Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1930 г.'

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1930 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советское право / высшее образование / органы управления высшим образованием / образовательная политика / принципы построения высшего образования / Soviet law / higher education / higher education governing bodies / educational policy / principles of higher education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивова Мария Олеговна

Введение. Нормативно-правовое реформирование высшего образование всегда являлось способом решения политических и идеологических задач, часть которых по-прежнему актуальна. Заложенные с 1917 по 1930 г. принципы высшего образования актуальны до настоящего времени. Важность изучения формирования системы высшего образования в начале становления советского государства вызвана потребностью лучшего понимания современных процессов в образовательной политике. Цель. Цель исследования – выявить основные этапы и принципы реформирования высшего образования в начале советского периода. Методология. В рамках исследования используются следующие методы: историко-правовой метод, метод историзма, социологический метод, метод герменевтики. Изменение права происходит под влиянием политических и идеологических процессов в определённом историческом периоде. При использовании социологического метода право рассматривается как социальное явление, формирующееся под влиянием общественных отношений. Метод герменевтики применяется для толкования нормативноправовых актов. Результаты. Проанализирован процесс формирования органов управления высшим образованием. Выведены основные принципы построения образовательной системы на основе изучения нормативно-правовых актов, регулирующих исследуемую сферу. Заключение. Подходы к формированию системы профессиональной подготовки менялись в ходе взятого для изучения периода, что свидетельствует о достаточно оперативном реагировании государства на выявляемые проблемы. Безусловно, не все решения были эффективны, что является естественным, особенно для периода становления нового подхода к образовательной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ивова Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOVIET LEGISLATION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION DURING THE PERIOD FROM 1917 TO 1930

Introduction. Regulatory and legal reform of higher education has always been a way to solve political and ideological problems, some of which are still relevant. The principles of higher education laid down from 1917 to 1930 are still relevant today. The importance of studying the formation of the higher education system at the beginning of the formation of the Soviet state is caused by the need for a better understanding of modern processes in education policy. Purpose. The purpose of the study is to identify the main stages and principles of higher education reform at the beginning of the Soviet period. Methodology. The following methods are used in the research: historical-legal method, historicism method, sociological method, hermeneutics method. Changes in law occur under the influence of political and ideological processes in a certain historical period. When using the sociological method, law examines a social phenomenon that is formed under the influence of social relations. The hermeneutics method is used to interpret legal acts. Results. The process of formation of higher education management bodies is analyzed. The basic principles of building an educational system are derived based on the study of legal acts regulating the area under study. Conclusion. Approaches to the formation of a professional training system changed during the period taken for study, which shows a fairly prompt response by the state to identified problems. Of course, not all decisions were effective, which is natural, especially during the formation of a new approach to educational policy.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1930 г.»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2024. Т. 21, № 1. С. 35-44.

УДК 340

DOI 10.24147/1990-5Ш.2024.2Щ).35-44

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1930 г.

М. О. Ивова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. Нормативно-правовое реформирование высшего образование всегда являлось способом решения политических и идеологических задач, часть которых по-прежнему актуальна. Заложенные с 1917 по 1930 г. принципы высшего образования актуальны до настоящего времени. Важность изучения формирования системы высшего образования в начале становления советского государства вызвана потребностью лучшего понимания современных процессов в образовательной политике. Цель. Цель исследования - выявить основные этапы и принципы реформирования высшего образования в начале советского периода. Методология. В рамках исследования используются следующие методы: историко-право-вой метод, метод историзма, социологический метод, метод герменевтики. Изменение права происходит под влиянием политических и идеологических процессов в определённом историческом периоде. При использовании социологического метода право рассматривается как социальное явление, формирующееся под влиянием общественных отношений. Метод герменевтики применяется для толкования нормативно-правовых актов. Результаты. Проанализирован процесс формирования органов управления высшим образованием. Выведены основные принципы построения образовательной системы на основе изучения нормативно-правовых актов, регулирующих исследуемую сферу. Заключение. Подходы к формированию системы профессиональной подготовки менялись в ходе взятого для изучения периода, что свидетельствует о достаточно оперативном реагировании государства на выявляемые проблемы. Безусловно, не все решения были эффективны, что является естественным, особенно для периода становления нового подхода к образовательной политике.

Ключевые слова: советское право; высшее образование; органы управления высшим образованием; образовательная политика; принципы построения высшего образования.

1. Введение

Для исследования истории законодательства о высшем образовании период с 1917 по 1930 г. имеет особое значение в связи с тем, что именно в это время происходили коренные изменения в системе образования. Пересматривались сами принципы её построения, организационная модель и - в значительной степени - содержательное наполнение. Одной из демократических задач советской власти было расширение доступа к социальным благам представителей тех слоёв, которым ранее они были недоступны. К числу таких благ относилось и высшее образование. Формируя политику в отношении высшего образования, советская власть решала также экономические задачи. Преимущества социалистической системы хозяйствования необходимо было обеспечить за счёт прогрессивных технологий, привле-

чения высококвалифицированных работников, на подготовку которых должны были ориентироваться советские вузы. Поэтому приоритетными становились именно технические науки, инженерное, высшее образование. Гуманитарная отрасль в какой-то мере рассматривалась советским государством как «вредная» и несущая в себе «политическую опасность». Отмеченные обстоятельства повлияли на формирование советского законодательства в сфере высшего образования.

Тема становления советского законодательства о высшем образовании затрагивалась в ряде работ обобщающего содержания, опубликованных в советский [1; 2] и современный периоды [3], в том числе в учебных изданиях [4]. Имеется ряд публикаций [5; 6; 7; 8], которые посвящены государственному управлению высшим образованием, трансформации системы высшего образования в раз-

личные исторические периоды (Л. Н. Мазур, Е. Д. Карманова) и нормативному правовому регулированию образовательных отношений (А. В. Звонарев, Т. Ф. Ящук). Наиболее важные нормативные правовые акты, отражающие генезис и эволюцию советского высшего образования в исследуемый период, опубликованы в сборнике «Высшая школа: основные постановления, приказы и инструкции» [9].

При анализе нормативно-правового материала законодательные акты были разделены нами на два типа: нормативно-правовые акты, устанавливающие основные принципы построения образовательной системы, нормативно-правовые акты, регламентирующие структуру органов управления образованием, и нормативно-правовые акты, регламентирующие структуру органов управления вузом.

В рамках настоящей статьи считаем более подходящим использование широкого подхода к понятию законодательства в советский период. В соответствии с широким подходом к законодательству относятся в том числе подзаконные нормативные акты, нормативные правовые договоры и юридические обычаи - именно эти источники права выделяет в своей работе Р. Л. Иванов [10]. В отдельные исторические периоды проявляются особенности источников права. Т. Е. Новицкая отмечает, что в начале становления советской власти понятие «закон» имело негативную окраску, ассоциируясь с правом угнетателей пролетариата [11]. Наиболее употребимым наименованием законодательных актов стал «декрет», пришедший из терминологии революционной Франции. В связи с необходимостью очень оперативно проводить образовательные реформы в исследуемый период отсутствовала чёткая иерархическая система принимаемых органами власти нормативных правовых актов.

2. Методология

При изучении историко-правовых данных использовались следующие методы: ис-торико-правовой метод, метод историзма, социологический метод, метод герменевтики.

3. Нормативно-правовые акты, устанавливающие принципы построения образовательной системы

Уже в конце 1917 г. начали изменяться основные принципы построения высшей

школы. Высшее образование должно было стать доступным всем социальным группам.

В соответствии со ст. 17 Конституции РСФСР 1918 г. декларировалось: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование»1.

Демократическим решением был отказ от разделения мужского и женского образования, от ограничения приёма женщин в вузы. В конце мая 1918 г. во всех учебных заведениях было введено обязательное совместное обучение.

С целью расширения социального состава обучающихся в высших учебных заведениях был принят Декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приёма в высшие учебные заведения» [12, с. 42]. В соответствии с положениями декрета все люди, независимо от гражданства и пола, с 16 лет могли стать слушателями любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы. Также был введён запрет на взимание платы за обучение в вузах. Постановлением обеспечивалось преимущественное право приёма в вуз представителей пролетариата и беднейшего крестьянства, которым должны были предоставляться стипендии2.

На ликвидацию преимуществ для выпускников дореволюционных учебных заведений (гимназий, училищ, семинарий и др.) было направлено Постановление Народного комиссариата просвещения (НКП, Нарком-прос) РСФСР от 10 ноября 1918 г. «Об отмене государственных экзаменов и об изменении порядка производства всякого рода испытаний студентов в высших учебных заведениях», которым было установлено, что «дипломы и свидетельства, дающие какие-либо права и преимущества, упраздняются, а всякий экзамен в высшем учебном заведении является лишь способом проверки усвоения студентом того или иного предмета и никакого другого значения не имеет» .

Для преодоления разрыва в уровне подготовки студентов и поддержки молодёжи, имущественное или социальное положение

которой не позволило ей ранее получить полноценное школьное образование, в 1920 г. в составе высших учебных заведений были открыты рабочие факультеты, куда принимались рабочие и крестьяне от 16 лет4. Они назывались «базой для подготовки пролетарского студенчества и "пропуском" их в высшую школу» [13, с. 276].

Также в 1924 г. были введены новые правила формирования и управления рабочими факультетами на основании Декрета СНК РСФСР от 18 февраля 1924 г.5 Теперь на рабочие факультеты принимались рабочие и крестьяне не моложе 18 лет, принимавшие участие личным физическим трудом в производстве не менее трёх лет. Студенты, окончившие рабочий факультет, имели право преимущественного поступления во все высшие учебные заведения без вступительных испытаний.

Советское государство придавало важное значение рабочим факультетам как способу вовлечения выходцев из пролетарской и крестьянской среды в систему профессионального образования. В связи с этим государство совершенствовало правила управления и формирования рабочих факультетов.

Решив первоначальную задачу наполнения сферы образования представителями классов рабочих и крестьян, государство начало вводить дополнительные требования к обучающимся, которые со временем будут увеличиваться.

В марте 1923 г. была введена плата за обучение в школах I и II ступени, в техникумах, практических институтах и высших учебных заведениях6. Ряд категорий граждан были освобождены от оплаты обучения. Взимание платы за обучение не допускалось в школах рабочих подростков, во всех профессиональных низших школах и учебных показательных мастерских, в педагогических учебных заведениях, дошкольных учреждениях, советских партийных школах.

В целом нельзя говорить о бесплатности высшего образования, так как на основании Декрета СНК РСФСР от 4 июля 1923 г. студенты высших учебных заведений и практических институтов, получавшие государственные стипендии, были обязаны возместить расходы, понесённые государством на их содержание, путём отработки на государственных предприятиях и в учреждениях7.

Путём принятия декрета в конце 1924 г. была подтверждена плата за обучение и конкретизировался порядок взимания платы именно вузах. Предшествующие декреты носили более общий характер8. Размер платы за обучение зависел от получаемого студентом или лицом, у которого он находится на ижде-вении, дохода. Ряд категорий студентов были по-прежнему освобождены от обязательной платы. Льготы были предоставлены рабочим, крестьянам, военным, инвалидам труда и войны, безработным.

Принимаемые государством меры свидетельствуют о демократизации образования, выразившейся в увеличении доступности образования, а также в снятии ограничений по половому и национальному признаку. Очевидным преимуществом при зачислении в вузы пользовались представители бывших эксплуатируемых классов. Всё это, в том числе введение платы за обучение, способствовало пролетаризации состава студентов, так как обязанность по оплате обучения преимущественно несли лица «неблагонадёжного» происхождения.

4. Нормативно-правовые акты, регламентирующие структуру органов управления образованием

Новая структура органов управления высшим образованием начала формироваться в период Временного правительства. Так как государство искало наиболее оптимальную и эффективную управленческую структуру, образовательная система подвергалась очень частым изменениям. Основным органом отраслевого управления в данный период оставалось Министерство народного просвещения. Педагогическая общественность выступала за обновление образовательной системы. В итоге она была привлечена в комиссию по реформе народного образования, которая получила название Государственного комитета народного образования [14, с. 113].

9 ноября 1917 г. Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) был утверждён Декрет СНК РСФСР, Наркомпро-са РСФСР «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению»9. Государственная комиссия по народному образованию не являлась органом, управляющим учебными и образовательными учреждениями. Все функции, выполнявшиеся прежде Минист-

ром народного просвещения, были переданы Государственной комиссии по народному образованию. Управление текущими делами по-прежнему осуществляло Министерство народного просвещения в качестве исполнительного аппарата при Государственной комиссии по народному просвещению.

Как пишет В. И. Фомичев, планировалась совместная работа комитета и комиссии. Председателем государственного комитета являлся министр народного просвещения. Но Комитет по народному образованию был распущен Декретом СНК РСФСР от 20 ноября 1917 г., так как «ни один законопроект этого комитета не увидел света; да и сам комитет до сих пор ещё не был утверждён государственной властью как государственное учреждение»10. Отмечается, что «взамен расширились полномочия Наркомата по просвещению» [15, с. 7].

Своим Постановлением от 23 февраля 1918 г. Наркомпрос РСФСР принял все учебные заведения в своё подчинение11.

В дальнейшем СНК РСФСР поддержал его в этом, издав Декрет от 5 июня 1918 г. «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» . В результате издания данного декрета все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения (кроме специальных учебных заведений для взрослых, если заведения преследуют исключительно технические цели), а также и учреждения дошкольного воспитания и внешкольного образования, казённые, общественные и частные, были переданы в ведомство Народного комиссариата просвещения.

Система органов управления высшим образованием была упорядочена в 1918 г. Декретом СНК РСФСР от 26 июня «Об организации дела народного образования в Российской Республике (Положение)»13.

Общее руководство образованием было отдано Государственной комиссии по просвещению под председательством народного комиссара просвещения. В состав Народного комиссариата просвещения входил народный комиссар, его заместитель и пять членов. Го -сударственная комиссия по просвещению должна была периодически созывать Всерос-

сийский съезд по просвещению, которому представляла отчёт о своей деятельности. На обсуждение Всероссийского съезда по просвещению необходимо было вносить важные вопросы, относящиеся к ведению Государственной комиссии по просвещению. Комиссия занималась выработкой общего плана организации народного образования и установлением его общих принципов, составлением общегосударственной сметы и распределением средств на просветительные цели.

Наркомпрос РСФСР занимался всем народным образованием, не концентрируясь только на проблемах высшего образования. Для управления вузами был создан орган специального ведения.

Декретом Совета народных комиссаров от 29 января 1920 г. «О правах и обязанностях Главного Комитета профессионально-технического образования (Положение)» было установлено, что заведывание всеми видами профессионально-технических учебных заведений, в том числе и высших, а также внешкольными учреждениями профессионально-технического характера возложено на главный комитет. Главный комитет профессионально-технического образования был преобразован из секции профессионально-технического образования Народного комиссариата просвещения. Наркомпрос РСФСР, в том числе Главный комитет профессионально-технического образования, преимущественно занимался организационными и административными вопросами.

На протяжении 1920-х гг. продолжалось совершенствование нормативно-правового регулирования органов управления вузами.

5 октября 1925 г. совместным декретом ВЦИК, СНК РСФСР утверждено Положение о Народном комиссариате просвещения РСФСР15. Согласно декрету, деятельность Народного комиссариата просвещения в отношении руководства научными, музейными и художественными учреждениями общегосударственного значения и высшими учебными заведениями распространялась на всю территорию РСФСР, а в области руководства всеми другими учреждениями народного просвещения - на территорию РСФСР без автономных республик. Для управления профессиональным образованием в составе НКП РСФСР было образовано Главное

управление профессионального образования. Методическим обеспечением образовательного процесса и решением кадровых вопросов занимался Государственный учёный совет.

Часть высших учебных заведений находилась в непосредственном подчинении Центрального исполнительного комитета Союза ССР. Для управления был образован Комитет по заведыванию этими учреждениями Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Союза ССР. Учреждения, подведомственные комитету, действовали на основании особых положений о них, утверждаемых Президиумом Центрального исполнительного комитета Союза ССР16.

Для советской власти было важно выстроить единую систему управления образованием на всех уровнях, и для этого было принято Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 2 июля 1928 г., которым регулировалась деятельность краевых (областных) отделов (управлений) народного образования17. В соответствии с данным постановлением на краевой (областной) отдел (управление) народного образования в том числе возлагалось руководство всеми рабочими факультетами, находящимися на территории края (области), и участие, совместно с Народным комиссариатом просвещения РСФСР, в управлении высшими учебными заведениями, находящимися на территории края (области), на основаниях, устанавливаемых Народным комиссариатом просвещения РСФСР согласно директивам Совета народных комиссаров РСФСР. Таким образом, признавалось, что хотя рабочие факультеты организационно входили в структуру вузов, но по содержанию реализуемых учебных программ были больше связаны со школьным образованием.

Важно отметить, что функции по управлению высшим образованием в ведение региональных органов не передавались. Все важные решения находились у центральных органов власти.

В целях установления тесной связи между Главным управлением профессионального образования НКП РСФСР и ведомствами, имеющими в своём ведении профессионально-технические учебные заведения, а также ведомствами, учреждениями и организациями, заинтересованными в развитии профессионального образования, и для пре-

доставления указанным ведомствам, учреждениям и организациям решающего влияния на дело профессионального образования при Главном управлении профессионального образования Народного комиссариата просвещения РСФСР был организован Совет по профессиональному образованию, в состав которого вошли представители ведомств, учреждений и организаций. К основным функциям Совета по профессиональному образованию относились выработка общих требований, предъявляемых иными ведомствами и организациями к методам, формам и срокам подготовки специалистов, рассмотрение предлагаемых изменений в общих установках учебных планов и программ по специальностям, а также рассмотрение изменений в сети, структуре и контингенте учебных заведений. Совет по профессиональному образованию должен был созываться не реже одного раза в три месяца18.

Так как развитие высшего образования не могло происходить без учёта специфики жизни и интересов союзных республик, то необходимо было создавать органы по выработке направлений образовательной политики, в рамках которых участвовали бы и представители союзных республик. Постановлением СНК СССР от 16 мая 1929 г. Высшему совету народного хозяйства Союза ССР было разрешено образовать междуведомственный совет по техническому образованию в составе представителей различных ведомств СССР и ведомств союзных республик и областей (краёв) РСФСР, на территории которых находятся высшие технические учебные заведения и техникумы19.

В ведении народных комиссариатов просвещения союзных республик сохранялись педагогические и художественные учебные заведения, а также университеты в составе факультетов, не реорганизуемых в специальные вузы. Стратегически важные технические вузы выводились из подчинения НКП республик.

Для того чтобы обеспечить наркоматам, отраслевым объединениям и другим организациям действительное их участие в подготовке необходимых им специалистов в государственных университетах, состоящих в ведении Наркомпроса РСФСР, при нём была образована междуведомственная комиссия

в составе представителей заинтересованных наркоматов, объединений и организаций - по одному от каждого учреждения.

Система управления профессиональным образованием претерпевала постоянные изменения. Государство стремилось построить централизованную структуру вокруг Народного комиссариата просвещения, но также в этот период создавались коллегиальные органы с целью учёта потребностей различных областей народного хозяйства и регионов, входящих в состав СССР.

5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие структуру органов управления вузом

2 сентября 1921 г. СНК РСФСР путём принятия Декрета «О высших учебных заведениях РСФСР (Положение)» был установлен порядок управления высшими учебными заведениями. Вузы находились в ведении Главного комитета профессионально-технического образования НКП РСФСР. Только НКП РСФСР мог производить изменения высшего учебного заведения.

В составе вуза выстраивалась следующая структура органов: совет высшего учебного заведения, правление высшего учебного заведения, совет факультета, президиум факультета, предметная комиссия, бюро предметной комиссии, совет отделения, президиум совета отделения. Главой вуза являлся председатель правления (ректор), а главой факультета - декан (председатель совета факультета). Все значимые должности вуза утверждаются или назначаются Главным комитетом профессионально-технического образования.

Декрет СНК РСФСР от 3 июля 1922 г. «Положения о высших учебных заведениях» не внёс принципиальных изменений в структуру управления вузами, но несколько уточнил порядок взаимодействия с вузами Главного комитета профессионально-технического образования.

В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 3 июля 1925 г. были внесены изменения в Положение о высших учебных заведениях. Теперь минимальный возраст поступления в вуз - 17 лет . Органами управления факультета указаны деканат вместо президиума и учёный совет факультета вместо совета факультета.

В научной литературе принятые Положения по предмету правового регулирования считают сопоставимыми с университетскими уставами, действовавшими в Российской империи. Утверждается, что «в этих нормативных документах были закреплены принципы централизации управления, ориентации на кадровые потребности народного хозяйства и государственно-партийного контроля за всеми сторонами жизни вуза, в том числе научной и учебной работой, содержанием образования» [8, с. 163].

Декретом СНК РСФСР от 8 августа 1924 г. «Об изменениях сети высших учебных заведений» многие вузы и факультеты были объединены, часть вузов и факультетов была ликвидирована или преобразована в техникумы.

В результате реформ рабочие факультеты были отданы в непосредственное ведение Управления профессионального образования Народного комиссариата просвещения, а не Главного комитета профессионально-технического образования, как вузы в целом. В своём составе рабочие факультеты имеют: президиум, совет, предметные комиссии, курсовые совещания и учебное бюро.

Ряд актов, регулирующих учебную деятельность вузов, затрагивали проблемы качества образования. В Постановлении СНК РСФСР от 11 декабря 1925 г. «О поднятии квалификации оканчивающих высшие учебные заведения» изложены проблемы в системе образования, а именно крайне слабое учебное оборудование высших учебных заведений, недостаточная связь с производством (заводами, фабриками, сельским хозяйством), нерациональным районированием высших учебных заведений, слабая подготовка поступающих, недостаток научных работников (ряд пустующих кафедр), недостаточное финансирование. Данное постановление предписывало НКП РСФСР в содействии с другими органами решить изложенные проблемы.

27 декабря 1929 г. путём принятия постановления СНК РСФСР были отменены квалификационные (дипломные) работы и проекты в профессионально-технических высших учебных заведениях и техникумах . Наркомпрос обосновывал это потребностью ускорить подготовку необходимых государству новых кадров [16, с. 110].

После всех преобразований продолжалась организационная перестройка внутри учебных заведений. Летом 1930 г. была проведена масштабная реорганизация среди вузов, техникумов рабфаков. Факультеты многих вузов были преобразованы в самостоятельные институты. Некоторые однородные специальности разных высших учебных заведений объединялись в новое учебное заведение. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 23 июля 1930 г. № 237 «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» было создано 382 новых института. К каждому вузу был прикреплён рабочий факультет. Вновь созданные заведения передавались в ведение соответствующего органа в зависимости от специализации. Например, Торфяной институт, образованный на базе торфяного факультета Московской горной академии, торфяного отделения лесоинженерного факультета Ленинградской лесотехнической академии, торфяного отделения Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева был передан в ведение Союзторфа (Всесоюзное объединение торфяной промышленности).

Основным результатом реформирования стало установление строгой вертикали управления и увеличение количества вузов за счёт дробления существующих учебных заведений.

6. Заключение

При всей разнородности нормативных правовых актов их анализ позволяет сделать вывод об общем направлении реформирования системы высшего образования. Можно выявить одновременно две тенденции - централизации и демократизации, которые способствовали решению политических задач, стоящих перед советской властью. Образование, рассматривающееся государством как способ формирования базы политического режима, должно быть под контролем и способствовать обеспечению власти политической лояльностью. Частые реформы также свидетельствовали о поиске оптимальных способов решить проблему обеспечения получения профессионального образования гражданами, что должно было привести к развитию производства и экономическому росту.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : (принята V Всероссийским съездом

Советов 10.07.1918). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Декрет СНК РСФСР от 02.08.1918 «О правилах приёма в высшие учебные заведения». -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Постановление Наркомпроса РСФСР от 10.11.1918 «Об отмене государственных экзаменов и об изменении порядка производства всякого рода испытаний студентов в высших учебных заведениях». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Декрет СНК РСФСР от 17.09.1920 «О Рабочих Факультетах». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Декрет СНК РСФСР от 18.02.1924 «Положение о рабочих факультетах». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 22.03.1923 «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях Народного Комиссариата Просвещения». - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

7 Декрет СНК РСФСР от 04.07.1923 «О возмещении личным трудом государственных стипендиатов студентов высших учебных заведений расходов, понесённых государством на их содержание». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 15.12.1924 «О взимании платы в высших учебных заведениях». - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

9 Декрет СНК РСФСР, Наркомпроса РСФСР «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» (утв. ВЦИК 09.11.1917). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Декрет СНК о роспуске Государственного комитета по народному образованию. 20 ноября (3 декабря) 1917 г. - URL: https://docs.history-russia.org/ru/nodes/161883-dekret-snk-o-rospuske-gosudarstvennogo-komiteta-po-narodnomu-obrazova-niyu-20-noyabrya-3-dekabrya-1917-g#mode/inspect/ page/2/zoom/4 (дата обращения: 01.12.2023).

11 Постановление Наркомпроса РСФСР от 23.02.1918 «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по Просвещению». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12 Декрет СНК РСФСР от 05.06.1918 «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 Декрет СНК РСФСР от 26.06.1918 «Об организации дела народного образования в Российской Республике (Положение)». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 29 января. Положение СНК о правах и обязанностях Главного комитета профессионально-технического образования. - URL: https://docs. historyrussia.org/ru/nodes/16709-29-yanvarya-polo-zhenie-snk-o-pravah-i-obyazannostyah-glavnogo-komiteta-professionalno-tehnicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.12.2023).

15 Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 05.10.1925 «Положение о Народном Комиссариате Просвещения РСФСР». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16 Постановление ЦИК СССР от 30.04.1927 «Положение о Комитете по заведыванию учёными и учебными учреждениями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 02.07.1928 «Об утверждении Положения о краевых (областных) отделах (управлениях) народного образования». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18 Постановление СНК РСФСР от 27.12.1928 «Об утверждении Положения о Совете по профессиональному образованию при Главном Управлении профессионального образования Народного Комиссариата Просвещения Р.С.Ф.С.Р.». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19 Постановление СНК СССР от 16.05.1929 «Об образовании при Высшем Совете Народного Хозяйства Союза ССР междуведомственного совета по техническому образованию». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20 Декрет СНК РСФСР от 03.07.1925 «Об изменении некоторых статей Положения о высших учебных заведениях». - Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

21 Постановление СНК РСФСР от 27.12.1929 «Об отмене квалификационных (дипломных) работ и проектов в высших учебных заведениях и техникумах». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ЛИТЕРАТУРА

1. Сафразьян Н. Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы: (1921-1927 гг.). - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 158 с.

2. Кооп А. В. Роль высшего образования в изменении социальной структуры развитого социалистического общества / Тарт. гос. ун-т. - Тарту : [ТГУ], 1975. - 5 с.

3. КузьминовЯ. И., ЮдкевичМ. М. Университеты в России: как это работает. - М. : Издат. дом Высшей школы экономики, 2021. - 616 с.

4. Козырин А. Н., Трошкина Т. Н. Образовательное право России : учебник и практикум : в 2 кн. - М. : Издат. дом Высш. школы экономики, 2019. - Кн. 1 : учебник. - 799 с. - (Учебники Высшей школы экономики).

5. Звонарев А. В., Ладнушкина Н. М., Пашенцев Д. А. Развитие формальных источников образовательного права в советский период (1917-1936 гг.) // Юридическая наука. - 2017. - № 3. - С. 52-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ящук Т. Ф. Правовое регулирование в сфере высшего образования в России (историко-правовой аспект) // Правоприменение. - 2017. - Т. 1, № 4. - С. 14-27. - Б01: 10.24147/2542-1514.2017.1(4).14-27.

7. Лобачевский Я. П., Ценч Ю. С. Становление системы агроинженерного образования в СССР в 19201930-е гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2020. -Т. 19, № 3. - С. 684-698.

8. Мазур Л. Н., Карманова Е. Д. К вопросу об автономии российских университетов: историко-докумен-товедческое исследование уставов Х1Х-ХХ1 веков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. - Т. 25, № 2. -С. 156-169.

9. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции / сост. М. И. Мовшович ; под ред. А. М. Ходжаев. - М. : Сов. наука, 1945. - 410 с.

10. Иванов Р. Л. Понятие законодательства в современном российском праве // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2013. - № 3 (36). - С. 6-16.

11. Новицкая Т. Е. Источники права в первые годы Советской власти // Источники российского права: вопросы теории и истории : учебное пособие / отв. ред. М. Н. Марченко. - М. : Норма, 2005. - С. 3637.

12. Шпаковская Л. Л. Советская образовательная политика: социальная инженерия и классовая борьба // Журнал исследований социальной политики. - 2009. - № 1. - С. 39-64.

13. Хаминов Д. В. Администрирование и нормативное регулирование советской системой общего, среднего и высшего образования в контексте государственной политики и идеологии в СССР (историко-правоведческий аспект) // Вестник Томского государственного университета. - 2022. - № 479. -С. 273-285.

14. Фомичев И. В. Создание Государственного комитета по народному образованию // Право и образование. - 2009. - № 5. - С. 110-124.

15. Ашенова Т. М., Кожевина М. А. К вопросу формирования центральных органов управления образованием в 1917-1918 гг. // Сибирское юридическое обозрение. - 2013. - № 2 (21). - С. 4-8.

16. Литвинов А. В. Учебный процесс в Томском государственном университете в 20-30-е годы ХХ века // Вопросы образования. - 2006. - № 3. - С. 102-121.

Информация об авторе

Ивова Мария Олеговна - аспирант кафедры теории и истории государства и права Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: ivovamari@yandex.ru SPIN-код: 9570-1130

Информация о статье

Дата поступления - 19 декабря 2023 г. Дата принятия в печать - 15 января 2024 г.

Для цитирования

Ивова М. О. Становление советского законодательства в сфере высшего образования в период с 1917 по 1930 г. // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2024. Т. 21, № 1. С. 35-44. й01: 10.24147/1990-5173.2024.21 (1).35-44.

THE FORMATION OF SOVIET LEGISLATION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION DURING THE PERIOD FROM 1917 TO 1930

M.O. Ivova

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. Regulatory and legal reform of higher education has always been a way to solve political and ideological problems, some of which are still relevant. The principles of higher education laid down from 1917 to 1930 are still relevant today. The importance of studying the formation of the higher education system at the beginning of the formation of the Soviet state is caused by the need for a better understanding of modern processes in education policy. Purpose. The purpose of the study is to identify the main stages and principles of higher education reform at the beginning of the Soviet period. Methodology. The following methods are used in the research: historical-legal method, historicism method, sociological method, hermeneutics method. Changes in law occur under the influence of political and ideological processes in a certain historical period. When using the sociological method, law examines a social phenomenon that is formed under the influence of social relations. The hermeneutics method is used to interpret legal acts. Results. The process of formation of higher education management bodies is analyzed. The basic principles of building an educational system are derived based on the study of legal acts regulating the area under study. Conclusion. Approaches to the formation of a professional training system changed during the period taken for study, which shows a fairly prompt response by the state to identified problems. Of course, not all decisions were effective, which is natural, especially during the formation of a new approach to educational policy.

Keywords: Soviet law; higher education; higher education governing bodies; educational policy; principles of higher education.

REFERENCES

1. Safrazyan N.L. The struggle of the CPSU for the construction of a Soviet higher school: (1921-1927). Moscow, Moscow University Press, 1977. 158 p. (In Russ.).

2. Koop A.V. The role of higher education in changing the social structure of a developed socialist society. Tartu, Tartu State University Publ., 1975. 5 p. (In Russ.).

3. Kuzminov Ya.I., Yudkevich M.M. Universities in Russia: how it works. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2021. 616 p. (In Russ.).

4. Kozyrin A.N., Troshkina T.N. Educational law of Russia, textbook and workshop, in 2 books. Moscow, Publishing House of Higher School of Economics, 2019. Book 1: textbook. 799 p. (Textbooks of the Higher School of Economics). (In Russ.).

5. Zvonarev A.V., Ladnushkina N.M., Pashentsev D.A. Development of formal sources of educational law in the Soviet period (1917-1936). Yuridicheskaya nauka = Legal science, 2017, no. 3, pp. 52-56. (In Russ.).

6. Yashchuk T.F. Legal regulation in the sphere of higher education in Russia (historical and legal aspect). Pravoprimenenie = Law enforcement, 2017, vol. 1, no. 4, pp. 14-27. DOI: 10.24147/2542-1514.2017.1(4).14-27. (In Russ.).

7. Lobachevsky Ya.P., Tsench Yu.S. Formation of the system of agricultural engineering education in the USSR in the 1920-1930s. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii = RUDN Journal of Russian History, 2020, vol. 19, no. 3, pp. 684-698. (In Russ.).

8. Mazur L.N., Karmanova E.D. On the issue of autonomy of Russian universities: historical and documentary research of the statutes of the 19th - 21st centuries. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya = Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relationships, 2020, vol. 25, no. 2, pp. 156-169. (In Russ.).

9. Movshovich M.I. (comp.)., Khodzhaev A.M. (ed.). High school. Basic resolutions, orders and instructions. Moscow, Sovetskaya nauka Publ., 1945. 410 p. (In Russ.).

10. Ivanov R.L. The concept of legislation in modern Russian law. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo " = Herald of Omsk University. Series "Law ", 2013, no. 3 (36), pp. 6-16. (In Russ.).

11. Novitskaya T.E. Sources of law in the first years of Soviet power, in: Marchenko M.N. (ed.). Sources of Russian law: questions of theory and history, textbook, Moscow, Norma Publ., 2005, pp. 36-37. (In Russ.).

12. Shpakovskaya L.L. Soviet educational policy: social engineering and class struggle. Zhurnal issledovanii sotsial'noipolitiki = The Journal of Social Policy Studies, 2009, no. 1, pp. 39-64. (In Russ.).

13. Khaminov D.V. Administration and regulatory regulation of the Soviet system of general, secondary and higher education in the context of state policy and ideology in the USSR (historical and legal aspect). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2022, no. 479, pp. 273-285. (In Russ.).

14. Fomichev I.V. Creation of the State Committee for Public Education. Pravo i obrazovanie = Law and Education, 2009, no. 5, pp. 110-124. (In Russ.).

15. Ashenova T.M., Kozhevina M.A. On the issue of the formation of central educational authorities in 19171918. Sibirskoeyuridicheskoe obozrenie = Siberian Law Review, 2013, no. 2 (21), pp. 4-8. (In Russ.).

16. Litvinov A.V. The educational process at Tomsk State University in the 20-30s of the twentieth century. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2006, no. 3, pp. 102-121. (In Russ.).

About the author

Ivova Maria - postgraduate student of the Department of Theory and History of State and Law

Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077,

Russia

E-mail: ivovamari@yandex.ru SPIN-code: 9570-1130

Article info

Received - December 19, 2023 Accepted - January 15, 2024

For citation

Ivova M.O. The Formation of Soviet Legislation in the Field of Higher Education during the Period from 1917 to 1930. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2024, vol. 21, no. 1, pp. 35-44. DOI: 10.24147/1990-5173.2024.21 (1).35-44. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.