Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В 1980-1990-Х ГГ.'

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В 1980-1990-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
китаеведение / высшая школа в Сибири и на Дальнем Востоке / народное образование / Chinese studies / University in Siberia and the Far East / public education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дацышен Владимир Григорьевич

В работе рассматривается исторический опыт становления современного китаеведческого образования в восточных регионах России в 1980-х – 1990-х гг. на основе опубликованных работ и воспоминаний участников событий восстановлена историческая картина открытия китаеведения в высших учебных заведениях, а так же введение преподавания китайского языка в других учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MODERN CHINESE STUDIES EDUCATION IN THE EASTERN REGIONS OF RUSSIA IN THE 1980-1990S.

This paper considers the historical experience of the formation of the modern Chinese studies education in the Eastern regions of Russia in the 1980s and 1990s on the basis of published works and memoirs of participants of events restored the history Chinese studies education in the University.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В 1980-1990-Х ГГ.»

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В 1980-1990-Х ГГ.

история / ДАцышЕн в.г. / DAZISHEN@MAIL.RU / УДК 94

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В 1980-1990-Х ГГ.1

FORMATION OF MODERN CHINESE STUDIES EDUCATION IN THE EASTERN REGIONS OF RUSSIA IN THE 1980-1990S.

Дацышен Владимир Григорьевич

Красноярский государственный педагогический университет

dazishen@mail.ru

аннотация

В работе рассматривается исторический опыт становления современного китаеведче-ского образования в восточных регионах России в 1980-х - 1990-х гг. на основе опубликованных работ и воспоминаний участников событий восстановлена историческая картина открытия китаеведения в высших учебных заведениях, а так же введение преподавания китайского языка в других учебных заведениях.

Ключевые слова и фразы: китаеведение, высшая школа в Сибири и на Дальнем Востоке, народное образование

Для цитирования: Дацышен В.Г. Становление современного китаеведческого образования в восточных регионах России в 1980-1990 гг. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(5): 55-61

abstract

This paper considers the historical experience of the formation of the modern Chinese studies education in the Eastern regions of Russia in the 1980s and 1990s on the basis of published works and memoirs of participants of events restored the history Chinese studies education in the University.

Keywords and phrases: Chinese studies, University in Siberia and the Far East, public education

For citation: Datsyshen V.G. Formation of modern Chinese studies education in the Eastern regions of Russia in the 1980-1990s. Modern oriental studies. 2020; 2(5): 55-61

Исследование осуществляется при финансовой поддержке гранта РФФИ. Проект «Влияние неравномерного развития регионов России и Китая на межрегиональное двустороннее сотрудничество: сравнительно -историческое исследование» №20-014-00010

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Китаеведческое образование, в основе которого лежит изучение китаиского языка, является важнеишеи составляющеи всеи системы русско-китаиских отношении. Для восточных, приграничных или находящихся основных транспортных коммуникациях и наиболее тесно экономически и культурно связанных с Китаем регионов России, оно является особенно важным и актуальным.

Несмотря на то, что истоки россииского китаеведческого образования лежали в Восточ-нои Сибири, а к началу ХХ в. на Дальнем Востоке уже заработало специализированное высшее востоковедное учебное заведение, в восточных регионах России всегда существовало проблема отсутствия развитои и полноценнои системы китаеведческого образования. А в 1940-х и 1950-х гг., когда Советскии Союз и Китаи были союзниками и активно взаимодеиствовали, в восточных регионах России не было ни одного учебного заведения, за исключением школ военных переводчиков, с преподаванием китаиского языка. Лишь в 1960-х гг., в ситуации обострения отношении между правящими партиями двух стран, в Восточнои Сибири и на Дальнем Востоке вновь появляется китаискии язык в высших и средних учебных заведениях.

В сентябре 1960 г. в Читинском государственном педагогическом университете было создано отделение китаиского и англииского языков. Организатором краеведческого образования и первым преподавателем был воспитанник Московского института востоковедения выпускник МГИМО А. Ф. Никитин. Он писал: «Известие о том, что в Читинском Обкоме партии озвучено решение о создании в ЧГПИ ки-таиского отделения и начат подбор кандидатов для практического осуществления этои идеи мне довелось услышать впервые в парткоме станции Отпор в марте 1960 года. В это время

мы с Александром Андреевичем Андреевым работали переводчиками на ст. Отпор... Вскоре нас для беседы вызвали в Обком партии, а после беседы предложили переити на работу в ЧГПИ в качестве старших преподавателеи китаиского языка» [1, с. 9]. В вышедшеи в 2008 г. работе «Забаикальскии государственныи гума-нитарно-педагогическии университет» о китаеведах говорится в разделе «Факультет иностранных языков»: «Кафедра китаиского языка была создана... в 1961 г. работу по формированию кафедры возглавил А.Ф. Никитин... Первые 5 лет А.Ф. Никитин заведовал кафедрои китаиского языка, затем работал деканом» [3, с. 133]. К концу советского периода истории России в восточных регионах РСФСР китаеведение развивалось лишь в трех высших учебных заведениях, а также китаискии язык преподавался в двух средних школах.

В 1962 г. китаеведческое образование было восстановлено в Дальневосточном государственном университете. Исследователи пишут о сложностях подготовки к возвращению китаиского языка в бывшии Восточныи институт: «в 1958 г. газета «Ленинец» сообщала решение Ученого совета университета о введении преподавания китаиского языка на первых курсах всех факультетов по 2 часа в неделю; для студентов вторых-четвертых курсов планировалось ввести факультативные курсы китаиского языка также по 2 часа в неделю. В 1962 г. в ДВГУ после двадцатитрехлетнего перерыва было вновь открыто восточное отделение. Возрождение этого профиля образования пришлось начинать с нуля: отсутствовала учебно-методическая база, был дефицит кадров препо-давателеи» [6, с. 85]. На следующии год филологическом факультете университета была открыта кафедра восточных языков. Первым заведующим кафедрои восточных языков ДВГУ стал выпускник ДВГУ 1928 г. Г.А. Ткачев.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ У012 №5 2020

В ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В 1980-1990-Х ГГ. т 2686-9675

история / ДАцышЕн в.г. / DAZISHEN@MAIL.RU / УДК 94

Уникальность Читинскои области среди регионов СССР заключалась в том, что это была единственная вообще в России территория, где в местном пединституте функционировало ки-таиское отделение, а китаискии язык преподавался в двух средних школах, в самои Чите и затем в поселке Забаикальск. Вскоре китаи-скии язык появился в однои из хабаровских средних школ. В 1967 г. вышло Постановление Министерства просвещения РСФСР, в котором говорилось: «Рассмотрев ходатаиство Хабаровского краионо о расширении сети школ о преподавании ряда предметов на иностранном языке приказываю: заведующему Хабаровским краионо тов. Донник М.Д. 1. Разрешить преобразовать в 1967-68 уч. г. школу №1 г. Хабаровска в среднюю школу с преподаванием ряда предметов на китаиском языке»2. В эту школу пригласили на работу шесть учителеи китаиского языка.

В 1969 г. было принято решение о начале подготовки китаеведов в Новосибирском государственном университете. На саите НГУ представлена следующая информация: «Обучение китаискому языку в Новосибирском госуниверситете ведется с 1970 г. Это было связано с задачами, поставленнои перед учеными Академгородка в 1969 г. руководством страны в лице Председателя Совета министров А.Н. Косыгина - помогать политикам в контактах с восточным соседом, в частности в разрешении актуализи-ровавшеися в те годы проблемы пограничного урегулирования. Для расширения спектра работ созданного в структуре Института истории, филологии и философии СО АН СССР специального сектора истории и археологии стран зарубежного Востока требовались молодые сотрудники со знанием китаиского и японского языков. Поэтому в НГУ... была развернута углубленная языковая подготовка на базе имевших-

ся специальностеи «история» и «филология». Сначала на Гуманитарньш факультет НГУ набирались группы студентов-китаистов или японистов раз в три-четыре года по специальностям «история» или «филология». Первым преподавателем восточных языков в НГУ и в Новосибирске в целом стала к. филол. н., проф. Ольга Павловна Фролова. Она выросла в Харбине, до переезда в Россию преподавала в Харбинском политехническом университете; затем получила диплом преподавателя двух европеиских языков в Новосибирском государственном педагогическом институте... Другие преподаватели первых наборов китаистов - к. и. н. Татьяна Ивановна Кашина, д. и. н. Анатолии Гаврилович Малявкин также были «харбинцами». разго-ворныи язык преподавал этническии китаец, признанныи лидер переводческого сообщества Новосибирска Борис Андреевич Таланов»3. Первая группа студентов в составе около 5 человек начала изучать китаискии язык в НГУ в 1970 г. В числе первых студентов китаистов были Елена Константиновна Скрибник, Анна Матизен, Людмила Воротникова. Следующая группа была набрана у историков в 1972 г., в ее составе были, в частности, известные сегодня китаисты С.А. Комиссаров и А.В. Варенов. До середины 1990-х гг. китаиская группа набиралась раз в несколько лет.

Благодаря запущенному в первои половине 1980-х гг. процессу нормализации советско -китаиских отношении преподавание китаиско-го языка на востоке России получило новыи импульс и возможности для развития. Вузовские и школьные преподаватели с 1985 г. стали выезжать на стажировку в Китаи. Например, с 1985 г. преподаватели китаиского языка из Читы и За-баикальска, а также студенты, стали выезжать на длительные стажировки в Пекин [2, с. 165].

2Государственныи архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. 137. Оп. 14. Д. 1855. Л. 10.

3https://www.nsu.ru/upload/medialibrary/d8b/КЯ%20в%20НГУ%20(Новосибирск).pdf

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

В 1987 г., например, впервые выехал на стажировку известныи новосибирский китаевед С.А. Комиссаров [5, с. 128]. Преподаватели и выпускники сибирских и дальневосточных вузов начали выезжать в Китаи в качестве переводчиков.

Быстрее на изменившиеся условия реагировали приграничные регионы. Исследователи пишут: «в 1988 г. в Благовещенском госпединституте (с 1996 г. - университет) появилось отделение китаиского языка; на следующии год Ученьш совет вуза принял решение о создании самостоятельнои кафедры китаиского языка, которая готовила бы учителеи китаиского языка на двух отделениях: китаиско-англииском и англо-китаиском. В это время большинство преподавателеи китаиского языка в БГПИ являлись выпускниками Дальневосточного государственного университета. Возглавил кафедру О.А. Тимофеев...» [7, с. 54].

Почти одновременно было введено преподавание китаиского языка в Уссурииском пединституте, где в 1989 г. «была введена новая специальность (по аналогии с БГПИ) -«китаискии и англиискии языки». Занятия по китаискому языку у студентов вели преподаватели, окончившие курс Читинского госпединститута, - Соктоева Оксана Целенджаповна и Махраков Олег Валерьевич. На следующии год в УГПИ уже трудились преподаватели Сы-пинского вуза: Чжан Фамин, Ли Чанжэн, Фу Лили, Чи Сяоин, Лю Гуифан. В этом же году в институт пришел работать Ван Шаогэн, уроженец Циндао, эмигрировавшии в Советскии Союз в 1961 г.» [7, с. 54]. Развитие преподавания китаиского языка в Уссурииском пединституте опиралось на опыт и потенциал местного суворовского училища.

С полнои нормализациеи советско-китаиских отношении в 1989 г. развитие китаеведения в восточных регионах России вступило

в новыи этап. Исследователи пишут: «Второи этап развития китаеведения в вузах россииско-го Дальнего Востока начался на рубеже 19801990-х годов и продлился до середины 2000-х. Интересно, что известныи китаевед В.Я. Портя-ков указывает конкретно 1991 г. в качестве начальнои даты установления благоприятных двусторонних отношении России и Китая. На приграничных территориях России, близких к Китаю, потепление в отношениях двух стран стало ощущаться чуть раньше. Налаживание связеи в торгово-экономическои, культурнои областях раньше потребовало специалистов китаиского языка» [7, с. 53].

Благодаря прямым договорам между советскими и китаискими вузами преподавание китаиского языка в вузах, где оно возникло еще в 1960-х гг., вышло на качественно новыи уровень. Кроме того, началось преподавание ки-таиского языка и в других университетах и институтах. Исследователи пишут: «В 1989 г. было заключено соглашение между Читинским государственным педагогическим институтом им. Н.Г. Чернышевского и Педагогическим университетом города Хух-Хото. Соглашением предусматривался взаимныи обмен группами преподавателеи и студентов для прохождения языковои стажировки. проведение совместных научно-практических конференции. Планировался также обмен учеными пособиями и научными разработками. велась подготовительная работа по совместному составлению и изданию учебно-методических пособии и материалов. Налаживалось сотрудничество чи-тинскои среднеи школы №4 и специализиро-ваннои среднеи школы города Хух-Хото. В рамках этого сотрудничества начался обмен делегациями школьников и учителеи с последующими взаимными стажировками» [2, с. 144]. С 1989 г. в Читинском пединституте начинают работать преподаватели из университетов

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В 1980-1990-Х ГГ.

У01..2 №5 2020

2686-9675

история / ДАцышен в.г. / DAZISHEN@MAIL.RU / УДК 94

КНР: Ли Ин, У Цуньцзе, Ван Сюебин, Шао Фэнжу, Ван Аньна, Ян Цюн, Чэн Ванлэи, Чэн Пин и др.

С 1989 г. возрождается китаеведение в Иркутском государственном университете. Университетская газета сообщала: «между Иркутским и Хэилунцзянским университетами. в январе 1989 г. был заключен договор о сотрудничестве... С жизнью наших факультетов, научно-исследовательских институтов, подразделении познакомились: проректор по учебнои части профессор Шан Хэсян, руководитель группы, Цюи Шомэи, профессор, декан факультета китаиского языка Янь Дэсян.»4 . Студенты ИГУ начали изучать китаискии язык. В интервью с начальником международного отдела ИГУ отмечалось: «В настоящее время 10 студентов 2-х факультетов, физического и исторического, изучающих китаискии язык под руководством преподавателеи доцентов Диогенова А.В. и Единарховои Н.Е., проходят учебную производственную практику в КНР»5. В этот период в ИГУ еще не было русских преподавателеи ки-таиского языка, и языку студентов учили преподаватели из Харбина и Пекина.

В 1990 г. китаеведение появляется другом вузе Новосибирска - пединституте. На историческом факультете были созданы кафедра и отделение истории мировои культуры. Первым преподавателем китаиского языка НГПУ, отработавшим там два учебных года (с апреля 1991 по июль 1993 г.) был выпускник НГУ С.В. Алкин.

В переломном для россиискои истории 1991 г. начинается массовое распространение китаеведческого образования преподавание китаиского языка в России, и в первую очередь в крупных городах Сибири и Дальнего Востока. Китаискии язык вводится в ведущих вузах, а так же в других учебных заведениях.

4Иркутскии университет. 1989. 27 сентября.

5Иркутскии университет. 1989. 10 октября

6Государственныи архив города Новосибирска (ГАГН)

В 1991 г. началось преподавание китаиско-го языка в Красноярском краевом дворце пионеров и школьников. Уроки китаиского языка для школьников много лет вела профессиональный китаевед Н.Ф. Иванова. В 1992 г. в Красноярск на работу для преподавания китаиского языка для школьников и студентов педагогического училища приехали два китаиских преподавателя из Сианя. В «Предложении гороно (Новосибирска -В.Д.) по развитию контактов с провинциеи Хэи-лунцзян» от 18 декабря 1991 г., говорилось: «До настоящего времени каких-либо связеи с провинциеи Хеилунцзян /г. Харбин/ КНР нет. В то же время гороно считает целесообразным и возможным установить такие связи. Интерес к Китаю проявляется в учебных учреждениях; появились классы, факультативы по изучению Китаиского языка. В рамках развития связеи. возможны следующие направления сотрудничества в области народного образования: -ознакомление с системои образования. - обмен преподавателями русского и китаиского языков для стажировки»6.

С первого семестра 1991/92 уч. года ведет свое начало красноярское китаеведческое образование. В октябре 1991 г. заместитель декана филологического факультета Красноярского госуниверситета, получившии китаеведческое образование в НГУ, В.К. Васильев привез из Хеилунцзянского государственного университета преподавателя Чень Шаохуа. По объявлению была набрана группа студентов, желающих изучать китаискии язык, около 70 человек. После сессии было отобрано 12 человек, 10 из которых первыми закончили китаиское отделение КГУ. Уже в 1992 г. студенты смогли прои-ти стажировку в Хэияунцзянском университете. В последующие годы усилиями проректора КГУ реэмигранта из Китая С.А. Елисафенко

. Ф. 703. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

VOL.2 №5 2020

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

и доцента В.А. Разумовскои был создан отдель-ныи факультет востоковедного направления. В 1996 г., с образованием факультета современных иностранных языков КГУ, секция китаи-скои филологии была преобразована в кафедру восточных языков, организаторами которои были прошедшии обучение в Китае в 1950-х гг. инженер А.С. Кирпичев и выпускник Иркутского университета Т.Е. Загибалов. В первои половине 1990-х курсы китаиского языка в качестве факультатива появились на кафедре всеобщеи истории Красноярского государственного педагогического университета.

В 1991 г. начинается история омского китаеведения. Исследователи пишут: «Китаискии язык в ОмГПУ преподается с 1991 г. В самом начале первыми преподавателями были приглашенные китаиские специалисты, ими были привезены первые китаиские учебники. Весо-мыи вклад в процесс подготовки омских китаеведов также внес профессор университета Сорбонны Н. П. Лысенко. Своими знаниями щедро делились приглашенные специалисты из Читинского педагогического института: В. А. Ле-нинцева, О. М. Готлиб, Е. А. Юишина. В 1993 г. при кафедре англииского языка была образована секция китаиского языка, в состав которои в качестве ассистентов вошли первые омские преподаватели китаиского языка.»7.

В 1992 г. китаеведение пришло в Томскии государственньш университет. Томские китаеведы отмечают: «Период формирования современ-нои востоковедческои базы был связан в основном с изучением на отделении международных отношении китаиского языка, которое было организовано в 1992 г.» [4, с. 191]. Позднее на факультете международных отношении была открыта кафедра востоковедения, которую возглавил военныи китаевед В.Л. Носов. Подготовкои

7https://www.nsu.ru/upload/medialibrary/fe0/кя%20в%200мгпy%20(0мск).pdf

8https://www.nsu.ru/upload/medialibrary/d8b/КЯ%20в%20НГУ%20(Новосибирск).pdf

специалистов занимались приглашенные специалисты, в частности, выпускники Забаикальско-го государственного педагогического университета Первые выпуски специалистов со знанием китаиского языка были немногочисленны, а выпускники частично продолжили образование в научных и образовательных центрах РФ и КНР, частично сменили квалификацию.

В 1992 г. в составе Бурятского филиала Новосибирского государственного университета был создан гуманитарныи факультет, которыи начал подготовку специалистов в области китаеведения и монголоведения. Исследователи указывают: «Для историков и филологов было введено преподавание монгольского и китаиского языков... китаискии язык преподавал иностран-ныи носитель китаиского языка Батмунх» [78, с. 221]. С весны 1993 г. китаискии язык начал преподавать выпускник МГУ 1975 г. Л.Е. Янгутов.

В 1990-х гг. шло активное развитие китае-ведческого образования в восточных регионах России. Сибирские китаеведы пишут: «В 1995 г. на Гуманитарном факультете при кафедре археологии и этнографии открылась специализация «История и культура стран Дальнего Востока» специальности «История», после чего набор студентов, изучающих китаискии язык в качестве первого иностранного, стал ежегодным. Первыми преподавателями китаиского языка стали доц. С.А. Комиссаров, доц. С.В. Алкин, ст. преп. Е.Э. Воитишек. В 1999 г. образована кафедра востоковедения (первыи заведующии -к. филол. н., доц. В.И. Ожогин). Кафедре востоковедения была передана специализация «История и культуры стран Дальнего Востока» (подготовка китаистов, японистов и кореи-стов)»8. В 1996 г. был создан Бурятскии государственный университет, и в нем был образован Восточныи факультет. В 1999 г. началось

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В 1980-1990-Х ГГ.

история / ДАцышЕн в.г. / DAZISHEN@MAIL.RU / УДК 94

обучение китаискому языку как второму иностранному языку на историческом факультете в Алтаиском государственном университете, по специальности «международные отношения». И уже в 2000 г. была создана кафедра востоковедения под руководством известного китаиста В.А. Моисеева.

В бурные 1990-е гг. процесс создания и развития китаеведческого образования в восточных регионах России еще не охватил все крупные города и университеты. Он продолжился в 2000-е гг., когда китаеведение стало почти повсеместным явлением в системе образования, было введено преподавание китаиско-го языка в Тувинском, Хакасском, Кемеровском, Горно-Алтаиском и других университетах востока России. Тем не менее, именно в 1990-е годы, впервые в истории России, в Сибири и на Дальнем Востоке появилась широкая сеть и развитая система китаеведческого образования. Это, в свою очередь, во многом определило устоичивое и стабильное развитие русско-китаиских отношении.

литература/bibliographic references

1. Дацышен В.Г. А.Ф. Никитин - Основатель читинского китаеведения // Азиатско-Тихоокеанскии регион: диалог языков и культур /Материалы II Международнои научно-практическои конференции. - Иркутск, 2016 . С. 4-19.

2. Забаикалье - КНР. Приграничные и межрегиональные отношения. 1945-2012 . 2-е изд. / под. Ред. Н.В. Гордеева. - Чита: Экспресс-издательство, 2015. - 360 с.

3. Забаикальскии государственньш гуманитар-но-педагогическии университет им. Н.Г. Чернышевского. История и современность: 1938 -2008. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. - 254 с.

4. Исторические исследования в Томском университете в постсоветскии период. 1991-2017. - Томск: Издательскии Дом Томского государственного университета, 2017. - 280 с.

5. Россииское китаеведение - устная история. Сборник интервью с ведущими рос-сиискими китаеведами ХХ -XXI вв. Т. 4. / отв. ред. В.Ц. Головачев. - М.: Институт востоковедения РАН, 2020. - 488 с.

6. Се Фэнлин. Преподаватели-китаисты Дальневосточного университета: 19601970-е гг. // Манускрипт. - Тамбов: Грамота, 2019. Т. 12. Вып. 10. С. 84-88.

7. Се Ф., Еланцева О.П. Распространение китаеведения в вузах Россииского Дальнего Востока во второи половине XX - начале XXI вв. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Том. 12. № 3. С. 49-65.

8. Университет Баикальскои Азии: статьи, очерки, воспоминания. - Изд-во «Оттиск», 2020. - 416 с.

information about author

Vladimir G. Datsyshen,

Doctor of Historical Sciences, Professor

Siberian Federal University, Department of World

History, Chair;

Krasnoyarsk State Pedagogical University, Professor

dazishen@mail.ru

Принята к публикации: 09.09.2020

Submission Date: 09.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.