s.

Key words: Soviet prosecutor's office, personnel policy, organized crime, legal education, personnel training system.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

УДК 342.5 ББК 67.3

Проблема подготовки кадров для прокуратуры актуальна в настоящее время в связи со стремительно меняющимся обществом, государственным строем, законодательством. Генеральной прокуратурой РФ признаются недостатки в кадровой работе. В приказе Генерального прокурора РФ от 20.02.2013 г. № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры РФ» отмечено: «Представляемые кандидаты на должности прокуроров городов и районов не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. Ошибки при оценке личных и деловых качеств работников, отсутствие необходимой помощи в период становления в должности, во многом являются причиной их увольнения или перевода на нижестоящие должности спустя непродолжительное время после назначения. Растет и число увольнений молодых специалистов со стажем работы до трех лет» [5, с. 1].

Проблема исследовалась такими учеными, как В.А. Буков, И.И. Олейник, О.Ю. Олейник, А.Ф. Смирнов, А.В. Сухинин, А.С. Смыкалин, П. Соломон, А.Ф. Шебанов и др.

Следуя поговорке, что «новое - хорошо забытое старое», полагаем необходимым обратиться к периоду истории страны, когда перед государством стояли схожие задачи - комплектование прокуратуры качественными кадрами и борьба с высоким уровнем преступности. Новизну статье придает использование материалов Государственного архива РФ, которые прежде не публиковались.

По мнению исследователей, советское право сформировалось к середине 1930-х годов ХХ в. [4, с. 1]. В связи с Великой Отечественной войной кадровая работа с юристами, юридическое образование в начале 1940-х годов не получили должного развития.

В результате, острой проблемой послевоенных лет в СССР стал высокий уровень преступности. В 1946 г. было выявлено более 36 тыс. вооруженных ограблений и свыше 12 тыс. случаев социального бандитизма [8, с. 1], возникла необходимость направить лучшие силы на борьбу с преступностью.

А.В. Сухинин отмечал уникальность прокуратуры тем, что ей присущи все виды государственной службы: государственно-гражданская, военная, правоохранительная. С учетом этого, был необходим особенно тщательный подход к подбору и расстановке кадров [10, с. 1].

Руководители прокуратуры начали систематическую работу в соответствии со сталинским лозунгом «Кадры решают всё!» с начальниками кадровых подразделений нижестоящих прокуратур, например, практиковались такие формы

работы, как учебно-методические кустовые совещания, протоколы которых сохранились в Государственном архиве.

Заместитель прокурора РСФСР Андреевский на учебно-методическом кустовом совещании начальников отделов кадров, проводившемся в г. Ленинграде в декабре 1948 г., заявлял: «Товарищ Сталин учит подбирать и расставлять кадры по политическому признаку, т.е. заслуживает ли данный работник политического доверия, и по деловому признаку, т.е. пригоден ли он для данной конкретной работы. Изучая работника, нужно тщательно учитывать положительные и отрицательные качества его, уметь правильно и вовремя определить, где его лучше использовать, где лучше всего могут развернуться его способности» [1, с. 1 - 23].

Изучение прокурорско-следственных кадров проводилось путем: а) анализа материалов комплексных ревизий и целевых проверок работы; б) стажирования работников; в) личных бесед с работником и личных наблюдений за его работой; г) анализа дел и документов, исходящих от работника; д) ознакомления с другими документами, характеризующими работника.

По итогам мероприятий, как комплексная ревизия, целевая проверка, стажировка, составлялись справки-характеристики на проверяемых работников. В ходе личных бесед с предварительным изучением личного дела работника, требовалось выяснить: «как данный товарищ работает над повышением своего идейно-политического и культурного уровня и над повышением своей деловой квалификации. Нельзя стесняться выяснить, насколько человек грамотен, насколько человек разбирается во внешнеполитической и внутриполитической жизни. Снижать требовательность в этом деле нельзя ни в коем случае» [1, с. 1 - 23]. По итогам беседы составлялась справка. Характеристики на прокурорских работников составлялись кадровой службой не реже раза в год.

Во время аттестации руководством делался вывод о качествах работника по результатам анализа характеризующих документов и собеседования.

Подбор и расстановка кадров производилась по политическому и деловому признаку, акцент делался на систематическом повышении идейно-политического и культурного уровня, деловой квалификации. Система изучения прокурор-ско-следственных кадров стимулировала у сотрудников потребность повышать квалификацию, учиться и совершенствоваться.

Значительное внимание уделялось резерву кадров и работе с ним. Как отметил в докладе на кустовом семинаре 11 декабря 1948 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

прокурор отдела кадров прокуратуры РСФСР Солонин, «изучение прокурорско-следственных кадров, знание их, дает возможность располагать широкий, хорошо изученным резервом, ибо образование резерва, предполагает в первую очередь хорошее знание людей. Там, где знают людей, не испытывают особых затруднений в прокурор-ско-следственных кадрах. На отсутствие проку-рорско-следственных кадров жалуются обычно те, кто по-настоящему не изучает работников» [1, с. 1 - 23]. Резерв кадров формировался из действующих сотрудников прокуратуры, проработавших не менее двух лет, для выдвижения на вышестоящие должности.

Сотрудник, включенный в резерв кадров, назначался на должность, «на одну ступень выше должности, занимаемой лицом, зачисляемым в резерв» [1, с. 1 - 23]. Например, следователь мог быть назначен на должность старшего следователя. На более высокие должности могли в качестве исключения претендовать сотрудники, обладающие большим практическим опытом работы и исключительными личными качествами.

Солонин указывал на следующие недостатки в работе с резервом: а) недостаточная реальность созданного резерва; б) недостаточная численность резерва; в) несоблюдение требований Наставления Генеральной прокуратуры СССР в части использования комплексных проверок работы как основного метода изучения кадров при организации резерва; г) невыполнение основных требований по организации и проведению стажирования лиц, зачисленных в резерв; д) игнорирование требований Наставления об образовательном уровне для зачисленных в резерв; е) недостаточная практика поручения, зачисленным в резерв выполнения отдельных заданий в соответствии с должностью, для выдвижения на которую они намечаются; и) отсутствие в личных делах на лиц, зачисленных в резерв, необходимой документации - заключения, утвержденного прокурором области, отзывов партийных и советских органов, справок о выполненных поручениях, материалов по прохождению стажирования [1, с. 1 - 23].

С учетом недостатков, Солонин предлагал областным, краевым прокурорам, прокурорам АССР в заключении о зачислении в резерв кадров указывать следующее: а) общую грамотность работника, его культурный уровень, его юридическую подготовку, знание действующего законодательства и умение применять его на практике; б) политическое образование, марксистско-ленинскую подготовку работника, его умение правильно ориентироваться в политической обстановке, участие в партийно-политической работе, работу над повышением своего идейно-политического уровня; в) умение работника обобщать матери-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

алы, подмечать и ставить в партийных и советских органах серьезные, принципиальные вопросы, имеющие государственное значение, вытекающие из его практической деятельности и направленные на улучшение работы прокуратуры, а также советских, хозяйственных и других организаций и учреждений; г) политические и деловые качества работников, твердость и принципиальность, знание порученного дела, опыт работы, умение организовать работу подчиненного ему аппарата, оперативность, инициатива и дисциплинированность в работе, авторитет у подчиненных работников и в поднадзорных учреждениях [1, с. 1 - 23].

В настоящее время резерв кадров в прокуратуре РФ формируется в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 11.07.2013 г. № 286, в соответствии с которым отбор кандидатов для зачисления в Резерв производится на основе изучения и оценки результатов профессиональной деятельности, личных и деловых качеств работников, в т.ч. с учетом рекомендаций аттестационной комиссии [6, с. 1].

Пункты «а» и «в» из доклада Солонина не утратили актуальности и могут быть учтены и в настоящее время, что в некоторой степени нашло отражение в приказе Генпрокуратуры от 9.07.2019 г. № 474, согласно которому одной из целей системы подготовки кадров является развитие у работников профессионально-психологических качеств для успешного решения практических задач [7, с. 1]. И в современной России имеются определенные проблемы с готовностью лиц, состоящих в резерве кадров на вышестоящую должность, к переводу для прохождения службы в другую местность.

В 1930 - 1940 гг. данная проблема тоже существовала, но решалась строго. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 16.09.1933 г. «Об улучшении использования молодых специалистов», всякое неприбытие после окончания вуза к месту работы по распределению или самовольное устройство на работу влекли судебную ответственность по ст. 131 УК РСФСР (нарушение обязательств по договору с государством), а руководители учреждений и предприятий, «покрывавших» таких специалистов, привлекались к уголовной ответственности по должностным преступлениям. Выпускники должны были пройти школу низшего персонала, запрещалось оставлять их на работе в управленческом аппарате. Пять лет они обязаны поработать по распределению. Запрещался прием в вузы закончивших техникум, если у них не было 5-летнего стажа работы по полученной специальности [9, с. 5].

В докладе Солонина «Порядок назначения, перемещения и увольнения работников прокура-

туры», сделанном 13 декабря 1948 г., основным тезисом была борьба с текучестью кадров. В целях ликвидации текучести кадров запрещались перемещения на одинаковую должность номенклатурных работников до истечения конституционного срока для работников, назначенных на такой срок, и двухгодичного срока пребывания в занимаемой должности для всех остальных оперативных работников. Как одно из грубых нарушений со стороны отделов кадров указывалось отсутствие предложений начальников отделов кадров перед прокурорами областей о назначении на новые 5-летние сроки полномочий для прокуроров, чьи полномочия уже истекли. В качестве негативного примера указано назначение лиц на временное исполнение обязанностей потому, что работник, временно исполняющий обязанности, не чувствует полноты ответственности, у него нет уверенности в своей работе, он находится как бы в подвешенном состоянии, что крайне вредно отражается на деле [1, с. 1 - 23].

14 декабря 1948 г. с докладом «О расширении и улучшении юридического образования в стране» выступил заместитель прокурора РСФСР Андреевский. Из доклада можно узнать следующие сведения.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 5.10.1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» к концу четвертой пятилетки все прокурорско-следственные работники республиканского, краевого и областного аппарата, а также прокуроры крупных городов и районов должны были иметь высшее юридическое образование, а все остальные прокурор-ско-следственные работники, как минимум, среднее юридическое образование.

Во исполнение постановления ЦК ВКП (б) Прокуратурой Союза ССР в 1947 г. был составлен и согласован с ЦК ВКП (б) пятилетний план потребности в кадрах прокурорско-следственных работников органов прокуратуры и ее покрытия на IV пятилетке (1946 - 1950 гг.). Кадры классифицировались на кадры высшей и средней квалификации. К первой категории были отнесены все работники областных, краевых и республиканских аппаратов и прокуроры крупных промышленных городов и районов по особо утвержденному списку. Ко второй категории - все остальные работники районного звена.

Указанный план не означал, что все работники, не успевшие к 1950 г. получить высшее и среднее юридическое образование, должны были быть заменены. Из указанных работников не подлежали замене те, кто имел стаж работы 10 лет, и те, кто в течение 1948 - 1950 гг. закончил годичные и девятимесячные курсы повышения квалификации.

Потребность в кадрах высшей квалификации покрывалась практическими работниками аппаратов прокуратур субъектов, окончившими ВЮЗИ; работниками районного звена, имеющими высшее юридическое образование, и практиками с 10-летним стаж работы, выдвинутыми в аппарат прокуратур областей; работниками районного звена, оканчивающими ВЮЗИ; практическими работниками, оканчивающими Высшие курсы усовершенствования юристов, которые начали функционировать с 1948 г., и курсы повышения квалификации при Прокуратуре СССР; оканчивающими курсы членами совпартактива.

Покрытие потребности в кадрах средней квалификации предусматривалось за счет: пополнения оканчивающими юридические вузы и школы молодыми специалистами; практическими работниками районного звена, оканчивающими ВЮЗИ и ЗЮШ, членами совпартактива.

Перед начальниками отделов кадров были поставлены задачи:

1) пополнения аппаратов областных прокуратур лицами, имеющими высшее юридическое образование и имеющими 8-летний стаж в органах прокуратуры;

2) полного укомплектования состава прокуроров крупных городов и районов лицами, имеющими высшее юридическое образование, и, как исключение, лицами, имеющими 8-летний стаж работы в органах прокуратуры;

3) укомплектования районного звена лицами, имеющими среднее юридическое образование или окончившими 9-месячные курсы переподготовки.

В целях исполнения задач постановления, Генеральным прокурором СССР был издан приказ от 10.02.1947 г. № 32, который обязывал: а) провести персональный учет работников, подлежащих обучению в ВЮЗИ и в ЗЮШ; б) вовлечь имеющих среднее образование в заочное обучение; в) установить систематический контроль за заочниками, обеспечив 100% явку на учебно-экзаменационные сессии; г) обратить внимание на качество обучения, выполнение учебного плана и перехода на следующие учебные курсы.

В результате в прокуратуре РСФСР за 1947 г. окончило ВЮЗИ 113 чел., ЗЮШ - 246 чел., но приказ № 32 исполнен не был, т.к. большая масса работников не была вовлечена в заочное образование, не было ликвидировано второгодничество, часть прокуроров не обеспечили исполнение приказа № 32 при приеме в учебные заведения в 1947 г.

Прокурорами союзных республик были приняты меры по реализации требований приказа Генерального прокурора СССР № 32. Так, прокурором РСФСР 20.01.1948 г. был издан приказ №

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

8/8, которым предлагалось обсудить итоги заочного обучения на оперативных совещаниях и наметить мероприятия по ликвидации недочетов, всем прокурорам АССР, краев и областей предписывалось взять под личный контроль всех отстающих заочников, составив им индивидуальный план сдачи экзаменов, в особенности студентам 4 курса ВЮЗИ и 3 курса ЗЮШ, чтобы помочь им успешно сдать государственные экзамены.

В результате принятых мер приказом Генеральной Прокуратуры СССР от 05.02.1948 г. № 37 отмечено некоторое улучшение в деле заочного образования, главной задачей приказ ставил «всемерное повышение качества учебы в работе по заочному обучению прокуроров» [1, с. 1 - 23].

Критерием оценки работы прокуроров областей по повышению деловой квалификации считалось не количество обучающихся, а количество оканчивающих заочные учебные заведения. Сотрудники, имеющие академическую неуспеваемость и нарушения при исполнении служебных обязанностей, а также отказавшиеся учиться, увольнялись с работы.

Начальники отделов кадров завели картотеки на каждого заочника по форме, установленной приказом Генеральной Прокуратуры СССР от 05.02.1948 г. № 37, и точно знали о вызовах заочников на сессии, какие предметы должен сдать каждый заочник на сессии.

По возвращении заочника после сессии на работу руководитель прокуратуры должен был обсуждать итоги сессии на оперативном совещании с изданием приказа по итогам совещания.

Сотрудников направляли на 9-месячные курсы повышения квалификации, созданные постановлением ЦК ВКП (б) от 05.10.1946 г.

Проблема текучести кадров среди молодых специалистов решалась следующим образом.

Согласно приказу Генерального прокурора СССР от 04.10.1947 г. № 276, задача руководителей органов прокуратуры заключалась в том, чтобы умело использовать на работе молодых специалистов, оказывать им постоянную помощь в освоении практической работы, внимательно и чутко относиться к их запросам [1, с. 1 - 23]. Кроме того, приказ требовал:

1) безоговорочного использования на работе направляемых Прокуратурой СССР и РСФСР молодых специалистов;

2) не отчислять и не освобождать от работы молодых специалистов без получения на то в каждом отдельном случае разрешения Прокуратуры СССР;

3) направлять молодых специалистов на работу в те районы, где имеются опытные работники, умеющие передать свой опыт молодым специалистам;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

4) заботиться о бытовых нуждах молодых специалистов, в первую очередь, своевременное обеспечение жилплощадью.

Контроль за работой молодых специалистов возлагался лично на прокуроров АССР, краев, областей, которые организовали стажировки молодых специалистов.

Приказом Генерального прокурора СССР от 07.06.1946 г. № 96 «Об упорядочении стажирования прокурорских работников» установлена «организация стажировки таким образом, чтобы в результате оперативные работники, нуждающиеся в повышении своей деловой квалификации, были всесторонне ознакомлены с теми вопросами работы, по которым они недостаточно подготовлены и не имеют необходимого практического опыта, также ставились задачи проверки и изучения работников, их деловой квалификации и умения организовать работу. По окончании стажировки работник должен был пройти испытание, на котором выяснялось, как стажером усвоены основные вопросы организационной и оперативной работы, знание им действующего законодательства» [1, с. 1 - 23].

В 1948 г. не были приняты положения об аттестации работников и положение о порядке присвоения классных чинов, что требовало дополнительных разъяснений со стороны вышестоящих прокуратур, поэтому Солонин в своем докладе «Работа по аттестованию прокурорско-следствен-ных работников» рекомендовал: «Должности народного следователя соответствует по таблице чин юриста 3 класса или должности районного прокурора - чин юриста 1 класса. Отсюда практика аттестования всех народных следователей юристами 3 класса, всех районных прокуроров -юристами 1 класса. А это, по существу, искажает Положение о чинах, дезориентирует наших работников. На самом деле, чин юриста 3 класса, соответствует должности народного следователя, но ведь при этом Положение имеет ввиду нормальное соотношение этих понятий, т.е. норме "юрист 3 класса" соответствует средний народный следователь, уже не новичок в работе, имеющий какой-то опыт работы, навыки в расследовании дел... Точно также норме юриста 1 класса соответствует "средний" прокурор района, имеющий некоторый опыт прокурорской работы. <...> Нет никаких оснований аттестовать на чин юриста 1 класса поголовно всех прокуроров районов, наоборот, пребывание в чине юриста 2 класса окажется полезным, будет стимулировать на повышение теоретической подготовки, на лучшую организацию работы» [1, с. 1- 23]. В воспитательной работе с кадрами аттестация и присвоение классных чинов выступали мотивирующими и стимулирующими средствами.

Генеральной прокуратурой СССР проводились тщательные проверки кадровой работы в нижестоящих прокуратурах. Например, в докладной записке «О проверке работы по кадрам в прокуратуре Тамбовской области за 1947 год», составленной прокурором 1 отдела управления кадров Самсоновым от 05.02.1948 г., в качестве положительных моментов работы указывалось: «Прокурор области т. Бахаров лично занимается этой работой, в результате чего все оперативные работники, подлежащие обучению в заочных юридических заведениях, были приняты в них» [2, с. 1 - 8].

Имелись факты признания Генеральной прокуратурой СССР работы прокуратур республик по кадрам неудовлетворительными. Так, согласно выводам проверки, работа по кадрам прокуратуры Карело-Финской ССР 10 января 1948 г. была признана прокурором II отдела Управления кадров Прокуратуры СССР Барановым неудовлетворительной.

Установлено, что «на прокурорско-след-ственную работу принимались судимые лица. Бывшие длительное время в плену у немецко-фашистских войск, исключенные из членов ВКП (б), изгнанные из других организаций как непригодные. Абсолютное большинство работников совершенно юридически неграмотны (82%), а общая образовательная подготовка - на уровне начальных классов средней школы или в лучшем случае - в объеме 7 классов. Дело заочного образования сорвано, около 40% заочников в 1947 г. оставлено на второй год и в перспективе не имеют возможности переходам на следующую ступень обучения. Из рук вон плохо было поставлено дело изучения политико-деловых и личных качеств работников. Что касается резервов, то их создавать не из чего: из числящихся в списке 5 человек, зачисленных в резерв на выдвижение, в настоящее время ни один из них не может быть назначен на самостоятельную работу не только потому, что они не имеют юридического образования, но и потому, что они не имеют достаточного опыта прокурорской работы (от 1 до 2 лет)».

В качестве неотложных мероприятий по укреплению кадров прокуратуры Карело-Финской ССР было приказано: «Запретить прокурору КФССР до коренного улучшения качества проку-рорско-следственных кадров принимать на работу лиц без согласования с Управлением кадров Прокуратуры СССР [3, с. 1 - 13]».

В результате принятых мер к концу 1940-х годов сформировалась организация и система работы с кадрами в советской прокуратуре.

Система базировалась на «сталинском принципе», где основными направлениями были изучение кадров; организация работы по получе-

нию работниками юридического образования; аттестация; работа с резервом кадров; борьба с текучестью кадров; воспитание и поддержка молодых специалистов. Благодаря системному подходу, удалось в короткие сроки подготовить образованные и квалифицированные прокурор-ско-следственные кадры. В 1946 г. 12% работников прокуратуры имели высшее образование, в 1958 г. - 64%. Были воспитаны молодые кадры, которые руководили прокуратурой СССР вплоть до 1980-х годов, что свидетельствует о качественном подходе к юридическому образованию, сформировавшемуся с конца 1940-х годов, и о высоком уровне заочного образования, которое давалось в ВЮЗИ. Большую роль играл моральный настрой сотрудников того времени, многие из которых воевали, а также молодых сотрудников, чье детство пришлось на военные годы. Высокий патриотический дух и строгий партийный контроль дали результаты в виде формирования успешного поколения советских прокуроров.

Список литературы:

[1] ГАРФ. Ф. 8131.Оп. 25. Д. 976. Л. 1 - 23.

[2] ГАРФ. Ф. 8131.Оп. 25. Д. 972. Л. 1 - 8.

[3] ГАРФ. Ф. 8131.Оп. 25. Д. 968. Л. 1 - 13.

[4] Максимова О.Д. Законотворчество в Советском государстве в 1917-1936 годах: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - М., 2015. - 40 с.

[5] Приказ Генерального прокурора РФ от 20.02.2013 г. № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры РФ». URL: https://procuror.spb.ru > doc > sborniknpa. (дата обращения: 23.08.2019).

[6] Приказ Генерального прокурора РФ от 11.07.2013 г. № 286 «Об утверждении положения о кадровом резерве для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры РФ». URL: https://procuror.spb.ru > doc > sborniknpa. (дата обращения: 23.08.2019).

[7] Приказ Генерального прокурора РФ от 9.07.2019 г. № 474 «О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций прокуратуры РФ». URL: https://garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72191596/ (дата обращения: 30.09.2019).

[8] Разгул преступности в СССР в первый год после войны: что это было. URL:https://the-criminal.ru/razgul-prestupnosti-v-sssr-v-pervyj-god-posle-vojny-chto-eto-bylo/ (дата обращения: 09.10.2019).

[9] Олейник И.И., Олейник О.Ю. Становление системы подготовки юридических кадров в Советской России // «Вестник ИГЭУ». 2005. Вып. 2. URL: http://ispu.ru/files/81-91.pdf. (дата обращения: 24.08.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

[10] Сухинин А.В. «Государственная кадровая политика применительно к кадрам органов и учреждений прокуратуры РФ». URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-kadrovaya-politika-primenitelno-k-kadram-organov-i-uchrezhdeniy-prokuratury-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.08.2019).

Spisok literatury:

[1] GARF. F. 8131.Op. 25. D. 976. L. 1 - 23.

[2] GARF. F. 8131.Op. 25. D. 972. L. 1 - 8.

[3] GARF. F. 8131.Op. 25. D. 968. L. 1 - 13.

[4] Maksimova O.D. Zakonotvorchestvo v Sovetskom gosudarstve v 1917-1936 godah: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. - M., 2015. - 40 s.

[5] Prikaz General'nogo prokurora RF ot 20.02.2013 g. № 80 \"Ob osnovnyh napravleniyah raboty s kadrami v organah i uchrezhdeniyah prokuratury RF\". URL: https://procuror.spb.ru > doc > sborniknpa. (data obrashcheniya: 23.08.2019).

[6] Prikaz General'nogo prokurora RF ot 11.07.2013 g. № 286 «Ob utverzhdenii polozheniya o kadrovom rezerve dlya vydvizheniya na rukovodyashchie dolzhnosti v organah prokuratury

RF». URL: https://procuror.spb.ru > doc > sborniknpa. (data obrashcheniya: 23.08.2019).

[7] Prikaz General'nogo prokurora RF ot 9.07.2019 g. № 474 «O sisteme podgotovki kadrov, dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rabotnikov organov i organizacij prokuratury RF». URL: https://garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72191596/ (data obrashcheniya: 30.09.2019).

[8] Razgul prestupnosti v SSSR v pervyj god posle vojny: chto eto bylo. URL: https://the-criminal. ru/razgul-prestupnosti-v-sssr-v-pervyj-god-posle-vojny-chto-eto-bylo/ (data obrashcheniya: 09.10.2019).

[9] Olejnik I.I., Olejnik O.Yu. Stanovlenie sistemy podgotovki yuridicheskih kadrov v Sovetskoj Rossii // «Vestnik IGEU». 2005. Vyp. 2. URL: http://ispu.ru/ files/81-91.pdf. (data obrashcheniya: 24.08.2019).

[10] Suhinin A.V. «Gosudarstvennaya kadrovaya politika primenitel'no k kadram organov i uchrezhdenij prokuratury RF». URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-kadrovaya-politika-primenitelno-k-kadram-organov-i-uchrezhdeniy-prokuratury-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 23.08.2019).

ЮРКОМ ПАНИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.