Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ (1930-1938 ГГ.)'

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ (1930-1938 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВРАЧЕЙ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВРАЧЕЙ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СССР / MEDICINE / MEDICAL PERSONNEL / ADVANCED TRAINING FOR DOCTORS / FURTHER EDUCATION FOR DOCTORS / SPECIALIZATION OF DOCTORS / HEALTHCARE / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каймашникова Елена Б., Генина Елена С., Ковтун Светлана П.

Представлена история становления Государственного Центрального института усовершенствования врачей (ныне Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва). Основу для проведения настоящего исследования составили документы, обнаруженные в Российском государственном архиве научно-технической документации. Авторы определили особенности, присущие процессу становления Центрального института усовершенствования врачей (1930-1938 гг.). Выявлены основные направления деятельности института в рассматриваемое время, формы его работы, включая создание в составе отдела заочного усовершенствования заочных курсов для оказания помощи врачам, работавшим на периферии. В контексте исторической реконструкции поднят вопрос о кадровом обеспечении функционирования института. Отражены основные трудности, которые приходилось преодолевать учреждению в начальный период своего существования, показаны пути их преодоления. Подобная постановка научной проблемы является первой в отечественной историографии. Авторы пришли к выводу, что деятельность Центрального института усовершенствования врачей в период его становления продемонстрировала бесценный опыт подготовки профессиональных медицинских кадров за кратчайшие сроки в сложных исторических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CENTRAL INSTITUTE FOR ADVANCED MEDICAL EDUCATION (1930-1938)

This article presents the history of the formation of the State Central Institute for Advanced Medical Education, the present-day Russian Medical Academy of Continuing Professional Education at the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow). This study involved documents found in the Russian State Archive of Scientific and Technical Documentation. The problem statement is the first of is kind in Russian historiography. The paper contains a detailed description of the early years of the Central Institute for Advanced Medical Education (1930-1938). It also outlines the main directions of the Institute activity during the period in question, e.g. correspondence courses for doctors from remote regions. The authors investigated the personnel issue in the context of historical reconstruction. They demonstrated the key challenges that the institution had to face and address in its early days. The analysis proved that the Institute provided invaluable experience in training professional medical personnel in the shortest time possible under difficult historical conditions.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ (1930-1938 ГГ.)»

* check lot upaates DOI: ю.21603/2078-8975-2020-22-4-908-9 IS

оригинальная статья УДК 614.(091)"1930/1938"

Становление Центрального института усовершенствования врачей (1930-1938 гг.)

Елена Б. Каймашникова а; Елена С. Генина ь' Светлана П. Ковтун с

а Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, Россия, г. Москва Ь Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово

с Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Россия, г. Ижевск @ elena_genina@mail.ru Ш https://orcid.org/0000-0003-0560-6581

Поступила в редакцию 15.10.2020. Принята к печати 22.12.2020.

Аннотация: Представлена история становления Государственного Центрального института усовершенствования врачей (ныне Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва). Основу для проведения настоящего исследования составили документы, обнаруженные в Российском государственном архиве научно-технической документации. Авторы определили особенности, присущие процессу становления Центрального института усовершенствования врачей (1930-1938 гг.). Выявлены основные направления деятельности института в рассматриваемое время, формы его работы, включая создание в составе отдела заочного усовершенствования заочных курсов для оказания помощи врачам, работавшим на периферии. В контексте исторической реконструкции поднят вопрос о кадровом обеспечении функционирования института. Отражены основные трудности, которые приходилось преодолевать учреждению в начальный период своего существования, показаны пути их преодоления. Подобная постановка научной проблемы является первой в отечественной историографии. Авторы пришли к выводу, что деятельность Центрального института усовершенствования врачей в период его становления продемонстрировала бесценный опыт подготовки профессиональных медицинских кадров за кратчайшие сроки в сложных исторических условиях.

Ключевые слова: медицина, медицинские кадры, повышение квалификации врачей, усовершенствование врачей, специализация врачей, здравоохранение, СССР

Для цитирования: Каймашникова Е. Б., Генина Е. С., Ковтун С. П. Становление Центрального института усовершенствования врачей (1930-1938 гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 4. С. 908-915. БО1: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-908-915

Введение

Обеспечение на высоком уровне оказания медицинской помощи населению России - одна из основных задач современного общества. Важным направлением в ее решении является качественная подготовка молодых специалистов, способных совершенствовать свой профессионализм в условиях динамично меняющегося социума и новых требований научно-технического прогресса. Этому служит послевузовское образование и дополнительное профессиональное образование врачей. В период модернизации отечественного здравоохранения особую актуальность приобретает эффективное кадровое обеспечение. Опыт реализации непрерывного медицинского образования в нашей стране формировался начиная с первых лет советской власти. Он связан и с деятельностью Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУВ). В 1930-х гг. ЦИУВ сыграл особую роль в подготовке медицинских кадров государства. В 2020 г. исполнилось 90 лет с момента создания ЦИУВа (ныне Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения РФ, г. Москва).

К настоящему времени сложилась историография истории отечественной медицины, включая ее советский и постсоветский периоды [1-11]. Существует блок работ, посвященных вопросам подготовки кадров врачей, повышению квалификации врачей [12-17]. Опубликован ряд трудов различного характера, отражающих историю ЦИУВа [18-23]. Однако исследование обобщающего характера по истории института отсутствует.

Цель нашей работы связана с выявлением особенностей процесса становления ЦИУВа в начальный период его деятельности (1930-1938 гг.). Авторы продолжают изучение истории институтов усовершенствования врачей в СССР [24; 25]. Основой для проведения исследования выступают документы, извлеченные из Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД). Авторы опирались на принципы историзма и объективности, использовали сравнительно-исторический, проблемно-хронологический методы исследования, методы анализа и синтеза.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-908-915

Центральный институт усовершенствования врачей: создание и начальный период деятельности (1930-1938 гг.)

В 1928 г. на заседании Коллегии Народного комиссариата здравоохранения РСФСР был решен вопрос об организации в Москве Института повышения квалификации врачей. В проекте решения коллегии были сформулированы основные задачи института: усовершенствование и специализация врачей, подготовка научных кадров и организаторов здравоохранения. Институт должен был стать головным, принять на себя руководство учебно-методической деятельностью всех институтов усовершенствования медицинских кадров и возглавить научные работы по данной проблеме [20, с. 8]. До его организации в Москве в течение ряда лет существовали лишь отдельные курсы, организованные московским здравотделом. Кроме того, научно-исследовательские институты ежегодно проводили у себя курсы усовершенствования по соответствующей специальности. Так, подобные курсы существовали при Центральном туберкулезном институте, при Государственном венерологическом институте, при Институте коммунальной гигиены и санитарии и т. д.1

В соответствии с постановлением правительства РСФСР и приказом Наркомздрава РСФСР (№ 729) от 6 декабря 1930 г. был открыт ЦИУВ [20, с. 8]. Большую роль в создании института сыграл нарком здравоохранения РСФСР М. Ф. Владимирский. Благодаря его поддержке профессора Г. М. Данишевский (первый директор ЦИУВа), В. Н. Розанов, В. Т. Талалаев, Р. А. Лурия смогли в кратчайшие сроки организовать новый институт. Именно тогда был принят устав Государственного Центрального института усовершенствования врачей, утвержденный Народным комиссаром здравоохранения РСФСР.

Согласно уставу, Государственный Центральный институт усовершенствования врачей в Москве являлся высшим научно-учебным учреждением и находился в непосредственном ведении Народного комиссариата здравоохранения РСФСР по линии управления высшим медобразованием. Институт имел следующие задачи:

• повышение квалификации врачей;

• подготовка врачей-специалистов по различным отраслям медицины;

• подготовка научно-преподавательских кадров для высшей медицинской школы, институтов усовершенствования врачей и научно-исследовательских институтов;

• ведение научно-исследовательской работы в различных областях медицины;

• разработка методических материалов по вопросам усовершенствования врачей и по подготовке специалистов в различных областях медицины;

• методическое и организационное руководство курсами усовершенствования врачей, организованными

1 РГАНТД. Ф-71. Оп. 1-6. Д. 31. Л. 1.

2 РГАНТД. Ф-71. Оп. 1-6. Д. 10. Л. 2-3.

на периферии в филиалах института и других научно-учебных, научно-исследовательских и практических лечебных учреждениях.

Для осуществления указанных задач институт должен был:

• проводить курсы специализации, усовершенствования, краткосрочные одно-, двухдекадные тематические курсы, курсы без отрыва от производства, курсы-конференции как в месте своего расположения, так и на периферии;

• организовывать курсы повышения квалификации врачей в крупных городах и промышленных центрах, осуществляя руководство и контроль над их проведением;

• руководить заочным усовершенствованием врачей в пределах РСФСР; разрабатывать учебные планы, программы и методику заочного повышения квалификации врачей; готовить к изданию необходимые руководства; руководить организационно и методически заочными секторами усовершенствования врачей всех своих филиалов при других институтах усовершенствования и научно-исследовательских институтах и снабжать их необходимыми учебными пособиями; распределять между указанными филиалами полученные по смете кредиты на заочное усовершенствование врачей и наблюдать за правильным их расходованием;

• проводить заочные курсы повышения квалификации врачей с обязательными последующими очными сессиями;

• организовывать и проводить на своих кафедрах, в филиалах и других научно-практических медицинских учреждениях индивидуальное усовершенствование врачей в порядке предоставления им рабочих мест;

• на основе особых соглашений в соответствии с утвержденным НКЗдравом РСФСР планом работы проводить повышение квалификации врачей Наркомздравов других союзных республик, ВЦСПС, НКПС, ВОК и других организаций;

• вести подготовку квалифицированных специалистов путем ординатуры и интернатуры;

• проводить подготовку научно-преподавательских кадров путем аспирантуры;

• разрабатывать учебные планы, программы и методические указания по постановке преподавания врачам;

• являться опорным методическим центром Наркомздрава РСФСР, разрабатывать по заданиям последнего принципы, формы и методы повышения квалификации врачей, типовые учебные планы и программы для курсов повышения квалификации врачей2.

Таким образом, перед институтом стояли задачи не только способствовать повышению уровня профессионализма медицинских кадров, но и вести подготовку новых кадров, а также участвовать в управлении, организации медицинских

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-908-915

кадров, научной и учебно-методической деятельности. Кроме того, устав утверждал необходимость подготовки в рамках ЦИУВа новых преподавательских кадров. Его деятельность должна была охватить территорию всех субъектов СССР, связывалась с деятельностью всесоюзных профессиональных организаций. Следует отметить, что с поставленными задачами на протяжении всей своей истории институт успешно справлялся. Даже в сложные исторические, переломные моменты и руководством, и профессорско-преподавательским составом делалось все возможное, а порой и невозможное, как, например, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., для успешного решения поставленных задач в масштабах всего государства. Поставленные задачи во многом определили в дальнейшем огромный потенциал, заложенный как в учебной, методической, так и в научной работе нового института усовершенствования врачей.

Согласно отчету о работе института за 1933 г., основной формой работы стали организация и проведение трех- / пятимесячных курсов усовершенствования и специализации врачей по всем клиническим, санитарно-гигиеническим и некоторым теоретическим медицинским дисциплинам (патологическая анатомия, патологическая физиология и др.). Курсы специализации имели целью подготовку врачей-специалистов из числа молодых врачей, не имевших определенной специальности. Курсы усовершенствования -расширение и углубление теоретической и практической подготовки врачей, имевших определенную специальность. В системе ЦИУВа были выделены как отдельные структурные его части московский городской сектор, ведавший делом повышения квалификации в г. Москва, и московский областной сектор, ведавший делом повышения квалификации врачей Московской области.

На городских и областных курсах занятия велись, как правило, без отрыва врачей от основной работы, в вечерние часы. Наряду с этим институтом осуществлялись и другие формы работы по повышению квалификации врачей:

• проведение краткосрочных курсов (декадников) для квалифицированных врачей-специалистов в целях ознакомления их с новейшими данными в определенной области медицины или для углубленного изучения отдельной проблемы;

• индивидуальное усовершенствование врачей по всем специальностям путем прикомандирования их к соответствующим кафедрам в порядке «рабочих мест» на сроки от одного до пяти месяцев;

• проведение заочного усовершенствования врачей с последующими очными сессиями.

Проводились бесплатные вечерние лекции массового характера для ознакомления врачей г. Москва и Московской области с новейшими достижениями теоретической и практической медицины3.

3 РГАНТД. Ф-71. Оп. 1-6. Д. 5. Л. 22-23.

4 РГАНТД. Ф-71. Оп. 1-6. Д. 10. Л. 4-5.

Подобное разнообразие практикуемых форм работы способствовало гибкому решению насущных требований подготовки медицинских кадров, находившихся в неодинаковых условиях своей профессиональной деятельности, с учетом особенностей регионов их пребывания, степени удаленности их местонахождения от основных зданий ЦИУВа.

Согласно разработанному уставу, структура института включала в себя следующие отделы: учебный отдел, в задачи которого входило руководство учебной и методической работой кафедр; научный отдел, в задачи которого входили планирование и общее руководство научно-исследовательской работой, организация защит диссертаций и кандидатских испытательных сессий; административно-хозяйственный отдел, в задачи которого входило руководство всей хозяйственной, финансовой и административной работой. Состав учебного отдела был следующим: деканаты, сектор городских курсов, сектор выездных (областных) курсов, сектор заочного усовершенствования и заочной консультации, библиотека института, методический кабинет. В состав административно-хозяйственного отдела входили бухгалтерия, канцелярия, хозяйственная часть. Отдел ведал общежитиями, подсобными учреждениями, строительством. Функции структурных частей института определялись особыми положениями о них, утвержденными директором института.

Государственный Центральный институт усовершенствования врачей имел в своем составе кафедры, самостоятельные доцентуры и вспомогательные учреждения. Кафедры и самостоятельные доцентуры распределялись на пять факультетов: терапевтический, хирургический, педиатрический, санитарно-гигиенический, санитарной обороны. Факультеты возглавляли деканы, назначенные директором института. Деканы имели заместителей и технический аппарат.

Профессорско-преподавательский состав факультета образовывал Совет факультета. Совет факультета рассматривал учебные планы циклов и программы отдельных дисциплин, заслушивал отчетные доклады кафедр, обсуждал вопросы методики преподавания на циклах, аспирантам и интернам, заслушивал рецензии и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, пробные лекции лиц, желавших читать приват-доцентские курсы в институте. Председательствовал в Совете факультета декан факультета.

Учебными базами института являлись как собственные клиники, лаборатории и специальные отделения института, так и другие научно-исследовательские и научно-практические, лечебно-санитарные учреждения по списку, утвержденному НКЗдравом4.

В начале процесса организации ЦИУВ столкнулся с целым рядом трудностей, с которыми предстояло справиться в кратчайшие сроки. ЦИУВ не имел учебных баз и даже собственного помещения. Ему пришлось развернуть работу в нескольких комнатах, предоставленных Государственным

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-908-915

институтом курортологии5. Руководству ЦИУВа предстояла большая работа по строительству, ремонту, обустройству учебных корпусов, клиник, общежитий, созданию и наполнению литературой собственной библиотеки, подготовке научно-методических пособий и мн. др. Но самой главной задачей стали организация и проведение различных курсов усовершенствования и специализации.

Об этих сложностях открытия нового института усовершенствования врачей писал профессор Р. А. Лурия: «В 1930 году был создан новый мощный Центральный институт усовершенствования врачей в Москве, который, несмотря на исключительно тяжелые условия (отсутствие даже собственного помещения, собственной базы, сносного общежития), - сумел все же объединить вокруг себя лучшие медицинские силы, организовал 46 кафедр на многочисленных базах и пропустил за первые три года своего существования свыше 10.000 врачей со всего Союза»6.

На протяжении первого десятилетия работы института было выявлено множество проблем, связанных с оснащением кафедр необходимым оборудованием и аппаратурой, обеспечением учебной литературой и учебно-методическими пособиями. Остро стоял вопрос общежития для курсантов. В ряде научных медицинских журналов высказывалась критика, порой в очень жесткой форме, работы института со стороны в основном курсантов (большая наполняемость групп, плохая организация учебного процесса, плохие общежития для курсантов и т. д.).

Тем не менее ЦИУВу было необходимо одновременно решать задачи собственной организации и задачи, возложенные на него советским правительством, для осуществления которых он создавался. В 1931 г. различные курсы усовершенствования и специализации с отрывом от производства окончили 1400 врачей, в 1932 г. - 2290 врачей, в 1933 г. - 2227 врачей, в 1934 г. - 1888 врачей, в 1935 г. -2185 врачей, в 1936 г. - 2225 врачей, в 1937 г. - 2323 врача. В 1938 г. предстояло по проекту производственного плана провести подготовку 3645 врачей. Всего за семь лет с начала организации института через различные длительные курсы (в основном курсы, рассчитанные на три-четыре месяца подготовки) прошло 14538 врачей. При этом через различные курсы по терапевтической группе прошли 4029 врачей, по хирургической группе - 3663 врача, по педиатрической группе - 925 врачей, по санитарно-гигиенической группе -3196 врачей, по прочим специальностям - 2725 врачей.

С 1934 г. институт стал проводить выездные курсы для врачей Московской области. В 1934 г. было проведено с отрывом от производства обучение 50 врачей, в 1937 г. -170 врачей. Курсы для врачей г. Москва с отрывом от производства образовались в 1934 г. В 1934 г. через эти курсы было проведено 77 врачей, в 1935 г. - 199 врачей, в 1936 г. -111 врачей, в 1937 г. - 182 врача, всего - 569 врачей.

В 1931 г. институт стал создавать декадники - срочные курсы для ознакомления квалифицированных специалистов с новейшими достижениями в различных областях медицины. Из года в год количество врачей, проходивших через декадники, увеличивалось. В 1937 г. институт провел через декадники 757 врачей, а всего за истекшие годы -3096 врачей. Важным звеном в системе усовершенствования врачей являлись «рабочие места». С 1932 г. институт стал проводить индивидуальное усовершенствование в порядке «рабочих мест». Через «рабочие места» в 1932 г. было проведено 188 врачей, в 1937 г. - 740 врачей, а всего за истекшие годы 2642 врача повысили свою квалификацию в индивидуальном порядке.

В 1931 г. институт провел через разного рода специализации и усовершенствования с отрывом от производства 1472 врача, в 1937 г. - 4172 врача. За семь лет существования института через все курсы было проведено 21222 врача.

ЦИУВ с 1933 г. начал проводить выездные курсы для врачей Московской области без отрыва от производства. При этом в 1933 г. на курсах занимались 279 врачей, в 1937 г. -521 врач, всего за истекшие годы - 3105 врачей.

Одновременно существовали курсы усовершенствования врачей без отрыва от производства для врачей г. Москва. Началась эта работа с 1934 г. В 1934 г. было проведено через такие курсы 905 врачей, в 1935 г. - 1747 врачей, в 1936 г. -649 врачей, в 1937 г. - 575 врачей. Всего за эти годы было обучено 3668 врачей г. Москва без отрыва от производства7.

В целях более широкого охвата врачей курсами повышения квалификации в наиболее крупных институтах усовершенствования врачей - Центральном институте усовершенствования врачей, Ленинградском институте усовершенствования врачей, Харьковском, Киевском институтах и т. д. - были организованы специальные выездные курсы для обслуживания ближайших районов [13, с. 86].

Таким образом, институт с каждым годом совершенствовал свою деятельность, вводил разнообразные курсы усовершенствования врачей, подстраивался под диктуемые временем потребности, проводил большую работу в региональном секторе.

Сложностью в работе ЦИУВа являлось отсутствие учебных планов и программ для курсов усовершенствования врачей, что чрезвычайно затрудняло работу. В 1931-1932 гг. пришлось разрабатывать все необходимые учебно-методические материалы: планы, программы, методические записки. Специфические условия организации и деятельности ЦИУВа сказались в том, что создаваемое учебно-методическое обеспечение оказывалось отнюдь не отвлеченными, теоретическими материалами, а учитывало непосредственную практику, в связи с которой и проходило обучение.

5 РГАНТД. Ф-71. Оп. 1-6. Д. 31. Л. 1.

6 Лурия Р. А. На крутом подъеме // Казанский медицинский журнал. 1935. Т. 31. № 3-4. С. 297-298.

7 РГАНТД. Ф-71. Оп. 1-6. Д. 31. Л. 2-3.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-908-915

В 1935 г. институтом был издан «Справочник для врачей-курсантов» (выпуск первый), содержавший учебные планы всех циклов специализации врачей. В январе 1936 г. был сдан в печать второй выпуск справочника «Учебные планы и программы». Опубликован сборник «Проблемы теоретической и практической медицины» (лекции, прочитанные виднейшими профессорами, представителями различных медицинских дисциплин на теоретических краткосрочных курсах)8.

Издавались специальные сборники лекций по усовершенствованию врачей, отражавшие все новейшие достижения в данной области медицины. ЦИУВом в 1937 г. издано семь сборников лекций по усовершенствованию врачей (общетеоретический, физиотерапевтический, педиатрический, акушерство, общая терапия, клиника и аллергия, эпилепсия) [13, с. 87]. Большие усилия пришлось приложить, чтобы оснастить кафедры необходимой аппаратурой, учебниками и иллюстративными материалами, таблицами, снимками, диаграммами и т. д.

Согласно Паспорту Института усовершенствования врачей (1931-1935 гг.), разработанному Музеем Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения РФ (Музей РМАНПО), в данное время общее количество книг в библиотеке составляло 16137 экземпляров, из них русских -12102 экземпляра, иностранных - 360, переводных - 3675, русских журналов - 60, иностранных журналов - 102. Обращаемость в библиотеку в день - 100 книг, пропускная способность в день - 60 человек9. В дальнейшем укрепление материальной базы библиотеки способствовало возможности регулярно отправлять в отдаленные районы страны книги, которые невозможно было найти на периферии. Этому способствовало регулярное переиздание наиболее важных работ отечественных ученых в различных областях медицины.

Из года в год в институте открывались новые кафедры, увеличивался штат профессорско-преподавательского состава в соответствии с увеличением контингента врачей, приезжавших на курсы в ЦИУВ. Для постоянной помощи врачам, работавшим на периферии и повышавшим квалификацию на заочных курсах, в институте было создано и активно функционировало специальное консультативное бюро (в составе отдела заочного усовершенствования) [20, с. 12]. В основном решались вопросы, касавшиеся научно-исследовательской

работы, проводились консультации по наиболее сложным ситуациям в ходе клинической работы.

Постепенно разрешались трудности обеспечения института помещениями. В 1936 г. было принято в эксплуатацию новое здание на Беговой улице, получены помещения на Баррикадной улице, в конце года в распоряжение ЦИУВа было отдано здание на Садово-Кудринской улице, здание «Вдовьего дома» по Баррикадной улице, которое ныне является главным административным зданием института [20, с. 12-13].

Бюджет ЦИУВа вырос с 552 тыс. руб. в 1931 г. до 10266 тыс. руб. в 1937 г., в 1938 г. он составлял около 13 млн руб.

ЦИУВ за короткий срок существования подготовил из числа своих ассистентов 24 доцента и 2 профессоров. За 1935-1938 гг. 12 доцентов и 7 ассистентов ЦИУВа защитили диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук, 1 доцент, 23 ассистента и 5 аспирантов ЦИУВа защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук10.

Заключение

Период становления ЦИУВа охватывает хронологический отрезок 1930-1938 гг. В указанное время в институте удалось создать новую мощную базу для подготовки медицинских кадров в стране. Сложились основные направления деятельности института, определились формы его работы. Были разработаны новые курсы и рабочие программы, из года в год росли показатели деятельности института. К работе в новом институте усовершенствования врачей были привлечены яркие и талантливые ученые того времени (М. И. Авербах, А. А. Арендт, В. Р. Брайцев, В. В. Гориневская, Р. А. Лурия, Ш. Д. Мошковский, Г. Н. Сперанский и др.). Учитывая возможности клинических баз, где располагался ряд кафедр, сильный профессорско-преподавательский состав, комплексный подход в вопросах повышения квалификации врачей, у ЦИУВа появились большие перспективы как в учебно-методической, так и в научно-практической деятельности. На страницах периодических изданий, на конференциях обсуждались вопросы усовершенствования врачей и перспективы их решения. Несмотря на все трудности периода становления, ЦИУВ за короткий срок смог занять важное место в системе здравоохранения СССР.

Литература

1. Заблудовский П. Е. История отечественной медицины. Ч. 2: Медицина в СССР. М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1971. 90 с.

2. Петров Б. Д. Очерки истории отечественной медицины. М.: Медгиз, 1962. 303 с.

3. Горфин Д. В. Очерки истории развития сельского здравоохранения СССР (1917-1959 гг.). М.: Медгиз, 1961. 236 с.

4. Кузьмин М. К. Советская медицина в годы Великой Отечественной войны (очерки). М.: Медицина, 1979. 239 с.

8 РГАНТД. Ф-71. Оп. 1-6. Д. 5. Л. 42.

9 Данные Музея РМАНПО.

10 Данные Музея РМАНПО.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-908-915

5. Гладких П. Ф., Локтев А. Е. Служба здоровья в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: очерки истории отеч. воен. медицины. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 717 с.

6. Михайленко А. А., Одинак М. М., Яхно Н. Н. История отечественной неврологии. Московская неврологическая школа: очерки. СПб.: СпецЛит, 2015. 511 с.

7. Колесов В. И. Страницы из истории отечественной хирургии. М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1953. 284 с.

8. Багдасарьян С. М. Николай Нилович Бурденко (1876-1946): жизнь и деятельность. М.: Изд-во и тип. Изд-ва Акад. мед. наук СССР, 1948. 292 с.

9. Горфин Д. В. Н. А. Семашко. М.: Медицина, 1967. 72 с.

10. Сорокина Т. С. История медицины. 12-е изд., стер. М.: Академия, 2016. 558 с.

11. Шапошникова С. Н., Максимова Л. А. Краткий курс лекций по истории отечественной медицины и культурологии. 2-е изд., перераб. и доп. Астрахань: Изд-во Астраханской гос. мед. акад., 2007. 137 с.

12. Зеликсон Е. Ю. Две системы усовершенствования врачей. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1936. 73 с.

13. Горфин Д. В. Усовершенствование врачей в СССР // Советская медицина. 1938. № 14-15. С. 84-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Савченко М. Г. Очерк развития системы повышения квалификации врачебных кадров в СССР. Кишинев: Изд-во ЦК КП Молдавии, 1967. 156 с.

15. Чикин С. Я., Исаков Ю. Ф., Чекнев Б. М. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР. М.: Медицина, 1980. 270 с.

16. Петраков Б. Д., Шевченко Л. И. Проблемы совершенствования последипломного образования руководящих кадров здравоохранения. М.: ВНИИМИ, 1983. 73 с.

17. Шестак Н. В. Дополнительное образование медицинских кадров в России: история, развитие, перспективы // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 167-173.

18. Центральный институт усовершенствования врачей / гл. ред. М. Д. Ковригина. 2-е изд. М., 1966. 128 с.

19. Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей (обзор деятельности) / отв. ред. В. Н. Бутров. М.: Медицина, 1970. 310 с.

20. Шток В. Н. Люди и годы: очерки к 75-летию каф. неврологии Рос. мед. акад. последиплом. образования: 1930-2005 гг. М.: МЕДпресс-информ, 2005. 127 с.

21. Выдающиеся ученые Центрального института усовершенствования врачей / под ред. Л. К. Мошетовой и др. М.: ГОУ ДПО РМАПО, 2010. 484 с.

22. Выдающиеся деятели отечественной медицины: академик Г. П. Руднев и профессор Р. Ф. Акулова (из истории героической медицины: к 120-летию со дня рождения действительного члена АМН СССР Георгия Павловича Руднева) / сост. и отв. ред. Н. Н. Колотилова. М.: МАКС Пресс, 2019. 258 с.

23. Кнопов М. Ш., Тарануха В. К. Научно-исследовательская работа Центрального института усовершенствования врачей в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию Великой Победы) // Клиническая медицина. 2015. Т. 93. № 9. С. 68-72.

24. Генина Е. С., Каймашникова Е. Б. Начало становления Сталинского (Новокузнецкого) государственного института для усовершенствования врачей (1951-1953 гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-3. С. 206-211.

25. Каймашникова Е. Б. Ленинградский государственный ордена Ленина институт усовершенствования врачей им. С. М. Кирова в 1917-1920-е гг.: сложности и проблемы реорганизации // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2019. № 4. С. 68-79.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-908-915

original article

Formation of the Central Institute for Advanced Medical Education (1930-1938)

Elena B. Kaymashnikova a; Elena S. Genina b' ID' Svetlana P. Kovtun c

a A. I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Russia, Moscow b Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

c M. T. Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Russia, Izhevsk @ elena_genina@mail.ru ID https://orcid.org/0000-0003-0560-6581

Received 15.10.2020. Accepted 22.12.2020.

Abstract: This article presents the history of the formation of the State Central Institute for Advanced Medical Education, the present-day Russian Medical Academy of Continuing Professional Education at the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow). This study involved documents found in the Russian State Archive of Scientific and Technical Documentation. The problem statement is the first of is kind in Russian historiography. The paper contains a detailed description of the early years of the Central Institute for Advanced Medical Education (1930-1938). It also outlines the main directions of the Institute activity during the period in question, e.g. correspondence courses for doctors from remote regions. The authors investigated the personnel issue in the context of historical reconstruction. They demonstrated the key challenges that the institution had to face and address in its early days. The analysis proved that the Institute provided invaluable experience in training professional medical personnel in the shortest time possible under difficult historical conditions.

Keywords: medicine, medical personnel, advanced training for doctors, further education for doctors, specialization of doctors, healthcare, USSR

For citation: Kaymashnikova E. B., Genina E. S., Kovtun S. P. Formation of the Central Institute for Advanced Medical Education (1930-1938). VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta, 2020, 22(4): 908-915. (In Russ.) DOI: https:// doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-908-915

References

1. Zabludovskii P. E. History of domestic medicine. Pt. 2: Medicine in the USSR. Moscow: Izd. TsOLIUV, 1971, 90. (In Russ.)

2. Petrov B. D. Essays on the history of Russian medicine. Moscow: Medgiz, 1962, 303. (In Russ.)

3. Gorfin D. V. Essays on the history of the development of rural health care in the USSR (1917-1959). Moscow: Medgiz, 1961, 236. (In Russ.)

4. Kuzmin M. K. Soviet medicine during the Great Patriotic War (essays). Moscow: Meditsina, 1979, 239. (In Russ.)

5. Gladkikh P. F., Loktev A. E. Health service in the Great Patriotic War. 1941-1945: essays on the history of Russian military medicine. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin, 2005, 717. (In Russ.)

6. Mikhailenko A. A., Odinak M. M., Iakhno N. N. History of Russian neurology. Moscow neurological school: essays. St. Petersburg: SpetsLit, 2015, 511. (In Russ.)

7. Kolesov V. I. Pages from the history of Russian surgery. Moscow: Izd-vo Akad. med. nauk SSSR, 1953, 284. (In Russ.)

8. Bagdasaryan S. M. Nikolay Nilovich Burdenko (1876-1946): life and work. Moscow: Izd-vo i tip. Izd-va Akad. med. nauk SSSR, 1948, 292. (In Russ.)

9. Gorfin D. V. N. A. Semashko. Moscow: Meditsina, 1967, 72. (In Russ.)

10. Sorokina T. S. History of Medicine, 12th ed. Moscow: Akademiia, 2016, 558. (In Russ.)

11. Shaposhnikova S. N., Maksimova L. A. A short course of lectures on the history of Russian medicine and cultural studies, 2nd ed. Astrakhan: Izd-vo Astrakhanskoi gos. med. akad., 2007, 137. (In Russ.)

12. Zelikson E. Iu. Two systems of advanced training for doctors. Moscow-Leningrad: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1936, 73. (In Russ.)

13. Gorfin D. V. Improvement of doctors in the USSR. Sovetskaia meditsina, 1938, (14-15): 84-87. (In Russ.)

14. Savchenko M. G. Essay on the development of a system for advanced training of doctors in the USSR. Kishinev: Izd-vo TsK KP Moldavii, 1967, 156. (In Russ.)

15. Chikin S. Ia., Isakov Iu. F., Cheknev B. M. Health care and medical training in the USSR. Moscow: Meditsina, 1980, 270. (In Russ.)

16. Petrakov B. D., Shevchenko L. I. Problems of improving postgraduate education of health care managers. Moscow: VNIIMI, 1983, 73. (In Russ.)

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-908-915

17. Shestak N. V. Continuing education of medical personnel in Russia: history, development, prospects. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2010, (1): 167-173. (In Russ.)

18. Central Institute for Advanced Medical Studies, ed. M. D. Kovrigina, 2nd ed. Moscow, 1966, 128. (In Russ.)

19. Central Order of Lenin Institute for Advanced Medical Studies (review of activities), ed. Butrov V. N. Moscow: Meditsina, 1970, 310. (In Russ.)

20. Shtok V. N. People and years: essays on the 75th anniversary of the Department of Neurology of the Russian Medical Academy of Postgraduate Education: 1930-2005. Moscow: MEDpress-inform, 2005, 127. (In Russ.)

21. Outstanding scientists of the Central Institute for Advanced Medical Studies, ed. Moshetova L. K. and others. Moscow: GOU DPO RMAPO, 2010, 484. (In Russ.)

22. Outstanding personalities of domestic medicine: Academician G. P. Rudnev and Professor R. F. Akulova (from the history of heroic medicine: to the 120th anniversary of the birth of Georgy Pavlovich Rudnev, a full member of the USSR Academy of Medical Sciences, comp. and ed. Kolotilova N. N. Moscow: MAKS Press, 2019, 258. (In Russ.)

23. Knopov M. Sh., Taranukha V. K. Research activities of the Central Institute ofAdvanced Medical Training during the Great Patriotic War (to the occasion of the 70th anniversary of the Great Victory). Klinicheskaia meditsina, 2015, 93(9): 68-72. (In Russ.)

24. Genina E. S., Kaymashnikova E. B. The start of establishming Stalinsk (Novokuznetsk) State Medical Refresher Institute (1951-1953). Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, (2-3): 206-211. (In Russ.)

25. Kaymashnikova E. B. Leningrad State Order of Lenin Institute for the Advanced Training of Doctors n. a. S. M. Kirov in 1917-1920s: difficulties and problems. Vestnik NII gumanitarnykh nauk pri Pravitelstve Respubliki Mordoviia, 2019, (4): 68-79. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.