Научная статья на тему 'Становление системы воспитания и дополнительного обучения дочерей российских офицеров в Женском Патриотическом институте Комитета, Высочайше утверждённого в 18 день Августа 1814 года'

Становление системы воспитания и дополнительного обучения дочерей российских офицеров в Женском Патриотическом институте Комитета, Высочайше утверждённого в 18 день Августа 1814 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / обучение / воспитание / воспитанницы / Комитет / повседневная жизнь / институт / education / training / upbringing / female pupils / Committee / everyday life / institution

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марина Викторовна Богайцева, Олег Ростиславович Сиренко

В предлагаемой статье обобщены результаты исследований характерных черт процесса формирования дополнительного обучения и системы воспитания дочерей российских офицеров в Санкт-Петербургском Патриотическом институте, их деятельности на этапе учёбы, образа жизни в целом. Установлена связь указанных процессов с российской армией, в первую очередь – с Комитетом 18 августа 1814 года (о раненых). При работе над статьёй авторы опирались на данные подзаконных актов, официальных делопроизводственных документов XIX века, воспоминаний, публицистических работ участников и современников рассматриваемых событий, трудов историков рубежа XX-XXI веков. Итоги исследования изложены во взаимосвязи с обновлением современного представления значительного тематического комплекса, посвященного анализу ценностно-смысловых аспектов изучаемой проблемы. Использованы методы феноменологии, исторической психологии, исторической антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of the System of Education and Additional Training of the Daughters of Russian Officers in the Women’s Patriotic Institute of the Committee, Highly Approved on the 18th Day of August 1814

The proposed article summarizes the results of research into the characteristic features of the process of formation of additional training and educational system for the daughters of Russian officers at the St. Petersburg Patriotic Institute, their activities at the stage of study, and their lifestyle in general. The connection of the mentioned processes with the Russian army, first of all with the Committee of August 18, 1814 (about the wounded) is established. When working on the article the authors relied on the data of bylaws, official records of the XIX century, memoirs, journalistic works of participants and contemporaries of the events in question, works of historians of the turn of the XX-XXI centuries. The results of the study are presented in correlation with the updating of the modern presentation of a significant thematic complex, devoted to the analysis of value and semantic aspects of the problem under study. The methods of phenomenology, historical psychology, historical anthropology have been used.

Текст научной работы на тему «Становление системы воспитания и дополнительного обучения дочерей российских офицеров в Женском Патриотическом институте Комитета, Высочайше утверждённого в 18 день Августа 1814 года»

УДК 94(47).073

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-10-65-73

Дата поступления (Submitted) 20.09.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 03.10.2024

Становление системы воспитания и дополнительного обучения дочерей российских офицеров в Женском Патриотическом институте Комитета, Высочайше утверждённого в 18 день Августа 1814 года

МАРИНА ВИКТОРОВНА БОГАЙЦЕВА

Кандидат педагогических наук, заместитель директора ГБОУ СШ № 511

Пушкинского района Санкт-Петербурга 196628, г. Санкт-Петербург, п. Шушары, тер. Славянка, Колпинское ш., д. 20, е-mail: pilarmary@yandex.ru

ОЛЕГ РОСТИСЛАВОВИЧ СИРЕНКО

аспирант ГАОУ ВО Ленинградской области Ленинградский государственный университет им. А.С.ПУШКИНА, 3-й курс, направление отечественная история.

196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, д.10.

е-mail: olgerduman@mail.ru

Аннотация. В предлагаемой статье обобщены результаты исследований характерных черт процесса формирования дополнительного обучения и системы воспитания дочерей российских офицеров в Санкт-Петербургском Патриотическом институте, их деятельности на этапе учёбы, образа жизни в целом. Установлена связь указанных процессов с российской армией, в первую очередь -с Комитетом 18 августа 1814 года (о раненых). При работе над статьёй авторы опирались на данные подзаконных актов, официальных делопроизводственных документов XIX века, воспоминаний, публицистических работ участников и современников рассматриваемых событий, трудов историков рубежа XX-XXI веков. Итоги исследования изложены во взаимосвязи с обновлением современного представления значительного тематического комплекса, посвященного анализу ценностно-смысловых аспектов изучаемой проблемы. Использованы методы феноменологии, исторической психологии, исторической антропологии.

Ключевые слова: образование, обучение, воспитание, воспитанницы, Комитет, повседневная жизнь, институт

Establishment of the System of Education and Additional Training of the Daughters of Russian Officers in the Women's Patriotic Institute of the Committee, Highly Approved on the 18th Day of

August 1814

MARINA VICTOROVNA BOGAYTSEVA

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director of SBEI School No. 511 Pushkinsky district of St. Petersburg 196628, St. Petersburg, Shushary s., Slavyanka ter., Kolpinskoye h., 20, е-mail: pilarmary@yandex.ru

OLEG ROSTISLAVOVICH SIRENKO

postgraduate student of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Leningrad

Region Pushkin Leningrad State University, 3nd year, field: National History.

196605, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoye h., 10.

е-mail: olgerduman@mail.ru

Abstract. The proposed article summarizes the results of research into the characteristic features of the process of formation of additional training and educational system for the daughters of Russian officers at the St. Petersburg Patriotic Institute, their activities at the stage of study, and their lifestyle in general. The connection of the mentioned processes with the Russian army, first of all with the Committee of August 18, 1814 (about the wounded) is established. When working on the article the authors relied on the data of bylaws, official records of the XIX century, memoirs, journalistic works of participants and contemporaries of the events in question, works of historians of the turn of the XX-XXI centuries. The results of the study are presented in correlation with the updating of the modern presentation of a significant thematic complex, devoted to the analysis of value and semantic aspects of the problem under study. The methods of phenomenology, historical psychology, historical anthropology have been used.

Keywords: education, training, upbringing, female pupils, Committee, everyday life, institution

Актуальность темы обусловлена значимостью в современных условиях переоценки роли и места дополнительного обучения детей, их воспитания в социальных и духовных отношениях российского общества, тесной связи данного процесса с качественным улучшением системы образования в целом, определением степени влияния государства и общества на эти явления. Задание сопряжено с необходимостью разносторонне проанализировать ценностный дискурс понимания и прочтения важного этапа исследуемых событий в современном мировоззрении.

Интерес историков к расширению области предметного и методологического поиска мер и индикаторов изменений в массовом сознании касается сферы изучения аспектов общественного развития в состоянии социально-политической нестабильности. Первая половина XIX века ознаменована чередой вызовов для Российской империи: противостояние с наполеоновской Францией, апогеем которого стала Отечественная война 1812 года, войны на Кавказе, выступление декабристов, Польское восстание, Крымская война. Ответы требовали высочайшего напряжения всего общества, в том числе и в духовной, и в социальной сферах, проявленных в изменении подходов к заботе о членах семей своих защитников. В данном контексте речь, в первую очередь, идет о тех переменах, по которым можно судить о вступлении общества в следующие стадии своего развития, как в правовом и социально-экономическом контекстах, так и в духовном: культурных особенностей, социального взаимодействия.

Целью статьи является расширение рамок интерпретации начинаний государства и общества в сфере заботы о членах семей защитников Отечества, влияния данных процессов на перемены в системе образования узкой группы российского общества - дочерей офицеров, а также освещение повседневного образа жизни, процессов воспитания и обучения воспитанниц Патриотического института. Здесь речь идёт о тесной связи духовной и социальной сфер жизни общества в области общего образования женщин и дополнительного их обучения, влияния этих процессов как на персональные судьбы выпускниц Института, так и на российское обще-

ство, пополняемое новыми активными персонами.

История становления Патриотического Института. Отечественная война 1812 года и её последствия побудили значительные изменения во всех сферах жизни российского общества, вдохновляя на патриотические поступки представителей всех социальных групп. В ноябре 1812 года при поддержке императрицы Елизаветы Алексеевны в Санкт-Петербурге двенадцать дам высшего света объединились «с целью, насколько возможно, ослабить тяжелые последствия войны, облегчить участь несчастных» [1, с. 4] и, активно взявшись за дело, «стали собирать пожертвования, отыскивать нуждающихся в помощи, рассылать по всей России воззвания о помощи пострадавшим в войне ...» [1, с. 4]. 29 декабря 1812 года Указом императора Александра I это объединение получило название «Петербургское Патриотическое Общество Дам» [2, с. 3].

Круг дам Общества постоянно расширялся -со временем среди них оказались княгиня Е.И. Трубецкая, Е.С. Уварова, Е.Ф. Муравьёва. «Имена этих женщин хорошо известны из истории декабристского движения. Но до их пор мало известен тот факт, что их доброта и душевная щедрость ещё до декабрьских событий проявились на поприще благотворительности» [3, с. 210].

Сначала Общество оказывало только материальную помощь нуждающимся в ней, но со временем становилось ясно, что немалое количество людей нуждаются и в ином виде помощи. «Здесь есть много офицерских жен, коих мужья, будучи на поле действий против неприятеля, а некоторые даже и убиты, не в состоянии доставлять им и оставленным семействам приличного содержания. Они-то, по моему мнению, заслуживают особого попечения» [1, с. 6], - обращалась в Общество в январе 1813 года жена Волынского губернатора А. Комбурлей. Во многих пострадавших семьях стало необходимым немедленно обеспечить приютом детей.

В марте 1813 года Патриотическое общество, при одобрении императрицы, открывает «Училище сирот», предназначенное «. для воспитания дочерей Штаб и Обер-офицеров, убитых в отечественную войну, или лишившихся в 1812 г. достояния» [2, с. 10-11]. «Из всех видов помощи Импе-

ратрица придавала особенно важное значение воспитанию и образованию девушки» [1, с. 6].

Набор 1813 года составил 18 человек - дочери офицеров от прапорщика до генерал-майора и гражданских чиновников; в 1816 году штат воспитанниц Училища составлял уже 30 человек. Срок обучения был 6 лет: два класса - младший и старший по 3 года; выпуски окончивших курс и приём новых воспитанниц производились один раз в три года. Предметами обучения были Закон Божий, русский язык и словесность, история, арифметика, география, немецкий и французский языки, музыка, рисование, танцы.

Свиданья учащихся Училища (позднее - Патриотического Института) с родными строго регулировались. Известен случай, когда администрация ограничила двумя днями в неделю встречи полковника князя Шаховского с дочерью (отец ходатайствовал о четырёх днях) [4, л. 171].

В 1820 году в жизни Училища Женского Патриотического общества произошло важное событие - перемещение «в лучшее, более обширное помещение на Васильевском Острове» (10-я линия, дом 3) [1, с. 20]. Переезд в собственное здание стал началом многолетней череды приобретений участков и строений, строительств и перестроек зданий Училища и, в будущем, Патриотического Института, связанных с неуклонным увеличением количества воспитанниц и расширения программ обучения. В этот сложный период - в 1822 году - «... все дела учебные и хозяйственные по Институту Патриотического общества и по Дому Трудолюбия Ея Императорское Величество принимает в непосредственное своё ведение» [1, с. 22].

В 1827 году в жизни Училища произошли радикальные перемены. 7 апреля императором Николаем I было утверждено «Положение о Патриотическом Институте Комитета, учреждённого в 18 день августа 1814 года» [5] («Обязанностью Комитета сего будет: «принимать просьбы, пещись о доставлении возможного вспомоществования неимущим, изувеченным генералам, штаб и обер-офицерам и представлять о них доклады ...» [6, с. 36]). 12 декабря 1829 года вступили в силу «Правила в руководство Комитета, Высочайше утверждённого в 18 день Августа 1814 года, для пособия раненным и семействам убитых на сражении и умерших от ран» [7, с. 3436, 49, 54], §§ 72-77, 103 и 114 регламентировали порядок определения дочерей офицеров, имеющих право на помощь Комитета 14 августа, в Патриотический институт.

В полную силу «Положение о Патриотическом Институте» вступило с 1 января 1829 года, после чего «Институт стал уже правительственным учреждением» [1, с. 45]. Значительная часть изменений коснулась вопросов финансирования Института; также произошли перемены в порядке комплектования воспитанницами и в системе

его образовательной деятельности: теперь в Институт принимались дочери заслуженных офицеров, состоящих под покровительством Комитета, учреждённого в 18 день августа 1814 года (120 человек), дворянки-дочери чиновников, состоявших ранее на военной службе (80 человек). Цели учебного заведения остались неизменными - воспитание добрых жен и хозяек. Обучение, как и прежде, предполагалось в течение 6 лет. Возраст воспитанниц составлял от 10-12 лет на момент приема.

В октябре 1855 года Патриотическому Институту были даны новый общий устав и учебная программа. По прежнему, особым назначением учебного заведения было «... служить воспитанию и образованию сирот военных офицеров, и в соответствии с этим были понижены требования при вступительных экзаменах в младший класс...» [1, с. 89].

1860-е годы стали поворотными во всех сферах жизни государства российского, но уже с середины 50-х годов к педагогической области в обществе стало проявляться особое внимание, что отразилось и на женских учебных заведениях: «. выяснилась необходимость изменения устарелых педагогических форм и приёмов. Но очень возможно, что институты ещё долго бы ждали так необходимых им преобразований, если бы не явилось такой энергичной, талантливой и душу в дело положившей личности, как К.Д. Ушинский» [8].

Становление системы воспитания в Училище и Патриотическом Институте, формирование учебного плана. Как было сказано выше, целью работы заведения было воспитание добрых жен и хозяек. Особое внимание уделялось гуманитарным дисциплинам, «. правилам светского обхождения и учтивости» [3, с. 210]. Училище и его преемник - Патриотический институт многие годы оставались закрытым учебным заведением (воспитанницы не могли покидать его пределы). «По педагогическим воззрениям того времени, это должно было оградить девушек от порочного и суетного мира, сделать из них "идеальных" женщин, способных смягчить жестокие нравы общества» [3, с. 211]. Фундаментом системы воспитания в Институте была духовная культура воспитательного и учебного персонала, основанная на вероучении, которая прививалась подопечным. В воспоминаниях - «Записках институтки», опубликованных в 1873 году в журнале «Семейные вечера», одна из воспитанниц первых наборов указывала: «У нас сила считалась в правде, ее добивалась от нас начальница, ее отличала она в детях прежде всего, даже прежде хорошего учения. ...осуждала вину, но ради правдивого сознания, никогда не наказывала» [9, с. 178]. Начальница Института Л.Ф. Вистин-гаузен была воплощением исполнительности и всегда верна своим правилам, «. не терпела ни хвастовства, ни лжи, будучи сама правдива,

требовала правды ото всех, начиная с классной дамы генеральши и кончая горничной» [10, с. 19]. В «Записках ...» описан случай, когда в начале Великого поста в класс одного из отделений принесли религиозную литературу, в том числе и Четьи-минеи, которые воспитанницы принялись читать в первую очередь. Классная дама, решив, что не все жития нужно читать девочкам, «... хмурясь и краснея, объявила, что даст нам читать избранные К. Ив. Жития, и что мы должны обещать ей другого не читать; она верила нашему честному слову и могла положиться на него» [11, с. 154].

Предметом особого внимания Л.Ф. Вистинга-узен было развитие у подопечных истинно-религиозной нравственности. Уже в 1817 году, заботясь о религиозном воспитании учениц, Женское Патриотическое общество обустроило первую церковь Училища «во имя святой Елиса-веты». В 1829 году, отметив недостатки в преподавании закона Божия, Луиза Фёдоровна подала на имя императрицы «записку о желательной постановке этого предмета в виду его высокого нравственного значения» [1, с. 70] с указанием конкретных предложений по методике обучению предмету. Предложение Александрой Фёдоровной было одобрено.

В 1829 году в Патриотическом Институте преподавались следующие науки: Закон Божий (православной церкви, а также протестантского и католического учений), три языка (российский, французский и немецкий), география, всеобщая история, арифметика, искусства (рисование, игра на фортепиано, пение, танцы), рукоделие.

До середины 1830-х годов в Патриотическом Институте при 5-бальной системе оценок, высшим баллом был «1». В середине 1830-х годов эту систему посчитали недостаточной и, как альтернатива, рассматривалась 7-бальная система, «но эта система не была применена, и пользовались пятибалльной, правда, с многочисленными дополнениями в виде половин и четвертей, притом высшим баллом считалось уже 5» [1, с. 89].

Для преподавания «были приглашены наиболее известные тогда педагоги ...» [1, с. 11], среди которых нельзя не отметить учителя словесности П.А. Плетнёва, 25 лет служившего в Институте - «. поэта и критика, впоследствии ректора Петербургского университета» [3, с. 211]. Изучение русского языка и словесности занимало важную роль и в системе воспитания Института. Жуковский, Батюшков и Вяземский были любимыми поэтами воспитанниц, расположение к которым привил им П.А. Плетнёв, каждое слово которого, «. было сердечно и разумнонастави-тельно, только бы уметь понимать его, - тогда мы питали к нему почти дочерние чувства» [10, с. 18-19]. На грамматику особенное внимание учителей обращала Л.Ф. Вистингаузен, «прося не спешить с преподаванием риторики и пиитики» [10, с. 20].

В связи с увеличением количества воспитанниц был увеличен и штат персонала Патриотического Института, в том числе «. учреждена важная должность Инспектора классов, которая правилами не полагалась, а внесена в штат собственноручно императором Николаем I» [2, с. 20].

Особенно светлые воспоминания сохранили выпускницы об учителях: Михаиле Борисовиче Чистякове, известном авторе книг для детского чтения, Михаиле Матвеевиче Стасюлевиче, впоследствии известном профессоре университета, общественном деятеле, издателе журнала „Вестник Европы», учителе французского языка Лустоно, на уроках которого ученицы проявляли особое усердие и действительно выучивались языку - «... тогда было значительно легче достигать в этом отношении высоких успехов: воспитанницы в течение шести лет безвыездно жили в институте ...» [1, с. 77]. Около сорока лет Закону Божьему воспитанниц учил Н.М. Мокиевский, имевший на них особое нравственное влияние. «Он своим словом вдохнул в нас веру, он учил действительно любить людей и любить трудовую жизнь» [1, с. 95], - вспоминали о Николае Михайловиче выпускницы.

Для нравственного и трудового развития воспитанниц в Училище было организовано дополнительное обучение, в рамках которого девочек учили «... домоводству, рукоделию и "различным изящным работам"» [3, с. 210]. Поначалу, воспитанницы имели возможность реализовывать результаты своего труда в специально открытой для этого лавке. С 1826 года изделия учащихся стали разыгрываться в лотерее, билеты которой распространялись членами Патриотического общества, а доходы использовались для пособий нуждающимся выпускницам. Подобные лотереи проводились до 1860-х годов.

Заслуживает внимания достойное поощрение сотрудников института, например: в 1834 году по случаю шестого выпуска «. преподаватели получили или Высочайшее благоволение, или годовой оклад жалованья ., или бриллиантовые перстни, в их числе был и Н.В. Гоголь, как преподаватель истории ...» [1, с. 61]. По случаю, уместна характеристика, данная автором «Записок институтки», ученицей Николая Васильевича: «. его любили за редкое искусство говорить . любили, . но считали его сторонним. Девочки чутьём слышат, кто привязывается к институту ... или кто остаётся сторонним, чуждым. Хотя Гоголь и учил в Патриотическом институте около пяти лет, но он оставил по себе память какого-то блестящего метеора, осветившего небывалым, причудливым светом тихо, спокойно трудящееся заведение» [11, с. 166].

В 1844 году для усовершенствования воспитательной работы и учебных программ женских учебных заведений император учредил особый Комитет под председательством принца П.Г.

Ольденбургского [13, л. 55] по рассмотрению уставов заведений и принятия мер по совершенствованию их педагогической деятельности «. ради одной общей цели - умственного и нравственно-религиозного образования девиц» [1, с. 79]. Патриотический институт был отнесён к первому разряду женских учебных заведений и в нём был образован новый руководящий орган - Совет Института. Рескриптом по Главному Совету женских учебных заведений от 3 января 1845 года императрица Александра Фёдоровна «... соизволила назначить в предложенный к открытию Совет при Патриотическом Институте членами: Директрису заведения, Ст. Секр. Д. Т. Сов. Лонгинова для управления частью хозяйственной, Сенатора Т. Сов. Кн. Ширинского-Ших-матова для заведования частью учебною» [1, с. 79-80]. Создание Совета Патриотического Института стало звеном в череде организационных мероприятий, состоявшихся в 1840-е годы, которые сближали его с женскими учебными заведениями Ведомства учреждений императрицы Марии (далее - ВУИМ) в вопросах материального и социального обеспечения персонала, объединения учебных табелей и программ, других (например, «. на основании циркуляра Главного Совета Женских Учебных Заведений 31 марта 1845 г., было приступлено к преобразованию учебного времени в Патриотическом Институте из двухчасовых на полуторачасовые уроки») [13, л. 81].

В определениях Комитета принца П.Г. Ольденбургского, касающихся воспитательной сферы, руководству институтов было рекомендовано «. насаждать в юных сердцах вверенных попечению их девиц Христианское благочестие, кротость, повиновение, любовь к учению, трудам и порядку, везде одни и те же меры к поощрению благонравия и предупреждению и искоренению дурных и порочных наклонностей ...» [13, л. 55 об.]. Не обошёл вниманием Комитет в своих решениях и вопросы дополнительного обучения, указав уделять «. более внимания на приучение девиц к домашнему хозяйству и порядку, а для сего удалять всякий ложный блеск . всеми возможными мерами должно однако же вселять в воспитанницах склонность к хозяйственным занятиям, знакомить их с главными предметами онаго, равно как и с домашним порядком, на самом деле. На сей конец следует исполнять повсюду ... именно: водить девиц старшего возраста, поочерёдно, в кухни и кладовые, объяснять им свойства и употребление жизненных припасов и способ сохранять их, учить их не только шитью, но и кроению белья, и заставлять их шить оное для себя; поручать им смотрение за чистотою и порядком в спальнях, столовых и классах ...» [13, л. 55 об.]. Впоследствии выпускница 1858 года А.В. Лазарева вспоминала о занятиях рукоделием: «В младшем классе учили шить, а в старшем - вышивать (по канве, гладью,

золотом). И знание, вынесенное в этой отрасли, вполне было достаточным для домашнего обихода» [8]. В старшем классе занятия рукоделием проводились по одному учебному часу два раза в неделю [13, л. 78 об.] (при 6-тидневной учебной неделе), в младшем классе - один из двух учебных часов "шитья" в неделю объединялся с "музыкой" [13, с. 79].

Также Комитет принца П.Г. Ольденбургского обратил внимание на недостаточную работу по физическому воспитанию учащихся, «. признал полезным, сверх сего, ввести повсюду и гимнастические упражнения, свойственные женскому полу и девичьему возрасту» [13, л. 56].

Для дополнительного обучения воспитанниц ведению домашнего хозяйства, приготовления блюд, в 1851 году Совет Института оборудовал образцовую кухню «. и на ведение занятий в кухне испрашивает разрешение расходовать по 1 руб. ежедневно.» [1, с. 87].

Интересно обратиться к распорядку дня воспитанниц Института. С ноября 1855 года в Институте был установлен следующий распорядок (§ 115 Устава):

«Девицы встают с 1 Апреля по 1 Октября в 6ть, а с 1 Октября по 1 Апреля - в 6 У часов утра и в продолжении I У часа одеваются и совершают утреннюю молитву. Затем, остающееся с 1 Апреля по 1 Октября до чая, полчаса употребляют для гулянья, в хорошую погоду - на открытом воздухе, а в ненастные дни - для приготовления к урокам.

От 8 до 8 У - чай или молоко с булкою. 8 У до 10, от 10 до II У - два урока, между коими

часа отдыха. От 11 У до 1 часа - завтрак и прогулка. От 1часа до 4 часов - два урока, между коими часа отдыха, а в свободные от преподавания часы - приготовление к урокам. От 4 до 61/2 - обед и отдохновение. 6 У до 8 У - приготовление к урокам или танцы.

В 8 У (часов) - чай или молоко с булкою, а с 1 Октября по 1 Апреля, вместо чая или молока, легкий ужин из одного блюда.

Затем девицы, по совершении вечерней молитвы, ложатся спать, с 1 Апреля по 1 Октября - в 10, а с 1 Октября по 1 Апреля - в 9 У часов.

Примечание. Воспитанницы низших классов спят утром получасом долее, чем девицы высших классов» [14, с. 84-85].

К 50-м годам XIX века изменились педагогические практики в Институте. Мерами воздействия на нарушительниц дисциплины и установленных порядков со стороны классных дам, в исключительных случаях, были наказания: например, могли лишить свидания с родными, заставляли снимать передник или есть третье (сладкое) блюдо стоя (лишение обеда или даже сладкого блюда не допускалось); если девочка была замечена в разговоре с подругой на русском языке, на неё могли одеть картонный круг

с надписью „pour la 1апдие»(для языка) («Кроме уроков, нам иначе не позволяли говорить - и между собой, и с классными дамами - как по-французски в дежурство m-lle Бюсси, и по-немецки - в дежурство m-lle Гаген. Благодаря этому приобрели практические знания языков ...») [8]. Только в исключительных случаях, за какое-либо серьёзное нарушение, сажали провинившуюся за особый „черный" стол.

Воспитательные приёмы, безусловно, включали и меры поощрения. Например, по воскресеньям к встрече с родными, за хорошее поведение на голову девочке повязывали голубой шнурок с кистью, а за успехи в учёбе - красный, при этом красный без голубого не выдавался, «. но зато и один голубой без красного не пользовался особыми почетом у воспитанниц, и вероятно потому красный шнурок в скором времени был отменён» [1, с. 95].

Длительная обособленность детей в пространстве Института способствовала формированию особенных традиций, связанных с особоуважаемыми учителями: «Заказывали мы иногда в складчину пироги и другие вещи, подгоняя обыкновенно заказ ко дню рождения общего предмета "обожания" (и, вероятно, М.М. Ста-сюлевич и другие преподаватели не знали и не подозревали то количество вкусных вещей, которое съедалось почитательницами во здравие их)» [8]. Чтобы заслужить "обожание" детей нужны были «всего две вещи»: знания и вежливость. «И если преподаватель с первого же урока сумел заинтересовать своей лекциею слушательниц, да при этом не груб, то "обожание" готово. ... И как невинны эти "обожания"! Ничего не требуя взамен, выражалось оно лучшим приготовление уроков, тщательнее записанной лекцией, чище переписанной тетрадкой, лучше очинённым для предмета пером, да ещё, разве, съеденным в его честь пирогом» [8]. Но не только в умении увлечь предметом была заслуга учителей, М.М.Ста-сюлевичу, например, «... удалось внушить нам, что труд и полезное общественное дело почтенно и достойно подражания. Он советовал нам и на институтских скамьях приучаться к работе и не терять время, особенно летом, когда у нас так много свободных часов» [8].

Ещё одной доброй традицией воспитанниц был «обет дружбы». «Существовавший для этого кодекс, обязывал друзей во всём помогать одна другой, беречь и в случае нужды защищать друг друга, а также делиться всем, что выпадет на долю той или другой. Преступлением считалось даже съесть конфетку, не уделив другу половины» [8]. Если одна из подруг заболевала и попадала в лазарет, здоровая несла обязательство навещать подругу с гостинцами. В случае невозможности приготовить угощение подруге с помощью родных, было не зазорно обратиться с просьбой к одноклассницам «... уделить что-нибудь из лакомств для больной - и никогда отка-

за не было, живо наполнялся мешочек к радости просившей» [8].

Роль монарших особ в жизни Училища и Института. В годы существования Училища сирот Женского Патриотического общества главные его задачи формулировала в своих рескриптах сама императрица Елизавета Алексеевна: «высоко ценя знание вообще, развитие в детях религиозного и нравственного чувства Она считала самой первой и главной заботой школы, . наставление в правилах веры и нравственности и приучению к труду, дающему честное пропитание» [1, с. 32]. Николай I, в свою очередь, так же лично сформулировал главную цель женских воспитательных заведений: «образование добрых жён и полезных матерей семейств ...» [13, л. 35 об.].

В 1825 году для выпускниц, проявивших примерное поведение и успехи в учёбе, императрицей были учреждены награды - медали, «кои, начиная с 1826 года имеют быть раздаваемы через всякие три года, т. е. при каждом выпуске окончивших воспитание» [2, с. 14]: 3 золотые на зелёной ленте с алой каймой, 3 серебряные на зелёной ленте и 6 серебряных без лент. На аверсе медалей были нанесены надписи «за отличное поведение и успехи в науках». В рескрипте об учреждении наград указывалось: «Соревнование составляет цель сих наград ... желаю доказать, что, сколько великую цену вообще имеют познания, они уступают преимущество нравственным качествам, от коих зависит благополучие целой жизни» [2, с. 41]. Учреждением наград императрица стимулировала прилежание, усердие учащихся; вместе с тем, очевидно, что моральные качества, «благонравие» Елизавета Алексеевна ценила в воспитанницах выше достижений в учёбе.

В 1826 году, после кончины императрицы, в стенах Училища был помещён её портрет художника Доу, разрешение на который Елизавета Алексеевна дала в 1824 году, что имело нравственное влияние на воспитанниц, испытывавших к императрице глубокую личную привязанность: «. потерю Ея бесконечно оплакивали и по детскому простодушию причислили Её даже к лику святых, назвав Ангелом-хранителем Института» [12, с. 39].

Почитание монарших покровителей было неотъемлемой составляющей системы воспитания в Институте. В декабре 1826 года в парадном зале Института были установлены бюсты вступившего на престол в 1825 году императора Николая Павловича и императрицы Александры Фёдоровны.

В летние периоды 1827 и 1828 годов (с мая по ноябрь), в связи с перестройкой здания бывшего Училища - Патриотического Института - персонал и воспитанницы перемещались во дворец Царского Села, где воспитанницы часто общались с членами императорской семьи: их

ежедневно посещала императрица Александра Фёдоровна, «институтки, гуляя в саду до устали, играли с семилетним наследником в мячик и в лошадки, а Великая Княжна Мария Николаевна (8 лет) была беспрестанно с воспитанницами, и даже носила институтское платье с белым передником и пелеринкой» [12, с. 42].

В 1829 году состоялся первый выпуск по «Положению» 1827 года (60 человек). В канун выпуска, 19 января, императрица Александра Фёдоровна издала указ: «В ознаменование особенного внимания Моего к Патриотическому Институту, учреждая для наград воспитанниц и пенсионерок онаго, отличающихся поведением и успехами в науках, Вензелевой знак Имени моего: 1-го достоинства золотой и 2-го достоинства серебряный, для ношения на голубой ленте с белою каймою, Я повелеваю о удостоиваемых к оному девицах представлять Мне при каждом выпуске окончивших воспитание» [2, с. 41-42]. Знак («шифр» [3, с. 210]) 1-го достоинства вручали 2-4 выпускницам, знак 2-го достоинства - 2-6-ти девушкам [2, с. 61-70].

Шестой выпуск института должен был состояться в 1835 году, но статс-секретарь Лонгинов предложил императору, «... чтобы с Высочайшею волею, выпуски Патриотического института не встречались с выпусками Общества благородных девиц и училища ордена Св. Екатерины, посему трёхлетний курс в институте положено пройти в продолжение 1832 и 1833 г. и следующий выпуск сделать в 1834 г.» [2, с. 43]. Николай I одобрил предложение и выпуск состоялся в 1834 году, после - до 1861 года - выпуски совершались через 3 года, «. причём по очереди: первый год - в Смольном институте, второй - в Екатерининском, третий - в Патриотическом» [3, с. 212], что облегчало выпускницам, желающим найти работу, получить место.

В связи с тем, что обучение завершили первые стипендиатки Комитета 18 августа 1814 года, выпуск, состоявшийся в 1834 году, принял характер более торжественный, чем предыдущие. Главной особенностью стало значительное количество высокопоставленных гостей, в первую очередь - представителей монаршей семьи. Экзамены проводились с 9 по 15 января; 17 января был повторён экзамен по музыке и пению в присутствии императора, императрицы, членов императорской семьи, Комитета 18 августа 1814 года, других почётных гостей, в том числе, выпускниц Института первых выпусков. По окончании был исполнен гимн, сочинённый П.А. Плетнёвым, на музыку Львова, посвящённый завершению обучения.

К очередному выпуску в январе 1852 года императрица Александра Фёдоровна утвердила новые правила выдачи наград выпускницам. Степень награды зависела от суммы баллов в аттестате по всем научным предметам, искусствам и поведению при 5-бальной системе.

Традиционные отношения с императорской семьёй продолжали оставаться значимой составляющей педагогической системы Института. Впоследствии, выпускницы-«патриотки» с особенным восторгом вспоминали о визитах в Институт императора Николая Павловича, других членов императорской семьи: «. иногда даже по нескольку раз в неделю, приезжала Великая княгиня Мария Николаевна со своей дочерью: Марией, которую воспитанницы просто звали Марусей, и Великой княжной Ольгой Николаевной» [1, с. 97]. 5 декабря 1854 года случился пожар во флигеле Института, угрожавший и главному зданию. Николай I с дочерьми прибыли к месту пожара - успокаивали воспитанниц и оставались пока пожар не стал утихать. «... ни от кого институтки не видели столько ласк и забот, как от государя Николая Павловича. Всегда у него находилась милая шутка, доброе слово для них ...» [8]. В марте 1855 года, Институт с глубокой скорбью воспринял весть о кончине императора.

В 1860 году Патриотический институт, традиционно, был украшен торжественными портретами вступившего на престол в 1855 году императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны, ставшей с 6 ноября 1860 года во главе Ведомства учреждений императрицы Марии.

Педагогическая направленность в обучении. Должности классных дам не редко замещались выпускницами Института первых выпусков. Для помощи классным дамам, из числа выпускниц, в 1829 году впервые были оставлены три пепиньерки (практикантки) «с жалованьем по 150 руб. в год» [1, с. 52], что стало признаком формирования педагогического направления дополнительного обучения учащихся. Классные дамы были ключевым звеном воспитательной работы; они имели право наказывать детей: «ставить в угол, не давать за обедом третьего кушанья и оставлять без ужина, но о каждой наказанной обязаны были докладывать начальнице» [12, с. 54]. Как лично, индивидуальными особенностями, так и сообща поддерживая установленные в Институте порядки, классные дамы влияли на формирование и внутреннего мира каждого ребёнка отдельно и вверенных им коллективов-отделений. Хорошим тоном для воспитанниц было вступаться за честь классных дам, которых они уважали. Это свидетельствует о положительном педагогическом климате в коллективе Патриотического Института. С одной стороны, возможность остаться классной дамой для воспитанниц была хорошей работой, с другой стороны, пройдя систему обучения сами, девушки могли в большей степени понимать потребности воспитанниц и положительно влиять на них. В документах 1844 года встречаем интересную формулировку применительно к вопросу поиска учителей гимнастики: «. в обоих столицах, и именно в обоих Сиротских Институтах, устроить

рассадник учительниц из наиболее способных к тому питомиц ...» [13, л. 56]. Таким образом, можно говорить о наличии в Патриотическом Институте системы взаимовоспитания и самовоспитания.

Личный пример классных дам и учителей оставался наиболее весомой составляющей системы воспитания Института. Теплом и глубоким уважением к классной даме наполнены воспоминания А.В. Лазаревой о годах, проведённых в Институте: «... Бюсси де Рабютен, то это была выдающаяся личность. Хорошей фамилии, прекрасно образованная, всегда спокойная и ровная в общении, религиозная без ханжества, в высокой степени выдержанная, она имела громадное благотворное влияние на воспитанниц. Внимательно следя за классом, она вела его твёрдой рукой и в конце концов вполне овладела им. Её слово неодобрения имело гораздо более значения, чем десять наказаний. Огорчить её считалось преступлением и класс берёг её. Конечно, случались и шалости и недоразумения между детьми, но она умела дать всему верную оценку и своим влиянием облагородить понятия детей и взаимные их отношения. . Трудно поверить, но за четыре-пять лет её пребывания в классе ни одна воспитанница не была ею наказана. . Много с детства испытавшая в жизни, т-11е Бюсси (она была дочь эмигрантов, всё потерявших во время Французской революции) не придавала значения ни знатности, ни богатству, тому же учила нас» [8].

С первых наборов воспитательный процесс начинался с этапа принятия на обучение девочек и комплектования групп-отделений. Автор «Записок институтки», вспоминала: «Когда детей набиралось десятков около шести, то дамы, дежурившие у новеньких, и достаточно ознако-

Литература и источники.

мившиеся с их познаниями, делили детей на 1-е, 2-е и 3-е отделения; в первое поступали те, которые знали несколько французский и немецкий языки, следовательно, дети более достаточных родителей и преимущественно своекоштные; во второе выбирали умеющих читать на каком-нибудь иностранном языке, а в третье, знавших только читать по-русски. . Детей выравнивали, ставили по росту, по парно, и пары эти оставались неразлучными, пока которая-нибудь не перерастала своей дружки, тогда их сызнова выравнивали. . Нас одели в казённые платья, одинаково остригли, выправили, сложили руки по образцу нашего Института и принялись учить ходить. . Раз навсегда раздавали детям номера, которые иногда заменяли их прозвания ... и мы в свою очередь писали друг другу: "Ангел № 153" или "Ангел 102-я"» [12, с. 51-52].

Полезным педагогическим приёмом было привлечение наиболее успешных воспитанниц для дополнительных занятий с менее способными девочками - «... им поручали по две-три ученицы, за успехами которых они должны были следить. Часто даже классные дамы обращались к воспитанницам старшего класса, прося их в каникулярное время подвинуть хороших учениц, которым почему-либо не давался тот или другой предмет» [8].

В 1860-м году в институтах Ведомства была проведена реформа, основательно изменившая в них и учебную и воспитательную работу, очевидной составляющей которой стало педагогическое направление дополнительного обучения. Но и в первой половине XIX века, педагогическая направленность подготовки в Патриотическом Институте очевидна: до 1860 года из 59 классных дам служивших в Институте - 19 были его выпускницами.

1. Бардовский А.Ф. Патриотический институт: Ист. очерк за 100 лет. 1813-1913 г. СПб.: тип. «Т-ва Е. Вейерман и К°», 1913. 288 с.

2. Макеев Н. Краткий исторический очерк об образовании Патриотического института. СПб.: типография Второго отделения СЕИВ Канцелярии, 1877. 70 с.

3. Чеснокова А. Патриотический институт. Из истории российского просвещения. // Нева, 1995. № 3. С. 209-213.

4. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 6. Оп. 1. Д. 155.

5. Полное Собрание Законов Российской империи, 1827 г. № 26521.

6. Столетие Военного министерства. 1802-1902. Т. XIII. Книга I. Александровский Комитет о раненых. Исторический очерк. СПб.: Типография поставщиков двора Его императорского Величества товарищества М.О. Вольф, 1902. 369 с.

7. Правила в руководство Комитета, Высочайше утверждённого в 18 день Августа 1814 года, для пособия раненным и семействам убитых на сражении и умерших от ран. СПб., Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по военному поселению, 1830. 64 с.

8. Лазарева А.В. Патриотический институт. // LIVEJOURNAL. [Электронный ресурс].- URL: https://duchesselisa. livejournal.com/188382.html (дата обращения 17.08.2024).

9. Записки институтки. Предание о Патриотическом институте с 1818 по 1834 г., из рукописей покойного В.И. Даля, доставленных по его распоряжению в редакцию // Семейные вечера. 1873. № 2. С. 167-193.

10. Записки институтки. Предание о Патриотическом институте с 1818 по 1834 г., из рукописей покойного В.И. Даля, доставленных по его распоряжению в редакцию // Семейные вечера. 1873. № 4. С. 15-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Записки институтки. Предание о Патриотическом институте с 1818 по 1834 г., из рукописей покойного В.И. Даля, доставленных по его распоряжению в редакцию // Семейные вечера. 1873. № 5. С. 151-166.

12. Записки институтки. Предание о Патриотическом институте с 1818 по 1834 г., из рукописей покойного В.И. Даля, доставленных по его распоряжению в редакцию // Семейные вечера. 1873. № 1. С. 35-57.

13. ЦГИА СПб. Ф. 6. Оп. 1. Д.37.

14. Устав Женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии. Высочайше утверждённый 30 августа 1855 года. СПб.: Типо-Литография К. Штремера, 1884. 364, X с.

References

1. Bardovskij A.F. Patrioticheskij institut: Ist. ocherk za 100 let. 1813-1913 g. [Patriotic Institute: Hist. sketch for 100 years. 1813-1913 y.] St. Petersburg: typ. "T-va E. Weyerman and K°" Publ., 1913, 288 p.

2. Makeev N. Kratkij istoricheskijocherkob obrazovanii Patrioticheskogo instituta [A Brief Historical Sketch on the Establishment of the Patriotic Institute] St. Petersburg: tipografija Vtorogo otdelenija SEIV Kanceljarii Publ., 1877, 70 p.

3. Chesnokova A. Patrioticheskij institut. Iz istorii rossijskogo prosveshhenija. [Patriotic Institute. From the History of Russian Enlightenment.] Neva [Neva]. 1995. № 3. pp. 209-213.

4. Central'nyjgosudarstvennyj istoricheskij arhiv Sankt-Peterburga (CGIA SPb.) [Central State Historical Archive of St. Petersburg (CSHA SPb.)]. C. 6. I. 1. S. 155.

5. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire] 1827 g. № 26521.

6. Stoletie Voennogo ministerstva. 1802-1902. T. XIII. Kniga I. [Centenary of the Ministry of War. 1802-1902. VOL. XIII. Book I]. Aleksan-drovskij Komitet o ranenyh. Istoricheskij ocherk. [Alexander's Committee for the wounded. Historical sketch] St. Petersburg: Tipografija postavshhikov dvora Ego imperatorskogo Velichestva tovarishhestva M.O. Vol'f Publ., 1902. 369 p.

7. Pravila v rukovodstvo Komiteta, Vysochajshe utverzhdjonnogo v 18 den' Avgusta 1814 goda, dlja posobija ranennym i semejstvam ubityh na srazhenii i umershih ot ran. [Rules for the management of the Committee, approved by the highest authority on the 18th day of August 1814, for the benefit of the wounded and families of those killed in battle and died of wounds]. St. Petersburg: Tipografija Glavnogo Shtaba Ego Imperatorskogo Velichestva po voennomu poseleniju Publ., 1830. 64 p.

8. Lazareva A.V. Patrioticheskij institut. [Patriotic Institute] LIVEJOURNAL. Available at: https://duchesselisa.livejournal.com/188382. html (accessed: 17.08.2024).

9. Zapiski institutki. Predanie o Patrioticheskom institute s 1818 po 1834 g., iz rukopisejpokojnogo V.I. Dalja, dostavlennyh po ego raspor-jazheniju vredakciju. [Notes of an Institute Girl. Legend about the Patriotic Institute from 1818 to 1834, from the manuscripts of the late V.I. Dahl, delivered by his order to the editorial office]. Semejnye vechera [Family evenings]. 1873. No. 2. pp. 167-193.

10. Zapiski institutki. Predanie o Patrioticheskom institute s 1818 po 1834 g., iz rukopisej pokojnogo V.I. Dalja, dostavlennyh po ego raspor-jazheniju vredakciju. [Notes of an Institute Girl. Legend about the Patriotic Institute from 1818 to 1834, from the manuscripts of the late V.I. Dahl, delivered by his order to the editorial office]. Semejnye vechera [Family evenings]. 1873. No. 4. pp. 15-25.

11. Zapiski institutki. Predanie o Patrioticheskom institute s 1818 po 1834 g., iz rukopisej pokojnogo V.I. Dalja, dostavlennyh po ego raspor-jazheniju vredakciju. [Notes of an Institute Girl. Legend about the Patriotic Institute from 1818 to 1834, from the manuscripts of the late V.I. Dahl, delivered by his order to the editorial office]. Semejnye vechera [Family evenings]. 1873. No. 5. pp. 151-166.

12. Zapiski institutki. Predanie o Patrioticheskom institute s 1818 po 1834 g., iz rukopisej pokojnogo V.I. Dalja, dostavlennyh po ego raspor-jazheniju vredakciju. [Notes of an Institute Girl. Legend about the Patriotic Institute from 1818 to 1834, from the manuscripts of the late V.I. Dahl, delivered by his order to the editorial office]. Semejnye vechera [Family evenings]. 1873. No. 1. pp. 35-57.

13. CGIA SPb [CSHA SPb]. C. 6. I. 1. S. 37.

14. Ustav Zhenskih uchebnyh zavedenij Vedomstva uchrezhdenij imperatricy Marii. Vysochajshe utverzhdjonnyj 30 avgusta 1855 goda. [Statutes of Women's Educational Institutions of the Department of Empress Maria's Institutions. Highest approved on August 30, 1855]. St. Petersburg: Tipo-Litografija K. Shtremera Publ., 1884. 364, X p.

© «Клио», 2024 © Богайцева М.В., Сиренко О.Р., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.