УДК 371.485 Николаев Сергей Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент, начальник факультета дополнительного профессионального образования Псковского юридического института ФСИН России dom-hors@mail.ru
СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Nikolayev Sergey Mikhaylovich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the Continuing Professional Education Department, Pskov Law Institute of the Russian Federal Service for Punishment Execution dom-hors@mail.ru
FORMATION OF VALUE BASIS OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN THE NEW AGE
Аннотация:
В статье проводится ретроспективный анализ наследия педагогов Нового времени с целью создания ценностной основы антикоррупционного образования. Основное внимание акцентируется на умении управлять и объективно оценивать свои желания и потребности. При этом жизнь в обществе воспринимается на чувственном восприятии нравственных начал человеческого общежития. Огромную роль играет формирование гармонично развитой личности на основе самостоятельно полученного в процессе обучения и воспитания опыта полезности правопослушного поведения.
Ключевые слова:
антикоррупционное образование, управление страстями, контроль желаний, осознанное отношение к жизни, воспитывающие действия.
Summary:
The article carries out a retrospective analysis of the New Age teachers’ heritage in order to create a value basis for anti-corruption education. The special attention is paid to capability to control and appraise impartially one’s own desires and needs. Moreover, social life is interpreted by sensory perception of the moral basics of the human community. Formation of the harmoniously developed personality on the basis of learned during education and self-upbringing experience of efficiency of the law-obedient behaviour is becoming ever more relevant.
Keywords:
anti-corruption education, passion control, desire control, conscious attitude to life, educational actions.
Проблема противодействия коррупции не нова в истории человечества. Однако исследованиям, посвященным построению основы антикоррупционного образования, уделяется не достаточное внимание в современной России. Менялись эпохи, возникали и исчезали государства, приходили и уходили правители, а коррупция оставалась как негативное по сути, многоликое, чрезвычайно живучее явление реальной жизни [1, с. 106]. Для определения сущности антикоррупционного образования с целью их дальнейшей систематизации обратимся к педагогическому наследию, историческому и философскому знанию об эволюции развития человека и становления правосознания.
Изучение становления и развития ценностной основы антикоррупционного образования в Новое время начнем с учения Дж. Локка о нравственности человека, которую он ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности, поощряют его свободное, естественное развитие. Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет, - благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми» [2, с. 68].
Исследуя произведение Дж. Локка «Опыт о человеческом разумении» обратимся к суждению, выражающему проблему противодействия коррупции в современном Российском обществе: «Невозможно представить, чтобы целый народ, все люди одного общества совершенно открыто отрицали и отвергали то, что каждый из них несомненно и безошибочно признал законом, ибо не так должны поступать те, у кого он запечатлен в душе от природы... Но нельзя представить себе, чтобы целое общество людей могло открыто и явно отрицать и отвергать правило, относительно которого они в своей душе совершенно уверены, что оно закон» [3, т. 1, с. 122].
Почему граждане России так просто идут на нарушение уголовного закона, норм морали и нравственности? Почему коррупционные отношения продолжают свое существование, в них регулярно вступает большинство Российских граждан? Ведь это закон и большинство людей признают, что это закон. Данные вопросы возникают с момента создания государства, однако однозначного ответа на этот вопрос и универсального решения проблемы пока не найдено.
Истинную свободу человека Дж. Локк видел в умении управлять своими страстями. Обращаясь к духовной составляющей воспитания, мыслитель утверждает, что бог знает недостатки каждого человека и не требует больше того, что человек в состоянии сделать. Правильное направление пути к истинному счастью зависит от того, воздерживается ли человек от поспешного угождения своим желаниям, обуздывает ли свои страсти так, чтобы разум мог свободно обдумывать возможности доброго поведения [4, с. 315].
Для формирования системы антикоррупционного образования в части нравственной составляющей рассмотрим учение о человеке Ж.Ж. Руссо, в основе которого лежит идея о первенстве чувств. Чувство, по словам Ж.Ж. Руссо, - единственное средство, через которое человек воспринимает окружающий мир. Ж.Ж. Руссо выделяет чувство самосохранения, которое является инстинктом человека. Из данного чувства вытекают сострадание и сочувствие, которые являются одной из основных категорий нравственной теории Ж.Ж. Руссо. Без сострадания и сочувствия нет нравственности. Только нравственность, основанная на сострадании и сочувствии, является истинной. Поэтому в теории воспитания Ж.Ж. Руссо большое внимание уделяется обучению ребенка с раннего детства сострадать чужой беде, несчастью, горю. Жалость, первое относительное чувствование, трогающее сердце человеческое, если человек следует порядку природы.
Продолжая рассмотрение идеи саморазвития личности в процессе воспитания, обратимся к педагогическим трудам И.Г. Песталоцци. По мнению мыслителя, учебный предмет - это средство развития способностей учеников. В процессе обучения приобретается чувственный опыт, развиваются умственные способности. Усвоение знаний не должно быть оторвано от умения их применять. Среди всего того, что является ясным, ничто не может быть яснее, чем принцип, что знание истины у человека исходит из знания себя самого [5, с. 7-9].
Для построения основы антикоррупционного образования обратимся к учению педагога о воспитании способности рефлексирования, которая предполагает: усвоение основ познания, осознанного восприятия вещей и слов; применение усвоенных (пока бессознательно) категорий и идеальных объектов к исследованию реального мира в ходе «созерцания»; оперирование изучаемыми объектами в мышлении с помощью языка. Задача педагога при этом состоит в помочи ученикам понять свои собственные действия по воссозданию образов созерцания и представления, сознательно воспроизводить то, что воспринималось ранее бессознательно [6].
Рассматривая педагогическую теорию И.Ф. Гербарта, необходимо остановиться на принципе воспитывающего обучения, в соответствии с которым целенаправленное обучение развивает чувства, желания, волю личности, то есть ее внутренний опыт [7, с. 26]. Формирование нравственного человека предполагает развитие всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов [8, с. 87]. А. Дистервег суть воспитания видел в возбуждении и напряжении природных сил ребенка. Обучение имеет своей главной задачей развитие умственных сил и способностей ученика, формальное образование должно сочетаться с материальным, со знаниями, получаемыми самостоятельным путем [9].
Особый интерес для организации антикоррупционного образования как системы имеют положения педагогической теории А. Дистервега о непрерывности образования. То обучение непрерывно, которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание материала [10]. Данное положение предполагает, с одной стороны, максимальное развитие самостоятельности при изучении материла и его нравственной оценки. С другой, необходимость выстраивания системы антикоррупционного образования с учетом возраста ученика и способностей к освоению материала.
Актуальные мысли для построения ценностной основы противодействия коррупции мы находим при изучении работ Э. Дюркгейма. Мыслитель говорит, что итог воспитательного процесса - слияние социального и биологического компонентов, то есть достижение «индивидуальной социализации». Преступление необходимо, оно связано с основными условиями всякой социальной жизни и уже потому полезно, так как условия, с которыми оно связано, в свою очередь необходимы для нормальной эволюции морали и права.
Э. Дюркгейм обоснованно приходит к выводу, что право и нравственность изменяются не только от одного социального типа к другому, но и для одного и того же типа при изменении условий коллективного существования. Но для того, чтобы эти преобразования были возможны, необходимо, чтобы коллективные чувства, лежащие в основе нравственности, не сопротивлялись изменениям. Действительно, всякое устройство служит препятствием к переустройству, и тем сильнее, чем прочнее первоначальное устройство [11, с. 31]. В настоящее время на уровне государства проводится работа по «развалу» коррупционного устройства общественных отношений и система антикоррупционного образования призвана сформировать неприятие коррупции на уровне морали и нравственности.
Для системы антикоррупционного образования важно рассмотрение «обучающей среды» как основы формирования умений и навыков неприятия коррупции. Обратимся к исследованиям, проведенным Д. Дьюи, в которых автор указывает, что для повышения эффективности «обучающей среды» необходимо выполнение трех функций: 1) упрощение и упорядочивание способностей, знаний, навыков, умений, которые желательно иметь на «выходе»; 2) прояснение и идеализация существующего социального устройства; 3) создание более широкого и лучше сбалансированного окружения, чем то, в котором находился бы ученик, будь он предоставлен самому себе [12]. По мнению Д. Дьюи, содержанием образования является опыт, вынесенный из конкретной ситуации, из проведения специально организованных действий. При этом действия должны быть организованы таким образом, чтобы побудить ученика адаптировать цели и желания к конкретной ситуации [13].
Являясь одним из создателей философии прагматизма, Д. Дьюи видел в полезности главный критерий определения истинности. Только результаты завершенной работы могли подтвердить или опровергнуть правильность понятий и теорий, которые выступали инструментами познания и преобразования человеком окружающего мира. Прагматизм должен помогать людям решать их жизненные проблемы. Идея действия и активности обращала Д. Дьюи к проблеме педагогической организации деятельност-
ной активности людей, которая оказывалась в его учении целью, смыслом и способом их существования и развития [14].
Проведенное исследование ценностной основы антикоррупционного образования в Новое время позволяет нам выделить следующие положения.
1. Эффективное антикоррупционное образование предполагает развитие жизненной воли человека, позволяющей контролировать и сдерживать желания.
2. Уровень коррупции в современном обществе напрямую связан с провалами в воспитании граждан. Сложность реализации антикоррупционного образования вызвана тем, что в современном российском обществе наблюдается отрицание у граждан правил, относительно которых они в душе совершенно уверены, что это закон, охраняющий и сохраняющий государство и государственность.
3. Истинная свобода человека состоит не в приобретении материальных благ преступным путем, а в умении управлять своими страстями и осознанно относиться к жизни в обществе.
4. Антикоррупционное образование призвано развить у обучаемых чувственный опыт с помощью развивающего обучения, которое предполагает активное творческое познание сути вещей и процессов.
5. Антикоррупционное образование предполагает воспитывающее обучение, которое развивает чувства, желания, волю и строится на организации специальных обучающих и воспитывающих действий. При этом обучаемый должен понять полезность неприятия коррупции и правопослушного поведения.
Ссылки:
1. Худойкина Т.В., Шекшаева Е.В. Становление российского законодательства в сфере борьбы с коррупцией // Вестник Мордовского университета. 2009. № 4.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие. М., 1998.
3. Локк Дж. Сочинения: в 3-х т. / под ред. И. С. Нарского. М.,1985.
4. Там же.
5. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Фрагменты, отобранные Б.М. Бим-Бадом. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/pestalozzi_wie_gertrud_ihre_kinder_lehrt.pdf (дата обращения: 20.11.2012).
6. Бим-Бад Б.М. Песталоцци: концепция развивающего обучения. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php? aid=589 (дата обращения: 15.11.2012).
7. Лещинский В.И., Мозгарев Л.В., Неделина С.В., Седова Е.Е. Краткий справочник по курсу «История образования и
педагогической мысли»: Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени. Воронеж, 2004.
8. Джуринский А.Н. Указ. соч.
9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: учебник для студентов педагогических институтов. М., 1982.
10. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
12. Бим-Бад Б.М. Педагогика Джона Дьюи. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=206 (дата обраще-
ния: 16.11.2012).
13. Там же.
14. Корнетов Г.Б. Прогрессивистская педагогика Джона Дьюи. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full. php?aid=602 (дата обращения: 15.11.2012).
References (transliterated):
1. Khudoykina T.V., Shekshaeva E.V. Stanovlenie rossiyskogo zakonodatel'stva v sfere bor'by s korruptsiey // Vestnik Mor-dovskogo universiteta. 2009. № 4.
2. Dzhurinskiy A.N. Istoriya zarubezhnoy pedagogiki: uchebnoe posobie. M., 1998.
3. Lokk Dzh. Sochineniya: in 3 vols. / ed. by I. S. Narskiy. M.,1985.
4. Ibid.
5. Pestalotstsi I.G. Kak Gertruda uchit svoikh detey. Fragmenty, otobrannie B.M. Bim-Badom. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/pestalozzi_wie_gertrud_ihre_kinder_lehrt.pdf (date of access: 20.11.2012).
6. Bim-Bad B.M. Pestalotstsi: kontseptsiya razvivayushchego obucheniya. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_ full.php?aid=589 (date of access: 15.11.2012).
7. Leshchinskiy V.I., Mozgarev L.V., Nedelina S.V., Sedova E.E. Kratkiy spravochnik po kursu «Istoriya obrazo-vaniya i ped-
agogicheskoy mysli»: Velikie pedagogi, znachitel'nie sobytiya, fakty na osi vremeni. Voronezh, 2004.
8. Dzhurinskiy A.N. Op. cit.
9. Konstantinov N.A., Medynskiy E.N., Shabaeva M.F. Istoriya pedagogiki: uchebnik dlya studentov pedagogicheskikh insti-tutov. M., 1982.
10. Disterveg A. Izbrannie pedagogicheskie sochineniya. M., 1956.
11. Dyurkgeym E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie. M., 1995.
12. Bim-Bad B.M. Pedagogika Dzhona D'yui. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=206 (date of access: 16.11.2012).
13. Ibid.
14. Kornetov G.B. Progressivistskaya pedagogika Dzhona D'yui. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.
php?aid=602 (date of access: 15.11.2012).