FORMATION OF THE THEORY OF SCENOGRAPHY AND ITS ROLE IN SCIENCE ABOUT THEATRE. L.CLODISSON. - LONDON: ENGLAND WORDSWORTH CLASSICS, 2011. - 282 P. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СЦЕНОГРАФИИ И ЕЕ РОЛЬ В НАУКЕ О ТЕАТРЕ. -Л.КЛОДИССОН. - ЛОНДОН: ИНГЛАНД ВОРДСВОРТ КЛАССИКС, 2011. - 282 С.
Книга «Formation of the theory of scenography and its role in science about theatre. L.Clodisson. -London: England wordsworth classics, 2011. - 282 p.» представляет собой исследование, посвященное театральному искусству, его менее всего разработанным проблемам, связанным с пространственной образностью спектакля, его сценографическим решением. Обычно сценография спектакля рассматривается как нечто привнесенное, поэтому о ней говорят с позиции других видов искусства, например живописи. Такой подход сразу разрушает спектакль как целостное произведение, поэтому чаще в работах искусствоведов, анализирующих театральное творчество, наблюдается соединение отдельных частей различных видов искусства, более или менее точно подобранных в соответствии с некоторой общей идеей, что отражает профессиональную распределенность при создании спектакля (художник, драматург, композитор и т.д.).
Непосредственно термин «сценография» часто употребляется как в искусствоведческой литературе, так и в практике театра. Этим термином обозначают и декорационное искусство (или один из этапов его развития, охватывающий конец XXI - начало ХХ вв.), и науку, изучающую пространственное решение спектакля, и, наконец, термином «сценограф» обозначают такие профессии в театре, как художник-постановщик, художник-технолог сцены.
Исследуя сценографию как пространственное решение спектакля и определяя ее роль в целостности всего театрального произведения, автор представляет определение сущности театрального искусства в целом и его места в системе искусств, а это связано, в свою очередь, с решением таких проблем, как выявления специфики театра, определение предмета его творческих устремлений, закономерности проявления материала в произведении.
Театральное искусство является синтетическим по форме и синкретическим по содержанию видом творчества. Синтетизм театрального произведения заключается в значительном влиянии на театр таких видов искусства, как литература, музыка, живопись, архитектура, скульптура и др. Более того, так называемые простые виды искусства входят в спектакль в специфических формах, как бы «отеатрализовываются»: литература в форме (жанре) драматургии, музыка - в качестве музыкального оформления (в драматическом театре), архитектура - как театральная архитектура и сценический комплекс с архитектурными элементами спектакля; в форме декорационного искусства в театрально произведение входят живопись, графика; скульптура проявляется в основном в законченности актерского рисунка мизансцен и поз.
Синкретизм театрального произведения проявляется в действующем на сцене актере, так как в нем заключена вся полнота проявления совокупности закономерностей материала искусства; на основе этой нерасчлененности и выстраивается театральный образный строй спектакля.
Сценография, являясь органической частью такого сложного вида искусства, как театр, включает всю полноту проявления пространственных видов искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура), она имеет единые с ними корни, в то же время не может быть сведена ни к одному из них. Закономерности проявления материала сценографии и пространственных видов искусства являются общими, что и объясняет их взаимное проникновение и влияние.
Закономерности визуального восприятия в сценографии определяют три ее композиционных уровня: взаимоотношение масс в спектакле, его свето-цветовая насыщенность, пластическая углубленность пространства спектакля.
Непосредственно организация театрального пространства начинается с деления единого пространства на две его части: ту где происходит театральное действо актеров, и ту, откуда это представление воспринимается зрителем. Это деление является отправным в сценографическом решении спектакля. Типы взаимоотношения актерской и зрительской части театрального пространства исторически изменялись («шекспировский театр», сцена-коробка, сцена-арена, площадной театр, симультанная сцена и т.д.), и в спектакле это находит отражение в пространственной заданности театрального произведения. Здесь можно выделить три момента: это архитектурное деление театрального пространства на зрительскую и сценическую часть,
иначе говоря, географическое деление; деление театрального пространства на актерскую и зрительскую массу, а значит, и взаимодействие (один актер и зал, наполненный зрителем, массовая сцена и зрительный зал и т.д.); и, наконец, коммуникационное деление на автора (актера) и адресата (зрителя) в их взаимодействии. Все это объединяется понятием сценографии - «организация общего театрального пространства спектакля».
Понятие «организация сценического пространства» является следующим звеном в теории сценографии, оно отражает взаимоотношение реального, физически заданного, и ирреального, формируемого всем ходом развития действия спектакля, сценического представления.
Сценическое пространство является по существу инструментом для игры актера, а актер, как самая динамическая масса сценического пространства, является его акцентирующим началом в построении композиционного строя сценографии спектакля. И поэтому необходимо такое понятие в теории сценографии, как «взаимоотношение масс в актерском ансамбле». Актеры в ходе сценического представления постоянно образуют отдельные смысловые группы, каждый актер-персонаж вступает в сложные пространственные отношения с другими актерами, со всем игровым пространством сцены, в ходе развития действия пьесы варьируются составы групп, их массы, графика построения, выделяются светом и цветовым пятном отдельные актеры, акцентируются отдельные фрагменты актерских групп.
Три названных понятия являются звеньями единой системы упорядочения масс сценического пространства и образуют композиционный уровень теории сценографии, который определяет взаимоотношение масс (тяжестей) в пространственном решении спектакля.
Следующим композиционным планом сценографии является колористическая насыщенность спектакля, которая обусловлена законами распределения света и цветовой палитры сценической атмосферы.
Свет в театральном произведении проявляется в своей внешней форме в первую очередь как общая освещенность, общая насыщенность пространства спектакля. Внешний свет (театральных осветительных приборов или естественная освещенность на открытой сценической площадке) призван высветить объем сцены, насытить его светом, главное - сделать его видимым. Второй задачей является общее световое состояние, определенность времени действия, создание настроения спектакля.
Колористическое многообразие проявляется в цветовой определенности всех сценических предметов, объемов, в цветовой гамме завес, в костюмах актеров, в гриме и т.д.
Также композиционным уровнем сценографии является пластическая разработанность сценического пространства. Поскольку на сцене действует актер, то данное пространство должно быть пластически развито и должно отвечать пластике актерского ансамбля. Композиция пластического решения спектакля проявляется через пластику сценических форм - во-первых; во-вторых - через пластический рисунок актерской игры, и, в-третьих, как коррелирующее взаимодействие (в контексте развития театрального произведения) пластического рисунка актерской игры и пластики форм сценического пространства.
Переходным звеном от единой массы к пластике является тактильность поверхности, определенность фактуры: дерева, камня и т.п. В складывающейся теории сценографии содержание понятия «пластика сценических форм» должно диктоваться главным образом влиянием на предметный мир сцены динамики линий и пластики тела. Сценические вещи находятся в беспрерывном диалоге с пластическим развитием поз актеров, ансамблевых построений и т.д.
Пластика человеческого тела нашла свое отражение в искусстве скульптуры, получив в произведениях театрального творчества, особенно в балете, свое дальнейшее развитие. В спектакле пластика актерского ансамбля проявляется в построении и динамическом развитии мизансцен, которые подчиняют актеров и все сценическое пространство единой задаче, наплавленной на раскрытие содержания сценического произведения. «Пластика актерской игры» - наиболее разработанное понятие сценографии. Оно раскрывается в работах К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда, А.К. Попова и др.
Свое композиционное завершение пластическая разработанность сценического пространства находит во взаимодействии актерской игры и пластики сценических форм, всей визуально определенной среды спектакля. Мизансценический рисунок сценического произведения развивается в динамике действия, каждая деталь его связана с актером прямой и обратной связью, включена в развитие действия спектакля, постоянно меняется, каждый миг -
это новое визуально значимое «слова» с новыми акцентами и нюансами. Многообразие пластического языка связано как с перемещением сценических масс, изменением свето-цветовой насыщенности и направленности, так и с ходом развития драматического диалога, действия пьесы в целом. Пластическое решение спектакля формируется в постоянном общении актеров с предметным миром сцены, совокупной сценической средой.
Сегодня назрела настоятельная необходимость, ощущаемая как практиками, так и теоретиками театра, в создании целостной теории сценографии театрального произведения, которая соединила бы в себе такие разрозненные элементы общей теории театра, как декорационное искусство, театральная техника, искусство пластической выразительности актерской игры - все то, что образует в спектакле его визуальную значимость.
Для формирования и дальнейшего развития теории сценографии необходимы исследования в нескольких направления. Это, во-первых, анализ характера взаимоотношений определяющих художественных моментов, создающих индивидуальные особенности каждого отдельного спектакля; во-вторых, определение меры их взаимодействия, составляющей основу структурной целостности сценического произведения; в-третьих, выявление влияния сценографии, звуко-музыкального строя и сюжетно-драматической линии развития на жанровую направленность спектакля; в-четвертых, углубленное исследование композиционного строя сценографии, индивидуальности его проявления в спектакле.
Е.ИЯрандаев, Д.Ф.Каюмова