Научная статья на тему 'Алексей Николаевич Граборов выдающийся Российский олигофренопедагог (к 130-летию со дня рождения)'

Алексей Николаевич Граборов выдающийся Российский олигофренопедагог (к 130-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2753
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алексей Николаевич Граборов выдающийся Российский олигофренопедагог (к 130-летию со дня рождения)»

ПОЗДРАВЛЯЕМ

УДК 376.42(091« 19»)(Граборов'Л. Щ ЪБК 4455.3(2)6-8 TCHTII14.29.21

JI. В. Петрова L. V. Petrova С. Ю. Ильина Санкт-Петербург, Россия АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ГРАБОРОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ РОССИЙСКИЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Сведения об авторе: Петрова Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук.

Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, доцент кафедры олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики.

Контактная информация: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. М. Посадская д. 26, к. 215.

E-mail: ludmilapetrova 1305©yandex.ru.

Сведения об авторе: Ильина About the Author: Ilyina Svetlana

Светлана Юрьевна, доктор педагогиче- Yurievna, Doctor of Pedagogy, Professor, ских наук.

Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, заведующая кафедрой олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики.

Контактная информация: 197046 д. 26, к. 215.

E-mail: swetili@,yandex.ru.

Код ВАК 13.00.03

S Y. Ilyina

Saint Petersburg, Russia

ALEKSEY NIKOLA YE VICH GRABOROV: AN OUTSTANDING RUSSIAN OLIGOFRENOPEDAGOGUE (TO 130™ BIRTH ANNIVERSARY OF THE SCHOLAR) About the Author: Petrova Ludmila Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Department of Oligofrenopedagogy, Faculty of Correctional Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg).

Place of employment: Head of Department of Oligofrenopedagogy, Faculty of Correctional Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg), г. Санкт-Петербург, ул. M. Посадская,

В марте 2015 года исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося российского олигофренопеда-гога, доктора педагогических наук, профессора Алексея Николаевича Граборова (1885—1949).

А. Н. Граборов по праву считается основоположником отечественной олигофренопедагогики и вспомогательной школы для умственно отсталых детей. Наследие ученого до сих пор остается актуаль-© Петрова Л. В., Ильина С. Ю., 2015

ным; среди его печатных работ — учебники, статьи в сборниках, посвященных проблемам дефектологии, доклады на различных съездах.

Имя Алексея Николаевича Граборова тесно связано с Санкт-Петербургом — Петроградом — Ленинградом, где ученый прожил и проработал большую часть своей жизни, вложил много сил в становление факультета коррекционной педагогики (бывшего дефектологи-

Специальное образование. 2015. № 1

5

ческого) РГПУ имени А. И. Герцена, создание кафедры олигофренопедагогики (кафедры обучения и воспитания умственно отсталых детей).

Алексей Николаевич Граборов родился 15 марта (2 марта по старому стилю) 1885 г. в городе Ро-славле Смоленской губернии [1]. Обучался в Рославльском шестиклассном городском училище, окончив его в 1901 г., с 15 лет стал давать частные уроки. Таким образом, трудовой путь юноши начался очень рано. Стремление к знаниям помогло ему сдать экстерном экзамены: в 1903 г. — на звание учителя церковно-приходской школы, в 1906 г. — на звание учителя уездных училищ. Но учительская деятельность А. Н. Граборова была продолжена уже в Петербурге.

В 1906 году он поступает в Высшую вольную школу П. Ф. Лес-гафта, где учится до ее закрытия (1907 г.). Жизненный путь Алексея Николаевича складывается непросто. На свое проживание и оплату обучения он зарабатывает преподаванием в школе для детей безработных родителей и на вечерних курсах для рабочих Коломенского общества грамотности.

В 1908 г. А. Н. Граборов поступает в Петербургский психоневрологический институт, основанный В. М. Бехтеревым в 1907 г., и становится студентом естественного отделения педагогического факультета, но продолжает работать, чтобы оплачивать свое обучение.

Учится А. Н. Граборов у известных ученых того времени, профессоров В. М. Бехтерева, А. С. Грибоедова, А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лес-гафта, Д. В. Фельдберга. Во время

обучения он знакомится с работой учреждений для умственно отсталых детей, открытых в Санкт-Петербурге Е. К. Грачёвой, супругами И. В. и Е. X. Мяляревскими, а позднее — с деятельностью известных педагогов и врачей: В. П. Кащенко, М. П. и Н. П. Постовских, Н. В. Чехова. Так формировались теоретические знания Алексея Николаевича и накапливался практический опыт работы с умственно отсталыми детьми.

В 1909—1914 гг. А. Н. Граборов работает на курсах по начальному воспитанию, в детских клубах, а летом его деятельность связана с внешкольным образованием детей; в качестве репетитора занимается с умственно отсталыми детьми, среди которых были дети с глубокой умственной отсталостью. Частные уроки помогали А. Н. Гра-борову лучше постигать особенности психики и поведения таких детей, изучать возможности их развития, создавать методику работы с умственно отсталыми детьми.

С 1912 г. Алексей Николаевич работает учителем гимнастики и ручного труда в школе для умственно отсталых детей, открытой сотрудниками Психоневрологического института. К сожалению, из-за отсутствия средств школа была закрыта в 1915 г. Тогда А. Н. Граборов открывает частную школу-пансион для умственно отсталых детей. Это было началом его научной, практической и общественной деятельности в области олигофренопедагогики. После Октябрьской революции 1917 г. школа была передана Советскому государству и переименована в Центральную

6

Специальное образование. 2015. № 1

вспомогательную школу. Вскоре она стала базовым учреждением для проведения практики студентов дефектологического факультета. Алексей Николаевич, являясь директором школы, сам давал замечательные уроки, демонстрируя высокое педагогическое мастерство в работе с умственно отсталыми детьми. Позднее опыт работы школы А. Н. Граборов обобщит в книге «Вспомогательная школа» (школа для умственно отсталых детей), изданной в 1923 и 1925 гг.

С 1914 г. Алексей Николаевич Граборов неоднократно принимал участие в съездах и конференциях, где обсуждались вопросы оказания общественной помощи умственно отсталым детям, прояснялось само понятие «дефективный ребенок», рассматривались причины, приводящие к умственному недоразвитию детей, высказывались предложения по созданию различных типов учреждений, необходимых для воспитания и обучения таких детей. На ряде съездов А. Н. Граборов выступал с докладами по вопросам сущности умственной отсталости, ее классификации, социально-трудового воспитания умственно отсталых детей. Так, например, в 1919 г. он выступал на первом Всероссийском съезде по охране детства с докладом о трудовом обучении детей в новой вспомогательной школе. В дальнейшем активно участвовал в работе съездов по вопросам обучения умственно отсталых и трудных детей.

С первых дней установления советской власти А. Н. Граборов уделяет особое внимание организации учреждений для дефективных

детей, проводит большую работу по подготовке кадров для вновь организуемых учреждений по воспитанию и обучению таких детей. Он принимает участие в организации различных курсов и читает лекции по трудовому воспитанию и обучению во вспомогательной школе. Лекции А. Н. Граборова были опубликованы в сборнике «Воспитание и обучение дефективных детей» в трех томах (издание КСО, Петроград, 1918 г.).

Алексей Николаевич входил в состав медико-педагогической консультации при Наркомпросе; участвовал в работе I Всероссийского съезда деятелей по охране детства (1919 г.); I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью и преступностью (1920 г.); Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью (1921 г.) и др. По заданию Наркомпроса и Наркомсобеса РСФСР, областного отдела народного образования разрабатывал ряд проектов и программ для учреждений, в которых воспитываются умственно отсталые дети.

В своих выступлениях и в работе в составе медико-педагогической консультации при отделе охраны детства Наркомпроса А. Н. Граборов пропагандирует теоретические основы новой патологической (лечебной) педагогики, изложенные в дальнейшем в книге «Вспомогательная школа». В предисловии к первому изданию (1923 г.) автор пишет о том, что во вспомогательные школы, в связи с их ростом после Октябрьской революции, пришло много не подготовленных для воспитания и обучения детей

Специальное образование. 2015. № 1

7

случайных людей, которые даже при желании не могут получить необходимые знания ни из литературы, ни из опыта. «Настоящая работа и представляет собой опыт руководства для работников по детской дефективности, посвятивших себя исключительно трудному делу воспитания и обучения умственно отсталых» [2, с. 4]. Таким образом, книга А. Н. Граборова «Вспомогательная школа» стала первой книгой, вышедшей для учи-телей-дефектологов и раскрывавшей вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Алексей Николаевич Грабо-ров — не только ученый-теоретик системы вспомогательного обучения, он также стоял у истоков организации высшего дефектологического образования в стране. В октябре 1918 г. в Петрограде в Институте дошкольного воспитания был открыт факультет по подготовке персонала для воспитания дефективных детей (сокращенно — факультет дефективных детей). Его организаторами были профессор А. С. Грибоедов (первый декан — временно), профессор Д. В. Фельд-берг (стал деканом после А. С. Грибоедова) и А. Н. Граборов (заместитель декана, заведующий кафедрой воспитания и обучения умственно отсталых детей).

В 1920/21 уч. г. факультет переводится в созданный по инициативе А. Н. Граборова, А. С. Грибоедова и Д. В. Фельдберга Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка и называется факультетом патологической педагогики, затем — факуль-

тетом детской дефективности. В мае 1921 г. Институт был переименован в Институт педологии и дефектологии, а факультет детской дефективности стал называться дефектологическим. После слияния в 1925 г. этого института с Ленинградским педагогическим институтом им. А. И. Герцена А. Н. Граборов становится одним из создателей кафедры обучения и воспитания умственно отсталых детей (в последующем кафедра олигофренопедагогики), заведует этой кафедрой. В 1925 г. решением Государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения РСФСР А. Н. Граборов был утвержден в ученом звании профессора по курсу «умственная отсталость». До 1925 г. он член научно-методической комиссии Ленинградского городского отдела народного образования.

Кафедра обучения и воспитания умственно отсталых детей работала до 1938 г., ее сотрудники много сделали для развития олигофренопедагогики и подготовки кадров для вспомогательных школ. В связи с закрытием кафедры А. Н. Граборов был уволен. В 1938 г. он был приглашен на заведование кафедрой олигофренопедагогики в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, в котором проработал до 1941 г.

А. Н. Граборов совместно с Н. Ф. Кузьминой и Ф. М. Новиком написал первый в Советском Союзе учебник «Олигофренопедагогика» для студентов-дефектологов (1941 г.). В этом учебном пособии олигофренопедагогика определяется как наука о воспитании, образовании и обучении умственно отсталых де-

8

Специальное образование. 2015. № 1

тей в связи с задачами коррекции дефектов их развития и сформулированы ее исходные принципы. Коррекция рассматривается здесь как неотъемлемая сторона образовательно-воспитательной работы вспомогательной школы. В системе коррекционной работы исключительное место отводится труду, который рассматривается не только как средство профессиональной подготовки учащихся, но и как общеобразовательное средство.

Во время Великой Отечественной войны педагогическая деятельность А. Н. Граборова продолжалась в эвакуации, сначала в г. Горьком, затем в Башкирской АССР, где он работал заведующим кафедрой педагогики Бирского педагогического института. В 1943 г. создается Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР, и А. Н. Граборова вызывают в Москву для работы в этом институте. Он также приглашен в Государственный педагогический институт им. В. И. Ленина для чтения курса олигофренопедагогики и курса методики русского языка во вспомогательных школах.

В июне 1946 г. А. Н. Граборов успешно защитил диссертацию на степень доктора педагогических наук, обобщив достижения теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей в Советском Союзе.

Дальнейшая деятельность Алексея Николаевича вновь связана с Ленинградом. В августе 1946 г. он был принят на должность заведующего отделением олигофренопедагогики в Ленинградском научно-исследовательском институте специальных школ Академии педа-

гогических наук РСФСР и заведующего кафедрой общей педагогики в Первом педагогическом институте иностранных языков.

Под его руководством проводилась большая работа по изучению умственно отсталых детей; была организована клиника, деятельность которой способствовала установлению психологических особенностей этих детей и осуществлению дифференцированного подхода к ним в процессе обучения и воспитания. Одновременно А. Н. Граборов руководил аспирантами, оказывал методическую помощь учителям вспомогательных школ, вел большую работу с родителями умственно отсталых детей. Он впервые организовал лекторий для родителей, на котором читал лекции по воспитанию детей. Кроме этого, ученый читал лекции для учителей и учащихся старших классов, считая пропаганду педагогических знаний среди населения своим общественным долгом и обязанностью каждого учителя.

Алексей Николаевич Граборов был необычайно одаренным человеком. Со студенческих лет увлекался музыкальным и театральным искусством, принимал активное участие в концертной деятельности. Он отличался многими талантами: прекрасно рисовал, увлекался фотографированием, хорошо знал лепку, которой обучал своих воспитанников, владел столярным и переплетным делом. Всегда стремился передавать свои трудовые умения и навыки другим людям.

А. Н. Граборов был энергичным и творчески работающим ученым, деятельность которого была актуальна и востребована. Много

Специальное образование. 2015. № 1

9

принципиальных вопросов поднимал он в своих трудах, но преждевременная смерть помешала осуществить все замыслы. Скончался Алексей Николаевич 24 апреля 1949 г. и был похоронен в Ленинграде на Волковском лютеранском кладбище. После себя А. Н. Гра-боров оставил много работ, но, к великому сожалению, большинство из них не были опубликованы.

Анализ опубликованных работ раскрывает трудности и ошибки в развитии новой науки олигофренопедагогики, которые были обусловлены в известной степени историческими условиями. Дальнейший научный анализ теоретических взглядов А. Н. Граборова позволит осветить многие вопросы истории развития специальной школы и отечественной олигофренопедагогики.

Г. М. Дульнев, отмечая значение деятельности А. Н. Граборова, писал: «А. Н. Граборов прошел большой, трудный путь творческих исканий, ошибок, успехов. Он был одним из первых создателей нашей отечественной науки об обучении и воспитании умственно отсталых детей... Работы А. Н. Граборова еще ждут глубокого изучения как в целях использования в практике лучшего из его работ, так и в целях создания одной из глав истории советской олигофренопедагогики» [3,с. 11].

Сейчас, когда прошло уже много лет, мы можем смело утверждать, что деятельность А. Н. Граборова составляет целую главу не только советской, но и всей российской олигофренопедагогики. «Прекрасный педагог и ученый Алексей

Николаевич Граборов создал специальные методики обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта. В своих лекциях и публикациях он отвечал на многие вопросы, которые интересовали исследователей и практических работников как раньше, так и в настоящее время» [4, с. 17].

Дело Алексея Николаевича Граборова продолжается в стенах РГПУ им. А. И. Герцена и сегодня: в 1965 г. была возрождена созданная им кафедра олигофренопедагогики. Произошло это благодаря усилиям его аспирантки, а позднее декана дефектологического факультета — кандидата педагогических наук, доцента Наталии Петровны Долгобородовой. В настоящее время на факультете коррекци-онной педагогики хорошей традицией стало проведение Граборов-ских чтений, научно-практических конференций, посвященных жизни и деятельности ученого, его вкладу в развитие отечественной олигофренопедагогики .

Литература

1. Архивные материалы музея РГПУ им. А. И. Герцена.

2. Граборов, А. Н. Вспомогательная школа (школа для умственно отсталых детей) / А. Н. Граборов. — 2-е изд. — Л., 1925.

3. Граборов, А. Н. Очерки по олигофренопедагогике / А. Н. Граборов. — М., 1961.

4. Петрова, В. Г. Вклад А. Н. Граборова в отечественную олигофренопедагогику / В. Г. Петрова, Т. В. Шеверева, О. В. Дорошенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2010. — № 4 (40). — С. 17—20.

10

Специальное образование. 2015. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.