Научная статья на тему 'Становление советского здравоохранения в Российской провинции в 1920-е годы'

Становление советского здравоохранения в Российской провинции в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3323
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / SOVIET STATE / СИБИРЬ / SIBERIA / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ / MILITARY COMMUNISM / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NEW ECONOMIC POLICY / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / MEDICAL MANPOWER / ENISEISKAIA GUBERNIA / SOVIET GOVERNMENT / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катцина Татьяна Анатольевна, Крылов И.И., Пашина Н.В., Мезит Л.Э.

Представлен анализ инфраструктуры здравоохранения и ее кадрового потенциала в 1920-е годы. Анализ ограничен территорией Енисейской губернии (Красноярским краем), на примере которой можно составить представление о том, что происходило в жизни не только региона, но и страны в целом. Советская власть окончательно установилась в Енисейской губернии (в январе 1920 г.) позже, чем в европейской части страны, поэтому территория ускоренными темпами применяла накопленный за годы военного коммунизма (октябрь 1917 г.-1920 г.) опыт советского строительства. Именно в этот период была проведена всеобщая национализация лечебных учреждений и аптек, традиционная автономия врачей уступила место статусу «советский служащий», оформилась монополия государства на социальную политику и практику. Статья основана на документах Государственного архива Красноярского края и опубликованных источниках. Эти материалы позволили раскрыть ограниченность ресурсов (материальных, человеческих) в сфере врачебной помощи и услуг, верифицировать имеющееся в научной литературе суждение о том, что в 1920-е годы не удалось ликвидировать дифференциацию в получении медицинских услуг между городскими и сельскими жителями, в полной мере осуществить качественную и доступную медицинскую помощь. Главным сдерживающим фактором стало несоответствие между декларированной программой медицинской помощи и реальными возможностями для ее осуществления. Отсутствие единой системы расселения, социально-территориальная изолированность населенных пунктов, громадные масштабы территории требовали огромных материальных затрат на преодоление пространства и развитие инфраструктуры здравоохранения в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The becoming of the Soviet health care in Russian province in 1920s

He article presents the analysis of infrastructure of health care and its manpower potential in 1920s. The analysis is limited by the territory of the Eniseiskaia gubernia (Krasnoiarskii' kraii) as an example for developing a notion about occurrences in life not only ofparticular region but of a whole country. The Soviet government finally established in the Enisei'i'skaia gubernia later (in January 1920) than in in the rest of the European part of the country. This was the reason of implementing on the territory with accelerated rates the experience ofSoviet development cumulated during the years of military communism (October 1917-1920). Exactly during this period the general nationalization of curative institutions and pharmacies was implemented. The traditional autonomy of physicians made way to the «Soviet employee» status and the state monopoly to social policy and practice was made official. The article is based on documents of the State archives of the Krasnoiarskii' kraii and published sources. These materials permitted to discover limitedness of the material and human resources inthe sphere of medical care and services. To verify existing in the scientific publications notion that in 1920s the elimination of differentiation between urban and rural citizen in receiving medical services and establishment in full measure qualitative and accessible medical care failed. The discrepancy between declared program of medical care and real possibilities of its implementation became the main deterrent. The absence of unified system of settling, social territorial isolation of settlements, immense scale of territory required huge material expenses for getting over space and developing infrastructure of health care in the kraii.

Текст научной работы на тему «Становление советского здравоохранения в Российской провинции в 1920-е годы»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-41-45

История медицины

История медицины

© Коллектив авторов, 2017 УДК 614.2:93(470+571)

Катцина Т.А.1, Крылов И.И.1, Пашина Н.В.1, Мезит Л.Э.2 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В 1920-е ГОДЫ

1ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», 660041, г. Красноярск; 2ФГОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», 660049, г. Красноярск

Представлен анализ инфраструктуры здравоохранения и ее кадрового потенциала в 1920-е годы. Анализ ограничен территорией Енисейской губернии (Красноярским краем), на примере которой можно составить представление о том, что происходило в жизни не только региона, но и страны в целом. Советская власть окончательно установилась в Енисейской губернии (в январе 1920 г.) позже, чем в европейской части страны, поэтому территория ускоренными темпами применяла накопленный за годы военного коммунизма (октябрь 1917 г.—1920 г.) опыт советского строительства. Именно в этот период была проведена всеобщая национализация лечебных учреждений и аптек, традиционная автономия врачей уступила место статусу «советский служащий», оформилась монополия государства на социальную политику и практику. Статья основана на документах Государственного архива Красноярского края и опубликованных источниках. Эти материалы позволили раскрыть ограниченность ресурсов (материальных, человеческих) в сфере врачебной помощи и услуг, верифицировать имеющееся в научной литературе суждение о том, что в 1920-е годы не удалось ликвидировать дифференциацию в получении медицинских услуг между городскими и сельскими жителями, в полной мере осуществить качественную и доступную медицинскую помощь. Главным сдерживающим фактором стало несоответствие между декларированной программой медицинской помощи и реальными возможностями для ее осуществления. Отсутствие единой системы расселения, социально-территориальная изолированность населенных пунктов, громадные масштабы территории требовали огромных материальных затрат на преодоление пространства и развитие инфраструктуры здравоохранения в крае. Ключевые слова: советское государство; Сибирь; Енисейская губерния; Советская власть; военный коммунизм; новая экономическая политика; здравоохранение; врачебная помощь; медицинские кадры.

Для цитирования: Катцина Т.А., Крылов И.И., Пашина Н.В., Мезит Л.Э. Становление советского здравоохранения в российской провинции в 1920-е годы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1): 41—45. DOI 10.18821-0869-0866X-2017-25-1-41-45

Для корреспонденции: Катцина Татьяна Анатольевна, канд. ист. наук, доц. кафедры теории и методики социальной работы Сибирского федерального университета, 660041, Красноярск, E-mail: katsina@list.ru

Kattcyna T.A.1, Krylov LI.1, Pashina N. V.1, Mezit L.E.2 THE BECOMING OF THE SOVIET HEALTH CARE IN THE RUSSIAN PROVINCE IN 1920S

'The Siberian federal university, 660041 Krasnoyarsk, Russia

2The V.P. Astafiev Krasnoiarskii' state pedagogic university, 660049 Krasnoyarsk, Russia The article presents the analysis of infrastructure of health care and its manpower potential in 1920s. The analysis is limited by the territory of the Eniseiskaia gubernia (Krasnoiarskii' kraii) as an example for developing a notion about occurrences in life not only ofparticular region but of a whole country. The Soviet government finally established in the Enisei'i'skaia gubernia later (in January 1920) than in in the rest of the European part of the country. This was the reason of implementing on the territory with accelerated rates the experience ofSoviet development cumulated during the years of military communism (October 1917—1920). Exactly during this period the general nationalization of curative institutions and pharmacies was implemented. The traditional autonomy of physicians made way to the «Soviet employee» status and the .state monopoly to .social policy and practice was made official. The article is based on documents of the State archives of the Krasnoiarskii' kraii and published sources. These materials permitted to discover limitedness of the material and human resources inthe sphere of medical care and services. To verify existing in the scientific publications notion that in 1920s the elimination of differentiation between urban and rural citizen in receiving medical services and establishment in full measure qualitative and accessible medical care failed. The discrepancy between declared program of medical care and real possibilities of its implementation became the main deterrent. The absence of unified system of settling, social territorial isolation of settlements, immense scale of territory required huge material expenses for getting over space and developing infrastructure of health care in the kraii.

Keywords: Soviet state; Siberia; Eniseiskaia gubernia; Soviet government; military communism; new economic

policy; health care; medical care; medical manpower For citation: Kattcy'na T.A., Kry'lov I.I., Pashina N.V. The becoming of the Soviet health care in the Russian province in 1920s. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (1): 41—45. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2017-25-1-41-45

For correspondence: Kattcyna T.A., candidate of historical sciences, associate professor of the chair of theory and

methodology of social work. e-mail: katsina@list.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 25.08.2016 Accepted 25.09.2016

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (1) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-41-45

History of medicine

В 1920-е годы здравоохранение в России складывалось как государственная система, призванная обеспечить конституционное право на бесплатную и доступную медицинскую помощь. В этом праве заключался принцип ответственности государства за охрану здоровья населения. В то же время система строилась на жесткой регламентации деятельности лечебно-профилактических учреждений, доминировании государственной собственности, методах трудовой мобилизации, имела региональные различия. В выбранном для исследования периоде можно выделить два этапа. На первом этапе (июнь 1918 г.—февраль 1921 г.) монополия государства на социальную политику и практику формировалась под влиянием идеологии так называемого военного коммунизма, концепция социального обеспечения расширялась за счет включения в число реципиентов крестьян и покрытия основных типов рисков (безработицы, болезни, беременности, инвалидности, старости, расходов на похороны). Для второго этапа (март 1921 г.—октябрь 1927 г.) характерен отход от ультрарадикальных и утопических идей, ключевыми бенефициарами здравоохранения становились промышленные рабочие и дети, «а крестьяне вновь оказались исключенными, вытесненными на обочину пространства социальной заботы» [1]. И по комплексу мер, и по оценке достигнутых результатов советская социальная политика 1920-х годов трактуется неоднозначно [4]. Сборник статей российских и зарубежных авторов [5] раскрывает методологические и содержательные вопросы темы, противоречивые подходы к определению социальных проблем и способов их разрешения. Заслуживают внимания и работы [6—8], где на сибирском историческом материале затронуты вопросы социальной политики в сфере здравоохранения.

Материалы и методы

Статья основана на делопроизводственных документах из фондов Государственного архива Красноярского края (ГАКК), к изучению которых был применен метод критического анализа. В общенаучном плане основными методами послужили логический и исторический.

Формирование органов и учреждений здравоохранения в Енисейской губернии в 1920—1921 гг.

Организация советской медицины в Енисейской губернии началась с января 1920 г. и в первые 3 года проходила в условиях чрезвычайного развития и лишений, распространения эпидемии тифа, социальных болезней (туберкулез, сифилис, трахома). Общество, пережившее катастрофические потрясения — революцию и Гражданскую войну — нуждалось в масштабной социальной и медицинской реабилитации. Для организации и управления врачебной помощью был сформирован Енисейский губернский отдел народного здравоохранения (ЕГОНЗ), в структуру которого вошли отделы лечебный, санитарно-эпиде-

Таблица 1

Число лечебных учреждений и медицинского персонала Енисейской губернии на 31 июля 1920 г. [9, с. 176—178]

Численность населения Число Штатное Количество

Название местности лечебных заведений число коек врачей фельдшеров

г. Красноярск 100 100 14 770 28 47

Красноярский уезд 110 000 21 97 8 41

Канский уезд 287 620 32 Нет све- 12 86

дений

Ачинский уезд 226 279 13 260 12 96

Минусинский уезд 298 925 26 286 17 65

Енисейский уезд 76 286 15 215 7 30

Туруханский край 15 588 4 45 1 6

мический, судебной медицины и экспертизы, сани-тарно-хозяйственный, санитарно-просветительный, охраны детства, фармацевтический, статистический, военно-санитарный, финансово-сметный. Этот перечень очерчивает круг проблем, которые должен был решать ЕГОНЗ: от организации противоэпидемических мероприятий, открытия лечебных учреждений и медицинских участков, до учета личного состава и его распределения. Предстояло восстановить лечебные учреждения, разрушенные в годы Гражданской войны. О сложности проблемы свидетельствует то, что из 7 больниц Красноярского уезда функционировала только 1 [9, с. 175]. Данные о врачебной помощи в Енисейской губернии приведены в табл. 1.

Материалы таблицы дают представление о территориальной диспропорции врачебных учреждений и обслуживающего их персонала. В губернском центре была сосредоточена почти 1/3 всех врачей и 72 штатных койко-мест; один врач обслуживал 3775 человек (в среднем по губернии 16 106 человек). Приведем и такой факт: из 4990 случаев заболеваний, зафиксированных по губернии в 1920 г., доля г. Красноярска составила 84,26% (4205 случаев) [9, с. 267]. При большой удаленности населенных пунктов от резиденции врача (нередко 100—250 км) и плохих дорогах врач затрачивал много времени на разъезды, что делало его работу малопродуктивной. В Канском уезде при самой высокой нагрузке на одного врача (23 968 человек) были наиболее высокие показатели смертности от возвратного тифа (52% против 7% по Красноярскому уезду) [9, с. 185—186]. Многие врачебные участки не имели медицинского инвентаря и оборудования, размещались в недостаточно приспособленных зданиях, требующих капитального ремонта или перестройки, испытывали дефицит медикаментов, перевязочных материалов, постельного белья, дезинфекционных средств1, из-за чего не могли вести хирургическое, стационарное лечение2.

К началу 1920 г. зубоврачебная помощь оказывалась только в Красноярске, где в день могли принять 30—40 человек. Уже в августе зубные лечебницы открылись в городах Канске, Енисейске и Минусинске, а в Красноярске — при двух городских лечебницах,

'Государственный архив Красноярского края (ГАКК). ф. Р—319. оп. 1. д. 212. л. 67—68.

2ГАКК. ф. Р—136. оп. 1. д. 279. л. 147.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1)

РР! http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-41-45_43

История медицины

при железнодорожном приемном покое, при амбулатории водного транспорта. Тюремные учреждения стал обслуживать передвижной зубоврачебный кабинет, детей и подростков — школьная зубная амбулатория. Большинство учреждений работало в две смены. Квалифицированную помощь (зуботехниче-скую и пластическую хирургию полости рта) предоставляла Центральная губернская зубная лечебница, служившая базой фельдшерской практики. Однако для сельских жителей зубоврачебная помощь осталась недоступной.

Несмотря на трудности послевоенного времени, на местных озерах Шира, Тагарское, Карачи развивалось курортно-санаторное лечение, которым за январь—июль 1920 г. воспользовалось 1650 человек [9]. Первые мероприятия были проведены в области охраны материнства и младенчества: открыты школьная амбулатория, детское отделение на 25—30 мест при Красноярской терапевтической больнице, курсы подготовки по уходу за детьми до 3 лет, выпускники которых, однако, имели низкую теоретическую и практическую подготовку3. Не был налажен «правильный врачебный осмотр» воспитанников детских учреждений и учащихся школ, не поставлена на должную высоту санитария и гигиена [9, с. 193]. Процветало знахарство с характерными методами врачевания. Так, у инородцев распространенным способом лечения температурных больных было обмывание их на улице большим количеством колодезной воды, для лечения малярии человека «зарывали по шею около озера в грязь или ил и так держали по несколько часов»4.

Для устранения территориальной диспропорции кадров применялись мобилизационные методы (принуждение) к городским врачам. Однако некоторые врачи не подлежали воздействию этих мер из-за преклонного возраста или обременения иждивенцами, другие категорически отказывались от переезда даже под угрозой увольнения5. Выпускников фельдшерско-акушерских школ и вузов привлекали в уезды обещаниями оплаты проезда к месту службы и обустройства быта (аренда жилья, покупка дров и т. п.), но частое нарушение чиновниками обязательств провоцировало отток молодых специалистов из села6.

Постановлением Енисейского губернского революционного комитета № 219 (19 апреля 1920 г.) врачу разрешалось в одном лечебном учреждении совмещать несколько должностей7. Фактически он не только оказывал медицинскую помощь, но и организовывал больничное хозяйство, вел большую канцелярскую работу (выдача ордеров, справок). Труд санитарного и медицинского персонала превосходил «всякие человеческие силы»: в губернских военных госпиталях один врач обслуживал 200 больных, в палате на 60 тяжелобольных дежурили 2—3 санитара

3ГАКК. ф. Р—1224. оп. 1. д. 32. л. 21 об.

4ГАКК. ф.3-136. оп.1. д. 203. л. 30 об.

5ГАКК. ф. Р—136. оп. 1. д. 203. л. 30.

6ГАКК. ф. Р—319. оп. 1. д. 127. л. 16.

7ГАКК. ф. Р—1224. оп. 1. д. 5. л. 17.

[9, с. 187]. Недостаток медперсонала на железнодорожном транспорте в окрестностях г. Красноярска в феврале 1920 г. (в разгар эпидемии тифа) вызвал увеличение рабочего дня в тифозных больницах до 11 ч в сутки «в силу необходимости» [10, с. 70].

Здравоохранение в Енисейской губернии в условиях новой экономической политики. С началом новой экономической политики изменились (стал децентрализованным) принцип и источники финансирования системы здравоохранения. Основные расходы по содержанию лечебных учреждений и медицинского персонала перекладывались на местные бюджеты, страховые взносы рабочих предприятий, пожертвования от населения и средства от общественных организаций становились главными каналами финансирования городских лечебных учреждений. Государство обеспечивало финансирование санитарно-эпидемиологических мероприятий, содержание образцовых медучреждений и местный административный аппарат.

Из-за возросшей финансовой нагрузки на местные бюджеты и их дефицит сократились закупки медицинского инвентаря и медикаментов, сузилась перспектива строительства новых лечебных учреждений. На селе содержание медицинских учреждений возлагалось на местное население, для чего волости или несколько сел создавали специальные фонды. Но чаше всего пожертвования обеспечивали работу лечебниц, из-за чего остро стояла проблема формирования и устойчивости их бюджета. На основании коллективных договоров с сельскими управами врачу за службу назначалось на год 25 пудов хлеба, медицинской сестре и санитарке — 12 и 6 пудов соответственно. Пшеницу часто заменяли рожью или просом, иногда вовсе прекращали выдачу продовольственного пайка. Оставшись без средств к существованию, медицинские работники вынужденно организовывали личное подсобное хозяйство, заготавливали дикоросы, занимались охотой8. Нередки были случаи оказания врачебных услуг за плату, что вызывало недовольство населения [8, с. 34—35]. Снижение ассигнований на здравоохранение повлекло сокращение численности медицинских кадров: врачей к середине 1922 г. по сравнению с 1920 г. на 22,1%, фельдшеров на 15,96%, сестер милосердия на 55,39%9.

Создание в 1925 г. Сибирского края с новыми административными единицами (районами и округами) способствовало децентрализации системы управления регионом и расширению самостоятельности отдельных территорий в решении экономических, социальных и культурных вопросов. Уже к концу 1925 г. все учреждения здравоохранения обеспечивались из средств тех административных единиц, на территории которых они находились. В результате во второй половине 1920-х годов бюджет всего здравоохранения в Сибирском крае увеличивался. По сравнению с 1925/1926 финансовым годом

8 ГАКК. ф. Р—136. оп. 1. д. 497. л. 1, 3.

9 ГАКК. ф. Р—136. оп. 1. д. 116. л. 4, 4об.

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (1)

44_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-41-45

History of medicine

Таблица 2

Численность медицинских работников Енисейской губернии в 1929 г.

Статус Общая численность Число жителей на одного

населенного пункта врачей фельдшеров врача фельдшера

Город 120 116 1300 1360

Село 113 289 13500 5300

в 1928/1929 финансовом году он возрос до 237%. При этом сохранялся недостаток средств, который не позволил, например, довести до нужного количества эпидемиологические учреждения, укомплектовать их врачебным составом. По существующим нормам требовалось иметь 25 эпидемиологических лабораторий, а Сибирский краевой отдел здравоохранения располагал лишь 18; вместо 25 дезинфекционных станций и дезинфекционных пунктов имелось всего 9. «По штатному расписанию должны были в лечебных заведениях работать в городах 139 и в сельской местности 125 врачей, а работало 70 и 24» [10, с. 203—204]. Размеры ассигнований на здравоохранение в крае были ниже, чем в целом по стране, поскольку финансирование отрасли основывалось на показателях ресурсного обеспечения (коечный фонд, число медицинского персонала, количество врачебных участков). Если в РСФСР в 1926/1927 финансовом году медицинские расходы на душу населения составили 3 руб. 55 коп., то по Красноярскому округу приблизились к сумме 2 руб. 98 коп. только в 1928/1929 финансовом году [11, с. 101]. Сохранилась диспропорция в размещении медицинского персонала по населенным пунктам Енисейской губернии (табл. 2)10.

В городах по-прежнему концентрировалась основная часть врачей, село же испытывало их дефицит. Средний стаж медицинского персонала, работающего в городах, составлял 15 лет и более, на селе он был ниже в 5 раз11. К 1929 г. в каждом округе было открыто по одному туберкулезному и венерологическому диспансеру, в лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждениях Енисейской губернии трудились врачи следующих специальностей: хирурги, гинекологи, окулисты, стоматологи, оториноларингологи, психиатры, невропатологи, фтизиатры, рентгенологи, бактериологи, эпидемиологи.

Заключение

В тяжелых экономических условиях государство и местные органы власти стремились решить проблемы здравоохранения. Врачи и их помощники в неприспособленных, часто плохо отапливаемых больницах из-за нехватки медицинского персонала работали на пределе человеческих возможностей. Действующая в Енисейской губернии медико-санитарная сеть в первой половине 1920-х годов не могла в полной мере обеспечить население общедоступной бесплатной и квалифицированной ле-

10ГАКК. ф. Р—319. оп.1. д. 127. л. 50.

"ГАКК. ф. Р—319. оп 1. д. 127. л. 15.

чебной помощью, о которой было декларировано. Отсутствие единой системы расселения, рассре-доточенность и социально-территориальная изолированность населенных пунктов друг от друга, громадные масштабы и неравномерность заселения требовали огромных материальных затрат на преодоление пространства и развитие инфраструктуры здравоохранения в регионе. Но для этого у государства не было достаточных средств. Увеличение государственного контроля над сферой здравоохранении, ее приоритетность, экономический подъем позволили несколько улучшить кадровый вопрос. К концу 1920-х годов была создана достаточно разветвленная сеть лечебных учреждений, но по-прежнему охватывавшая городское население. Господство административных методов управления в сочетании с финансированием на основе ресурсных показателей стало основой экстенсивного развития здравоохранения в крае. Несмотря на строительство амбулаторий, расширение числа больничных коек, привлечение медицинского персонала для работы на селе, организацию медицинских отрядов, на протяжении всего периода сохранялась резкая разница между городом и деревней, обусловленная объективными условиями развития региона, идеологией государства, более благоприятными условиями проживания в городе.

Благодарности Российскому гуманитарному научному фонду и Красноярскому краевому фонду поддержки научной и научно-технической деятельности, при чьей финансовой поддержке подготовлена эта статья. Проект № 16-11-24002.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебина Н.Б. Забота и контроль: социальная политика в советской действительности, 1917—1930-е гг. В кн.: Лебина Н.Б., Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. (ред.). Советская социальная политика 1920—1930-х годов: идеология и повседневность. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ; 2007: 21—67.

2. Катцина Т.А. Социальное попечение в первой четверти XX века (на материалах Енисейской губернии). Журнал исследований социальной политики. 2005; 3(2): 259—8.

3. Тевлина В.В. Система социальной помощи населению в период формирования советского государства (1918—1930-е гг.). В кн.: Булгакова Л.А. (ред.). Благотворительность в истории России: Новые документы и исследования. СПб.: Нестор-История; 2008: 397—414.

4. Федоров А. Социальная политика Октября. Классовый подход к регулированию социальных отношений ранне-советского города (октябрь 1917—март 1921). Актуальная история. Научно-публицистический журнал. Available at: http://actualhistory.ru/ social_strategy_soviet_city

5. Лебина Н.Б., Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. (ред.). Советская социальная политика 1920—1930-х годов: идеология и повседневность. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ; 2007.

6. Алексеевская Т.И. Исторические аспекты формирования системы общественного здравоохранения и медицинского страхования в Сибири. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2008; (4): 60—1.

7. Решетников А.В._Исторические аспекты формирования системы общественного здравоохранения и медицинского страхования в Сибири. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 1995; (5): 49—51.

8. Ханенко Б.И. Здравоохранение Красноярского края: краткий обзор пути протяженностью в сто лет. Красноярск: Книжное издательство; 1991.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-45-50

История медицины

9. Полгода Советской власти в Енисейской губернии. Обзор деятельности советских учреждений с января по 1 августа 1920 г. Красноярск: Енисейское губернское государственное издательство; 1920.

10. Познанский В.С. Социальные катаклизмы в Сибири: голод и эпидемии в 20 — 30-е годы XX века. Новосибирск: издательство СО РАН; 2007.

11. Крылов И.И. Условия жизни горожан в Приенисейскомрегионе в 1921—1929 гг. Красноярск: Красноярский государственный торгово-экономический институт; 2010.

Поступила 25.08.2016 Принята в печать 25.09.2016

REFERENCE

1. Lebina N.B. Care and control: social policy in the soviet reality, 1917—1930. In.: Lebina N.B., Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. (Ed.). Soviet Social Policy in 1920—1930: Ideology and Everyday Life [Sovetskaya sotsial'naya politika 1920—1930-kh godov: ideologiya i povsednevnost']. Moscow: OOO «Variant», TsSPGI; 2007: 21—67. (in Russian)

2. Kattsina T.A. Social care in the first quarter of XX century (on the materials of Eniseiskaya Gubernia). Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki. 2005; 3(2): 259—68. (in Russian)

3. Tevlina V.V. Social aid to the population during the formation of the Soviet State (1918—1930). In.: Bulgakova L.A. (Ed.). Charity in Russian History: New Documents and Studies [Blagotvoritel'nost' v istorii Rossii: Novye dokumenty i issledovaniya]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya; 2008: 397—414. (in Russian)

4. Fedorov A. Social policy of October. The class approach to the regulation of social relations Early Soviet city (October 1917—March

© Князькина Т. А., 2017

УДК 614.2:355 «1941—1945» (571.6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1921). Aktual'naya istoriya. Nauchno-publitsisticheskiy zhurnal. Available at: http://www.actualhistory.ru/ social_ strategy_soviet_ city (in Russian)

5. Lebina N.B., Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. (Eds.). Soviet Social Policy in 1920—1930: Ideology and Everyday Life [Sovetskaya sotsial'naya politika 1920—1930-kh godov: ideologiya i povsednevnost']. Moscow: OOO «Variant», TsSPGI; 2007. (in Russian)

6. Alekseevskaya T.I. The historical stages of the development of the higher medical school in the East Siberia region. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med. 2008; (4): 60—61. (in Russian)

7. Reshetnikov A.V. The historical aspects of the formation of public health system and medical insurance in Siberia. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med. 1995; (5): 49—51. (in Russian)

8. Khanenko B.I. Health Krasnoyarsk Territory: a Brief Overview of the Path Length of One Hundred Years [Zdravookhranenie Kras-noyarskogo kraya: kratkiy obzor puti protyazhennost'yu v sto let]. Krasnoyarsk: Knizhnoe izdatel'stvo; 1991. (in Russian)

9. Six Months of Soviet Power in Yenisseyskaya Province. Soviet Institutions overview from January till August 1, 1920. [Polgoda Sovetskoy vlasti v Eniseyskoy gubernii. Obzor deyatel'nosti sovetskikh uchrezh-deniy s yanvarya po 1 avgusta 1920 g.]. Krasnoyarsk: Eniseyskoe gubernskoe gosudarstvennoe izdatel'stvo; 1920. (in Russian)

10. Poznanskiy V.S. Social upheavals in Siberia: the famine and epidemics in the 20—30 years of the twentieth century. [Sotsial'nye katakliz-my v Sibiri: golodi epidemii v 20—30-e godyXX veka]. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN; 2007. (in Russian)

11. Krylov I.I. Conditions of life for citizens in the Yenisei region in 1921—1929. [Usloviya zhizni gorozhan v Prieniseyskom regione v 1921—1929 gg.]. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy gosudarstvennyy torgovo-ekonomicheskiy institut; 2010. (in Russian)

Князькина Т.А.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРО-ВОСТОКЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Филиал ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» в г. Петропавловске-Камчатском,

683003, г. Петропавловск-Камчатский

В статье освещены основные направления развития здравоохранения в 1941—1945 гг. на крайнем северо-востоке СССР. Рассмотрены достижения и трудности в реализации решений центральных и региональных органов власти и их значение для развития послевоенного здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение; крайний северо-восток СССР; Великая Отечественная война. Для цитирования: Князькина Т.А. Здравоохранение на крайнем северо-востоке СССР в годы Великой Отечественной войны. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1): 45—50 DOI 10.18821/0869-866X-2017-25-1-45-50

Для корреспонденции: Князькина Татьяна Анатольевна, канд. ист. наук, доцент, knyazkina@inbox.ru

Kniazkina T.A.

THE health CARE IN THE extreme NORTH-EAST OF THE uSSR during the great patriotic war

The branch of the Dalnevostochnyi federal university in Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia The article presents the main directions of development of health care in 1941—1945 in the Far North-East of the USSR. The achievements and difficulties are considered related to implementation of decisions of the central and regional authorities and their significance for developing the post-war health care. Keywords: health care; extreme North-East; the USSR; Great Patriotic war.

For citation: Kniazkina T.A. The health care in the extreme North-East of the USSR during the Great Patriotic War.

Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (1): 45—50. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2017-25-1-45-50

For correspondence: Kniazkina T.A., candidate of historical sciences, associate professor. e-mail: knyazkina@inbox.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 12.04.2015 Accepted 31.03.2016

Прогрессивное движение современного здраво- региональных особенностей территорий и истори-охранения в России возможно лишь с учетом знания ческого опыта прошлых лет. В 1941—1945 гг. кар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.