Становление туристского образования в России в период второй половины XIX — первой половины XX века
В. В. Сурнина (Московский гуманитарный университет)*
Данная статья посвящена исследованию становления туристского образования в России в конце XIX — начале XX в. Рассматривается влияние политических, экономических и социальных факторов на развитие туристского образования. Целью статьи является выделение этапов развития туристского образования в период его становления и исследование процесса перехода от применения экскурсионного метода к непосредственно туристско-экскурсионному образованию.
Ключевые слова: туристское образование, история становления, этапы развития.
Establishment of Tourist Education in Russia in the Second Half of the XIX — the First Half of the XX Centuries
V. V. Surnina
(Moscow University for the Humanities)
This article covers the research on formation of tourist education in Russia in the end of the XIX — the beginning of the XX centuries. influence of political, economic and social factors on development of tourism education is being considered. The purpose of the article is to define the stages of tourism education development during its establishment and to investigate the transition process from excursion method application directly to tourism and excursion education.
Keywords: tourist education, formation history, development stages.
В настоящее время существует необходимость синтеза содержания профессионального туристского образования. Данное направление профессионального образования нуждается в теоретическом осмыслении и анализе опыта. Изучение истории становления туристского образования, выделение этапов его развития, поиск ключевых факторов, влияющих на развитие, является важнейшем аспектом, который необходим для составления его эффективной концепции развития сегодня. Целью данной статьи мы ставим анализ истории становления туристского образования в России в конце XIX — начале XX в. и выявление основных этапов его развития.
Туристское образование в нашей стране начало зарождаться во второй половине XIX в. Первые предпосылки туристского образования были связаны с развитием экскурсионного дела в России. К первым организо-
ванным группам путешественников можно отнести: Русское Императорское географическое общество (1845); Крымский горный клуб (1890); Общество велосипедистов-тури-стов (1895); Российское горное общество (1901) и др. Их опыт стал тем базисом, на основе которого начали развиваться туристско-экскурсионное дело и краеведение.
Еще в дореволюционной России передовые ученые и педагоги обратили внимание на значение туризма и экскурсий в воспитании и образовании, укреплении здоровья детей.
Основоположник теории физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт наряду с другими средствами физического воспитания настоятельно рекомендовал естественные упражнения, прогулки и экскурсии. П. Ф. Лесгафт указывал, что экскурсии и прогулки способствуют не только физическому развитию ребенка, но и его интеллектуальному воспитанию (Линчевский, 1981).
* Сурнина Варвара Валерьевна — аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Также мысль об использовании прогулок и экскурсий как средства обучения и воспитания учеников была озвучена основоположником научной педагогики в России К. Д. Ушинским. Во время своей «педагогической командировки» в страны Европы (1862-1867), он обратил внимание на проведение с учениками регулярных ближних и дальних прогулок-экскурсий на природу. Ушинский видел в таких путешествиях главным образом то, что они дают возможность изучать исследуемые явления и процессы в естественных условиях, в мире живой природы (Константинов, 2008).
К сожалению, прогулки на природу с учащимися школ, гимназий, училищ не получили повсеместного распространения. Лишь немногие стали использовать метод экскурсионной работы как средство обучения.
Первыми учебными заведениями в России, использовавшими в своей учебной практике экскурсии как метод обучения, были два частных коммерческих училища в Санкт-Петербурге и Александровская учительская школа в Тифлисе, преобразованная в дальнейшем в учительский институт.
В данных учебных заведениях экскурсии рассматривались как обязательная часть учебного процесса и считались важным средством обучения, позволявшим закрепить знания, полученные на уроках, путем осуществления принципа наглядности и развития в учащихся умения приобретать знания путем наблюдения и самостоятельной работы (Константинов, 2008; Юхне-вич, 2001).
В экскурсиях учителя увидели возможность отойти от классического российского обучения, носившего преимущественно теоретический характер, значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе. Экскурсии позволили учителям использовать эмпирический метод в преподавании естественных предметов.
Однако изначально педагоги, проводившие экскурсии для учеников, не имели никаких навыков их ведения. Поэтому Крымским гор-
ным клубом в июне 1902 г. была организована первая педагогическая экскурсия в Крым, разработанная специально для учителей.
С каждым годом интерес учителей к освоению методов экскурсионной работы рос, однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволяло создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Но стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начинала получать теоретическую базу. Так, советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Труды общества землеведения», «Естествознание и география», «Русская школа» и ряда других изданий, в достаточно большом количестве выходивших в различных губерниях России (Мезиер, 1915). А уже в 1910 г. появился сборник научно-педагогических статей «Школьные экскурсии, их значение и организация», представляющий собой первый опыт осмысления богатого эмпирического материала (Юхневич, 2001).
В самом начале 20-х годов в Российской Федерации прошли первые конференции по вопросам экскурсионного дела: в 1921 г. в Москве и в 1923 г. в Петрограде. На конференциях было заслушано и обсуждено большое количество докладов о методике проведения экскурсий, сущности экскурсионного метода, об особенностях работы со взрослым населением. Делегаты конференций высказались о необходимости расширения экскурсионного дела в стране как эффективного средства воспитания и образования (Ангерт, Райков, 1923).
Несмотря на то что революции, а затем гражданская война приостановили на несколько лет развитие туристского образования, при советской власти его становление продолжилось. Уже в начале 20-х годов в связи с необходимостью научного изучения экскурсионного дела в стране были созданы три научно-исследовательских учреждения: Экскурсионный институт (1921),
Музейно-экскурсионный институт (1922), а также Институт методов внешкольной работы (1922)
Целью данных учебных заведений являлось всестороннее изучение экскурсоведе-ния, а также разработка теоретических вопросов экскурсионного дела и объединение теории с практикой (Усыскин, 2000).
Интерес советской власти к туристскому образованию был вполне обоснован, так как экскурсионный вид деятельности являлся одной из возможностей влияния на массы. У новой власти были другие приоритеты: развитие методологии экскурсионной деятельности не являлось первоочередной задачей, на первый план вышли идеологическая составляющая и физическое воспитание, а предметами показа в основном стали достижения социалистического строительства. В результате организации, которые были созданы в 20-е годы XX в., к 30-м годам прекратили свое существование. Экскурсионнокраеведческое движение было разгромлено, а многие ученые репрессированы.
Таким образом, на первом этапе в становлении туристского образования была выявлена необходимость в его широком использовании , а также в подготовке кадров и разработке методик их обучения. В результате к началу 20-х годов в стране появились специализированные учебно-исследовательские учреждения. Данный период характеризуется переходом от применения экскурсионного метода в образовании в целом к началу развития собственно туристско-экскурсионного образования.
С середины 20-х годов начинается второй этап в становлении туристского образования. На этом этапе туристское образование отразило характер туризма в СССР того времени — идеологический и оздоровительный. Его основой было созданное в 1895 г. Российское общество туристов (РОТ).
Формирование теоретических и практических навыков у туристских кадров началось с организации учебных курсов. Первыми из известных туристско-учебных мероприятий, оставшихся в туристской летописи стра-
ны, стали курсы инструкторов горного туризма в июне 1929 г. в районе Безенги на Центральном Кавказе (Николаева, 1972). Научные исследования в сфере активного туризма начались в России после создания в 1930 г. массового Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий, которое развивало самодеятельный и плановый туризм, но никакой теоретической и методической базы по их организации и проведению не существовало. Совершенно неразработанной в то время была проблема, как правильно с точки зрения физиологии человека проводить походы, чтобы они не наносили вред здоровью, а приносили пользу их участникам. Для исследования данных вопросов был привлечен Государственный центральный институт курортологии. По его инициативе уже в 1930 г. прошло Первое совещание по вопросам научного обоснования программ отдыха и туризма (Наука на помощь туризму, 1931). После совещания в институте в 1931 г. был образован сектор рабочего отдыха, на который Народный комиссариат здравоохранения возложил всю научно-исследовательскую работу по изучению основных медико-санитарных вопросов туризма.
В это же время начинается развитие иностранного туризма. В июне 1929 г. утверждается §2 Устава Общества (ОПТЭ) «в целях развития иностранного туризма в Союзе ССР и обслуживания иностранных туристов, экскурсантов, иностранцев на курортах Союза ССР, а равно иностранцев, проезжающих транзитом через Союз ССР», который предоставлял Обществу право подготавливать необходимый персонал для обслуживания интуристов.
Согласно приказу председателя правления «Интуриста» Д. И. Кутузова за № 15 от 8 февраля 1930 г. «ведение специальных курсов подготовки персонала» было поручено Отделу обслуживания (ГА РФ. Ф. Р-9612. Оп. 1. Д. 2. Л. 2; Д. 5. Л. 2 об.; Д. 15. Л. 3).
С целью компенсировать нехватку кадров в 1930 г. были созданы коммунистические курсы гидов в Москве, Ленинграде и Тифли-
се. Кроме того, в августе того же года в столице, при «Интуристе», были организованы совместно с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) комсомольские курсы для подготовки гидов-пере-водчиков, к началу сезона 1931 г. количество постоянных переводчиков общества оказалось весьма незначительным ввиду того, что из записавшихся на курсы при «Интуристе» 150 человек закончило их всего 80.
В 1931 г. были организованы трехгодичные курсы для гидов (в Москве на 400 человек, в Ленинграде — на 150; а также в других городах) с обучением не только языкам, но и основам политэкономии, экономической географии и прочим политическим «премудростям». Кроме того, на 1 октября 1931 г. «Интурист» принял 23 человека для заграничной работы. А уже ко второй половине 30-х годов (1935) XX в. общее количество обучающихся в системе «Интуриста» составило 2928 человек (ГА РФ. Ф. Р-9612. Оп. 1. Д. 6. Л. 1-1 об., 8, 85; Д. 8. Л. 58, 118; Д. 10. Л. 2; Д. 110. Л. 24; Оп. 2. Д. 2. Л. 26-27).
Однако, несмотря на увеличивающиеся объемы подготовки гидов-переводчиков, наибольшая потребность в квалифицированных кадрах ощущалась в структуре социального туризма, поэтому прошедший 3-7 апреля 1932 г. в Москве Первый Всесоюзный съезд Общества пролетарского туризма и экскурсий стал важным событием в туристской жизни. На съезде было рекомендовано проводить их обучение не только на краткосрочных курсах, но и создать для этих целей туристские техникумы и факультеты в высших учебных заведениях. Планировалось широко поставить научно-исследовательскую работу в области туризма, научно обосновать нормы нагрузок в походах (Дол-женко, 1988). Однако Великая Отечественная война (1941-1945) разрушила начало формирования системы подготовки кадров для туристской отрасли.
Таким образом, к концу 30-х годов завершился второй этап становления туристского образования. Данный этап можно охаракте-
ризовать как спортивно-идеологический. Спортивная составляющая была обоснована тем, что в данный период времени туризм все шире использовался как средство физического воспитания, укрепления здоровья и активного содержательного отдыха, поэтому туристское образование было направленно на подготовку кадров для спортивного туризма. Идеологическая составляющая была продиктована политическим положением в стране. В итоге за два этапа периода становления туристское образование проделало путь от школьных экскурсий до туристско-идеологического «воспитателя» страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ангерт, Д. Н., Райков, Б. Е. (1923) Экскурсионный метод в просветительной работе. По материалам Петроградской конференции 10-12 марта 1923 г. М. ; Пг. : Госиздат.
ГА РФ. Ф. Р-9612. Оп. 1. Д. 2. Л. 2; Д. 5. Л. 2 об.; Д. 15. Л. 3.
ГА РФ. Ф. Р-9612. Оп. 1. Д. 6. Л. 1-1 об., 8, 85; Д. 8. Л. 58, 118; Д. 10. Л. 2; Д. 110. Л. 24; Оп. 2. Д. 2. Л. 26-27.
Долженко, Г. П. (1988) История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та.
Константинов, Ю. С. (2008) Из истории детского туризма в России (1918-2008). М. : ФЦДЮТиК.
Линчевский, Э. Э. (1981) Психологический климат туристской группы. М. : Физкультура и спорт.
Мезиер, А. (1915) Экскурсионное дело и экскурсионная литература в 1914 г. // Русская школа. № 4.
Наука на помощь туризму (1931) // На суше и на море. № 3.
Николаева, О. (1972) Один из первых: О В. Л. Семеновском. По личным воспоминаниям // Побежденные вершины. Сборник советского альпинизма. М. : Физкультура и спорт.
Усыскин, Г. (2000) Очерки истории российского туризма. М. : Герда.
Юхневич, М. Ю. (2001) Я поведу тебя в музей / Рос. ин-т культурологии. М.