Научная статья на тему 'Становление современного гуманизма в процессе инновационных тенденций в науке'

Становление современного гуманизма в процессе инновационных тенденций в науке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лагерева О. Н.

В статье рассматривается проблема осмысления современного понимания гуманизма под влиянием порождающихся новых трансформирующихся систем на фоне возрастающих инновационных тенденций. Анализируется ценностная основа нового вида гуманизма трансгуманизм. Рассмотрен праксеологический аспект ответственности как гуманистической парадигмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Becoming of the Modern Humanism During Innovation Tendencies in Science

A comprehension problem of the modern humanism under new originative transforming systems against growing innovation tendencies is under consideration in this article. There is a value background of the new kind of humanism transhumanism. The praxeological aspect of responsibility as humanistic paradigm is viewed

Текст научной работы на тему «Становление современного гуманизма в процессе инновационных тенденций в науке»

ловека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анциферова // Учебное пособие по психологии старости / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2004. - С. 492.

2. Bengtson V.L. Is the «Contract Across Generations» Changing? Effects of Population Aging on Obligations and Expectations Across Age Group. In: Bengston V.L and W. A. Achenbaum (eds.), The Changing Contract Across Generation. N.Y. 1993.

3. Данные по Западной Европе. См.: Россет Э. Продолжительность человеческой жизни / Пер. с польского. - М.: Прогресс, 1981. - С. 184-207, 211.

4. Денисенко М. Тихая революция / М. Денисенко // Отечественные записки. - 2005. - № 3. - С. 10-15.

5. Краснова О. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость / О. Краснова // Отечест-

венные записки. - 2005. - № 3. - С. 18-24.

6. Левинсон А. Старость как институт / А. Левинсон // Отечественные записки. - 2005. - № 3. С. 26-30.

7. Панченко А. Образ старости в русской крестьянской культуре / А. Панченко // Отечественные записки. - 2005. - №3. С. 4-14.

8. Преснякова Л. Социальный, материальный и эмоциональный климат старости в России / Л. Преснякова // Отечественные записки. - 2005. -№ 3. - С. 34-45.

9. Сови А. Общая теория населения / А. Сови. -М., 1977. - Т. 2. - С. 70.

10. Chodzko-Zajko W.J., The root of agism in contemporary society: a historical and scientific perspective. Gerontologist. 1995, No. 35

11. http://www.mirrabot.com/work/work 8864.html.

12. http://development2005.narod.ru/books/maxim.htm.

УДК 142.8

О.Н. Лагерева, аспирантка, ИрГУПС

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕНДЕНЦИЙ В НАУКЕ

Научные интересы: философия, культурология, коммуникации

В статье рассматривается проблема осмысления современного понимания гуманизма под влиянием порождающихся новых трансформирующихся систем на фоне возрастающих инновационных тенденций. Анализируется ценностная основа нового вида гуманизма - трансгуманизм. Рассмотрен праксеоло-гический аспект ответственности как гуманистической парадигмы ■

O.N. Lagereva, Irkutsk State Railway University

BECOMING OF THE MODERN HUMANISM DURING INNOVATION TENDENCIES IN SCIENCE

A comprehension problem of the modern humanism under new originative transforming systems against growing innovation tendencies is under consideration in this article. There is a value background of the new kind of humanism - transhumanism. The praxeological aspect of responsibility as humanistic paradigm is viewed ■

В последние годы интерес к науке постоянно растет. Это свидетельствует о том, что исследователи пытаются осмыслить радикальные перемены, беспрерывно происходящие в научном познании, в результате которых порождаются новые коммуникативные системы на фоне возрастающих инновационных тенденций.

Оценивая положительные проявления инновационных процессов, по сути, являющихся основой воспроизводства благосостояния человечества, отметим, что в целом, гуманистическая направленность науки несомненна. Благодаря всестороннему ее развитию, человечество в настоящее время имеет колоссальные возможности для использования достижений научно-технических разработок во всех сферах своей жизнедеятельности. Но результаты научных открытий имеют не только гуманистический характер. Достижения научной мысли достигли такой значимости и «опасного научного любопытства» [1; С. 229], что безответственное их применение может поставить под сомнение возможность дальнейшего существования естественного вида Homo Sapiens и любых других популяций. В силу сложившейся ситуации история развития общества предъявляет требования к «выработке нового понимания» [2; С. 24] гуманизма, к принятию новой его перспективы, связанной с глубинными трансформациями, происходящими в современной цивилизации, называемой «информационной» [3; С. 4].

Одним из вариантов нового вида гуманизма был предложен трансгуманизм, в основу которого положена возможность модификации физических свойств человека.

Возросшая, бесконтрольная, направленная на прагматизм, утилитаризм человеческая экспансия привела к изменению окружающей среды, что в свою очередь существенным образом повлияло на витальный процесс взаимообусловленных, коррелятивных популяций. Сложившаяся ситуация предопределила трансформацию не только со-

циального устройства, но и самого человека, являющегося причиной, целью и основной составляющей происходящих в науке, природе и обществе процессов. А так как экологическая проблема обостряется, и деградация среды обитания продолжается, то и делается попытка обосновать закономерность изменения самого человека, вернее, модификации его телесной, биологической природы посредством генной инженерии. «Попытки клонирования человека, создания искусственного интеллекта, или направленность науки на техническое перевооружение человека-киборга для улучшения или избавления от некоторых ненужных человеческих функций путем вживления в тело электронных чипов-имплантантов, а также внесения в организм ряда генетических и химических исправлений для устранения дефектов» [4; С. 2], такая возникшая тенденция наукоемких действий представляет собой процесс дальнейшей адаптации человека к изменяющейся окружающей среде, что становится возможным при возникновении сложных трансформирующихся систем, названных синергетикой [5; С. 1].

Появление нового вида гуманизма, названного трансгуманизм, было отмечено

В.В. Косаревым на седьмом Философско-культурологическом международном Конгрессе, прошедшем в 2005 г. в Санкт-Петербурге. Косарев подчеркнул, что благодаря успехам в области биотехнологий; нейросетей и суперинтеллекта; нанотехнологий; контактов микрочип/нейрон; методов сканирования мозга, продления жизни и т.д., изменение нашего вида становятся уже более чем вероятным. В результате чего может возникнуть новый биологический или даже надбиологический вид - Homo Sapientissimu.

С точки зрения синергетики, трансгуманизм, или постгуманизм, как считает В.В. Косарев, является закономерным этапом развития гуманизма, но применительно уже к более продвинутому в развитии детищу человечества - постчеловеческому, или по-

стгуманистическому обществу [6; С. 6].

Опираясь на научные достижения и прогнозы, трансгуманизм признает возможность и желательность (некоторые трансгуманисты добавляют: «необходимость и неизбежность») фундаментальных изменений в положении человека. Представители движения считают, что с помощью передовых технологий люди в недалеком будущем смогут ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить свои физические, умственные и психологические возможности [7]. Данная тенденция идей гуманизма представляет собой попытку переосмысления такой фундаментальной бытийной категории - как человек. Концепция сциентизма трансгуманистов сводится к изменению не только физической оболочки, но и к изменению самой природы человека, его сущности. При такой направленности обусловленности развития событий, духовные ценности, нравственные предпочтения оказываются категориями, не совместимыми с параметрами «видоизмененных людей» [6; С. 7].

Являясь «исторически изменяющейся системы воззрений» [8; С. 130], представляя собой ценностную ориентацию, гуманизм может сочетаться со всеми возможными мировоззрениями. Он может быть светским и религиозным, научным и экологическим, нравственным и разумным, политическим и.т.д., но первое, что объединяет эти воззрения - понимание, что человек - ценность и он человечен, и второе, гуманизм остается неизменным в одном, в непрекращающейся связи человека с природой, с его сущностью. Как отметил М.С. Каган, человек представляет собой био-социо-культурное существо. «На языке теории систем эта форма бытия определяется как сверхсложная система» [9;

С. 51]. Изменение одной из составляющих системы непременно приведет к изменениям в других. Так, конструирование нового тела в рамках акта гуманизма, используя ресурсы генной инженерии в виде возмож-

ности спасения жизни человека, или восстановления его здоровья, не означает потерю самоценности самого человека как биологического вида. Опасность ситуации заключается в том, что «самоорганизация» [5; С. 8] систем синергетики, внедряясь в «святая святых человека - в регулирование его жизни» [10; С. 9], делает последствия непредсказуемыми, так как с позиций синергетики новое активно влияет на старое и будущее не предопределяемо [3; С. 79-83].

Свое опасение на потенциальные возможности генной инженерии высказал А.П. Назаретян в статье «В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма»: «...кто возьмется предсказать, до какой поры разумный субъект, целенаправленно формирующий собственное тело, сохранит совокупность свойств, составляющих человеческое качество?» [11; С. 78]. В унисон изложенному мнению В.А. Садовничий на VI Российском философском конгрессе в своем докладе «Знание и мудрость в глобализирующемся мире» отметил: «Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечет за собой размножение живой материи, созданной искусственно» [10; С. 8].

Возникла ситуация, когда научная экспансия направлена не только на формирование артефактной среды, но и на модификацию самого человека. Сложившиеся условия приводят к актуализации определенных сторон нравственности. Встает проблема доминанты ценностно-смысловых ориентиров. В связи с чем, в противовес трансгуманизму, автор выдвигает гуманизм, включающий в себя способность сознательного формирования человеком своих собственных ценностных ориентиров и оценок как в личностных, так и в межличностных отношениях, выработку нравственного мировоззрения, фундаментальной основой которого призвана стать не эфемерная любовь к человечеству и не утопическое стремление к свободе и бессмертию, а ответственность.

Наука нацелена на развитие, пополнение знаний и в этом ее историческое предназначение. В рамках синергетических саморазвивающихся систем, когда последствия научных достижений не прогнозируемы и не предопределены, ответственность по внедрению научных разработок в прикладную науку должна стать актом гуманизма по сохранению естественного вида Homo Sapiens и среды его обитания. В данном случае подчеркивается значимость праксео-логического аспекта ответственности, в соответствии с которым определяется взаимозависимость знания и действия. В связи с чем идея современного гуманизма может быть выражена следующим образом: гуманизм - это нравственное мировоззрение, основанное на принципе ответственности человека перед собственной жизнью и обществом в целом. Президент Российского гуманистического общества В.А. Кувакин, подчеркивая значимость гуманизма, заметил: «Гуманизм - это современный реализм. Он не догма, а метод, не цель, а путь. Он -результат общечеловеческого нравственного опыта» [12; С. 1]. Быть гуманным в современный период развития общества, значит быть ответственным. Ответственность представляет собой регулятивный статус поведенческой определенности. Она, являясь личностной ценностью, приобретает практическую действенность, трансформируясь в идеальные модели и нормы человеческого поведения. Становится осознанным принципом как личного, так и общественного поведения, программой совершенствования личности и ее позитивной социализации. Результат действий основанных на ответственности - это непосредственное свидетельство человеческой мудрости.

Как отметил В.А. Решетников: «...гуманизм, оказывается, тесно связан не просто с человеком, а с ростом и развитием личности с ее способностью не только к воспроизводственной, но и, прежде всего, к инновационной деятельности» [1; С. 241]. Ста-

новление гуманизма в инновационной деятельности в аспекте актуализации ответственности является актом возможного и необходимого процесса по сохранению естественного вида, как самого человека, так и среды его обитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Решетников В.А. Современный гуманизм: проблемы и перспективы. Сб. науч. тр. / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.А. Решетникова. - Иркутск: ИрГУ, 2004. - 462с.

2. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. - 1994. - № 6. - С. 22-28.

3. Киселев А.И. Экология человека и гуманизм. Дис. д-ра фил. наук. - Москва, 2006. - 430с.

4. Завальский Л. Космос освоят киборги // Известия, 28.06.04. - Эл. ресурс http://www.inauka.ru/analvsis/article47710/print.html

5. Материалы сайта. Библиотека. Научнопопулярные статьи. Синергетика. Электр. ресурс.

http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show

&Г=253]

6. Косарев В.В. Материалы 7-го Философско-культурологического международного Конгресса, СПб., 2005

От каннибализма к трансгуманизму, через синергетическую философию http://www.ioffe.ru/LLT-SH/kosarev/cannibalism transhumanism.doc

7. Введение в трансгуманизм. Эл. ресурс. http://www.transhumanism.ru/2006/09/17/vvedenie-v-transqumanizm

8. Келле В.Ж. Гуманизм // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 130.

9. Каган М.С. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб.: Петрополис, 2001. - С. 48-67

10. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вопросы философии. -2006. - № 2. - С. 3-16

11. Назаретян А.П. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // ОНиС -1991. - № 6. - С. 74-80.

12. Кувакин В.А. Гуманизм-основа гражданского согласия и прогресса России // Здравый смысл.

- 2002. - № 23

http://www.ateism.ru/rgo/kuvakin01.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.