Список литературы
1. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. ... д-ра психолог. наук. - М., 2009. - С. 56.
2. Иншакова О.Б., Майорова Ю.А. Развитие и совершенствование зрительного восприятия у школьников с трудностями или нарушениями формирования молчаливого чтения: учеб.-метод. пособие - М.: ИД Академия Жуковского, 2016. - 116 с.
3. Кузовкова Т.Н. Особенности овладения чтением детьми с дислексией на начальном этапе обучения навыку // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. - М., 2008. - С. 75-82.
4. Лагутина А.В. Проблема формирования функционального базиса чтения у детей 4-х лет с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. - 2010. - № 2. - С. 55-61.
5. Плахова Т.Н. Особенности дошкольного читательского опыта детей с дислексией // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - № 2. - 2009. - С. 325-329.
6. Майорова Ю.А. Комплексная методика формирования молчаливого чтения у школьников с дислексией, обучающихся на начальной ступени общего образования // Вестник МГОУ. -2015. - № 2. - С. 79-86.
7.Чиркина Г.В. Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 57-58.
8. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 26.03.2017).
9. URL: Й1р://минобрнауки.рф/документы/922/файл/747/11.09.22 - Приказ_2357.pdf (дата обращения: 26.03.2017).
И. Ю. Макавчик
Становление системы трудового обучения учащихся с умственной отсталостью в Беларуси
18 октября 2016 года в Республике Беларусь принят Закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», в соответствии с которым разрабатывается Национальный план действий по реализации положений Конвенции [4]. Одним из пунктов данного плана является развитие инклюзивного образования, в связи с чем в Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования и план мероприятий по ее реализации в 2016-2020 гг.
Организация инклюзивного образования, предполагающего включение всех детей в единый образовательный процесс, требует решения ряда организационных и методических проблем. В частности, особо пристального внимания заслуживает проблема организации трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся с умственной отсталостью в виду того, что трудовое обучение было и остаётся важнейшим средством и необходимым условием успешной социальной интеграции данной категории учащихся.
Таким образом, в сложившихся современных условиях имеет важное прогностическое значение научная рефлексия предыдущих достижений в данной области образования, переосмысление накопленного опыта, его учет и внедрение в практику с точки зрения новых методологических подходов. Историко-генетический анализ дает возможность исследования состояния и перспектив развития системы трудового обучения детей с умственной отсталостью в Беларуси, связанных не только с содержанием самого педагогического процесса, но и развитием личности ребенка в нем.
Будучи частью системы специального образования, система трудового обучения детей с умственной отсталостью естественным образом зависит от разви-
тия первой. В единственном исследовании историографии белорусского специального образования его автор, И.М. Бобла, отмечает тот факт, что до 1917 года специально организованного обучения и воспитания детей с умственной отсталостью на белорусских землях не осуществлялось. Процесс становления и развития государственной системы специального образования стал возможен лишь после революции 1917 года [1]. В этот период складывались все необходимые социокультурные, политические и экономические условия, оформлялась система учреждений для всех категорий детей с особенностями психофизического развития, определялись принципы государственной политики в области «дефективного детства», ведущим направлением педагогической работы стало трудовое воспитание и обучение [1].
По данным И.М. Бобла в БССР в начале 20-х годов работа по воспитанию и обучению умственно отсталых детей носила эпизодический характер, так как при детских домах (наиболее распространенном типе учреждений для данной категории детей) школ не было. Только Витебская вспомогательная школа-интернат осуществляла учебно-воспитательный процесс, решая задачи социального воспитания детей с учетом их болезненного состояния [1]. Учебно-воспитательный процесс в данной школе осуществлялся в соответствии с планом и программами А.Н. Граборова, составленными по принципам единой трудовой школы и впервые включавшими задачи профессионального образования детей с умственной отсталостью. Курс обучения составлял 6 лет и был разбит на концентры: подготовительный (2 года), обязательный (3 года) и повторительный (1 год) [2]. Так как данные программы не были официально утвержденными, то педагогам разрешалось вносить в них свои изменения и дополнения.
В 1925 году на базе Витебской вспомогательной школы открылся Белорусский институт умственно отсталых детей, представляющий своеобразный комплекс, который включал в себя детский сад, дошкольную группу или приготовительный класс, школу первой ступени с увеличенным по сравнению с массовой школой сроком обучения, классы профессионально-ремесленной подготовки.
Как утверждает И.М. Бобла, в первые годы работы института преобладали ремесленно-кустарные формы обучения в мастерских этого учреждения (швейной, сапожной и столярно-токарной). Наркомпрос БССР рассматривал мастерские института как основную базу для подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Инспектор Наркомпроса БССР А.Ю. Таубе предлагала реорганизовать мастерские в производственные и перевести их на самоокупаемость. Сотрудники же института, ссылаясь на опыт московских и ленинградских коллег, а также на собственный опыт, отстаивали необходимость функционирования учебно-производственных мастерских, а производственные мастерские предлагали рассматривать как идеал, к которому возможно стремиться [1].
Постепенно взгляды на систему обучения и воспитания умственно отсталых детей уточнялись и изменялись с учетом комплексных программ ГУСа (Государственный ученый совет Наркомпроса РСФСР). Как отмечает в своем исследовании Н.П. Коняева, в центре комплексных программ была трудовая деятельность людей, попытки связать содержание образования с трудом, участием в социалистическом строительстве, с деятельностью по охране здоровья и занятиями искусством [3]. В это же время осуществляется переосмысление состояния теории и практики специального образования с позиций диалектико-материалистической методологии. Критикуется биологизаторский подход в по-
нимании сущности аномального развития и задач обучения «аномальных» детей, изолированность специальных образовательных учреждений и их учащихся от массовой школы. Принимается решение о необходимости сближения вспомогательной школы с массовой, что отражается в проекте программы вспомогательной школы, основанной на комплексной системе обучения. Многие специалисты считали комплексную систему единственно соответствующим методом обучения и воспитания «умственно дефективных детей» [3]. По утверждению И.М. Бобла данной позиции придерживалась и инспектор учреждений для «дефективных» детей Наркомпроса БССР А.Ю. Таубе. По ее инициативе в план изданий на 1927-1929 годы были включены сборники статей «Опыт работы детских домов и учреждений для дефективных» и собственно белорусские варианты программ учреждений для «дефективных» детей. Но в марте 1927 года методические секции были ликвидированы, работа по подготовке программ к изданию была возложена непосредственно на педагогические коллективы специальных учреждений [1]. Несмотря на высокую оценку комплексных программ ведущими дефектологами того времени, в начале 30-х годов они были отменены в связи с отказом от них массовой школы.
В 1927 году Наркомпрос РСФСР утвердил положения об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков, а в дальнейшем издал и сборники специальных программ. Эти документы в значительной мере унифицировали содержание обучения в учреждениях для «дефективных» детей всех союзных республик [3]. Тем не менее, как отмечает И.М. Бобла, педагогические коллективы учреждений БССР, учитывая местную специфику, продолжали совершенствовать содержание обучения и воспитания «физически дефективных и умственно отсталых» детей.
По данным Н.П. Коняевой в 1928-1929 годах в СССР утверждены первые официальные учебные планы и программы для вспомогательной школы, рассчитанные на пятилетний срок обучения и составленные по следующим принципам: комплексности, расположения учебного материала от близкого к далекому, связи с жизненной практикой, концентричности [3]. Дополнительно разработаны первые официальные программы по труду [5]. Таким образом, дальнейшее развитие системы трудового обучения умственно отсталых учащихся БССР осуществлялось унифицировано со всеми советскими республиками. Однако, как утверждает И.М. Бобла, в отличие от РСФСР и Украины, где учреждения для «аномальных» детей изначально подчинялись разным Наркоматам, в БССР они сразу были включены в ведение Наркомпроса, что способствовало более качественному руководству специальными учреждениями и исключало возможность резкой изоляции их от массовых школ [1].
Список литературы
1. Бобла, И.М. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей в Белоруссии : дис. ... канд. пед. наук. - Мн., 1987. - 154 с.
2. Граборов А.Н. Вспомогательная школа. - 2-е изд. - Л.: Гос. изд., 1925. - 368 с.
3. Коняева Н.П. Развитие содержания обучения в советской вспомогательной школе (ис-торико-педагогическое исследование): дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988. - 230 с.
4. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Закон Республики Беларусь, 18 октября 2016 г. № 424-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - 2016. - 2/2422.
5. Программы по труду для вспомогательных школ. - Государственное издательство, 1928. - 61 с.