ИСТОРИЯ СИБИРИ
УДК 908.377.3
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КУЗБАССЕ В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД
В. А. Овчинников, А. В. Блинов
FORMATION OF THE SOVIET SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS FOR THE COAL INDUSTRY
IN KUZBASS DURING THE PRE-WAR PERIOD
V. A. Ovchinnikov, A. V. Blinov
Статья посвящена подготовке специалистов для угольной промышленности Кузбасса в довоенный период. Рассматриваются различные варианты: переподготовка рабочих, организация курсов, производственные курсы. Особое внимание уделено открытию первых профильных техникумов в Кемерово и Прокопьевске.
The paper addresses the issue of training specialists for the coal industry of Kuzbass during the pre-war period. Various options are considered: retraining workers, organization of courses, working courses. Special attention is paid to opening of the first specialized technical schools in Kemerovo and Prokopievsk.
Ключевые слова: Кузбасс, угольная промышленность, профессиональное образование, горный техникум. Keywords: Kuzbass, coal industry, professional education, mining technical school.
Современный Кузбасс - промышленный регион. Сложно не согласиться с мнением профессора
К. А. Заболотской, что угольная промышленность стала фундаментом для формирования многоотраслевого индустриального комплекса региона: «на базе угольной промышленности здесь началось развитие металлургии, энергетики, химии, машиностроения, выросли многие сибирские города...» [4, с. 5].
История угольной промышленности Кузбасса имеет солидную историографическую оценку, получившую освещение в ряде исследований [4 - 6]. Намного сложнее обстоит вопрос с исследованиями, посвященными подготовке специалистов для угольной промышленности. Лишь только отдельные аспекты получили освещение в статьях, посвященных истории горнозаводского производства Алтайского горного округа, промышленного развития Сибири и Кузбасса в советский период [9; 12].
В данной статье предпринята попытка осветить начальный (довоенный) период становления системы подготовки специалистов для угольной отрасли Кузбасса.
С установлением советской власти для решения важнейших социально-экономических и политических задач необходимо было создать профессионально-технические школы, тесно связанные с жизнью, с практикой социалистического строительства, способной обеспечить народное хозяйство кадрами квалифицированных рабочих. Все вопросы профессионально-технического образования нашли отражение в Программе партии РКП(б), принятой в марте 1919 г, в которой было предусмотрено бесплатное и обязательное общее и политехническое образование для всех детей обоего пола до 17 лет. В течение 1918 - 1920 гг. декретами Советского правительства был сломан старый аппарат просвещения и созданы новые органы по руководству народным образованием, в том числе и профессионально-техническим [3]. Все дореволюционные профессионально-технические учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса. В январе 1920 г. был образован Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр),
на который возлагалось руководство профтехобразованием в стране. В его ведении находились школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), профессиональные курсы, техникумы, рабфаки, курсы повышения квалификации рабочих. Главпрофобр проводил реформу в соответствии с задачами социалистического строительства: были разработаны документы, определяющие пути развития советской профессиональной школы, в которых определялись принципы революционной перестройки старой профшколы и создания советской системы подготовки квалифицированных рабочих.
В 1920-е годы единственным среднетехническим учебным заведением в Западной Сибири, готовящим кадры для горнодобывающей промышленности, был Томский индустриальный техникум, сыгравший положительную роль в пополнении коллективов шахт Кузбасса квалифицированными кадрами [9, с. 76].
В начале первой пятилетки в Кузбассе в связи с индустриализацией страны возросла потребность в увеличении объемов угледобычи. В рамках первого пятилетнего плана планировалось открыть 14 новых шахт, а отправным объемом добычи угля было определено 5,2 млн т. Однако уже в 1929 г. было принято решение довести цифру к концу пятилетки до 8,2 млн т. [11]. К этому времени оформляется два наиболее крупных центра угольной промышленности в Кузбассе: Кемерово с прилегающими к нему угледобывающими Анжеро-Судженским и Ленинск-Кузнец-ким районами и Прокопьевск с Киселевском с Новокузнецким и Осинниковским районами.
С увеличением добычи угля возросла потребность в технических кадрах. Если в начале 1920-х гг. проблема обеспечения шахт квалифицированными специалистами на местах решалась за счет выпускников Томского индустриального техникума и выдвижения опытных рабочих на должность техников, то в условиях роста добычи угля и технической модернизации угольной промышленности этих ресурсов оказалось недостаточно. Более целесообразным было организовать подготовку техников для шахт на местах.
В. А. Овчинников, А. В. Блинов:, 2014
231
ИСТОРИЯ СИБИРИ
В Кузбассе подготовку квалифицированных кадров пришлось организовать с нуля, так как имеющиеся в Кузнецком округе учебные заведения профессионально-технического образования не отвечали возрастающим запросам. Например, в 1925 г. было подготовлено только 57 рабочих [7]. В 1927 - 1928 гг. вся учебная сеть профессионально-технического образования состояла из 17 школ и курсов с количеством обучающихся в них 740 человек. Основной формой подготовки рабочих являлись школы горнопромышленного ученичества, фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и строительного ученичества (стройуч). Готовились кадры рабочих на курсах и путем индивидуального обучения на предприятиях. Срок обучения в школах был трехлетний, на курсах от 6 месяцев до 1 года и более.
По решению Кузнецкого окружкома партии в 1928 г. количество профшкол увеличилось до 37 с количеством учащихся в них 4722 человек, стационарными были 4 горнопромышленные и одна фабрично-заводская школы с общим числом учащихся в 1036 человек [1, л. 14]. В 1929 г. все школы и курсы профтехобразования были выведены из организационного подчинения Наркомпросу и переведены в ведение предприятий и строек [2, л. 162].
Важную роль в первоначальной профессиональной подготовке играли Комбинаты рабочего обучения. К 1930 г. они были созданы в Анжеро-Судженске, Ленинск-Кузнецком, Прокопьевске. В апреле 1931 г. Комитет рабочего контроля был создан на Кузнецкстрое. Подготовка рабочих в Комитетах рабочего обучения для других предприятий осуществлялась на договорных началах. До 1934 г. в Комитетах рабочего обучения проводилась и общеобразовательная подготовка рабочих для поступления их на рабфаки и в техникумы.
В начале 1931 г. на основе школ рабочего юношества были образованы производственно-политические курсы (ПИК) и рабочие технические школы (РТШ). Срок обучения на курсах без отрыва от производства 6 - 9 месяцев, в технических школах - от 9 месяцев до 2,5 лет.
В сентябре 1933 г. ЦИК и СНК СССР приняли решение о перестройке школы профтехобразования в профессиональные школы квалифицированных рабочих массовых специальностей с коротким сроком обучения: срок в школах был сокращен с 3 лет до 6 -12 месяцев за счет исключения общеобразовательных предметов и некоторых узких специальностей. В 1933 г. ППК и РТШ преобразовали в производственно-технические курсы (ПТК), на которых готовили кадры по 10 - 12 основных производств.
Создание мощных предприятий и внедрение механизации во все отрасли требовали повышение квалификации рабочих. Поэтому в июне 1932 г. вышло Постановление о сдаче экзамена рабочими 225 ведущих специальностей по техническому минимуму знаний, а в угольной, металлургической, машиностроительной промышленности экзамен по техминимуму должны были сдавать все рабочие. В течение 1932 -1933 гг. была развернута сеть кружков и курсов технического минимума. В результате реорганизации школ профтехобразования и введения минимума тех-
нических знаний увеличилась пропускная способность курсов и школ. Количество курсов объединения «Кузбассуголь» за период с 1931 по 1934 гг. увеличилось с 8 до 32; школ - с 7 до 9. Некоторые курсы были превращены в курсы повышения квалификации рабочих ведущих специальностей. Сеть стационарных учебных заведений осталась в 1935 г. без изменений. Курсовая сеть получила дальнейшее развитие: впервые преподавание в кружках и курсах стало сочетаться с технической пропагандой передового опыта, зародились стахановские курсы и курсы мастеров социалистического труда, на которых обучались квалифицированные рабочие с целью овладения прогрессивными методами организации труда и технологии производства. В связи с возникновением движения новаторов производства и перспективами его развития декабрьский (1935 г.) Пленум ЦК партии определил значение технической учебы рабочих одним из важнейших вопросов. Во исполнение решений Пленума народный комиссар тяжелой промышленности подписал 26 января 1936 г. приказ о ликвидации многообразия курсов и кружков и созданию трех форм курсов: техминимума, стахановские и мастеров социалистического труда.
В 1937 г. был образован комбинат «Кузбассуголь» и при крупных предприятиях были созданы центральные курсы, а при отдаленных шахтах их филиалы. И было внедрено два новых вида массовой техучебы. С марта 1938 г. все вновь поступающие на шахты рабочие проходили 20-часовой курс изучения правил безопасности, этот курс прошли 13560 человек. Организованный семинар по цикличному методу добычи угля прошли 20345 шахтеров.
В сентябре 1929 г. Кемеровский городской комитет партии и Окружной комитет профсоюза угольщиков вышли с ходатайством перед Центральным комитетом партии и Правительством об организации в Кузбассе среднего технического заведения. В ноябре 1929 г. по решению ЦК ВКП(б) был открыт Щеглов-ский индустриальный техникум, осуществлявший подготовку специалистов по трем направлениям: горному, химическому и металлургическому. В 1932 г. Щегловский техникум был разделен на три самостоятельных в соответствии с действующими направлениями. Горный техникум остался в Кемерово и с сентября 1932 г. начал самостоятельную деятельность по подготовке техников по эксплуатации угольных месторождений.
Довоенный период стал временем становления Кемеровского горного техникума. Первоначально техникум размешался в нескольких зданиях, а в 1934 г. в поселке «Стандарт» для него было построено двухэтажное типовое здание. Силами преподавателей и студентов были оборудованы учебные кабинеты горного дела, горной электротехники, механизации горных работ и др.
В эти годы в техникуме обучались не только рабочие с близрасполагающихся угольных районов: Ан-жеро-Судженского, Кемеровского, но и из соседних областей Западной Сибири. Уже в 1932 г. Кемероский горный техникум сделал первый выпуск - 37 техников горных электромехаников, в 1933 г. - 10 техников специальности эксплуатация пластовых месторо-
232 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2
ИСТОРИЯ СИБИРИ
ждений и 30 техников горных электромехаников. Всего с 1932 по 1940 г. Кемеровский горный техникум подготовил для шахт Кузбасса 364 специалиста [9, с. 81 - 82].
В сентябре 1932 г. на уровне Западно-Сибирского краевого исполнительного комитета было принято решение о переводе Томского горного техникума в Прокопьевск [8, с. 83]. Место ему отвели на Тыргане
- возвышенности за пределами угленосной толщи месторождения, где по генеральному плану и проектам развития Прокопьевского рудника должен был появиться город шахтеров Углеград, в 10 км от центра города Прокопьевска.
Переезд техникума и обживание нового места оказались не простыми и нелегкими. Учебный год тогда начинался не 1 сентября, а 1 октября. Чтобы не сорвать занятия, уже 4 июля на железнодорожную станцию Усяты (г. Прокопьевск) прибыл из Томска для организации переезда студенческий отряд в количестве 120 человек. Корпус будущего техникума оказался под железной крышей, но без дверей, окон, без внутренней штукатурки, без канализации, водопровода, отопления и освещения. Рабочих на стройке было крайне мало. Перед прибывшими встала трудная задача - к 1 октября закончить все работы. Конечно, этого сделать не удалось, но многое все же было сделано. Как вспоминает Г. П. Ирисов, один из участников студенческого отряда: «Рабочих на стройке было крайне мало. Нам предстояло заполнить эту брешь. Центральная часть здания отводилась под учебный корпус с аудиториями, клубом, столовой, левое (южное) крыло - под квартиры, а правое (северное) - под общежитие студентов. Возле строящегося здания техникума... поставили пятидесятиметровый щит из досок, на котором чуть ли не сотня студентов обучалась приемам оштукатуривания. После нескольких дней тренировки они перешли на настоящие штукатурные работы внутри здания. Часть физически сильных ребят отрядили для копания траншей для канализации, теплофикации и водоснабжения. Работали по десять
- двенадцать часов с получасовым перерывом на обед. Студенты трудились по-ударному, и на земляных ручных работах они опережали рабочих стройконторы. И делали это не из-за рубля, а из-за сжатых сроков, чтобы не сорвать себе начало учебного года» [8, с. 84].
Эшелон с преподавателями прибыл позднее. Семьи прибывших были размещены в одноэтажном здании стройконторы. После трех месяцев работы здание техникума приобрело удовлетворительный вид. В центральной части разместились учебные помещения, столовая, клуб, электростанция. В северном крыле -общежитие учащихся, и в южном крыле - квартиры преподавателей, рабочих и служащих. Из Томска были вывезены: горный и геологический музеи, электротехническая лаборатория, кабинет геодезии и маркшейдерского дела, кабинет физики, химическая лаборатория, стационарная электростанция, чертежный кабинет и оборудование учебной мастерской. Таким образом, несмотря на трудности, занятия можно было проводить.
В том же 1932 г. состоялся первый (Прокопьев-ский) выпуск 65 техников. В дополнение к этому
38 человек закончили курсы повышения квалификации горных мастеров. Становление техникума в Прокопьевске началось с создания учебной материальной базы и формирования педагогического коллектива. Кроме этого техникуму пришлось заводить и содержать лошадей, так как между Тырганом и городом расстояние было большое, а дорога одна, причем сказочно плохая и грязная. Возникало множество и других проблем, но общими усилиями они преодолевались.
Здание техникума и территория постепенно благоустраивались: соорудили канализацию, освещение. Даже на берегу реки Чумыш у поселка Чистугаш были построены дачные домики.
Что касается учебной работы, то она проводилась на достаточно высоком уровне. С переводом техникума в Прокопьевск профиль подготовки горных техников разных специальностей стал более целенаправленным. Так, специальность техников-разработчиков теперь именовалась «Разработка угольных месторождений», на специальностях «Шахтное строительство» и «Маркшейдерское дело» изменения состояли в основном в акцентировании содержания программ некоторых специальных предметов. В организации педагогического труда тоже следовали сложившимся традициям, заключавшимся, прежде всего, в обязательном уточнении межпредметных связей и соблюдении формы учебной работы, учета знаний учащихся. Так, например, 28 апреля 1936 года приказом по техникуму предлагалось преподавателям всех дисциплин при проверке конспектов обращать внимание на грамотность учащихся. Содержание программ каждого предмета расчленялось на части, завершенные по смыслу. Подготовленные таким образом программы согласовывались так, чтобы общеобразовательные предметы обеспечивали своевременное изучение общетехнических дисциплин, а подготовка по общеобразовательным и общетехническим дисциплинам обеспечивала бы возможность изучения специальных предметов. К концу 1930-х гг. по инициативе преподавателей Г. П. Ирисова и П. В. Павлова были введены существенные изменения в тематику дипломного проектирования на специальности «Горная электромеханика». Наряду с проектированием стационарных шахтных установок велись проектирования по темам «энергоснабжение», «электрооборудование» и «механизация подготовительных и очистных горных работ».
С переводом техникума в Прокопьевск значительно улучшилось практическое, производственное обучение. Все преподаватели специальных предметов руководили производственными практиками. При этом находились они на шахтах вместе с учащимися в течение всего срока прохождения практики, т. е. не менее месяца в году [8, с. 94].
В 1940 г. при техникуме было образовано вечернее отделение. Заведующих вечерним отделением было два - по одному от каждого угольного треста. К этому времени подходило к концу строительство нового здания специально для техникума.
Строительством нового учебного корпуса руководство техникума занялось еще в 1932 г. Данное строительство не принадлежало к числу ударных про-
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 233
ИСТОРИЯ СИБИРИ
мышленных строек первых пятилеток и затянулось на десять лет. Только весной 1941 г. строительство было завершено. Открытие нового корпуса все ждали с нетерпением. Но началась Великая Отечественная война и с первых же ее дней в новом здании расположился военный госпиталь.
Таким образом, за период 1926 - 1940 гг. в Кузбассе практически была создана и прошла большое развитие система профессионально-технического образования рабочих кадров. В ее развитии выделяются три этапа.
Первый этап - 1926 - 1928 гг., когда курс на индустриализацию, богатые перспективы развития промышленности Кузбасса и некоторый её рост поставили на повестку дня вопрос о подготовке квалифицированных рабочих. За все три года для всех предприятий и строек было подготовлено немногим более тысячи человек.
Литература
1. ГАКО (Государственный архив Кемеровской области). Ф. 22. Оп. 1. Д. 229.
2. ГАКО. Ф. 727. Оп. 1. Д. 27.
3. Декреты Советской власти. Т. 1. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957.
4. Заболотская К. А. Угольная промышленность Сибири (конец 1890 - начало 1990-х гг.) Историческое исследование. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.
5. Карпенко З. Г. Кузнецкий угольный (1921 - 1971 гг.). Кемерово, 1971.
6. Карпенко З. Г. Развитие угольной промышленности и черной металлургии Сибири. Кемерово, 1985.
7. Комсомольская правда. № 278 от 03.12.1929 г.
8. Кузница кадров. Документально-публицистическое издание / Под ред. В. Д. Славникова. ООО Изд-во «Сибирское время», 2012.
9. Лапшин И. А. Из истории подготовки техников для шахт Кузбасса в годы первых пятилеток // Из истории рабочего класса Сибири. Вып. 3. (к 250-летию открытия Кузнецкого угольного бассейна). Кемерово, 1970.
10. Ленинск-Кузнецкий. Страницы истории (1759 - 1941). Т. 1. Новосибирск: Приобские ведомости, 2013.
11. Леухова М. Г. Угольное звено Урало-Кузнецкого комбината в годы первой пятилетки // Экономическая история Сибири ХХ века. Тезисы докладов участников. Барнаул, 2006. URL: http.www.new.hist.asu.ru
12. Овчинников В. А., Блинов А. В. Становление горного профессионального образования на территории Кузбасса в XVIII - первой половине XIX в. // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 1(13). 2014. С. 144 - 151.
Информация об авторах:
Овчинников Владислав Алексеевич - доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории КемГУ; проректор по науке Кузбасского регионального института развития профессионального образования.
Vladislav A. Ovchinnikov - Doctor of History, Professor at the Department of Russian History, Kemerovo State University; Vice-Rector for Science, Kuzbass Regional Institute of Development of Professional Education.
Блинов Алексей Владимирович - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной истории КемГУ.
Alexey V. Blinov - Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of Russian History, Kemerovo State University.
Второй этап охватывает 1929 - 1933 гг. Рост грамотности населения, создание широкой сети школ и курсов профтехобразования сделали возможной подготовку рабочих в широком масштабе, что позволило обеспечить основные потребности промышленности и строек в квалифицированных рабочих. За этот период было подготовлено свыше 50 тыс. рабочих. На территории Кузбасса появляются профильные техникумы, готовящие специалистов для угольной промышленности.
Третий период 1934 - 1940 гг. отличается тем, что школы и курсы системы профессионально-технического образования уже не занимались общеобразовательной подготовкой рабочих, и, благодаря введению курсов технического минимума, с 1934 г. учебой охватываются практически все рабочие. За этот период подготовлено 224 тыс. рабочих.
Статья поступила в редколлегию 31.07.2014 г.
234 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2