Научная статья на тему 'Организация повышения квалификации врачей в дореволюционной России'

Организация повышения квалификации врачей в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ИМПЕРАТОРСКАЯ МЕДИКОХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВРАЧЕЙ / КЛИНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ / HOSPITAL SCHOOLS / IMPERIAL MEDICAL AND SURGICAL ACADEMY / DOCTOR DEVELOPMENT / CLINICAL INSTITUTE FOR ADVANCED PHYSICIAN TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорышева Ирина Валентиновна, Морозов Алексей Вячеславович

Цель исследования - изучить формирование системы усовершенствования медицинских кадров в дореволюционной России, создание первого в стране специализированного учреждения для повышения квалификации врачей Еленского клинического института в Петербурге, а также участие медицинской общественности в организации усовершенствования подготовки медицинских кадров. Материал и методы. В исследовании использованы общие методологические подходы для историкомедицинского исследования. Результаты и их обсуждение. Подготовка врачей в России началась значительно позднее, чем в Западной Европе. В начале XVIII в. предметом первостепенной заботы правительства являлось обеспечение боеспособности армии, что и послужило основанием для организации первых госпитальных школ, преподавание в которых велось врачамииностранцами на немецком языке. В этот исторический период основной формой усовершенствования врачей являлась заграничная стажировка, в дальнейшем, во второй половине XIX столетия, по инициативе медицинской общественности и при государственной поддержке широкое развитие получило усовершенствование медицинских кадров при российских университетах и крупных лечебных учреждениях. Для среднего медицинского персонала также существовало повышение квалификации. В повивальных школах, находившихся в составе крупных больниц, проводилась сдача экзаменов на получение более высокого разряда для повивальных бабок. Программы экзаменов утверждались Медицинским советом Министерства внутренних дел. Выводы. Со второй половине XIX столетия по инициативе медицинской общественности и при государственной поддержке широкое развитие получило усовершенствование медицинских кадров при российских университетах и крупных лечебных учреждениях. Впервые в мире было создано специальное учреждение для повышения квалификации врачей - Еленинский клинический институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ADVANCED PHYSICIAN TRAINING IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

Aim. The aim of the study was to study the establishment of a system of development of medical personnel in prerevolutionary Russia, the creation of the country’s first specialized institution for advanced training of doctors - Elensky Clinical Institute in St. Petersburg, and the participation of the medical community in the organization of advanced training of medical personnel. Material and methods. The study applied general methodological approaches for historical and medical research. Results and discussion. Training of doctors in Russia began much later than in Western Europe. At the beginning of the XVIII century the primary concern of the government was to ensure the combat capability of the army, which was the basis for the organization of the first hospital schools, which were taught by foreign doctors in German. In the analyzed historical period, the main form of medical training was a foreign internship. Later, in the second half of the XIX century, on the initiative of the medical community and with state support, the improvement of medical personnel at Russian universities and major medical institutions was widely developed. For secondary medical personnel, there was also professional development. In midwives’ schools, which were part of large hospitals, midwives were given highergrade examinations. The examination programs were approved by the Medical Council of the Ministry of internal Affairs. Conclusion. Since the second half of the XIX century, on the initiative of the medical community and with state support, the development of medical personnel at Russian universities and at major medical institutions has been widely developed. For the first time in the world, a special institution was created to improve the skills of doctors. It was Elensky clinical Institute.

Текст научной работы на тему «Организация повышения квалификации врачей в дореволюционной России»

о

БЗОРЫ

© И.В. Егорышева, А.В. Морозов, 2020

УДК 61:378.046.4(47+571(091) DOI: 10.20969/VSKM.2020.13(4).70-75

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

ЕГОРЫШЕВА ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА, ORCID ID: 0000-0001-5936-8254; канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник отдела истории медицины ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», Россия, 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, 12, стр. 1, e-mail: egorysheva@rambler.ru МОРОЗОВ АЛЕКСЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, ORCID ID: 0000-0001-7724-2735; SCOPUS Author ID: 8455076900; канд. мед. наук, доцент курса истории медицины медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (РУДН), Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, e-mail: A0067138@yandex.ru

Реферат. Цель исследования - изучить формирование системы усовершенствования медицинских кадров в дореволюционной России, создание первого в стране специализированного учреждения для повышения квалификации врачей Еленского клинического института в Петербурге, а также участие медицинской общественности в организации усовершенствования подготовки медицинских кадров. Материал и методы. В исследовании использованы общие методологические подходы для историко-медицинского исследования. Результаты и их обсуждение. Подготовка врачей в России началась значительно позднее, чем в Западной Европе. В начале XVIII в. предметом первостепенной заботы правительства являлось обеспечение боеспособности армии, что и послужило основанием для организации первых госпитальных школ, преподавание в которых велось врачами-иностранцами на немецком языке. В этот исторический период основной формой усовершенствования врачей являлась заграничная стажировка, в дальнейшем, во второй половине XIX столетия, по инициативе медицинской общественности и при государственной поддержке широкое развитие получило усовершенствование медицинских кадров при российских университетах и крупных лечебных учреждениях. Для среднего медицинского персонала также существовало повышение квалификации. В повивальных школах, находившихся в составе крупных больниц, проводилась сдача экзаменов на получение более высокого разряда для повивальных бабок. Программы экзаменов утверждались Медицинским советом Министерства внутренних дел. Выводы. Со второй половине XIX столетия по инициативе медицинской общественности и при государственной поддержке широкое развитие получило усовершенствование медицинских кадров при российских университетах и крупных лечебных учреждениях. Впервые в мире было создано специальное учреждение для повышения квалификации врачей - Еленинский клинический институт.

Ключевые слова: госпитальные школы, Императорская медико-хирургическая академия, усовершенствование врачей, Клинический институт для усовершенствования врачей.

Для ссылки: Егорышева, И.В. Организация повышения квалификации врачей в дореволюционной России / И.В. Егорышева, А.В. Морозов // Вестник современной клинической медицины. - 2020. - Т. 13, вып. 4. - С.70-75. DOI: 10.20969/VSKM.2020.13(4).70-75.

ORGANIZATION OF ADVANCED PHYSICIAN TRAINING IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

EGORYSHEVAIRINA V., ORCID ID: 0000-0001-5936-8254; C. Hist. Sci., leading researcher of the Department of history of medicine and public health of N.A. Semashko National Scientific Research Institute of Public Health, Russia, 105064, Moscow, Vorontsovo Pole str., 12, bld. 1, e-mail: egorysheva@rambler.ru

MOROZOV ALEXEY V., ORCID ID: 0000-0001-7724-2735; SCOPUS Author ID: 8455076900; C. Med. Sci., associate professor of history of medicine course of Medical Institute of Peoples Friendship University of Russia (RUDN University), Russia, 117198, Moscow, Miklukho-Maklaystr., 6, e-mail: A0067138@yandex.ru

Abstract. Aim. The aim of the study was to study the establishment of a system of development of medical personnel in pre-revolutionary Russia, the creation of the country's first specialized institution for advanced training of doctors -Elensky Clinical Institute in St. Petersburg, and the participation of the medical community in the organization of advanced training of medical personnel. Material and methods. The study applied general methodological approaches for historical and medical research. Results and discussion. Training of doctors in Russia began much later than in Western Europe. At the beginning of the XVIII century the primary concern of the government was to ensure the combat capability of the army, which was the basis for the organization of the first hospital schools, which were taught by foreign doctors in German. In the analyzed historical period, the main form of medical training was a foreign internship. Later, in the second half of the XIX century, on the initiative of the medical community and with state support, the improvement of medical personnel at Russian universities and major medical institutions was widely developed. For secondary medical personnel, there was also professional development. In midwives' schools, which were part of large hospitals, midwives were given higher-grade examinations. The examination programs were approved by the Medical Council of the Ministry of internal Affairs. Conclusion. Since the second half of the XIX century, on the initiative of the medical

community and with state support, the development of medical personnel at Russian universities and at major medical institutions has been widely developed. For the first time in the world, a special institution was created to improve the skills of doctors. It was Elensky clinical Institute.

Key words: hospital schools, Imperial medical and surgical Academy, doctor development, Clinical Institute for advanced physician training.

For reference: Yegorysheva IV, Morozov AV. Organization of advanced physician training in pre-revolutionary Russia. The Bulletin of Contemporary Clinical Medicine. 2020; 13 (4): 70-75. DOI: 10.20969/VSKM.2020.13(4).70-75.

Подготовка врачей в России началась значительно позднее, чем в Западной Европе. В начале XVIII в. предметом первостепенной заботы правительства являлось обеспечение боеспособности армии, что и послужило основанием для организации первых госпитальных школ, преподавание в которых велось врачами-иностранцами на немецком языке. С ростом числа госпитальных школ встала проблема подготовки собственных преподавательских кадров. Начиная с середины столетия основным способом совершенствования российских врачей и получения звания доктора медицины, дававшее право преподавания в госпитальных школах, являлась стажировка за границей.

Первоначально выпускники госпитальных школ для приобретения более глубоких знаний и докторской степени выезжали в европейские университеты с ведома Медицинской канцелярии, но на собственные средства. В 1761 г. высочайшим повелением 10 русских лекарей за казенный счет были направлены в Лейденский и Страсбургский университеты. Командируемым лекарям было поставлено условие по возвращении в Россию снова определиться на службу. Им было выдано двойное жалованье и обеспечено покровительство русских посланников за рубежом [1, 2].

В 1764 г. было принято официальное постановление Сената о командировании за границу выпускников госпитальных школ для усовершенствования в науках. По подсчетам Б.Н. Палкина, в XVIII в. 89 выпускников госпитальных школ прошли дополнительное обучение и защитили докторские диссертации в европейских университетах [3].

Согласно указу Екатерины II от 9 июля 1764 г. Медицинская коллегия также получила право присваивать степень доктора медицины российским врачам [4]. Еще позднее, по указу от 29 сентября 1791 г., право присуждать степень доктора медицины получил и Московский университет [5].

Государственная политика по отношению к стажировкам врачей за рубежом неоднократно менялась. Император Павел I в 1799 г., опасаясь распространения революционных идей, запретил заграничные командировки врачей, но в царствование Александра I они были вновь восстановлены и даже было разработано специальное «Наставление лекарям, в иностранные государства отправляемым». В 1802 г. С.Ф. Гаевский и Д.М. Велланский были командированы Медико-хирургической академией за границу на три года для подготовки к работе на кафедрах [6].

В начальный период руководства Медико-хирургической академией Я.В. Виллие активно практиковались зарубежные стажировки выпускников акаде-

мии, главным образом в Эдинбургском университете и университетах Германии.

Согласно политике, проводимой Николаем I, опасавшемся распространения западноевропейских либеральных идей, приглашение зарубежных врачей в Россию к началу 30-х гг. XIX в. практически прекратилось. Правительством был взят курс на ликвидацию дефицита врачей за счет более активной подготовки национальных кадров. Сокращение зарубежных командировок отрицательно сказывалось на уровне преподавания медицины [7].

В 1808 г. было сформировано московское отделение Медико-хирургической академии. Медицинские факультеты были открыты при университетах в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани (1814), Харькове (1815), Киеве (1841). Строительство крупных больниц, появление специализированных лечебных заведений и клиник стало характерной чертой развития российской медицины в первой половине XIX в. Все это определило острую потребность в квалифицированных врачах и преподавателях медицинских факультетов.

Для подготовки преподавательских кадров при Дерптском университете в 1828 г. был открыт профессорский институт, куда направлялись наиболее способные выпускники университетов и Медико-хирургической академии, уроженцы России. Предполагалось, что продолжением обучения в Дерптском институте будет еще командировка в зарубежные университетские клиники. Всего было произведено два набора врачей: в 1828 и 1833 гг. Здесь прошли подготовку выдающиеся русские врачи Н.И. Пирогов, Ф.И. Иноземцев. А.М. Филомафитский, М. Лунин, Г. Сокольский и др. [8].

Стажировка врачей за рубежом в эти годы осуществлялась как в виде официальных командировок, так и по собственной инициативе. Примером может служить Н.И. Козлов, выпускник Казанского университета и Дерптского профессорского института, будущий главный военно-медицинский инспектор России (1871-1881). Сын богатого купца, он на собственные средства в 1837-1838 гг. практиковался у лучших профессоров Европы того времени в Вене у К. Рокитанского и Й. Шкоды, в Цюрихе у Й. Шен-лейна, в Париже у Ц. Ру и др. [9].

Медико-хирургическая академия с 1841 г. также начала работу в области усовершенствования знаний врачей в определенных областях практической медицины в виде прикомандирования выпускников академии к собственным клиникам. В 1847 г. Н.И. Пирогов организовал на своей кафедре усовершенствование врачей по военно-полевой хирургии. В 1858 г. при академии был создан факультет усовершенствования для врачей из воинских частей. С 1884 г. в Военно-медицинской

академии было введено ежегодное двухгодичное усовершенствование 56 военных врачей по терапии, военно-полевой хирургии и военной гигиене [10]. В середине столетия возобновились регулярные заграничные стажировки. Выдающиеся отечественные ученые С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, И.М. Сеченов, А.И. Полунин, И.Ф. Клейн и др. посещали зарубежные клиники и лаборатории и даже какое-то время работали в них.

Из-за нехватки клинической базы для преподавания на медицинских факультетах использовались государственные лечебные учреждения, находившиеся в ведении Министерства внутренних дел. Так, в Томской больнице приказа общественного призрения располагались клиники Томского университета. От такого сотрудничества выигрывали не только университеты, но и больницы: научное руководство лечебным процессом и консультации преподавателей университета способствовали повышению квалификации больничных врачей.

В 1865 г. император Александр II подписал постановление «О путях и способах усовершенствования врачей», что утвердило право врачей на прикомандирование к высшим учебным заведениям «для освежения и повышения своих знаний» [11].

В 60-е гг. в петербургском «Институте повивального искусства с родильным госпиталем» началось усовершенствование врачей и акушерок. В 1893 г. Повивальный институт возглавил известный акушер-гинеколог профессор Д.О. Отт, создатель научной школы. Число слушательниц в 1897 г. в институте достигало 150 человек [12]. В конце XIX в. усовершенствование врачей осуществлялось также в Институте экспериментальной медицины, Глазной больнице в Петербурге и др.

Стремительное развитие естественных наук во второй половине XIX в. поставило на повестку дня расширение организации усовершенствования врачей. Потребность в повышении знаний особенно остро встала для уездных, городовых, городских и сельских врачей, работавших вдали от университетов и крупных медицинских учреждений. Земские участковые врачи, вынужденные быть универсалами, при огромной нагрузке, работая в условиях русской деревни, практически были лишены возможности знакомиться с достижениями медицинской науки.

По свидетельству Д.Н. Жбанкова, земским врачам полагался ежегодный месячный отпуск, но его не хватало для повышения знаний [13]. В 80-е гг. XIX в. отдельные земские организации раз в три года начали предоставлять врачам трех-четырехмесячный отпуск с сохранением содержания для повышения квалификации в университетских клиниках и крупных больницах. Некоторые губернские земские больницы по своему уровню не уступали университетским клиникам, но этого было недостаточно для решения проблемы повышения квалификации врачей.

Идея создания в России специального учреждения с целью научного усовершенствования врачей высказывалась многими учеными-медиками. В 1856 г. Н.Ф. Здекауэр предложил использовать для этого Максимилиановскую лечебницу в Петербурге -

поликлиническое учреждение, основанное в 1850 г. «для малоимущего бедного люда». В лечебнице стали проходить практику врачи, желавшие совершенствоваться в различных специальностях [12].

Первым учреждением, созданным в 1885 г. специально для повышения квалификации врачей, стал Еленинский клинический институт в Петербурге. Идея его организации принадлежала известным ученым - Н.И. Пирогову, Н.Ф. Здекауэру, Э.Э. Эйх-вальду, разработавшему в 70-е гг. проект института. В реализации этого замысла большую роль сыграла великая княгиня Елена Павловна, завещавшая 75 000 руб. на строительство института и добившаяся выделения для него большого участка земли на плацу Преображенского полка [14].

Как было сказано в «Путеводителе по врачебным и санитарным учреждениям С.-Петербурга», подготовленном под редакцией В.В. Пашутина, основными направлениями деятельности института было содействие клиническому изучению болезней и способов их лечения, усовершенствование врачей в важнейших отраслях практической медицины, оказание медицинской помощи больным как в клинике института, так и приходящим больным [15].

В институте первоначально были организованы терапевтическая и хирургическая клиники на 80 кроватей, амбулаторное отделение и аптека. Первым директором института стал Э.Э. Эйхвальд, руководивший кафедрой терапии. После его смерти кафедру возглавлял М.И. Афанасьев, создатель первой в России самостоятельной клинической школы бактериологов. Кафедрой хирургии руководил Н.Д. Монастырский, активно пропагандировавший асептику и антисептику, основоположник желчной хирургии в России. В 1893 г. хирургическую клинику возглавил Н.В. Склифосовский, одновременно руководивший институтом. Он первым в России показал в своей клинике работу рентгеновского аппарата. В 1886 г. в институте была создана кафедра кожных и венерических болезней во главе с профессором О.В Петерсеном. В этом же году Э.Э. Эйхвальдом была открыта кафедра физиотерапии. В зубоврачебной клинике института в 90-е гг. XIX в. работал видный стоматолог А.К. Лимберг. В 1889 г. была основана кафедра нервных болезней во главе с О.О. Мочутковским. В институте в разное время работали известные ученые: гинеколог Д.О. Отт, онколог Н.Н. Петров, психиатр Л.В. Блуменау, гигиенист Г.В. Ллопин, педиатр К.А. Раухфус, фармаколог В.К. Анреп и др. К чтению лекций привлекались профессора из других учебных учреждений и клиник [12].

Обучение в институте было платным, но по воскресным дням работали бесплатные курсы, пользовавшиеся большой популярностью у врачей. Желающие получить информацию о новейших достижениях медицинской науки должны были заранее записываться на курсы. В 1894 г. институт был передан в ведение Министерства народного просвещения и получил звание «Императорский клинический институт великой княгини Елены Павловны» [16].

Число слушателей в 90-е гг. XIX в. составляло до 600 человек в год. Поначалу в институте в основ-

ном обучались вольнопрактикующие врачи. Число земских врачей, за учебу которых платило земство, постепенно росло, и в начале ХХ столетия они составляли более 30% выпускников. К началу 1917 г. в институте было 8 кафедр и 25 преподавателей. Всего с 1885 до 1917 г. здесь прошли усовершенствование 9869 врачей [7, 17].

Положительную роль в организации повышения квалификации врачей сыграло Общество взаимопомощи врачей, приезжающих для научного усовершенствования, созданное при Еленинском клиническом институте в начале ХХ в. В его задачи входила корректировка специализации курсов в соответствии с запросами приезжающих врачей. Общество помогало врачам знакомиться с новейшими научными достижениями в области медицины: приглашало специалистов для чтения лекций по дисциплинам, не преподававшимся в институте, договаривалось с авторитетными больницами и клиниками о практических занятиях для курсантов. Подробно о работе Общества сообщалось в докладе председателя Общества А.Л. Менцковского на Х1 Пироговском съезде. По мнению участников съезда, научное усовершенствование врачей должно было войти в круг обязанностей крупных больниц и университетских клиник [18].

Консультативную помощь практикующим врачам, а также занятия по повышению их квалификации в конце XIX в. начали вести медицинские факультеты русских университетов. Ярким примером может служить Московский университет. В 80-е гг. вопросы повышения квалификации врачей заняли видное место в работе его профессуры. Наибольшее внимание уделялось земским врачам, работающим в сельской местности. Показательно, что в 1887 г. при открытии II съезда Пироговского общества Н.В. Склифосовский, председательствовавший на съезде, в приветствии от имени Московского университета отметил историческую роль скромного труженика, несущего культуру в народ - земского участкового врача, заявив, что земский врач представляет в данное время «основную фигуру среди врачей» [19].

Не случайно московский профессор, акушер-гинеколог В.Ф. Снегирев посвятил земским врачам свой труд «Маточные кровотечения» (1884), получивший мировое признание. В предисловии к книге он писал: «Мне хотелось, чтобы врач, в особенности земский, нашел в моей книге подспорье себе, добрый совет и доброе наставление, как бороться с одним часто встречающимся симптомом - кровотечением...» [20]. Под руководством В.Ф. Снегирева в 1896 г. при Московском университете был организован Институт усовершенствования для врачей-гинекологов с преимуществом приема для земских врачей на средства предпринимателя и мецената П.Г. Шелапугина [21].

Профессора Московского университета - хирурги П.И. Дьяконов, Н.В. Склифосовский, А.А. Бобров, невропатолог А.Я. Кожевников, окулист А.А. Маклаков - консультировали по воскресеньям земских врачей и отводили рабочие места для них в своих клиниках. П.И. Дьяконов, руководивший кафедрой

оперативной хирургии и топографической анатомии, выезжал на земские врачебные участки. Большую помощь он оказал талантливому хирургу А.Г. Архангельской в организации образцовой земской больницы в селе Петровском в Верейском уезде Московской губернии [22]. Клиника П.И. Дьяконова фактически представляла своего рода институт усовершенствования врачей.

Консультативную методическую помощь выполнял и профессор Московского университета Ф.Ф. Эрисман, настаивавший на необходимости организации усовершенствования для земских санитарных врачей, обучения их методам статистических исследований. Санитарно-статистические исследования, осуществленные под его руководством на фабриках и заводах Московской губернии, послужили образцом для аналогичных работ в ряде губерний. Херсонский санитарный врач М.С. Уваров, организуя санитарно-статистическое исследование труда и быта пришлых сельскохозяйственных рабочих (1889-1890), ездил консультироваться к Ф.Ф. Эрисману. Сам Ф.Ф. Эрисман также приезжал в Херсонскую губернию для оказания помощи санитарным врачам. Для консультаций с Ф.Ф. Эрисманом и Е.А. Осиповым в 1884 г. в Москву приезжал и петербургский санитарный врач И.А. Дмитриев [23].

Роль медицинского факультета Московского университета в пропаганде научных достижений в учреждениях практического здравоохранения в Х1Х - начале ХХ в. можно рассматривать и на примере московской Голицынской больницы. С конца 70-х гг. Голицынская больница ввела должности консультантов, которые заняли преподаватели Московского университета, что существенно подняло уровень квалификации медицинского персонала больницы. В 1885-1886 гг. руководство больницы приглашало по воскресеньям профессоров Московского университета для чтения лекций. Так, лекции по патологии в больнице читал профессор И.Ф. Клейн, по общей патологии - профессор А.Б. Фохт, по глазным болезням - А.Н. Маклаков. Особенно тесное неформальное сотрудничество Голицынской больницы сложилось с профессором П.И. Дьяконовым, одним из основоположников отечественной пластической хирургии, который произвел в ней целый ряд показательных операций. В сложных случаях по вопросам оториноларингологии консультативную помощь ординаторам больницы оказывал приват-доцент С.Ф. Штейн [24].

Аналогичную работу по повышению квалификации врачей активно проводил медицинский факультет Казанского университета [25]. В Харькове курсы для санитарных врачей были организованы при бактериологической станции.

Проблема усовершенствования врачей многократно поднималась на Пироговских съездах. Развитие земской медицины поставило на повестку дня вопрос о специализации земских врачей, о чем настаивал Д.Н. Жбанков в 1889 г. на III съезде. Секция земской и городской медицины по докладу П.П. Розанова на Х съезде подробно обсуждала вопросы организации повторительных курсов для врачей при клиниках и больничных учреждениях.

На необходимость организации курсов для санитарных врачей на Пироговских съездах указывали и С.Е. Корженевский, Г.В. /лопин, П.Н. Диатроптов и др.

О том, что усовершенствование врачей в начале XX в. рассматривалось правительством как проблема государственного значения, свидетельствует принятый в 1905 г. Устав врачебный. В статье № 47 Устава шла речь о «доставлении способов к научному усовершенствованию врачам, состоящим на службе по ведомству Министерства внутренних дел в губерниях и уездах». Согласно Уставу в распоряжение Управления главного врачебного инспектора министерства ежегодно отпускались средства на командировки гражданских врачей в клиники университетов и Военно-медицинской академии, а также на «вознаграждение профессоров, кои будут заниматься с теми врачами как в больницах С.-Петербурга, так и других городов, где есть университеты». В отдельных случаях в Уставе предусматривались командировки за государственный счет в зарубежные клиники. Министерство внутренних дел стимулировало желание врачей, находящихся на правительственной службе, совершенствовать свою квалификацию путем повышения чина и пенсии врачам, прошедшим дополнительное обучение [26].

В дореволюционной России для среднего медицинского персонала также существовало повышение квалификации. В повивальных школах, находившихся в составе крупных больниц, проводилась сдача экзаменов на получение более высокого разряда для повивальных бабок. Программы экзаменов утверждались Медицинским советом Министерства внутренних дел.

История формирования в России системы повышения квалификации врачей свидетельствует о том, что до середины XIX в. правительство не уделяло достаточного внимания усовершенствованию врачей. В начале XIX в. основной формой усовершенствования врачей являлась заграничная стажировка, в дальнейшем, во второй половине столетия, по инициативе медицинской общественности и при государственной поддержке широкое развитие получило усовершенствование медицинских кадров при российских университетах и крупных лечебных учреждениях. Впервые в мире было создано специальное учреждение для повышения квалификации врачей - Еленинский клинический институт.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и других взаимоотношениях. Все авторы принимали участие в разработке концепции, дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мирский, М.Б. Медицина в России XVI-XIX веков / М.Б. Мирский. - М.: РОССПЭН, 1996. - С.110—111.

2. Будко, А.А. История медицины Санкт-Петербурга /

A.А. Будко, А.А. Шабунин. - СПб.: Нестор-История, 2003. - С.91.

3. Палкин, Б.Н. Русские госпитальные школы XVIII в. / Б.Н. Палкин - М.: Медгиз, 1959. - С.97-98.

4. Полное собрание законов Российской империи. - 1. (XVI), № 12179.

5. Полное собрание законов Российской империи. - 1. (XXIII), № 16988.

6. Змеев, Л.Ф. Русские врачи-писатели / Л.Ф. Змеев. -СПб.: Типография О. Елеонского,1886. - Т. 1. - 211 с.

7. Самойлов, В.О. История российской медицины /

B.О. Самойлов - М.: Эпидавр,1997. - С.84-87, 143.

8. Карнаух, Н.В. Научно-педагогическая деятельность выпускников Профессорского института / Н.В. Карнаух // Известия Российской академии образования. - 2013. -№ 3 (27). - С.49-58.

9. Егорышева, И.В. Николай Илларионович Козлов -ученый, врач, выдающийся организатор военной медицины (к 200-летию со дня рождения) / И.В. Егорышева // Военно-медицинский журнал. - 2014. -№ 11. - С.71-75.

10. Профессора Военно-медицинской академии (Медико-хирургической академии)/ под ред. Ю.Л. Шевченко. -Санкт-Петербург: Наука,1998. - С.313.

11. Шестак, Н.В. Становление и развитие системы усовершенствования врачей в дореволюционной России / Н.В. Шестак // Педагогика профессионального медицинского образования. - 2018. - № 1. -URL: http:// www.profmedobr.ru/artides/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-usovershenstvovanija-vrachej-v-dorevoljucionnoj-rossii/

12. Базанов, В.А. Медицинские памятные места Ленинграда / В.А. Базанов, В.И. Селиванов, Е.Ф. Селиванов. - Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1971. - С.68, 82-83.

13. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 199. Оп.1. Ед. хр. 24. Л.4.

14. Эйхвальд, Э.Э. Очерк возникновения и задачи Клинического института великой княгини Елены Павловны / Э.Э. Эйхвальд. - СПб.: Тип. и лит. А. Пожаровой,1885. -29 c.

15. Путеводитель по врачебным и санитарным учреждениям С.-Петербурга/ под ред. В.В. Пашутина. - СПб.: Типография Шредера,1889. - С.49.

16. Беляков, Н.А. Императорский клинический институт Великой княгини Елены Павловны. Российская школа усовершенствования врачей (1885-1917 годы) / Н.А. Беляков, О.К. Хмельницкий, А.П. Щербо. - СПб.: МАПО, 1999. - 383 с.

17. Гоибанов, Э.Д. История развития медицинского образования / Э.Д. Грибанов - М.: Издательство ЦОЛИУВ, 1974. - С.26.

18. Труды XI Пироговского съезда. - СПб., 1911. - Т. 1. -

C.126-144.

19. Труды II съезда русских врачей в Москве. - М., 1887. -Т. 2. - С.56-58.

20. Снегирев, В.Ф. Маточные кровотечения / В.Ф. Снегирев. - 3-е изд. - М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1900. -С. VII-IX. - 804 с.

21. Сердюков, М.Г. В.Ф. Снегирев [1847-1916]. Жизнь и научная деятельность / М.Г. Сердюков. - М.: Издательство Академии медицинских наук СССР, 1950. - 268 с.

22. Якобсон, С.А. Земский врач А.Г. Архангельская / С.А. Якобсон. - М.: Медгиз, 1958. - 115 с.

23. Егорышева, И.В. Деятельность Ф.Ф. Эрисмана в Московской земской организации (к 175-летию со дня рождения) / И.В. Егорышева // Гигиена и санитария. -2018. - Т. 97, № 4. - С.375-377.

24. Сто лет Голицынской больницы в Москве. - М.: Издательство князя С.М. Голицына, 1902. - 249 с.

25. Первушин, В.П. Об организации в Казани при университете повторительных курсов для врачей. / В.П. Первушин. - Казань: Типография Казанского университета, 1908. - 7 с.

26. Фрейберг, Н.Г. Врачебно-санитарное законодательство в России / Н.Г. Фрейберг. - 3-е изд. - СПб.: Практическая медицина (В.С. Эттингер), 1913. - 1071 с.

REFERENCES

1. Mirskij MB. Medicina v Rossii XVI-XIX vekov [Medicine in Russia XVI-XIX centuries]. Moskva: ROSSPEN [Moscow: ROSSPEN]. 1996; 110-111.

2. Budko AA, Shabunin AA. Istoriya mediciny Sankt-Peter-burga. [History of medicine of Saint Petersburg]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya [Sankt-Peterburg: Nestor-History]. 2003; 91.

3. Palkin BN. Russkie gospital'nye shkoly XVIII v [Russian hospital schools XVIII v]. Moskva: Medgiz [Moscow: Medgiz]. 1959; 97-98.

4. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire]. 1( XVI); № 12179.

5. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire]. 1(XXIII); № 16988.

6. Zmeev LF. Russkie vrachi-pisateli. [Russian doctors-writers]. Sankt-Peterburg: Tipografiya O.Yeleonskogo [Saint Petersburg: O. Eleonsky's printing house]. 1886; 1: 211.

7. Samojlov VO. Istoriya rossijskoj mediciny. [History of Russian medicine]. Moskva: Epidavr [Moscow: Epidavr]. 1997; 84-87, 143.

8. Karnauh NV. Nauchno-pedagogicheskaya deyatel'nost' vypusknikov Professorskogo in-stituta [Scientific and pedagogical activity of graduates of the Professorial Institute]. Izvestiya Rossijskoj Akademii Obrazovaniya [News of The Russian Academy of Education]. 2013; 3 (27): 49-58.

9. Egorysheva IV. Nikolaj Illarionovich Kozlov - uchenyj, vrach, vydayushchijsya organizator voennoj mediciny (K 200-letiyu so dnya rozhdeniya) [Nikolay Illarionovich Kozlov-scientist, doctor, outstanding organizer of military medicine (To the 200th anniversary of his birth)]. Voenno-medicinskij zhurnal [Military medical journal]. 2014; 11: 71-75.

10. Shevchenko YL ed. Professora Voenno-medicinskoj akademii (Mediko-hirurgicheskoj akademii) [Professor of the Military medical Academy (Medico-surgical Academy)]. Sankt-Peterburg: Nauka [Saint Petersburg: Science]. 1998; 313.

11. Shestak, NV Stanovlenie i razvitie sistemy usovershen-stvovaniya vrachej v dorevolyucionnoj Rossii [Formation and development of the system of advanced doctors in pre-revolutionary Russia]. Pedagogika professional'nogo medicinskogo obrazovaniya [Pedagogy of professional medical education]. 2018; 1: http://www.profmedobr.ru/ar-ticles/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-usovershenstvovanija-vrachej-v-dorevoljucionnoj-rossii/

12. Bazanov VA, Selivanov VI, Selivanov EF. Medicinskie pamyatnye mesta Leningrada [Medical commemorative

places of Leningrad]. Leningrad: Meditsina, Leningrads-koye otdeleniye [Leningrad: Medicine, Leningrad branch]. 1971; 68, 82-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva [Russian state archive of literature and art]. F 199, Op 1, Yed khr 24, L 4.

14. Ejhval'd EE. Ocherk vozniknoveniya i zadachi klinichesk-ogo instituta Velikoj knyagini Eleny Pavlovny [Essay of the emergence and tasks of the clinical institute of Grand Princess Elena Pavlova]. Sankt-Peterburg: Tipografiya A Pozharovoy [Saint Petersburg: A Pozharova's printing house]. 1885; 29 p.

15. Pashutin VV ed. Putevoditel' po vrachebnym i sanitarnym uchrezhdeniyam Sankt -Peterburga [Guide to medical and sanitary institutions of St Petersburg]. Sankt-Peterburg: Tipografiya Shredera [Saint Petersburg: Schroeder's printing house]. 1889; 49 p.

16. Belyakov NA, Hmel'nickij OK, Shcherbo AP. Imperator-skij klinicheskij institut Velikoj knyagini Eleny Pavlovny [Imperial Clinical Institute of Grand Princess Elena Pavlova]. Rossijskaya shkola usovershenstvovaniya vrachej (1885-1917 gody) [Russian school of advanced medicine (1885-1917)]. Sankt-Peterburg [Saint - Petersburg]: MAPO. 1999; 383 p.

17. Gribanov ED. Istoriya razvitiya medicinskogo obrazovaniya [History of medical education development]. Moskva: Izdatel'stvo TSOLIUV [Moscow: TSOLIUV Publishing House]. 1974; 26 p.

18. Truds XI Pyrogov Congress [Trudy XI Pirogovskogo s'ezda]. Sankt-Peterburg [Saint Petersburg]. 1911; 126144.

19. Trudy II s'ezda russkih vrachej v Moskve [Truds II Congress of Russian Doctors in Moscow]. Moskva: pechatnya AI Snegirevoy [Moscow: AI Snegirevoy]. 1887; 56—58.

20. Snegirev VF. Matochnye krovotecheniya [Uterine bleeding]. Moskva [Moscow]. 1900; 3: VII-IX: 804 p.

21. Serdyukov MG. VF Snegirev (1847-1916); Zhizn' i nauch-naya deyatel'nost' [VF Snegirev (1847-1916): Life and scientific activity]. Moskva: Izdatel'stvo Akademii meditsin-skikh nauk SSSR [Moscow: Publishing house of the USSR Academy of Medical Sciences]. 1950; 268 p.

22. Yakobson SA. Zemskij vrach AG Arhangel'skaya. [Zemsky doctor AG Arhangelskaya]. Moskva: Medgiz [Moscow: Medgiz]. 1958; 115 p.

23. Egorysheva IV. Deyatel'nost' F.F. Erismana v Moskovskoj zem skoj organizacii (k 175-letiyu so dnya rozhdeniya) [Activities of F.F.Erisman in the Moscow Zemsky Organization (for the 175th anniversary of birth)]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation]. 2018; 97 (4): 375-377.

24. Sto let Golicynskoj bol'nicy v Moskve [One hundred years of Golitsin Hospital in Moscow]. Moskva: Izdatelstvo knyazya SM Golitsyna [Moscow: Publishing House of SM Golitsyn]. 1902; 249 p.

25. Pervushin VP. Ob organizacii v Kazani pri universitete povtoritel'nyh kursov dlya vrachej. [About organization in Kazan at the University of repetition courses for doctors]. Kazan: Tipografiya Kazanskogo universiteta [Kazan: Printing house of Kazan University]. 1908; 7 p.

26. Freiberg NG. Vrachebno-sanitarnoe zakonodatel'stvo v Rossii. [Medical and sanitary legislation in Russia]. Prod the 3rd Sankt-Peterburg: «Prakticheskaya medicina» (VS Ettinger): [Saint Petersburg «Practical medicine» (V.S. Ettinger)].1913; (3): 1071 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.